Научная статья на тему 'Влияние аутсорсинга на изменение фундаментальной стоимости участников аутсорсингового проекта'

Влияние аутсорсинга на изменение фундаментальной стоимости участников аутсорсингового проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГОВЫЙ ПРОЕКТ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / АУТСОРСИНГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ / МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА / ЭФФЕКТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЫЧАГА / АУТСОРСИНГОВЫЙ ПЛАТЕЖ / OUTSOURCING PROJECT / TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES / OUTSOURCING AGREEMENT / MODEL OF STRATEGIC PARTNERSHIP / THE EFFECT OF THE PRODUCTION LEVER / OUTSOURCING PAYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробченко Олег Владимирович

Представлена модель стратегического партнерства, ориентированная на использование его участниками инновационного формата деловых отношений, которая рассматривается автором как аутсорсинговый проект. Выявлены факторы эффективности такого проекта и установлено влияние результатов его реализации на динамику фундаментальной стоимости его участников проекта предприятия-аутсорсера и предприятия заказчика аутсорсинговых услуг. Для проекта, в основе которого лежит аусорсинг комплексного технического обслуживания парка автомобилей, выполнены расчеты прироста фундаментальной стоимости предприятий участников проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF OUTSOURCING ON THE CHANGE OF THE FUNDAMENTAL VALUE OF PARTICIPANTS OF THE OUTSOURCING PROJECT

A model of strategic partnership aimed at using its participants in the innovative format of business relations, which is considered by the author as an outsourcing project, is presented. The factors of the effectiveness of such a project are revealed and the influence of the results of its implementation on the dynamics of the fundamental value of its project participants an outsourcer enterprise and an enterprise a customer of outsourcing services is established. For the project, which is based on the auspices of the integrated maintenance of the vehicle fleet, calculations of the increase in the fundamental value of the enterprises participating in the project have been carried out.

Текст научной работы на тему «Влияние аутсорсинга на изменение фундаментальной стоимости участников аутсорсингового проекта»

 Влияние аутсорсинга на изменение фундаментальной стоимости участников аутсорсингового проекта

О.В. Коробченко генеральный директор группы компаний «Кориб» (Республика Татарстан, г. Набережные Челны)

Олег Владимирович Коробченко, office@korib

В России в условиях глобального экономического кризиса и действия антироссийских экономических санкций особую значимость приобретает поиск стратегических направлений повышения эффективности деятельности отечественных предприятий. Использование подобных стратегий создаст условия для роста фундаментальной (а в перспективе и рыночной) стоимости предприятия (см. [2]). Обеспечение положительной динамики фундаментальной стоимости предприятия приведет к увеличению его инвестиционной привлекательности, что в конечном итоге обеспечит расширение совокупности финансовых инструментов рынка капитала, привлекаемых для расширения и диверсификации деятельности предприятия.

Основные направления повышения эффективности деятельности предприятия и, соответственно, роста фундаментальной стоимости его бизнеса связаны с расширением объемов продаж производимой продукции и оказываемых услуг, диверсификацией бизнеса, со снижением текущих расходов и т. д. Одной из особенностей формирования отечественными предприятиями текущих расходов является значительная величина транспортно-логистических затрат в структуре себестоимости производимой продукции и оказываемых услуг (см. [6-8]). Подобная ситуация особенно характерна для отраслей материального производства, имеющих разветвленную систему кооперационных связей с отечественными

и зарубежными партнерами. Действие таких факторов, как сложные географические условия транспортировки, большая протяженность транспортных потоков и недостаточный уровень развития логистической инфраструктуры, приводит к тому, что для отечественных предприятий возрастает актуальность задачи совершенствования процессов управления транспортно-логистическими потоками.

