Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ АГРЕГАТОРОВ ТАКСИ НА КАЧЕСТВО ТАКСОМОТОРНЫХ УСЛУГ В РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ АГРЕГАТОРОВ ТАКСИ НА КАЧЕСТВО ТАКСОМОТОРНЫХ УСЛУГ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКСИ / АГРЕГАТОР / УСЛУГА / ПЕРЕВОЗКИ / ПАССАЖИРЫ / ВОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Елена Николаевна, Епифанов Вячеслав Викторович

Рассмотрено влияние агрегаторов такси на качество таксомоторных услуг в России. Приведены достоинства и недостатки взаимодействия потребителей с агрегаторами такси, а также алгоритм работы агрегатора такси. Предложены пути решения проблем или уменьшения негативного влияния от них при взаимодействии потребителей с агрегаторами такси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF TAXI AGGREGATORS ON THE QUALITY OF TAXI SERVICES IN RUSSIA

The influence of taxi aggregators on the quality of taxi services in Russia is considered. The advantages and disadvantages of the interaction of consumers with taxi aggregators, as well as the algorithm of the taxi aggregator are given. The ways of solving problems or reducing the negative impact of them in the interaction of consumers with taxi aggregators are proposed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ АГРЕГАТОРОВ ТАКСИ НА КАЧЕСТВО ТАКСОМОТОРНЫХ УСЛУГ В РОССИИ»

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Научная статья УДК 629.113

Влияние агрегаторов такси на качество таксомоторных услуг в России Елена Николаевна Никитина

Аспирант кафедры «Управление техническими системами» Ульяновского государственного технического университета (г. Ульяновск, Россия). elena.nikitina@mail. ru Вячеслав Викторович Епифанов

Доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» Ульяновского государственного технического университета (г. Ульяновск, Россия). v.epifanov73@mail.ru.

Аннотация. Рассмотрено влияние агрегаторов такси на качество таксомоторных услуг в России. Приведены достоинства и недостатки взаимодействия потребителей с агрегаторами такси, а также алгоритм работы агрегатора такси. Предложены пути решения проблем или уменьшения негативного влияния от них при взаимодействии потребителей с агрегаторами такси.

Ключевые слова: такси, агрегатор, услуга, перевозки, пассажиры, водители.

MACHINE-BUILDING Scientific article

The impact of taxi aggregators on the quality of taxi services in Russia Elena N. Nikitina

Postgraduate student of the Department «Management of Technical Systems» of Ulyanovsk State Technical University (Ulyanovsk, Russia). elena.nikitina@mail.ru Vyacheslav V. Epifanov

Doctor of Technical Sciences, Professor of the department «Automobiles» of Ulyanovsk State Technical University (Ulyanovsk, Russia). v.epifanov73@mail.ru .

Abstract. The influence of taxi aggregators on the quality of taxi services in Russia is considered. The advantages and disadvantages of the interaction of consumers with taxi aggregators, as well as the algorithm of the taxi aggregator are given. The ways of solving problems or reducing the negative impact of them in the interaction of consumers with taxi aggregators are proposed. Keywords, taxi, aggregator, service, transportation, passengers, drivers.

Такси является наиболее динамично развивающимся видом пассажирского транспорта, роль которого в обеспечении городской мобильности возрастает год от года. Общественный транспорт, движущийся по определённым маршрутам, не может полностью удовлетворять потребности населения, так как часто пассажирам требуется доехать непосредственно к месту на-

© Никитина Е. Н., Епифанов В. В., 2022

значения. Являясь разновидностью общественного транспорта, такси, занимает особое положение как с точки зрения нормативно-правового регулирования, так и с точки зрения развития рынка [1].

Существующая нормативно-правовая база закладывает на федеральном уровне лишь общие принципы регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, тогда как основные полномочия по организации транс-

портного обслуживания населения легковым такси осуществляются на уровне субъектов РФ и развивающейся межрегиональной кооперации.

Структура таксомоторного бизнеса в последние годы претерпела значительные изменения: в отдельный сегмент выделилась деятельность по приёму и распределению заказов, которая осуществляется преимущественно посредством цифровых платформ агрегации разного уровня -от местного до общероссийского. Это оказало существенное влияние на рост популярности такси у населения [2].

Деятельность агрегаторов такси обычно ос-

вещается и российскими, и зарубежными экономистами исключительно в позитивном ключе. Вместе с тем, практически не освещаются проблемы, порождаемые функционированием агрегаторов [3]. Как следствие, не предлагаются меры по решению этих проблем в рамках государственного регулирования (таблица).

Рассмотрим подробнее агрегатор такси, как он работает, какое влияние оказывает на рынок таксомоторных услуг, какие проблемы функционирования существуют и возможные пути их решения.

