Научная статья на тему 'Влияние аминазина на организм коз'

Влияние аминазина на организм коз Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
385
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Сычева М. В.

Исследования проведены на 10 небеременных козах оренбургской пуховой породы 3-4-летнего возраста. Испытуемый препарат им вводили внутримышечно в дозе 1 мг на 1 кг массы тела. Установлено, что аминазин уменьшает силу, необходимую для извлечения пуха из кожи; вызывает кратковременную эритропению и лейкопению; увеличение количества циркулирующих иммунных комплексов. В состоянии гуморальных факторов неспецифической защиты наметилась тенденция к снижению бактерицидной и к повышению лизоцимной активности сыворотки крови.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of Aminazin on goats

Ten non-pregnant goats of the Orenburg "pukhovaya" breed aged 3-4 years were included in the experiments. The preparation under study was intramuscular injected with the dose of 1 mg per 1 kg body weight. It is established that Aminazin reduces the power necessary to pull the down out of the skin; it causes temporary erythropenia and leukopenia, and an increase of the number of circulating immune complexes. There was noted a trend to the reduction of bactericidal action and to an increase of lysozyme activity in the blood serum in the animals under study.

Текст научной работы на тему «Влияние аминазина на организм коз»

Влияние аминазина на организм коз

М.В. Сычева, аспирант, ОренбургскийГАУ

Пуховое козоводство - особая отрасль животноводства, важнейшей специфической кампанией которой является выческа пуха. Этот трудоемкий процесс требует значительного физического напряжения от работников; оказывает стрессовое воздействие на организм животных, вызывая различные осложнения и даже гибель. Снижение отрицательных последствий стресса возможно несколькими путями, но основным способом является фармакокоррекция. Именно поэтому рациональное использование нейролептиков в технологических операциях позволяет уменьшить стрессовое воздействие на организм животных, предотвратить снижение продуктивности и качества продукции. Проблемами нейролептаналгезии в козоводстве и овцеводстве занимались В.С. Пор-тнов (1994), Р.М. Сугурова (1997), Ю.Н. Мамон-

тов (1999). Но, несмотря на имеющиеся достижения, вопрос об изыскании новых антистрессовых средств и изучении их влияния на организм животных остается открытым. Все это и предопределило выбор настоящего исследования.

Мы поставили перед собой цель определить влияние аминазина на организм пуховых коз, оценив его безвредность и специфическую стресс-корректорную активность. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. У становить влияние препарата на силу удержания пуха в коже при его удалении.

2. Определить действие аминазина на гематологические показатели и показатели неспецифической резистентности, а также иммунобиологическую реактивность организма коз.

Материал и методы.

Исследования проводились на десяти небеременных козах оренбургской пуховой породы

3-4-летнего возраста, которые содержались в виварии Оренбургского государственного аграрного университета. Препарат животным вводили внутримышечно в дозе, рекомендованной инструкцией по применению (1 мг на 1 кг массы тела). В качестве оценочных использовались клинические показатели. Кроме того, замерялась сила, необходимая для извлечения пуха с площади 1 мм2, до введения препарата и спустя 30 минут. Исследование крови осуществляли перед введением препарата, через 30 минут, сутки, двое, трое, пять, семь и десять суток. Для гематологических исследований от коз получали пробы крови, стабилизированные 10%-м раствором трило-на-Б. В них подсчитывали количество лейкоцитов и эритроцитов путем исследования разведенной крови в камере Горяева. Содержание гемоглобина устанавливали на фотоэлектроколориметре, используя методику Г.В. Дервиз и А.И. Воробьева. Гематокрит определяли в полистироло-вых трубках.

Сыворотку крови получали после ретракции кровяного сгустка. В ней определяли бактерицидную, лизоцимную, беталитическую активности сыворотки крови и уровень ЦИК.

Определение общей иммунологической реактивности осуществлялось внутрикожным введением в подхвостовую складку 0,1% раствора гистамина дигидрохлорида в дозе 0,2 мл. Реакцию на его введение оценивали сразу и через 24 часа посредством замеров толщины кожной складки в месте введения с помощью штангенциркуля.

Результаты собственных исследований.

В ходе опыта установлено, что после введения аминазина на извлечение пуха из кожи требовалось в области шеи в 1,4 раза, в области поясницы в 1,3 раза, а в области лопатки в 3,1 раза меньшее усилие (р<0,05), чем при извлечении пуха без введения препарата. Своеобразным индикатором развития седативного состояния у коз при назначении им нейролептика стало снижение температуры тела, так как гипотермическое действие - характерная особенность аминазина. У трех животных наблюдался подъем температуры, что связано с влиянием на центры терморегуляции и с местным раздражающим действием (Попов Е.А., Невзорова Т.А.). У всех животных через 30 минут после введения препарата отмечалась тахикардия и тахипноэ, что также характеризует седативное действие аминазина. Что же касается изменения клинического статуса подопытных животных в остальные учетные отрезки времени, то они укладывались в рамки естественных суточных колебаний для данной производственной группы животных.

