Научная статья на тему 'Власть и военные в Турции периода третьей республики (1982-2017 гг. )'

Власть и военные в Турции периода третьей республики (1982-2017 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1226
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / РЕФОРМА / КОНСТИТУЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТ / ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / ЗАКОН / ПАРТИЯ / РЕСПУБЛИКА / ARMY / REFORM / CONSTITUTION / PRESIDENT / MILITARY COUP / LAW / PARTY / REPUBLIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Симонян Амаяк Рудикович

В данной статье рассматривается роль президента во внутриполитической структуре Турции. Автор сделал попытку рассмотреть полномочия президента, согласно Конституции и относительно реальной политической ситуации в Турецкой Республике. В основе статьи лежат последствия событий военного переворота 1980 г. и современная политическая обстановка, связанная с правлением избранного президента Турции Р.Т. Эрдо-гана согласно реформе Конституции 2010 г. При всем доминировании армии внутри Турции, прежде всего, с политической точки зрения президент являлся связующим звеном между обществом и армией, между политическим истеблишментом и военным, между Генштабом и правительством республики. Данные постулаты с самого начала были определяющими в Конституции 1980 г. Военные не брали на себя слишком много полномочий в плане принятия и осуществления политических решений. Напротив, они старались после переворота 1980 г. скорее разработать новую Конституцию и передать власть гражданским. Но одно очень существенное полномочие Генштаб за собой все же оставил. Это была контролирующая функция над гражданской сферой политической жизни страны. За турецким правительством грозным оком наблюдали высшие военные деятели государства, стремившиеся оставить Турцию жить в русле светских законов в угоду представлениям М.К. Ататюрка. Но события конца XX века резко отличаются от тех событий, что мы наблюдаем сейчас, в веке XXI. На данный момент развития Турецкой Республики в ее внутриполитическом аспекте военные полностью потеряли возможность влияния на жизнь в государстве и контроль над ситуацией в стране для них полностью потерян. В результате конституционных преобразований нынешнего первого избранного президента Турции, а тогда еще премьер-министра, полномочия президента настолько расширились, что фактически ему подчинена вся государственная бюрократия в стране, а роль премьер-министра упразднена. Военные же полностью перешли под контроль президента в полное подчинение ему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT AND MILITARY IN TURKEY OF THE THIRD REPUBLIC PERIOD (1982-2017)

This article examines the role of the president in the internal political structure of Turkey. The author made an attempt to consider the powers of the president, according to the Constitution and the real political situation of the Turkish Republic. The article is based on the consequences of the events of the military coup of 1980 and the current political situation connected with the rule of the elected president of Turkey R.T. Erdogan, according to the reform of the Constitution of 2010. Despite the domination of the army inside Turkey, primarily from the political point of view, the president was the link between society and the army, between the political establishment and the military, between the General Staff and the Government of the Republic. These postulates from the outset were decisive in the 1980 Constitution. The military did not assume too much authority in terms of adopting and implementing political decisions. On the contrary, they tried after the 1980 coup to develop a new Constitution and hand over power to civilians. But the General Staff left behind one very important authority. It was a controlling function over the civil sphere of the political life of the country. The Turkish government was watched with a menacing eye by the country's top military leaders, who were trying to leave the country to live in line with secular laws to please the ideas of M.K. Atatürk. But the events of the late 20th century differ dramatically from those events that we are witnessing now, in the 21st century. At this point in the development of the Republic of Turkey in its internal political aspect, the military has completely lost the possibility of influencing life in the state and the control over the situation in the country is completely lost to them. As a result of the constitutional reforms of the current first elected president of Turkey, and then the prime minister, the powers of the president have expanded so much that in fact the entire state bureaucracy in the country is subordinated to him, and the role of the prime minister is abolished. The military, however, completely passed under the president's control in full submission to him.

