Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 282 — 291. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):282 — 291.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Научная статья УДК 656:338
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-282-291 NIION: 2007-0062-1/24-045
EDN: https://elibrary.ru/XLYXWD MOSURED: 77/27-004-2024-01-245
Влияние автомобильных международных транспортных коридоров на региональное развитие
Виталий Валериевич Пономаренко
Российский новый университет, Москва,
Россия, [email protected]
Аннотация. Цель статьи — исследование проблемы воздействия автомобильных международных транспортных коридоров (АМТК) на региональное развитие. Актуальность вопросов, поднятых в статье, определяется слабой научно-практической разработанностью данной проблемы, а также ее важностью с точки зрения планирования регионального развития и формирования экономического потенциала регионов России.
Автором доказывается, что развитие АМТК сопровождается повышением эффективности локальной транспортной сети, улучшением сообщения с удаленными территориями. Строительство транспортных развязок как новых узловых элементов зоны влияния АМТК будет создавать новые инвестиционные возможности для развития территорий, делая их инвестиционно-привлекательными для открытия новых объектов производства, хранения, обслуживания. Кроме того, развитие АМТК может способствовать социальной стойкости, поскольку инвестиции в транспорт увеличивают количество рабочих мест в других секторах экономики, снижают уровень безработицы и балансируют спрос и предложение рабочей силы. Сформулировано положение, в соответствии с которым чем мощнее система транспортных коридоров, чем качественнее разные виды транспорта связаны в единую логистическую систему, чем больше технологий и инноваций задействованы в процессе перевозок, тем страна более развита, партнерство с ней более привлекательно, а сама страна имеет более четкий вектор дальнейшего развития. При этом зоной воздействия АМТК на региональное развитие следует считать максимально допустимую отдаленность территории, на которой ощущается социально-экономическое, логистическое влияние АМТК. Исходя из сказанного, зоны влияния АМТК на территориальное развитие можно разделить на три условно отдельные подзоны: технологическую, функциональную, зону отдаленного воздействия.
Сделан вывод, что факт наличия и развития системы АМТК следует рассматривать в качестве важнейшего фактора территориального развития России. Благодаря функционированию АМТК региональная экономика получает новые стимулы роста, диверсификацию экономической деятельности, снижение уровня безработицы и повышение уровня жизни населения.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, международный транспортный коридор, регион, экономика, развитие, зоны, воздействие, зоны, стейкхолдеры, инфраструктура
Для цитирования: Пономаренко В.В. Влияние автомобильных международных транспортных коридоров на региональное развитие // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 282 — 291. https://doi.org/10.2441 2/ 2073-3305-2024-1-282-291. EDN: https://elibrary.ru/XLYXWD.
REGIONAL AND SECTOR ECONOMY
Original article
Impact of road international transport corridors on regional development
Vitaly V. Ponomarenko
Russian New University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The purpose of the article is to study the problem of the impact of international automobile transport corridors (AMTC) on regional development. The relevance of the issues raised in this article is determined by the weak scientific and practical elaboration of this problem, as well as its importance from the point of view of planning regional development and forming the economic potential of the regions of Russia.
The author proves that the development of the AMTC is accompanied by an increase in the efficiency of the local transport network, improved communication with remote territories. The construction of transport interchanges as
© Пономаренко В.В., 2024
new nodal elements of the AMTC zone of influence will create new investment opportunities for the development of territories, making them investment-attractive for the opening of new production, storage, and maintenance facilities. In addition, the development of AMTC can contribute to social resilience, as investments in transport increase the number of jobs in other sectors of the economy, reduce unemployment and balance the supply and demand of labor. A provision has been formulated according to which the more powerful the system of transport corridors, the better the different types of transport are connected into a single logistics system, the more technologies and innovations are involved in the transportation process, the more developed the country is, the partnership with it is more attractive, and the country itself has a clearer vector of further development. At the same time, the zone of influence of the AMTC on regional development should be considered the maximum permissible remoteness of the territory in which the socio-economic, logistical influence of the AMTC is felt. Based on the above, the zones of influence of the AMTC on territorial development can be divided into three conditionally separate subzones: technological, functional, and remote impact zone.
It is concluded that the fact of the existence and development of a system of international automobile transport corridors should be considered as the most important factor in the territorial development of Russia. Thanks to the functioning of the AMTC, the regional economy receives new growth incentives, diversification of economic activity, reduction of unemployment and improvement of the standard of living of the population.
