Научная статья на тему 'Власть и бизнес: роль социального партнерства в развитии северных территорий Российской Федерации'

Власть и бизнес: роль социального партнерства в развитии северных территорий Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
87
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЙНИЙ СЕВЕР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА / МЕТОДИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВА ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / КОРПОРАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / FAR NORTH OF THE RUSSIAN FEDERATION / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE FAR NORTH REGIONS / METHODOLOGY FOR REGIONAL CERTIFICATION / IMPROVING THE EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION / SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS / CORPORATE SOCIAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Синенко Полина Владимировна

В данной статье рассмотрены особенности организации социального партнерства между представителями бизнеса и органами государственной власти с целью социально-экономического развития регионов, относящихся к Крайнему Северу Российской Федерации. Автором использована система региональной паспортизации, которая показывает, что в группе опорных северных регионов социальные партнерские соглашения «Власть бизнес» заключаются в течение ряда лет, бизнес-сообщество активно принимает участие при составлении стратегий регионального развития, благоустройстве среды, поддержке инициатив населения, направленных на улучшение социального климата. Внутренние корпоративные социальные программы крупных предприятий также оказывают косвенное благоприятное воздействие на социально-экономическую сферу региона: снижение нагрузки на здравоохранение через использование полисов ДМС, улучшение жилищных условий, в том числе переселение в более благополучные районы пенсионеров компаний, различные социальные акции на территории присутствия. Напротив, в дотационных регионах партнерство бизнеса и власти практически отсутствует. В условиях Крайнего Севера, когда влияние негативных факторов таких как природно-климатические условия, транспортная недоступность, очаговый характер размещения производства и других, превышает влияние позитивных тенденций, дотационным регионам необходимо искать новые пути развития, пользоваться опытом опорных регионов и развивать социальное партнерство бизнеса и власти на территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWER AND BUSINESS: THE ROLE OF THE SOCIAL PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN TERRITORIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article shows the features of the organization of social partnership between business and public authorities for the socio-economic development of the northern regions of the Russian Federation. The author uses the system of the regional certification. It shows that in the group of supporting northern regions the social partnership agreements "Power-business" have been concluded regular. And the business is actively involved in the regions development, such as improving of the environment, supporting the population initiatives and improving the social climate of regions. Also the corporate social programs of large enterprises influence on the social-economic sphere of the region: reducing the burden on health, improving living conditions and various social activities in the territory of the business presence. On the contrary, the subsidized regions don’t use the opportunity of partnership between business and government. In the conditions of the Far North, which characterized impact of negative factors such as climatic conditions, the transport inaccessibility, the focal location of production and others, government is necessary to look for new ways of development and develops social partnership of business and government on territory.

Текст научной работы на тему «Власть и бизнес: роль социального партнерства в развитии северных территорий Российской Федерации»

Sinenko Polina Vladimirovna POWER AND BUSINESS ...

economic sceinces

УДК 332.1

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС: РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2018

Синенко Полина Владимировна, руководитель социально-экономического блока Российского объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Заполярья», соискатель кафедры государственного и муниципального управления Волгоградский государственный университет (400062, Россия, Волгоград, пр-т Университетский, 100, e-mail: sinenkopolina@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности организации социального партнерства между представителями бизнеса и органами государственной власти с целью социально-экономического развития регионов, относящихся к Крайнему Северу Российской Федерации. Автором использована система региональной паспортизации, которая показывает, что в группе опорных северных регионов социальные партнерские соглашения «Власть - бизнес» заключаются в течение ряда лет, бизнес-сообщество активно принимает участие при составлении стратегий регионального развития, благоустройстве среды, поддержке инициатив населения, направленных на улучшение социального климата. Внутренние корпоративные социальные программы крупных предприятий также оказывают косвенное благоприятное воздействие на социально-экономическую сферу региона: снижение нагрузки на здравоохранение через использование полисов ДМС, улучшение жилищных условий, в том числе переселение в более благополучные районы пенсионеров компаний, различные социальные акции на территории присутствия. Напротив, в дотационных регионах партнерство бизнеса и власти практически отсутствует. В условиях Крайнего Севера, когда влияние негативных факторов таких как природно-климатические условия, транспортная недоступность, очаговый характер размещения производства и других, превышает влияние позитивных тенденций, дотационным регионам необходимо искать новые пути развития, пользоваться опытом опорных регионов и развивать социальное партнерство бизнеса и власти на территории.

