Научная статья на тему 'Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние зависимых от употребления психоактивных веществ пациентов реабилитационных центров'

Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние зависимых от употребления психоактивных веществ пациентов реабилитационных центров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
422
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ЗАВИСИМОСТЬ / НАРКОМАНИЯ / АЛКОГОЛИЗМ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДАРЬЯ СТРОНГ / ART-THERAPY / ADDICTION / DRUG ADDICTION / ALCOHOLISM / REHABILITATION / PSYCHO-EMOTIONAL STATE / DARYA STRONG

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дворникова Дарья Сергеевна

Целью данной статьи является исследование влияния арт-терапии на психоэмоциональное состояние пациентов реабилитационных центров, зависимых от употребления психоактивных веществ (ПАВ). В статье представлен обзор существующих подходов, применяемых для реабилитации лиц, зависимых от ПАВ, и перечень методов, применяемых в психотерапии искусством. В данной статье представлен краткий обзор авторских арт-терапевтических методик Дворниковой Дарьи (Дарьи Стронг), подобранных для работы с зависимыми от употребления наркотиков и алкоголя пациентами реабилитационных центров. Также в статье представлено эмпирическое исследование влияния данных методик на психоэмоциональное состояние пациентов, зависимых от употребления психоактивных веществ.The purpose of this article is to study the effect of art therapy on the psycho-emotional state of substances addicted patients in rehabilitation centers. The article provides an overview of the existing approaches used for the rehabilitation of people dependent on surfactants, and a list of methods used in art psychotherapy. This article provides a brief overview of the author’s art-therapeutic methods of Daria Dvornikova (Darya Strong), selected for working with drug and alcohol-dependent patients in rehabilitation centers. An empirical study of the influence of these techniques on the psycho-emotional state of substances addicted patients is also presented in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дворникова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние зависимых от употребления психоактивных веществ пациентов реабилитационных центров»

ВЛИЯНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАВИСИМЫХ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПАЦИЕНТОВ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ

THE EFFECT OF ART THERAPY ON THE PSYCHOEMOTIONAL STATE OF SUBSTANCE DEPENDENT PATIENTS IN REHABILITATION CENTERS

УДК-159.9

Дворникова Дарья Сергеевна

студент, Институт экономики и культуры, Россия, г. Москва Dvornikova Daria Sergeevna dolly 84@list.ru

Аннотация

Целью данной статьи является исследование влияния арт-терапии на психоэмоциональное состояние пациентов реабилитационных центров, зависимых от употребления психоактивных веществ (ПАВ). В статье представлен обзор существующих подходов, применяемых для реабилитации лиц, зависимых от ПАВ, и перечень методов, применяемых в психотерапии искусством. В данной статье представлен краткий обзор авторских арт-терапевтических методик Дворниковой Дарьи (Дарьи Стронг), подобранных для работы с зависимыми от употребления наркотиков и алкоголя пациентами реабилитационных центров. Также в статье представлено эмпирическое исследование влияния данных методик на психоэмоциональное состояние пациентов, зависимых от употребления психоактивных веществ.

Annotation

The purpose of this article is to study the effect of art therapy on the psycho-emotional state of substances addicted patients in rehabilitation centers. The article provides an overview of the existing approaches used for the rehabilitation of people dependent on surfactants, and a list of methods used in art psychotherapy. This article provides a brief overview of the author's art-therapeutic methods of Daria Dvornikova (Darya Strong), selected for working with drug and alcohol-dependent patients in rehabilitation centers. An empirical study of the influence of these techniques on the psycho-emotional state of substances addicted patients is also presented in the article.

Ключевые слова: Арт-терапия, зависимость, наркомания, алкоголизм, реабилитация, психоэмоциональное состояние, Дарья Стронг.

Key words: Art-therapy, addiction, drug addiction, alcoholism, rehabilitation, psycho-emotional state, Darya Strong.