Keywords: road transport, international transport corridor, region, economy, development, zones, impact, zones, stakeholders, infrastructure
For citation: Ponomarenko V.V. Impact of road international transport corridors on regional development // Obra-zovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):282 — 291. (In Russ.). ht-tps://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-282-291. EDN: https://elibrary.ru/XLYXWD.
Введение. Длительный исторический опыт доказывает существование тесной взаимозависимости между обеспечением социально-экономических интересов региональных экономик и развитием международного транспортного взаимодействия, которое осуществляется в рамках функционирования международных транспортных коридоров (МТК).
Группа экспертов Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН определяет МТК как часть определенной национальной или международной транспортной системы, которая, основываясь на технико-технологических и организационно-правовых условиях функционирования, способствует международным перевозкам на определенные расстояния [1].
Важнейшую роль в осуществлении международных перевозок играют автомобильные международные транспортные коридоры (АМТК), способствующие экономико-хозяйственным изменениям территорий, через которые они проходят, в связи с чем важной задачей для уравновешенного регионального развития является исследование зон влияния международных транспортных коридоров, учитывая, что такое зонирование является важнейшим условием стратегического планирования территориального развития.
Следует подчеркнуть, что вопросы регионального развития в зонах влияния международных транспортных коридоров не имеют должного теоретического обоснования.
Отдельные работы, в которых данная проблема поднимается, носят, как правило, фрагментарный характер, имея в виду, что в этих иссле-
дованиях проблема воздействия АМТК на региональное развитие не является основной, в связи с чем важность данной проблематики возрастает. Обращаясь к имеющимся исследованиям, отметим, что Л.Н. Поспелова представила основные системные принципы формирования полифункциональных общественно-транспортных узлов как целостной системы, способствующей повышению эффективности транспортно-экспе-диционных услуг. Автор указывает, что формирование системы многофункциональных транспортных узлов влияет на развитие структуры территорий. Такие узлы притягивают к себе все новые функции, превращаясь из мест транзита транспортных потоков в общественные центры районного или общегородского значения [2].
В свою очередь, Е.Г. Шепилова занималась пространственным аспектом формирования транспортной политики государства, в том числе принципами организации трансграничных территорий, указывая, что обустройство транспортных коридоров является важным условием развития трансграничных территорий. Автор констатировала, что пространственная структура коридора является урбанизированной зоной с развитой системой расселения со значительным культурным и социально-экономическим потенциалом, что может быть следствием и условием взаимодействия АМТК и региональных экономических и социокультурных систем [3].
А.В. Троилина рассматривает АМТК как долю мировой транспортной системы, дающую импульс для динамичного пространственного развития территорий в зоне его влияния, способствует созданию единого торгового рынка и
дальнейшей интеграции региона в мезоэкономи-ческую систему [4].
Зарубежные исследователи S. Nebojsa, M. Sasa, H. Danilovic [5] также отмечают тот факт, что АМТК являются важнейшим фактором регионального развития, формируют экономическую специализацию региона, стимулируют его социально-экономическое развитие, указывая, что улучшение транспортной инфраструктуры расширяет рынки и возможности развития территорий неравномерно, поскольку фактор удаленности территории от АМТК является в данном случае решающим для ее развития.
Данные исследования, а также работы таких авторов, как Е.М. Кожокин [6], Э.А. Мамаев, Д.В. Сорокин [7], П.А. Пегин, Д.М. Немчинов, А.А. Ильин [8], Е.В. Пустынникова [9], Л.А. Уварова [10], Л.С. Федоров, А.В. Кормишова, М.В. Мальцева, А.Д. Чудновский, М.М. Гамбург [11], создают надлежащую теоретическую базу для того, чтобы рассматривать АМТК как существенный фактор регионального развития, однако сама данная проблема все еще требует дополнительных исследований.
Научная новизна данного исследования состоит в уточнении направлении воздействия автомобильных международных транспортных коридоров (АМТК) на региональное развитие; выделение подзон воздействия АМТК на территорию региона.
В этой связи целью данной статьи является поиск эффективных путей решения комплексной проблемы воздействия автомобильных международных транспортных коридоров на региональное развитие.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели: рассмотреть вопросы, связанные с воздействием АМТК на региональное развитие; структурировать зоны данного воздействия и конкретизировать интересы стейкхолдеров, связанных с функционированием АМТК.
