7 См.: Собрание сочинений В.С. Соловьева в 10 томах / под ред. и с прим. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. 2-е изд. Т. IV (1883-1887). СПб., 1914.
8 См.: Собрание сочинений В.С. Соловьева в 10 томах. 2-е изд. Т. IV
9 См.: Собрание сочинений В.С. Соловьева в 10 томах. 2-е изд. Т. IV
10 См.: Собрание сочинений В.С. Соловьева в 10 томах. 2-е изд. Т. VI. («Общий смысл искусства»).
11 См.: Собрание сочинений В.С. Соловьева в 10 томах / под ред. и с прим. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. 2-е изд. Т. VII (1892-1897). СПб.: Книгоиздательское Т-во «Просвещение», 1914.
12 См.: Собрание сочинений В.С. Соловьева в 10 томах. 2-е изд. Т. VI.
13 См.: Собрание сочинений В.С. Соловьева в 10 томах / под ред. и с прим. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. 2-е изд. Т. V (1883-1892). СПб., 1912.
14 См.: Собрание сочинений В.С. Соловьева в 10 томах / под ред. и с прим. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. 2-е изд. Т. VIII (1894-1897). СПб., 1914. («Право и нравственность»)
15 См.: Собрание сочинений В.С. Соловьева в 10 томах / под ред. и с прим. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. 2-е изд. Т. X. СПб., 1914.
УДК 111.8:27(47) ББК 87.3(2)522-685
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ И ОНТОЛОГИЯ С.Л. ФРАНКА
В.К. ЧЕРНУСЬ
Национальный Университет - Высшая школа экономики ул. Мясницкая, 20, г. Москва, 101000, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Рассматривается динамика развития онтологической системы С.Л. Франка, а также её связь с идеями Вл. Соловьёва. На основании оригинальных текстов философов, а также текстов отечественных и зарубежных исследователей показывается, что оба философа стремились создать целостное учение о бытии. Методологией исследования является системный подход, дополненный основными методами историко-философского исследования (анализ и синтез, философская реконструкция, компаративистский метод), а также «проблемным методом». В результате исследования выдвинуто предположение о том, что основное противоречие, мешающее создать целостную онтологическую систему, - это противоречие между феноменальным и ноуменальным мирами. Делается допущение о том, что В.С. Соловьёв разрешает данное противоречие сначала в идее Софии, а затем за пределами исторического процесса, а С.Л. Франк, столкнувшись с противоречием ноуменального и феноменального, чтобы снять это противоречие, погружает сознание внутрь бытия. Обосновывается положение о том, что разрешение данного противоречия возможно на основе метода антиномистического монодуализма. Делается вывод о том, что категории Софии и Реальности играют в философии обоих философов сходную роль - являются точкой соединения ноуменального и феноменального миров.
Ключевые слова: божественное и человеческое, всеединство, богочеловечество, реальность, имманентное и трансцендентное, антиномистический монодуализм, металогическое единство бытия.
VLADIMIR SOLOVYOV AND S.L. FRANK'S ONTOLOGY
VK. CHERNUS National University - Higher School of Economics 20, Myasnitskya st., Moscow, 101000, Russian Federation E-mail: [email protected]
The dynamics of development of ontologie system of S.L. Frank, and also her communication with ideas of Vl. Solovyov is shown in the article. On the basis of original texts of the philosophers, and also domestic and foreign researchers it is shown that both philosophers tended to create the complete doctrine about being. The methodology of research is the system approach complemented by the main methods of a historical-philosophical approach (the analysis and synthesis, philosophical reconstruction, comparative method). «The problem method» is applied in the article as well. As a result of the research it is proposed that the main contradiction preventing to create complete ontologic system is a contradiction between the phenomenal and noumenal worlds. It is supposed that VS. Solovyyov resolves this contradiction first in the idea of Sofia, and then outside historical process. Also S.L. Frank, having faced the contradiction between noumenal and phenomenal, immerses consciousness in being to remove the contradiction. It is proved that method of permission of this contradiction is the anti-nomicmonodualism. It is concluded that the categories Sofia and Reality play a similar role in philosophy of both philosophers. It is a point of connection of noumenal and the phenomenal worlds.
Key words: divine and human, vseedinstvo, bogochelovechestvo, reality, immanent and transcendental, anti-nomicmonodualism, metalogiche-sky unity of life.
В работе «Непостижимое» С.Л. Франк пишет, что всякая философия по своему первоначальному замыслу является «попыткой постигнуть, выразить адекватно в связной системе понятий всё бытие без остатка»1. Подобное понимание философии разделял и В.С. Соловьёв.
