Научная статья на тему 'Влияние бионических закономерностей на дизайн автомобильной продукции'

Влияние бионических закономерностей на дизайн автомобильной продукции Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
195
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ / ТЕНДЕНЦИЯ / СТИЛИСТИКА / ДВЕРИ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / МАЛОТОКСИЧНЫЙ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Камбарова Ойдин Собиржановна

В данной работе проведён сравнительный анализ между биологией и техникой, решающей инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние бионических закономерностей на дизайн автомобильной продукции»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ВЛИЯНИЕ БИОНИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ НА ДИЗАЙН АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Камбарова О.С.

Камбарова Ойдин Собиржановна - доцент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной работе проведён сравнительный анализ между биологией и техникой, решающей инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов.

Ключевые слова: история автомобиля, тенденция, стилистика, двери, производитель, малотоксичный.

DOI: 10.24411/2413-7111-2019-10602

История автомобиля началась ещё в 1768 году вместе с созданием паросиловых машин, способных перевозить человека. В 1806 году появились первые машины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания на горючем газе, что привело к появлению в 1885 году повсеместно используемого сегодня газолинового или бензинового двигателя внутреннего сгорания. Машины, работающие на электричестве ненадолго появились в начале XX века, но почти полностью исчезли из поля зрения вплоть до начала XXI века, когда снова возникла заинтересованность в малотоксичном и экологически чистом транспорте.

По существу, раннюю историю автомобиля можно разделить на этапы, различающиеся преобладающим способом самоходного движения. Поздние этапы определялись тенденциями в размере и стилистике внешнего вида, а также предпочтениями в целевом использовании.

«Крыло чайки» (англ. gull-wing door, нем. Flugelturen) — термин из автомобильной промышленности, соответствующий двери автомобиля, закреплённой шарнирами не сбоку, а на крыше. Первый обладатель такой двери — спортивный Mercedes-Benz 300SL 1952 года (W194) и его негоночная модификация (W198) 1954 года.

Рис. 1. Спортивный Mercedes-Benz 300SL

В открытом положении двери похожи на образ чайки с раскрытыми крыльями. Обычные автомобильные двери, как правило, сочленены шарнирами своим передним краем. Дверь при этом распахивается горизонтально.

В отличие от Mercedes-Benz 300SL середины 1950-х и экспериментального Mercedes-Benz C111 начала 1970-х наиболее известные примеры негоночных автомобилей с дверями «крылья чайки» — это Bricklin SV-1 1970-х годов и DeLorean DMC-12 1980-х.

Рис. 3. DeLorean DMC-12

Несмотря на распространённое заблуждение, что двери «крылья чайки» лишь стилистический изыск, их конструкция является очень полезной в узких парковочных местах городов. Правильно спроектированым и отбалансированым, им требовался совсем небольшой боковой зазор (около 27,5 см в DeLorean), чтобы открыться и обеспечить посадку/высадку лучше, чем с обычными дверями. Самый заметный недостаток обладания дверей типа «крылья чайки» — невозможность выбраться из лежащего на крыше перевёрнутого автомобиля. Выбираться придётся через лобовое стекло. На DeLorean лобовое стекло может быть легко сброшено со своего места в случае опрокидывания.

Концепт-кар Volvo YCC, спроектированный женщинами для женщин имел двери «крылья-чайки», чтобы упростить размещение в машине детей или сумок с покупками.

Ламбо-двери.

Двери-ножницы (Двери гильотинного типа, англ. Scissor doors, Lamborghini doors, Lambo doors) — автомобильные двери, открывающиеся вертикально на неподвижном шарнире спереди двери в отличие от обычной двери с отпиранием на внешнюю сторону.

Первым автомобилем с дверями-ножницами был спроектированный Марчелло Гандини из фирмы Bertone концепт-кар Alfa Romeo Carabo 1968 года.

Рис. 4. Alfa Romeo Carabo

Стиль двери был продиктован желанием Г андини иметь новаторский дизайн и его заботой об очень скудной задней обзорности машины. Для того чтобы дать задний ход водитель должен был отодвинуть дверь и наклонить верхнюю часть тела в проём двери, чтобы посмотреть на задний обзор машины. Первым серийным автомобилем с дверями-ножницами был Lamborghini, а именно модель Гандини Countach; широкое шасси спортивных автомобилей создавало проблемы, подобные Carabo, требуя необычную дверную конфигурацию. Двери были использованы на преемнике Countach — Diablo, его замене Murcielago и на производной от Murcielago мелкосерийной модели Reventon. Используя экзотический стиль двери для нескольких своих автомобилей, итальянский производитель стал синонимом класса дверей под названием «двери-ножницы» [1, с. 110].

Типы

Существуют различные типы дверей-ножниц. Стандартный тип поворачивается на 90 градусов. Двери-ножницы могут оснащаться силовым приводом, что обычно и наблюдается.

• VLS

Двери VLS имеют конфигурацию дверей-ножниц. Самое большое различие в том, что они спроектированы так, чтобы перед открыванием вверх вначале открываться немного наружу. Это позволяет освободить раму двери и переднюю стойку кузова. Хотя двери-бабочка также отодвигаются наружу и двигаются вверх, их не относят к типу VLS, так как двери VLS отодвигаются наружу на гораздо меньший угол, чем двери-бабочка.

• 130 градусов

Хотя обычные двери-ножницы поворачиваются на 90 градусов, некоторые могут вплоть до 130; они обычно используются для модифицированных моделей автомобилей. Их выгода в том, что они не заграждают вход или выход в машину так сильно, как традиционные двери-ножницы. Двери VLS также могут поворачиваться на 130 градусов.

• Гибрид обычной двери и дверей-ножниц

Некоторые экземпляры дверей-ножницы спроектированы так, что могут открываться вертикально и, как в машине с обычной дверью, горизонтально. Их используют для получения преимуществ обоих типов дверей. Такие двери открывают наиболее подходящим для ситуации способом.

• Крыло бабочки

Крыло бабочки — тип дверей, часто использующихся в автомобилях высокого класса. Открываются подобно ламбо-дверям, однако в то время как те открываются

строго вверх, двери «Крылья бабочки» ещё отодвигаются наружу, что делает вход/выход легче за счёт сохранения дополнительного места.

Двери «Крылья бабочки» используются, помимо прочих, в моделях McLaren F1, Alfa Romeo 33 Stradale Saleen S7 (англ.), Enzo Ferrari, Toyota Sera — EXY-10 и Mercedes-Benz SLR McLaren. Такими дверями оснащали гоночные автомобили-прототипы Группы C и IMSA GTP/ Camel Lights (англ.) — с обтекаемым «фонарём», в котором находится пилот, залезть и вылезти из машины гораздо быстрее, чем с обычными дверями или дверями типа «Крыло чайки», особенно на тесном пит-лейне, таком как на круговой трассе Le Mans до 1991 года. С тех времён двери типа «крыло бабочки» ставят на многие быстроходные и гоночные автомобили с жёсткой крышей, такие как Toyota GT-One (англ.), Bentley Speed 8 (англ.) и свежего Peugeot 908 HDi FAP (англ.). Toyota Sera, выпущенная в 1990 году, выпускалась ограниченной серией исключительно для японского рынка.

Рис. 6. Alfa Romeo 33 Stradale

В заключение можно сказать, что бионика — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги [3, с. 81].

Список литературы

1. Кейлоу П. Принципы эволюции / Перевод с англ. М. Мир, 1986.

2. Математический энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1988.

3. Международные экологические акции в школе. 7-9 классы / авт.-сост. Г.А. Фадеева. Волгоград: Учитель, 2006. 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.