Теоретическая значимость данной работы состоит в уточнении направления влияния АМТК на лиц, заинтересованных в функционировании коридора, в структурировании пространственного воздействия АМТК на регион.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты возможно использовать в процессе стратегического планирования регионального развития, при написании научных статей по проблематике, связанной с влиянием транспортной системы на развитие регионов.
Методология. Методологическим основанием данной работы является системный подход, по-
зволяющий выявить ряд взаимосвязей, а именно: взаимосвязь регионального развития с функционированием АМТК; взаимосвязь между функционированием АМТК и интересами стейкхол-деров. В процессе исследования автором использовался ряд общенаучных методов исследования (анализ, синтез), а также методика структурирования зон регионального развития с учетом воздействия АМТК.
Результаты. Логистическая привлекательность государства — это обобщенная характеристика совокупности географических, экономических, организационных предпосылок, обуславливающих возможность эффективного применения привлекательности для дальнейшего ее развития.
Россия имеет развитую транспортную систему. Транспорт является неотъемлемой частью российской экономики. Конкретно транспорт является главным инвентарем привлечения валюты в страну. Хорошо отлаженная система транспорта, эффективно функционирующая, является необходимым условием для развития торгово-экономических отношений, обеспечивает потребности населения и производств, а также является важным звеном стабильного развития экономики страны. Из этого можно сделать вывод: чем мощнее система транспортных коридоров, чем качественнее разные виды транспорта связаны в единую логистическую систему, чем больше технологий и инноваций задействованы в процессе перевозок, тем страна более развита, партнерство с ней более привлекательно, а сама страна имеет более четкий вектор дальнейшего развития.
Согласно определению, представленному в Таможенной энциклопедии, международный транспортный коридор — это комплекс наземных и водных транспортных магистралей с соответствующей инфраструктурой на определенном направлении, включая вспомогательные сооружения, подъездные пути, пограничные переходы, сервисные пункты, грузовые и пассажирские терминалы, оборудование для управления движением, организационно-технических мероприятий, законодательных и нормативных актов, обеспечивающих перевозку грузов и пассажиров на уровне, отвечающем требованиям международных и Национальных стандартов [12].
В исследовании [13] отмечается, что транспортные коридоры имеют как физическое, так и функциональное измерение. Что касается физического измерения, транспортные коридоры состоят из одного или нескольких маршрутов-направлений, соединяющих экономические центры как внутри одной страны, так и между странами. Эти маршруты состоят из различных эле-
ментов, обеспечивающих транспортное сообщение посредством предоставления различных услуг.
Большинство коридоров предназначены в первую очередь для содействия региональному экономическому росту путем предоставления транспортных и логистических услуг городам и странам вдоль коридора.
В настоящее время важнейшим элементом транспортной системы становятся АМТК, осуществляющие воздействие на состояние регионального развития.
Среди основных направлений положительного влияния АМТК на развитие территорий мож-
но выделить инфраструктурное, экономическое, демографическое и туристско-рекреационное направление (рис. 1).
Развитие АМТК сопровождается повышением эффективности локальной транспортной сети, улучшением сообщения с удаленными территориями. Строительство транспортных решений как новых узловых элементов зоны влияния АМТК будет создавать новые инвестиционные возможности для развития территорий, делая их инвестиционно-привлекательными для открытия новых объектов производства, хранения, обслуживания.
Рис. 1. Направления воздействия АМТК на региональное развитие
Источник: составлено автором.
Воздействие транспортного коридора является как краткосрочным, так и долгосрочным. Долгосрочное влияние возникает после полного внедрения коридора. Внедрение транспортных коридоров также влияет на стейкхолдеров
в зависимости от их географического расположения относительно коридора и представляемого ими уровня — национального, регионального, местного (табл. 1).