Таблица

Достоинства и недостатки взаимодействия с агрегаторами такси

Показатель Таксопарки Водители Пассажиры

Достоинства - сокращение затрат на диспетчерское обслуживание; - сокращение расходов на рекламу; - сокращение затрат на программное обеспечение - гибкий график работы; - сокращение порожнего пробега - сокращение времени на оформление заказа; - быстрая подача автомобиля; - низкая стоимость перевозки; - возможность отслеживания поездки онлайн

Недостатки - зависимость от агрегатора; - невозможность возвращения к самостоятельной деятельности; - независящая от таксопарков система тарификации -самостоятельное обслуживание автомобиля; - необходимость самостоятельного ведения налогового учёта; - отсутствие социальных гарантий - низкое качество перевозок; - низкий уровень безопасности; - ответственность за процесс перевозки между агрегатора-ми и перевозчиками

Агрегатор поддерживает приложения для сбора заказов

Водитель покупает рабочую смену в службе на деньги, полученные от пассажиров, оставляя себе сдачу с заказов

Агрегатор обрабатывает заказ: оценивает местоположение клиента, местоположение всех «своих» автомобилей, дорожную ситуацию, требования к заказу - и назначает заказ на ближайшего водителя

Водитель выполняет заказ

Пассажир расплачивается с водителем

Рис. Схема работы агрегатора такси

Агрегатор как базовая инфраструктура таксомоторного рынка, по своей сути, является полностью автоматизированной диспетчерской службой, работающей с широким кругом таксопарков [4]. Схема работы агрегатора показана на рисунке.

Например, с 2011 года количество автомобилей, подключённых к системе «Яндекс. Такси», выросло с 1000 до порядка 4000 автомобилей по России. Количество установок клиентского приложения на начало 2015 года составило 2,8 млн. Компания Gett имеет свыше 15000 подключенных водителей такси. Таким образом, агрегатор стал неотъемлемой частью бизнеса по оказанию услуг такси [5].

Влияние агрегаторов на качество таксомоторных услуг:

1. Агрегаторы обеспечивают более эффективную загрузку автомобильного таксопарка с распределением заказов по принципу «кто ближе», снижением порожнего пробега, что приводит к уменьшению количества вредных выбросов.

2. Агрегаторы осуществляют контроль за подключением к своим услугам и стимулируют увеличение доли легального такси.

3. Агрегаторы формируют рейтинги водителей по качеству выполнения заказов и отзывам клиентов и перераспределяют заказы в пользу водителей, обеспечивающих лучшее качество услуги, в то же время безопасность перевозки может снижаться за счёт низкой стоимости услуги, влияющей на техническое состояние транспортных средств и надёжность водителей.

4. Агрегаторы, по сути, являются некоей биржей, на которой происходит балансирование предложения и спроса на услуги такси, при этом ценообразование не является открытым и регулируемым.

Исследование существующей системы организации перевозок пассажиров легковыми такси позволило выявить и сформулировать ряд проблем в этой области, которые в той или иной степени влияют на качество перевозок, особенно на безопасность перевозки. В частности существует проблема ответственности агрегаторов такси [6].

Реальность такова, что на сегодняшний день агрегаторы такси не отвечают за то, что произошло (или не произошло) с пассажиром во время поездки. Ответственности за ДТП с участием водителя, приехавшего по вызову, они также не несут, поэтому обращаться к агрегато-ру в случае аварии бесполезно [7].

Позиция агрегаторов такси проста: они являются лишь агентами, а услугу оказывает юридическое лицо (таксопарк) или индивидуальный предприниматель (либо самозанятый гражданин). Поэтому при возникновении серьёзных неприятностей, например ДТП с пострадавши-

ми, служба заказа такси стремится устраниться от участия в любых разбирательствах. При этом агрегаторы ссылаются на юридическую норму — Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». В соответствии с этим документом «размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытков с основного исполнителя (принципала)».

В то же время лишь некоторые агрегаторы такси («Яндекс», Gett) декларируют наличие страховой защиты на сумму 2-2,5 млн руб. на одного пассажира. Однако при этом нет никакой официальной подтверждающей информации о факте страхования. Так, на официальных сайтах «Яндекс. Такси» и Gett размещена краткая памятка о страховании. При этом «Яндекс. Такси» и Gett не приводят подробных условий страхования.

В настоящее время в России существует обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, предусматривающее выплаты за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Однако услуги легкового такси не охватываются перечнем перевозчиков, предусмотренных этой системой страхования.

Предлагаемые пути решения проблемы

1) Целесообразно распространить действие закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров на перевозки такси.

2) Важно установить адекватные предельные значения страховых тарифов, которые, с одной стороны, позволят сформировать достаточный страховой фонд, а с другой — не окажут значительного влияния на увеличение стоимости поездок.

