Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ БАЗОВЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ БАЗОВЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
базовые жизненные ориентации / смелость бросить вызов трудностям / стрем-ление к внутренней гармонии / ясность жизненных целей / качество жизни / китайские студенты / basic life orientations / courage to challenge difficulties / striving for inner harmony / clarity of life goals / quality of life / Chinese students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цинь Пэнфэй

Качество жизни представляет собой сложный феномен, охватывающий физическое здоровье человека, его психическое состояние, социальные отношения, личные убеждения в их соотнесенно-сти с восприятием окружающей среды и поведением. В многоуровневом феномене качества жизни существенную роль играет направленность личности. В последнее время к этому вопросу обраща-ются всё чаще в связи с исследованием тех или иных социальных групп. Целью настоящего иссле-дования стало изучение соотношения базовых (субъект-объектных) ориентаций и качества жизни китайских студентов с учетом пола и курса обучения в вузе. Респондентами стали 600 студентов китайских университетов, 149 юношей (24,8 %) и 451 девушка (75,2 %) в возрасте от 17 до 25 лет (19,64 ± 3,29), из них 300 первокурсников и 300 четверокурсников. Использовались адаптирован-ные ранее автором на китайской выборке Опросник жизненных ориентаций Е. Ю. Коржовой и Крат-кая шкала качества жизни Бруннсвикена (BBQ). Проведен сравнительный анализ (t-критерий Стью-дента), корреляционный анализ (r-критерий Пирсона), а также линейный регрессионный анализ. Выявлен ряд различий между юношами и девушками, а также первокурсниками и старшекурсника-ми по отдельным характеристикам базовых жизненных ориентаций. При этом уровень качества жизни выше у девушек, по сравнению с юношами, и у первокурсников, по сравнению со старше-курсниками. Была выявлена тесная положительная связь базовых жизненных ориентаций (всех трех их измерений: смелость бросить вызов трудностям, стремление к внутренней гармонии, яс-ность жизненных целей) и качества жизни китайских студентов, а также позитивное влияние базо-вых жизненных ориентаций на качество их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цинь Пэнфэй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF BASIC LIFE ORIENTATIONS ON THE QUALITY OF LIFE OF CHINESE STUDENTS

Quality of life is a complex phenomenon that encompasses a person's physical health, mental state, social relationships, and personal beliefs in their correlation with environmental perception and behavior. Personality orientation plays an essential role in the multilevel phenomenon of life quality. Recently, this issue has been addressed more and more often, in connection with the study of certain social groups. The purpose was to study the ratio of basic (subject-object) orientations and the Chinese students' quality of life, taking into account seх and time of study at the university. The respondents were 600 students of Chinese universities, including 149 boys (24,8%) and 451 girls (75,2%); their age ranged from 17 to 25 years (19,64±3,29), 300 freshmen and 300 fourth-year students. The Questionnaire of Life Orientations by E.Y. Korjova and the Short Brunswicken Quality of Life Scale (BBQ), adapted earlier by the author on the Chinese sample, were used. Comparative analysis (Student's t-test), correlation analysis (Pearson's r-test), and linear regression analysis were performed. A number of differences were obtained between boys and girls, as well as first-year and senior students in certain characteristics of basic life orientations. At the same time, the level of quality of life is higher for girls compared to boys and for freshmen compared to seniors. There was a close positive relationship between basic life orientations (all three of their dimensions: the courage to challenge difficulties, the desire for inner harmony and clarity of life goals) and the Chinese students' quality of life, as well as the positive impact of basic life orientations on the quality of life of students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ БАЗОВЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 3. С. 83-91. УДК 159.9

DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.83-91

ВЛИЯНИЕ БАЗОВЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

П. Цинь

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

Качество жизни представляет собой сложный феномен, охватывающий физическое здоровье человека, его психическое состояние, социальные отношения, личные убеждения в их соотнесенности с восприятием окружающей среды и поведением. В многоуровневом феномене качества жизни существенную роль играет направленность личности. В последнее время к этому вопросу обращаются всё чаще в связи с исследованием тех или иных социальных групп. Целью настоящего исследования стало изучение соотношения базовых (субъект-объектных) ориентаций и качества жизни китайских студентов с учетом пола и курса обучения в вузе. Респондентами стали 600 студентов китайских университетов, 149 юношей (24,8 %) и 451 девушка (75,2 %) в возрасте от 17 до 25 лет (19,64 ± 3,29), из них 300 первокурсников и 300 четверокурсников. Использовались адаптированные ранее автором на китайской выборке Опросник жизненных ориентаций Е. Ю. Коржовой и Краткая шкала качества жизни Бруннсвикена (BBQ). Проведен сравнительный анализ (t-критерий Стью-дента), корреляционный анализ (r-критерий Пирсона), а также линейный регрессионный анализ. Выявлен ряд различий между юношами и девушками, а также первокурсниками и старшекурсниками по отдельным характеристикам базовых жизненных ориентаций. При этом уровень качества жизни выше у девушек, по сравнению с юношами, и у первокурсников, по сравнению со старшекурсниками. Была выявлена тесная положительная связь базовых жизненных ориентаций (всех трех их измерений: смелость бросить вызов трудностям, стремление к внутренней гармонии, ясность жизненных целей) и качества жизни китайских студентов, а также позитивное влияние базовых жизненных ориентаций на качество их жизни.