Исходная задача обоих философов - создание всеохватывающей системы цельного знания, которая включала бы в себя всё сущее. Но построение подобной системы всегда сталкивается с проблемой взаимодействия имманентного и трансцендентного, феноменального и ноуменального, божественного и человеческого.
Понимая религию как способ взаимодействия божественного и человеческого, В.С. Соловьёв выстраивает на этом фундаменте учение о «Богочеловече-стве», которое можно полагать центральным ядром его учения о бытии. Логика рассуждения В.С. Соловьёва следующая2: человечество может выстраивать основания своего существования либо на воле человеческой, либо на воле Божьей. Западная цивилизация, отвергнув божественное начало, стремится найти что-то взамен отвергнутых «богов». Отказавшись от божественного (религиозного) начала, европейская цивилизация ищет иное положительное основание. Но философ не видит иного основания, кроме соединения божественного и человеческого начал в идее богочеловечества. Причина неудачи поиска положительного начала либо в божественном, либо в человеческом заключается в том, что оба начала не доходят в своей вере до конца. Под конечным воплощением обоих начал В.С. Соловьёв понимает «полную и всецелую истину Богочеловечества».
1 См.: Франк С.Л. Непостижимое. М., 2007. C. 179 [1].
2 См.: Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве. М., 2014. C. 15 [2].
В.С. Соловьёв призывает к тому, чтобы религия стала всеобщей и единой, но при этом он против механического соединения религий, лишая их индивидуального начала. Он ратует за то, чтобы человечество пришло к единой религии посредством богочеловеческого процесса, который понимается как онтологическая динамика восхождения мира к Богу, - это путь совместного спасения людей. В Богочеловечестве, благодаря духовному труду, человеческое начало соединяется с Божественным.
Но в целостное учение о бытии необходимо включить ещё и феноменальный мир. Этой цели служит категория всеединства. Данная категория как высший онтологический принцип появляется уже в магистерской диссертации 1874 года «Кризис западной философии (против позитивистов)». Также учение о всеединстве изложено в «Философских началах цельного знания», докторской диссертации «Критика отвлечённых начал» и «Теоретической философии».
Идея всеединства заключается в органическом единстве мирового бытия, наличии взаимопроникновения составляющих его элементов с сохранением их индивидуальности. В концепции всеединства В.С. Соловьёва огромную роль играет человек, который является точкой соединения ноуменального и феноменального миров: «Соединить божественное начало с материальным может только такое существо, которое скажет: "я есмь это и все'.'Такое существо есть человек» [3, с. 78].
Таким образом, идеальной формой всеединства является человек, а идеальной формой всеединства в человеке является человеческое сознание. Как отмечает В.Н. Волков, человеческое сознание выступает формой всеединства постольку, поскольку оно может всё в себе заключить, оно имеет для этого действительное, положительное, идеальное бытие. Сознание в философии В.С. Соловьёва рассматривается как представленность сущего всеединого в являющемся бытии. Сознание выступает «каналом», в котором всеединое «отслеживает» свои бытийные проявления. Сущее всеединое, или Бог, дано человеку в непосредственном восприятии, и можно прийти к Богу внутри своего собственного духа3.
Всеединство - это точка соединения феноменального и ноуменального миров сначала в человеческом сознании, а затем реализация этого единства во внешнем мире. Т.е. человек сначала мыслит всеединство, а затем реализует его в своём стремлении к Богу. Реализация всеединства происходит в истории, цель которой - единение человека с Богом. Но, помимо единения человека с Богом, концепция всеединства предполагает единение феноменального и ноуменального миров. Воплощение единения этих миров - цель как отдельного человека, так и всего человечества в целом.
Всеединство и богочеловечество - это идеальная форма социального бытия. Философ мыслил реальное осуществление этого идеала в мировой истории, но в конце жизни он разочаровался в возможности эмпирического воплощения богочеловечества и реализации идеи всеединства на практике. В «Трёх
3 См.: Волков В.Н. Онтология личности всеединства // Соловьёвские исследования. 2001. Вып. 1. С. 133 [4].
разговорах» божественное соединяется с человеческим уже за пределами человеческой истории. Это событие надысторическое, которое происходит не благодаря, но вопреки историческому процессу.
Философия В.С. Соловьёва показывает нам путь сознания, которое хочет помыслить всё бытие без остатка в едином целом и потому вынуждено строить свои основания на предположении о взаимном стремлении к единению двух противоположных миров, к единому всеединому целому. Как отмечает Н.П. Кро-хина, в лице Соловьёва русская мысль (вслед за русской литературой) искала
переход от дуальных моделей мышления к целостному видению мира4.
