FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE
УДК 614.83: 661.715
DOI 10.25257/FE.2022.3.56-62
® В. А. СУЛИМЕНКО \ И. А. ТЕТЕРИН1
1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
Влияние аэродинамических характеристик преград на параметры взрыва газовоздушной смеси
АННОТАЦИЯ
Тема. Процессы, сопряжённые с добычей, хранением и транспортировкой сжиженного природного газа (СПГ), требуют особого внимания в области обеспечения их безопасности. Наличие преград на объектах хранения сжиженного природного газа, их форма, расположение и другие параметры в случае воспламенения могут влиять на процесс формирования газовоздушного облака и на параметры горения. Влияние преград на распространение СПГ и параметры взрыва газовоздушного облака остаётся не полностью изученным. Это обуславливает актуальность данного исследования.
Методы. Проанализированы нормативные документы и методики прогноза параметров взрыва газовоздушного облака, проведены исследования влияния диаметра преграды на параметры взрыва газовоздушной смеси, проанализирован процесс обтекания преграды газом.
Результаты. Теоретическое изучение процесса обтекания преграды потоком газа позволило выдвинуть предположение зависимости ускорения скорости фронта пламени от обтекаемости преграды. Определено, что более обтекаемое тело приводит к меньшей турбулизации, чем менее обтекаемое. Исследования показали, что увеличение площади поперечного сечения преграды приводит к уменьшению параметров взрыва. При увеличении диаметра препятствия с 6 до 8 мм максимальное давление взрыва газовоздушной смеси за прегра-
дой постепенно уменьшается с 0,491 до 0,312 кПа, а при увеличении диаметра до 10 мм давление уменьшается до 0,227 кПа.
Область применения результатов. Определено дальнейшее направление исследования аэродинамических характеристик преграды на параметры взрыва газовоздушной смеси для создания теоретической основы прогнозирования параметров взрыва газовоздушного облака с учётом загромождённости местности. Учёт аэродинамических характеристик преград позволит уменьшить взрывоопасность производственных объектов.
Выводы. Применение в методиках прогноза параметров взрыва газовоздушного облака аэродинамических характеристик преград позволит более точно определить влияние преград на параметры распространения СПГ и параметры взрыва газовоздушной смеси. Предложено дополнить методику расчёта параметров взрыва газовоздушного облака коэффициентом, учитывающим влияние аэродинамических характеристик препятствия на видимую скорость распространения фронта пламени.
Ключевые слова: взрыв, газ, углеводороды, сжиженный природный газ, турбулизация, аэродинамика, преграды, прогнозирование
© V.A. SULIMENKO1, I.A. TETERIN1
1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Impact of obstacles aerodynamic characteristics on gas-air mixture explosion parameters
ABSTRACT
Purpose. Processes associated with the production, storage and transportation of liquefied natural gas require special attention in the field of ensuring their safety. The presence of obstacles at liquefied natural gas (LNG) storage facilities, their shape, location and other parameters in case of ignition can affect the process of gas-air cloud formation and combustion parameters. The impact of obstacles on the spread of LNG and explosion parameters of the gas-air cloud is still not thoroughly studied, which makes the present study relevant.
Methods. Regulatory documents and methods for predicting parameters of a gas-air cloud explosion have been analyzed, studies on the influence of the obstacle diameter on the gas-air mixture explosion parameters have been carried out, the process of gas flowing round the obstacle has been analyzed.
Findings. The theoretical study of the process of gas flowing around the obstacle made it possible to propose the dependence of the flame front speed acceleration on the streamlining of the obstacle. It is determined that a more streamlined body
leads to less turbulization than a less streamlined one. Studies have shown that the increase in the cross-sectional area of the obstacle leads to the decrease in explosion parameters. At increasing the obstacle diameter from 6 to 8 mm, the maximum explosion pressure of the gas-air mixture behind the obstacle gradually decreases from 0.491 to 0.312 kPa, and at increasing the diameter up to 10 mm, the pressure decreases to 0.227 kPa.
Research application field. The further direction of the study of the obstacle aerodynamic characteristics on the explosion parameters of the gas-air mixture for creating a theoretical basis for predicting gas-air cloud explosion parameters considering the cluttering of the area has been determined. Taking into account the obstacle aerodynamic characteristics will help reduce the explosion hazard of production facilities.
