УДК 009(045) © Мастерова С. Н., 2023
Влияние антироссийских санкций на внешнюю торговлю Российской Федерации
Светлана Николаевна Мастерова, студентка экономического факультета,
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Svetlana N. Masterova, student, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State
University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0009-0002-9521-9576
АННОТАЦИЯ
В данной статье подробно рассматривается специфика развития внешней торговли России в новых реалиях, сформированных в условиях антироссийских экономических санкций и резким ростом цен на мировых товарных рынках в условиях возросшей геополитической неопределенности. Проводится анализ изменения структуры внешней торговли России в условиях экономических санкций и оценка перспектив сотрудничества с новыми потенциальными торговыми партнерами. Целью исследования является определение перспектив развития внешнеторговых отношений России. Задачами исследования выступило изучение конъюнктуры мировых товарных рынков и анализ влияния антироссийских санкций на внешнеторговые связи России. В данной работе использовались такие методы исследования, как анализ, синтез и метод сравнения. Сделан вывод о потенциале развития внешнеторговых связей России и ее основных торговых партнерах.
Ключевые слова: антироссийские санкции; внешняя торговля; мировая торговля; импортозамеще-ние; торговый партнер; отрасль; экспорт; импорт; производство
Для цитирования: Мастерова С. Н. Влияние антироссийских санкций на внешнюю торговлю Российской Федерации. Научные записки молодых исследователей. 2023;11(6):5-12.
Anti-Russian Sanctions Impact on the Foreign Trade of the Russian Federation
This paper examines the specifics of the development of Russian foreign trade in the new realities formed under the conditions of anti-Russian economic sanctions and a sharp rise in prices on world commodity markets in conditions of increased geopolitical uncertainty. The research presented the analysis of the changes in the structure of Russian foreign trade in economic sanctions and an assessment of the prospects for cooperation with new potential trading partners. The purpose of the study is to determine the prospects for the development of foreign trade relations in Russia. The objectives of the study were to study the situation in world commodity markets and analyze the impact of anti-Russian sanctions on Russia's foreign
ABSTRACT
мировая экономика / world economy
trade relations. The author employed research methods, such as analysis, synthesis, and comparison method in this work. The study concluded the potential for the development of foreign trade relations in Russia and its major trading partners.
Keywords: anti-Russian sanctions; international trade; world trade; import substitution; trading partner; industry; export; import; production
For citation: Masterova s. N. Anti-Russian sanctions impact on the foreign trade of the Russian Federation. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2023;11(6):5-12.
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что введение антироссийских санкций привело к ухудшению экономической ситуации в России. Начиная с присоединения Крыма в 2014 г., и по сей день, конфликт России с Украиной и многими другими странами продолжает обостряться, количество антироссийских санкций увеличивается. Санкции ограничивают доступ России к мировым рынкам, что приводит к снижению экспорта и увеличению импортных цен на товары и услуги. Это негативно сказывается на росте ВВП, уровне безработицы и инфляции. Также санкции оказывают давление на финансовый сектор России, что приводит к уменьшению объемов инвестиций и капитала, а также к снижению кредитных возможностей для компаний и частных лиц. Однако Россия уже неоднократно доказывала свою способность адаптироваться к экономическим вызовам и преодолевать трудности, поэтому можно предположить, что страна сможет справиться и с этой ситуацией.
Целью данной статьи является оценка влияния антироссийских санкций на внешнюю торговлю России.
В данной статье:
• рассмотрено влияние антироссийских санкций на внешнюю торговлю Российской Федерации;
• рассмотрена роль импортозамещения в рамках нивелирования последствий санкций для экономики России;
• проведен анализ товарооборота Российской Федерации с Ираном, Индией, Китаем и Турцией;
• сформулированы авторские выводы о принципиальной роли сбалансированной политики в отношении поддержки внешней торговли в целях снижения негативного эффекта действия западных санкций.
Изменение структуры внешней торговли России в условиях экономических санкций
Введение антироссийских санкций привело к серьезным изменениям в структуре внешней торговли России. В частности, был заметен рост экспорта продуктов питания, сельскохозяйственной продукции и других товаров, которые ранее импортировались из-за границы. Это связано с тем, что российские компании начали активно развивать отечественное производство и заменять импортные товары на свою продукцию.
С другой стороны, введение санкций привело к сокращению экспорта нефти, газа и других энергетических ресурсов, что оказало негативное влияние на бюджет страны. Кроме того, ограничения на импорт технологий и оборудования также затруднили развитие отдельных отраслей экономики и снизили конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке. Таким образом, введение антироссийских санкций привело к серьезным изменениям в структуре внешней торговли России, которые имеют как положительные, так и отрицательные последствия для экономики страны. Однако развитие отечественного производства и поиск новых рынков сбыта могут стать факторами роста экономики России в условиях кризиса [1].