Эффективным инструментом решения этой задачи выступает аутсорсинг (см. [1, 4, 6-8]). Использование этого инструмента дает возможность передать выполнение непрофильных для предприятия функций специализированной организации (аутсор-серу). Подобный подход к управлению позволяет всем участникам аутсорсингового соглашения снизить текущие затраты, приходящиеся на единицу оказанных услуг. Так, например, для предприятия - заказчика аутсорсинговых услуг это достигается за счет уменьшения, во-первых, расходов на содержание площадей, на которых выполнялись непрофильные для предприятия работы и услуги, во-вторых, численности персонала, выполнявшего эти работы и услуги (см. [3]). Иногда у предприятия - заказчика аутсорсинговых услуг в рамках реализации аутсорсингового проекта появляются доходы от инвестиционной деятельности, например при продаже высвободившихся площадей. В итоге у такого предприятия возникают дополнительные источники роста финансово-экономических показате-

лей деятельности, в частности прибыли и рентабельности. Это касается как экономической рентабельности (рентабельности продаж), так и финансовой рентабельности (рентабельности использования активов и финансовых ресурсов предприятия). В стратегической перспективе достижение положительной динамики рентабельности создаст предпосылки для возникновения эффекта финансового рычага, роста фундаментальной стоимости как предприятия, так и реализуемого им бизнеса.

Аутсорсинг как модель стратегического партнерства, ориентированная на использование участниками инновационного формата деловых отношений, активизирует ряд факторов, позволяющих обеспечить эффективность участия аутсорсера в реализуемом аутсорсинговом проекте (см. [3, 8]). Во-первых, активизируется фактор унификации бизнес-процессов, то есть устранения излишнего их многообразия и создания перечня типовых бизнес-процессов. Во-вторых, фактор специализации, предполагающей, что аутсорсер сосредотачивает свою деятельность на направлениях, охватывающих выполнение узкоспециализированных технологических операций и бизнес-процессов. Действие перечисленных факторов обуславливает появление в экономической системе эффекта масштаба, предполагающего снижение затрат на единицу деятельности (оказанной услуги) при увеличении объема этой деятельности (количества оказанных услуг).

В свою очередь, возникновение эффекта масштаба формирует эффект производственного рычага, обусловленного разным механизмом переноса условно-переменных и условно-постоянных затрат на себестоимость оказываемых заказчику услуг. Проявление эффекта производственного рычага приводит к тому, что увеличение объемов оказываемых аутсорсинговых услуг вызывает нелинейное (с коэффициентом нелинейности больше единицы) увеличение прибыли аутсорсера. Таким образом, в системе аутсорсинговой деятельности появляются

синергетические эффекты, генерирующие дополнительный рост фундаментальной стоимости предприятий - участников аут-сорсингового проекта.

Положительная динамика финансово-экономических показателей предприятий -участников аутсорсингового проекта, включая рост их фундаментальной стоимости, деловой репутации и ряда других параметров, в стратегической перспективе способствует формированию качественно новой структуры аутсорсинговой деятельности (см. [1, 2]). При этом структурные изменения достигаются не столько за счет увеличения объемов этой деятельности, сколько за счет вовлечения в сферу аутсорсинга новых функций и бизнес-процессов.

Повышение эффективности функционирования отечественных предприятий в значительной степени связано с совершенствованием процессов организации их транспортного обеспечения, в частности, передача транспортно-логистических функций или их части специализированным аут-сорсинговым компаниям. В этом случае заключается соответствующее соглашение и реализуется аутсорсинговый проект, а предприятия становятся участниками этого проекта (см. [5]). Кроме предприятий, в реализации подобного проекта могут участвовать и другие структуры, например финансово-кредитные, страховые, лизинговые компании.

Рассмотрим ситуацию, когда два предприятия участвуют в реализации аутсор-сингового проекта, жизненный цикл которого составляет 10 лет (Г = 0, 9). В основе проекта лежит договор, согласно которому предприятие-заказчик передает на аутсорсинг часть транспортно-логистических услуг, в частности комплексное техническое обслуживание парка грузовых автомобилей.