Актуальность данной статьи продиктована напряжённой общемировой ситуацией, связанной с увеличением количества людей, употребляющих наркотики и алкоголь. Исходя из данных Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), опубликованных в последнем Всемирном докладе о наркотиках, следует, что в мире около 35 миллионов человек страдают расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ (ПАВ). Данные лица нуждаются в лечении. [11]

На территории Российской Федерации активно развивается онлайн продажа психоактивных веществ. Одним из лидеров по продаже ПАВ является электронная площадка «Гидра», доступная всем группам населения, в том числе и подросткам. В связи с лёгкой доступностью многих психоактивных веществ, а также появлением новых видов ПАВ, употребление данных веществ потихоньку проникает во все слои населения. Многие люди, не подозревая о реальной опасности новых синтетических наркотиков, употребляют их по выходным. Таким образом, у них создаётся иллюзия контролируемого потребления ПАВ. Однако, эксперты Минздрава информируют население о том, что зависимость от употребления ПАВ - это серьёзное прогрессирующее заболевание, так что контролируемое употребление - это миф. Спустя некоторое время зависимость перейдёт на следующую стадию, и тогда человеку понадобится серьёзное лечение, так как употребление ПАВ - это заболевание, при котором развивается «синдром зависимости». [1]

Употребление алкоголя является не менее серьёзной проблемой нашего времени. Согласно информации, предоставленной Федеральным проектом «Трезвая Россия», количество россиян, употребляющих алкоголь, неизменно растёт. По данным, полученным вследствие проведённых опросов среди молодого населения, число лиц, злоупотребляющих алкоголем, возросло на 16% относительно 2018 года. [10]

На территории Российской Федерации функционирует множество реабилитационных центров (РЦ), оказывающих стационарные услуги лицам, зависимым от употребления ПАВ. Но, к сожалению, не во всех центрах работают специалисты с должной квалификацией, и качество услуг оставляет желать лучшего. Во многом это связано с отсутствием финансирования реабилитационных центров со стороны государства. Рассмотрим наиболее

действенные направления реабилитационной деятельности по оказанию услуг лицам, зависимым от алкоголя и наркотиков. К ним относятся: государственная наркологическая помощь; реабилитационные центры, основанные на идеях терапевтических сообществ; реабилитационные центры, применяющие принципы программы «12 шагов»; терапевтические сообщества «MONAR», оказывающие помощь подросткам; социотерапевтические программы реабилитации на основе терапии занятостью; православные реабилитационные программы для лиц, зависимых от употребления ПАВ. Также широкой известностью пользуется метод Ж. Назаралиева, его центры функционируют на территории Киргизии. [3]

В психологии существует множество психотерапевтических подходов, направленных на улучшение и коррекцию психоэмоционального состояния пациентов. К ним относятся: психоанализ, аналитическая психология, гештальт-терапия, экзистенциальный анализ, нейролингвистическое программирование, семейная психотерапия, клиент-центрированная терапия, эриксоновский гипноз, телесно-ориентированная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия. [6] [8]

Учитывая то, что в реабилитационных центрах упор делается на групповую психотерапию, применение арт-терапевтических методов удачно вписывается в концепцию реабилитационной деятельности. «Арт-терапия -это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться, как одно из ответвлений так называемой психотерапии искусством (expressive arts therapies) наряду с музыкальной терапией, драматерапией и танцедвигательной терапией». [5]

К основным арт-терапевтическим методам относятся: изотерапия, музыкотерапия, игротерапия, библиотерапия, драматерапия, мандалотерапия, маскотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тканевая терапия, метафорические ассоциативные карты. [4]

Целью данной статьи является исследование влияния арт-терапии на психоэмоциональное состояние зависимых от употребления ПАВ пациентов реабилитационных центров. На примере авторской арт-терапевтической программы Дарьи Стронг, прошедшей апробацию в реабилитационном центре благотворительного фонда «Шаг за Шагом».

Объект исследования - арт-терапевтические методы коррекции психоэмоционального состояния зависимых от употребления ПАВ пациентов реабилитационных центров.

Предмет исследования - психоэмоциональное состояние зависимых от употребления ПАВ пациентов реабилитационных центров.

