Научная статья на тему 'Власть в сетевых организациях: специфика координации и контроля в объединениях независимых фирм'

Власть в сетевых организациях: специфика координации и контроля в объединениях независимых фирм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЛАСТЬ / КООРДИНАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / КОНТРОЛЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / NETWORK ORGANIZATIONS / POWER / CO-ORDINATION MECHANISMS / CONTROL / STRATEGIC CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пожидаев Руслан Геннадьевич

Создание и развитие сетевых организаций комплексный процесс, включающий множество аспектов и причинно-следственных связей, выходящих за рамки рыночной деятельности отдельной фирмы. Одним из наиболее сложных является вопрос власти. Сетевые структуры не могут полагаться на механизмы власти и координации, присущие традиционным корпорациям или формам интеграции, основанным на слияниях и поглощениях. С другой стороны, для совместной, быстрой и гибкой реализации цепочек создания стоимости необходимы четкая стратегия, оперативное принятие решений, жесткая координация и контроль деятельности всех участников сети. Цель данной статьи на основе анализа подходов и концепций определить специфические характеристики власти в сетевых организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Power in network organization: specific of co-ordination and control in integration of independent firms

Creation and development of network organizations complex process, includes variety of aspects and causality and sequential relations, which out-of-the-way of single firm business activity. One of the most complicated is a question of power. Network structures can not relies on mechanisms of authority and co-ordination which inherent for traditional corporation or form of the integration founded on mergers and acquisitions. On the other hand, for joint, prompt and lissome, realization of value-added chains necessary well-defined strategy, operative decision making, tough co-ordination and control of network participant's activities. The aim of this article on base of approaches and conceptions analysis defines specific features of authority in network organizations.

Текст научной работы на тему «Власть в сетевых организациях: специфика координации и контроля в объединениях независимых фирм»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

ВЛАСТЬ В СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СПЕЦИФИКА КООРДИНАЦИИ И КОНТРОЛЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ НЕЗАВИСИМЫХ ФИРМ

Р.Г. Пожидаев

Воронежский государственный университет ул. Хользунова, 40, корпус 5, Воронеж, Россия, 394068

Создание и развитие сетевых организаций — комплексный процесс, включающий множество аспектов и причинно-следственных связей, выходящих за рамки рыночной деятельности отдельной фирмы. Одним из наиболее сложных является вопрос власти. Сетевые структуры не могут полагаться на механизмы власти и координации, присущие традиционным корпорациям или формам интеграции, основанным на слияниях и поглощениях. С другой стороны, для совместной, быстрой и гибкой реализации цепочек создания стоимости необходимы четкая стратегия, оперативное принятие решений, жесткая координация и контроль деятельности всех участников сети. Цель данной статьи — на основе анализа подходов и концепций определить специфические характеристики власти в сетевых организациях.

Ключевые слова: сетевая организация, власть, координационные механизмы, контроль, стратегический центр.

Власть в сетевых организациях — один из самых обсуждаемых вопросов при анализе их характеристик и особенностей формирования и деятельности. Сетевые структуры как объединения независимых фирм не могут полагаться на механизмы власти и координации, присущие традиционным корпорациям или формам интеграции, основанным на слияниях и поглощениях. С другой стороны, целью межфирменных сетей является реализация цепочек создания стоимости, как правило, связанных с производством продукции с коротким жизненным циклом или оказанием комплексных услуг. Основной фактор успеха — гибкость и точность (выполнение каждым партнером своей части работ в объемах и сроки, которые необходимы для бесперебойного движения вдоль цепочки создания стоимости), что подразумевает наличие четкой стратегии, оперативного принятия решений, жесткой координации и контроля деятельности всех участников сети.

Мы предполагаем, что власть в сетевых организациях обладает специфическими характеристиками, которые мы и попытаемся определить в данной статье.

Основные подходы к пониманию власти в сетевых организациях. Вопрос власти в сетевых организациях делит исследователей на сторонников по-лицентричной и централизованной власти. Полицентричный подход характерен для экономической социологии (Пауэлл, Брентли, Уолдингер, Олдрич, Уорд, Крек-хардт, Саксениан, Глуеэклер, Лембоу и др.), где в центре внимания социальные аспекты отношений, основанных на доверии и взаимности, а также анализ взаимозависимостей между партнерами. Подобные взгляды разделяет и большинство представителей маркетинга взаимоотношений (Гронроос, Равальд, Улага, Уилсон, Уолтер, Эггерт, Гемунден и др.), рассматривающие сети как группы независимых участников связанных горизонтальными отношениями, взаимозависимостями и обменом, но действующих без иерархического контроля.

