УДК 502.74
Д. Н. Судницына, Л. С. Щеблыкина
ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА СТРУКТУРУ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА И СОСТАВ ОРНИТОФАУНЫ ЗАБРОШЕННЫХ СЕЛЬХОЗУГОДИЙ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ ПСКОВСКО-ЧУДСКОГО ОЗЕРА
В работе представлены результаты изучения растительности и распределения птиц на зарастающих пашнях с -различной стадией сукцессии. Выявлена динамика изменения видового состава-растении и населения птиц на территории бывших пашен.
Ключевые слова: агроландшафты, зарастание, сукцессии, луговая-растительность, видовой состав-растении, видовой состав птиц.
Антропогенное воздействие на растительный покров изучали на прибрежной территории Псковско-Чудского озера (средней части его части — Теплого озера). Оно проявляется как непосредственно: строительство, вырубка лесов, рекреационное воздействие, так и опосредованно: естественное зарастание бывших сельскохозяйственных угодий.
Изучение фауны и населения птиц зарастающих пашен проводилось орнитологами ПсковГУ В. В. Борисовым, Л. С. Щеблыкиной и Л. П. Урядовой в Гдовском районе Псковской области в мае — первых числах июня 2012 и 2013 гг. [1]. В связи с небольшими размерами участков учёты были проведены методом пробных площадок [6].
В 2014 г. изучена луговая растительность, возникшая на месте заброшенных в разные годы пашен.
По геоботаническому районированию [4] исследуемая территория относится к Североевропейской таежной провинции, Северодвинско-Верхнеднепровской под-провинции, полосе южнотаежных лесов, Чудско-Псковскому округу.
Изучены 3 луговых участка, ранее представлявшие собой пашни. Они располагаются вдоль насыпной дороги (шоссе) с глубокими придорожными канавами, полностью заросшими ивами.
Луг № 1 площадью 41, 5 га одной стороной примыкает к деревне, двумя — к олуговелым березнякам по типологии В. И. Василевича [2, 3]. В 90-е годы использовался как сенокосное и пастбищное угодье. Последние 3-5 лет не используется.
Луг № 2. Площадь 12,5 га. Располагается вдоль шоссе и заросшего луговой растительностью и кустарником берега Теплого озера. С двух противоположных сторон располагаются лесные сообщества: березняк с участием осины и сосны и небольшой по площади сероольховый лес (роща), который можно отнести к ольховникам крапивным (в подлеске — черемуха, рябина, в травяно-кустарничковом ярусе доминируют Urtica dioica и Rubus ideiis, в понижениях — Filipéndula ulmaria, Geum rivale, Impatiens nolitangere. Stellaria nemorum). Поле разделено на 2 участка мелиоративной канавой, которая заросла кустарниками (виды Salix) и гигрофильными травами: Carex acuta, Phragmites austro lis, Filipendida ulmaria и др.
Луг № 3. 9, 3 га. Также примыкает к шоссе, остальные 3 стороны — к лесным сообществам. Сомкнутость крон 0,5-0,6, в древостое кроме березы сосна, осина, серая ольха. В травяно-кустарничковом ярусе: Melampynim nemorosum, Fragaria vesca, Deschampsia caespitosa, Veronica chamaedrvs, Eqiiisetum sylvaticiim и др.) Не используется как пашня более 10 лет. Являлся некоторое время пастбищем.
Почвы на всех лугах одинаковые — дерново-слабоподзолистые глееватые на озерных отложениях.
Для описания растительного покрова использованы общепринятые в геоботанике методы: трансекты и пробные площадки, на которых учитывалась видовая насыщенность, высота травостоя, проективное покрытие, соотношение хозяйственных групп, экотипов (ценоморф), состав и количество кустарников, их высота, количество.
Результаты исследований
Всего в составе травостоя исследованных лугов определено 68 видов травянистых и 8 видов древесных растений (табл. 1). Среди них 1 вид (Eqiiisetiimpratense L.) из отдела Eqiiisetophyta, остальные виды относятся к Magnoliophyta. Основу травостоя образуют многолетние травы, немногочисленные однолетники отмечены только в условиях нарушенного травостоя.
