Научная статья на тему 'Влияет ли коррупция на устойчивость экономического роста?'

Влияет ли коррупция на устойчивость экономического роста? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2828
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Балтийский регион
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
Коррупция / устойчивый экономический рост / управление / corruption / sustainable economic growth / governance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пылаева Таня

<i>Сегодня термин «устойчивое развитие» часто употребляется политиками, при этом определение данного понятия постоянно пересматривается. Устойчивое развитие связано с внедрением комплексного подхода. К решению экономических, социальных и экологических задач. Экономические задачи включают обеспечение роста, эффективности и стабильности экономики. Основная цель данной статьи анализ влияния коррупции на устойчивость экономического роста. Воздействие коррупции ослабляется, что связано с изменением отношения общественности к данному явлению. На устойчивое развитие оказывают влияние несколько факторов, в том числе государственная политика, управление и организация, а также финансовые и экономические факторы. Основной вопрос институциональной устойчивости может быть сформулирован следующим образом: способна ли укрепленная институциональная структура донести результаты технического сотрудничества до «конечного потребителя»? Частные лица и организации имеют возможность участвовать в совместном использовании ресурсов в интересах будущей устойчивости. Направленные против коррупции стратегии связаны с реформой государственных институтов. Одно из преимуществ подхода фундаментальных экономических реформ то, что при объединении антикоррупционных стратегий и экономических политик и институтов борьба с коррупцией может стать элементом экономической политики. Кроме того, делается вывод, что целью технической помощи должно стать достижение устойчивых результатов.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

<i>Sustainable development is a term that is widely used by politicians nowadays. The definition of the concept of sustainable development is constantly revised. Sustainable development is about promoting an integrated approach. It includes economic, social and environmental objectives. Economic objectives include growth, efficiency and stability. The main purpose of the article is to analyze the influences of corruption on sustainable economic growth. The impact is decreasing continuously and the main reason behind this is the change in peoples" attitude and saturation to ethically questionable actions. Individuals and organizations can join in sharing resources for creating a sustainable future. There are several factors that influence sustainable development. Among them are: government policies management and organization financial and economic factors. The main question for institutional sustainability may be formulated as the following: can the strengthened institutional structure continue to deliver the results of technical cooperation to the ultimate end-users? Individuals and organizations can join in sharing resources for creating a sustainable future. Anticorruption strategies are related to the reform of state institutions. One advantage of the fundamental economic reform approach is that by linking anticorruption strategies to the reform of economic policies and institutions, the struggle against corruption can be seen as one of the issues in economic policy. Finally, all development assistance should be implemented with the aim of achieving sustainable benefits.</i>

Текст научной работы на тему «Влияет ли коррупция на устойчивость экономического роста?»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК 330.35+ 328.185

Т. Пылаева

ВЛИЯЕТ ЛИ КОРРУПЦИЯ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА?

Сегодня термин «устойчивое развитие» часто употребляется политиками, при этом определение данного понятия постоянно пересматривается. Устойчивое развитие связано с внедрением комплексного подхода. К решению экономических, социальных и экологических задач. Экономические задачи включают обеспечение роста, эффективности и стабильности экономики.

Основная цель данной статьи — анализ влияния коррупции на устойчивость экономического роста. Воздействие коррупции ослабляется, что связано с изменением отношения общественности к данному явлению. На устойчивое развитие оказывают влияние несколько факторов, в том числе государственная политика, управление и организация, а также финансовые и экономические факторы.

Основной вопрос институциональной устойчивости может быть сформулирован следующим образом: способна ли укрепленная институциональная структура донести результаты технического сотрудничества до «конечного потребителя»? Частные лица и организации имеют возможность участвовать в совместном использовании ресурсов в интересах будущей устойчивости. Направленные против коррупции стратегии связаны с реформой государственных институтов. Одно из преимуществ подхода фундаментальных экономических реформ — то, что при объединении антикоррупционных стратегий и экономических политик и институтов борьба с коррупцией может стать элементом экономической политики. Кроме того, делается вывод, что целью технической помощи должно стать достижение устойчивых результатов.

Ключевые слова: коррупция, устойчивый экономический рост, управление.