Ключевые слова: базовые жизненные ориентации; смелость бросить вызов трудностям; стремление к внутренней гармонии; ясность жизненных целей; качество жизни; китайские студенты.

Финансирование. Исследование проведено при поддержке Государственного комитета по стипендиям КНР (грант № 202008520059).

THE IMPACT OF BASIC LIFE ORIENTATIONS ON THE QUALITY OF LIFE OF CHINESE STUDENTS

P. Qin

Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia)

Quality of life is a complex phenomenon that encompasses a person's physical health, mental state, social relationships, and personal beliefs in their correlation with environmental perception and behavior. Personality orientation plays an essential role in the multilevel phenomenon of life quality. Recently, this issue has been addressed more and more often, in connection with the study of certain social groups. The purpose was to study the ratio of basic (subject-object) orientations and the Chinese students' quality of life, taking into account seх and time of study at the university. The respondents were 600 students of Chinese universities, including 149 boys (24,8%) and 451 girls (75,2%); their age ranged from 17 to 25 years (19,64±3,29), 300 freshmen and 300 fourth-year students. The Questionnaire of Life Orientations by E.Y. Korjova and the Short Brunswicken Quality of Life Scale (BBQ), adapted earlier by the author on the Chinese sample, were used. Comparative analysis (Student's t-test), correlation analysis (Pearson's r-test), and linear regression analysis were performed. A number of differences were obtained between boys and girls, as well as first-year and senior students in certain characteristics of basic life orientations. At the same time, the level of quality of life is higher for girls compared to boys and for freshmen compared to seniors. There was a close positive relationship between basic life orientations (all three of their dimensions: the courage to challenge difficulties, the desire for inner harmony and clarity of life goals) and the Chinese students' quality of life, as well as the positive impact of basic life orientations on the quality of life of students.

© Цинь П., 2024

Keywords: basic life orientations; courage to challenge difficulties; striving for inner harmony; clarity of life goals; quality of life; Chinese students.

Acknowledgments. The study was conducted with the support of the China Scholarship Council (grant No. 202008520059).

1. Введение

Известно, что люди с позитивными жизненными ориентирами успешнее справляются с возникающими в жизни трудностями [1]. В последнее время к этому вопросу обращаются все чаще, что связано с исследованием различных социальных групп. В Китае проведено много исследований качества жизни, но мало таких, которые направлены на изучение жизненной ориентации. В 2007 году Лю Чжи-цзюнь и Чэнь Хуэйчан адаптировали шкалу жизненной ориентации, разработанную Шей-ером и другими в 1994 году [2; 3], и с тех пор исследования жизненных ориентаций официально начались в области китайской психологии. Исследования жизненных ориентаций и качества жизни проводились только на клинических пациентах [4], а среди студенческой молодежи изучались в основном ценностные, а не жизненные ориентации [5; 6]. До настоящего времени в Китае не проводилось исследований о взаимосвязи жизненных ори-ентаций и качества жизни среди китайских студентов, особенно в сравнении первокурсников и старшекурсников (студентов 1-го и 4-го курсов). В связи с развитием экономических и культурных связей между Китаем и Россией это исследование способствует взаимопониманию между народами двух стран. Данное исследование из серии межкультурных, оно предоставляет предварительные данные для последующего сравнения с российскими студентами (1-го и 4-го курсов).

2. Теоретический обзор

Для студентов уже само поступление в вуз может стать стрессовым событием в жизни. Им приходится не только сталкиваться с новой средой обитания и отличными от привычных межличностными отношениями, но и приобретать новые навыки, опыт учебы. Многие впервые надолго уезжают из дома. По сравнению со своими сверстниками, не обучающимися в вузе, студенты имеют худшие показатели здоровья, в том числе психического, особенно это касается депрессии и тревоги [7; 8]. По мере повышения уровня тревоги у студентов снижается уровень оптимизма, и это значительно ухудшает каче-

ство жизни [9]. Исследования показали, что позитивные жизненные ориентиры оказывают положительное влияние на развитие личности студентов, уменьшают проявления депрессии, повышают психологическую гибкость и устойчивость [10]. Поэтому важно изучить взаимосвязь между жизненной ориентацией студентов и качеством жизни.