Таблица 1. Направления влияния АМТК на лиц, заинтересованных в функционировании коридора
Государственные стейкхолдеры Рыночные стейкхолдеры
Уровень государственного регулирования Меры политики Группы Полученные преимущества
Национальные органы власти — ответственные за транспортную политику и управление, рынок труда и экономический рост Поддержка и усовершенствование функциональной системы транспорта Транспортные операторы — грузовые перевозки Операторы, расположенные в районах узлов коридора, получат значительную выгоду от инвестиций в транспортную инфраструктуру
Региональные органы власти — ответственные за региональное планирование и развитие общественного транспорта Управление системой расселения, которое претерпевает изменения в результате перемещения рабочей силы из одного региона вдругой, ближе к коридору Транспортные операторы — пассажиры Поставщики пассажирских перевозок извлекут выгоду, поскольку увеличится спрос на региональные и в определенной степени трансграничные поездки
Местная власть Смягчение последствий перемещения населения и экономической деятельности Промышленность (по большей части перерабатывающая и экспортно ориентированные предприятия) — товары В узлах коридоров и транзитных зонах эти отрасли выиграют, поскольку становится легче экспортировать товары из одной страны в другую
Сектор услуг (в частности, индустрия туризма, консалтинговая индустрия) — предоставление услуг В узлах коридоров и транзитных зонах сектор услуг получит значительную выгоду от лучшего сообщения, поскольку увеличится доступ к большему количеству и более квалифицированной рабочей силы. Это обусловит рост спроса на предоставление услуг
Пассажиры / пользователи (путешественники, которые путешествуют на автобусе или автомобилем, а также потребители товаров и услуг) Пользователи и пассажиры, находящиеся в узлах коридора и в транзитных зонах,получат значительную выгоду от сообщения, поскольку доступность между узлами коридора и время в пути значительно сократится. Кроме того, потребители могут извлечь выгоду от снижения цен на товары и услуги в результате повышения производительности и снижения транспортных расходов
Источник: составлено автором.
Таким образом, развитие АТМК может способствовать социальной стойкости, поскольку инвестиции в транспорт увеличивают количество рабочих мест в других секторах экономики, снижают уровень безработицы и балансируют спрос и предложение рабочей силы. С точки зрения экономической устойчивости они способствуют повышению экономической производительности, а следовательно, экономическому процветанию в этих областях, имеющих улучшенный доступ к коридору. Строительство и развитие автомагистралей как новой урбанистической структуры высшего порядка будет определять также в будущем направления развития урбанизацион-
ных узлов, которые будут влиять на систему расселения на определенной территории.
Кроме того, территории зон влияния АМТК содержат разнообразные туристические ресурсы, которые сегодня обычно малоизвестны и слабо используются, поэтому формирование транспортных коридоров будет способствовать использованию этих ресурсов. А это, в свою очередь, приведет к экономическому, социальному и градостроительному развитию территорий зоны влияния.
В то же время воздействие АМТК на региональное развитие может быть не только положительным. Основными направлениями негативного влияния являются административно-территориальное, градостроительное и экологическое (рис. 2).
Рис. 2. Негативные последствия развития АМТК
Источник: составлено по данным [4].
Для решения задач оптимизации и адаптации территории в зоне воздействия АМТК необходимо соответствующим образом осуществлять поддержку развития данных территорий.
Как указывает П.А. Пегин, Д.М. Немчинов, А.А. Ильин, учитывая полифункциональность АМТК и наличие значительного транзитного потенциала России, государственную поддерж-
ку территорий, находящихся в зоне их воздействия, целесообразно осуществлять на макроуровне (страна), мезоуровне (регион) и микроуровне [8].
На макроуровне поддержка развития территорий, находящихся в зоне влияния АМТК, будет предполагать в первую очередь развитие непосредственно самих автодорог и транспортной инфраструктуры в зоне влияния коридора (развязки, подъездные и дублирующие дороги, транс-портно-пересадочные узлы, эстакады, мосты, объекты сервиса и т.д.); проведение возможных инженерно-технических мероприятий по нейтрализации загрязнения воздушного пространства и акустического дискомфорта.
Важной составляющей развития инфраструктуры АМТК является развитие сети аэродромов, аэропортов, речных и морских портов. Прохождение АМТК через или мимо крупных промышленных и экономических центров развития, формирование стратегических транспортных узлов в местах пересечения автомобильных дорог, железнодорожных магистралей и т.д. приводит к расширению зоны их влияния. Поэтому при реализации государственной региональной политики следует предусмотреть дифференцированный подход при оценке влияния АМТК.
Развитие АМТК будет стимулировать развитие сети инновационных объектов производственных территорий (технопарков, индустриальных парков, производственных территорий технополисов). Поддержка их развития на макро- и ме-зоуровне позволит усилить интенсивность движения автотранспортных средств и повысить эффективность реализации потенциала развития МТК. Одной из функциональных зон есть зона транспортно-складской застройки. На уровне региона (мезоуровни) целесообразно поддерживать развитие территорий с приоритетным развитием логистических центров, складирование, доработку и сортировку грузов вдоль международного коридора.