Введение

При неблагоприятных экономических условиях вина за это зачастую возлагается на правительство, что кажется вполне рациональным, так как именно правительство имеет необходимые ресурсы и несет ответственность за создание среды, стимулирующей стремление общества к благосостоянию. Что же обеспечивает экономическую успешность правительств, и почему показатели роста многих переходных экономик уступают показателям развитых стран? Важнейшую роль здесь играет человеческая природа, приоритет личных интересов над общественными, что ведет к коррупции и неспособности правительств обеспечить условия, необходимые для быстрого экономического роста.

Проблема экономического роста постоянно и подробно освещается в научной и научно-популярной литературе. Правительства изменяют и корректируют экономическую политику, создают новые институты и тратят средства налогоплательщиков на достижение более высоких экономических показателей. Почему это так важно? Любая нация хочет быть сильнее и богаче, иметь более высокий уровень жизни, а также определенное влияние. Экономический рост — путь к благосостоянию. В связи с этим понятно, почему правительства постоянно следят за изменениями ВВП, уровня безработицы, прямых иностранных инвестиций и т. д. В долгосрочной перспективе экономический рост становится показателем того, какие нации смогут удовлетворить свои потребности, а на каких территориях условия жизни будут ухудшаться.

Аргументы макроуровня и коррупция

В научной литературе существует несколько определений макроэкономики. Она может трактоваться как «раздел экономики, занимающийся общими аспектами экономики, такими как отношения между доходами и инвестициями страны в целом». Макроэкономика изучает экономику в целом, уделяя особое внимание общему количеству «произведенных товаров и услуг, общему доходу, уровню занятости производственных ресурсов и общим ценовым тенденциям. Макроэкономика используется в поиске наилучших путей достижения целей экономической политики, таких как экономический рост, полная занятость населения и обеспечение устойчивости платежного баланса» [5]. Для рассмотрения коррупции немаловажно понимание макроэкономической теории и поведения экономики.

По определению Всемирного банка, коррупция является синонимом злоупотребления служебными полномочиями в целях личного обогащения. Ее уровень определяется расходами на осуществление хозяйственной деятельности. Коррупция оказывает двоякое влияние на объем производства: он уменьшается в связи с нехваткой квалифицированных кадров во всех компаниях, кроме тех, которые имеют связи в политических кругах или активно заменяют человеческий труд машинным. Зарплаты уменьшаются из-за дополнительных расходов, которые компании вынуждены нести ради обеспечения рентабельности их хозяйст-

- «Р

венной деятельности. В современном мире на макроэкономическом уровне связь между такими явлениями, как экономическая свобода, глобализация и коррупция становится все более тесной.

«Уолл-стрит джорнал» (The Wall Street Journal) и «Хэритэдж фаун-дейшн» (Heritage Foundation) разработали индекс экономической свободы (IEF), отражающий уровень экономической свободы на основе десяти параметров (свобода бизнеса, свобода торговли, налоговая свобода, свобода от правительства, денежная свобода, свобода инвестиций, финансовая свобода, защита прав собственности, свобода от коррупции, свобода трудовых отношений). Каждому параметру соответствует значение от 1 до 100 (100 — максимальная свобода). Степень открытости и демократичности политической системы влияет на уровень коррупции в данной стране. Вероятность раскрытия коррупционной деятельности может быть выше в более демократических странах, что снижает там уровень коррупции, иногда значительно. Кроме того, свобода прессы выступает важным фактором выявления коррупционной деятельности, а также сопутствует экономическому благосостоянию страны. Эффективная система образования и высокий уровень грамотности увеличивают вероятность раскрытия злоупотреблений полномочиями [8].

В экономике предложение рождает спрос, что делает перепроизводство невозможным. В то же время проводимая правительством политика может способствовать борьбе с безработицей и увеличению спроса на макроуровне, поэтому она может быть использована для манипулирования спросом. В условиях коррупции многие работодатели вынуждены снижать зарплаты, чтобы иметь средства для взяток, в то время как на основе производственных затрат цены на продукции и услуги остаются теми же. Это, в свою очередь, ведет к сокращению спроса и, соответственно, снижению продаж.

С данным явлением тесно связан рост объема сбережений среди потребителей. Чрезмерный объем сбережений негативно влияет на продажи и приводит к избыточному предложению. Таким образом, в хозяйственной деятельности возникают общий спад и неопределенность. Если правительство оказывает значительное влияние на экономику, сомнения в целесообразности принимаемых решений кажутся оправданными.