В этом проекте заказчиком аутсорсин-говых услуг является группа компаний «ШешмаОйл» (Республика Татарстан), занимающихся деятельностью в области нефтедобычи. Транспортное обеспечение

этой нефтяной компании осуществляет ООО «Стрела-М», входящее в состав группы компаний «ШешмаОйл». Передача на аутсорсинг не всего транспортно-логистического обеспечения этой бизнес-структуры, а только технического обслуживания и ремонта парка грузовых автомобилей была обусловлена такими обстоятельствами, как:

1 ) наличие в структуре автомобильного парка значительного числа узкоспециальной техники;

2) тесная взаимосвязь транспортного обеспечения компании «ШешмаОйл» с ее основными производственными процессами.

В рассматриваемом в настоящей статье проекте аутсорсинговые услуги в сфере комплексного технического обслуживания парка грузовых автомобилей оказываются группой компаний «Кориб» (далее - ГК «Кориб») (г. Набережные Челны, Республика Татарстан). Аутсорсер, получая от предприятия-заказчика аутсорсинговый платеж, осуществляет финансирование выполняемых работ за счет полученного платежа и других составляющих собственных средств.

В рамках реализации аутсорсингового проекта с целью повышения его эффективности ГК «Кориб» осуществляет модернизацию (капитальный ремонт с переоборудованием) всего грузового автопарка заказчика, переводя этот автопарк на шасси КАМАЗ. Для ГК «Кориб» проведение работ в сфере комплексного технического обслуживания грузовых автомобилей является основным видом деятельности. Причем эта деятельность имеет не единичный, а массовый характер. Это позволяет предприятию-аутсорсеру использовать фактор специализации для повышения качества комплексного технического обслуживания автомобилей КАМАЗ и, соответственно, обеспечения эффективности аутсорсингового проекта.

Комплексное техническое обслуживание парка грузовых автомобилей, выполняемое аутсорсером ГК «Кориб», характеризуется особенностями, формирующими факторы

эффективности участия аутсорсера в этом проекте:

1)сотрудники предприятия специализируются на обслуживании автомобилей КАМАЗ, имеют высокий уровень квалификации, постоянно проходят аттестацию в научно-техническом центре КАМАЗа;

2) большие объемы ремонтных работ позволяют использовать узкоспециализированное и высокопроизводительное оборудование (станки и стенды). Приобретение подобного оборудования самостоятельно предприятием - заказчиком аутсорсинго-вых услуг экономически нецелесообразно из-за высокой стоимости оборудования и низкой его загрузки.

ГК «Кориб» является официальным дилером и авторизированным сервисным центром ПАО «КАМАЗ», а также крупнейшим специализированным центром по капитальному ремонту автомобилей КАМАЗ - дилером ПАО «Ремдизель». На складах ГК «Кориб» постоянно имеются все необходимые запчасти, узлы и агрегаты. Высокий профессиональный уровень сотрудников, наличие высокотехнологичного оборудования и инструмента позволяют ГК «Кориб» проводить раннюю диагностику автомобиля, что дает возможность своевременно выявлять технических проблемы и неисправности. Действие перечисленных факторов формирует совокупность ключевых компетенций сотрудников ГК «Кориб» и обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности предприятия на рынке аут-сорсинговых услуг.

Реализуя свои компетенции, специалисты ГК «Кориб» составляют научно-обоснованные рекомендации по обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей, согласно которым осуществляется разработка оптимальных (по времени и затратам) графиков технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов каждого автомобиля с учетом особенностей его эксплуатации.

Исследуем влияние этого аутсорсинго-вого проекта на динамику роста фунда-

ментальной стоимости участвующих в нем предприятий, ориентируясь на использование чистого дисконтированного дохода (Net Present Value - NPV), являющегося одним из ключевых динамических показателей эффективности инвестиционной деятельности. Будем считать, что полученный от реализации аутсорсингового проекта чистый денежный поток капитализируется участником проекта. В этом случае результат капитализации за вычетом собственных средств, вложенных участником в проект, характеризует величину прироста фундаментальной стоимости предприятия -участника проекта.