***
С.Л. Франк не был прямым последователем В.С. Соловьёва. Исследователь философии С.Л. Франка ГЕ. Аляев отмечает, что сначала (1901-1907 гг.) философ находился под влиянием неокантианства и ницшеанства, а в период становления его собственной философской системы на него повлияли Гёте и Николай Кузанский, А. Бергсон и Э. Гуссерль. Из отечественных философов на него оказали влияние Л. Лопатин и Н. Лосский5.
Влияние В.С. Соловьёва проявилось в конце жизни С.Л. Франка. Так, в последней опубликованной при жизни С.Л. Франка статье «Духовное наследие Владимира Соловьёва» (1950 г.) философ писал: «Это есть вместе с тем центральная идея его религиозной философии; мы имеем в виду идею Богочеловечества или -в более общей форме - Богочеловечности. <...> В учении о Богочеловечестве Соловьев первый в истории христианской мысли дает принципиальное, религиозно-догматическое обоснование тому, что можно назвать христианским гуманизмом» [7, с. 394-395].
Одной из задач книги «Реальность и человек» было оправдание идеи Бого-человечества, «которая есть преодоление того рокового раздора между двумя верами - верой в Бога и верой в человека, который столь характерен для европейской духовной жизни последних веков и есть главный источник ее смуты и трагизма»6. На полях книги «Реальность и человек» С.Л. Франк признаётся, что влияние В.С. Соловьёва было бессознательным7, и свою связь с философией В.С. Соловьёва С.Л. Франк осознал весьма поздно.
Помимо категории Богочеловечества, в философии С.Л. Франка присутствует категория всеединства, но С.Л. Франк изначально вкладывал в эту категорию несколько иной смысл. Филипп Буббайер указывает, что прилагательное «всееди-ный» С.Л. Франк стал употреблять в 1909 г., в связи с работами Гёте и Спинозы, а не Вл. Соловьёва8. Позднее в письме своему другу Л. Бинсвангеру С.Л. Франк при-
4 См.: Крохина Н.П. Соловьёвская философия всеединства (Софиосфера) и её культурно-исторические воплощения // Соловьёвские исследования. 2008. Вып. 18. С. 220 [5].
5 См.: Аляев ГЕ. С. Франк и Вл. Соловьёв: «пересмотр наследия» // Соловьёвские исследования. 2008. Вып. 16. С. 210 [6].
6 См.: Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. М., 2007. С. 8 [8].
7 Там же.
8 См.: Буббайер Ф. С.Л. Франк: жизнь и творчество русского философа. М., 2001. С. 111 [9].
знается, что в молодости был под сильным влиянием Б. Спинозы: «Моя философская метафизическая основная интуиция состоит (и всегда состояла) в сочетании платоновского дуализма между тем и этим светом, внутренней духовной реальностью и эмпирически-рациональной действительностью.. .»9.
Если для В.С. Соловьёва категория «всеединство» имела, прежде всего, онтологический статус, то для С.Л. Франка она носила скорее инструментальный характер, чтобы объяснить ещё более обширную категорию - реальность.
Цель философии С.Л. Франка - создать целостное учение о бытии без остатка. Если С.Л. Франк сталкивается с противоречиями внутри бытия в виде проблемы трансцендентного и имманентного с самого начала своего творчества, то. В.С. Соловьёв приходит к проблеме имманентных противоречий всеединства уже в конце своего философского пути. В философии В.С. Соловьёва имманентные противоречия всеединого бытия должны разрешаться в категории Софии. Как отмечает исследовательница философии В.С. Соловьёва М. Матсар, «идея взаимосвязанности Бога, человека и природного мира обретает в философии всеединства облик Вечной женственности - Софии. Её проявление в материальном мире есть знак того, что утратившая когда-то связь с божеством Душа мира обретает "блаженство примирения" и божественный облик софийной сущности»10. Но следует отметить, что в «Трёх разговорах» противоречия между феноменальным и ноуменальным мирами разрешаются уже не при помощи Софии, но за пределами истории, происходит срыв истории. С.Л. Франк имеет дело с противоречиями с самого начала. И его философия в значительной степени будет способом рационального преодоления противоречий внутри бытия. Методом преодоления противоречий внутри целостного, или, используя термин С.Л. Франка, металогического, единства бытия будет являться антиномистический монодуализм.
***
Первое противоречие, с которым сталкивается С.Л. Франк, - это проблема имманентного и трансцендентного, которая выходит на повестку философского дискурса в немецкой философии конца XIX - начала XX в. Так, представители имманентной философии (Шуппе, Ремке, фон Леклер, Шуберт-Зольдерн) отрицали наличие какой-либо трансцендентной действительности. Согласно концепции имманентной философии, не только всё познаваемое, но и всё мыслимое, например бытие, находится в сфере сознания, т.е. ему имманентно. Идея того, что что-то существует за пределами сознания, например кантовская вещь-в-себе, представляет философскую фикцию. В имманентной философии нет разделения на «Я» и сознание - это одно и то же. Сознание нельзя определить, так как по отношению к нему нет более высокого понятия, через которое можно было бы дать ему определение.