Ключевые слова: Крайний Север Российской Федерации, социально-экономическое развитие районов Крайнего Севера, методика региональной паспортизации, повышение эффективности государственного управления, социальное партнерства власти и бизнеса, корпоративные социальные программы.

POWER AND BUSINESS: THE ROLE OF THE SOCIAL PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN TERRITORIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

© 2018

Sinenko Polina Vladimirovna, head of the socio-economic unit of the Russian employers 'Association" Union of Industrialists and entrepreneurs of the Arctic", candidate of the Department of state and municipal management Volgograd State University (400062, Russia, Volgograd, PR-t Universitetsky, 100, e-mail: sinenkopolina@mail.ru)

Abstract. This article shows the features of the organization of social partnership between business and public authorities for the socio-economic development of the northern regions of the Russian Federation. The author uses the system of the regional certification. It shows that in the group of supporting northern regions the social partnership agreements "Powerbusiness" have been concluded regular. And the business is actively involved in the regions development, such as improving of the environment, supporting the population initiatives and improving the social climate of regions. Also the corporate social programs of large enterprises influence on the social-economic sphere of the region: reducing the burden on health, improving living conditions and various social activities in the territory of the business presence. On the contrary, the subsidized regions don't use the opportunity of partnership between business and government. In the conditions of the Far North, which characterized impact of negative factors such as climatic conditions, the transport inaccessibility, the focal location of production and others, government is necessary to look for new ways of development and develops social partnership of business and government on territory.

Keywords: Far North of the Russian Federation, social and economic development of the Far North regions, methodology for regional certification, improving the efficiency of public administration, social partnership between government and business, corporate social programs.

Северные территории Российской Федерации - это огромные стратегически важные пространства, несправедливо забытые государственной властью в переходные периоды российской экономики и стабильно усиливающие позиции на современной социально-экономической картограмме страны. При ограниченном доступе к финансовым ресурсам в условиях непрерывных кризисных мировых тенденций основной миссией регионального управления является сохранение уже достигнутых позиций в экономической, экологической, социальной и других сферах, а также создание оптимальной стратегии дальнейшего роста. Партнерство и конструктивное сотрудничество, разумное распределение ответственности между властью и бизнесом являются действенным механизмом поддержки социальной стабильности северных регионов, т. е. обеспечение роста экономических показателей при минимизировании социальных рисков на территории присутствия.

В настоящее время Российский Север (районы Крайнего Севера, в том числе сухопутные территории Арктической зоны РФ, местности, приравненные к районам Крайнего Севера) занимает около 70 % площади

нашей страны [1, с. 171].

Макрорегион расположен на территории четырех федеральных округов (Сибирский, Уральский, Дальневосточный, Северо-Западный) и относится к пяти экономическим районам (Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Уральский, ЗападноСибирский). К районам Крайнего Севера полностью или частично относится 21 субъект Российской Федерации [2].

Рассматривая более детально особенности социально-экономической системы Российского Севера, на основании данных Росстата [3], можно выделить две группы субъектов:

- опорные регионы, с устойчивым развитием социально-экономической системы;

- отсталые регионы, характеризующиеся дотационной направленностью экономической и социальной сфер со стороны федерального бюджета.

Отметим, что во всех субъектах первой группы конструктивные взаимоотношения власти и бизнеса по совместному развитию территории выстроены, реализуются в течение ряда лет и являются одним из механизмов

экономические науки

Синенко Полина Владимировна ВЛАСТЬ И БИЗНЕС ...

