ПРАВО В ИСТОРИ ЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ
«ВЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОГРАНИЧЕНА ПРАВОМ ВО ИМЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ»
Аннотация. Власть, государство, право, принуждение. Все эти категории бесконечно и циклично соединялись и разъединялись в трудах мыслителей и литераторов. Существенный вклад в разработку проблематики внес знаменитый русский юрист А. С. Котляревский. Например, монография «Власть и право: проблема правового государства» (1915) предвосхитила многие нашумевшие впоследствии труды зарубежных коллег.
Ключевые слова: политика, власть, государство, право, история, сила, насилие, господство, подчинение, принуждение.
DOI: 10.17803/2311-5998.2021.82.6.207-209
VALENTINA G. RUMYANTSEVA, "Law in historical refraction" Section Editor; Associate Professor, Department of History of State and Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of Sciences (Law), Associate Professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 "POWER MUST BE LIMITED TO LAW IN THE NAME OF JUSTICE" Abstract. Power, state, law, coercion. These categories have endlessly and cyclically combined and separated in the works of scholars and writers. The famous Russian lawyer A.S. Kotlyarevsky made a significant contribution to the development of this subject matter. For instance, his monograph Power and Law: the Problem of the Law-Governed State (1915) anticipated many of the later high-profile works by foreign colleagues. Keywords: politics, power, state, law, history, force, violence, domination, submission, coercion.
Валентина Геннадьевна РУМЯНЦЕВА,
редактор рубрики «Право в историческом преломлении», доцент кафедры истории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Многомерность аргументации, красота и емкость юридических определений и характеристик, образность языка и метафоричный стиль при погружении в исторический материал, богатство метких цитат зарубежных коллег в собственном переводе — все это так привлекает нас в творческом наследии русских юристов, подлинном золотом фонде мировой цивилизации. Мастера отечественной юриспруденции погружают нас в своих произведениях в особое состояние межвременного научного дискурса, поиска ответов на вечные вопросы человечества.
Генеральный вопрос, вопрос власти, — лейтмотив творчества русского юриста А. С. Котляревского. О власти со всеми ее светлыми и темными сторонами
мыслитель знает и рассуждает в своих произведениях не просто теоретически. © р мян ева в г. 2021
208
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Активная научная и политическая деятельность переплелись в его биографии. Многие работы можно смело охарактеризовать как программные партийные документы или политические прогнозы («Классовые интересы и государственные цели», «Правительство и выборы», «Будет ли распущена вторая Дума?», «Земство и самоуправление», «Русская внешняя политика и национальные задачи»).
Яркие события жизни правоведа оказались неотделимы от истории власти и властвования нашего государства. Социальный излом России начала XX в. отразился в его непростой судьбе.
А. С. Котляревский — профессор Московского университета, Московского промышленного института, Всесоюзной правовой академии при Наркомате юстиции, депутат I Государственной думы, один из учредителей партии кадетов, участник Особого совещания, готовившего проект Положения о выборах в Учредительное собрание, член антибольшевистского подполья, юрисконсульт Наркомата юстиции и т.д.
17 апреля 1938 г. — арест: А. С. Котляревский обвинен в связях с кадетами-монархистами, Н. И. Бухариным, в шпионаже, антисоветской деятельности. 14 апреля 1939 г. — приговор и на следующий день расстрел.
«Власть и право: проблема правового государства» — одно из центральных произведений А. С. Котляревского. Русский юрист хочет быть максимально объективным при описании элементов власти — силы, господства, подчинения, принуждения — и, как следствие, методологически выбирает научный плюрализм. Эклектизм в контексте идей правовой государственности основан на популярных в то время теориях, что помогает представить проблему взаимопроникновения власти, государства, права с различных сторон. Здесь и естественно-правовая, историческая, социологическая, психологическая школы права, и юридический позитивизм, теория насилия, и многие другие направления юридических воззрений.
Натура государства у А. С. Котляревского не идеальна. Невелика возможность воплощения правового государства, верховенства права, а еще меньше — высшей справедливости, ибо корни государства произрастают из насилия, эгоизма.
У ученого нет внутреннего нравственного конфликта или разочарования в добрых началах жизни. Государство таково, каковы его гражданине. Если бы они были совершенны и столь прекрасны в своих убеждениях и поступках, зачем тогда нуждались бы в государстве. А потому совершенного государства с неизменными его идеалами быть не может: «Оно не только всецело принадлежит миру временного, но, как мы видели, неизбежно отражает самые теневые его стороны. Оно неразрывно связано с принуждением и насилием...»1.