Текст научной работы на тему «Власть и военные в Турции периода третьей республики (1982-2017 гг. )»

УДК 94

СИМОНЯН Амаяк Рудикович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия amayak.simonyan@mail.ru

ВЛАСТЬ И ВОЕННЫЕ В ТУРЦИИ ПЕРИОДА ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ (1982-2017 гг.)

В данной статье рассматривается роль президента во внутриполитической структуре Турции. Автор сделал попытку рассмотреть полномочия президента, согласно Конституции и относительно реальной политической ситуации в Турецкой Республике. В основе статьи лежат последствия событий военного переворота 1980 г. и современная политическая обстановка, связанная с правлением избранного президента Турции Р.Т. Эрдо-гана согласно реформе Конституции 2010 г. При всем доминировании армии внутри Турции, прежде всего, с политической точки зрения президент являлся связующим звеном между обществом и армией, между политическим истеблишментом и военным, между Генштабом и правительством республики. Данные постулаты с самого начала были определяющими в Конституции 1980 г. Военные не брали на себя слишком много полномочий в плане принятия и осуществления политических решений. Напротив, они старались после переворота 1980 г. скорее разработать новую Конституцию и передать власть гражданским. Но одно очень существенное полномочие Генштаб за собой все же оставил. Это была контролирующая функция над гражданской сферой политической жизни страны. За турецким правительством грозным оком наблюдали высшие военные деятели государства, стремившиеся оставить Турцию жить в русле светских законов в угоду представлениям М.К. Ататюрка. Но события конца XX века резко отличаются от тех событий, что мы наблюдаем сейчас, в веке XXI. На данный момент развития Турецкой Республики в ее внутриполитическом аспекте военные полностью потеряли возможность влияния на жизнь в государстве и контроль над ситуацией в стране для них полностью потерян. В результате конституционных преобразований нынешнего первого избранного президента Турции, а тогда еще премьер-министра, полномочия президента настолько расширились, что фактически ему подчинена вся государственная бюрократия в стране, а роль премьер-министра упразднена. Военные же полностью перешли под контроль президента в полное подчинение ему.

Ключевые слова: армия, реформа, Конституция, президент, военный переворот, закон, партия, республика

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-105-108

Amayak R. SIMONYAN Kuban State University Krasnodar, Russia amayak.simonyan@mail.ru

GOVERNMENT AND MILITARY IN TURKEY OF THE THIRD REPUBLIC PERIOD (1982-2017)

This article examines the role of the president in the internal political structure of Turkey. The author made an attempt to consider the powers of the president, according to the Constitution and the real political situation of the Turkish Republic. The article is based on the consequences of the events of the military coup of 1980 and the current political situation connected with the rule of the elected president of Turkey R.T. Erdogan, according to the reform of the Constitution of 2010. Despite the domination of the army inside Turkey, primarily from the political point of view, the president was the link between society and the army, between the political establishment and the military, between the General Staff and the Government of the Republic. These postulates from the outset were decisive in the 1980 Constitution. The military did not assume too much authority in terms of adopting and implementing political decisions. On the contrary, they tried after the 1980 coup to develop a new Constitution and hand over power to civilians. But the General Staff left behind one very important authority. It was a controlling function over the civil sphere of the political life of the country. The Turkish government was watched with a menacing eye by the country's top military leaders, who were trying to leave the country to live in line with secular laws to please the ideas of M.K. Atatürk. But the events of the late 20th century differ dramatically from those events that we are witnessing now, in the 21st century. At this point in the development of the Republic of Turkey in its internal political aspect, the military has completely lost the possibility of influencing life in the state and the control over the situation in the country is completely lost to them. As a result of the constitutional reforms of the current first elected president of Turkey, and then the prime minister, the powers of the president have expanded so much that in fact the entire state bureaucracy in the country is subordinated to him, and the role of the prime minister is abolished. The military, however, completely passed under the president's control in full submission to him.

