Научная статья на тему 'Власть и бизнес: монологи или диалоги? Базовые положения оценки развития российской деловой среды'

Власть и бизнес: монологи или диалоги? Базовые положения оценки развития российской деловой среды Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Власть и бизнес: монологи или диалоги? Базовые положения оценки развития российской деловой среды»

А.Н. Перла, Л.М. Чеглакова*

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС: МОНОЛОГИ ИЛИ ДИАЛОГИ?

Базовые положения оценки развития российской деловой среды

В статье описываются и интерпретируются результаты исследования российской бизнес-среды, проведенного по специально созданной для этой цели методике «Индекс развития бизнес-среды».

Изучение социально-экономических условий развития страны в целом, а также ее отдельных регионов, особенностей делового климата стали в последнее время довольно популярной темой различного рода исследований. Под «деловой средой» авторы понимают совокупный набор характеристик-условий, в которых осуществляется ведение бизнеса.

Оценка деловой среды имеет две составляющих: «качество» деловой среды в России в целом и на уровне регионов, которое определяется институциональными, региональными и другими условиями, созданными властью, и «социальное самочувствие» как субъективное восприятие этих условий бизнес-сообществом.

В наиболее известных методиках (методика гарвардской школы, методика оценки инвестиционной привлекательности регионов журнала «Эксперт») анализ запросов бизнес-сообщества осуществляется через измерение объективных условий деловой среды методами анализа статистической информации и/или экспертной оценки узкой группы региональных специалистов. Для получения более полной картины о процессах, происходящих в бизнес-среде, необходимо было дополнить существующие экономические исследования анализом субъективной составляющей деловой среды. Таким образом, Индекс оценки развития деловой среды (ИРДС) разработан для репрезентации мнения российского бизнес-сообщества.

Методика расчета интегрального и шести частных индексов развития деловой среды (индекс оценки институциональных условий, индекс оценки развития бизнеса, индекс развития социальной ответственности, индекс сплоченности бизнес-сообщества, индекс доверия к власти, индекс социального самочувствия) дает возможность для количественных сопоставлений. Содержательный смысл интегрального индекса таков: чем он ближе к ста процентам, тем выше возможности для эффективного функционирования бизнеса.

* © Перла А.Н., Чеглакова Л.М., 2008

Перла Андрей Наумович — руководитель сектора ОК «Национального центра стратегических коммуникаций», г.Москва

Чеглакова Людмила Михайловна — кафедра социологии и политологии Самарского государственного университета, зав.сектором консалтинга Центра «Социальная механика»

Понятно, что наибольший интерес для общественности и российского бизнеса будут представлять не просто абсолютные цифры индекса, но динамика их изменения в процессе мониторинга. «Минусы» или «плюсы» продемонстрируют, насколько верная экономическая политика проводится в России, насколько власть идет навстречу бизнесу или отворачивается от его потребностей.

Описание эмпирической базы исследования

Данные индекса рассчитывались на основании результатов массового опроса бизнесменов в 13 российских регионах . В число регионов были включены территории различных административных округов РФ, на которых также представлены отделения общественной организации «Деловая Россия». Сбор информации осуществлялся методом личного интервью. Общая численность опрошенных составила 1320 человек (см. таблицу).

Таблица

Описание структуры выборочной совокупности

(в процентах к числу опрошенных)

Тип населенного пункта Тип бизнеса Численность работников предприятия

крупные города, областные центры 74,9 малый бизнес 42,2 менее 50 чел 42,7

малые города и сельская местность 25,1 средний и крупный 57,8 51-10 чел 24,4

101-500 чел. 25,4

501-1000 чел. 3,3

1001-3000 чел 2,7

свыше 3000 чел 1,5

Отрасль Образование Возраст

промышленные предприятия 20,3 высшее образование 80,4 >30 лет 21,1

информационные технологии 0,6 средне- техническое, средне- специальное 19,6 31 - 40 28,6

строительство 13,3 41 - 50 31,5

транспорт, связь, телекоммуникации 4,6 50 + 18,9

оптовая торговля 10,4

розничная торговля 25,6

общественное питание 6,7

услуги, финансы, недвижимость 8,7

сельское хозяйство 9,8

1 Проект «Сравнительный анализ индекса развития российской деловой среды» под руководством И.М.Козиной, к.с.н., Институт управления социальными процессами ГУ - ВШЭ, 2006 г.

2

Выборка репрезентирует оценки бизнеса в целом по России. Проверка выявленных тенденций и подтверждение обоснованности выводов по специфике делового климата в регионах возможны в ходе последующих волн мониторинга, которые дадут возможность исключить влияние случайных факторов и проверить полученные гипотезы.