стабильного роста экономики региона. И, наоборот, для второй группы субъектов с деструктивным характером социально-экономических процессов данное партнерство не налажено либо носит очаговый характер.

Используя методику региональной паспортизации [1], изучим более подробно механизмы влияния социального партнерства бизнеса и власти на устойчивое развитие региона. Для примера рассмотрим представителей двух вышеописанных групп субъектов, относящихся к северным территориям:

- Красноярский край - опорный регион, представлено в таблице 1;

- Республика Тыва - дотационный регион, представлено в таблице 2.

Таблица 1 - Паспорт региона «Крайний Север Российской Федерации. П. 2.1. Красноярский край»

Красноярский край - опорный регион, входящий в состав Крайнего Севера РФ Центр - г. Красноярск. Площадь - 2 366,8 тыс. км2, что составляет 13,86 % территории России. Население 2 876 497 чел., что составляет около 2 % населения России. Входит в Сибирский федеральный округ. Относится к Восточно-Сибирскому экономическому району.

Крайний Север РФ, в т.ч. Арктическая зона 1 899 677 км2 80 % площади Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский, Северо-Енисейский, Туруханский муниципальные районы. МО г. Норильск, МО г. Игарка

1 089 238 км2 46 % площади Таймырский Долгано-Ненецкий, Туруханский муниципальные районы, МО г. Норильск

Местности, приравненные Крайнему Северу 9 % площади 213 841 км2 Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский муниципальные районы. МО г. Лесосибирск

Остальные местности 11 % площади 253 282 км2 Пировский, Казачинский, Тасеевский, Абанский, Дзержинский, Большемуртинский, Сухобузимский, Бирилюсский, Тюхтетский, Большеулуйский, Емельяновский, Ачинский, Козульский, Боготольский, Назаровский, Шарыповский, Ужурский, Балахтинский, Нижнеингашский, Иланский, Канский, Ирбейский, Рыбинский, Саянский, Уярский, Березовский, Манский, Партизанский, Идринский, Новоселовский, Краснотуранский, Минусинский, Курагинский.

Климат В связи с большой протяженностью региона климат края неоднороден: арктический, субарктический - в северных районах, и умеренный - в центральном и южном районах.

Природно-ресурсный потенциал Высокий ресурсный потенциал: - ведущее место в России по запасам минеральных ресурсов и полезных ископаемых: нефть, газ, железные руды, уголь, цветные и редкие металлы, нерудные минералы, алмазы, янтарь и др.; - второе место в России по запасам лесных ресурсов (площадь лесного фонда - 158,7 млн. га); - богатые биологические ресурсы: (342 вида птиц и 89 видов млекопитающих, крупная популяция северного оленя, около 60 видов рыб, в т. ч. промысловых); - водные и энергоресурсы: запасы пресных и минеральных (в т.ч. подземных) вод, профицит электроэнергии, вырабатываемой на многочисленных ГРЭС.

Экономика Является одним из наиболее индустриально развитых регионов России (формирует более 50 % суммарного ВРП регионов России). Экономика ориентирована в основном на добывающие и обрабатывающие производства, в т. ч. с помощью привлечения инвестиционных средств. Более 15 крупнейших предприятий осуществляют свою деятельность в данном направлении. В том числе «РУСАЛ», «Норильский никель», «Норильскгазпром», «Роснефть» и другие. Машиностроительные предприятия Красноярского края производят продукцию как гражданского, так и оборонного назначения. Край является одним из крупнейших в стране производителей лесопромышленной продукции, значительная часть которой поставляется на экспорт. В этой сфере работает около 400 предприятий. Развиты различные виды туризма: сафари на оленьих и собачьих упряжках, экотуризм, конный туризм, беговые и лыжные походы, санаторно-курортное лечение, охота и рыбалка, культурно-познавательный, паломнический и др. В регионе проводится Красноярский экономический форум.