Keywords: army, reform, Constitution, president, military coup, law, party, republic

После «военного переворота» 1980 г. в Турции армейская верхушка взялась за составление новой Конституции, ибо назрела необходимость закрепить все начатые ею изменения в государстве высшим законосодержательным путем. Перед тем как разработать и принять новый Верховный Закон, военные реформаторы издали 16 временных статей, суть которых сводилась к необходимости выдержать некий переходный этап в упорядочении политической жизни страны за время отсутствия Конституции. В первую

очередь данные статьи регламентировали место и роль президента страны, а с момента переворота до выхода в свет Верховного Закона (с 1980 по 1982 г.) военные издали около 800 законодательных актов, закрепляющих их положение в государстве. Временные статьи определяют возросшую роль президента по сравнению с Конституцией 1961 г. В частности, данные статьи расширяют его полномочия, начиная от права решения о проведении новых выборов в Великое национальное собрание Турции (ВНСТ) до возбуждения в Конституционном суде дел об отмене законов. Кроме того, президент имел право и внести на референдум положения, касающиеся изменений в самом Верховном Законе страны. А в политическом механизме - от назначения премьер-министра и министров и увольнения последних до принятия решения Совета министров об объявлении чрезвычайного и военного положения. Но самое важное то, что военная верхушка не упустила из виду определенные полномочия главы государства в сотрудничестве с Генштабом, касающиеся права принимать решения об использовании турецких вооруженных сил и назначать начальника Генерального штаба. Более того, президент, заручившись поддержкой Совета национальной безопасности (СНБ) - основным органом управления страной во время военного переворота, - может объявить чрезвычайное или военное положение, состояние войны и мобилизацию как на всей территории, так и в отдельных регионах страны сроком на шесть месяцев [1]. В статьях говорится, что глава ства - президент - является одновременно и председателем СНБ республики. Он занимает этот пост в течение семи лет [2]. Это обстоятельство говорит о том, что военные уступили перспективу власти демократическим преобразованиям, хотя имели все возможности сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Ведь СНБ создавался военизированными структурами Турции, и туда входил высший военный комитет страны. А теперь управление подобной серьезной организацией армия уступает гражданскому лицу в должности президента страны.

Итак, президент - ключевая фигура в политической жизни страны, в том числе и во взаимодействиях с военными. В связи с этим нынешний президент, а на тот момент еще премьер-министр Турции Р.Т Эрдоган, в 2010 г. инициировал сначала дополнительные поправки в действующую Конституцию с расширением полномочий президента, а затем в 2014 г. принял участие в выборах президента страны. Впоследствии он и выиграл и стал первым выборным президентом Турции (ранее парламент страны избирал президента большинством голосов), закрепив за собой реальную власть. Еще с 2010 г. все эти шаги указывали на то, что Р.Т. Эрдоган ведет дело к созданию в стране в недалеком будущем президентской республики. Военные же структуры это напрямую задевает тем, что на повестку референдума конституционной реформы 2010 г. выносились 26 поправок, касающихся в первую очередь вопросов взаимоотношения армии и гражданской власти. Внесение поправок в Конституцию объяснялось необходимостью приведения турецкого законодательства в соответствие с нормами Европейского союза. Однако на самом деле нынешний референдум есть не что иное, как одно из решающих сражений между двумя политическими элитами Турции - светской в лице армии и религиозной в лице Партии справедливости и развития (ПСР). А его результаты станут судьбоносными для самой страны и ее народа. Ключевой фигурой же в этом отношении должен был стать президент. Но вспомним, что президентская республика для Турции не является чем-то новым. Так, К. Ататюрк был первым президентом Турецкой Республики и руководил страной, основывая свою власть на авторитарном правлении с 1923 г. и неизменно вплоть до своей смерти в 1938 г. На данный же момент мы наблюдаем схожие тенденции в развитии политических процессов в Турции. И 10 августа 2014 г. прошли первые всенародные президентские выборы, в которых Р.Т. Эрдоган уверенно победил. Еще с 2012 г. готовились основы законопроекта о переходе Турции к президентской форме правления. Данный проект был внесен на рассмотрение в конституционный комитет Партией справедливости и развития. Проект подразумевал принципиально новое устройство законодательной ветви власти. Согласно этому проекту президент будет избираться на пять лет и сможет напрямую назначать министров, в том числе и не депутатов [3]. Следовательно,

Р.Т. Эрдоган, ставший премьером в 2003 г., к концу своего первого президентского срока будет находиться у власти 16 лет.