Качество жизни — это сложное понятие, охватывающее в целом физическое здоровье человека, его психическое состояние, социальные отношения, личные убеждения в их соотнесенности с восприятием окружающей среды и поведением [11]. Начиная с 1990-х годов термин «качество жизни» довольно часто используется в исследованиях жизненных ориентаций, поскольку было показано, что отношение к жизни, ее восприятие и взгляды человека на жизнь влияют на его здоровье и успешность [12]. Так, в ряде исследований рассматривалась взаимосвязь между позитивными жизненными ориентирами и самочувствием лиц, проходящих курс восстановительных процедур после перенесенного инфаркта миокарда или готовящихся к коронарному шунтированию. Было показано, что существует положительная взаимосвязь между оптимистическим взглядом на жизнь и ожиданием выздоровления и ин-тернальным локусом контроля [13; 14]. В других аналогичных исследованиях было выявлено, что позитивные жизненные ориентации играют важную роль в решении многих проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем [15; 16]. Более того, было показано, что пессимистический настрой может привести к прогрессированию заболевания [17].

Жизненные ориентации дополняют черты личности и имеют сложную структуру [18], представляя собой субъективную установку личности справляться с жизнью со стремлением переживать положительные эмоциональные состояния, а также улучшать уровень межличностных отношений и социальной адаптации [19]. Позитивная жизненная ориентация предполагает, что индивид способен быть более терпимым к факторам в

своем текущем окружении и с большей вероятностью позитивно оценивает текущие условия жизни, а значит, демонстрирует более высокий уровень качества жизни. Позитивная жизненная ориентация во многом конституционально обусловлена и характеризуется высокой степенью жизненной стабильности [20]. В настоящем исследовании мы обращаемся к изучению связи базовых жизненных ориентаций и качества жизни китайских студентов. Таковыми выступают субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях, имеющие определенную структуру [21]. Ранее было показано, что лица с субъектной ориентацией занимают активную жизненную позицию, а с объектной — пассивную.

3. Организация исследования

В исследовании приняли участие 600 студентов китайских вузов: 149 юношей (24,8 %) и 451 девушка (75,2 %) в возрасте от 17 до 25 лет (19,64 ± 3,29) - 300 первокурсников и 300 четверокурсников. Использовались две психодиагностические методики (Опросник жизненных ориентаций Е. Ю. Коржовой [21] и Шкала качества жизни Бруннсвикена [22]), адаптированные нами на китайской выборке.

Адаптированная китайская версия Опросника жизненных ориентаций включает 11 пунктов, образующих 3 фактора: смелость бросить вызов трудностям; стремление к внутренней гармонии; ясность жизненных целей [23]. В китайской версии опросника, в отличие от оригинальной, используется пятибалльная шкала оценивания: чем выше балл, тем более выражена субъектная ориентация и активная жизненная позиция. Китай-

Сравнительный анализ показателей базо

китайских с

ская версия опросника жизненных ориентаций имеет удовлетворительные психометрические характеристики: x2/df = 3,20; CFI = = 0,95; TLI = 0,93; RMSEA = 0,06; SRMR = 0,04. Коэффициент а равен 0,83. Адаптированная нами китайская версия Шкалы качества жизни Бруннсвикена [24] представляет собой одномерную шкалу с 12 пунктами. Используется 5-балльная шкала: чем выше балл, тем выше качество жизни. Психометрические характеристики адаптированной версии также удовлетворительны: x2/df = 3,97, CFI = 0,93, TLI = 0,91, RMSEA = 0,07, SRMR = 0,05. Коэффициент а шкалы составил 0,91.

Исследование проводилось с использованием программы SPSS 22.0 для описательного статистического анализа, вычисления достоверности различий в силу нормальности распределения с помощью t-критерия Стьюдента, корреляционного анализа (г-кри-терия Пирсона), а также линейного регрессионного анализа.

4. Результаты исследования

В ходе исследования были рассмотрены различия в базовых жизненных ориентациях в зависимости от пола и уровня образования. Результаты показали (табл. 1), что итоговый показатель субъект-объектных ориентаций у девушек значительно выше, чем у юношей; также у них достоверно выше значение показателя качества жизни. При этом у юношей выше, чем у девушек, значение показателя «смелость бросить вызов трудностям». У первокурсников выше значение итогового показателя субъект-объектных ориентаций, а по показателю качества жизни достоверных различий нет.

