Научная статья на тему 'Влияние барьерной функции границы на развитие приграничных муниципальных образований'

Влияние барьерной функции границы на развитие приграничных муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
119
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЬЕРНАЯ ФУНКЦИЯ / РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ПРИГРАНИЧЬЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / BARRIER FUNCTION / RUSSIAN-UKRAINIAN BORDER / MUNICIPALITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сапрыка Виктор Александрович, Вавилов Андрей Николаевич, Пастюк Александр Владимирович, Погорельский Максим Борисович

В статье рассматриваются механизмы влияния барьерной функции границы на различные аспекты социальной, экономической и культурной жизни муниципальных образований. Представлен анализ причин и последствий специфических условий развития приграничных муниципалитетов. Предлагаются рекомендации по минимизации негативного воздействия барьерной функции границы на социально-экономическое и иные направления развития приграничья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сапрыка Виктор Александрович, Вавилов Андрей Николаевич, Пастюк Александр Владимирович, Погорельский Максим Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE BARRIER FUNCTION OF THE BORDER ON THE DEVELOPMENT OF BORDER MUNICIPALITIES

The article discusses the mechanisms of the influence of the barrier function of the border on various aspects of the social, economic and cultural life of municipalities. An analysis of the causes and consequences of specific conditions for the development of border municipalities is presented. Recommendations are offered on minimizing the negative impact of the barrier function of the border on the socio-economic and other areas of border development.

Текст научной работы на тему «Влияние барьерной функции границы на развитие приграничных муниципальных образований»

УДК 316.4

РО! 10.34823/332.2020.2.51390

В.А. САПРЫКА доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета*

А.Н. ВАВИЛОВ кандидат политических наук, докторант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова**

А.В. ПАСТЮК кандидат социологических наук, ассистент кафедры социальных технологий и государственной

службы Белгородского государственного национального исследовательского университета***

М.Б. ПОГОРЕЛЬСКИЙ старший преподаватель социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета****

Влияние барьерной функции границы на развитие приграничных муниципальных образований

В статье рассматриваются механизмы влияния барьерной функции границы на различные аспекты социальной, экономической и культурной жизни муниципальных образований. Представлен анализ причин и последствий специфических условий раз-

* Сапрыка Виктор Апександрович(e-mail: sapryka@bsu.edu.ru)

** Вавилов Андрей Никопаевич(e-mail: VavilovAN@gmail.com)

*** Пастюк Александр Владимирович^-т^Н: pastyuk_a@bsu.edu.ru)

**** Погорельский Максим Борисович^-тшИ: pogorelskiy@bsu.edu.ru)

вития приграничных муниципалитетов. Предлагаются рекомендации по минимизации негативного воздействия барьерной функции границы на социально-экономическое и иные направления развития приграничья.

Ключевые слова: барьерная функция, российско-украинское приграничье, муниципальные образования.

V.A. SAPRYKA Doctor of Sociology, Assistant Professor, Head of the Department of Social Technologies and Public Service, Belgorod National Research University

A.N. VAVILOV

Candidate of Political Science, PhD student at Moscow state University named after M.V. Lomonosov

A.V. PASTYUK PhD, Assistant of the Department of Social

Technologies and Public Service, Belgorod National Research University

M.B. POGORELSKIY Senior lecturer of the Department of Social

Technologies and Public Service, Belgorod National Research University

The influence of the barrier function of the border on the development of border municipalities

The article discusses the mechanisms of the influence of the barrier function of the border on various aspects of the social, economic and cultural life of municipalities. An analysis of the causes and consequences of specific conditions for the development of border municipalities is presented. Recommendations are offered on minimizing the negative impact of the barrier function of the border on the socio-economic and other areas of border development.

Keywords: barrier function, Russian-Ukrainian border, municipalities.

Границы между государствами представляют собой сложное общественное явление, связанное с фундаментальными основами политико-территориального устройства общества.

Само появление и последовательное формирование четко обозначенных на местности и на географических картах линий было вызвано исторически сложившимися условиями, возникшими в результате развития человеческого общества. Изначально, на ранних стадиях становления института государственности значение границ было определяющим фактором для многих противоречий, зачастую социально-экономического характера. Территориальные вопросы на протяжении многих столетий ставились во главу угла в международных отношениях, причем возникающие при этом противоречия и пути их разрешения создали предпосылки для формирования некоторых канонов нынешней внешней политики. Безусловным выглядит тот факт, что именно барьерная, разделяющая функция границы, о которой подробнее будет говориться ниже, была основной при создании тех границ, которые появлялись на картах мира в античные времена и в эпоху средних веков.