Для расчета величины NPV проекта используем метод дисконтирования денежных потоков. Норму дисконта определим методом кумулятивного построения, предполагающего, что к базовой (безрисковой) ставке добавляются риски проекта. В качестве безрисковой ставки нами была выбрана доходность по долгосрочным государственным ценным бумагам, составляющая 8,75 процента (0,0875). Риски проекта были оценены экспертным методом и составили 12,25 процента (0,1225).

Рассчитав чистый дисконтированный доход аутсорсера, определим влияние проекта на прирост фундаментальной стоимости ГК «Кориб». Результаты расчета дисконтированных потоков денежных средств ГК «Кориб» приведен в таблице 1.

Выполненные расчеты показывают, что реализация аутсорсингового проекта приводит к увеличению фундаментальной стоимости предприятия-аутсорсера (при условии капитализации чистого денежного потока) более чем на два миллиона рублей.

Для предприятия - заказчика аутсорсин-говых услуг (предприятия «Шешма Ойл» и, соответственно, входящего в состав этой группы предприятия «Стрела-М») прирост фундаментальной стоимости может быть рассчитан с учетом того, что в сфере текущей деятельности отток денежных средств формируется вследствие перечисления

аутсорсеру аутсорсингового платежа. Приток денежных средств в этой сфере обусловлен действием следующих факторов:

• экономия на себестоимости выполнения услуг, передаваемых на аутсорсинг;

• извлечение дополнительных доходов, получаемых, во-первых, от сдачи ремонтных площадей в аренду, во-вторых, от улучшения транспортного обеспечения основной деятельности.

В сфере инвестиционной деятельности предприятие - заказчик аутсорсинговых услуг извлекает выгоду от продажи аут-сорсеру ремонтного оборудования. Кроме того, обеспечивается экономия инвестиционных средств предприятия в таких сферах, как модернизация парка транспортных средств, утилизация автотранспорта и расходных материалов, а также в сфере технадзора за парком автомобилей, переданных на аутсорсинг.

В таблице 2 приведены результаты расчета дисконтированных потоков денежных средств предприятия - заказчика аутсор-синговых услуг.

Выполненные расчеты показывают, что реализация аутсорсингового проекта привела к увеличению фундаментальной стоимости предприятия - заказчика аутсорсин-говых услуг (при условии капитализации чистого денежного потока) приблизительно на два миллиона рублей.

При выполнении расчетов было принято допущение о том, что риски проекта для его участников одинаковы. Это обстоятельство позволило использовать в расчетах эффективности проекта и, соответственно, оценке величины прироста фундаментальной стоимости аутсорсера (ГК «Кориб») и предприятия - заказчика аутсорсинговых услуг (ООО «Стрела-М») единое значение нормы дисконта.

В реальной ситуации риски проекта могут различаться как для его участников, так и по конкретным шагам реализации проекта (см. [2, 8]). Кроме того, в процессе разра-

Расчет дисконтированных потоков денежных средств ГК «Кориб»

Наименование показателя Значение показателя по годам, тыс. р.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АУТСОРСЕРА

Получение от заказчика аутсорсингового платежа 29 063 284 224 124 824 168 605 207 654 190 685 250 820 240 780 260 800 265 200

Чистая выручка аутсорсера 24 630 240 868 105 783 142 886 175 978 161 597 212 600 204 051 221 017 224 746

Себестоимость оказания аутсорсинговых услуг (22 795) (207 850) (72 427) (127 049) (146 940) (136 783) (186 460) (160 645) (190 280) (192 270)

ПРИБЫЛЬ АУТСОРСЕРА ОТ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

До налогообложения 1 835 33 018 33 356 15 837 29 038 24 814 26 140 43 406 30 737 32 476