Conclusions. Application of obstacles aerodynamic characteristics in gas-air cloud explosion prediction methods
will allow determining more accurately the impact of obstacles on LNG propagation parameters and gas-air mixture explosion parameters. It is proposed to supplement the methodology for calculating the parameters of a gas-air cloud explosion with the coefficient taking into account the influence of the
obstacle aerodynamic characteristics on the visible flame front propagation speed.
Key words: explosion, gas, hydrocarbons, liquefied natural gas, turbulization, aerodynamics, obstacles, forecasting
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое развитие газовой промышленности требует обеспечения безопасности при добыче, хранении и транспортировке сжиженного природного газа. С каждым годом в отечественной промышленности и за рубежом доля СПГ занимает всё большее место в структуре энергоёмких технологий [1, 2]. Объекты энергетики, где обращается СПГ, являются пожаровзры-воопасными [3, 4]. Для обеспечения безопасности на объектах газовой промышленности необходима достоверная оценка последствий возможных аварий и взрывов, сопровождающихся образованием взрывоопасных парогазовоздушных облаков [5, 6]. При авариях на объектах производства и хранения сжиженного природного газа взрывоопасные среды возникают, в первую очередь, вблизи места утечки или выброса СПГ, а затем распространяются в атмосфере среди производственного оборудования [6]. Наличие преград, их форма, расположение и другие параметры влияют как на процесс формирования газовоздушного облака, так и на параметры горения в случае воспламенения.
В теории горения и взрыва мало теоретических основ, описывающих воздействие преград на распространение фронта пламени. При расчётах пользуются эмпирическими данными, которые справедливы только для частных случаев. Учёт влияния преград производится в обобщённом виде, не учитываются особенности препятствий. В свою очередь, большая теоретическая база по обтеканию тел накоплена и успешно применяется в самолётостроении, что привело к выделению аэродинамики как самостоятельной науки. В рамках последней изучаются особенности обтекания воздухом различных тел, что позволяет осуществлять сложные инженерные решения на практике, конструировать летательные аппараты, способные достигать высоких скоростей полета с наименьшими затратами топлива.
Использование теоретической базы аэродинамики должно способствовать более точной оценке распространения фронта пламени при сгорании газовоздушного облака. В статье предложено дополнить методику [7] расчётной методикой по определению коэффициента К2, учитывающего влияние вида препятствия перед фронтом пламе-
ни на распространение скорости фронта пламени. Методику предлагается дополнить с учётом аэродинамических особенностей преград.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВЗРЫВА ГАЗОВОЗДУШНЫХ СМЕСЕЙ В АТМОСФЕРЕ
Согласно методике [7] давление взрыва на определённом расстоянии может быть найдено из соотношения:
АР =
AfL
l + fi(/?°-l)C'
(1)
где В, С - зависят от величины скорости распространения пламени и определяются экспериментально; Я 0 - приведённое расстояние.
R.
(2)
где Я - расстояние, на котором определяется давление взрыва; Яг - радиус облака продуктов сгорания.
Максимальное давление взрыва при видимой скорости распространения пламени (ВСРП) менее 140 м/с:
АР =24,22
max
гщ V'822
Ч140У
(3)
При ВСРП от 140 до 300 м/с уравнение имеет вид:
Англах = 24,22 +
W — 140 Y'232
шах
4,745
(4)
где Wmax - максимальная видимая скорость
max
пламени.
В свою очередь, максимальная скорость ВСРП определяется как
W = K. K2 W ,
max 1 2 нв'
(5)
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3
где Wнв - видимая скорость пламени, которая зависит от минимального значения ВСРП, коэффициента расширения горючей смеси, нормальной скорости горения газовоздушной смеси, размера детонационной ячейки, длины пути разгона пламени от места воспламенения, функции от минимальной скорости распространения фронта пламени, которая для метана равна 0,56; К1, К2 -экспериментальные коэффициенты, К1 учитывает интенсивность инициирования взрывного горения и имеет постоянные значения для того или иного вида инициирования, а К2 зависит от вида препятствия перед фронтом пламени. Следует учесть, что коэффициент определён только для некоторых преград и не учитывает сложность и конфигурацию преграды на площадках по производству СПГ. Аналогично применяются поправочные коэффициенты в других расчётных методиках, определяющих параметры горения газовоздушного облака сжиженного природного газа [8].
