Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ БИОАКУСТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НА СОСТОЯНИЕ СТРЕССА КИБЕРСПОРТСМЕНОВ'

ВЛИЯНИЕ БИОАКУСТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НА СОСТОЯНИЕ СТРЕССА КИБЕРСПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРСПОРТ / СТРЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / БИОАКУСТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА / CYBERSPORTS / STRESS / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / BIOACOUSTIC CORRECTION / ELECTROENCEPHALOGRAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ашанина Е.Н., Сеник М.Н., Тайсаева С.Б., Скрипникова Н.Б.

Цель исследования - оценка перспектив использования метода биоакустической коррекции в целях психологической коррекции киберспортсменов. Методика и организация исследования. В контролируемом эксперименте с целью оценить перспективность использования метода биоакустической коррекции для психологической коррекции прошли исследование 20 киберспортсменов в возрасте от 18 до 25 лет. В ходе эксперимента испытуемый проводил 1 ч за игрой «Овервотч» в соревновательном режиме до процедуры биоакустической коррекции (БАК) и 1 ч после. По результатам игры оценивались: меткость, средний урон, среднее количество убийств, выполнение задачи. Оценка полученного стресса проводилась с помощью шкалы «Оценка психического состояния стресса PSM25 Лемура-Тесье-Филлион». Результаты исследования и выводы. По результатам эксперимента киберспортсмены основной группы показали значимое снижение уровня стресса и значимое увеличение эффективности по показателям меткости и выполнения задачи по сравнению с контрольной группой (группа плацебо). Улучшение пространственного ориентирования и координации своих действий с действиями команды, вероятнее всего, связано с улучшением синхронизации сенсомоторного ритма ЭЭГ. Снижение уровня стрессовых реакций на визуальные и звуковые раздражители во время соревновательной игры свидетельствует о положительном влиянии БАК на гармонизацию нейроактивности в бета- и тета-диапазонах затылочных и височных отделений головного мозга. Показатели урона и количества убийств не изменились, возможно, потому, что более согласованная игра предполагает распределение этих показателей в пользу остальных членов команды. Сделан вывод об эффективности метода биоакустической коррекции для психологической коррекции киберспортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ашанина Е.Н., Сеник М.Н., Тайсаева С.Б., Скрипникова Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS OF BIOACOUSTIC CORRECTION ON STRESS LEVEL IN CYBER ATHLETES

Objective of the study was to assess the application potential of the bioacoustic correction method for the psychological correction of cyber athletes. Methods and structure of the study. Subject to the controlled experiment were 20 cyber athletes aged 18-25 years. The subjects were tested to assess the application potential of the bioacoustic correction method for the psychological correction in cyber-sports. During the experiment, the subject was to spend 1 hour playing "Overwatch" in the competitive mode prior to bioacoustic correction and 1 hour after it. Based on the results of the game, we estimated the aiming accuracy, average damage, average number of kills, mission pursuit. The resultant stress level was estimated on the scale Lemyre-Tessier-Fillion Psychological Stress Measure (PSM25)". Results and conclusions. As follows from the study findings, the Experimental Group cyber athletes were found to have a significant reduction in the stress level and a significant improvement of the accuracy and mission pursuit as opposed to the Control Group (placebo group). Improving the abilities of spatial orientation and coordination of own motor actions with those of the team is most likely related to better synchronization of the sensorimotor rhythm of the EEG. The decrease in the level of stress responses to visual and auditory stimuli during competitions is indicative of the positive impact of bioacoustic correction on the harmonization of neuroactivity within the beta- and theta-bands of the occipital and temporal lobes of the brain. The damage and kill rates did not change, probably due to the fact that a more concerted game involves distributing these scores in favor of the rest of the team members. It was concluded that the bioacoustic correction method is effective in application to cyber athletes.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ БИОАКУСТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НА СОСТОЯНИЕ СТРЕССА КИБЕРСПОРТСМЕНОВ»

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

ВЛИЯНИЕ БИОАКУСТИЧЕСКОИ КОРРЕКЦИИ НА СОСТОЯНИЕ СТРЕССА КИБЕРСПОРТСМЕНОВ

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 10.09.2020 г.