Таблица 1
Видовой состав исследованных лугов (латинские названия растений даны по Н. Н. Цвелеву [7]
Название видов, Хозяйственные группы Обилие
№1 №2 №3
Злаки
Agrostis stolonifera L. - + -
Anthoxanthum odoratum L. - - +
Calamagrostis epigeios (L.) Roth + - +
Dactylis glomerata L. + + +
Deschampsia caespitosa (L.) Beauv. + + +
Elytrigia repens (1.) Desv. ex Nevski + + +
Festuca pratensis Huds. + + +
Festuca rubra L. - + +
Phleum retense L. + + +
Poa pratensis L. - + +
Schedonorus phoenix (Scop.) + - -
Бобовые
Lathyrus pratensis L. - + +
Trifolium gybridum L. + + +
Trifolium repens L. + + +
Trifolim pratense L. + + +
Vicia cracca L. + + +
Vicia sepium L. - + +
Разнотравье
Achillea millefolium L. + + +
Achillea ptarmica - + -
Alchemilla sp. - + +
Anthriscus sylvestris (L.) Hoffm. + + +
Campanula patula L. - + +
Campanula rotundifolia - - +
Centaurea jacea L. + + +
Cerastium holostoides Fries + + +
Cirsium arvense (L.) Scop. + + +
Coronaria flos-cuculi (L.) A. Br. - + +
Продолжение таблицы 1
Cuscuta trifolii Babingt. + - -
Erodium cicutarium (L.) L. Her + - -
Filipéndula ulmaria (L.) Maxim. - + +
Galium album Mill. - + +
Galium boreale L. - - +
Geranium palustre L. - + -
Geum rivale L. - + +
Hieracium umbellatum L. - + +
Hypericum umbellatum - + +
Knautia arvensis (L.) Coult. - + +
Leontodon autumnalis L. + + +
Leucanthemum vulgare L. - + +
Lysimachia vulgaris L. + + +
Melampyrum nemorosum L. - - +
Melandrium album (Mill.) Garcke - + +
Phragmites australis - + -
Plantago major L. - + +
Plantago media L. - + +
Polygonum hydropiper L. - + -
Potentilla nserine L. - + +
Potentilla erecta (L.) Raeusch - + +
Potentilla neglecta Baumg. - - +
Prunella vulgaris L. - + +
Ranunculus acris L. + + +
Ranunculus repens L. - + +
Rumex acetosa L. - + +
Rumex acetosella L. - - +
Sonchus arvensis L. + + +
Stellaria graminea L. + + +
Succisa pratensis Moench - + +
Taraxacum officinale Wigg. + + +
Thalictrum simplex L. - + -
Valeriana officinalis L. - + +
Veronica chamaedrys L. + + +
Visearía vulgaris Bernli. - - +
«Кислые злаки», осоки
Carex acuta - + -
Carex nigra (L.) Reichard + + +
Carex sp. - + -
Jiincus articulatus L - + -
uncus conglomeratus L. + + -
Equisetum arvense L. + + +
Древесные растения
Alnus incana (L.) Moench - + +
Betula pendula Roth - + +
Frangula alnus Mill.Salix caprea L. + + +
Malus domestica Borkh. - + +
Salix caprea L. + + +
Salix phy licifo lia L. + + +
Salix triandra L. + + +
Viburnum opulus L. - + +
Итого: 27 + 4 57 + 8 55 + 8
Число видов травянистых растений варьирует от 27 (луг № 1) до 57 (луг № 2) и определяется продолжительностью существования луга и особенностью эдифика-торных видов.
На всех лугах по числу видов из четырёх хозяйственных (агроботанических) групп преобладает разнотравье (48,1-66 %) (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение агроботанических групп растений на исследованных лугах (в %)
Агроботанические группы Луг № 1 Луг № 2 Луг № 3
Злаки 25,9 14,0 17,9
Бобовые 14,9 10,5 10,7
Разнотравье 48,1 65,0 66,0
Осоки и др. 11,1 10,5 5,4
Итого: 100 100 100
Луга относятся к разнотравно-злаковым.
По фитоценотической приуроченности в составе травостоя исследованных лугов выявлено 9 экотипов (ценоморф). Преобладают лугово-опушечные виды (21,730,6 %) (табл. 3).