Таблица 1 жизненных ориентаций и качества жизни ентов (М±ст)

Показатель Юноши (n = 149 J Девушки (n = 451J t-критерий 1-й курс 4-й курс (n = 300J t-критерий

Итоговый показатель базовых жизненных ориентаций 43,66 ± 12,51 54,50 ± 19,29 -10,83*** 63,54 ± 19,21 40,07 ± 6,00 23,47***

Смелость бросить вызов трудностям 13,59 ± 2,89 12,76 ± 2,94 0,83** 12,93 ± 3,05 13,01 ± 2,85 -0,09

Стремление к внутренней гармонии 15,43 ± 2,51 15.36 ± 2,47 0,76 15,38 ± 2,48 15,38 ± 2,48 0,00

Ясность цели в жизни 11,51 ± 2,39 11,61 ± 1,90 -0,10 11,48 ± 2,17 11,68 ± 1,88 -0,20

Качество жизни 51,38 ± 20,16 55,38 ± 19,92 -4,01* 54,97 ± 20,13 53,81 ± 19,97 1,16

Примечание. * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

Результаты корреляционного анализа чимых положительных взаимосвязей (все переменных (см. рис.) показали наличие зна- p < 0,01), включая взаимосвязь итогового

балла жизненных ориентаций и общего балла качества жизни (г = 0,25, p < 0,01); коэффициент корреляции между различными измерениями жизненных ориентаций варьировал от 0,47 до 0,58; среди них значимыми являются коэффициенты корреляции между

смелостью бросать вызов трудностям и качеством жизни (г = 0,37, p < 0,01), стремлением к внутренней гармонии и качеством жизни (г = 0,39, p < 0,01), ясностью жизненных целей и качеством жизни (г = 0,45, p < 0,01).

Взаимосвязь показателей базовых жизненных ориентаций и качества жизни китайских студентов (г-коэффициент Пирсона): ** - р < 0,01

Для проверки влияния показателей жизненных ориентаций на качество жизни был проведен регрессионный анализ и тестирование на мультиколлинеарность (табл. 2). Предварительные результаты показали, что R2 = 0,25, а значение F-критерия ^ = 64,91, р < 0,001), это дает основания провести регрессионный анализ. Дальнейшее регрессионное тестирование показало, что для качества жизни значимы переменные «смелость

Показатели жизненных ориентаций как

бросать вызов трудностям» (в = 0,16, t = 3,73, p < 0,001), «стремление к внутренней гармонии» (в = 0,16, t = 3,47, p < 0,01), «ясность цели в жизни» (в = 0,28, t = 6,15, p < 0,001). Результаты теста на мультиколлинеарность показали - все значения коэффициента инфляции дисперсии (VIF) были меньше 10, что указывает на отсутствие линейной зависимости между объясняющими переменными [25].

Таблица 2 предикторы качества жизни (N = 600)

Переменная Нестандартизированные коэффициенты Стандартизированные коэффициенты Коэффициент инфляции дисперсии (VIF)

в Se в t

Свободный член регрессионного уравнения -11,11 4,89 -

Смелость бросать вызов трудностям 1,08 0,29 0,16 3,73*** 1,42

Стремление к внутренней гармонии 1,27 0,37 0,16 3,47** 1,61

Ясность цели в жизни 2,77 0,45 0,28 6,15*** 1,65

Примечание. ** - p < 0,01, *** - p < 0,001.

5. Обсуждение результатов

По данным настоящего исследования можно сделать вывод, что у девушек более выражена субъектная жизненная ориентация, чем у юношей, также качество жизни у них значительно выше, чем у юношей, что согласуется с результатами предыдущих исследований удовлетворенности жизнью [26]. И жизненная ориентация, и качество жизни, по сути, являются отражением отношения к жизни: девушки уделяют больше внимания деталям своей жизни и более усердны в учебе, предъявляя более высокие требования к будущему. Юноши же зачастую сосредоточиваются на ярких событиях в мире, предъявляя меньше требований к повседневной жизни. Однако юноши значительно превосходят девушек по параметру готовности противостоять трудностям, более охотно участвуя в решении сложных задач и мероприятиях, связанных с риском, в то время как девушки более осторожны и осмотрительны. Исследование также показало, что студенты первого курса имеют более выраженную субъектную жизненную ориентацию, чем студенты четвертого курса. Новизна университетской жизни и надежды на будущее облегчают первокурсникам восприятие позитивных факторов среды и мобилизацию для борьбы с негативными факторами. Не секрет, что к выпуску активность жизненной позиции студентов снижается.

Результаты исследования показали -существует значимая положительная связь между различными показателями базовых (субъект-объектных) жизненных ориента-ций, их итоговым показателем, с одной стороны, и качеством жизни - с другой, что согласуется с результатами предыдущих исследований, в которых лица с позитивной жизненной ориентацией имеют более высокое качество жизни [27; 28]. Субъектная жизненная ориентация предполагает, что люди более активно воспринимают позитивные аспекты своей жизни и более терпимо относятся к негативным аспектам, что способствует повышению качества жизни. Позитивная жизненная ориентация обычно связана с высокой самооценкой, оптимизмом и удовлетворенностью жизнью, а способность человека регулировать восприятие себя и окружающей среды приводит к более высоким требованиям к жизни и, соответственно, значительному повышению ее качества.