Пожароопасность объектов обуславливается количеством и физико-химическими свойствами горючего вещества, обращающегося в технологических процессах, особенностями этих процессов, видами оборудования.
Для описания движения фронта пламени используется подход, изложенный в [7], где препятствия учитываются с помощью поправочного коэффициента. В работе [7] аналитическое решение Дж. И. Тейлора систем дифференциальных уравнений Навье - Стокса дополнено выражением, учитывающим время, что позволяет определять параметры взрыва в конкретный момент времени. Решённая система уравнений позволила создать базу данных, на основе которой построены графики с подобранными аппроксимирующими зависимостями, что упростило процесс вычисления.
При расчётах учёт влияния преград производится в обобщённом виде, не учитываются особенности препятствий, используются экспериментальные данные, которые справедливы толь-
Рисунок 1. Формирование турбулизации за преградой Figure 1. Turbulization formation behind the obstacle
ко для частных случаев. Теоретически обосновать и конкретизировать влияние препятствий возможно с помощью аэродинамических расчётов.
УЧЁТ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕГРАДЫ ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ ПАРАМЕТРОВ ВЗРЫВА ГАЗОВОЗДУШНОГО ОБЛАКА
Характер окружающего пространства определяет скорость взрывного превращения облака СПГ и, следовательно, параметры распространения фронта пламени. Соответственно, препятствия оказывают влияние на формирование газовоздушного облака и скорость распространения фронта пламени. Существующие методики учитывают наличие препятствий, но в обобщённом виде результаты расчётов носят приблизительный характер.
Турбулизация кинетического горения и его ускорение обуславливается наличием препятствий на пути движения фронта [9], то есть приложенными силами со стороны препятствий. При движении тела в газовой среде за ним возникает эффект завихрения - вихревая дорожка (рис. 1). Меняется вектор скорости потока газа (рис. 2). Турбулиза-ция может приводить к ускорению горения за счёт увеличения фронта пламени или за счёт дробления очагов воспламенения и появления локальных очагов самовоспламенения в объёме газа [10], что может быть объяснено цепными реакциями. Механизм цепных реакций рассмотрен детально в [11, 12].
Нагрузки возникают при взаимодействии взрывных волн с конструктивными элементами препятствий. Взаимодействие может быть в виде отражения, обтекания и затекания.
Рисунок 2. Изменение вектора скорости потока газа Figure 2. Change in gas flow velocity vector
Рисунок 3. Влияние формы тела на процесс турбулизации: а - аэродинамически обтекаемое тело; б - плохо обтекаемое тело
Figure 3. Influence of body shape on turbulization process: a - aerodynamically streamlined body; b - poorly streamlined body
Давление, которое воздействует на тело, представляет собой разность давлений за препятствием и перед препятствием, за счёт того, что завихрённый поток двигается быстрее не завихрённого и создаёт разряжение за препятствием. Считается, что газ приобретает скорость тела, увлекаясь за ним [13].
При движении газа турбулизация возникает по достижению определённой скорости потока, неравномерном распределении скорости потока между слоями за счёт создаваемого трения между ними, что приводит к созданию завихрений. При обтекании газом преграды между газом и преградой возникает трение, что приводит к формированию завихрений. Таким образом, центробежная сила, которая возникает при обтекании тела газом, непосредственно связана с обтекаемостью данного тела. В аэродинамике обтекаемость тела характеризуется коэффициентом аэродинамического сопротивления. При постоянном поперечном сечении более обтекаемым будет то тело, которое имеет меньший коэффициент аэродинамического сопротивления [13], турбулизация будет тем меньше, чем меньше данный коэффициент. Если турбулизация уменьшается, то должна соответственно уменьшаться скорость фронта пламени.
На рисунке 3 схематично продемонстрировано влияние формы тела на процесс турбулиза-ции. Аэродинамически обтекаемое тело создаёт меньше завихрений, что не должно способствовать ускорению фронта пламени. Поэтому обтекаемые тела должны представлять меньшую опасность, чем менее обтекаемые при одинаковой площади поперечного сечения. Скорость дефлаграционно-го горения в данном случае должна быть больше для варианта, представленного на рисунке 3, б.
Можно говорить о том, что процесс турбулизации, а значит ускорения скорости фронта пламени коррелируется с коэффициентом аэроди-
намического сопротивления. Тогда создание базы данных обтекаемости преград позволит расчётным методом прогнозировать ускорение скорости фронта пламени вместо проведения частных натурных испытаний для каждого отдельного случая.
