Научная статья на тему 'Влияние адреналина на сердце лягушки в условиях термического некроза миокарда'

Влияние адреналина на сердце лягушки в условиях термического некроза миокарда Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
2362
626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Путенкова Л. Ю., Нарезкина Л. П., Осипов Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние адреналина на сердце лягушки в условиях термического некроза миокарда»

литература

1. Буреш Я., Петрань М., Захар И. // Электрофизиологические методы исследования. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - 454 с.

2. Практикум по нормальной физиологии / Под ред Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. - М: Изд-во МГУ, 1978. -315 с.

3. Руководство к большому практикуму по физиологии сердца / Под ред. М. Г. Удельнова. - М: Изд-во МГУ, 1978.

- 144 с.

4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. К. В. Судакова, А. В. Котова, Т. Н. Лосевой. - М.: Медицина, 2002. - 702 с.

5. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова.

- М.: Академия, 2005. - 333 с..

6. Тумановский М. Н., Сафонов Ю. Д. // Функциональная диагностика заболеваний сердца. - М.: Медицина, 1964.

- 407 с.

7. Экспериментальная физиология / Под ред. Б. Л. Эндрю. - М: Изд-во Мир, 1974. - 350 с.

удк 616. 015. 08

ВЛИЯНИЕ АДРЕНАЛИНА НА СЕРДЦЕ ЛЯГушКИ В уСЛОВИЯХ ТЕРМИЧЕСКОГО НЕКРОзА МИОКАРДА

Повреждение сердечной мышцы у человека часто сопровождается нарушением динамики процессов возбуждения и сокращения миокарда. Нередко в качестве средства восстановления функционального статуса миокарда используют адреналин. Вместе с тем известно, что модальность действия гормона зависит от его концентрации. Так, в физиологических концентрациях гормон оказывает положительное инотропное и хронотропное действие на сердце, при повышенных концентрациях наблюдается его токсическое действие, сопровождающееся отрицательным инотропным и хронотропным действием на сердце [2].

Настоящая работа проведена с целью отработки модели, демонстрирующей в эксперименте феномен влияния аппликаций адреналина разной концентрации на сердце лягушки в условиях термического повреждения миокарда - аналога его «инфарктного» состояния.

Методика. Для регистрации ЭКГ использовали цифровой электрокардиограф «Реоспектр», стальные игольчатые электроды, раствор Рингера для холоднокровных, набор инструментов, зонд, спиртовку. Лягушке подкожно вводили 1 мл 1%-ного раствора миорелаксина для обездвиживания, затем ее укладывали на препаровальный столик спинкой вниз, обнажали сердце. Для регистрации ЭКГ игольчатые электроды вкалывали в мышцы передних и задних лапок [1]. Термическое повреждение вызывали раскаленным зондом, который прикладывали к передней стенке миокарда желудочка.

Л. Ю. Путенкова, Л. П. Нарезкина, Н. М. Осипов

Смоленская государственная медицинская академия

Результаты работы. На рис. 1-1, 2-1 представлены ЭКГ интактной лягушки, на которой отчетливо видны основные зубцы Р, Q, R, S, Т. Частота следования сердечных циклов - порядка 30 в минуту.

На рис. 1-2, 2-2 приводятся типичные изменения ЭКГ после локального термического повреждения области передней стенки миокарда желудочка. В частности, наблюдали подъем сегмента ST, некоторое удлинение интервала Q-T, инверсию зубца Т. В целом изменения ЭКГ были следствием того, что отводящий электрод, расположенный вблизи участка очага некроза, стал менее активным (практически индифферентным), второй - более активный электрод в этом случае начинает регистрировать зональную электрограмму, представляющую собой алгебраическую сумму элементарных потенциалов действия типичных кардиомиоцитов.

Наносим на сердце 4 капли 0,05%-ного раствора адреналина. При наличии повреждения миокарда аппликация адреналина в указанной концентрации обычно вызывала увеличение частоты сердечных циклов. ЭКГ-признаки «инфаркта» на данной стадии эксперимента регрессировали (рис. 2-3), что проявлялось в уменьшении отклонения сегмента ST от изолинии, уменьшении длительности комплекса QRS.

В литературе приводятся данные относительно механизма влияния умеренных и повышенных концентраций адреналина при ишемии миокарда [2, 3]. Как известно, подъем уровня катехоламинов в циркулирующей крови является стандартной реакцией организ-

Рис. 1. 1-1 - ЭКГ интактной лягушки. 1-2 - ЭКГ лягушки после термического некроза участка миокарда передней поверхности желудочка вблизи верхушки. Точка некроза показана на схеме

ма в ситуации развития выраженной биологически отрицательной реакции. При физиологических (умеренных) концентрациях адреналин, действуя на кар-диомиоциты желудочков через в2-адренорецепторы (Р2-АР), оказывает положительное инотропное и хро-нотропное действие в результате активации каскада реакций, запускаемых в ходе конформации Gs (стимулирующего) мембранного белка. Через 5 минут после аппликации на сердце лягушки 4 капель 0,05%-ного раствора адреналина дополнительно наносили 15 капель 0,1%-ного раствора адреналина. В этом случае на ЭКГ наблюдали уменьшение амплитуды комплекса QRS, удлинение интервала QT, свидетельствующие о снижении возбудимости миокарда (рис. 2-4). В конечном итоге работа сердца блокировалась - электрическая активность исчезала, механическая работа прекращалась. Таким образом, повышение концентрации адреналина привело к отрицательному инотропному и хронотропному эффекту.