Информация для связи с автором: senikm@ya.ru

Доктор психологических наук Е.Н. Ашанина1 Аспирант М.Н. Сеник3

Кандидат психологических наук С.Б. Тайсаева1 Кандидат психологических наук Н.Б. Скрипникова2

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

2 Московский педагогический государственный университет, Егорьевский филиал,Егорьевск

3 Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Санкт-Петербург

EFFECTS OF BiOACOUSTiC CORRECTiON ON STRESS LEVEL iN CYBER ATHLETES

Dr.Sc.Psych. E.N. Ashanina1 Postgraduate student M.N. Senik3 PhD S.B. Taisaeva1 PhD N.B. Skripnikova2

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

2 Moscow Pedagogical State University, Yegoryevsk Branch, Yegoryevsk

3 Saint Petersburg State Institute of Technology (Technical University) Saint Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - оценка перспектив использования метода биоакустической коррекции в целях психологической коррекции киберспортсменов. Методика и организация исследования. В контролируемом эксперименте с целью оценить перспективность использования метода биоакустической коррекции для психологической коррекции прошли исследование 20 киберспортсменов в возрасте от 18 до 25 лет. В ходе эксперимента испытуемый проводил 1 ч за игрой «Овервотч» в соревновательном режиме до процедуры биоакустической коррекции (БАК) и 1 ч после. По результатам игры оценивались: меткость, средний урон, среднее количество убийств, выполнение задачи. Оценка полученного стресса проводилась с помощью шкалы «Оценка психического состояния стресса PSM25 Лемура-Тесье-Филлион». Результаты исследования и выводы. По результатам эксперимента кибер-спортсмены основной группы показали значимое снижение уровня стресса и значимое увеличение эффективности по показателям меткости и выполнения задачи по сравнению с контрольной группой (группа плацебо). Улучшение пространственного ориентирования и координации своих действий с действиями команды, вероятнее всего, связано с улучшением синхронизации сенсомоторно-го ритма ЭЭГ. Снижение уровня стрессовых реакций на визуальные и звуковые раздражители во время соревновательной игры свидетельствует о положительном влиянии БАК на гармонизацию нейроактивности в бета- и тета-диапазонах затылочных и височных отделений головного мозга. Показатели урона и количества убийств не изменились, возможно, потому, что более согласованная игра предполагает распределение этих показателей в пользу остальных членов команды. Сделан вывод об эффективности метода биоакустической коррекции для психологической коррекции киберспортсменов.

Ключевые слова: киберспорт, стресс, психологическая коррекция, биоакустическая коррекция, электроэнцефалограмма.

Annotation

Objective of the study was to assess the application potential of the bioacoustic correction method for the psychological correction of cyber athletes. Methods and structure of the study. Subject to the controlled experiment were 20 cyber athletes aged 18-25 years. The subjects were tested to assess the application potential of the bioacoustic correction method for the psychological correction in cybersports. During the experiment, the subject was to spend 1 hour playing "Overwatch" in the competitive mode prior to bioacoustic correction and 1 hour after it. Based on the results of the game, we estimated the aiming accuracy, average damage, average number of kills, mission pursuit. The resultant stress level was estimated on the scale Lemyre-Tessier-Fillion Psychological Stress Measure (PSM25)". Results and conclusions. As follows from the study findings, the Experimental Group cyber athletes were found to have a significant reduction in the stress level and a significant improvement of the accuracy and mission pursuit as opposed to the Control Group (placebo group). Improving the abilities of spatial orientation and coordination of own motor actions with those of the team is most likely related to better synchronization of the sensorimotor rhythm of the EEG. The decrease in the level of stress responses to visual and auditory stimuli during competitions is indicative of the positive impact of bioacoustic correction on the harmonization of neuroactivity within the beta- and theta-bands of the occipital and temporal lobes of the brain. The damage and kill rates did not change, probably due to the fact that a more concerted game involves distributing these scores in favor of the rest of the team members. It was concluded that the bioacoustic correction method is effective in application to cyber athletes.

Keywords: cyber-sports, stress, psychological correction, bioacoustic correction, electroencephalogram.

Введение. Современная комплексная психологическая подготовка спортсменов предполагает использование современных методик психологической коррекции. Деструктивные последствия психологического стресса могут значительно снижать результативность спортсменов, отрицательно влияя на скорость реакции, меткость, коорди-

нацию движений, ориентацию в пространстве. Методики, основанные на принципах саморегуляции, биологической обратной связи, аудиовизуального воздействия, постоянно совершенствуются, используя новые технологии и находя свое воплощение в новых аппаратах психофизиологического воздействия [1].