Таким образом, готовится мощная платформа для удара по политической власти армии. Президент Турции планово вводит целый ряд поправок в Конституцию государства, и для этого ему необходимо сосредоточить максимум полномочий и властных функций в своих руках. Выдохшаяся из-за постоянных судебных разбирательств военная верхушка вынуждена была молча наблюдать за столь стремительными преобразованиями в стране. А пост президента отдает подавляющее большинство политических дивидендов бывшему лидеру ПСР, что он и планирует использовать против армии. Во всяком случае, на современном этапе развития Турецкой Республики роль армии постепенно сводится к непосредственному первоначальному охранительно-карательному действию. Но не стоит полагать, что положение армии меняется исключительно в правовом законодательно-конституционном аспекте. Стратегия Р.Т. Эрдогана заключается в том, чтобы со всех сторон охватить армию в политические тиски, сковывая ее любое инициативное проявление. В частности, выделяются резонансные судебные дела, связанные с армией, такие как «Эргенекон» и «Бальоз», в ходе которых были осуждены многие высокопоставленные лица из армейской среды, как действующие, так и находившиеся в отставке. А также к различным мерам осуждения были приговорены общественные деятели, журналисты, преподаватели университетов, так или иначе связанные с армией.

В результате роль турецких вооруженных сил в политической жизни Турции стала постепенно снижаться. Со временем данная тенденция приобрела отчетливый и в какой-то мере систематический характер. Многие действия лидеров ПСР вызывали крайнее недовольство и даже раздражение у армейской верхушки, однако ради достижения заветной цели - вступить в Евросоюз в качестве полноправного члена - турецкие военные предпочитали проявлять определенную сдержанность. Пользуясь этим, умеренные исламисты, особенно после очередной победы на всеобщих парламентских выборах, проведенных в 2007 г., стали оказывать открытое всестороннее давление на оппозиционные силы в стране. Под особым прицелом оказались непримиримые сторонники сохранения светского режима [4].

В рамках борьбы с так называемой террористической организацией «Эргенекон», существование которой до сих пор юридически не доказано, сторонники ПСР устраняли своих главных оппонентов. Масштабный характер процесса перераспределения административной власти стал вызывать среди светских интеллектуалов страны самую жесткую критику. Особенно с начала 2010 г. в турецких научных кругах развернулась широкая дискуссия вокруг определения типа «современной турецкой демократии». Многие называли ее «опекающей». В своих трудах некоторые турецкие политологи отмечают, что «режим военной опеки» разрушен и объявлен вне закона и в качестве альтернативы прежнему режиму умеренные исламисты внедряют «режим гражданской опеки». Об этом, по их мнению, свидетельствует тот факт, что сторонники ПСР поэтапно укрепляют свои позиции в правоохранительных органах страны и расширяют их полномочия. Эксперты, поддерживающие правящую власть, наоборот, считают, что внутренняя политика, проводимая партией Р.Т. Эрдогана, «укрепляет основы демократического режима», предотвращая вмешательство военных и военного переворота. Поэтому любые сомнения на этот счет опасны.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время Турция переживает процесс трансформации внутриполитической системы, поскольку реформы, проводимые ПСР, носят весьма глубокий и долгосрочный характер. «ПСР словно не новое правительство формирует, а заново создает государство», - пишет в своей книге «Второй период однопартийной системы» турецкий профессор У. Оздаг, который справедливо предполагает, что усилия лидеров ПСР направлены на создание в Турции «авторитарной системы с партией-гегемоном» [5].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Турция: Справочник. - М., 1990 / [Электронный ресурс] - URL: http://turkey//gosudarstvennoe-ustroystvo-turcii (дата обращения: 12.05.2015).