9 Франк - Бинсвангеру, 16 мая 1941. Цит. по: Буббайер Ф. С.Л. Франк: жизнь и творчество русского философа. С. 111.
10 См.: Матсар М. Философия положительного всеединства В.С. Соловьёва о человеке - субъекте художественного творчества // Соловьёвские исследования. 2008. Вып. 18. С. 187 [10].
В противовес немецкой имманентной философии С.Л. Франк стремится показать, что имманентное и трансцендентное составляет металогическое единство бытия. Согласно принципу антиномистического монодуализма С.Л. Франка, имманентное есть и одновременно не есть трансцендентное.
Имманентная философия не устраивала С.Л. Франка, так как, будучи последовательно развитой, она может привести к солипсизму, наивному реализму или монистической гносеологии. Любой вариант не устроил бы С.Л. Франка. Поэтому он предпринимает попытку синтезировать идею имманентного и трансцендентного, для чего погружает сознание в бытие. Но погрузив сознание в бытие, философ приходит к панентеизму, который в свою очередь приводит к антиномистическому монодуализму, который разрешается в металогическом единстве бытия, где в конечном итоге феноменальное и ноуменальное становятся единым целым в онтологической системе реальности.
***
Единство бытия и сознания
Для того, чтобы показать металогическое единство имманентного и трансцендентного, С.Л. Франк начинает с идеи погружения сознания в бытие: «Мы должны мыслить сознание не как замкнутую в себе сферу, а, скорее, как пучок лучей, бросаемый на противостоящую ему действительность. Как лампа освещает предметы без того, чтобы предметам нужно было для этого входить в пределы лампы или лампе расширяться до всего круга освещаемых ею предметов, так и сознание освещает (сознаёт, познаёт) противостоящее ему бытие непосредственно...» [11, с. 35].
Петер Элен отмечает, что сознание «не может быть познано, как объект; оно может быть лишь пережито». Всеобъемлющее целое, которое, будучи «критическим идеалистом», искал С.Л. Франк, следует определять не по аналогии с предметным «миром», но как «целостную духовную жизнь» или как «жизнь сознания».
Погружение сознания в бытие необходимо для того, чтобы познающему субъекту было доступно бытие во всей полноте. Этого можно достичь, если познающий субъект будет имманентен бытию, а не трансцендентен. Познающий субъект должен слиться с бытием, стать его частью, чтобы познать его. При сохранении субъект-объектного дуализма между субъектом и объектом познания останется граница и познание объекта будет не полным. Сознание погружается в бытие, как считает М.С. Городнёва11, чтобы постигнуть Божественное не через познание и созерцание мира, а через углубление во «внутреннее» души: именно там только и можно обрести Бога.
С.Л. Франк отвергает учение Канта о недоступности для познания вещей-в-себе, т.е. он считает, что объекты доступны для познания. Познание вещей-в-себе возможно потому, что сознание помещается внутрь бытия и тогда снима-
11 См.: Городнёва М.С. Концепция сверхрационального всеединства С.Л. Франка // Философское наследие С.Л. Франка и современность. Саратов, 2008. С. 121 [12].
ется преграда, преодолевается субъект-объектный дуализм. Бытие становится имманентным сознанию, а объекты, будучи частью бытия, становятся доступны для познания. И подобное познание будет более полным, так как объекты, согласно принципу антиномистического монодуализма, будут одномоментно трансцендентны и имманентны сознанию. С.Л. Франк, будучи платонником, верит в познание некоей сущности или используя терминологию Платона, сущности объекта. И познание этой сущности возможно тогда, когда познаваемый объект и познающее сознание находятся внутри бытия. В этом упрекает его Н.А. Бердяев12, так как, по мнению его коллеги, сознание объемлет бесконечное бытие посредством понятия.
Впервые идея помещения сознания внутрь бытия возникает у С.Л. Франка в работе «Предмет знания»13, где он ставит перед собой задачу, в том числе, показать и доказать иллюзорность известной со времён Декарта оппозиции «бытие-сознание».
Помещение сознания внутри бытия необходимо С.Л. Франку для расширения границ сознания. Как отмечает П.П. ййденко14, расширение сознания до «всеобъемлющего» бытия, а, следовательно, до абсолютного бытия, необходимо С.Л. Франку для того, чтобы человеческое «Я» стало «Я» божественным.
Панентеизм
В отличие от философии В.С. Соловьёва, который склонялся к пантеизму, С.Л. Франк использует концепцию панентеизма.