Причины, приводящие к остановке сердца в эксперименте, до конца не ясны. В литературе есть указания на то, что адреналин в высоких концентрациях является травмирующим агентом, вызывая спазм сосудов миокарда, увеличивая зону ишемии [4]. Известно, что в пораженном миокарде значительно увеличивается плотность и активность мембранно Gi (ингибирующего) белка по сравнению с Gs (стимулирующим) белком [3, 5]. На этом фоне гормон-рецепторный комплекс Р2-Лр^^ вероятнее всего, блокирует кальциевы каналы L-типа [5], приводя к отрицательным реакциям сердца.

Заключение. По итогам проведенных экспериментов предлагается новая практическая работа для включения в лабораторный физиологический практикум студентов 2-го курса. Работа имеет большое значение для презентации различных механизмов действия адреналина в условиях возникновении очага некроза («инфаркта») в сердечной мышце, помогает сформировать у студентов представление о значении оптимума дозы гормонального воздействия на органы-мишени.

Рис. 2. Изменения ЭКГ лягушки (1) на фоне термического повреждения миокарда (2), аппликации 4 капель 0,05%-ногораствора адреналина гидрохлорида (физиологическое воздействие) - 3, аппликации 15 капель 0,1%-ного р-ра адреналина гидрохлорида (4)

литература

1. Мурашко В. В., Струтынский А. В. Электрокардиография. - М.: Медицина, 2007. - 288 с.

2. Шустов С. Б., Барсуков А. В., Pichler M. и др. Стресс-индуцированная кардиомиопатия (синдром tако-tsubo) у пациентки с артериальной гипертензией// Артериальная гипертензия. - 2006; 12: 325-330.

3. Brouri F. et al. Blockade of pi- and desensitization of p2-adrenoceptors reduce isoprenaline-induced cardiac fibrosis/ Eur. J. Pharmacol 2004; 485: 227-234.

4. Heubach J. F., Kaumann A. J. Epinephrine activates both Gs and Gi pathways, but norepinephrine activates only the Gs pathway through human beta2-adrenoceptors overexpressed in mouse heart. Mol Pharmacol 2004; 65: 1313-1322.

5. Ueyama T. et al. Molecular mechanism of emotional stress-induced and catecholamineinduced heart attack. J Cardiovasc Pharmacol 2003; 4l: 1: 115-118.

удк 615.40:54

современные образовательные технологии

В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНы «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»

А. Н. Сепп, А. С. Марченкова

Смоленская государственная медицинская академия

Мышление начинается там, где возникает проблемная ситуация...

В ходе своей профессиональной деятельности каждый преподаватель задает себе вопрос: «Как сделать процесс обучения наиболее эффективным?». В результате поиска ответа преподаватели экспериментируют с использованием различных методов обучения. Главная трудность состоит в том, чтобы из всего их разнообразия выбрать такие, которые будут активизировать познавательную деятельность учащихся. Эта центральная проблема связана с изменением позиции преподавателя, т. е. преподаватель должен не только давать знания, а организовывать учебный процесс. Лучше всего для этой цели подходит использование активных методов проблемного обучения. Любое занятие со студентами, будь то лекция, практические или семинарские занятия, должно начинаться с активизации преподавателем учебно-познавательной деятельности студентов. Это выражается в разработке и использовании такого содержания, форм, методов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков в нетипичных и нестандартных ситуациях. Ведь все в жизни идет через интерес, а активные методы обучения делают занятия интересными. [1]

Уже давно было замечено, что чем больше студент работает самостоятельно и «своими руками», тем сильнее у него развивается интерес к данному предмету, и, следовательно, эффективнее идет усвоение учебного материала. Данный факт наглядно отражен

в пирамиде познания Дж. Мартина. Согласно ей такая форма работы, как классическая лекция является наименее эффективной и способствует усвоению материала всего на 5%, а вот практические занятия, наоборот, на 70%. Еще Конфуций в VI в до н. э. говорил: «Я слышу - и забываю, я вижу - и запоминаю, я делаю - и понимаю». Именно поэтому на каждом занятии по фармацевтической химии мы стараемся организовать практическую самостоятельную работу студентов по анализу лекарственных препаратов. Необходимо подбирать разнообразные, в т. ч. недавно появившиеся на рынке, лекарственные препараты, качественный и количественный анализ которых ведется с использованием разнообразных методов, включая, по возможности, и сложные физико-химические методы. Это будет способствовать формированию компетентного специалиста провизора-аналитика.

Но, конечно, не всегда удается организовать занятие, содержащее большую практическую часть, а на лекции данную форму работы вообще использовать нельзя. Возникает вопрос: «Как повысить интерес студентов к изучению предмета на лекциях и семинарских занятиях?» По нашему мнению, ответ на него кроется в использовании на таких занятиях принципиально новых активных методов познания. Такие активные методы являются основой инновационного направления в обучении - проблемного обучения, в ходе которого происходит формирование познавательного интереса, а также активизация и развитие диалектического мышления. Ведь «...знание только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.