Акцент на связях между объектами, а не самих объектах является неотъемлемой характеристикой сетевого принципа организации, но не дает объяснения структуры власти в сетях.

Сети, основанные на полицентричной власти, характерны для региональных промышленных систем и некоммерческих организаций. Впрочем, для региональных промышленных систем это утверждение носит долю условности, так как компании, входящие в подобное сообщество, как правило, принимают решения не относительно друг друга, а координируют совместные действия по принятию определенных стандартов и продвижению общих интересов.

Авторы, развивающие свои концепции в рамках стратегического управления, преимущественно сторонники централизации власти в сетевых организациях. По мнению Ф. Вебстера, «сетевые организации — корпоративные структуры, являющиеся результатом многочисленных отношений, контактов с партнерами и стратегических альянсов. Главная характеристика сети — единство, открытая и гибкая коалиция, руководимая из единого центра, в котором сосредоточены наиболее важные функции, такие как развитие и непосредственное управление альянсами, координация, финансовая функция и технологическое развитие. Также в его компетенцию входит определение стратегических компетенций сети, развитие отношений с потребителями и управление информационными потоками, связывающими сеть» [1. С. 132].

Противопоставление взглядов связано с тем, что исследования формальной и неформальной структуры власти и сетей коммуникаций были одним из основных объектов изучения для экономической социологии (1). Делая акцент на силе и роли неформальных систем отношений в организациях, представители данного подхода перенесли выявленные принципы и на отношения между партнерами в сетевых организациях. Тем не менее хотя роль неформальных сетей в организациях общепризнанна, нет согласия относительно силы воздействия неформальной структуры на формальную и в таком аспекте, как децентрализация власти. На возобновление этих дискуссий в конце XX в. повлияла тенденция к дезинтеграции вертикальных структур и децентрализации крупных корпораций.

Этот процесс стал набирать силу с 1980-х гг., когда предложение в большинстве отраслей мировой экономики стало стабильно превышать спрос. Компании действовали в условиях возрастающей неопределенности, динамичности и слож-

ности внешней среды. Для сохранения нормы прибыли им было необходимо искать места и способы производства с низкими издержками, а также новые рынки сбыта. Как следствие, интернационализация бизнеса приобрела глобальные масштабы, конкуренция выросла настолько, что игроки во многих отраслях были вынуждены до предела снизить норму прибыли. В результате многие компании столкнулись с необходимостью изменения бизнес-моделей и принципов организации.

Как отмечали Майкл Пиоре и Чарльз Зейбель, авторы одной из наиболее заметных работ по анализу наметившейся тенденции, конкурентная борьба привела к новой логике производственной деятельности — гибкой специализации: «Массовое производство (основанное на вертикальной интеграции, использовании преимущественно машинного оборудования правилах работы, предполагающих жесткую иерархию, и детальном разделении труда) достигло своей критической точки. Рынки стандартных товаров уже насыщены, в то время как потребителей привлекают товары более высокого качества и более узко специализированные. И в этой подвижной среде появились гибкие производители, умеющие быстро реагировать на изменение рыночных условий. Для того, чтобы соответствовать требованиям постоянно меняющегося рынка, фирмы прибегают к новым способам организации, предполагающим распределение производства по диверсифицированным межфирменным связям с поставщиками, субподрядчиками и конечными потребителями» [2. С. 37].

Тем не менее в 80-е гг. преобладало мнение, что процесс децентрализации — лишь этап эволюции традиционных и вертикально интегрированных иерархий, получивший распространение как способ соответствия растущей динамичности и сложности окружения. Более того, сам факт передачи полномочий подразделениям подвергался сомнению. Так, по мнению Беннета Харрисона, «децентрализация производства не означает соответствующей децентрализации власти: хотя крупные фирмы реорганизуют самые основы своей производственной деятельности, контроль за принятием решений по-прежнему остается сконцентрирован» [3. С. 107].

Однако дальнейшее развитие региональных промышленных систем, состоящих из независимых малых и средних фирм, целенаправленное создание сетей на основе сложившихся отношений с поставщиками и покупателями, сопровождающееся ростом предложения и числа обслуживаемых рынков, явно не соответствовали определению набирающего силу процесса сетевой интеграции лишь как следствия децентрализации и дезинтеграции вертикальных структур и корпораций, ранее использовавших стратегии слияния и поглощения. Появилась потребность в концепциях объясняющих систему власти, роль механизмов координации и контроля в сетевых организациях.