Панентеизм - это религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире (как в пантеизме). Бог присутствует во всех вещах, включает в себя Вселенную, но также находится вне её. Некий аспект Бога является трансцендентным по отношению к окружающему миру. В панентеизме Божественное рассматривается одновременно как трансцендентное и имманентное.С некоторыми оговорками панентеизм можно понимать синонимичным учению о всеединстве. Сходство панентеизма и учения о всеединстве в том, что за пределами единого бытия (всеединства) и Бога (панентеизм) ничего нет, всё сущее погружено в них. Различие между панентеизмом и учением о всеединстве в расставлении акцентов. В панентеизме акцент сделан на Бога, как центр философской системы, в учении о всеединстве акцент сделан на органическом единстве мирового бытия и взаимопроникновении составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности. В онтологическом аспекте учение о всеединстве представляет нерасторжимое единение Творца и твари.
С.Л. Франк15 оправдывает свой панентеизм тем, что само христианство по своему существу является панентеизмом, т.е. признанием укоренённости чело-
12 См.: Городнёва М.С. Концепция сверхрационального всеединства С.Л. Франка. С. 65-67.
13 См.: Франк С.Л. Предмет знания. М., 2001. 370 с. [13].
14 Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или абсолютный реализм С.Л. Франка // Семён Людвигович Франк / под ред. В.Н. Поруса. М., 2012. С. 114 [14].
15 См.: Франк С.Л. Свет во тьме. М., 2000. С. 73-207 [15].
века и мира в Боге, имманентного присутствия божественных сил, присутствия Божественного существа в самом творении. Такая трактовка христианства, по мнению С.Л. Франка, позволяет сочетать религиозный радикализм (веру в верховенство абсолютной правды Божьей над всеми силами мира сего) с религиозным реализмом (с терпимым, любовным отношением к святыне человеческого и мирового бытия, хотя и затемнённого и искажённого силами греха): «Эта установка одинаково противоположна и обывательскому, холодному равнодушию ко злу, готовности подчиняться злым силам мира сего, и исступлённому фанатизму, в котором мечта о спасении мира вырождается в ненависть и презрение к конкретной природе человека и мира, в противоестественность жажду, для их спасения, поработить и уничтожить их»16.
В системе всеединства С.Л. Франка Бог одномоментно имманентен и транс-цендентен эмпирической действительности. Философ считал, что если мир, преобразившись, должен без остатка вместиться в Боге, стать миром в Боге, то Бог не должен без остатка вместиться в мире, т.е. Бог будет больше мира17. Поэтому он интерпретирует христианство как благую весть об укоренённости человеческой жизни в свете божественного Логоса, т.е. укоренённости в Боге18. Идея панентеизма и укоренённости человека в Боге необходима ему для того, чтобы разрешить противоречие, о котором он говорит во вступлении к книге «Реальность и человек», - противоречие между идеей Бога и человека, или между трансцендентным и имманентным. ГЕ. Аляев отмечает, что принципиальным отличием понимания категории Богочеловечества у С.Л. Франка от В.С. Соловьёва является практическое отсутствие у С.Л. Франка идеи прогресса, которая у В.С. Соловьёва иногда приобретает утопически-прямолинейные формы19. Но оба мыслителя сходятся в том, что Бог открывается человеку как всеединство и как личность. И в этом откровении человек раскрывается как существо Богочеловеческое, т.е. человеческая природа божественна. Человек неразрывно связан с Богом.
По мнению Е.В. Дармогай20, концепцию всеединства и богочеловечества можно назвать мистическим пантеизмом С.Л. Франка. Неслучайно философ видит в индивидуальной человеческой жизни «отрезок абсолютного бытия», неслучайно он описывает Абсолют, опираясь на внутреннюю жизнь человеческого «Я». Интуиция всеединства, согласно С.Л. Франку, открыта нам в нашем собственном «Я», подобно тому, как «творческий порыв», этот пантеистический Абсолют А. Бергсона, переживается каждым человеком как внутренняя реальность и длительность собственной души. Неудивительно, что при этом стирается различие между интеллектуальной интуицией и творческим воображением.
16 См.: Франк С.Л. Свет во тьме. С. 207
17 См.: Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 2010. С. 417 [16].
18 См.: Франк С.Л. Свет во тьме. С. 94.
19 См.: Аляев ГЕ. С. Франк и Вл. Соловьёв: «пересмотр наследия». С. 215.
20 См.: Дармогай Е.В. Соотношение интуиции, веры и рациональности в гносеологической концепции С.Л. Франка // Философское наследие С.Л. Франка и современность. Саратов, 2008. С. 115 [17].