Основные тенденции развития деловой среды России

Уровень развития деловой среды для России (рис. 1) по результатам первой волны мониторинга в целом составил 42 балла, по 100-балльной шкале.

Рис.1. Интегральный индекс деловой среды по регионам и в целом по России

В первой волне исследования (рис. 2) разница между самым высоким значением индекса (индекс оценки развития бизнеса — 54,3) и самым низким (индекс сплоченности бизнес сообщества — 26,8) составила 27,5 баллов.

Индекс оценки Индекс оценки Индекс развития Индекс Индекс доверия к Индекс социального

институциональных развития бизнеса социальной сплоченности бизнес власти самочувствия

условий ответственности -сообщества

бизнеса

11——] Значения частных индексов ^^"Значение интегрального индекса деловой среды |

Рис.2. Сравнение значений частных индексов

В целом по стране наблюдается четкая закономерность: чем крупнее бизнес, тем выше значение как интегрального, так и частных индексов. Между властью и бизнесом на региональном уровне формируются определенные клиентские отношения, проявляющиеся в

формах совместного определения целей и задач региональной политики, форм и методов взаимодействия, программ корпоративной социальной ответственности. Подобное сотрудничество характерно, прежде всего, для крупных компаний с длительной историей, работающих в реальном секторе экономики [1. С.55].

Конечно, реалии жизни малых предприятий совсем иные. Средние и мелкие предприятия, в том числе созданные в годы реформ в сфере торговли и услуг, главной задачей бизнеса видят выживание, в более благополучных случаях — привлечение инвестиций, развитие мощностей, освоение новых направлений, то есть все, что связано исключительно с экономическими функциями. Многие из таких предприятий лишены ресурсов, в том числе человеческих, для расширения социального и политического взаимодействия с властью.

Активность руководства в вопросах внешней среды напрямую связана с экономическим положением предприятия. В литературе уже отмечалось, что выход из кризисной ситуации для предприятий означает смену ориентиров менеджмента, а вопрос выживания сменяется вопросом приспособления к среде [2. С.113]. Поэтому только экономически успешные предприятия могут претендовать на роль действенных игроков политического пространства.

Оценки институциональных условий представителями крупного бизнеса на 4,7 пункта выше оценок владельцев малых предприятий. Уровень оценок социального самочувствия топ-менеджеров и собственников крупного бизнеса на 4 пункта выше аналогичных оценок мелких и средних предпринимателей (значения индекса социального самочувствия составляют 50,1 и 46,1 соответственно). В целом значения интегрального индекса оценки деловой среды для малого бизнеса ниже, чем для крупного — 39,7 против 43,6.

Размер населенного пункта также играет определенную роль в формировании уровня индексов. Для малых городов и сельской местности свойственны более низкие значения индексов деловой среды (рис. 3). Наибольшее негативное отклонение в отношении оценок институциональных условий развития бизнеса от «города-миллионника» составляет 8,3%. Социальное самочувствие бизнесменов также отклоняется в худшую сторону: 43,8 против 50,4 в областном центре с населением свыше 1 млн человек. Единственный показатель деловой среды малых городов и сел, который превышает общероссийский уровень, — индекс развития социальной ответственности (39,3 и 36,8 соответственно). Возможно, связь с территорией способствует формированию отклика бизнеса на запросы местного сообщества.

Индекс оценки институциональных условий

Индекс развития социальной ответственности

Индекс доверия к власти

Интегральный индекс развития деловой среды

[□Областной центр свыше 1 млн. жителей □ Областной центр менее 1 млн. жителей □ Малые города и сельская местность |

Рис. 3. Значения индексов в зависимости от типов населенного пункта

Действия власти в интересах развития бизнеса и доверие к власти

Парадоксы оценок таковы, что на фоне низких оценок действия власти в интересах развития бизнеса (30,8) индекс доверия к власти достаточно высок (50,1). Если рассматривать значение отдельных индикаторов, составляющих данный индекс, то становится понятным, что доверие к власти для бизнесменов связано, прежде всего, с одобрением деятельности Президента В. Путина. Действия всех уровней местной власти воспринимаются предпринимателями достаточно скептически.

Индекс оценки институциональных условий (рис. 4) имеет почти самое низкое значение среди частных индексов деловой среды (30,8). Еще ниже бизнесмены оценивают только уровень собственной сплоченности (26,8).