Таблица 3
Соотношение экотипов в составе травостоя исследованных лугов
Экотипы Луг № 1 Луг № 2 Луг № 3
Луговые 8,8 13,3 12,9
Прибрежно-луговые - 8,3 4,8
Опушечно-луговое 29,5 21,7 30,6
Лесо-луговые 8,8 6,7 6,6
Лесные 14,7 15,0 19,4
Лугово-болотные 14,7 25,0 16,1
Болотно-лесные 2,9 1,7 1,6
С орно-луговые 11,8 5,0 4,8
Сорные 8,8 3,3 3,2
Итого: 100 100 100
Лесных видов больше всего отмечено на лугу № 3, сорных и сорно-луговых — на первом лугу.
По всем показателям выделяется луг № 1. Антропогенное воздействие на этом участке прекратилось недавно. Основной эдификатор на этом лугу — овсяничник тростниковый (,Schedononis phoenix)) — крупный (до 175 см), плотнокустовой злак. Проективное покрытие 100 %, так как пространство между кочками густо покрыто ветошью. Представители редких бобовых и разнотравья встречаются только по краям луга. Обращает на себя внимание довольно широкая полоса бодяка полевого (Cirsium arvense), возвышающегося над злаками около придорожной канавы. По всему лугу разбросаны кустарники, (преимущественно Salix triandra), высота которых варьирует в широких пределах от 0,70 м до 3 м. На одной трансекте, длиной 512 м, выявлено 36, на другой (длина 560 м) — 48 кустарников.
Луг № 2 характеризуется большой мозаичностью. Основная площадь представляет собой бедный видами щучковый луг с плотными дернинами и ветошью. Как отмечает К. А. Куркин [5], дернообразующие злаки перехватывают кислород воздуха, тем самым подавляя развитие верховых злаков и крупного разнотравья.
Наличием рыхлокустовых злаков, бобовых, а также богатым разнотравьем выделяется та часть луга, которая примыкает к береговому валу Теплого озера, заросшего травянистой растительностью и кустарниками. Высота основной массы травостоя
достигает 60 см. В понижениях, где наблюдается избыток увлажнения, встречаются гигрофильные виды (Filipéndula ulmaria, Geranium palustre, Coronaria floscucidi и др.). Часть луга, приближенная к ольховой роще, изобилует сорными видами и занята подростом Almts incana, высотой от 1,6 до 7,0 м.
Луг № 3 как пашня не используется более 10 лет. Он располагается напротив луга № 2, их разделяет только дорога. Возможно этим, в первую очередь, объясняется их флористическое сходство (коэффициент Жаккара — 0,80). Проективное покрытие колеблется от 80 до 100 %, моховой покров отсутствует из-за обилия ветоши. На этом лугу больше всего выявлено лесных и лугово-лесных видов, отмечена самая высокая степень зарастания древесными породами. Кроме кустарников, разбросанных по всей площади луга, местами встречается подрост березы, высотой до 10 м.
На лугу, не используемом под сенокос и выпас 3 года, в гнездовый период 20122013 гг. в течение двух лет всего было учтено 20 видов из 5 отрядов (табл. 4).