Некоторые авторы (Эмерсон, Ноук) рассматривают власть в сетевых организациях как динамичное явление, утверждая, что она «неотъемлемо ситуативна и, следовательно, динамична и потенциально нестабильна», а также увязывают обладание властью с позицией в сети: «власть позиции — способность оказывать преднамеренное воздействие на установки и поведение других акторов —

вырастает из места в сетях, где ценная информация и дефицитные ресурсы передаются от одного актора другому» [4. С. 145]. Связь между партнерами характеризуется содержанием (тип отношений) и формой (сила отношений). В содержание связей входят различные потоки информации и/или ресурсов. Сила отношений зависит от расположения фирмы относительно центра сети и степени значимости в обмене потоками информации и знаний.

Другой подход к власти у сторонников теории ресурсной зависимости (Пфеф-фер, Саланчик, Эван, Олдрич и др.). Их постулат весьма краток и прост: «Ресурсы означают власть, недостаток ресурсов означает зависимость» [5. С. 177]. Простая идея в данном случае может встретить и столь же простое возражение: зачем тогда крупной иерархической структуре, располагающей всеми или значимыми ресурсами и властью для самостоятельной реализации цепи создания стоимости, децентрализоваться? В реальности все сложнее, что связано с комплексным характером современного делового окружения. Действуя на рынках с коротким жизненным циклом продукции, компании приходится вступать в большее число взаимоотношений по сравнению со стабильным рынком, так как высокую важность приобретают вопросы маркетинга, продвижения и дизайна продукции. Поэтому даже преимущество обладания значимым ресурсом (например, новой технологией, известной торговой маркой и т.д.) не гарантирует компании обладание властью в сети.

Слабым местом этих и других концепций является акцент на отдельных аспектах проблемы, пусть важных, но не объясняющих все многообразие и сложность власти в сетевых организациях.

Роль стратегического центра в управлении межфирменной сетью. Одно из наиболее полных исследований власти в межфирменных сетях выполнили Дж. Лорензони и Ч. Баден-Фуллер [6], авторы концепции стратегического центра — компании-лидера, формирующей и развивающей сеть партнеров. Стратегический центр играет следующие основные роли:

1) роль создателя ценности (стоимости) для партнеров:

— в стратегическом аутсорсинге (распределение между партнерами звеньев в общей цепочке создания стоимости),

— развитии ключевых навыков и компетенций партнеров в целях роста их эффективности и конкурентоспособности («существующие компетенции определяют будущие достижения»),

— заимствовании идей третьих сторон, которые позволяют создать (развить) новые технологии,

— построении сети на основе конкуренции («сеть настолько сильна, насколько сильна слабейшая компания входящая в партнерство»);

2) роль лидера, создателя способностей и возможностей, правил взаимодействия:

— в создании видения (концептуализации бизнес-идеи) как перспектив рынков, так и создания сети, распространении этой бизнес-идеи между партнерами, поддержании ее актуальности (то есть динамичное изменение видения как результат привнесения партнерами новых идей или предчувствия изменений в деловом окружении),

— контроле над брендом, развитии системы интеграции и поддержки партнеров,

— создании атмосферы доверия и взаимной ответственности,

— создании механизма привлечения и отбора партнеров;

3) роль разработчика стратегии и структуры:

— в способности создать из объединенных ресурсов партнеров новую стратегическую позицию и одновременно выстроить структуру, обеспечивающую быстрый захват и удержание этой позиции.

Под разработкой стратегии Лорензони и Баден-Фуллер понимают поиск оптимального распределения процесса создания стоимости между стратегическим центром и партнерами. Разработка структуры, выстраивание структуры взаимоотношений и бизнес-процессов партнеров — ключевая часть стратегии. Авторы рассматривают процессы разработки стратегии и структуры как одновременные на том основании, что для сетевой организации ресурсы и компетенции каждого партнера столь важны, что структурирование объединения не может быть произведено в отрыве от стратегии.

Значение стратегии, ключевых компетенций, развития системы интеграции и поддержки партнеров (но без акцента на роль стратегического центра) подчеркивают и некоторые представители маркетинга взаимоотношений (Уилсон, Янт-рания, Верани). В частности, Д. Уилсон и С. Янтраниа [7] выделяют три основных аспекта ценности взаимоотношений: экономический аспект (качество инвестиций, параллельный инжиниринг, сокращение издержек), стратегический аспект (ключевые компетенции, согласованность стратегий, время вывода нового продукта на рынок), поведенческий аспект (социальные связи, доверие, организационная культура).