30

http://www.teoriya.ru

№11 • 2020 Ноябрь | November

ПСИХОлОГИЯ СПОрТА

Оригинальным способом, решающим проблему адаптивной саморегуляции, является метод биоакустической коррекции (БАК), разработанный на базе ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» (Санкт-Петербург), основанный на преобразовании текущей ЭЭГ в акустический образ, в котором отображаются параметры текущей биоэлектрической активности мозга [2].

С 2016 г киберспорт признан в России официальным видом спорта. Современные исследования показывают, что агрессивные компьютерные игры в течение всего 10 мин значительно повышают уровень стресса киберспортсме-нов, включая психоэмоциональное напряжение, агрессию, сердечно-сосудистое возбуждение, аномально высокие уровни секреции кортизола, оказывают значительное воздействие на нейроактивность головного мозга [3-6].

Цель исследования - оценка перспектив использования метода биоакустической коррекции в целях психологической коррекции киберспортсменов.

Методика и организация исследования. Исследование прошли 20 киберспортсменов в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих соревновательный рейтинг в игре «Овервотч» («Overwatch») не ниже 3000.

Каждый испытуемый проводил 1 ч (плюс время, необходимое на завершение текущей игры) персонажем игры «Солдат-76» («Soldier-76») в соревновательном режиме до процедуры БАК и 1 ч после. По результатам игры оценивались следующие показатели эффективности: меткость в процентах (accuracy); средний урон за 10 мин (damage per 10 minutes); среднее количество убийств за 10 мин (eliminations per 10 min); выполнение задачи в процентах (время на объекте (objective time), разделенное на общее время матча). Кроме того, после каждого периода игры проводилось тестирование уровня полученного стресса с помощью шкалы «Оценка психического состояния стресса PSM25 Лемура-Тесье-Филлион» (Lemyr-Tessier-Fillion).

Процедура БАК проводилась с помощью компьютерного комплекса «Синхро-С». Биоэлектрическую активность головного мозга регистрировали в точках Fp1, Fp2, O1, O2 (по системе 10-20) относительно объединенного ушного электрода с частотой дискретизации 250 Гц при закрытых глазах. Длительность сеанса составляла 20 мин.

Основная группа испытуемых (ОГ), 10 человек, проходила процедуру БАК, которая заключалась в прослушивании испытуемыми акустического образа собственной ЭЭГ в реальном времени. В контрольной группе (КГ), 10 человек, прослушивали запись акустического образа ЭЭГ здорового взрослого человека, сделанную заранее (эффект плацебо).

Результаты исследования и их обсуждение. Все участники исследования, входившие в КГ, показали выраженное по сравнению с ОГ улучшение показателей эффективности по показателям меткости (повышение c 38,3 ± 5,2 до 45,4 ± 4,5 (p < 0,05)) и выполнения задачи (повышение с 5,2 ± 2,7 до 12,4 ± 3,7 (p < 0,05)).

Показатели урона и количества убийств не имели значимой положительной динамики в обеих группах.

ОГ также показала значимое снижение показателя стресса по шкале PSM-25, замеряемого после окончания игровой сессии: 92,3 ± 4,1 у ОГ против 121,8 ± 5,7 у КГ (p < 0,05) .

По результатам проводимого опроса испытуемые КГ чаще и увереннее отмечали следующие субъективные положительные эффекты БАК: спокойствие во время игры, скорость реакции, повышение меткости, правильное позиционирование, согласованность действий в команде.

Таким образом, процедуры БАК, проведенные в КГ, повлияли в первую очередь на меткость, улучшение пространственного ориентирования и координацию своих действий

с действиями команды, что, вероятнее всего, связано с улучшением синхронизации сенсомоторного ритма ЭЭГ

Снижение уровня стрессовых реакций на визуальные и звуковые раздражители во время игры свидетельствует о положительном влиянии БАК на гармонизацию нейроак-тивности в бета- и тета-диапазонах затылочных и височных отделений головного мозга.

Показатели урона и количества убийств не изменились, возможно, потому, что более согласованная игра предполагает распределение этих показателей в пользу остальных членов команды.