Таблица 4
Видовой состав и плотность птиц на лугах с разной степенью зарастания
Луговые участки Луг № 1 Луг № 2 Луг № 3
Годы учетов 2012 2013 2012 2013 2012 2013
Обилие вида Ос/га Ос/га Ос/га Ос/га Ос/га Ос/га
ОТРЯД СОКОЛООБРАЗНЫЕ FALCONIFORMES
Скопа Pandion haliaetus 0,11
(Linnaeus, 1758)
Полевой лунь Circus cyaneits 0,08
(Linnaeus, 1766)
Болотный лунь Circus aerugi- 0,02 0,08 0,08
nosas (Linnaeus, 1758)
Тетеревятник Accipiter gentilis (Linnaeus, 1758) 0,02
Обыкновенный канюк Buteo 0,02 0,08
bnteo (Linnaeus, 1758)
Обыкновенная пустельга Falco tinmmciiliis Linnaeus, 0,02
1758
ОТРЯД ЖУРАВЛЕОБРАЗНЫЕ GRUIFORMES
Серый журавль Gnis gnis (Linnaeus, 1758) 0,05
Crex crex (Linnaeus, 1758) 0,12 0,39 0,16 0,24 0,32
Коростель
ОТРЯД РЖАНКООБРАЗНЫЕ CHARADRIIFORMES
Чибис Vanellus vanellus 0,05 0,07 0,16
(Linnaeus, 1758)
Травник Tringa totamis (Linnaeus, 1758) 0,16
Бекас Gallinago gallinago (Linnaeus, 1758) 0,02
Большой веретенник Limosa limosa (Linnaeus, 1758) 0,02
ОТРЯД ГОЛУБЕОБРАЗНЫЕ СOLUMBIFORMES
Вяхирь Columba'palunibus Linnaeus, 1758 0,05 0,32 0,43
Продолжение таблицы 4
ОТРЯД ВОРОБЫШООБР43НЫЕ PASSERIFORMES
Деревенская ласточка Hinmdo nistica Liimaeus, 1758 0,02 0,1 0,32 0,11 0,75
Воронок Delichon urbica (Liimaeus, 1758) 0,72
Полевой жаворонок Alauda atyensis Liimaeus, 1758 0,29 0,04
Луговой конек Anthuspratensis (Liimaeus, 1758) 0,14 0,2
Желтая трясогузка Motacilla flava Liimaeus, 1758 0,12 0,1 0,08 0,16
Обыкновенный жулан Lanius collitrio Liimaeus, 1758 0,05 0,04 0,08 0,08 0,22 0,11
Обыкновенный скворец Sturmis vulgaris Liimaeus, 1758 0,05 0,32 5,44 2,04 1,83
Галка Con'iis monedula (Liimaeus, 1758) 0,8 0,22
Серая ворона С omis comix Liimaeus, 1758 0,08
Ворон Conus corax Liimaeus, 1758 0,08
Зеленая пересмешка Hippolais icterina (Vieillot, 1817) 0,24 0,11 0,11
Черноголовая славка Sylvia atricapilla (Liimaeus, 1758) 0,08 0,11
Садовая славка Sylvia borin (Boddaert, 1783) ' 0,07 0,16 0,56 0,54 0,86
Серая славка Sylvia communis Latham, 1787 0,12 0,14 0,4 0,56 0,75 0,65
Пеночка весничка Phyllosco-pus trochilus (Liimaeus, 1758) 0,08 0,22 0,32
Луговой чекан Saxicola rube-tra (Liimaeus, 1758) 0,24 0,35 0,32 0,56 0,22
Обыкновенный соловей Lu-scinia luscinia (Liimaeus, 1758) 0,08 0,11
Обыкновенная чечевица Carpodacus erythrinus (Pallas, 1770) ' 0,02 0,16 0,24 0,22
Обыкновенная овсянка Emberiza citrinella Liimaeus, 1758 0,08 0,08 0,11
Тростниковая овсянка Emberiza schoeniclus (Liimaeus, 1758) 0,22
Всего видов 17 12 16 16 13 11
Всего особей 61 62 31 129 44 53
Общая плотность, ос/га 1,46 1,49 2,48 10,32 4,73 5,69
Всего гнездящихся видов 11 9 10 10 10 7
Всего особей гнездящихся видов 52 56 22 33 24 23
Плотность гнездящихся птиц, ос/га 1,25 1,35 1,76 2,64 2,58 2,47
Гнездились в течение двух лет 12 видов (60,00 % от всех встреченных) из трёх отрядов: Воробьинообразные, Ржанкообразные и Журавлеобразные (табл. 5). Плотность гнездования составляла 1,25 ос/га (2012 год) и 1,35 ос/га (2013 год). В составе фауны гнездящихся видов преобладают птицы луго-полевого комплекса (66,7 %) (табл. 6). Но уже в 2013 году за счет плотного покрытия прошлогодними травами резко сокращается численность некоторых полевых птиц и, прежде всего, полевого жаворонка, исчезают кулики.
На лугу, не используемом под сенокос и выпас скота более 5 лет, отмечено 24 вида из пяти отрядов (табл. 4). Гнездящимися являются 12 видов (54,55 %) (табл. 5). Плотность населения гнездящихся птиц в 2012 году составляла 1,76 ос/га, в 2013 году — 2,64 ос/га. Формирование высокорослого травостоя, зарастание кустарниками и единичными, пока еще невысокими, древесными видами способствуют смене орнитокомплексов. На данном участке среди гнездящихся видов начинают преобладать птицы опушечно-кустарникого орнитокомплекса (58,3 %), уменьшается доля луго-полевого комплекса (табл. 6).