При этом успешное развитие АМТК обуславливает дальнейшее совершенствование инфраструктуры, например:
■ дублирование определенных отрезков АМТК по дорогам низшего класса;
■ информационно-навигационное развитие;
■ меры по улучшению безопасности движения;
■ меры по обеспечению устойчивой скорости;
■ меры по обеспечению сервиса и ремонта [4].
Таким образом, АМТК является не только инфраструктурной осью региональных транспортных систем, но и территорией комплексного развития регионов. При этом в значительной
степени зону влияния АМТК на региональное развитие следует считать допустимую отдаленность территории, на которой ощущается воздействие АМТК. Сами факторы такого воздействия определяются как:
■ количественные показатели, например, численность населения, показатели развития малого бизнеса, количество объектов инфраструктуры и т.д.
■ качественные показатели, например, состав и возрастная структура населения, изменение эстетики территории поселения и т.д.
Для определения полосы воздействия по транспортной досягаемости строятся изохроны соответствующей транспортной досягаемости от узлов пересечения АМТК с локальной транспортной сетью. Например, в работе [13] зона воздействия трактуется авторами как зона «логистического притяжения коридора». Исследователями было установлено, что АМТК непосредственно воздействует на прилегающую территорию, и полоса такого воздействия достигает 30 км от осевой линии транспортного коридора.
Вместо этого российская практика проектирования АМТК и планирования территорий областей, через которые проходит АМТК [2], предлагает, чтобы зона воздействия определялась изохронами воздействия в пределах 15—30 км от осевой линии коридора.
Более дальнее распространение влияния АМТК на территории предполагает Е.Г. Шепи-лова: размеры коридора могут достигать 150— 200 км, т.е. это территория в радиусе 2—3-часовой транспортной досягаемости [3]. Из проанализированного опыта функционирования АМТК можно сделать выводы, что влияние прокладывания транспортных коридоров через территории расселения имеет радиальный или «волнообразный» характер распространения, и сила его действия пропорциональна расстоянию от АМТК.
Исходя из сказанного, зоны влияния АМТК на территориальное развитие можно разделить на три условно отдельные подзоны.
Подзона 1 — технологичная. Сюда входит основание коридора — автомобильная и 500-метровая зона с обеих сторон дороги, где расположены объекты сервиса, ремонта, заправки автомобилей и т.д.
Подзона 2 — функциональная зона (500 м — 10 км), или зона активного влияния дороги на социально-экономическое развитие территорий. Ее формируют перпендикулярные дороги, по которым происходит обслуживание коридора и
связь со смежными территориями (населенные пункты, промышленные предприятия и другие объекты, активно влияющие на загрузку дороги через производственные и технологические связи между регионами, в пределах которых проходит коридор).
Подзона 3 — зона удаленного воздействия (11—30 км), которая испытывает опосредованное воздействие АМТК, проявляющееся в развитии дорожной сети, связанной с АМТК, предприятий, ориентированных на быструю доставку грузов, на логистическое обеспечение транспортного коридора).
Анализ работ, посвященных влиянию транспортных коридоров на развитие территории позволяет говорить, что методология исследования зоны влияния АМТК опирается на определение воздействующего влияния в трех аспектах: социально-экономическом, природно-рекреацион-ном и историко-культурном.
Социально-экономическое влияние исследуется в соответствии со следующими критериями: экономика (наличие центров промышленного, агропромышленного производства и научных центров), транспорт (развитость дорожной и железнодорожной сети, наличие авто- и железнодорожных станций различного значения) и демография (сеть городского и сельского расселения, плотность населения).
При исследовании природно-рекреационных ресурсов выявлялись особенности воздействия АМТК на экологическое состояние территорий, а также на процессы цифровизации регионального развития, учитывая, что современные АМТК являются территориями, требующими строительства принципиально новых инфраструктурных объектов, обеспечивающих контроль перемещения грузов, связь, информационный обмен, транспортную безопасность в цифровом режиме реального времени [14].
Историко-культурное влияние изучается в соответствии с тем, насколько наличие АМТК воздействует на развитие туризма, формирование новых культурных объектов и культурных инициатив.