Специфическая черта коррупции — ее относительная скрытность, затрудняющая определение уровня данного явления в стране. Организацией «Трансперенси интернешнл» (Transparency International) был разработан индекс, позволяющий оценить ситуацию во всем мире, а также сделать вывод о том, оказывает ли коррупция негативное воздействие на экономический рост в государстве, приводит ли к уменьшению объема инвестиций и тем самым снижает объем производства. Кроме того, управляя средствами определенных экономических игроков, правительство вынуждено сокращать расходы на образование и здравоохранение.

Коррупция искажает реальную экономическую ситуацию, снижая эффективность государственных инвестиций, производительность инфраструктуры страны, доходы от налогов, что в результате не позволя-

ет правительству получать необходимый объем средств для финансирования государственных расходов. Наконец, коррупция снижает объем прямых иностранных инвестиций, являясь, по сути, дополнительным налогом [8]. В то же время в рамках «экономики предложения», налоги представляют собой препятствие для инвестиций, а коррупция наносит еще больший ущерб экономической эффективности страны.

В последнее время все более распространенной становится точка зрения, заключающаяся в том, что коррупция оказывает негативное воздействие на экономический рост, так как различные государственные институты имеют значительное влияние на экономические показатели. При широком распространении коррупции индивидуальная борьба с этим явлением оказывается нецелесообразной — даже с учетом того, что это привело бы к общей выгоде. П. Мауро [10] называет это явление «стратегической взаимодополняемостью», т. е. повторение действия одного субъекта оказывается выгодным и для другого. Стратегическая взаимодополняемость — важный фактор, определяющий институциональную эффективность страны, а также влияющий на ее экономические показатели. Стратегическая взаимодополняемость совместима с выводом об устойчивости институциональной эффективности во времени. Считается, что воздействие коррупции на экономику заключается в следующем: чем больше людей крадет, тем меньше вероятность того, что они будут пойманы.

Таким образом, может возникнуть «благоприятное» равновесие, которому свойственно отсутствие коррупции и высокие показатели роста, а также объемы инвестиций, или «неблагоприятное» равновесие, характеризуемое постоянным уровнем коррупции, низким объемом инвестиций и темпами роста. Медленный рост и низкие инвестиционные показатели

— результат нецелесообразного расходования рабочего времени на непродуктивную передачу ресурсов, а также низкого предельного продукта капитала вследствие того, что лишь незначительная доля государственного финансирования достигает производственного процесса.

Кроме того, предполагается, что коррупция и политическая стабильность — две стороны одного явления. Существует определенная связь между коррупцией и перспективами политиков; нетрудно сделать вывод о последствиях влияния этой связи на экономику. В таких условиях политики сами создают систему получения взяток, и им приходится принимать во внимание, что если они нанесут урон экономике, то не будут переизбраны гражданами страны на новый срок, что сделает невозможным получение взяток в будущем [10].

Высокий уровень коррупции заставляет предпринимателей уходить в «серый» сектор экономики, в результате он играет все более значительную роль, и так происходит во всем мире. Небезынтересный вопрос, ведет ли ужесточение регулирования рынка труда к усилению теневой экономики, исследуется Д. Андербергом. Он показывает, что теневая экономика связана с уровнем защиты от безработицы более тесно, чем с эффективной налоговой ставкой [2].

Считается, что для возникновения и эффективного функционирования капитализма влияние правительства в данной стране не должно быть ни слишком сильным, ни слишком слабым [13]. Страна может достичь равновесия при оптимальном распределении собственности. Слишком высокая концентрация собственности (как, например, в российской нефтегазовой отрасли) негативно влияет на развитие рынка, так как крупные собственники могут защитить свои интересы вне системы правосудия. С другой стороны, слишком рассредоточенная система собственности (например, в результате ваучерной приватизации) также не способствует развитию рыночной экономики, так как затрудняет координацию сильных прорыночных движений. Достижение экономического равновесия упрощается при нехватке природных ресурсов

— нефти, газа, алмазов, — наличие которых автоматически приводит к концентрации экономической и политической власти.