Исследование также показало, что жизненные ориентации оказывают положительное влияние на качество жизни, а три ее измерения (смелость бросить вызов трудностям, стремление к внутренней гармонии и ясность жизненных целей) могут существенно и положительно влиять на качество жизни. Качество жизни включает в себя психологические, физические, духовные и социальные аспекты, является субъективной оценкой благополучия [29]. Три измерения жизненной ориентации также в определенной степени отражают духовные, психологические и социальные качества человека, и чем активнее жизненная позиция, тем больше человек готов противостоять трудностям, способен стремиться к внутренней гармонии и иметь четкие цели, а значит, достигать баланса в разных аспектах своей жизни, демонстрируя тем самым более высокий уровень ее качества. В то же время позитивная жизненная ориентация является результатом удовлетворения потребностей личности в безопасности, принадлежности, принятии и социальной идентичности [30]. В этом состоянии человек может воспринимать позитивные элементы жизни, имеет высокие надежды на будущее, более мотивирован на выполнение задач, имеет более высокое чувство самоэффективности, поэтому качество его жизни выше.

6. Выводы

В настоящем исследовании на большой выборке китайских студентов выявлен ряд различий между юношами и девушками, а также первокурсниками и старшекурсниками по характеристикам базовых (субъект-объектных) ориентаций. При этом уровень качества жизни выше у девушек, по сравнению с юношами, и у первокурсников, по сравнению со старшекурсниками. Была выявлена тесная положительная связь базовых жизненных ориентаций и качества жизни китайских студентов, а также позитивное влияние базовых жизненных ориентаций на качество их жизни. Использованные психодиагностические методики были адаптированы и психометрически обоснованы автором на китайской выборке, что важно для оценки достоверности полученных данных. В дальнейшем эти результаты должны быть также более глубоко проанализированы в социокультурном контексте, чтобы повысить их практическую значимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Diener E. Subjective well-being // Psychological bulletin. - 1984. - Vol. 9, № 3. - P. 542-575. - DOI: 10.1037/00332909.95.3.542.

2. Liu Z. J., Chen H. C. Preliminary Revision of the Life Orientation Scale in Middle School Students // Chinese Journal of Clinical Psychology. - 2007. - Vol. 15, № 6. -P. 135-137. - D0I:10.3969/j.issn.1005-3611. 2007.02.008.

3. Scheier M. F., Carver C. S., Bridges, M. W. Distinguishing optimism from neuroticism (and trait anxiety, self-mastery, and self-esteem): A reevaluation of the Life Orientation Test // Journal of Personality and Social Psychology. - 1994. - Vol. 67, № 6. -P. 1063-1078. - DOI: 10.1037/00223514.67.6.1063.

4. Chen M., Sun Y. M., Wang L. Correlation between life orientation and anxiety in patients hospitalized for coronary heart disease // Chinese Journal of Modern Nursing. - 2008. - Vol. 14, № 14. - P. 15721574.

5. Zhang T. G., Qu, W. Y, Zhang Y. H., Lin L. C. Survey and reflection on college students' life value orientation // The Real World. - 2004. - № 4. - P. 69-72.

6. Gao Y., Lin Z., Li Z. A survey and analysis of college students' life value orientation and personality traits // Journal of Shanghai University: Social Science Edition. - 1999. -№ 6. - P. 90-97.

7. Stewart-Brown S., Evans J., Patterson J. et al. The health of students in institutes of higher education: an important and neglected public health problem? // Journal of Public Health. - 2000. - Vol. 22, № 4. -P. 492-499. - DOI: 10.1093/pubmed/22.4. 492.

8. Tomoda A., Mori K., Kimura M. et al. One-year prevalence and incidence of depression among first-year university students in Japan: A preliminary study // Psychiatry and clinical neurosciences. -2000. - Vol. 54, № 5. - P. 583-588. - DOI: 10.1046/j.1440-1819.2000.00757.x.

9. Saeed B., Arshad F., Jamal Y., et al. Effect of optimism, pessimism and anxiety on life orientation test-revised scale among university students // Asian Journal of Allied Health Sciences (AJAHS). - 2020. - Vol. 5, № 1. - P. 19-25. - DOI: 10.52229/ ajahs.v5i1.639.

10. Sun W., Zhang L. Impact of dispositional optimism and psychological resilience on depression of university students // Occupation and Health. - 2017. - Vol. 33, № 8. - P. 1066-1068+1073. - DOI: 10.13329/j.cnki.zyyjk.2017.0329.