В новое время, а также в современном мире барьерная функция является существенным источником законотворческой деятельности государственных органов. Борьба с контрабандой, различными преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела и внешнеэкономической деятельности стала неотъемлемой частью повседневной жизни приграничных территорий. Наличие развитого правоохранительного и фискального аппарата (таможня, пограничная служба, транспортный, ветеринарный, фито-сани-тарный контроль) не только способствует сохранению общественного порядка, но и обеспечивает значительные финансовые поступления в доходную часть государственного бюджета. Таким образом, можно утверждать о косвенном влиянии барьерной функции и на экономическое благополучие государства.

При организации границ и придании им конкретных функций органы власти решают задачи, затрагивающие безопасность и развитие своей экономики, охрану суверенитета. Но в то же время отдельные функции границы способны влиять на социально-экономические процессы на приграничных территориях в таких формах, которые не были запланированы государственными институтами. В данном случае мы можем утверждать, что имеет место некая не-

предсказуемость влияния границ на прилегающие территории, что само по себе заслуживает пристального внимания ученых и исследователей.

В зарубежной литературе приграничное пространство все чаще исследуется не только в административном, но и в культурном, экономическом и социальном аспектах. Данный факт обусловлен растущей глобализацией мировой экономики, развитием регионального взаимодействия, интенсивными изменениями на политической карте мира, углублением и расширением демократии в общественном развитии. Кроме того, неоднозначность и разнородность влияния границ на процессы развития приграничных территорий в последние десятилетия обусловлены значительными качественными изменениями экономических показателей на фоне относительного неблагополучия в плане криминогенной обстановки, что связано с контрабандой и преступлениями коррупционной направленности. В отечественной науке функции государственной границы разделяют на 3 основные группы - контактные (коммуникативные), фильтрующие и барьерные1. Каждая из этих функций влияет на повседневную жизнь жителей пограничных районов вполне определенным, конкретным образом. Это обуславливает необходимость принимать во внимание наличие границы органами местного самоуправления и федеральными органами власти при принятии административных решений.

Зарубежные исследователи выделяют четыре основные функции государственной границы. Первая функция - разделяющая, определяет роль границы как межгосударственного барьера. Вторая функция - контактная, подчеркивает возможности приграничного пространства для межгосударственных и межнациональных коммуникаций и взаимодействия. Дифференцирующая функция границы позволяет выявить объективные различия между социальными общностями, что представляется необходимым для упорядочивания международного пространства. Последняя функция границы - символическая, определяет влияние границы на идентичности, ценности и социальные нормы населения приграничного пространства2. Все перечисленные функции

1 Гукова И.Н., Сапрыка В.А., Пастюк А.В. Особенности реализации молодежных проектов приграничного сотрудничества // Казанский педагогический журнал, 2016, № 114(1), с. 215-219.

2 Sohn C. Modelling cross-border integration: the role of borders as a resource

тесно взаимосвязаны, формируя комплекс факторов, определяющих место и роль государственной границы в социально-экономическом развитии не только приграничного региона, но и всего государства.

Необходимо отметить, что общественное развитие приграничных муниципальных образований и пограничных территорий в целом требует самого тщательного изучения в условиях возрастающего значения присутствия границы. Наличие четко обозначенной географической линии, разделяющей два государства, оказывает кардинальное влияние на различные аспекты общественной и экономической жизни всего региона. В частности, приграничное положение Белгородской области на протяжении более двух десятков лет определило активное развитие внешнеэкономической деятельности, способствовало созданию многочисленных государственных и бизнес-структур. Это, в свою очередь, обусловило формирование и дальнейшее расширение особого сегмента на региональном рынке труда, укрепление и стабилизацию экономики региона.

Барьерная, разделяющая функция границы в последние годы приобрела особое значение именно в российско-украинском приграничье. Этому способствовало обострение политических противоречий, углубление (зачастую искусственное) этнического расслоения населения приграничных территорий. Населением приграничных муниципалитетов за время существования границы с Украиной с 1992 г. были выработаны особые механизмы взаимодействия и общения. Этому способствовала политика обоих государств, основанная на осознании культурно-исторической общности жителей российско-украинского приграничья. Примером здесь может служить законодательно закрепленный упрощенный порядок пересечения границы гражданами, имеющими прописку в районах, непосредственно включающих в свою географическую территорию участок границы. Однако после политических катаклизмов на Украине ситуация в корне изменилась, преференции населению приграничья были отменены, барьерная функция границы усилилась. Более того, отдельные категории российских граждан утратили возможность посещать соседние украинские регионы, не

// Geopolitics, 2014, № 19, р. 587-608.