А. С. Котляревский реалистичен и отрицает крайности: государство — не «земное божество»2 (Г. Гегель) и не «самое холодное из всех холодных чудовищ»3 (Ф. Ницше), а «отражение всей человеческой природы, и в ее темных низах, и в обращенных к вечному свету ее вершинах»4.
Государство оказывается у А. С. Котляревского монополистом принуждения. Без него государственная власть — слабая и тусклая, не способна творить право. Власть и право — две стихии государства. Право нуждается в защите, силе
1 Котляревский С. А. Власть и право: проблема правового государства // Избранные труды. М. : РОССПЭН, 2010. С. 611.
2 Гегель Г. Философия права // Соч.: в 14 т. Т. 7. М. ; Л. : Гос. изд-во, 1934. С. 238.
3 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М. : ИФ РАН, 2004. С. 45.
4 Котляревский С. А. Указ. соч. С. 611.
Б/2021
'В
£-Ь
ЕСТНИК Румянцева В. Г.
УНИВЕРСИТЕТА «Власть должна быть ограничена правом во имя справедливости»
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
государства. Так, Р. Иеринг, к авторитету которого обращается русский юрист, считает, право без власти государства (защиты) — пустой звук: «Поистине можно и должно назвать значительным успехом новейшей философии права, что она признала и энергично выяснила обусловленность права государством»5. Право — защищенный государством интерес; в качестве защиты выступают виды принудительного осуществления права: судебный иск, исполнительное производство по судебному приговору, наказание.
Хотя у Р. Иеринга «право есть система обеспечения социальных целей путем принуждения»6, последнее употребляется в пределах надобности и возможности. А. С. Котляревский продолжает мысль немецкого юриста, призывая к правовому самоограничению государства. Историческое, социологическое, психологическое изучение темы властвования и подчинения русским юристом, вскрывает парадокс властвования немногих над многими. «Человек рождается и свободным, и подневольным, рождается с этой двойственностью в естественных предрасположениях»7. Тем не менее быть под чьей-то властью, пусть и принудительной, не тождественно отсутствию способности проявлять свою волю. Опрометчиво думать, что даже физическими воздействиями можно вынудить повиновение.
Институт принуждения государственной власти оправдан, когда к существующим организациям «властвования — подчинения» прилагается некий критерий, стандарт, «мерило такого властвования и такого подчинения, которое оправдывается неизменной основой сменяющихся правовых воззрений — оправдывается справедливостью». Именно через категорию справедливости рассматриваются все социальные процессы. А. С. Котляревский пишет: «Это требование не есть отрицание ни власти, ни силы, ибо справедливость не призывает вообще забыть окружающую нас, данную нам физическую и социальную действительность: это требование ведет к их преобразованию»8.
Государство обладает абсолютной монополией принуждения. Таков итог дедуцирования А. С. Котляревского. Между тем такая монополия ограничивается правом. Ведь государство должно быть правовым, потому что оно должно быть справедливым.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Гегель Г. Философия права // Соч.: в 14 т. — Т. 7. — М. ; Л. : Гос. изд-во, 1934. — 380 с.
2. Иеринг Р. Цель в праве. — СПб. : Тип. В. Безобразова и Комп., Н. В. Муравьев, □ 1881. — Т. 1. — 443 с. ^
3. Иеринг Р. Интерес в праве. — Ярославль : Тип. Губ. зем. управы, 1880. — 300 с. О
4. Котляревский С. А. Власть и право: проблема правового государства // Из- ш бранные труды. — М. : РОССПЭН, 2010. — 704 с. И
5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — М. : ИФ РАН, 2004. — 384 с. Т
□
И
5 Иеринг Р. Цель в праве. СПб. : Тип. В. Безобразова и Комп., Н. В. Муравьев, 1881. Т. I. ^^ С. 187. РЕ
6 Иеринг Р. Интерес в праве. Ярославль : Тип. Губ. зем. управы, 1880. С. 192.
7 Котляревский С. А. Указ. соч. С. 266. м м
8 Котляревский С. А. Указ. соч. С. 622. ЛЕНИИ
>