Испытуемые - зависимые от употребления ПАВ пациенты реабилитационных центров, в полном объёме прошедшие минимальный курс реабилитации, составляющий два месяца.

Выборка: экспериментальная группа - 10 человек в возрасте от 18 до 57 лет, прошедшие курс реабилитации в РЦ «Шаг за шагом», составляющий 2 месяца; контрольная группа - 10 человек в возрасте от 18 до 57 лет, прошедшие курс реабилитации в РЦ «Шаг Плюс», составляющий 2 месяца.

Согласно гипотезе, арт-терапевтические методики улучшают психоэмоциональное состояние пациентов реабилитационных центров.

Для проверки гипотезы было исследовано психоэмоциональное состояние пациентов реабилитационных центров «Шаг за Шагом» (экспериментальная группа) и «Шаг Плюс» (контрольная группа), прошедших курс реабилитации, составляющий два месяца. Тестирования проводились в начале и в конце курса реабилитации. С пациентами РЦ «Шаг за Шагом» еженедельно проводились занятия по арт-терапии с применением авторских методик Дарьи Стронг, в то время как пациенты РЦ «Шаг Плюс» получали базовую помощь, предусмотренную реабилитационным центром. После обработки результатов тестирований было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния арт-терапевтических методик на психоэмоциональное состояние пациентов РЦ, зависимых от ПАВ.

За два месяца с пациентами РЦ «Шаг за Шагом» было проведено девять занятий по арт-терапии, состоящих из методик, составленных Дарьей Стронг. Занятия включают в себя следующие структурные компоненты:

1. Вводная часть. Обозначается тема занятия и происходит её краткое обсуждение.

2. Разминка или медитация. Задачи - снятие эмоционального напряжения, подготовка к работе.

3. Основная часть. Состоит из одного упражнения и его последующего обсуждения.

4. Заключительная часть. Участники делятся чувствами и впечатлениями, возникавшими в процессе выполнения упражнения.

Курс арт-терапевтических встреч состоит из девяти занятий, затрагивающих следующие темы:

1. Тема занятия: знакомство с собой «Кто Я»

2. Тема занятия: исследуем болезнь «Зависимость»

3. Тема занятия: исследуем своё окружение «Моя солнечная система»

4. Тема занятия: исследуем ценности «Пирамида ценностей»

5. Тема занятия: пишем письмо домой «Письмо с далёкого острова»

6. Тема занятия: рисуем мандалу «Мой жизненный путь»

7. Тема занятия: формирование желаний и целей «Цветик-семицветик»

8. Тема занятия: анализ факторов срыва «Сценарий срыва»

9. Тема занятия: изучаем способы заполнения внутренней пустоты «Чем заполнить пустоту?»

Для проверки гипотезы были подобраны следующие методы:

1. Опросник «Методика диагностики нервно-психического напряжения». Разработан Немчиным Т. А. Представляет собой перечень 30-ти признаков нервно-психического напряжения. Опросник составлен по данным клинических наблюдений. [7]

2. Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН). Разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И. М.Сеченова. САН представляет собой карту (таблицу), содержащую 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). [9]

3. Методика «Самооценка эмоциональных состояний». Разработана психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (США). Методика применяется для самооценки эмоциональных состояний. [2]

4. ^критерий Манна-Уитни. Статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного количественно.

На начальном этапе исследования пациентам реабилитационных центров «Шаг за Шагом» и «Шаг Плюс» проводились тестирования на определение уровня психоэмоционального напряжения. К данным тестированиям относились: опросник «Методика диагностики нервно-психического напряжения, опросник «Самочувствие, активность, настроение», методика «Самооценка эмоциональных состояний». Были получены независимые выборки по шкалам: самочувствие, активность, настроение, самооценка эмоциональных состояний, нервно-психическое напряжение.