3) Необходимо сократить исключения из правил страхования, ограничившись тем, что находится в зоне ответственности пассажиров (убедиться в отсутствии выраженного запаха алкоголя, исходящего от водителя, пристегнуться ремнями безопасности и т. д.).

4) Нужно законодательно закрепить за службами заказа такси статус «организующий фрахтовщик (перевозчик)».Такой статус позволит требовать от агрегатора самостоятельно застраховать ответственность перевозчика.

5) Необходимо запретить агрегаторам передавать заказы водителям, чьи машины не застрахованы. В противном случае ответственность должна полностью ложиться на агрегатора такси. Если так не сделать, пострадавшим пассажирам добиться возмещения будет почти невозможно: в случае крупных проблем небольшие таксопарки просто перерегистрируют юридическое лицо,

а с водителей такси зачастую фактически нечего взыскать.

Таким образом, несмотря на то, что агрегато-ры существуют на рынке уже около 10 лет, правовой статус, правила деятельности и ответственность агрегаторов действующим законодательством не определены, необходимо работать в данном направлении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Коношенко Б. А., Шипилов А. И. Энциклопедия такси: 3-е изд., испр. и доп. М.: Фи-линъ, 2017. 452 с.

2. Демахина Е. С. Влияние агрегаторов-такси на рынок таксомоторных перевозок в Российской Федерации // Вестник Дальневосточного федерального университета. 2019. №2. С. 94-98.

3. Эзрох Ю. С. Российский рынок легкового такси: проблемы и государственное регулирование // Экономическая политика. 2020. Т. 15, №4. С. 138-163.

4. Заводова О. В. Организационно-экономические методы управления таксомоторным транспортом крупного города (на примере Санкт-Петербурга) // Известия СПбГУЭФ. 2020. №5. С. 91-95.

5. Доклад МЕФТ 2019. О состоянии транспортного обслуживания населения легковым такси в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http:russiantaksi.ru (дата обращения: 10.01.2022).

6. Агрегаторы такси: кто и за что несёт ответственность? [Электронный ресурс] https://roscontrol. com/ozpp/article/agregatori-taksiI (дата обращения: 10.01.2022).

7. Агрегаторы такси: подробный гайд по конкуренции с ними для директора независимой службы такси [Электронный ресурс]. www.taximaster.ru/blog/article/agregatory-taksi-kak-protivostoyat/ (дата обращения: 11.01.2022).

REFERENCES

1. Konoshenko B. A., Shipilov A. I. Encik-lopediya taksi: 3-e izd., ispr. i dop. [Encyclopedia of taxi: 3rd ed., ispr. and add]. Moscow, Filin, 2017, 452 p.

2. Demakhina E. S. Vliyanie agregatorov-taksi na rynok taksomotornyh perevozok v Rossijskoj Federacii [The influence of taxi aggregators on the taxi transportation market in the Russian Federation]. Vestnik Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta [Bulletin of the Far Eastern Federal University]. 2019, No. 2, pp. 94-98.

3. Ezrokh Yu. S. Rossijskij rynok legkovogo taksi: problemy i gosudarstvennoe regulirovanie [The Russian passenger taxi market: problems and state regulation]. Ekonomicheskaya politika [Economic policy]. 2020, Vol. 15, No. 4, pp. 138-163.

4. Zavodova O. V. Organizacionno-ekonomicheskie metody upravleniya taksomotornym transportom krupnogo goroda (na primere Sankt-Peterburga) [Organizational and economic methods of taxi transport management in a large city (on the example of St. Petersburg)]. [Izvestiya SPbGUEF]. 2020, No.5, pp. 91-95.

5. Doklad MEFT 2019. O sostoyanii trans-portnogo obsluzhivaniya naseleniya legkovym taksi v sub"ektah Rossijskoj Federacii [Report of the MET 2019. About the state of public transport services by passenger taxi in the subjects of the Russian Federation]. Elektronnyj resurs [Electronic resource] URL: http:russiantaksi.ru (accessed: 10.01.2022).

6. Agregatory taksi: kto i za chto nesyot ot-vetstvennost'? [Taxi aggregators: who is responsible for what?]. Elektronnyj resurs [Electronic resource] https://roscontrol.com/ozpp/article/agregatori-taksi / (accessed: 10.01.2022).

7. Agregatory taksi: podrobnyj gajd po konkurencii s nimi dlya direktora nezavisimoj sluzhby taksi [Taxi aggregators: a detailed guide on competition with them for the director of an independent taxi service]. Elektronnyj resurs [Electronic resource].

www.taximaster.ru/blog/article/agregatory-taksi-kak-protivostoyat / (accessed: 11.01.2022).

Статья поступила в редакцию 03.02.2022; одобрена после рецензирования 06.02.2022; принята к публикации 08.02.2022.

The article was submitted 03.02.2022; approved after reviewing 06.02.2022; accepted for publication 08.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.