имея официального приглашения от родственников, обладающих украинским гражданством. Данная ситуация выглядит особенно негативно на фоне недавних крепких межличностных связей, в постсоветскую эпоху обусловивших частые поездки и в Россию, и на Украину граждан обоих государств с самыми различными целями.

Рассматривая в качестве объекта исследования различные направления развития приграничных муниципальных образований, прежде всего выделим занятость населения. Наличие «твердой» границы создало специфичные условия для формирования особого взгляда жителей приграничья на свою трудовую деятельность. Проблема недостатка рабочих мест, характерная для малых и средних муниципальных образований в целом по стране, под воздействием географической близости границы приобретает особый смысл. Это выражается в том, что трудоспособные граждане рассматривают возможность заработков с помощью перемещения товаров через границу как наиболее привлекательную. Причем не всегда законным путем. Об этом свидетельствует тот факт, что более половины дел об административных правонарушениях, оформленных Белгородской таможней за весь период ее деятельности, заведены на жителей приграничья.

Данная ситуация выявляет отрицательное влияние барьерной функции границы на вопрос занятости населения. При этом возникает объективная необходимость особого подхода к рассмотрению этой проблемы как органами местного самоуправления (на своем уровне), так и федеральными органами власти.

Следующим аспектом жизнедеятельности населения приграничья следует выделить его духовное и культурное развитие. В этом плане основное значение имеет контактная функция границы. Однако в условиях усиления барьерной функции значение контактной снижается. Отечественные ученые считают, что функция «контактности» является одним из основных признаков границы. Это свойство находит свое отражение в проницаемости административных границ, что способствует перемещению через них товаров, услуг, населения и даже культуры1.

1 Вардомский Л.Б., Голунова С.В. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Москва, 2002, с. 62.

Как отмечает Н.М. Межевич, между сильными или соперничающими государствами возможно возникновение промежуточных территориальных зон, которые по сути могут быть самостоятельными историко-культурными образами. Такие территории, не имея формального двойного подчинения, идентифицируются как предел1.

Сформированное ранее общее социокультурное пространство за последние годы претерпело значительные изменения, во много утратив свое изначальное значение. Кроме того, в условиях углубления российско-украинских противоречий, связанных с осложнением геополитической ситуации в последние месяцы 2018 г. и в первые месяцы 2019 гг., позитивные прогнозы возможного развития духовно-культурного взаимодействия жителей приграничных территорий можно расценивать как по меньшей мере сомнительные. Данные факты в значительной степени снижают вероятность позитивного диалога между двумя государствами, который мог бы способствовать оздоровлению политических и духовно-культурных отношений в целом. Исходя из этого, формируется фактор недоверия и снижается уровень социальной сплоченности местных сообществ, когда собственные цели личности, местного сообщества и региона приобретают максимальную важность, особенно на территории приграничных регионов, где частота межкультурных воздействий наиболее высока2.

Одним из объектов исследования, определяющим возможные направления минимизации негативного воздействия барьерной функции границы на развитие приграничных муниципальных образований, выделим осознание местным населением специфичности данного развития относительно внутренних регионов. Самоидентификация жителями приграничья себя как особой, отличной от других части общества способна повысить гражданскую активность в деле решения проблем, связанных с разделяющей функцией границы.

Исследователи Института приграничного сотрудничества и интеграции г. Белгорода в 2017 г. провели социологическое

1 Межевич Н.М. Границы в современном мире: новые качества в условиях глобализации. // Псковский регионологический журнал, 2006, № 3, с. 3.

2 Бабинцев В.П., Реутов Е.В., Сапрыка В.А. Политико-культурная делимитация приграничных регионов России и Украины в оценках экспертного сообщества // Регионология, 2012, № 90, с. 45.

исследование, целью которого явилось определение степени осознания жителями пограничных регионов отличий своего положения по сравнению с населением внутренних регионов. География опроса включала в себя три области, имеющие «твердую» границу с другим государством -Белгородскую, Курскую и Воронежскую.

Чуть больше половины респондентов в Белгородской (52,85%) и Курской областях (51,65%) высказали мнение, что такие отличия есть. Отрицательный ответ выбрали 32,13% и 27,93% респондентов соответственно.