11. Bonomi A. E., Patrick D. L., Bushnell D. M., Martin M. Validation of the United States' version of the world health organization quality of life (WHOQOL) instrument // Journal of Clinical Epidemiology. - 2000. -

Vol. 53, № 1. - P. 1-12. - DOI: 10.1016/ S0895-4356(99)00123-7.

12. Katschnig H. Quality of life in mental disorders: challenges for research and clinical practice // World psychiatry. - 2006. -Vol. 5, № 3. - P. 139-145.

13. Солодухин А. В., Беззубова В. А., Кухаре-ва И. Н. и др. Взаимосвязь психологических характеристик внутренней картины болезни и копинг-поведения пациентов с ишемической болезнью сердца с параметрами их когнитивного статуса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. -2017. - Т. 14, № 2. - С. 178-189. - DOI: 10.22363/2313-1683-2017-14-2-178-189.

14. Milicic D., Brajkovic L., Ljubas Macek J. et al. Type a personality, stress, anxiety and health locus of control in patients with acute myocardial infarction // Psychiatria danubina.

- 2016. - Vol. 28, № 4. - P. 409-414.

15. Новикова К. А., Касимова С. Г. Связь позитивного мышления, смысложизненных ори-ентаций и жизнестойкости у студентов // Концепт. - 2013. - Т. 7, № 23. - С. 71-75.

16. Avvenuti G., Baiardini I., Giardini A. Optimism's explicative role for chronic diseases // Frontiers in Psychology. - 2016.

- № 7. - Art. 295. - DOI: 10.3389/fpsyg. 2016.00295.

17. Степанов И. Л., Моисейчева О. В. Клинико-психопатологические особенности депрессий с различным типом аффекта у больных с хроническими соматическими заболеваниями вне обострения // Социальная и клиническая психиатрия. - 2016. - Т. 26, № 4. - С. 26-31.

18. Prusak J., Kwapis K., Pilecka B., Chemperek A., Krawczyk A., Jabfonski M., Nowakowski K. The quality of life, meaning in life, positive orientation to life and gratitude of Catholic seminarians in Poland: A comparative analysis // Archive for the Psychology of Religion. - 2021. - Vol. 43, № 1. - P. 78-94. - DOI: 10.1177/ 0084672420983488.

19. Alessandri G., Caprara G. V., Tisak J. The unique contribution of positive orientation to optimal functioning: Further explorations // European Psychologist. - 2012. - Vol. 17, № 1. - P. 44-54. - DOI: 10.1027/1016-9040/a000070.

20. Caprara G. V., Fagnani C., Alessandri G. et al. Human optimal functioning: The genetics of positive orientation towards self, life, and the future // Behavior Genetics. - 2009. -Vol. 39, № 3. - P. 277-284. - DOI: 10.1007/ s10519-009-9267-y.

21. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена : Союз, 2002. - 335 с.

22. Lindner P., Frykheden O., Forsstrom D. et al. The Brunnsviken Brief Quality of life scale (BBQ): Development and psychometric evaluation // Cognitive behaviour therapy. -2016. - Vol. 45, № 3. - P. 182-195.

23. Коржова Е. Ю., Цинь П., Веселова Е. К., Дворецкая М. Я. Структура базовых жизненных ориентаций: этнокультурный аспект (на примере китайской версии Опросника субъект-объектных ориентаций) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2023. - Т. 13, № 4. - С. 493-508. -DOI: 10.21638/spbu16.2023. 404.

24. Цинь П. Китайская версия краткой шкалы качества жизни Бруннсвикена // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2022. - №. 4. -Art. 3057. - URL: http://emissia.org/offline/ 2023/3215.htm (дата обращения: 02.05.2024).

25. Tripathi G. Review of Econometric methods by J. Johnston and J. DiNardo // Econometric Theory. - 2000. - Vol. 16, № 1. - P. 139142. - URL: http://www.jstor.org/stable/ 3533165 (дата обращения: 02.05.2024).

26. Joshanloo M., Jovanovic V. The relationship between gender and life satisfaction: analysis across demographic groups and global regions // Arch Womens Ment Health. -2020. - Vol. 23. - P. 331-338. - DOI: 10.1007/s00737-019-00998-w.

27. Li J., Xu X., Sun J. et al. Activities of daily living, life orientation, and health-related quality of life among older people in nursing homes: a national cross-sectional study in China // Qual Life Re. - 2020. - Vol. 29. -P. 2949-2960. - DOI: 10.1007/s11136-020-02571-w.

28. Prusak J., Kwapis K., Pilecka B. et al. The quality of life, meaning in life, positive orientation to life and gratitude of Catholic seminarians in Poland: A comparative analysis // Archive for the Psychology of Religion. - 2021. - Vol. 43, № 1. - P. 78-94.

- DOI: 10.1177/0084672420983488.

29. Haas B. K. A multidisciplinary concept analysis of quality of life // Western Journal of Nursing Research. - 1999. - Vol. 21, № 6.