Чистая 1 468 26 414 26 685 12 670 23 230 19 851 20 912 34 725 24 590 25 981

Амортизационные отчисления от стоимости ремонтного оборудования 000

Чистый денежный поток от текущей деятельности аутсорсера 10 468 35 414 35 685 21 670 32 230 28 851 29 912 43 725 33 590 34 981

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АУТСОРСЕРА

Выкуп у заказчика ремонтного оборудования (90 ООО) 0

Инвестирование средств в модернизацию парка транспортных средств (367) (6 604) (6 671) (3 168) (5 808) (4 963) (5 228) (8 681) (6 148) (6 495)

Инвестирование средств в утилизацию автотранспорта и расходных материалов (73) (1 321) (1 334) (634) (1 162) (993) (1 046) (1 736) (1 230) (1 299)

Инвестиционные затраты на осуществление технического надзора за парком автомобилей, переданных на аутсорсинг (294) (5 282) (5 378) (2 534) (4 646) (3 970) (4 182) (4 090) (4 918) (5 196)

Чистый денежный поток от инвестиционной деятельности (90 734) (13 207) (13 383) (6 336) (11 616) (9 926) (10 456) (14 507) (12 296) (12 990)

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АУТСОРСЕРА

Собственные средства аутсорсера, вложенные в проект 90 000 0

Чистый денежный поток от финансовой деятельности 90 000 0

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УЧАСТИЯ АУТСОРСЕРА В АУТСОРСИНГОВОМ ПРОЕКТЕ

Суммарный чистый денежный поток аутсорсера 9 734 22 207 22 302 15 334 20 614 18 925 19 456 29218 21 294 21 991

Коэффициент дисконтирования 1,0 0,8624 0,6830 0,5645 0,4665 0,3855 0,3186 0,2633 0,2176 0,1799

Дисконтированный суммарный чистый денежный поток аутсорсера 9 734 19 151 15 232 8 656 9 616 7 296 6 199 7 693 4 634 3 956

Дисконтированный чистый денежный поток аутсорсера (нарастающий итог) 9 734 28 885 44 117 52 770 62 386 69 682 75 881 83 574 88 208 92 164

Примечание: Здесь и далее значение показателя, приведенное в круглых скобках, означает отток денежных средств предприятия.

Таблица 2

Расчет дисконтированных потоков денежных средств предприятия - заказчика аутсорсинговых услуг

Наименование показателя Значение показателя по годам, тыс. р.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - ЗАКАЗЧИКА АУТСОРСИНГОВЫХ УСЛУГ

Экономия на себестоимости выполнения услуг, передаваемых на аутсорсинг 22 795 207 850 72 427 127 049 146 940 136 783 186 460 160 645 190 280 192 270

Дополнительный доход от сдачи ремонтных площадей в аренду 3 900

Дополнительная чистая прибыль от улучшения транспортного обеспечения основной деятельности предприятия - заказчика аутсорсинговых услуг 3 419 31 178 10 864 19 057 22 041 22 517 29 969 26 097 31 542 34 841

Перечисление аутсорсеру аутсорсингового платежа (29 063) (284 224) (124 824) (168 605) (207 654) (190 685) (250 820) (240 780) (260 800) (265 200)

Чистый денежный поток предприятия - заказчика аутсорсинговых услуг от текущей деятельности 1 051 (41 296) (37 633) (18 599) (34 773) (27 485) (30 491) (50 138) (35 078) (34 189)

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - ЗАКАЗЧИКА АУТСОРСИНГОВЫХ УСЛУГ

Продажа аутсорсеру ремонтного оборудования 90 000 0

Экономия инвестиционных средств в сфере модернизации парка транспортных средств 367 6604 6671 3168 5808 4 963 5 228 8 681 6 148 6 495