Увеличение площади поперечного сечения преграды создаёт дополнительное сопротивление набегающему потоку. Результаты исследования демонстрируют влияние диаметра преграды на давление взрыва газовоздушной смеси (рис. 4). Значения 1, 2, 3 отображают изменение давления до преграды, а значения 4, 5 - после. Исследования показали, что при увеличении диаметра препятствия с 6 до 8 мм максимальное давление взрыва постепенно уменьшается и достигает 0,312 кПа, а при увеличении диаметра до 10 мм давление уменьшается до 0,227 кПа. Результаты исследования показали, что давление, создаваемое взрывным
га 0,006
га 0,003
° 0,002
0,001
x ^^^^^ж ж Х"-—-
> >1 --)
5 6 7 8 9 10 1
Диаметр препятствий, мм
Рисунок 4. Зависимость максимального давления взрыва от диаметра препятствия: 1 ( ), 2 (ж), 3 ( ) - датчик давления до препятствия; 4 (х), 5 (ж) - после Figure 4. Dependence of maximum explosion pressure on the obstacle diameter: 1 ( ), 2 (ж), 3 ( ) - pressure sensor in front of the obstacle; 4 (X), 5 (Ж) - behind
0
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3
превращением газовоздушного облака, обратно пропорционально площади поперечного сечения.
Исходя из предположения корреляции ускорения скорости фронта пламени от обтекаемости преграды, предположения зависимости ускорения от скорости набегающего потока, плотности среды, можно сделать вывод, что ускорение скорости фронта пламени зависит от давления, которое создаётся набегающим потоком на преграду [14]:
P = С pv2,
сопр x г '
(6)
где Сх - коэффициент аэродинамического сопротивления; р - плотность среды; v - скорость потока.
Дополнительные исследования позволят показать более точную зависимость влияния преград на параметры взрыва от скорости фронта пламени, плотности среды, коэффициента аэродинамического сопротивления, а также от площади поперечного сечения преграды.
Необходимо отметить, что при прочих равных условиях параболический профиль стенок обеспечивает инициирование детонации, а прямоугольные выступы - нет (рис. 5) [15, 16]. Параметры взрыва газовоздушного облака отличаются в зависимости от расположения препятствий [17]. Поэтому отдельные исследования должны проводиться по определению влияния систем преград на распространение скорости фронта пламени, корреляции обтекаемости и турбулизации скорости фронта пламени систем преград.
Для облака расширяющегося сжиженного природного газа наличие преград должно создать дополнительные предпосылки к ускорению скорости расширения облака, что повлечёт дополнительные изменения в параметрах сгорания СПГ. В свою очередь, сами неиспарившиеся капли СПГ могут представлять собой препятствия для фронта пламени, что должно приводить к эффекту тур-
Рисунок 5. Параболический и прямоугольный профиль стенок Figure 5. Parabolic and rectangular wall profile
булизации и увеличивать скорость горения [18]. А высокая скорость истечения газа должна приводить к формированию турбулентного пограничного слоя с окружающей средой [19, 20].
ВЫВОДЫ
Теоретический анализ показал, что законы аэродинамики могут быть положительно использованы при решении задачи определения влияния преград на процесс турбулизации фронта пламени, а значит определения влияния преград на ускорение видимой скорости фронта пламени. Применение в расчётах прогноза параметров взрыва газовоздушного облака аэродинамических характеристик преград позволит более точно определить влияние преград на параметры распространения СПГ и параметры взрыва газовоздушной смеси. Предлагается провести серию экспериментов по определению зависимости тур-булизации фронта пламени от коэффициента аэродинамического сопротивления, определить влияние размеров и формы преграды на изменение видимой скорости фронта пламени. Учёт аэродинамических характеристик преград позволит уменьшить взрывоопасность производственных объектов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федорова Е. Б., Мельников В. Б., Федорова В. А. Комплексный подход к развитию малотоннажного производства сжиженного природного газа в России // Научный журнал Российского газового общества. 2019. № 1(20). С. 58-64.