В целом, определение власти в сети как полицентричной или централизованной зависит от подхода к сетевым организациям и основного предмета исследований. Делая акцент на отношениях и взаимозависимостях, представители экономической социологии и маркетинга взаимоотношений считают, что власть в сетевых организациях полицентрична. В поиске причин экономической эффективности и уникальных конкурентных преимуществ, сторонники стратегического подхода обоснованно считают власть в сети централизованной.

Необходимо также отметить, что централизация власти не обязательно является следствием преобразования крупной иерархической структуры в сеть самостоятельных бизнес-единиц, но характерна и для компаний стремящихся к обеспечению координированной реализации цепочек создания стоимости путем создания межфирменной сети. Таким образом, централизация власти в сети преследует цель не столько контроля, сколько координации деятельности.

Механизмы координации и контроля в сетевых организациях. Важность координационных механизмов признают все авторы, независимо от подхода к сетевым организациям. Среди наиболее подробных исследований посвященных анализу координационных механизмов в сетевых организациях следует отметить работы Г. Минтцберга [8], который рассматривает сетевые организации и принципы их построения исходя из характеристик межорганизационных связей, определяемых видом взаимозависимости и координационными механизмами.

Минтцберг исходит из того, что внутри сети фирмы вступают в сложный набор взаимозависимостей. Вертикальные взаимозависимости возникают среди партнеров, которые дополняют друг друга в производстве и (или) коммерциализации продукта. Горизонтальные взаимозависимости возникают между партнерами, которые обмениваются знаниями и ресурсами в ходе развития нового продукта (технологии) или продвигают и распределяют свою продукцию.

Взаимозависимости требуют эффективных усилий по координации действий. Таким образом, способ формирования сети и координации определяется балансом двух противоположных потребностей: с одной стороны, координационные механизмы не должны быть столь жесткими, как в корпорации, с другой — одно из определяющих преимуществ сети — гибкость цепочки создания стоимости благодаря вовлечению независимых партнеров — будет утрачено без строгой координации действий.

Координация является критическим элементом существования и развития межфирменной сети даже в большей степени, чем между подразделениями в отдельной фирме, так как между участниками сети сохраняется организационное, культурное, а иногда и географическое разделение. Координационные механизмы должны поддерживать деятельность и поведение каждого участника сети в соответствии со стратегией всей системы.

Минтцберг [8] выделяет типы построения сетей исходя из вида взаимозависимости между компаниями и, следовательно, преимущественного координационного механизма (таблица).

Таблица

Основные виды взаимозависимостей и координационных механизмов, действующих в сетевых структурах

Сетевая структура Основной вид взаимозависимости Основной координационный механизм

Сеть подрядчиков Взаимозависимости потоков Взаимозависимости масштаба Взаимозависимости в социальных отношениях Прямое наблюдение Стандартизация входа/выхода Взаимное регулирование

Совместное предприятие Взаимозависимости процессов Взаимозависимости в социальных отношениях Стандартизация мастерства Взаимное регулирование

Региональная промышленная система Взаимозависимости процессов Взаимозависимости в социальных отношениях Стандартизация процессов Взаимное регулирование

Правильный выбор и реализация координационных механизмов в значительной степени облегчает проблему контроля в сетевых структурах.

Даже при условии централизации власти в сети стратегические центры, как правило, не стремятся к использованию форм прямого контроля над партнерами, так как контроль, выходящий за рамки координирования цепочек создания стоимости, лишь создает дополнительные издержки.

С другой стороны, контрольные механизмы, способствующие координации действий, могут получить развитие даже по сравнению с традиционной иерархической структурой. Прежде всего это касается форм контроля, связанных с разработкой и внедрением общих принципов и стандартов работы (например, разработкой общих бизнес-процессов, систем контроля качества, логистики внутри сети).

Весьма важной составляющей для обеспечения действия механизмов координации и контроля в сети является создание и управление (стратегическим центром) системами информации и знаний, что позволяет обеспечить гибкость в принятии решений, быструю разработку и внедрение инноваций.

Таким образом, стратегический центр, концентрируя усилия на координации и контроле, приобретает и удерживает власть над созданием стоимости, одновременно обеспечивая контроль систем информации и знаний.