Далее, с пациентами РЦ «Шаг за Шагом» еженедельно проводил занятия психолог арт-терапевт по методикам Дарьи Стронг. Пациенты РЦ «Шаг Плюс» получали базовую помощь, предусмотренную реабилитационным

центром, арт-терапевтические занятия с ними не проводились. По-прошествие двух месяцев тем же пациентам были сделаны повторные тестирования, была произведена обработка результатов тестирований. Результаты указывали на то, что у пациентов РЦ «Шаг за Шагом» улучшились показатели по шкалам: самочувствие, активность, настроение, самооценка эмоциональных состояний, нервно-психическое напряжение. В РЦ «Шаг Плюс» улучшения произошли не у всех пациентов, или были не столь значимыми. Далее требовалось математически доказать достоверность вышеуказанной информации.

Для подтверждения гипотезы о том, что арт-терапия улучшает психоэмоциональное состояние пациентов реабилитационных центров, был использован и-критерий Манна-Уитни. Это статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного количественно. Было произведено сравнение показателей, полученных в начале курса реабилитации и после прохождения курса реабилитации пациентами РЦ «Шаг за Шагом» и РЦ «Шаг Плюс». Показатели сравнивались по следующим шкалам: самочувствие, активность, настроение, самооценка эмоциональных состояний, нервно-психическое напряжение.

Вычисления значения критерия и-Манна-Уитни для РЦ «Шаг за Шагом» (экспериментальная группа) и РЦ «Шаг Плюс» (контрольная группа).

1. Показатели сравниваются по шкалам: самочувствие, активность, настроение.

В таблице 1 представлены эмпирические значения критерия ^Манна-Уитни по шкалам самочувствие, активность, настроение. Испытуемые -пациенты РЦ «Шаг за Шагом». Сравниваются значения, полученные в начале курса реабилитации - «Шаг за Шагом - до» и значения, полученные в конце курса реабилитации с применением методов арт-терапии - «Шаг за Шагом -после».

Таблица 1 - Эмпирические значения критерия U-Манна-Уитни по шкалам самочувствие, активность, настроение. РЦ «Шаг за Шагом».

Названия шкал Среднее значение в группе «Шаг за Шагом -до» Среднее значение в группе «Шаг за Шагом -после» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Самочувствие 20.7 51.9 0 0***

Активность 22.1 50.8 0 0***

Настроение 26.1 51.3 0 0***

* - p<0,05 ** - p<0,01 *** - p<0,001

Выявлены значимые различия по шкалам: самочувствие, активность, настроение между группой «Шаг за Шагом - до» и группой «Шаг за Шагом -после». Уровень значимости данных различий - максимальный. Соответственно, арт-терапевтические методики положительно повлияли на состояние пациентов по шкалам самочувствие, активность, настроение.

В таблице 2 представлены эмпирические значения критерия ^Манна-Уитни по шкалам самочувствие, активность, настроение. Испытуемые -пациенты РЦ «Шаг Плюс». Сравниваются значения, полученные в начале курса реабилитации - «Шаг Плюс - до» и значения, полученные в конце курса реабилитации без применения методов арт-терапии - «Шаг Плюс - после».

Таблица 2 - Эмпирические значения критерия U-Манна-Уитни по шкалам самочувствие, активность, настроение. РЦ «Шаг Плюс».

Среднее Среднее

Названия шкал значение в группе значение в группе «Шаг Эмпирическое значение Уровень значимости

«Шаг Плюс - до» Плюс -после» критерия

Самочувствие 29.5 40.6 21.5 0.03*

Активность 30.8 41.2 21.5 0.031*

Настроение 32.2 41.1 20.0 0.023*

* - p<0,05 ** - p<0,01 *** - p<0,001

Существуют различия по шкалам: самочувствие, активность, настроение между группой «Шаг Плюс - до» и группой «Шаг Плюс - после».

Уровень значимости данных различий - минимальный. Соответственно, курс реабилитации положительно повлиял на самочувствие, активность, настроение пациентов, но изменения не столь существенны, как у пациентов РЦ «Шаг за Шагом».

2. Показатели сравниваются по шкале: самооценка эмоциональных состояний.