Подход, разработанный в рамках новой политической экономии [4; 9; 12; 14], может быть полезным и при анализе экономической политики. Он исходит из предпосылки, что политика определяется усилением функции социального благосостояния, т. е. зависит от политических механизмов и отражает интересы наиболее влиятельных групп населения. Таким образом, процесс разработки экономической политики моделируется как проблема принципал — агент. «Агентом является либо разработчик политики, либо совокупность агентов, реагирующих на определенные стимулы и ограничения. Частный сектор рассматривается как принципал, имеющий, как правило, определенные долгосрочные ожидания, результатом которых становятся различные виды (динамических) стимулирующих ограничений для агента» [12]. Один из видов ограничений связан с конфликтом интересов создателей политики и частных агентов в рамках их экономической деятельности. Такие ограничения можно назвать ограничениями доверия. Существуют и политические ограничения, вытекающие из столкновения интересов в политической сфере. Было доказано, что в крупных избирательных округах (с более низким проходным барьером) коррупция находит меньшее распространение. При увеличении доли кандидатов, избираемых по партийным спискам (что снижает их личную ответственность), повышается уровень коррупции [12].

Управление

Существует несколько определений функций правительства. Две основные из них могут быть сформулированы следующим образом:

— установление прав собственности и правил распределения дохода и материальных благ (на основ законодательства);

— разработка механизма распределения ограниченных ресурсов при неспособности экономики к такому распределению: без вмешательства правительства предприятия могут начать производить одни и те же товары и услуги в избыточных количествах [11].

Правительство имеет дело и с такими экономическими вопросами, как антимонопольное законодательство, внешние эффекты, общественные блага, коллективно используемые ресурсы, перераспределение до-

ходов, повышение квалификации трудовых ресурсов и т. д. Очевидно, что все вышеперечисленные функции важны для благосостояния общества, и правительство обеспечивает предпосылки для его роста. Для нормального функционирования экономики оно должно создать необходимые стимулы для населения, а также условия, в которых хозяйства и предприятия смогут успешно осуществлять свою деятельность [6]. Если правительство не может создать необходимые условия по причине слабости институтов и неэффективности экономической политики либо политической системы, граждане оказываются частично или даже полностью неспособны к достижению благосостояния. Существует мнение, что экономика может функционировать при любой политической системе, но либеральная демократия, основанная на принципе верховенства права, — наиболее подходящая система для развития рынков. При этом возникают определенные административные аспекты: правительство обязано обеспечивать условия, в которых компании могут осуществлять хозяйственную деятельность с использованием свободного валютного обмена. Следствием верховенства права является соблюдение прав собственности. На данном этапе власти создают условия для экономического роста, но не делают его неизбежным [11].

Франческа Гальярди в статье, посвященной роли институтов в экономических изменениях [6], приходит к выводу, что институты, в первую очередь защищающие право собственности и контролирующие исполнение договорных обязательств, оказывают значительное влияние на экономические показатели. Этот вывод подкрепляется анализом литературы по данному вопросу [6]. Основной аргумент Гальярди состоит в том, что частные лица могут извлечь выгоду из сотрудничества. Тем не менее взаимодействие при отсутствии стимулов ограничивается преследованием индивидами собственных интересов и затратами на координацию совместных коллективной деятельности. Таким образом, институты должны располагать механизмами поощрения коллективной деятельности на благо каждого члена общества. Институты представляют собой формальные правила, оформленные по типу договоров, политических и экономических норм, а также неформальные правила, например правила поведения. Институтами могут быть и организации, такие, как университеты, правительственные учреждения и т. п.

Эмпирическое исследование, осуществленное Дароном Аджемоглу [1], подтверждает наличие взаимосвязи между экономическими показателями и институтами. Исследование проводилось на примере 75 бывших европейских колоний, между институтами которых существуют значительные различия. Аджемоглу выдвигает следующие гипотезы: 1) различные типы колониальной политики создают различные институты; 2) колониальное состояние и соответствующие институты имеют место и после провозглашения независимости. На основе коэффициента смертности европейских колонистов на протяжении исследуемого периода Д. Аджемоглу приходит к выводу, что основной целью колониальной политики было либо использование ресурсов, либо создание новых поселений. Колониальная политика, нацеленная на использование природных ресурсов, была характерна для Африки. Она сопровож-

далась злоупотреблением полномочиями и незащищенностью прав собственности. В то же время США, Канада и Австралия колонизировались для создания поселений. И по сей день эти страны являются одними из самых благополучных в мире.

