Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

ВЛИЯНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная траектория преподавателя / мировые образовательные тренды / дополнительные профессиональные программы / professional trajectory of a teacher / global educational trends / additional professional programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надежда Павловна Клейносова

На основе исследования НИУ ВШЭ за 2023 г. представлены актуальные мировые образовательные тренды. Отмечена важность комплексной подготовки преподавателей университета в условиях цифровизации образования. Рассмотрено влияние мировых трендов на содержание непрерывной профессиональной траектории преподавателя. Представлен опыт практической организации и результатов обучения по дополнительным профессиональным программам на примере Рязанского государственного радиотехнического университета (РГРТУ), приведено описание образовательных программ и проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of current educational trends on the formation of a teacher’s professional educational trajectory

Based on a study by the National Research University Higher School of Economics for 2023, current global educational trends are presented. The importance of comprehensive training of university teachers in the context of digitalization of education is noted. The influence of world trends on the content of a teacher’s continuous professional trajectory is considered. The experience of practical organization and learning outcomes in additional professional programs is presented using the example of the Ryazan State Radio Engineering University (RSREU), and a description of educational programs and projects is given.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-150-153

ВЛИЯНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

© Надежда Павловна Клейносова

Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина, г. Рязань, Россия klnp_pl39@mail.ru

Аннотация. На основе исследования НИУ ВШЭ за 2023 г. представлены актуальные мировые образовательные тренды. Отмечена важность комплексной подготовки преподавателей университета в условиях цифро -визации образования. Рассмотрено влияние мировых трендов на содержание непрерывной профессиональной траектории преподавателя. Представлен опыт практической организации и результатов обучения по дополнительным профессиональным программам на примере Рязанского государственного радиотехнического университета (РГРТУ), приведено описание образовательных программ и проектов.

Ключевые слова: профессиональная траектория преподавателя, мировые образовательные тренды, дополнительные профессиональные программы.

Для цитирования: Клейносова Н.П. Влияние актуальных образовательных трендов на формирование профессиональной образовательной траектории преподавателя // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 103. № 2. С. 150-153. doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-150-153

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Influence of current educational trends on the formation of a teacher's professional educational trajectory

© Nadezhda P. Kleynosova

Ryazan State Radio Engineering University named after V.F. Utkin, Ryazan, Russian Federation klnp_pl39@mail.ru

Abstract. Based on a study by the National Research University Higher School of Economics for 2023, current global educational trends are presented. The importance of comprehensive training of university teachers in the context of digitalization of education is noted. The influence of world trends on the content of a teacher's continuous professional trajectory is considered. The experience of practical organization and learning outcomes in additional professional programs is presented using the example of the Ryazan State Radio Engineering University (RSREU), and a description of educational programs and projects is given.

Key words: professional trajectory of a teacher, global educational trends, additional professional programs. For citation: Kleynosova N.P. Influence of current educational trends on the formation of a teacher's professional educational trajectory. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 103. No 2. P. 150-153. doi: 10.18522/20701403-2024-103-2-150-153

Введение

Современное образование трансформируется в условиях цифровизации всех сфер деятельности человека. Отечественная образовательная система развивается по своему, особому пути. В тоже время на нее оказывают влияние мировые тренды. Ежегодно специалистами лаборатория инноваций в образовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) проводится исследование актуальных мировых образовательных трендов. В 2023 г. опубликован отчет результатов исследований, проведенных совместно с образова-

тельным холдингом Ultimate Education [5]. Респонденты анализировали десять мировых образовательных трендов, опубликованных в докладе Innovating pedagogy [7], выбирали из них наиболее значимые для отечественной системы образования, имеющие потенциал развития в 2024 г.