***
В свете панентеизма возникает вопрос о человеческой свободе. Согласно С.Л. Франку, Бог является свободой. Он полнота бытия в единстве актуальности и потенциальности, Он вечное самотворчество и самоосуществление и творческая жизнь. Человек же свободен постольку, поскольку укоренён в Боге. Он реализует свою свободу как потенциальность, как то, что в нём есть и заложено. Свобода человека - это единство актуальности и потенциальности. Фактически С.Л. Франк считает, что укоренённость в Боге - это свобода, а отпадение от Бога - утеря свободы, свобода же понимается как единство актуальности и потенциальности. Другими словами, вера в Бога - это и есть свобода.
В «Духовных основах общества» С.Л. Франк понимает свободу не как прирождённое право человека, но как обязанность, так как она является онтологической первоосновой человеческой жизни21. Отказ же от свободы, т.е. отказ от укоренённости в Боге - это духовное самоубийство. Более того, всё общество должно стать свободным, т.е. укорениться в Боге. Сущность человека лежит в его свободе, а вне свободы немыслимо человеческое общество.
В философии В.С. Соловьёва категория свобода связана с категориями воли и причинности. Так, если волю считать особым видом причинности живых существ, поскольку они свободны, то свобода - это свойство причинности, по которой воля может действовать независимо от других причин.
Также свобода в философии В.С. Соловьёва является производной от идеи богочеловечества: человек содержит в себе божественную идею, т.е. является частью всеединства, реализуя эту идею в материальном мире посредством разумной свободы.
Мысли обоих философов относительно свободы можно сформулировать так: человек свободен постольку, поскольку он связан с Богом, и свобода - это реализация или актуализация человеком божественного замысла в материальном мире.
***
Антиномистический монодуализм
Если всё находится в Боге, то, возвращаясь к началу нашего рассуждения, имманентное становится трансцендентным, но это - очевидное противоречие. Поэтому С.Л. Франк вынужден находиться внутри антиномии: витая «над» и «между», философ усилием мысли видит металогическое единство. Антиномия - это всего лишь форма, головоломка, преодолев которую, сознанию открывается реальность. Как отмечает Петер Элен, вместо понятия «бытие» Франк использует понятие «реальность», чтобы с его помощью подчеркнуть и живую полноту бытия.
С.Л. Франк характеризует антиномистическое познание как непреодолимое, ничем более непревозмогаемое витание между или над этими двумя логически не связанными и несвязуемыми суждениями. Трансрациональная истина лежит именно в невыразимой середине, в несказанном единстве между этими
21 См.: Франк С.Л. Духовные основы общества. С. 443.
двумя суждениями, а не в какой-либо допускающей логическую фиксацию связи между ними22. Философ писал о принципе «антиномистического монодуализма» как «о единстве и множественности, духе и теле, жизни и смерти, вечности и времени»23. По мнению философа, эти различные, логически раздельные категории пронизывают друг друга, внутренне слиты друг с другом - «.одно не есть другое и вместе с тем и есть это другое, и только с ним, в нем и через него есть то, что оно подлинно есть в своей последней глубине и полноте»24.
По мнению И.В. Дёмина, С.Л. Франк использует антиномистический монодуализм потому, что непостижимое («самооткрывающаяся трансрациональная реальность») не может быть адекватным образом выражено в форме суждения. Антиномизм, присущий реальности как таковой, является неразрешимым и непреодолимым никакими новыми «высшими» понятиями. Формой выражения трансрациональной природы реальности, соответствующей отвлеченному знанию, является «двойное утверждение», в котором утверждаются оба логически противостоящие друг другу начала.
Для С.Л. Франка само бытие антиномистично25, здесь категория «антино-мистичность» близка к категории «динамичность». Бытие продолжает твориться и открываться нам разными гранями. Именно в силу своего динамизма, о бытии недопустимы окончательные суждения, ибо любое окончательно суждение закрепляло бы бытие в стазис. С.Л. Франк же хочет познавать бытие в его «ан-тиномистичности» и «динамизме». Такое познание, скорее, похоже на обладание
бытием, предшествующим категориальному мышлению.
***
Металогическое единство бытия и реальность
Согласно С.Л. Франку, бытие сверхрационально. Для того, чтобы раскрыть его сверхрациональный характер, философ использует категорию «непостижимое», заимствуя терминологию Николая Кузанского. Непостижимое - это то, что недоступно для разума, рядового сознания. Но мы помним, что сознание погружено внутрь бытия, и, следовательно, бытие-непостижимое непостижимым образом постигается из себя самого.
Как отмечает Э.К. Вежлева, в работе «Непостижимое» С.Л. Франк отрицает ограниченность бытия пределами предметной - «рассечённой» в понятиях и определениях - визуально-осязаемой реальности. Тем самым, собственно, намечено признание бытия как онтологически целостного феномена, пространство которого распространяется также на трансрациональное онтологическое измерение, лежащее за границей дефинитной реальности. С.Л. Франк в своей книге совершает также две важные операции: помещает и^ги^ внутрь бытия; говорит о Боге как о Божестве и Святыне.