Экономия инвестиционных средств в сфере утилизации автотранспорта и расходных материалов 73 1321 1334 634 1162 903 1 046 1 736 1 230 1 299

Экономия инвестиционных средств в сфере технического надзора за парком автомобилей, переданных на аутсорсинг 294 5 282 5 378 2 534 4 646 3 970 4 182 4 090 4 918 5 196

Чистый денежный поток от инвестиционной деятельности 90 734 13 207 13 383 6 336 11 616 9 926 10 456 14 507 12 296 12 990

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - ЗАКАЗЧИКА АУТСОРСИНГОВЫХ УСЛУГ

Собственные средства предприятия - заказчика аутсорсинговых услуг, вложенные в проект 0

Чистый денежный поток предприятия - заказчика аутсорсинговых услуг от финансовой деятельности 0

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УЧАСТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ - ЗАКАЗЧИКА АУТСОРСИНГОВЫХ УСЛУГ

Суммарный чистый денежный поток предприятия - заказчика аутсорсинговых услуг 91 785 (28 089) (24 250) (12 263) (23 157) (17 559) (20 035) (35 631) (22 782) (21 199)

Коэффициент дисконтирования 1,0 0,8624 0,6830 0,5645 0,4665 0,3855 0,3186 0,2633 0,2176 0,1799

Дисконтированный суммарный чистый денежный поток предприятия - заказчика аутсорсинговых услуг 91 785 (24 224) (16 563) (6 922) (10 803) (6 769) (6 383) (9 382) (4 957) (3 814)

Дисконтированный чистый денежный поток предприятия -заказчика аутсорсинговых услуг (нарастающий итог) 91 785 67 561 50 998 44 076 33 273 26 504 20 121 10739 5 782 1 968

ботки и реализации проекта его участники могут ориентироваться на различные инструменты рынка капитала. В этом случае для определения нормы дисконта целесообразно ориентироваться на другие методы (см. [5]), например метод, базирующийся на определении средневзвешенной стоимости капитала (Weighted Average Cost of Capital - WACC). Для предприятий - участников аутсорсингового проекта, акции которых имеют котировку на фондовых биржах, могут быть использованы модель оценки доходности капитальных активов (Capital Asset Pricing Model - CAPM) либо модель арбитражного ценообразования (Arbirtrage Pricing Theory - APT).

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин Б. А, Рудая И. Б. Аутсорсинг и аутстафинг: высокие технологии менеджмента. М. : ИНФРА-М, 2014.

2. Бровар Ж.-Л., Морган Р. Эффективный аутсорсинг: Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинго-

вых отношений. Киев : Баланс Бизнес Букс, 2007.

3. Бычков В. П. Организация предпринимательской деятельности в сфере автосервисных услуг : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2012.

4. Ивлев А. Г. Аутсорсинг организационного развития. М. : Агентство профессионального сервиса, 2010.

5. Кириллова А. А. Повышение стоимости организаций на основе аутсорсинга. М. : Издательский дом «Экономическая газета», 2012.

6. Курбанов А. Х., Плотников В. А. Аутсорсинг: история, методология, практика: М. : ИНФРА-М, 2014.

7. Малютина О. Н., Москвина И. А. Аутсорсинг развития делового партнерства. М. : ИНФРА-М, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Юрьев С. В. Аутсорсинг как элемент современных экономических отношений в РФ. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, 2012.

Агентство «1?>/УАУ» является организацией, специализирующейся на сборе, обработке и анализе информации о рынке недвижимости

Успешно работает с апреля 1995 г.

№ RWAV.

Ж

rway-online.Ru

ничего лишнего

Бюллетень ЯУУМ Интернет-портал Интернет-ресурс • ЗАСЛУЖЕННОЕ ДОВЕРИЕ СРЕДИ ПРОФЕССИОНАЛОВ •

+7(495)933-5503 [email protected] www.RWAY.ru www.RWAY-Online.ru

i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.