2. Алешков М. В., Молчанов В. П., Бастриков Д. Л., Макаров С. А, Третьяков А. В., Иощенко Д. А. Перспективы научных исследований свойств воздушно-механической пены для локализации и ликвидации горения разливов сжиженного природного газа // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2022. № 1. С. 12-20. 001:10.25257/РБ.2022.1.12-20
3. Болодьян И. А, Молчанов В. П., Дешевых Ю. И., Шебе-ко Ю. Н. [и др.] Пожаровзрывобезопасность объектов хранения сжиженного природного газа. Анализ состояния проблемы // Пожарная безопасность. 2000. № 2. С. 86-96.
4. Абдурагимов И. М, Куприн Г. Н. Нерешенные проблемы пожаровзрывобезопасности энергоресурсов (СУГ и СПГ) как оборотная сторона успехов энергетической стратегии Российской Федерации // Пожаровзрывобезопасность. 2014. Т. 23, № 4. С. 42-49.
5. Шестакова А. А, Галеев А. Д., Старовойтова Е. В., Поникаров С. И., Мухамадиева Л. Н. Моделирование рассеивания паровоздушного облака при истечении сжиженного природного газа (СПГ) в атмосферу // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2019. № 3. С. 723-733.
6. Шебеко А. Ю. Численное моделирование рапространения паров сжиженного природного газа при проливе на твердую поверхность // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2019. № 1. С. 36-41. 001:10.25257/РБ.2019.1.36-41
7. Хуснутдинов Д. З., Мишуев А. В., Казенное В. В., Комаров А. А, Громов Н. В. Аварийные взрывы газовоздушных смесей в атмосфере. М.: Московский государственный строительный университет, 2014. 80 с. (Библиотека научных разработок и проектов МГСУ).
8. Тетерин И. А., Первенов Э. Э., Сулименко В. А. Влияние преград на распространение фронта ударной волны дефла-грационного горения// Экономика превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и аварийно-спасательных работ: Сборник статей научно-практической конференции / Под ред. А. И. Овсяника. М.: Объединенная редакция, 2019. С. 247-250.
9. Андросов А. С., Бегишев И. Р., Салеев Е. П. Теория горения и взрыва. Учебное пособие. М.: Академия ГПС МЧС России, 2007. 209 с.
10. Хзмалян Д. М., Каган Я. А. Теория горения и топочные устройства. Учебное пособие. М.: Энергия, 1976. 487 с.
11. Азатян В. В. Особенности физико-химических механизмов и кинетических закономерностей горения, взрыва и детонации газов // Кинетика и катализ. 2020. Т. 61, № 3. С. 291-311. 001:10.31857/80453881120030041
12. Азатян В. В. Цепные реакции горения, взрыва и детонации в газах. Химические методы управления. Монография. М.: РАН, 2020. 360 с.
13. Благин Е. В., Лысенко Ю. Д., Угланов Д. А. Аэродинамика и самолетостроение. Учебное пособие. Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. 180 с.
14. Калякин А. М., Чеснокова Е. В. Обобщенная модель обтекания препятствия открытым турбулентным потоком //
Инженерно-строительный журнал. 2015. № 3 (55). С. 49-56. D01:10.5862/MCE.55.6
15. Семенов И. В., Ахмедьянов И. Ф., Уткин П. С., Лебедева А. Ю. Численное моделирование трехмерных течений с волнами детонации на многопроцессорной вычислительной технике // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2010. Т. 14. № 5(40). С. 140-149.
16. Фролов С. М., Семенов И. В., Комиссаров П. В., Уткин П. C., Марков В. В. Сокращение длины и времени перехода горения в детонацию в трубе с профилированными регулярными препятствиями // Доклады Академии наук. 2007. Т. 415, № 4. С. 509-513.
17. Na'inna A., Phylaktou R., Andrews G. E. Effects of Obstacle Separation Distance on Gas Explosions: The Influence of Obstacle Blockage Ratio // Procedia Engineering. 2014. 84. 306319. D0I:10.1016/j.proeng.2014.10.439
18. Сулименко В. А, Тетерин И. А, Войтенко А. С. Параметры горения низкомолекулярных углеводородов при наличии водяного пара // Сжиженный природный газ: проблемы и перспективы: Сборник тезисов I всероссийской научно-практической конференции. М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2021. С. 83-85.