Отметим, что важнейшим условием для системы образования является необходимость непрерывной подготовки преподавателей, владеющих информационными, коммуникационными и педагогическими технологиями, комплексно использующих их в образовательной деятельности [3; 4]. Далее рассмотрим наиболее актуальные мировые тренды, оценим их влияние на формирование содержания профессиональной образовательной траектории преподавателя на примере системы дополнительного профессионального образования, реализованной в Рязанском государственном радиотехническом университете.

Обсуждение

По результатам исследования [5] на первое место респонденты поставили мировой тренд «Мультимодальная педагогика». Мультимодальное обучение определяет стратегия преподавания, использующая различные медиа и средства обучения. В качестве модальностей рассматривают каналы передачи информации, такие как речь, аудио, письмо, печать, иллюстрации. Различные форматы представления учебных, методических, инструктивных материалов позволяют сделать обучение более наглядным, доступным и инклюзивным. Мультимодальная педагогика предоставляет обучающимся возможность работать с данными, информацией, знаниями в различных форматах, помогает сделать абстрактные понятия более наглядными и понятными. Наиболее привычным для преподавателей технического университета является термин «мультимедийные форматы представления информации». Отметим, что при наличии технических возможностей и соответствующей квалификации преподавателей модальное пространство расширяет использование иммерсивных технологий, таких, как виртуальная или дополненная реальность [6].

Для эффективного использования средств мультимодальной педагогики преподаватели университета прошли обучение по таким дополнительным профессиональным программам, как «Проектирование и разработка дистанционного учебного курса» (более 150 слушателей), «Использование цифровых сервисов и онлайн-курсов» (174 преподавателя), «Разработка и использование цифрового контента в профессиональном образовании» (218 человек). По результатам анализа данных системы дистанционного обучения РГРТУ и проведения опросов в 2022/2023 учебном году более 140 преподавателей университета активно использовали разработанные дистанционные учебные курсы для различных моделей обучения, применяли цифровые сервисы для визуализации цифрового контента, разрабатывали учебные материалы в различных мультимедийных форматах. Непрерывность профессиональной образовательной траектории обеспечивается возможностью принимать участие в вебинарах, мастер-классах, проводимых спикерами «Директ-академии» (https://directacademia.ru/), стать участниками школ, проводимых образовательной платформой Юрайт (https://urait.ru/), курсов повышения квалификации на базе Центра профессионального и дополнительного образования «Лань» (https://school.lanbook.com).

На втором месте в исследовании НИУ ВШЭ находится мировой тренд «Взаимопроникновение учебных сред», который предполагает сочетание взаимосвязанных учебных сред, цифровых технологий, педагогических подходов, методов и других элементов образовательного процесса для создания целостной и эффективной образовательной среды. Учебная среда включает в себя аудитории, компьютерные классы, лаборатории с оборудованием и т.д., а также онлайн-пространство (электронная информационно-образовательная среда, система дистанционного обучения, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории и проч.), что позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для эффективного достижения необходимых образовательных результатов.

Педагогическое проектирование ориентировано на комплексное использование различных сервисов и инструментов образовательной среды, что создает условия для различных видов деятельности обучающихся [2].

Для практического использования в учебном процессе для всех форм обучения преподаватели использую систему дистанционного обучения РГРТУ на базе Moodle, которая позволяет не только использовать внутренние форматы системы, но и является агрегатором для использования различных внешних цифровых ресурсов и систем. В тоже время преподаватели (более 180 слушателей) прошли обучение по программе «Информационная образовательная среда университета», используют ее возможности для взаимодействия со студентами и другими участниками образовательного процесса.

Третье место по результатам опроса занимает мировой тренд «Обучение через вызов как образовательный формат».