В целом в обязанности правительства входит учреждение необходимых институтов и обеспечение их эффективного функционирования, в особенности в свете того, что их влияние на экономические показатели признано научным сообществом.

Существует множество эмпирических исследований, утверждающих, что коррупция негативно воздействует не только и не столько на статическую эффективность, сколько на объем инвестиций и экономический рост. Согласно выводам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), коррупция представляет собой угрозу для эффективного управления, устойчивого развития, демократических процессов и честной деловой практики. Также ОЭСР подчеркивает, что коррупция отрицательно влияет на доверие к политическим институтам и приводит к неуважению принципа верховенства права, вносит коррективы в распределение ресурсов, увеличивает расходы госсектора и сводит на нет конкуренцию. Таким образом, коррупция оказывает негативное влияние на экономический рост. На основе аргументов, приведенных в поддержку тезиса о значительной роли институтов в экономической организации страны, можно сделать вывод о фактической невозможности достижения высоких показателей экономического роста при наличии коррупции, так как от нее зависит качество институтов, и наоборот. Следовательно, в условиях коррупции государственное финансирование получают те проекты, которые дают больше возможностей для получения взяток, а отнюдь не приоритетные социальные программы, нацеленные на повышение благосостояния общества в целом и неимущих слоев населения в частности.

Устойчивый экономический рост

Неэффективное управление препятствует устойчивому экономическому росту, а также развитию частного сектора и борьбе с бедностью.

Сегодня термин «устойчивое развитие» часто употребляется политиками. Понятие устойчивого развития все еще находится в стадии разработки, определение этого термина постоянно пересматривается. Устойчивое развитие предполагает внедрение интегрированного подхода, объединяющего экономические, социальные и экологические аспекты. Экономические задачи сводятся к росту, эффективности и устойчивости. Устойчивость — это системное понятие, отражающее единство экономических, социальных, институциональных и экологических аспектов человеческого общества и играющее важную роль на всех его организационных уровнях

— от небольших сообществ до планеты в целом. Изначально использовался термин «устойчивое развитие». Он был включен в Повестку дня XXI века, разработанную ООН. Существуют различные мнения по поводу того, какие аспекты должно содержать понятие устойчивого развития. Несмотря на существующие различия, большинство программных докумен-

тов, нацеленных на устойчивое развитие, устойчивость и устойчивое благосостояние, содержат общие принципы, например:

— ответственное отношение к рискам, неопределенности и необратимым процессам;

— интеграция экологических, социальных и экономических задач;

— оценка состояние и защита окружающей среды;

— сохранение биоразнообразия и экологической целостности;

— равные возможности для разных поколений;

— равные возможности участия в жизни сообщества;

— признание глобального измерения;

— использование передового опыта;

— снижение общих потерь человеческого и природного капитала;

— принцип постоянного совершенствования;

— необходимость эффективного управления [7].

Существуют три основных типа устойчивости: институциональная, экономическая и финансовая и экологическая. Основной вопрос институциональной устойчивости может быть сформулирован следующим образом: может ли укрепленная институциональная структура донести результаты технического сотрудничества до конечного потребителя? При этом сами результаты могут быть неустойчивыми. Например, отдел планирования, усиленный в ходе технического сотрудничества, теряет доступ к высшему руководству и испытывает нехватку ресурсов по окончании сотрудничества. Институциональная устойчивость также связана с понятием социальной устойчивости. Главный вопрос экономической и финансовой устойчивости заключается в том, будут ли результаты технического сотрудничества приносить экономическую выгоду по окончании сотрудничества. Экономическая (но не финансовая) устойчивость может оказаться под угрозой, если конечные потребители продолжают испытывать зависимость от крупных субсидий.

В январе 2005 г. ООН провозгласила Десятилетие образования в интересах устойчивого развития. Частные лица и организации имеют возможность принять участие в совместном использовании ресурсов для обеспечения будущей устойчивости. Техническая помощь должна осуществляться в целях достижения устойчивых результатов. Среди основных факторов устойчивого развития можно выделить следующие: правительственная политика, управление и организация, финансовые и экономические факторы. Только сильное государство может поддерживать устойчивость рынка, следить за соблюдением прав граждан и регулировать неравномерное распределение экономической власти в условиях переходной экономики [3, p. 22]. С другой стороны, сильное государство способно поддержать и воплотить в реальность междисциплинарный подход к устойчивому развитию.