19. Bozek A. Application of IEC 60079-10-1 edition 2.0 for hazardous area classification // Petroleum and Chemical Industry Technical Conference (PCIC), 2017. Pp. 451-460. D0I:10.1109/PCIC0N.2017.8188767
20. Kim J. H., Lee M-K. A Comparison on Detected Concentrations of LPG Leakage Distribution through Actual Gas Release, CFD (FLACS) and Calculation of Hazardous Areas. Applied Chemistry for Engineering. D0I:10.14478/ACE.2020.1085
REFERENCES
1. Fedorova E.B., Melnikov V.B., Fedorova VA. A comprehensive approach to the development of the small-scale LNG production in Russia. Nauchnyj zhurnal Rossijskogo gazovogo obshhestva -Scientific Journal of the Russian Gas Society. 2019, no. 1 (20), pp. 58-64 (in Russ).
2. Aleshkov M.V., Molchanov V.P., Bastrikov D.L., Makarov S.A., Tretyakov A.V., loshchenko D.A. Prospects for scientific research of air-mechanical foam properties for containing and eliminating liquefied natural gas spills combustion. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya - Fire and emergencies: prevention, elimination, 2022, no. 1, pp. 12-20 (in Russ). D0l:10.25257/FE.2022.1.12-20
3. Bolodyan IA., Molchanov V.P., Deshevykh Yu.l, Shebeko Yu.N., Nekrasov V.P., Makeev V.I., Smolin I.M., Ponomarev A.A., Karpov V.L., Gordienko D.M. Fire and explosion safety of liquefied natural gas storage facilities. Analysis of the state of the problem. Pozharnaia bezopasnost - Fire safety, 2000, no. 2, pp. 86-96 (in Russ).
4. Abduragimov I.M., Kuprin G.N. Unsolved problems of fire and explosion safety of energy resources (LPG and LNG) as the other side of the success of the energy strategy of the Russian Federation. Pozharovzryvobezopasnost - Fire and explosion safety, 2014, vol. 23, no. 4, pp. 42-49 (in Russ).
5. Shestakova A.A., Galeev A.D., Starovoytova E.V., Ponikarov S.I., Muhamadieva L.N. Modeling of air-vapor cloud dispersion during outflow of liquefied natural gas into atmosphere. Jelektronnyj setevoj politematicheskij zhurnal "Nauchnye trudy KubGTU" - Electronic network polythematic journal "Scientific works of KubSTU", 2019, no. 3. pp. 723-733 (in Russ).
6. Shebeko A.Yu. Numerical modeling of liquefied natural gas vapor spread when spilt on a hard surface. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -Fire and emergencies: prevention, elimination, 2019, no. 1 pp. 36-41 (in Russ). D0I:10.25257/FE.2019.1.36-41
7. Khusnutdinov D.Z., Mishuev A.V., Kazennov V.V., Komarov A.A., Gromov N.V. Avarijnye vzryvy gazovozdushnyh smesej v atmosfere [Emergency explosions of gas-air mixtures in the atmosphere]. Moscow, Moscow State University of Civil Engineering Publ. 2014, 80 p. (in Russ).
8. Teterin I.A., Pervenov E.E., Sulimenko V.A. The influence of barriers on the propagation of deflagration combustion shock wave
front. Jekonomika preventivnyh meroprijatij po snizheniju riska vozniknovenija chrezvychajnyh situacij i avarijno-spasatel'nyh rabot: Sbornik statej nauchno-prakticheskoj konferencii [Economics of preventive measures to reduce the risk of emergencies and rescue operations: Collection of articles of the scientific and practical conference]. Moscow, United Edition Publ.,
2019, pp. 247-250 (in Russ).
9. Androsov A.S., Begishev I.R., Saleev E.P. Teorija gorenija i vzryva [Theory of combustion and explosion]. Moscow, State Fire Academy of EMERC0M of Russia Publ., 2007. 240 p. (in Russ).
10. Khzmalyan D.M., Kagan Ya.A. Teorija gorenija i topochnye ustrojstva [Theory of combustion and furnace devices]. Moscow, Energy Publ., 1976. 487 p. (in Russ).
11. Azatyan V.V. Features of the physicochemical mechanisms and kinetic laws of combustion, explosion, and detonation of gases. Kinetika i kataliz - Kinetics and Catalysis, 2020, vol. 61, no. 3, pp. 319-338 (in Russ).
12. Azatyan V.V. Cepnye reakcii gorenija, vzryva i detonacii v gazah. Himicheskie metody upravlenija [Chain reactions of combustion, explosion and detonation in gases. Chemical control methods]. Moscow, Russian Academy of Sciences Publ.,
2020. 360 p. (in Russ).