Изменение политических отношений России в условиях санкций имеет несколько аспектов:
1. Изоляция: санкции, наложенные на Россию, приводят к ее изоляции на международной арене. Это проявляется в ограничении политического диалога, сокращении международных встреч и переговоров, а также уменьшении участия России в международных организациях.
2. Укрепление внутренней политики: в условиях санкций российское правительство склоняется к укреплению своей внутренней политики, чтобы справиться с экономическими трудностями,
вызванными санкциями. Это включает введение новых законов и мер по стимулированию отечественной экономики, а также ужесточение контроля над общественными процессами.
3. Пересмотр внешней политики: Россия пересматривает свою внешнюю политику и стратегические приоритеты в ответ на санкции. Например, она начинает укреплять свои связи с другими странами, которые не поддерживают санкции против нее, и развивать новые экономические и политические партнерства.
4. Развитие альтернативных рынков: санкции приводят к поиску Россией альтернативных рынков и партнеров для сотрудничества. Это может означать укрепление экономических связей с другими странами, такими как Китай, Индия или страны БРИКС, а также развитие новых рынков в Азии, Латинской Америке и Африке.
5. Усиление национализма: санкции вызывают усиление националистических настроений в России и повышение поддержки правительства со стороны населения. В ответ на санкции российское правительство призывает к единству и подчеркивает важность национальных интересов.
В целом, изменение политических отношений России в условиях санкций приводит к пересмотру ее внешней и внутренней политики, укреплению связей с альтернативными партнерами и усилению национальных настроений.
Импортозамещение как фактор развития российской экономики в условиях экономических санкций
Введение антироссийских санкций привело к ограничению импорта ряда товаров и услуг в Россию. Это, в свою очередь, стимулировало развитие отечественного производства и повышение его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Кроме того, российские компании начали активно искать новые рынки сбыта и партнеров за рубежом, что способствует диверсификации экономики страны. Однако введение санкций также привело к ограничению доступа российских компаний к зарубежным технологиям и финансовым ресурсам, что затрудняет развитие отдельных отраслей экономики. Кроме того, некоторые сектора экономики, такие как туризм и сельское хозяйство, пострадали от сокращения туристического потока и ограничений на импорт необходимых для производства товаров [2].
Введение антироссийских санкций стимулировало Россию к развитию импортозамещения, т.е. замены импортных товаров на отечественные аналоги. Это может привести к увеличению производства в России и созданию новых рабочих мест. Важно отметить, что импортозамещение не должно приводить к ухудшению качества продукции и повышению цен на нее. Если правительство будет успешно поддерживать развитие отечественного производства и инноваций, то импортозамещение может стать фактором роста экономики России в условиях санкций [3].
Таким образом, введение санкций привело к серьезным изменениям во внешнеэкономической деятельности России, которые имеют как положительные, так и отрицательные последствия для экономики страны. В целом, развитие отечественного производства и поиск новых рынков сбыта могут стать факторами роста экономики России в условиях санкций.
Новые направления внешней торговли России в результате введения антироссийских санкций
До обострения конфликта и введения антироссийских экономических санкций около 55% экспорта и импорта РФ приходилось на страны, которые присоединились к санкционной войне. В современных реалиях Россия была вынуждена переориентировать направления внешней торговли - к концу года доля недружественных стран в ее структуре сократилась до 45%. Это произошло за счет расширения сотрудничества со странами Азии, которое наращивалось опережающими темпами [4].
Иран — перспективное развитие внешней торговли
Сегодня торговые отношения России с Ираном строятся сразу в нескольких направлениях. Это и продолжение сотрудничества в энергетической сфере, которое прерывалось из-за санкций, и сотрудничество в торговле продукцией сельского хозяйства. Российские поставки продовольствия, сельскохозяйственного сырья, продукции лесного хозяйства и деревообработки составили 90% экспорта РФ в Иран, который за 2022 г. вырос на 27%*.
* Платежный баланс Российской Федерации. № 3 (12) III квартал 2022 г. Информационно-аналитический комментарий. URL: http://www.cbr.ru/collection/collection/ file/43419/balance_of_payments_2022-3_12.pdf
Рис. 1. Динамика товарооборота между Россией и Ираном, 2015-2022 гг.