Заключение. Для определения специфики сетевых организаций в факторе власти необходимо не только суммировать все сказанное, но и обратиться к определению сетей как формы между рынком и иерархией (2). Классический рынок основан на переговорном механизме координации — участники рынка взаимодействуют с целью заключения формальных контрактов, которые призваны регулировать их отношения. Каждый контракт может быть разорван в пользу более выгодного из предлагаемых на рынке. В основе иерархии лежит вертикальная пирамида власти, выстроенная по принципу подчинения. Основным инструментом, придающим устойчивость этой структуре, являются отношения собственности на активы между подсистемой управления и объектом управления. Рынок нестабилен, а иерархия снижает степень гибкости и адаптации. Не исключая использование элементов рыночных механизмов и принципов построения иерархических структур, сетевые организации усиливают роль координационных механизмов направленных на обеспечение взаимодействия и обмена рыночной, технологической и прочей информации. Это усиление носит преимущественно качественный характер, что связано с более интенсивным (по сравнению с другими формами организации) использованием специфических способностей и ресурсов, а также возможностей быстрого обучения и обмена знаниями.

Достижение эффекта от совместных действий возможно при наличии стратегии разделяемой всеми участниками сети, выбора и внедрения соответствующих стратегии и типу сети координирующих механизмов и механизмов контроля, свободного обмена информацией и знаниями, грамотного распределения рисков, что определяет необходимость наличия стратегического центра, роль которого заключается в изучении будущих потребностей, анализе возможностей по их удовлетворению, формировании и координации стратегии развития, разработке цепочек создания стоимости, распределении этапов создания стоимости между партнерами.

Власть в сетевой структуре меняет свою сущность, трансформируясь из власти над активами во власть над цепочкой создания стоимости.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Исследования формальных и неформальных сетей отношений в организациях на серьезной научной основе проводились с 20-х гг. прошлого века, начало им положил известный Хоторнский эксперимент (1924—1936 гг.).

(2) Это высказывание принадлежит Г. Торелли, который рассматривал сети как самостоятельную организационную форму, находящуюся между «рынком и иерархией». По мнению Торелли, рынок и иерархия представляют собой две крайние точки единого континуума, характеризующие, соответственно, ситуацию полной независимости участников друг от друга и ситуацию жесткого вертикального контроля. Сети находятся посреди-

не — между двумя крайними точками этого континуума. Данное определение стало одним из наиболее часто цитируемых в анализе специфики сетевых организаций. Однако сегодня сети стали рассматриваться в качестве самостоятельной, а не смешанной (то есть, заимствующей элементы рынка и иерархии) формы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Webster F. The Changing Role of Marketing in the Corporation // Journal of Marketing. — Vol. 56. — October 1992. — P. 127—143.

[2] Piore M. The Second Industrial Divide / M. Piore, Ch. Sabel. — N.Y.: Basic Books, 1984.

[3] Harrison B. Lean and Mean: The Changing Landscape of Corporate Power in an Age of Flexibility / Harrison B. — N.Y.: Basic Books, 1994.

[4] Knoke D. Political Networks: The Structural Perspective. — N.Y.: Cambridge University Press, 1990.

[5] Pfeffer J. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective / J. Pfeffer G. Salancik. — N.Y.: Harper & Row, 1978.

[6] Lovenzoni G. Creating a Strategic Center to Manage a Web of Partners / G. Lovenzoni, Ch. Baden-Fuller // California Management Review. — 1995. — V. 37. — № 3. — P. 146—161.

[7] Wilson D. Understanding the value of a relationship / D. Wilson, S. Jantrania // Asia-Australia Marketing Journal. — 1996. — V. 2. — № 1. — P. 55—66.

[8] Mintzberg H. The Structuring of Organizations / H. Mintzberg — Englewood, NJ: Prentice Hall, 1979.

POWER IN NETWORK ORGANIZATION: SPECIFIC OF CO-ORDINATION AND CONTROL IN INTEGRATION OF INDEPENDENT FIRMS

R.G. Pozhidaev

Voronezh State University

Kholzunova str., 40, building # 5, Voronezh, Russia, 394068

Creation and development of network organizations — complex process, includes variety of aspects and causality and sequential relations, which out-of-the-way of single firm business activity. One of the most complicated is a question of power. Network structures can not relies on mechanisms of authority and co-ordination which inherent for traditional corporation or form of the integration founded on mergers and acquisitions. On the other hand, for joint, prompt and lissome, realization of value-added chains necessary well-defined strategy, operative decision making, tough co-ordination and control of network participant’s activities. The aim of this article — on base of approaches and conceptions analysis defines specific features of authority in network organizations.

Key words: Network organizations, power, co-ordination mechanisms, control, strategic center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.