Заключение

Многие макроэкономические теории рассматривают воздействие государственного регулирования на благосостояние страны, и все они сходятся в оценке этого воздействия на объем производства и оплату труда.

Физический капитал, человеческий капитал и рабочая сила, технологии и инновации являются важнейшими элементами роста экономики. Для усиления влияния данных факторов необходимо уделять особе внимание образованию и инвестициям. Последние необходимы для роста капитала; в целях привлечения инвестиций предприятиям необходимо экономить средства вместо того, чтобы расходовать их на потребление и производство. Такая стратегия подразумевает определенный компромисс — скромное настоящее ради лучшего будущего.

Образование имеет огромное значение для развития человеческого капитала, приводит к повышению производительности и, соответственно, увеличению доли производимой продукции на человека. Также образование играет важную роль в развитии технологий и инноваций, что ведет к расширению границ производственных возможностей. Все это сказывается на объемах производства, отражаемых ВВП. Определив возможные значения ВВП, правительство может приступить к активным действиям, внедряя фискальные и упреждающие меры в целях стимулирования или сдерживания экономики для достижения максимальной устойчивости роста. Тем не менее внедряемые меры оказывают лишь краткосрочное воздействие и не играют решающей роли в вопросах экономического роста, при этом они могут как положительно, так и отрицательно влиять на его устойчивость. Главный инструмент воздействия правительства на экономический рост — это создание стимулов для граждан при помощи определенных институтов. При наличии необходимых институтов правительство может извлечь выгоду из стремления граждан реализовать собственные интересы, используя это обстоятельство на благо общества и развития. Так как в переходных экономиках институты, как правило, не являются устоявшимися структурами, для многих из них оказывается затруднительным поддерживать показатели экономического роста на уровне развитых стран. Слабые институты становятся непосредственной причиной коррупции как основного препятствия экономическому росту, потому что в такой ситуации в выигрыше остается лишь малая часть населения.

Вне зависимости от различий в теоретических выкладках авторы сходятся в оценке воздействия коррупционной деятельности. В целом коррупция влияет на экономическую ситуацию. Любой случай взяточничества на уровне национальной экономики и любые правительственные меры, направленные на манипулирование спросом и предложением, непосредственно отражаются на благосостоянии граждан данной страны. Коррупция препятствует благосостоянию и благополучию людей и тем самым негативно воздействует на благосостояние и конкурентоспособность страны в целом.

Коррупция ухудшает экономическую ситуацию в стране, снижая эффективность государственных инвестиций, производительность инфраструктуры, а также уменьшает доходы от налогов и приводит к тому, что правительство не может обеспечить должный уровень расходов на государственные цели.

Список литературы

1. Acemoglu D. J. The Colonial Origins of Comparative Development // The American Economic Review. 2001. №. 91 (3). P. 1369—1401.

2. Anderberg D. Insiders, Outsiders, and the Underground Economy // ESifo (Center for Economic Studies and Ifo Institute for Economic Research). Working Paper Series. 2003. № 1048.

3. Bruszt L. Constituting Markets: The Case of Russia and Check Republic// Democratic and Capitalist Transitions in Eastern Europe / M. Dobry (ed.). Kluwer Academic Publishers, 2000.

4. Drazen A. Political Economy in Macroeconomics. Princeton, 2000.

3. Economic expert. URL: http://www.economicexpert.com/ (дата обращения: 03.09.2011).

6. Gagliardi F. Institutions and economic change: A critical survey of the new institu-tional approaches and empirical evidence // The Journal of Socio-Economics. 2008. № 37(1). P. 416—430.

7. The Natural Advantage of Nations: Business Opportunities, Innovation and Governance in the 21st Century / K. Hargroves, M. Smith (ed.). 2003.

8. Lackol M. Tax Rates with Corruption: Labour-market Effects // Discussion papers MT-DP. 2006. №4. P. 1—40.

9. Lambsdorff J. G., Nell M. Corruption: Where we stand and where to go: The Corruption Monster // Ehik, Politik und Korruptio / M. Kreutner (ed.). Vienna, 2006, P. 37—70.