Картографическое наложение точек социально-экономического развития, природно-рекреа-ционных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет выявить ареалы, которые более подвержены воздействию АМТК, и соответствующим образом планировать их развитие, а использование современных информационных технологий позволяет решить данную задачу наиболее эффективно [15].
Определение состояния воздействия АМТК на региональное развитие осуществляется посредством мониторинга:
■ социально-экономического развития зон влияния АМТК с целью внедрения мер политики для усиления положительных влияний и смягчения негативных последствий;
■ движения населения, вызванного перемещением рабочей силы в районы коридора и, как следствие, соответствием между спросом и предложением рабочей силы, чтобы принять необходимые меры, например в освобождении участков под жилищные проекты и логистические операции;
■ рынка труда и развития бизнеса в зонах охвата коридоров, чтобы смягчить любые возникающие процессы депопуляции и перемещения.
Регулярное осуществление мониторинговых процедур позволяет отслеживать состояние региональной экономики и социально-культурной сферы во взаимосвязи с развитием систем АМТК и интенсивностью их функционирования.
Вывод. В целом развитие международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, имеет важнейшее социально-экономическое значение для регионального развития, которое состоит в развитии тесных политических и торговых отношений, свободе передвижения товаров, ресурсов, инвестиций и активного развития региональной экономики и территорий, прилегающих к АМТК.
Заключение. Таким образом, факт наличия и развитие системы автомобильных международных транспортных коридоров следует рассматривать в качестве важнейшего фактора территориального развития России. Благодаря функционированию АМТК региональная экономика получает новые стимулы роста, диверсификации экономической деятельности, снижения уровня безработицы и повышения уровня жизни населения.
Воздействие АМТК на развитие региона проявляется и в факте взаимосвязи функционирования АМТК и интересов различных заинтересованных лиц, что необходимо принимать во внимание в процессе планирования АМТК и регионального развития.
В то же время степень воздействия АМТК на региональное развитие разнится в связи с удаленностью территорий от трассы АМТК, что также требует внимания со стороны лиц, принима-
ющих стратегические решения в области развития транспортной системы и регионального развития.
В связи с этим принципиальное значение имеет разработка методики оценки воздействия международных транспортных коридоров на экономическое развитие регионов, что и является целью дальнейших исследований.
Список источников
1. Еналеев А., Цыганов В. Технология экспертизы проекта развития международного транспортного коридора / / IFAC-PapersOnLine.
2021. Том 54, № 13. С. 113—118.
2. Поспелова Л.Н. Повышение эффективности транспортно-экспедиционных услуг на основе функционирования логистических центров: дис. ... канд. техн. наук. Воронеж, 2019. 182 с.
3. Шепилова Е.Г. Разработка концепции, моделей, методов и механизмов организации транспортного образования в системе кадрового и инновационного развития транспортной отрасли Российской Федерации: дисс. ... д-ра техн. наук. М., 2022. 296 с.
4. Троилина А.В. Роль транспортной инфраструктуры в реализации транзитного потенциала страны: дис. ... канд. техн. наук. Ростов н/Д,
2022. 173 с.
5. Nebojsa S., Sasa M., Danilovic H. System approach in process of planning and project documentation preparation for highway corridors as an instrument for establishing the Trans-European Transport Network / / Transportation Research Procedia. 2020. Vol. 45, рр. 491—498.
6. Кожокин Е.М. Транспортный коридор «Север — Юг» в условиях новой реальности / / Геоэкономика энергетики. 2022. № 4. С. 36—56.
7. Мамаев ЭА., Сорокин Д.В. К оценке потенциала развития международного транспортного коридора «Север — Юг» // Известия Транссиба. 2020. № 3. С. 86—97.
8. Пегин ПА., Немчинов Д.М., Ильин АА. Анализ эффективности развития сети автомобильных дорог / / Бюллетень результатов научных исследований. 2023. № 2. С. 71—81.
9. Пустынникова Е.В. Интеграция региональных логистических каналов в единую транс-портно-логистическую систему как условие для эффективного ответа российской экономики на международные вызовы / / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2022. № 4. С. 172—185.
10. Уварова Л А. Влияние транспортно-ло-гистического комплекса на экономику самарской области // Вестник Самарского универси-
тета. Экономика и управление. 2022. № 2. С. 205—214.