В таблице 3 представлены эмпирические значения критерия ^Манна-Уитни по шкале самооценка эмоциональных состояний. Испытуемые -пациенты РЦ «Шаг за Шагом». Сравниваются значения, полученные в начале

курса реабилитации - «Шаг за Шагом - до» и значения, полученные в конце курса реабилитации с применением методов арт-терапии - «Шаг за Шагом -после».

Таблица 3 - Эмпирические значения критерия ^Манна-Уитои по шкале самооценка эмоциональных состояний. РЦ «Шаг за Шагом».

Названия шкал Среднее значение в группе «Шаг за Шагом -до» Среднее значение в группе «Шаг за Шагом -после» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Самооценка эмоциональных состояний 12.7 26.1 0 0***

* - p<0,05 ** - p<0,01 *** - p<0,001

Выявлены значимые различия по шкале: самооценка эмоциональных состояний между группой «Шаг за Шагом - до» и группой «Шаг за Шагом -после». Уровень значимости данных различий - максимальный. Соответственно, арт-терапевтические методики положительно повлияли на состояние пациентов по шкале самооценка эмоциональных состояний.

В таблице 4 представлены эмпирические значения критерия ^Манна-Уитни по шкале самооценка эмоциональных состояний. Испытуемые -пациенты РЦ «Шаг Плюс». Сравниваются значения, полученные в начале курса реабилитации - «Шаг Плюс - до» и значения, полученные в конце курса реабилитации без применения методов арт-терапии - «Шаг Плюс - после».

Таблица 4 - Эмпирические значения критерия ^Манна-Уитои по шкале самооценка эмоциональных состояний. РЦ «Шаг Плюс».

Названия шкал Среднее значение в группе «Шаг Плюс - до» Среднее значение в группе «Шаг Плюс - после» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Самооценка эмоциональных состояний 14.6 18 31.5 0.161

* - p<0,05

** - p<0,01 *** - p<0,001

По шкале: самооценка эмоциональных состояний между группой «Шаг Плюс - до» и группой «Шаг Плюс - после» не было выявлено значимых различий. Соответственно, курс реабилитации без применения арт-терапевтических методик не имел значительного влияния на самооценку эмоциональных состояний пациентов.

3. Показатели сравниваются по шкале: нервно-психическое напряжение.

В таблице 5 представлены эмпирические значения критерия ^Манна-Уитни по шкале нервно-психическое напряжение. Испытуемые - пациенты РЦ «Шаг за Шагом». Сравниваются значения, полученные в начале курса реабилитации - «Шаг за Шагом - до» и значения, полученные в конце курса реабилитации с применением методов арт-терапии - «Шаг за Шагом - после».

Таблица 5 - Эмпирические значения критерия U-Манна-Уитни по шкале нервно-психическое напряжение. РЦ «Шаг за Шагом».

Названия шкал Среднее значение в группе «Шаг за Шагом - до» Среднее значение в группе «Шаг за Шагом -после» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Нервно- психическое напряжение 70.5 43.1 98 0***

* - p<0,05 ** - p<0,01 *** - p<0,001

Выявлены значимые различия по шкале: нервно-психическое напряжение между группой «Шаг за Шагом - до» и группой «Шаг за Шагом -после». Уровень значимости данных различий - максимальный. Соответственно, арт-терапевтические методики снизили нервно-психическое напряжение испытуемых пациентов.

В таблице 6 представлены эмпирические значения критерия ^Манна-Уитни по шкале нервно-психическое напряжение. Испытуемые - пациенты РЦ «Шаг Плюс». Сравниваются значения, полученные в начале курса реабилитации - «Шаг Плюс - до» и значения, полученные в конце курса реабилитации без применения методов арт-терапии - «Шаг Плюс - после».

Таблица 6 - Эмпирические значения критерия ^Манна-Уитои по шкале нервно-психическое напряжение. РЦ «Шаг Плюс».