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: внешняя торговля. URL: https://rosstat.gov.ru
Введение антироссийских санкций также привело к изменению торговых отношений России с Ираном. В связи с ограничениями на импорт товаров из России Иран стал одним из главных импортеров России в области продуктов питания, сельскохозяйственной продукции и других товаров. Также Россия и Иран начали активно развивать сотрудничество в области энергетики, что позволило российским компаниям увеличить экспорт нефти и газа в Иран.
Кроме того, Россия и Иран начали сотрудничать в области технологий и оборудования, что позволило российским компаниям укрепить свою позицию на мировом рынке. Однако введение санкций привело к тому, что многие российские компании вынуждены были прекратить свою деятельность в Иране, что негативно сказалось на экономике обеих стран. Также ограничения на импорт технологий и оборудования затруднили развитие отдельных отраслей экономики Ирана.
По итогам 2022 г. товарооборот России и Ирана превышает 5 млрд долл. (рис. 1), из которых около 4 млрд приходится на российский экспорт и чуть больше 1 млрд - на импорт из Ирана. Но реальная цифра взаимных поставок может оказаться выше.
Таким образом, введение антироссийских санкций привело к укреплению торговых отношений России с Ираном. Развитие сотрудничества в об-
ласти энергетики, технологий и оборудования может стать факторами роста экономики России и Ирана в условиях санкций.
Индия — главный импортер российских энергоресурсов и вооружения
Введение антироссийских санкций также повлияло на торговые отношения России с Индией. Индия является одним из крупнейших партнеров России в области экспорта нефти, газа и других энергоносителей. Однако в связи с ограничениями на импорт товаров из России Индия стала искать альтернативные источники энергии и сырья. Также введение санкций затруднило развитие сотрудничества между Россией и Индией в области технологий и оборудования [5].
Индия активно участвует в проектах по развитию инфраструктуры в России, таких как строительство моста через Керченский пролив и развитие транспортной системы на Дальнем Востоке.
В 2022 г. рост российского экспорта в Индию достигался в первую очередь за счет увеличения поставок российской нефти. Индия стала вторым по значению после Китая покупателем в Азии, а Россия к концу прошлого года - самым крупным поставщиком нефти в Индию (22%), опередив Ирак и Саудовскую Аравию. Кроме того, РФ нарастила
Рис. 2. Динамика товарооборота между Россией и Индией, 2015-2022 гг.
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: внешняя торговля. URL: https://rosstat.gov.ru
поставки удобрений и некоторых видов сельхозпродукции в Индию.
За 2022 г. Индия закупила российских товаров на 28 млрд долл. (рис. 2), но экспортировала в Россию продукцию лишь на 2,3 млрд долл. Это на 14% меньше, чем в том же периоде 2021 г. При этом страны договорились о переходе на торговлю в национальных валютах. После того как в начале декабря 2022 г. ряд российских банков получил разрешение открыть счета в индийских банках в местной валюте, на этих счетах стали накапливаться рупии.
Дальше события могут развиваться по одному из двух сценариев. Индийские экспортеры смогут легче наращивать экспорт своих товаров в Россию за рупии, которые российской стороне некуда девать. Страны могут организовать параллельный импорт через Индию той продукции, которую перестали поставлять в Россию из-за санкций. Вероятно, будет реализовываться комбинация из этих двух сценариев [6].
Таким образом, введение антироссийских санкций привело к изменению торговых отношений России с Индией, но не помешало развитию сотрудничества в некоторых отраслях экономики. В условиях санкций Россия и Индия продолжают работать над расширением взаимовыгодного сотрудничества и поиску новых направлений развития.
Китай — главный торговый партнер России
Введение антироссийских санкций также повлияло на торговые отношения России с Китаем. Китай является крупнейшим торговым партнером России, и взаимная торговля между двумя странами составляет значительную часть их экономики.
Однако после введения санкций Россия столкнулась с ограничениями в импорте товаров из Европы и США, что привело к увеличению объемов торговли с Китаем. В то же время Россия стала более активно продавать свою нефть и газ на китайский рынок, что также способствовало увеличению торговых связей между двумя странами.
Несмотря на это, введение санкций также привело к некоторым проблемам в торговых отношениях между Россией и Китаем. Например, российские компании столкнулись с проблемами при экспорте своих товаров в Китай из-за ограничений на импорт ряда продуктов в Китай. Тем не менее Россия и Китай продолжают укреплять свои торговые отношения и развивать сотрудничество в различных отраслях экономики. В 2019 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Китаем, что может способствовать увеличению объемов торговли между двумя странами.
Рис. 3. Динамика товарооборота между Россией и Китаем, 2015-2022 гг.