11. Федоров Л.С., Кормишова А.В., Мальцева М.В., Чудновский А.Д., Гамбург М.М. Развитие транспортно-логистической системы придорожного сервиса на автомобильных магистралях России / / Инновации и инвестиции. 2020. № 12. С. 230—233.
12. Таможенная энциклопедия. М.: Тирекс, 2007. 936 с.
13. Muneeza A., Matias H. D., Martin M., Ran G. Wider economic benefits of transport corridors: Evidence from international development organizations // URL: https://documents.worldbank.org/ en/publication/documents-reports/document detail/ 404351573674156323/wider-economic-benefits-of-transport-corridors-evidence-from-international-development-organizations (accessed: 10.01.2024).
14. Гавриленко Н.Г. Стратегическое управление развитием грузового автомобильного транспорта в условиях цифровой трансформации экономики: дис. ... д-ра экон. наук. Омск, 2022. 248 с.
15. Чупин А.Л. Интеллектуальные транспортные системы как фактор формирования единого транспортного пространства ЕАЭС (на примере международных автомобильных перевозок грузов): дис. ... канд. наук. М., 2022. 176 с.
References
1. Enaleev A., Tsyganov V. Technology of examination of the international transport corridor development project // IFAC-PapersOnLine. 2021, Vol. 54, no. 13, pp. 113—118.
2. Pospelova L.N. Increasing the efficiency of transport and forwarding services based on the functioning of logistics centers: diss. ...cand. tech. Sci. Voronezh, 2019. 182 p.
3. Shepilova E.G. Development of concepts, models, methods and mechanisms for organizing transport education in the system of personnel and innovative development of the transport industry of the Russian Federation: diss. ... doc. tech. Sci. Moscow, 2022. 296 p.
4. Troilina A.V. The role of transport infrastructure in the implementation of the country's transit potential: diss. ...cand. tech. Sci. Rostov-on-Don, 2022. 173 p.
5. NebojDa S., SaDa M., Daniloviж H. System approach in the process of planning and project documentation preparation for highway corridors as an instrument for establishing the Trans-European Transport Network. Transportation Research Proceedings. Vol. 45, 2020, pp. 491—498.
6. Kozhokin E.M. Transport corridor North — South in the conditions of the new reality / / Geoeconomics of Energy. 2022. No. 4. pp. 36—56.
7. Mamaev E.A., Sorokin D.V. To assess the development potential of the international transport corridor "North — South" / / Izvestia Transsib. 2020. No. 3. pp. 86—97.
8. Pegin P.A., Nemchinov D.M., Ilyin A.A. Analysis of the effectiveness of the development of a network of highways / / Bulletin of scientific research results. 2023. No. 2. pp. 71—81.
9. Pustynnikova E.V. Integration of regional logistics channels into a unified transport and logistics system as a condition for an effective response of the Russian economy to international challenges / / Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and management. 2022. No. 4. pp. 172—185.
10. Uvarova LA. The influence of the transport and logistics complex on the economy of the Samara region // Bulletin of Samara University. Economics and Management. 2022. No. 2. pp. 205—214.
11. Fedorov L.S., Kormishova A.V., Maltseva M.V., Chudnovsky A.D., Hamburg M.M. Development of
the transport and logistics system of roadside service on Russian highways / / Innovations and investments. 2020. No. 12. pp. 230—233.
12. Customs encyclopedia. M.: Tirex, 2007. 936 p.
13. Muneeza A., Matías H. D., Martin M., Ran G. Wider economic benefits of transport corridors: Evidence from international development organizations // URL: https://documents.worldbank.org/ en/publication/documents-reports/document detail/ 4043515736 74156323/wider-economic-benefits-of-transport-corridors-evidence-from-international-development-organizations (accessed : 10.01.2024).
14. Gavrilenko N.G. Strategic management of the development of freight road transport in the context of digital transformation of the economy: dis. ... doct. economy Sci. Omsk, 2022. 248 p.
15. Chupin A.L. Intelligent transport systems as a factor in the formation of a single transport space of the EAEU (on the example of international road transport of goods): dis. ... cand. Sci. Moscow, 2022. 176 p.
Информация об авторе
В.В. Пономаренко — аспирант кафедры экономики Института экономики, управления и финансов Российского нового университета.
Information about the author
V.V. Ponomarenko — Postgraduate Student of the Department of Economics at the Institute of economics, management and finance of Russian New University.
Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 20.03.2024.
The article was submitted 22.01.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 20.03.2024.