- P. 728-742. - DOI: 10.1177/019394599 22044153.

30. Stras-Romanowska M. Los czlowieka jako problem psychologiczny. Podstawy teoretyczne. - Wroclaw : Wydawnictwo Uniwersytetu Wrodawskiego, 1992. - 130 s.

- URL: https://philpapers.org/rec/SROLCJ (дата обращения: 02.05.2024).

REFERENCES

1. Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin, 1984, vol. 95, no. 3, pp. 542-575. DOI: 10.1037/0033-2909.95.3. 542.

2. Liu Z.J., Chen H.C. Preliminary Revision of the Life Orientation Scale in Middle School Students. Chinese Journal of Clinical Psychology, 2007, vol. 15, no. 6, pp. 135-137. DOI: 10.3969/j.issn. 1005-611.2007.02.008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Scheier M.F., Carver C.S., Bridges M.W. Distinguishing optimism from neuroticism (and trait anxiety, self-mastery, and self-esteem): A reevaluation of the Life Orientation Test. Journal of Personality and

Social Psychology, 1994, vol. 67, no. (6), pp. 1063-1078. DOI: 10.1037/0022-3514. 67.6.1063.

4. Chen M., Sun Y. M., Wang L. Correlation between life orientation and anxiety in patients hospitalized for coronary heart disease. Chinese Journal of Modern Nursing, 2008, vol. 14, no. (14), pp. 1572-1574.

5. Zhang T.G., Qu, W.Y., Zhang Y.H., Lin L.C. Survey and reflection on college students' life value orientation. The Real World, 2004, no. 4, pp. 69-72.

6. Gao Y., Lin Z., Li Z. A survey and analysis of college students' life value orientation and personality traits. Journal of Shanghai University: Social Science Edition, 1999. no. 6, pp. 90-97.

7. Stewart-Brown, S., Evans, J., Patterson, J. et al. The health of students in institutes of higher education: an important and neglected public health problem? Journal of Public Health, 2000, vol. 22, no. 4, pp. 492499. DOI: 10.1093/pubmed/22.4.492.

8. Tomoda A., Mori K., Kimura M., Takahashi T., Kitamura T. One-year prevalence and incidence of depression among first-year university students in Japan: A preliminary study. Psychiatry and clinical neurosciences, 2000, vol. 54, no. 5, pp. 583-588. DOI: 10.1046/j.1440-1819.2000.00757.x.

9. Saeed B., Arshad F., Jamal Y. et al. Effect of optimism, pessimism and anxiety on life orientation test-revised scale among university students. Asian Journal of Allied Health Sciences (AJAHS), 2020, vol. 5, no. 1, pp. 19-25. DOI: 10.52229/ajahs.v5i1.639.

10. Sun W., Zhang L. Impact of dispositional optimism and psychological resilience on depression of university students. Occupation and Health, 2017, vol. 33, no. 8, pp. 10661068+1073. DOI: 10.13329/j.cnki.zyyjk. 2017.0329.

11. Bonomi A.E., Patrick D.L., Bushnell D.M., Martin M. Validation of the United States' version of the world health organization quality of life (WHOQOL) instrument. Journal of clinical epidemiology, 2000, vol. 53, no. 1, pp. 1-12. DOI: 10.1016/S0895-4356(99) 00123-7.

12. Katschnig H. Quality of life in mental disorders: challenges for research and clinical practice. World psychiatry, 2006, vol. 5, no. 3, pp. 139-145. URL: https://pubmed. ncbi.nlm.nih.gov/17139340.

13. Solodukhin A.V., Bezzubova V.A., Kukhareva I.N. et al. The relationship of psychological characteristics of the internal picture of the disease and coping behavior of patients with coronary heart disease with the parameters of their cognitive status. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika = RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2017, vol. 14, no. 2, pp. 178-189. DOI: 10.22363/2313-1683-2017-14-2-178-189. (In Russian).

14. Milicic D., Brajkovic L., Ljubas Mace, J. et al. Type a personality, stress, anxiety and health locus of control in patients with acute myocardial infarction. Psychiatria danubina, 2016, vol. 28, no. 4, pp. 409-414.

15. Novikova K.A., Kasimova S.G. The connection of positive thinking, life orientations and resilience among students. Kontsept, 2013, vol. 7, no. 23, pp. 71-75. (In Russian).

16. Avvenuti G., Baiardini I., Giardini A. Optimism's explicative role for chronic diseases. Frontiers in Psychology, 2016, no. 7, art. 295. DOI: 10.3389/fpsyg.2016. 00295.

17. Stepanov I.L., Moiseicheva O.V. Clinical and psychopathological features of depressions with different types of affect in patients with chronic somatic diseases without exacerbation. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya, 2016, vol. 26, no. 4, pp. 26-31. (In Russian).