Социальная сфера Плотность населения составляет 1,21 чел./ кв. км (в северных районах 0,3 чел. / кв. км), более 75 % от числа жителей проживает в городах. Около 80 % населения края живут в южных районах. На территории края проживают представители 159 национальностей (около 90 % - русские), в т. ч. коренные малочисленные народы Севера. В субъекте действуют целевые программы, направленные на развитие здравоохранения, образования, спорта, культуры, а также улучшение инфраструктуры и создание комфортных условий для населения. Средняя заработная плата в северных районах края - 66 384 рубля (к начислению заработной платы применяется северный коэффициент в размере от 1,3 до 2,0) и т. д. Продолжительность жизни выше средней по России.

Транспортная доступность Енисей и другие крупные реки образуют естественную транспортную систему с выходом к Северному морскому пути (порты оборудованы для приема морских судов). Навигация при сопровождении ледоколов - круглый год. В труднодоступные местности только авиационным транспортом. Красноярск является крупным транзитным железнодорожным и автомобильным узлом Сибирского федерального округа.

Экология Неблагоприятная экологическая ситуация. Основной вклад в загрязнение окружающей среды вносит крупная промышленность (добывающая, обрабатывающая). Города края Красноярск и Норильск отмечены при разработке национального проекта в сфере экологии [6] как крупные промышленные центры, в которых необходима реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Ведется совместная работа власти и бизнеса по улучшению экологической ситуации через модернизацию технологического оборудования. Например, «Серный проект Норникеля», направленный на предотвращение попадания диоксида серы в атмосферу в г. Норильске. В крае насчитывается три государственных природных заказника федерального значения и 36 - краевого значения.

Социальное партнерство бизнеса и власти: На территории края на муниципальном и региональном уровнях заключен ряд трехсторонних соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, отражающих состояние диалога между властью и бизнесом по большому количеству вопросов, связанных с развитием территории присутствия. В основном они направлены на создание комфортной среды в регионе присутствия компаний, поддержку социальных предпринимателей, развитие волонтерства в социальной сфере и др. Основное содержание социального партнерства власти и бизнеса учитывается при составлении долгосрочных стратегий развития региона. Крупнейшие компании-инициаторы: РУСАЛ, Норильскгазпром, Норильский никель. Инициатором сотрудничества со стороны малого и среднего бизнеса является Российский союз промышленников и предпринимателей Заполярья. Со стороны социальной сферы - власть региона. Примером служит социокультурный проект «Енисейский экспресс», в рамках которого специалисты из области здравоохранения, спорта, образования и культуры посетили все даже самые отдаленные территории края с целью расширения спектра оказываемых социальных услуг. Косвенным воздействием на социально-экономическую сферу региона, позволяющим снизить нагрузку на бюджет, является внутренняя корпоративная ответственность компаний: программы ДМС, расширение социальных пакетов работников и членов их семей, предоставление беспроцентных займов на покупку жилья специалистам, а также возможности переехать в более благоприятные для жизни условия пенсионерам.

* Составлена по [2-5].

Таблица 2 - Паспорт региона «Крайний Север Российской Федерации. П. 2.7. Республика Тыва»

Республика Тыва - дотационный регион, входящий в состав Крайнего Севера РФ Центр - г. Кызыл. Площадь - 168 604 км2, что составляет 0,9 % территории России. Население 318 550 чел., что составляет 0,2 % населения России. Входит в Сибирский федеральный округ. Относится к Западно-Сибирскому экономическому району.

Крайний Север РФ 59 222 км2 35 % площади Монгун-Тайгинский, Тере-Хольский, Тоджинский

Местности, приравненные Крайнему Северу 65 % площади 109 382 км2 МО г. Кызыл, МО г. Ак-Довурак Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский, Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Эрзинский

Климат Умеренный континентальный

Пцтрироо-ресурсный потенциал Богатый сырьевой потенциал, однако месторождения мало разрабатываются, добывающее производство начинает развиваться.