Источник: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: внешняя торговля. URL: https://rosstat.gov.ru
Торговля России и Китая, млрд долл.
250
200
150
100
50
190,9
146
108,3 111 107,8
63,5 66,1
tu
Торговля, млрд долл.
1- -1- -1- -1- -1- -г
2015 г 2016 г 2017 г 2018 г 2019 г 2020 г 2021 г 2022 г
0
В 2022 г. Китай стал наращивать закупки российского газа и нефти. Кроме того, продолжился рост экспорта в КНР продукции российского сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Одновременно увеличился экспорт в Россию китайских автомобилей и строительной техники. Также обсуждается участие китайских инвесторов в строительстве в Российской Федерации предприятий нефте- и газохимии, лесопереработки.
Однако некоторые китайские производители все же покинули российский рынок. Так, Huawei закрыла свой российский центр разработки и прекратила прямые поставки смартфонов и базовых станций в Россию. Для компании с годовой выручкой почти 100 млрд долл. западные рынки оказались важнее российского.
При этом смартфоны продолжают поступать в Россию через параллельный импорт. А поставки базовых станций могли быть согласованы на правительственном уровне и осуществляться не напрямую, а через посредников. Но поставки в Россию китайских товаров, которые попали в ограничительные списки ЕС или США, растут медленнее, чем импорт продукции, свободной от санкций. Часто китайские компании не готовы увеличивать поставки из-за санкционных рисков. А налаживание обхода санкций на межгосударственном уровне - дело не быстрое.
Тем не менее товарооборот России и Китая в 2022 г. рос опережающими темпами и достиг,
по разным оценкам (официальные данные еще не опубликованы ни в России, ни в Китае), от 186,3 до 190,9 млрд долл. (рис. 3), сделав КНР внешнеторговым партнером России номер один.
Таким образом, введение антироссийских санкций привело к изменению торговых отношений России с Китаем, но также стимулировало увеличение объемов торговли между двумя странами в некоторых отраслях экономики. Россия и Китай продолжают работать над расширением взаимовыгодного сотрудничества и поиском новых направлений развития.
Перспективы внешней торговли с Турцией
Введение антироссийских санкций также повлияло на торговые отношения России с Турцией. Турция является одним из крупнейших партнеров России в области экспорта продуктов питания, текстиля, металлургии и других товаров. Однако после инцидента со сбитым российским самолетом в ноябре 2015 г. Россия ввела ряд ограничений на импорт товаров из Турции. Это привело к сокращению объемов торговли между двумя странами и затруднило развитие сотрудничества в некоторых отраслях экономики [7].
Несмотря на это, Россия и Турция продолжают развивать сотрудничество в области туризма, энергетики и других отраслях. Кроме того, в 2019 г.
Рис. 4. Динамика товарооборота между Россией и Турцией, 2015-2022 гг.
Источник: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: внешняя торговля. URL: https://rosstat.gov.ru
было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Турцией, что может способствовать увеличению объемов торговли между двумя странами.
В 2021 г. торговля Турции с Россией превысила 33 млрд долл., а по итогам 2022 г. приблизилась к отметке 80 млрд долл. (рис. 4).
Санкции европейских стран против России открыли для Турции окно возможностей, которым та воспользовалась. За десять месяцев 2022 г. товарный экспорт Турции в РФ вырос в полтора раза к тому же периоду годом ранее и составил 6,9 млрд долл. В октябре Турция обошла Германию по объему экспорта в Россию в долларовом эквиваленте - 1,15 млрд долл. против чуть менее чем 1 млрд долл. у Германии. Среди поставщиков товаров в РФ Турция вышла на третье место после Китая и Беларуси [8].
Таким образом, введение антироссийских санкций привело к изменению торговых отношений России с Турцией, но не помешало развитию сотрудничества в некоторых отраслях экономики. В условиях санкций Россия и Турция продолжают работать над расширением взаимовыгодного сотрудничества и поиском новых направлений развития.
Выводы
Таким образом, за 2022 г. товарооборот России с четырьмя важнейшими партнерами из числа
нейтральных и дружественных стран (Китай, Турция, Иран, Индия) составил 261 млрд долл., или 43% всего торгового оборота России. За аналогичный период 2021 г. доля этих стран составляла 32,4%.
С учетом высокой зависимости отечественной экономики от импорта именно снижение импорта в настоящее время выступает для нее ключевой угрозой. В этих условиях первоочередной задачей внешнеторговой политики России на современном этапе должно стать замещение выпадающего импорта, как за счет ускоренной реализации политики импортозамещения, так и изменения географии поставок.