22 См.: Франк С.Л. Непостижимое. С. 177
23 Там же. С. 182.
24 Там же.
25 Там же. С. 29.
Первая операция необходима, чтобы показать, что ничего нет за пределами бытия, пусть даже это породит антиномии в виде проблемы зла, а вторая -для того, чтобы помыслить в металогическом единстве феноменальное и ноуменальное.
Святыня и Божество - уже не ноумен, но феномен. Бог присутствует в мире ноуменальном, но эмпирическая действительность - в феноменальном. Бог трансцендентен миру, философ же хочет сделать его не только трансцендентным, но и имманентным феноменальному миру (эмпирической действительности). Для этого он соединяет феноменальный и ноуменальный миры в единой онтологической системе, которой С.Л. Франк даёт множество имён: «Непостижимое», «реальность», «бытие», «всеединство». Поэтому С.Л. Франк, находясь в середине антиномии ноуменального и феноменального, наделяет ноуменальное свойствами феноменального (Божество) и наоборот (реальность). Согласно его замыслу, должно получаться металогическое единство бытия, в котором присутствуют оба начала. Металогическое единство доступно для сверхрационального познания, в котором принцип антиномистического монодуализма будет играть важную роль.
Петер Элен отмечает, что философия С.Л. Франка - это учение о Боге, методологическая особенность которого состоит в том, что оно последовательно исходит из личного самобытия. Условием устремлённости - трансцендирования -человеческого Духа к полноте реальности является опыт лишённости этой полноты, сопровождающийся ограниченным участием в ней. Т.е. философия С.Л. Франка - это философия поиска Бога.
Под реальностью в философии С.Л. Франка мы понимаем:
• пространство, где божественное соприкасается с человеческим;
• сумму эмпирической действительности и идеального бытия;
• единое пространство, которое непостижимо для разума, ориентированного на познание лишь эмпирической действительности, но доступно для сверхрационального познания;
По Франку, в реальности всё находится в Боге, и за пределами этой реальности нет ничего. Даже небытие помещено в бытие, а бытие в Бога.
С.Л. Франк выходит за границы эмпирической действительности рациональным способом, считая, что за границами мира объектов остаётся хотя бы сам умственный взор, на него направленный26. Другими словами, именно интенциональность, направленная не на объект, становится источником прорыва в идеальное бытие. Сознанию вполне доступно идеальное бытие, пусть и в сверхрациональной форме: «Не "объект" - не то, что предстоит нашей мысли, - а, напротив, сам "субъект" в его непосредственной данности самому себе, есть откровение подлинного существа реальности. <...> Субъект как формальный носитель и исходная точка умственного взора помещается внутри субъекта как носителя непосредственно раскрывающейся себе жизни, но не совпадает с последним, не покрывает его сполна; последний есть вообще не точка, а некая сфера» [8, с. 32, 38].
26 См.: Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. С. 28.
С.Л. Франк пишет, что реальность потому непостижима, поскольку мы привыкли познавать её в форме понятия27. Но реальность есть не что иное, как содержание, улавливаемое в понятии. Она есть конкретная, полновесная полнота, в отличие от отвлечённого содержания, где предмет мысли определяется через отличие от другого предмета. Т.е. мы можем уловить в понятии лишь часть реальности, но не всю реальность. Как только мы дадим понятие всей реальности, то это будет уже не реальность, а лишь её часть. Для этого и нужен философу принцип «антиномистического монодуализма», чтобы посредством противоречивых суждений улавливать всё большую и большую часть реальности. И именно в этом и состоит задача философии, которую С.Л. Франк28 понимает как конкретную науку, направленную на всеединство, она имеет дело с реальностью во
всей её полноте, с единственно подлинной реальностью.
***
Другая цель помещения бытия внутрь Бога - это освещение бытия, придание ему смысла и онтологического статуса. Если бытие и Бог никак не соотносятся друг с другом, то в бытии нет ничего священного. С.Л. Франк помещает бытие внутрь Бога, чтобы придать ему незыблемое основание.