18. Prusak J., Kwapis K., Pilecka B., Chemperek A., Krawczyk A., Jabtonski M., Nowakowski K. The quality of life, meaning in life, positive orientation to life and gratitude of Catholic seminarians in Poland: A comparative analysis. Archive for the Psychology of Religion, 2021, vol. 43, no. 1, pp. 78-94. DOI: 10.1177/0084672420983488.

19. Alessandri G., Caprara G.V., Tisak J. The unique contribution of positive orientation to optimal functioning: Further explorations. European Psychologist, 2012, vol. 17, no. 1, pp. 44-54. DOI: 10.1027/1016-9040/a000070.

20. Caprara G.V., Fagnani C., Alessandri G. et al. Human optimal functioning: The genetics of positive orientation towards self, life, and the future. Behavior Genetics, 2009, vol. 39, no. 3, pp. 277-284. DOI: 10.1007/s10519-009-9267-y.

21. Korzhova E.Yu. Psychological cognition of human fate. St. Petersburg, RGPU im. A.I. Gertsena publ., Soyuz publ., 2002. 335 p. (In Russian).

22. Lindner P., Frykheden O., Forsström D. et al. The Brunnsviken Brief Quality of life scale (BBQ): Development and psychometric evaluation. Cognitive behaviour therapy, 2016, vol. 45, no. 3, pp. 182-195.

23. Korzhova E.Yu., Tsin' P., Veselova E.K., Dvoretskaya M.Ya. The structure of basic life

Информация о статье

Дата поступления 3 мая 2024

Дата принятия в печать 10 июля 2024

Сведения об авторе

Цинь Пэнфэй - аспирант кафедры общей и социальной психологии Российского государственного педагогического университета

orientations: Ethno-cultural aspect (using the example of the Chinese version of the Subject-Object Orientations Questionnaire). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya = Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 2023, vol. 13, no. 4, pp. 493-508. DOI: 10.21638/spbu16.2023. 404 (In Russian).

24. Tsin' P. The relationship between the quality of life and the level of depression of Chinese students. Pis'ma v Emissiya. Offlayn = The Emissia. Offline Letters, 2023, no. 2, art. 3215, available at: http://emissia.org/ offline/2023/3215.htm (date of access: May 05, 2024). (In Russian).

25. Tripathi G. Review of econometric methods by J. Johnston and J. DiNardo. Econometric Theory, 2000, vol. 16, no. 1, pp. 139-142, available at: http://www.jstor.org/stable/353 3165 (date of access: May 02, 2024).

26. Joshanloo M., Jovanovic V. The relationship between gender and life satisfaction: analysis across demographic groups and global regions. Arch Womens Ment Health, 2020, vol. 23, pp. 331-338. DOI: 10.1007/s00737-019-00998-w.

27. Li J., Xu X., Sun J. et al. Activities of daily living, life orientation, and health-related quality of life among older people in nursing homes: a national cross-sectional study in China. Qual Life Re, 2020, vol. 29, pp. 29492960. DOI: 10.1007/s11136-020-02571-w.

28. Prusak J., Kwapis K., Pilecka B. et al. The quality of life, meaning in life, positive orientation to life and gratitude of Catholic seminarians in Poland: A comparative analysis. Archive for the Psychology of Religion, 2021, vol. 43, no. 1, pp. 78-94. DOI: 10.1177/0084672420983488

29. Haas B.K. A multidisciplinary concept analysis of quality of life. Western Journal of Nursing Research, 1999, vol. 21, no. 6, pp. 728-742. DOI: 10.1177/01939459922 044153.

30. Stras-Romanowska M. The fate of man as a psychological problem. Theoretical basics. Wroclaw, Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 1992. 130 p., available at: https://philpapers.org/rec/SROLCJ (date of access: May 02, 2024). (In Polish).

Article info

Received May 3, 2024 Accepted July 10, 2024

About the author

Qin Pengfei - PhD student at the Department of General and Social Psychology, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-

им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия). Адрес для корреспонденции: 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48. E-mail: [email protected]. ORCID 00000002-1577-1700. SPIN-код 8975-8060. AuthorID 1199310.

Petersburg, Russia). Postal address: 48, nab. reki Moiki, Saint-Petersburg, 191186, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID 00000002-1577-1700. RSCI SPIN-code 8975-8060. AuthorID 1199310.

Для цитирования

Цинь П. Влияние базовых жизненных ориен-таций на качество жизни китайских студентов // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 3. - С. 83-91. -DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.83-91.

For citations

Qin P. The Impact of Basic Life Orientations on the Quality of Life of Chinese Students. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology ", 2024, no. 3, pp. 83-91. DOI: 10.24147/24106364.2024.3.83-91. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.