1Индекс оценки институциональных условий В целом, по РФ

Рис. 4. Индекс оценки институциональных условий по регионам

Повсеместная неудовлетворенность предпринимателей институциональными условиями бизнеса связана, прежде всего, с крайне низкими оценками действий муниципальных и региональных властей в интересах развития бизнеса. Политика федерального правительства также рассматривается бизнес-сообществом как недостаточно ориентированная на его интересы.

Каковы же оценки федеральной власти? Индекс доверия к власти для России в целом составил 50,1 пунктов — это второй по величине из всех шести замеряемых в исследовании индексов. Относительно лояльны оценки деятельности президента РФ — 57% опрошенных предпринимателей. Поддержка Правительства РФ и Государственной Думы более сдержанная: только 28% представителей российской деловой среды положительно относятся к деятельности правительства и только 16% одобряют работу Государственной Думы (рис. 5).

Средняя оценка доверия к Средняя оценка доверия

политике реформ в целом к политическим институтам

Рис.5. Сравнение средних оценок доверия к политике реформ и доверия к политическим институтам

Высокий уровень экономического развития региона — далеко не показатель идеальных взаимоотношений между бизнесом и властью. Результаты замера деловой среды показывают, что в Москве при сравнительно благоприятных условиях для развития бизнеса уровень его доверия к власти ниже, чем во всех других регионах, участвовавших в исследовании (43,4). И наоборот, самый высокий уровень оценки институциональных условий оказался в Краснодарском крае (56,2%) — регионе с относительно скромными экономическими показателями. Одна из причин такой ситуации определяется тем фактом, что субъективные оценки бизнесменов своего непосредственного бизнес-окружения могут отличаться от оценок региона экспертами. Что характерно, предприниматели могут достаточно низко оценивать политику

и действия власти всех уровней в интересах бизнеса, но при этом индекс доверия к власти вообще остается довольно высоким — такая ситуация свойственна для целого ряда регионов, в числе которых Екатеринбург, Иркутск, Новосибирск, Ростов — на — Дону, Рязань.

Отношения бизнеса и власти — на пути от экономики к политике

В целом по РФ оценки экономического положения страны вполне удовлетворительные, фактически преобладает срединная позиция в оценках по 5-балльной шкале. Такая же ситуация наблюдается в отношении оценки политического положения страны. Тенденции к различию оценок экономической и политической ситуации наблюдаются в ряде регионов (рис. 6). В Ростове-на-Дону, Воронеже и Костроме предприниматели оценивают политическое положение страны чуть более высоко, чем экономическое (в пределах 0,2 — 0,3 пунктов). В Новосибирске и Санкт-Петербурге оценки экономического благополучия чуть превышают оценки удовлетворенности политической ситуацией в стране.

Политическое положение страны в целом Экономическое положение страны в целом

Рис.6. Сравнение оценок политического и экономического положения страны

Ровно половина предпринимателей сообщает о том, что их в той или иной степени устраивает их жизнь. В этих условиях только естественно, что сегодня бизнесмены не намерены поддерживать противников действующей власти (рис. 7). Об этом свидетельствует крайне низкая готовность предпринимателей поддержать политическую оппозицию. Наиболее граждански активное население сконцентрировано в двух столичных регионах — Москве и Петербурге.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

не готовы одобряют одобряют одобряют

поддержать деятельность деятельность деятельность ГД РФ

оппозицию Президента РФ Правительства РФ

Рис.7. Отношение бизнесменов к основным политическим институтам и оппозиции

Исследование деловой среды продемонстрировало, что бизнес в наибольшей степени доволен властью и ее деятельностью там, где власть с ним считается и хотя бы отчасти выполняет его пожелания. Когда усилия власти на поле привлечения инвестиций становятся заметны для бизнесменов, этот факт рассматривается как политическое действие, направленное на поддержку бизнеса, решение задач территории и заботу властей о деловом климате. Но ведь очевидно, что наиболее эффективные действия такого рода способны предпринимать сами бизнесмены, оказавшись наделены соответствующими полномочиями! По крайней мере, это очевидно для самих бизнесменов.

Библиографический список

1. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А.Е. Чирикова [и др.]// Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? — М.: Независимый институт социальной политики, 2005. — 210 с.

2. Мытиль, А. Предпосышки и факторы успешности или неуспешности вхождения предприятий в рыночные отношения / А. Мытиль, О. Дудченко // Становление трудовых отношений в постсоветской России. — М.: Академический проект, 2004. — 320 с.

A.N. Perla, L.M. Cheglakova

POWER AND BUSINESS: MONOLOGUES OR DIALOGUES?

Basic principles of Russian business environment evaluation

The article explains and interprets the results of Russian business environment survey conducted by the new sociological tool — Business Environment Development Index.

Статья принята в печать в окончательном варианте 14.01.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.