2. Временные положения Конституции Турции. Часть 6. 1982 г. / [Электронный ресурс] - URL: http://www.zarubejye.com/law/law11e.htm (дата обращения: 12.04.2017).

3. Турция сделала первый шаг на пути к президентской республике / [Электронный ресурс] -URL: http://mk-turkey.ru/politics/2012/11/07/turciya-cdelala-pervyj-shag-na-puti-k-prezidentskoj-respublike.html#sthash.UIo8vco2.dpuf (дата обращения: 14.12. 2016.).

4. Туровская А.А. Роль армии в социально-политическом развитии Турецкой Республики и Исламской Республики Пакистан после Второй мировой войны. Сравнительный анализ / [Электронный ресурс] - URL:

http://www.mgimo.ru/files2/y06_2014/257637/dissertation_Turovskaya.pdf (дата обращения: 23.04.2015).

5. Кто правит Турцией? / [Электронный ресурс] - URL:http://warfiles.ru/show-36586-nyneshnee-pravitelstvo-turcii-naneslo-armii-takoy-udar-kotoryy-na-protyazhenii-vsey-istorii-tureckih-vooruzhennyh-sil-ne-smog-ey-nanesti-ni-odin-vrag.html (дата обращения: 12.11.2016).

REFERENCES

1. Turkey: Handbook. M., 1990. [Turcia: Spravochnik]. Available at: URL: http://turkey/gosudarstvennoe-ustroystvo-turcii (accessed: 05.12.2015).

2. Interim Provisions of the Constitution of Turkey / Part June 1982 [Vremennie polzcheniya Kon-stitucii turcii]. Available at: URL: http: // http://www.zarubejye.com/law/law11e.htm (accessed: 12. 04. 2017). (in Rus.)

3. Turkey has taken the first step towards the presidential republic. [Turciya sdelala pervii schag na puti k presidentskoi respubliki]. Available at: URL: http://mk-

turkey.ru/politics/2012/11/07/turciya-cdelala-pervyj-shag-na-puti-k-prezidentskoj-respublike.html#sthash.UIo8vco2.dpuf (accessed: 14.12.2016.). (in Rus.)

4. Turovskaya A.A. The role of the army in the socio-political development of the Republic of Turkey and the Islamic Republic of Pakistan after World War II. Comparative analysis. [Rol armii v social-no-polititscheskom razvitii Tureckoi respubliki I Islamskoi respubliki Pakistan posle

Vtoroi Mirovoi Voini]. Available at: URL: http://www.mgimo.ru/files2/y06_2014/257637/ dissertation Turovskaya.pdf (accessed: 23.04.2015). (in Rus.).

5. Who rules Turkey?[Kto pravit turciei?]. Available at: URL: http: //warfiles.ru/show-36586-nyneshnee-pravitelstvo-turcii-naneslo-armii-takoy-udar-kotoryy-na-protyazhenii-vsey-istorii-tureckih-vooruzhennyh-sil-ne-smog-ey- Nanesti-ni-odin-vrag.html (accessed: 12.11.2016). (in Rus.).

Информация об авторе:

Симонян Амаяк Рудикович, аспирант, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия amayak.simonyan@mail.ru

Получена: 20.07.2017

Для цитирования: Симонян А.Р. Власть и военные в Турции периода третьей республики (1982-2017 гг.). Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Часть 1. с.105-108.

10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-105-108.

Information about the author:

Amayak R. Simonyan, Postgraduate Student, Kuban State University, Krasnodar, Russia amayak.simonyan@mail.ru

Received: 20.07.2017

For citation: Simonyan A.R. Government and military in Turkey of the third republic period (1982-2017). Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.5 Part. 1. Pp. 105-108. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-105-108. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.