Примером реализации такого тренда в РГРТУ стало участие преподавателей и студентов в акселерационной программе Школа студенческого технологического предпринимательства «Мой стартап», который реализуется в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». В рамках данной программы студенческие команды под руководством трекеров разрабатывали собственные технологические проекты. Свою эффективность доказала командная работа студентов технических и экономических направлений, руководство осуществлялось преподавателями соответствующих профилей. В программе в качестве трекеров приняли участие более 50 преподавателей университета. По результатам практической работы по консультированию проектов была освоена программа дополнительного профессионального образования «Трекерское сопровождение технологического стартап-проекта». Данная проектно-ориентированная программа сочетала командную работу над технологическим проектом и обучение по образовательной траектории. Участники команд для регистрации и участия в различных мероприятиях использовали платформы LEADER, размещали описания и паспорта стартап-проекта в сервисе «Projects» АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» [1], трекеры дополнительно работали с платформой экспертов.

В исследовании НИУ ВШЭ респонденты отметили важность таких мировых трендов, как «Педагогика отношений» и «Предпринимательское образование», «Педагогика заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде». Все эти направления были реализованы в рамках проектной работы в программе «Мой стартап». Формат акселерационной программы позволил реализовать не только командную работу, но и междисциплинарное сотрудничество, способствовал развитию критического мышления, коммуникативных навыков. Выводы

Таким образом, российское отечественное образование учитывает мировые тренды, но в условиях цифровой трансформации его развитие идет с учетом методологии, традиций, подходов, доказавших свою эффективность, в том числе за счет своевременного формирования необходимых компетенций преподавателей. В Рязанском государственном радиотехническом университете преподаватели используют для реализации индивидуальной профессиональной образовательной траектории возможности формального и неформального образования.

Список источников

1. АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035». - URL: https://clck.ru/38Nb9Z (дата обращения 26.01.2024).

2. Вашечкина О.В., Гришина И.В., Махлатова К.Н. Опыт построения индивидуальных образовательных траекторий профессионального развития педагогов в образовательном учреждении // Уральский вестник образования. 2023. № 3. С. 5-13.

3. Бодрова Е.Г., Дегтеренко Л.Н. Цифровые инструменты и сервисы в профессиональной деятельности современного педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 2. С. 48-56.

4. Варфоломеева С.В., Терехов В.В. К вопросу о педагогических технологиях в дистанционном обучении // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91. № 2. С. 132-137.

5. Мировые тренды образования в российском контексте-2024. - URL: https://ioe.hse.ru/ edu_global_trends/2024/ (дата обращения 24.01.2024).

6. Петрова Н.П., Котов Г.С. Возможности реверсивного обучения в подготовке педагогических кадров // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91. № 2. С. 172-178.

7. Innovating Pedagogy 2023. - URL: https://goo.su/G3EJ0R6/ (access date 01/24/2024)

References

1. ANO "University of the National Technological Initiative 2035". - URL: https://clck.ru/38N-b9Z (access date 01/26/2024).

2. Vashechkina O.V., Grishina I.V., Makhlatova K.N. Experience in constructing individual educational trajectories of professional development of teachers in an educational institution // Ural Bulletin of Education. 2023. No. 3. P. 5-13.

3. Bodrova E.G., Degterenko L.N. Digital tools and services in the professional activities of a modern teacher // Modern higher school: innovative aspect. 2021. T. 13. No. 2. P. 48-56.

4. Varfolomeeva S.V., Terekhov V.V. On the issue of pedagogical technologies in distance learning // Humanitarian and social sciences. 2022. T. 91. No. 2. P. 132-137.

5. Global trends in education in the Russian context-2024. - URL: https://ioe.hse.ru/ edu_global_trends/2024/(access date 01/24/2024).

6. Petrova N.P., Kotov G.S. Possibilities of reverse learning in the training of teaching staff // Humanitarian and social sciences. 2022. T. 91. No. 2. P. 172-178.

7. Innovating Pedagogy 2023. - URL: https://goo.su/G3EJ0R6/ (accessed 24.01.2024)

Статья поступила в редакцию 30.01.2024; одобрена после рецензирования 18.02.2024; принята к публикации 18.02.2024.

The article was submitted 30.01.2024; approved after reviewing 18.02.2024; accepted for publication 18.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.