Вывод. Данные исследования показали перспективность использования метода биоакустической коррекции в целях психологической коррекции киберспортсменов, что подтверждается снижением уровня стресса и повышением эффективности киберспортсменов основной группы,проходивших процедуру БАК, по показателям меткости и выполнения задачи. Дальнейшие исследования должны быть направлены на диверсификацию испытуемых по половозрастной структуре, увеличение количества фиксируемых показателей эффективности киберспортсменов, расширение регистрируемых психофизиологических показателей стрессовых реакций.

Литература

1. Ашанина Е.Н. Современные исследования техник аудиовизуального воздействия (обзор отечественной и иностранной литературы за 2011-2018 гг.) / Е.Н. Ашанина, М.Н. Сеник // Вестник психотерапии. - 2018. - № 67 (72). - С. 44-65.

2. Константинов К.В. Саморегуляция психофизиологического состояния человека в условиях ЭЭГ-акустической обратной связи: дис. ... канд. биол. наук / К.В. Константинов. - СПб., 2002. - 121 с.

3. Стрельникова И.В. Компьютерные игры как компонент тренировочного процесса в подготовке юных спортсменов / И.В. Стрельникова, Г.В. Стрельникова // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции «Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы» (16-20 декабря 2014 г.). -С. 70-72.

4. Яворский А.Б. Влияние стимуляционных воздействий компьютерных игровых программ на состояние биоэлектрической активности головного мозга / А.Б. Яворский, М.А. Новоселов, Я.О. Мельник // Материалы конференции «Наука-2020». - 2017. - № 5 (16). - С. 45-51

References

1. Ashanina E.N., Senik M.N. Sovremennye issledovaniya tekhnik audiovizualnogo vozdeystviya (obzor otechestvennoy i inostrannoy literatury za 2011-2018 gg.) [Modern research of techniques of audiovisual impact (review of domestic and foreign literature for 20112018)]. Vestnik psikhoterapii. 2018. No. 67 (72). pp. 44-65.

2. Konstantinov K.V. Samoregulyatsiya psikhofiziologicheskogo sos-toyaniya cheloveka v usloviyakh EEG-akusticheskoy obratnoy svyazi [Self-regulation of psychophysiological state in conditions of EEG-acoustic feedback]. PhD diss.. St. Petersburg, 2002. 121 p.

3. Strelnikova I.V., Strelnikova G.V. Kompyuternye igry kak komponent trenirovochnogo protsessa v podgotovke yunykh sportsmenov [Computer games as component of training process in training of junior athletes]. Kompyuterny sport (kibersport): problemy i perspektivy [Computer sports (cyber sports): problems and prospects]. Proc. III nat. research-practical conference (December 16-20 2014 ). pp. 70-72.

4. Yavorskiy A.B., Novoselov M.A., Melnik Ya.O. Vliyanie stimulyatsion-nykh vozdeystviy kompyuternykh igrovykh programm na sostoyanie bioelektricheskoy aktivnosti golovnogo mozga [Influence of stimulation effects of computer game programs on bioelectric activity of the brain]. Nauka-2020 [Science-2020]. Conference proceedings. 2017. No. 5 (16). pp. 45-51

5. Hébert S., Béland R., Dionne-Fournelle O., Crête M., Lupien S.L., Physiological stress response to video-game playing: the contribution of built-in music. Life Sciences, Volume 76, Issue 20, 2005, pp. 23712380, ISSN 0024-3205, https://doi.org/10.1016/j.lfs.2004.11.011.

6. Krarup K.B., Krarup H.B., The physiological and biochemical effects of gaming: A review. Environmental Research. 2020. Volume 184. 109344. https://doi.org/10.1016/j.envres.2020.109344

7. Palaus, M., et al., 2017. Neural Basis of Video Gaming: A Systematic Review. Frontiers in Human Neuroscience. 2017. Vol. 11. Article 248. https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00248

8. Smith M.J., Birch P., Bright D., Identifying Stressors and Coping Strategies of Elite Esports Competitors. International Journal of Gaming and Computer-Mediated Simulations. 2019. Vol. 11. Pp. 2239. https://doi.org/10.4018/IJGCMS.2019040102

№ 11 • 2020 Ноябрь I November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.