Научная статья на тему 'Владислав Жанович Келле'

Владислав Жанович Келле Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
233
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владислав Жанович Келле»

ПАМЯТИ ТОВАРИЩА

Владислав Жанович КЕЛЛЕ

Владислав Жанович Келле умер 2 августа 2010 года, в это жаркое и дымное московское лето. Большинство его коллег, учеников и почитателей, работников вузовской системы, были в отпусках и потому узнали о его смерти с запозданием, что добавило горечи в щемящее чувство утраты.

Владислав Жанович прожил прекрасную жизнь, насколько это было возможно, если уж тебе выпала судьба жить в «век-волкодав». Его жизнь — пример того, как ясный и трезвый ум, высокое благородство души позволяют сохранить достоинство при любых внешних обстоятельствах. И масштаб личности — это нечто трудноуловимое, но существенное, — может быть, самое существенное. Владислав Жанович был личностью крупного масштаба. В нем было что-то царственное, что свидетельствует о действительно философском взгляде на мир.

Келле был мудрый человек. — Что есть мудрость? Это нечто большее, чем просто ум. Мудрость включает, кроме ума, причем ума философского, выходящего за рамки счетно-решающей вычислительной машины, еще и органическую теплоту, доброжелательность, просто доброту. Келле мог понять другого человека, мог простить его слабости и всегда помочь ему. «Просто так» — ни для чего, ни с какой-то корыстной целью, — помочь просто так, поскольку Владислав Жанович чувствовал, как другому бывает порой страшно и плохо. Он никого не воспитывал, но в общении с ним люди становились лучше. Рядом с ним что-то плохое, недостойное, глупое, суетливое — это было просто «нельзя», это исключалось само собой.

Его мудрость выражалась еще и в его немногословности, как бы подчеркнутой отстраненности от ходульных суждений и эмоций. Взгляд Келле на нашу эпоху — это скорбный взгляд мыслителя с легкой иронической улыбкой, которая украшала его мужественное лицо, становящееся с возрастом всё прекраснее.

Мудрость Келле была и в том, что он был выше суетливой «оппозиционности». Он всегда оставался самим собой и считал своим долгом поддержать власть, высказывая в то же время ей достаточно прямо свою позицию. Его установка в этом отношении напоминала позицию П. Б. Струве, который, по словам С. Л. Франка, «нес в себе и проявлял с самого начала зародыш <...> ответственного, положительного, творческого политического образа мыслей, отчетливо выделявшегося от обычного — tranchons le mot! — рабского сознания (которому суждено было — увы! — практически восторжествовать и определить судьбы России). Он рассуждал всегда о поли-

тике не “снизу”, а “сверху”, не как член порабощенного общества, а сознавал себя потенциальным участником положительного государственного строительства».

Я думаю, что мы еще вернемся к наследию Владислава Жановича Келле, перечитаем его работы. Да, мы их читали и даже «сдавали» по ним экзамены. Но поняли ли мы действительно то, что он писал? В плане дальнейшей положительной перспективы развития России его социально-философские и философско-науковедческие работы нам еще очень пригодятся!

К. С. Пигров

Вспоминая друга

Мы готовились вскоре отметить 90-летие выдающегося ученого и замечательного человека — Владислава Жановича Келле. И вот неожиданно, внезапно ушел из жизни Владислав Жанович. Реакция близких, общественности на уход из жизни коллеги, родственника бывает различна. В одних случаях на 9-й или 40-й день забывают или даже стараются забыть и не вспоминать. В других случаях потеря ощущается все острее, осознается, что потеря невосполнима, кажется, что он рядом, вот-вот войдет и спокойно, доброжелательно поделится новой идеей, посоветует, как выйти из сложной жизненной ситуации. Именно так воспринимают невосполнимую потерю многие ученики Владислава Жановича, коллеги, просто читатели его незабываемых книг и статей.

В. Ж. Келле родился в г. Вятке Вятской губернии 21 октября 1920 года. Его отец был военным, воевал против басмачей в Узбекистане. Мать была профессиональным редактором. Отец погиб, мать рано умерла. Владислав остался один. После окончания школы он поступил в Москве в Институт философии, литературы и истории. Закончил аспирантуру на философском факультете МГУ. В 1950-е годы несколько лет работал в Китае. Его научная и педагогическая деятельность вначале протекала на кафедре философии естественных факультетов МГУ. Затем в течение продолжительного времени — в Институте философии АН СССР, Институте человека, и Институте истории естествознания и техники АН СССР, где он заведовал сектором социологии науки.

В. Ж. Келле давно получил международное признание как выдающийся специалист по социальной истории. В 1970—80-е годы занимался разработкой концепции НТР и проблемой соотношения науки и культуры. В сотрудничестве с М. Ковальзоном разработал концепцию многомерного методологического подхода к развитию общества, включающего три аспекта — естественноисторический, деятельностный и личностный. В последние 50 лет в круг его основных интересов входила социология науки. Широко известна его фундаментальная работа «Теория и история». Келле — ответственный редактор и один из основных авторов таких получивших широкое признание научной общественности коллективных монографий, как «Научные кадры СССР: динамика и структура», «Социальная динамика современной науки», член редколлегии журнала «Социология науки и инноваций». Отмечу исследование, конференцию и книгу по проблеме «Новые научные направления и общество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.