При этом в Воронежской области практически все опрошенные отмечают существование отличий в развитии муниципалитетов приграничья и центральных регионов страны. Данный вариант ответа в этом регионе выбрали 94,01% респондентов. Отметили, что таких отличий нет, лишь 4,49% опрошенных.

Данные исследования свидетельствуют о том, что население приграничья четко осознает специфичность как своего геополитического положения относительно внутренних регионов, так и следующие из этого перспективы развития муниципальных образований. Это, возможно, является следствием воздействия барьерной функции границы, определяющей, наряду с иными функциями, формирование особого мышления у местного населения. Этот факт необходимо принимать во внимание органам местного самоуправления при планировании и реализации мероприятий, минимизирующих негативное влияние барьерной функции границы на развитие приграничных муниципальных образований.

В решении вопросов, связанных с влиянием барьерной функции границы на развитие муниципальных образований, огромное значение имеет подготовка квалифицированных кадров органов местного самоуправления. В современных условиях прогнозирование потребности в квалифицированных кадрах для органов местного самоуправления, вопросы их подготовки, переподготовки, повышения квалификации и опережающего образования по стандартам третьего поколения должны находиться в центре внимания органов власти и управления.

Кроме того, налицо необходимость в проведении эффективного мониторинга показателей, содержащих данные по реализации мероприятий, направленных на снижение

барьерного воздействия границы на развитие приграничных муниципальных образований.

Одним из конструктивных вариантов решения вопроса нехватки рабочих мест в приграничных муниципальных образованиях представляется создание при местных органах власти координационных советов с привлечением представителей бизнеса и руководителей государственных организаций. Деятельность такого совета должна содействовать рациональному распределению трудовых ресурсов и развитию системы профориентации. Положительный эффект работы советов существенно снизит негативное воздействие барьерной функции границы на рынок труда, выражающийся в участии местного населения в незаконной внешнеэкономической деятельности. Кроме того, немаловажную роль в решении проблемы криминализации жителей приграничья должны сыграть систематизированные, тщательно проработанные профилактические мероприятия. Такие мероприятия необходимо регулярно проводить в местных образовательных учреждениях, эффективно повышая общий уровень осведомленности молодежи о рынке труда в регионе. При этом возникает перспектива решения еще одной немаловажной проблемы - оттока молодых специалистов из сельской местности в крупные административные центры.

Среди возможных решений проблемы духовно-культурного взаимодействия населения приграничья можно выделить разработку интеграционных культурных проектов, проведение совместных фестивалей национальных культур на уровне приграничных муниципальных образований. Регулярность и постоянство, тщательное планирование и разнообразная тематическая направленность таких мероприятий вызовут искренний интерес и поддержку населения. Это будет способствовать духовному сближению людей, налаживанию новых межличностных контактов и возрождению прошлых связей, основанных на осознании культурной общности. В этом случае барьерная функция границы в определенной степени утратит отрицательное влияние на духовно-культурную интеграцию населения приграничья.

Таким образом, очевидно, что барьерная функция границы, если говорить о российско-украинском приграничье, оказывает в основном негативное влияние на развитие приграничных муниципальных образований. Для минимизации этого влияния необходимы:

- создание при органах муниципальной власти в приграничных регионах координационных советов с участием представителей общественности для выработки проектов по увеличению рабочих мест на производстве и в бизнес-структурах;

- подготовка и проведение программ повышения квалификации и переподготовки для муниципальных служащих органов местного самоуправления;

- содействие местных органов власти организациям и гражданам в реализации их инициатив, направленных на решение проблем занятости;

- проведение совместных культурных мероприятий на территории приграничных муниципальных образований, способствующих духовной интеграции;

- разработка стратегии возрождения особых культурных традиций приграничных территорий, основанных на осознании населением своего особенного положения относительно внутренних регионов;

- проведение совместных исследований по актуальным вопросам российской и украинской истории.

Реализация данных мероприятий позволит не только снизить отрицательное воздействие барьерной функции границы на развитие приграничья. Будет выработана инновационная платформа для создания и эффективной реализации общегосударственных программ и стратегий приграничного сотрудничества. Снижение барьерной функции границы будет способствовать укреплению межличностных связей и общественного взаимодействия жителей приграничных территорий, что, в свою очередь, обусловит оздоровление общей социально-политической обстановки в рамках российско-украинских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.