Экономика В основном представлена малым бизнесом и сельским хозяйством.

Социальная сфера Плотность населения составляет 1,89 чел./ кв. км. На территории края проживают коренные малочисленные народы Севера. Средняя заработная плата в северных районах края - 31 436 рублей (к начислению заработной платы применяется северный коэффициент в размере от 1,4 до 1,5). Продолжительность жизни ниже среднего по России.

Транспортная Оо-ступность Часть районов характеризуются сезонной недоступностью для транспорта.

Экология Ухудшается в связи с развитием добывающей промышленности.

Социальное партнерство бизнеса и власти: Начинает развиваться. Крупными добывающими предприятиями оказываются разовые благотворительные акции. Социальное предпринимательство начинает развиваться при поддержке общероссийских благотворительных фондов. Внутренние ресурсы власти по организации социального партнерства с бизнесом в настоящее время не задействованы.

* Составлено по [1; 3; 4; 7].

Подводя итог сравнительной паспортизации можно сделать вывод, что на социально-экономические системы Красноярского края и республики Тыва оказывают влияние:

- суровые природно-климатические условия (ухудшение здоровья жителей, повышение ресурсозатратно-сти предприятий и др.);

- удаленность от «материка», определяющая высокие транспортные расходы для жизнеобеспечения населения и организации хозяйственной деятельности;

- очаговый характер экономического освоения территории, сосредоточенный в основном в городских округах;

- высокий природно-ресурсный потенциал;

- направленность промышленности на добычу и об-

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24)

261

Sinenko Polina Vladimirovna

POWER AND BUSINESS ...

economic sceinces

работку сырья;

Статья поступила в редакцию 05.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018

- наличие приграничных территорий;

- высокая зависимость экосистем от антропогенных изменений и недостаточно благоприятная экологическая ситуация.

Однако в Красноярском крае (представитель группы опорных регионов Крайнего Севера) выстроены партнерские взаимоотношения между бизнесом и властью. Результат данного взаимодействия выражается в устранении северных инфраструктурных ограничений социально-экономического развития, решении социальных и экологических проблем, стимулировании хозяйственной деятельности и формировании социальной удовлетворенности в условиях роста экономических показателей, т. е. созданы условия для комфортной жизни, здоровья жителей, для образования и развития детей.

Напротив, в республике Тыва (представитель дотационной группы регионов Крайнего Севера) только предпринимаются попытки привлечь бизнес к конструктивному диалогу на благо территории: развивается сеть социальных предпринимателей при поддержке пока общероссийских грантовых программ, оказывается адресная благотворительность со стороны крупного бизнеса малому. Регион в самом начале пути развития данного направления, уровень инновационной активности низкий, благосостояние населения также невысокое. Выражаем надежду, что в конечном итоге партнерство будет способствовать переходу из разряда дотационных в группу опорных регионов.

Итак, подводя итог вышесказанному, отметим, что на Крайнем Севере социальное партнерство власти и бизнеса - это необходимая мера по минимизированию негативных экологических, природно-климатических и других влияний на устойчивое социально-экономическое развитие территории. Также авторы статьи уверены, что опыт северных регионов окажется полезным для всех субъектов Российской Федерации с более благоприятными климатическими условиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Синенко П.В. Формирование паспорта макрорегиона «Крайний Север Российской Федерации» // Экономика и предпринимательство, 2017. № 10. Часть 2. С. 170-174.

2. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. «О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 05.06.2018).

3. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ (дата обращения: 04.06.2018).

4. Указ Президента Российской Федерации «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 02.05.2014 № 296. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.rU/acts/bank/38377 (дата обращения: 04.06.2018).

5. Официальный сайт Правительства Красноярского края. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// krasstate.ru (дата обращения: 01.06.2018).

6. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok. html (дата обращения: 11.06.2018).

7. Официальный сайт Правительства Республики Тыва. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// gov.tuva.ru (дата обращения: 01.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.