Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА НА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА'

ВЛИЯНИЕ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА НА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
301
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гущин А. С., Лымарева О. А.

В статье рассматривается влияние авиационного транспорта на социально-экономическое развитие региона. Описаны положительные и отрицательные стороны развития транспортной инфраструктуры. Выделены крупнейшие аэропорты мира, и описано их влияние на близлежащие регионы. Проанализированы как пассажирский, так и грузовой авиационный транспорт. И их основные направления использования. Был сделан вывод о ключевом значении авиационного транспорта в социально-экономическом развитии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF AIR TRANSPORT ON SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The article deals with the influence of the aviation region of transport on socio-economic development. The positive and negative aspects of the development of transport infrastructure are described. The major airports of the world are highlighted, their influence on the surrounding regions is described. Both passenger and cargo air transport are analyzed. And their main directions of use. The conclusion was made about the key importance of air transport in the socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА НА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА»

ВЛИЯНИЕ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

А.С. Гущин, магистрант О.А. Лымарева, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOL10.24412ШП-0450-2021-12-1-Ш-142

Аннотация. В статье рассматривается влияние авиационного транспорта на социально-экономическое развитие региона. Описаны положительные и отрицательные стороны развития транспортной инфраструктуры. Выделены крупнейшие аэропорты мира, и описано их влияние на близлежащие регионы. Проанализированы как пассажирский, так и грузовой авиационный транспорт. И их основные направления использования. Был сделан вывод о ключевом значении авиационного транспорта в социально-экономическом развитии региона.

Ключевые слова: авиационный транспорт, транспортная инфраструктура, экономика региона, социально-экономическое развитие, региональное развитие.

В современном мире все большее значение для экономического роста региона принимает транспортная сфера. Сложно представить экономически развитый регион с неразвитой транспортной системой. Собственно, по ее состоянию можно судить о состоянии экономического развития региона. Однако сегодня многие исследователи не сходятся во мнении о наличии прямой связи между состоянием транспортной инфраструктуры и социально-экономическим развитием отдельного региона. Это связано, прежде всего, с разнообразием применяемых инструментов и методов оценки взаимного влияния. Кроме того, ученые расходятся во мнении, является ли развитие транспортной инфраструктуры драйвером для повышения социально-экономических региональных показателей, или наоборот: рост благосостояния региона влечет за собой развитие его инфраструктуры, привлекая значительные инвестиции [1].

Одним же из основных видов транспорта, который способствует экономическому

развитию региона, является авиационный транспорт. Его влияние сложно переоценить. Он учувствует в комплексном социально-экономическом развитии региона. Для доказательства данного утверждения можно обратиться к рисунку. На нем представлены взаимосвязь и влияние инвестиций в инфраструктуру на экономический рост, а также звенья, способствующие снижению реальной стоимости труда. Развитие транспортных сетей может способствовать генерированию положительных сопутствующих эффектов. Например, росту занятости населения, снижению стоимости производства и распределению продукции. Все это ведет к увеличению инвестиций, что способствует совершенствованию транспортной отрасли и, следовательно, имеет положительное влияние на экономический рост. Однако возможны и отрицательные последствия - в основном они связаны с экологическими аспектами, такими как рост выбросов вредных веществ в атмосферу, шумовое загрязнение и так далее [2].

Рис. Улучшение транспортного обеспечения и экономический рост [2]

С его помощью становятся легкодоступны наиболее удаленные регионы земли, что способствует социально-экономическому развитию. Однако ключевую роль авиационный транспорт играет в крупнейших городах мира, где его сопутствующие эффекты наиболее сильно ощущаются, и позволяя распространять их на близлежащие регионы. Среди крупнейших в мире аэропортов по пассажирообороту можно отметить следующие: Атланта (США), Пекин (Китай), Дубаи (ОАЭ), Лос-Анджелес (США), Токио (Япония), Чикаго (США), Лондон (Великобритания), Гонконг, Шанхай (Китай), Париж (Франция) и

др. [3].

Современная маршрутная сеть охватывает почти все страны мира (за исключением некоторых стран-карликов). Это позволяет авиационному транспорту благотворно влиять на экономический рост регионов по всему миру.

Являясь одним из основных пассажирских видов транспорта, на его долю приходится 10% от общемирового пассажиро-оборота, авиационный транспорт способствует развитию деловой сферы, а также привлечению инвестиций в регион. Это один самый быстрый вид транспорта, что делает его ключевым при решении бизнес-вопросов, который требуют скорых действий. Поэтому с помощью авиационного транспорта совершается большинство деловых поездок руководящего на дальние расстояния. Это ведет к появлению как новых бизнес-партнеров, так и выходу местных компаний на новые рынки сбыта.

Однако авиационный транспорт используется не только для деловых поездок руководителей, но и для передвижения

трудовых ресурсов. Авиация формирует крупную, общемировую транспортную сеть, что позволяет производить быстрое перемещение трудовых ресурсов, на дальние расстояния, что безусловно положительно сказывается на работе крупных предприятий.

В то же время авиационный транспорт является очень важным в сфере грузоперевозок. И хоть в грузообороте его доля составляет всего 1% от мирового грузооборота, на него ложится обязанность по доставке срочных грузов, таких как скоропортящиеся товары, медикаменты и гуманитарная помощь, корреспонденция, а также срочный крупногабаритный груз.

Говоря об основных пользователях грузовым авиационным транспортом, необходимо отметить крупные производственные компания, для которых ключевым фактором является бесперебойность производства. Поэтому использование авиационного транспорта для доставки необходимых ремонтных запчастей для оборудования, является приоритетным, в связи с высокой скоростью доставки.

Одновременно с этим, грузовой авиационный транспорт, используется для обеспечения удаленных регионов необходимыми ресурсами, для поддержания жизнеспособности региона. Такими ресурсами являются продукты питания, продукция легкой и фармацевтической промышленности и т. п. Таким образом авиационный транспорт в некоторых регионах является необходимым условием не только для социально-экономического развития, но и для существования региона как такового.

Таким образом, авиационный транспорт является одним из важных факторов раз-

вития регионов. Он оказывает огромное ступность территорий для инвестиций. В комплексное влияние на экономический то же время авиационный транспорт ис-рост. Авиационный транспорт является полняет важную роль в обеспечении реги-важным элементом производственной ин- онов жизненно необходимыми ресурсами. фраструктуры, и обеспечивает не только Что делает его стратегически значимым скорость и мобильность пассажироперево- для государства в целом. зок и грузоперевозок, но и облегчает до-

Библиографический список

1. Бережная Л.Ю. Взаимосвязь транспортной инфраструктуры и регионального развития // Вестник Евразийской науки. - 2019. - №3 (11). - [Электронный ресурс] -https://esj.today/PDF/23ECVN319.pdf (Дата обращения 16.12.2021)

2. Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. - 2011. - №3. - С. 65-77.

3. Годовой доклад за 2019 год // ИКАО: Официальный сайт - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.icao.int/annual-report-2019/Pages/default_ru.aspx (дата обращения 17.12.2021).

INFLUENCE OF AIR TRANSPORT ON SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF

THE REGION

A.S. Gushchin, Graduate Student

O.A. Lymareva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with the influence of the aviation region of transport on socioeconomic development. The positive and negative aspects of the development of transport infrastructure are described. The major airports of the world are highlighted, their influence on the surrounding regions is described. Both passenger and cargo air transport are analyzed. And their main directions of use. The conclusion was made about the key importance of air transport in the socio-economic development of the region.

Keywords: air transport, transport infrastructure, regional economy, socio-economic development, regional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.