Названия шкал Среднее значение в группе «Шаг Плюс - до» Среднее значение в группе «Шаг Плюс -после» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Нервно- психическое напряжение 67.5 64.3 62 0.363

* - p<0,05 ** - p<0,01 *** - p<0,001

По шкале: нервно-психическое напряжение между группой «Шаг Плюс - до» и группой «Шаг Плюс - после» не было выявлено значимых различий. Соответственно, курс реабилитации без применения арт-терапевтических методик не имел значительного влияния на уровень нервно-психического напряжения испытуемых пациентов.

Таким образом, после проведения эмпирического исследования было выявлено, что показатели по исследуемым шкалам значительно улучшились у экспериментальной группы пациентов РЦ «Шаг за Шагом». У контрольной группы пациентов РЦ «Шаг Плюс» изменения по исследуемым шкалам не имели существенной значимости. Исходя из этого, можно утверждать, что гипотеза о том, что применение арт-терапевтических методик в процессе реабилитации зависимых от употребления ПАВ пациентов реабилитационных центров улучшает психоэмоциональное состояние данных пациентов, была доказана.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что центры, занимающиеся реабилитацией лиц, зависимых от употребления ПАВ, смогут пользоваться результатами данного исследования. Руководители реабилитационных центров, опираясь на данные эмпирического исследования, могут внедрять арт-терапию в реабилитационный процесс, так как её положительное влияние на психоэмоциональное состояние пациентов -это научно доказанный факт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Бузина Т. С. Психологическая профилактика наркотической зависимости.

М.: Когито-Центр, 2015. 312 с.

2. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2006. 416 с.

3. Катков А. Л. Медико-социальная реабилитация зависимых от психоактивных веществ (обзор современных подходов и технологий). П.: Павлодар, 2011. 397 с.

4. Киселёва М. В. Арт-терапия в психологическом консультировании. М.: Речь, 2012. 64 с.

5. Копытин А. И. Арт-терапия - новые горизонты. М.: Когито-центр, 2017. 336 с.

6. Крыжановская Л. М. Методы психологической коррекции личности. М.: Владос, 2015. 290 с.

7. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: ЛТУ, 1983. 166 с.

8. Петров В.Е., Харитиди Д.П. Динамика личностного становления студентов-юристов в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С. 33-38.

9. Юматова И. И. Психодиагностика: учебное пособие. РнД: Феникс, 2017. 254 c.

10. Национальный рейтинг трезвости субъектов российской федерации 2019 // Трезвая Россия. URL: http://www.trezvros.ru (дата доступа - 01.06.2020).

11. Управление ООН по наркотикам и преступности // Организация Объединённых наций. URL: https://www.unodc.org (дата доступа -01.06.2020).

Literature

1. Buzina T. S. Psychological prevention of drug addiction. Moscow: Kogito-Center, 2015. 312 p.

2. Karelin A. A. Big encyclopedia of psychological tests, Moscow: Eksmo, 2006, 416 p.

3. Katkov A. L. Medico-social rehabilitation of addicts from psychoactive substances (review of modern approaches and technologies). P.: Pavlodar, 2011. 397 p.

4. Kiseleva M. V. Art therapy in psychological counseling. Moscow: Rech, 2012. 64 p.

5. Kopytin A. I. Art therapy-new horizons, Moscow: Kogito-center, 2017, 336 p.

6. Kryzhanovskaya L. M. Methods of psychological correction of personality. Moscow: Vlados, 2015. 290 p.

7. Nemchin T. A. neuro-mental stress States. L.: LTU, 1983. 166 p.

8. Petrov V. E., Haritidi D. P. Dynamics of personal formation of law students in the process of preparation for professional activity // Psychopedagogics in law enforcement agencies. 2013. no. 1 (52). Pp. 33-38.

9. Yumatova I. I. Psychodiagnostics: textbook. RND: Phoenix, 2017. 254 p.

10. National sobriety rating of the subjects of the Russian Federation 2019 // Sober Russia. URL: http://www.trezvros.ru (access date-01.06.2020).

11. United Nations Office on drugs and crime // United Nations. URL: https://www.unodc.org (date of access - 01.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.