На фоне долгосрочных целей по импортоза-мещению в краткосрочной перспективе необходима всесторонняя поддержка импорта, необходимого для функционирования отечественной экономики (прежде всего инвестиционных и промежуточных товаров), включая содействие процессу изменения логистики и поиска новых поставщиков (в том числе за счет инвестиций в инфраструктуру, финансовой, юридической и дипломатической поддержки импортеров), а также - облегчение таможенных процедур, льготное кредитование, обеспечение льготных условий приобретения валюты и пр. Экспорт также нуждается в государственной поддержке усилий внешнеторговых операторов, направленных на поиск альтернативных рынков сбыта
российской продукции. Особой задачей высту- мировых товарных рынках, в том числе за счет пает обеспечение стабильности внутренних цен применения инструментов внешнеторгового в условиях восходящей ценовой динамики на регулирования.
Список источников
1. Атурин В. В. Антироссийские экономические санкции и проблемы импортозамещения в условиях современной международной конкуренции. Вестник Евразийской науки. 2019;(2). URL: https://esj.today/ PDF/40ECVN 219.pdf.
2. Бударина Н.А., Ненадышина Т. С. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития. Российский внешнеэкономический вестник. 2022;(6):7-24.
3. Ушкалова Д. И. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления. Журнал Новой экономической ассоциации. 2022:3(55):218-226.
4. Белоусов Д. Р., Солнцев О. Г., Михайленко К. В. О некоторых параметрах среднесрочного прогноза: адаптация к условиям санкций. М.: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. 2022. URL: http://www.forecast.ru/_Archive/anaLitics/ DB/foreparam2022.pdf
5. Гнидченко А. А., Сальникова В. А. Модели присутствия России на экспортных рынках. М.: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. 2022. URL: http://www.forecast. ru/_ARCHIVE/ Mon_13/2022/TT2022_7. pdf
6. Афонцев С. А. Политические парадоксы экономических санкций. Журнал Новой экономической ассоциации. 2022;3(55):193-198. DOI: 10.31737/2221-22642022-55-3-10
7. Кононенко Д. С. Внешняя торговля России под влиянием санкций: проблемы и перспективы. Лучшая исследовательская работа. 2021-2022:65-71.
8. Михайлова И. П., Степанов Е. А., Федина Е. В. Внешняя торговля РФ в условиях санкционного давления: анализ товарных потоков с учетом изменения геополитического ландшафта. Инновации и инвестиции. 2022;8:128-132.
References
1. Aturin V. V. Anti-Russian economic sanctions and problems of import substitution in terms of modern international competition. Vestnik Evrazijskoj nauki = Bulletin of Eurasian Science. 2019;(2). URL: https://esj. today/PDF/40ECVN 219.pdf. (In Russ.).
2. Budarina N. A., Nenadyshina T. S. Foreign trade of Russia: Trends and development prospects. Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik = Russian Foreign Economic Bulletin. 2022;(6):7-24. (In Russ.).
3. UshkaLova D. I. Russian foreign trade under sanctions pressure. Zhurnal Novoj ekonomicheskoj associacii = Journal of the New Economic Association. 2022:3(55):218-226. (In Russ.).
4. BeLousov D. R., SoLntsev O. G., MikhaiLenko K. V. On some parameters of the medium-term forecast: Adaptation to the sanctions conditions. Moscow: Center for Macroeconomic AnaLysis and Short-Term Forecasting. 2022. URL: http://www.forecast.ru/_Archive/anaLitics/DB/foreparam2022.pdf. (In Russ.).
5. Gnidchenko A. A., SaLnikova V. A. ModeLs of Russia's presence in export markets. Moscow: Center for Macroeconomic AnaLysis and Short-Term Forecasting. 2022. URL: http://www. forecast. ru/_ARCHIVE/ Mon_13/2022/TT2022_7.pdf. (In Russ.).
6. Afontsev S. A. PoLiticaL paradoxes of economic sanctions. Zhurnal Novoj ekonomicheskoj associacii = Journal of the New Economic Association. 2022;3(55):193-198. (In Russ.). DOI: 10.31737/2221-22642022-55-3-10
7. Kononenko D. S. Foreign trade of Russia under sanctions infLuence: Issues and prospects. Luchshaya issledovatel'skaya rabota = Best Research Paper. 2021-2022:65-71. (In Russ.).
8. MikhaiLova I. P., Stepanov E. A., Fedina E. V. Foreign trade of the Russian Federation under sanctions pressure: AnaLysis of commodity fLows considering changes in the geopoLiticaL Landscape. Innovacii i investicii = Innovation and investment. 2022;8:128-132. (In Russ.).