13. Blagin E.V., Lysenko Yu.D., Uglanov D.A. Ajerodinamika i samoletostroenie [Aerodynamics and aircraft construction]. Samara, Samara University Publ., 2018. 180 p. (in Russ).
14. Kalyakin A.M., Chesnokova E.V. Generalized model of free turbulent flows around obstacles. Inzhenerno-stroitelnyj zhurnal - Journal of Civil Engineering, 2015, no. 3(55), pp. 49-56 (in Russ).
15. Semenov I.V., Ahmedianov I.F., Utkin P.S., Lebedeva A.Yu. Numerical modelling of three-dimensional currents with detonation waves on multiprocessing computer facilities. Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviacionnogo tehnicheskogo universiteta -Bulletin of the Ufa State Aviation Technical University. 2010. vol. 14, no. 5(40), pp. 140-149 (in Russ).
16. Frolov S.M., Komissarov P.V., Semenov I.V., Utkin P.S., Markov V.V. Reduction of the deflagration-to-detonation transition distance and time in a tube with regular shaped obstacles. Doklady Akademii nauk - Reports of the Academy of Sciences, 2007, vol. 415, no. 2, pp. 209-213 (in Russ).
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3
17. Abdulmajid N. Effects of Obstacle Separation Distance on Gas Explosions: The Influence of Obstacle Blockage Ratio. Available at: https://www.researchgate.net/publication/268577285_ Effects_of_Obstacle_Separation_Distance_on_Gas_Explosions_ The_Influence_of_Obstacle_Blockage_Ratio (accessed March 5, 2022).
18. Sulimenko V.A., Teterin I.A., Voitenko A.S. Combustion parameters of low-molecular hydrocarbons in the presence of water vapor. Liquefied natural gas: problems and prospects. Szhizhennyj prirodnyj gaz: problemy i perspektivy: Sbornik tezisov I vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Liquefied natural gas: problems and prospects: Collection of abstracts
of the I All-Russian Scientific and Practical Conference]. Moscow, National University of Oil and Gas "Gubkin University" Publ., 2021, pp. 83-85 (in Russ).
19. Bozek A. Application of IEC 60079-10-1 edition 2.0 for hazardous area classification. Petroleum and Chemical Industry Technical Conference (PCIC), 2017, pp. 451-460. DOI:10.1109/PCICON.2017.8188767
20. Kim J.H., Lee M-K. A Comparison on Detected Concentrations of LPG Leakage Distribution through Actual Gas Release, CFD (FLACS) and Calculation of Hazardous Areas. Applied Chemistry for Engineering. DOI:10.14478/ACE.2020.1085
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Владимир Анатольевич СУЛИМЕНКО
Кандидат технических наук, доцент,
профессор кафедры процессов горения и экологической безопасности,
Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация
SPIN-код: 2350-8022
AuthorID: 445282
ORCID: 0000-0001-7745-421/
Иван Александрович ТЕТЕРИНН
Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров,
Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация
SPIN-код: 8205-1665
Аи^огЮ: 1131231
ORCID: 0000-0002-5469-1383
Поступила в редакцию 6.05.2022 Принята к публикации 6.06.2022
Для цитирования:
Тетерин И. А, Сулименко В. А. Влияние аэродинамических характеристик преград на параметры взрыва газовоздушной смеси // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2022. № 3. С. 56-62. 00!:10.25257^Е.2022.3.56-62
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Vladimir A. SULIMENKO
PhD in Engineering, Associate Professor, Professor of the Department of Combustion Processes and Environmental Safety,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation
SPIN-KOA: 2350-8022
AuthorlD: 445282
ORCID: 0000-0001-7745-421X
Ivan A. TETERINH
Postgraduate student of research and teaching staff training faculty,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation
SPIN-KOA: 8205-1665
AuthorlD: 1131231
ORCID: 0000-0002-5469-1383
Received 5.06.2022 Accepted 6.06.2022
For citation:
Teterin I.A. , Sulimenko V.A. Impact of obstacles aerodynamic
characteristics on gas-air mixture explosion parameters.
Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -
Fire and emergencies: prevention, elimination.
2022, no. 3, pp. 56-62. DOI:10.25257/FE.2022.3.56-62