Как показали наши исследования, уже через тридцать минут после введения препарата отмечалось снижение количества эритроцитов. Подобная тенденция сохранялась в течение всего

периода наблюдения. К десятым суткам количество эритроцитов достигло значений 12,045 • 1012/л (по сравнению с фоновым 13,61 • 1012/л) и достоверно отличалось от фона (р<0,01). Динамика гематокрита показала, что наибольшую величину этот показатель имел через сутки после введения препарата, а затем начинал уменьшаться, возвращаясь к исходным значениям на десятые сутки.

Нами установлено, что изменение значения содержания гемоглобина не совпадает с изменением количества эритроцитов. А именно: начиная с третьих суток исследования, содержание гемоглобина постепенно увеличивается, достигая фоновых значений к десятому дню эксперимента.

Изучение динамики количества лейкоцитов у подопытных коз выявило уменьшение данного параметра уже через 30 минут после введения нейролептика. Наименьших значений количество лейкоцитов достигало через двое суток, составляя 7,245 109/л. Начиная с третьих суток, наблюдалось постепенное увеличение этого параметра, и к седьмому дню эксперимента значение данного показателя приближалось к фоновому (7,665 • 109/л), сохраняясь без изменений и на десятые сутки.

Изучая жидкостные факторы защиты, мы нашли, что бактерицидная активность сыворотки крови уже с первых суток наблюдения снижалась, достигая минимума на третьи сутки. В дальнейшем отмечалась тенденция к ее увеличению. Что касается лизоцимной активности сыворотки крови, то мы установили положительное влияние испытуемого препарата на данный показатель. Так, у животных на пятые сутки эксперимента наблюдалось увеличение уровня ЛАС (р<0,01), которое сохранялось до десятого дня эксперимента. Вероятно, подобные изменения произошли по причине угнетения ретикулярной формации головного мозга и ослабления ее воздействия на кору больших полушарий, что привело к нарушению регулирующего влияния нервной системы на клетки, продуцирующие гуморальные факторы неспецифической защиты. Исследование уровня Р-литической активности не выявило изменений под действием аминазина.

Анализ результатов при изучении иммунобиологической реактивности показал, что гистами-новый индекс в первые полчаса после назначения препарата не изменялся, а потом наметилась тенденция к его увеличению. Начиная со вторых суток исследования, происходило уменьшение данного показателя, а на завершающем этапе наблюдения (11 сутки) гистаминовый индекс достиг фоновых значений. Итак, аминазин не оказал негативного влияния на возможности иммунной системы организма коз к мобилизации иммунобиологических факторов и механизмов.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

Особенность динамики ЦИК у подопытных животных состояла в том, что, начиная с первых суток исследований, уровень ЦИК повышался, а через пять дней он достигал наивысшей отметки, достоверно (р<0,05) отличаясь от фона. Затем шло постепенное снижение уровня ЦИК, и при заключительном исследовании этот показатель практически не отличался от исходного. Учитывая, что образование нерастворимых иммунных комплексов происходит при строго определенных условиях, можно предположить, что препарат создает такие условия за счет увеличения в сыворотке крови числа иммуноглобулинов. Комплексы способны фиксироваться в определенных тканях и вызывать воспалительные реакции, а при соединении с компонентами комплемента способствовать высвобождению из тучных клеток биологически активных веществ, повышающих проницаемость стенок кровеносных сосудов и привлекающих в зону воспаления лейкоциты. Однако за время эксперимента ухудше-

ния состояния животных не наблюдалось, следовательно, влияние аминазина на данный показатель незначительно.

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что аминазин не оказывает значительного негативного влияния на организм коз, и его можно рекомендовать в качестве антистрессового средства при проведении различных технологических операций в козоводстве.

Литература

1. Дервиз Г.В., Воробьев А.И. Методика определения гемоглобина // Лабораторное дело. - 1966. - №9. - С.24.

2. Мамонтов Ю.Н. Влияние рометара в оптимальной дозировке на морфологические показатели крови коз // Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции "Решение проблем стабилизации сельскохозяйственного производства на современном этапе развития". - Оренбург, 1999. - С.77.

3. Попов Е.А., Невзорова Т.А. Опыт применения аминазина в психиатрической клинике // Журн. невропатологии и психиатрии. - 1956. - №7. - С.559.

4. Портнов B.C. Клинико-фармакологические аспекты нейролеп-таналгезии животных. - М.: Колос, 1994. - 195 с.

5. Сугурова P.M. Влияние рометара на гуморальное и клеточное звено неспецифической защиты организма коз // Тезисы докладов региональной конференции молодых ученых и специалистов. 4.2. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 1997. - С.63-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.