На лугу, не используемом под сенокос и выпас скота более 10 лет, отмечено 17 видов из четырех отрядов (табл. 4). Преобладает отряд Воробьинообразные (82,35 %). По мере зарастания выпадает отряд Ржанкообразные. Гнездящимися являются 12 видов (70,60 %) (табл. 5). Плотность гнездования в 2012 г. составляла 2,58 ос/га, в 2013 г. — 2,48 ос/га (табл. 4). Зарастание кустарниками, поднятие древостоя до 10 метров способствует дальнейшему увеличению видов птиц опушечно-кустарникового орнитокомплекса (66,7 %) и создает условия для вселения дендрофилов (16,7 %) (табл. 6).
Таблица 5
Соотношение гнездящихся и кормящихся видов птиц на лугах с разной степенью зарастания
Луг № 1 Луг № 2 Луг № 3
Общее количество видов 20 25 17
Гнездящихеся п 12 12 12
% 60,0 % 54,5 % 70,6 %
Кормящиеся п 8 10 5
% 40,0 % 45,5 % 29,4 %
Таблица 6
Соотношение видового состава птиц на лугах с разной степенью зарастания
Виды луго-полевого комплекса Виды опушечно-кустарникового комплекса Лесные виды
п % п % п %
Луг № 1 8 66,7 % 4 33,3 %
Луг № 2 5 41,7% 7 58,3 %
Луг № 3 2 16,7% 8 66,6 % 2 16,7%
Литература
1. Борисов В. В., Щеблыкина Л. С., Урядова Л. П. Динамика видового состава и структуры населения птиц заброшенных пашен с разной степенью их зарастания // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественно-математические науки». Вып. 5. Псков, 2014. С. 12-28.
2. Василевич В. И. Не заболоченные березовые леса северо-запада Европейской России // Ботанический журнал. 1996. Т. 81. № 11. С. 1-13.
3. Василевич В. И. Сероолынатники Европейской России // Ботанический журнал. 1998. Т. 83. № 8. С. 28-42.
4. Геоботаническое районирование Нечерноземья европейской части РСФСР Л., 1989. 64 с.
5. Куркин К. А. Экологическая классификация растительности пойменных лугов как основа для изучения синэкологических оптимумов видов // Ботанический журнал. 2001. Т. 86. № 1. С. 31-42.
6. Рогачёва Э. В. Методы учёта численности мелких воробьиных птиц // Организация и методы учёта птиц и вредных грызунов. М., 1963. С. 117-130.
7. Цвелёв Н. Н. Определитель сосудистых растений Северо-Западной России (Ленинградская, Псковская и Новгородская области). СПб.: Издательство СПХФА, 2000. 781 с.
Об авторах
Судницына Диана Николаевна — кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Псковского отделения ФГБНУ ГосНИОРХ; доцент кафедры ботаники и экологии растений, естественно-географический факультет, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: [email protected]
Щеблыкина Лариса Сергеевна — кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии и экологии животных, естественно-географический факультет, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: [email protected]
D. Sudnitsyna, L. Scheblvkina
THE INFLUENCE OF ANTHROPOGENIC FACTORS ON THE VEGETATION STRUCTURE AND COMPOSITION OF THE BIRD FAUNA ON ABANDONED ARABLE LANDS OF COASTAL AREAS OF LAKE PEIPSI
The article'presents the results of the study of vegetation and distribution of birds on overgrowing arable lands with different stages of vegetation succession. There have been revealed the dynamics of changes in the species composition of plant and density of bird popidation on the territoty of former arable lands.
Key words: agricultural landscapes, overgrowing, successions, meadow vegetation, species composition of plants, species composition of birds.
About the authors
Dr. Diana Sudnitsyna, Leading Research Fellow, State Research Institute of Lake and River Fisheries; Associate Professor, Botany and Plant Ecology Department, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected]
Dr. Larisa Scheblykina, Associate Professor, Zoology and Animal Ecology Department, Pskov State University, Russia. E-mail: [email protected]