10. Mauro P. The persistence of corruption and slow economic growth // IMF Working Pape. 2006. №2 (213).

11. Parkin M. Economics 8th Edition. Boston, 2008.

12. Persson T., Tabellini G. Political Economy: Explaining Economic Policy. Cambridbe, MA, 2000.

13. Rajan R. G., Zingales L. The Road to Prosperity: Saving Capitalism from Capitalists // Transition. 2003. №14. P. 1—3.

14. Rosser J., Barkley Jr., Rosser M. V. A critique of the new comparative economics // Review of Austrian Economics, 2007.

Об авторе

Пылаева Таня, доктор экономических наук, доцент экономического факультета, Таллинский технический университет, Эстония.

E-mail: tanja@staff.ttu.ee

T. Polajeva

DOES CORRUPTION INFLUENCE THE SUSTAINABILITY OF ECONOMIC GROWTH?

Sustainable development is a term that is widely used by politicians nowadays. The definition of the concept of sustainable development is constantly revised. Sustainable development is about promoting an integrated approach. It includes economic, social and environmental objectives. Economic objectives include growth, efficiency and stability.

-

The main purpose of the article is to analyze the influences of corruption on sustainable economic growth. The impact is decreasing continuously and the main reason behind this is the change in peoples’ attitude and saturation to ethically questionable actions. Individuals and organizations can join in sharing resources for creating a sustainable future. There are several factors that influence sustainable development. Among them are: government policies; management and organization; financial and economic factors.

The main question for institutional sustainability may be formulated as the following: can the strengthened institutional structure continue to deliver the results of technical cooperation to the ultimate end-users? Individuals and organizations can join in sharing resources for creating a sustainable future. Anticorruption strategies are related to the reform of state institutions. One advantage of the fundamental economic reform approach is that by linking anticorruption strategies to the reform of economic policies and institutions, the struggle against corruption can be seen as one of the issues in economic policy. Finally, all development assistance should be implemented with the aim of achieving sustainable benefits.

Key words: corruption, sustainable economic growth, governance.

Reference

1. Acemoglu, D. J., 2001. The American Economic Review. Vol. 91 (5), pp.1369—1401.

2. Anderberg, D., 2003. Insiders, Outsiders, and the Underground Economy. ESifo (Center for Economic Studies and Ifo Institute for Economic Research) Working Paper Series No. 1048. University of London.

3. Bruszt, L., 2000. Constituting Markets: The Case of Russia and Check Republic, In: Democratic and Capitalist Transitions in Eastern Europe. M. Dobry(eds). Kluwer Academic Publishers.

4. Drazen, A., 2000. Political Economy in Macroeconomics. Princeton: Princeton University Press

5. Economic expert. Available at: http://www.economicexpert.com/ [Accessed 05 September 2011]

6. Gagliardi, F., 2008. The Journal of Socio-Economics, Vol. 37(1), pp. 416—430.

7. Hargroves, K. and M. Smith (ed), 2005. The Natural Advantage of Nations: Business Opportunities, Innovation and Governance in the 21st Century

8. Lackol M. Tax R ates with Corruption: Labour-market Effects. Discussion papers MT-DP — 2006/4, 1—40 Institute of Economics. Hungarian Academy of Sciences Budapesht.

9. Lambsdorff, J. Graf and M. Nell, 2006. Corruption: Where we stand and where to go: The Corruption Monster. In: Ehik, Politik und Korruptio, M. Kreutner eds. Vienna, pp. 57—70

10. Mauro, P., 2002. The persistence of corruption and slow economic growth IMF Working Paper No./02/213. Washington: International Monetary Fund.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Parkin, M., 2008. Economics 8th Edition. Boston: Pearson Addition-Wesley

12. Persson, T., Tabellini G., 2000. Political Economy: Explaining Economic Policy. Cambridbe, MA: MIT Press.

13. Rajan, R. G.; Zingales, L., 2003. The Road to Prosperity: Saving Capitalism from Capitalists. Transition. 14. 7—9. pp. 1—3.

14. Rosser, J.; Barkley, Jr., Rosser M. V., 2007. A critique of the new comparative economics, Review of Austrian Economics, in press.

About auhtor

Dr Tanya Polajeva, Associate Professor, Faculty of Economics, Tallinn University of Technology, Estland.

E-mail: tanja@staff.ttu.ee

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.