Когда С.Л. Франк использует категории бытие, Бог, Божество, всеединство, Непостижимое, Святыня, следует понимать, что это грани одного и того же. Совокупность их взаимодействия мы называем онтологической системой С.Л. Франка: «Бытие в своей основе и во всеобъемлющей полноте своего состава всегда и всюду совпадает с непостижимым»29; «Бытие есть всеединство, в котором всё частное есть и мыслимо именно только через свою связь с чем-либо другим - в конечном счёте со всем иным»30; «Бытие не есть только общий фон, объемлющий всё частное, или общая почва, в которой укоренено всё частное; оно вместе с тем как бы пронизывает всё сущее, присутствует как таковое в мельчайшем отрезке реальности»31; «Во всякой точке бытия внимательному, проникающему в подлинное существо взору открывается неизмеримая и неопределимая бездна трансфинитного»12. Согласно С.Л. Франку, эмпирическая действительность призвана стать физическим воплощением Царства Божьего. Он понимает его как некое конечное состояние мира, которое замыслил Бог и к которому должна стремиться реальность-бытие. Философ пишет, что под Царством Божиим он понимает не некий строй жизни, которого можно достичь внешними манипуляциями, но вечный внутренний строй бытия, который находится предвечно в бытии в качестве потенции, которую нужно реализовать33. Он понимает под ним утверждённость человеческого бытия в реальности Бога и Его правды. Задача человека состоит в том, чтобы помочь реализовать Богу
27 См.: Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. С. 77
28 См.: Франк С.Л. Духовные основы общества. С. 301.
29 См.: Франк С.Л. Непостижимое. С. 331.
30 См.: Франк С.Л. Свет во тьме. С. 73.
31 См.: Франк С.Л. Непостижимое. С. 86.
32 Там же.
33 См.: Франк С.Л. Свет во тьме. С. 78.
эту потенцию предвечного Царства Божьего. С.Л. Франк пишет, что Царство Божие вечно есть и есть вечная родина человека, вернуться в которую может каждая человеческая душа, но вот возвращаться туда или нет - выбор челове-ка34. Потенциальность Царства Божьего С.Л. Франк описывает как становление сущего, точнее - всё сущее есть и то, что оно ещё не есть35.
***
Итак, полемика с имманентной немецкой философией Х1Х-ХХ веков стала одним из источников философствования С.Л. Франка. Попытка доказать, что иммананентное является трансцендентным, привела философа к идее металогического единства ноуменального и феноменального, сумма которых является металогической реальностью. Единство феноменального и ноуменального, имманентного и трансцендентного - это антиномия, внутри которой находится мысль философа. Именно нахождение внутри антиномии придаёт динамизм мысли С.Л. Франка.
Категория реальности в философии С.Л. Франка выполняет значение, схожее с категорией Софии в философии В.С. Соловьёва, - это точка пересечения ноуменального и феноменального миров, то, что доступно для человеческого сознания. Но в философии С.Л. Франка данным познанием должно заниматься сознание, находящееся внутри антиномии и внутри бытия.
Оба мыслителя считают задачей философии познание единого, целостного бытия. У обоих мыслителей человеческая личность неразрывно связана с Богом, и оба мыслителя понимают человеческую свободу как связь Бога и человека. Актуализация свободы - это творение всеединого богочеловечества в единую церковь, в которой будут соединены воедино феноменальный и ноуменальный миры.
Список литературы
1. Франк С.Л. Непостижимое. М., 2007. С. 29-439.
2. Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве. М., 2014. С. 15.
3. Вл. Соловьёв. Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989. №6. С. 76-138.
4. Волков В.Н. Онтология личности всеединства // Соловьёвские исследования. 2001. Вып. 1. С. 131-141.
5. Крохина Н.П. Соловьёвская философия всеединства (Софиосфера) и её культурно-исторические воплощения // Соловьёвские исследования. 2008. Вып. 18. С. 219-225.
6. Аляев Г.Е. С. Франк и Вл. Соловьёв: «пересмотр наследия» // Соловьёвские исследования. 2008. Вып. 16. С. 205-218.
7. Франк С.Л. Духовное наследие Владимира Соловьёва // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996. С. 394-395.
8. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. М., 2007. С. 8-77.
9. Буббайер Ф. С.Л. Франк: жизнь и творчество русского философа. М., 2001. С. 111.
10. Матсар М. Философия положительного всеединства В.С. Соловьёва о человеке -субъекте художественного творчества // Соловьёвские исследования. 2008. Вып. 18. С. 186-209.
34 См.: Франк С.Л. Свет во тьме. С. 78.
35 См.: Франк С.Л. Непостижимое. С. 94.
11. Франк С.Л. Введение в философию. Берлин, 1923. C. 35.
12. Городнёва М.С. Концепция сверхрационального всеединства С.Л. Франка // Философское наследие С.Л. Франка и современность. Саратов, 2008. C. 116-124.
13. Франк С.Л. Предмет знания. М., 2001. C. 370.
14. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или абсолютный реализм С.Л. Франка // Семён Людвигович Франк / под ред. В.Н. Поруса. М., 2012. С. 98-163.
15. Франк С.Л. Свет во тьме. М., 2000. C. 73-207.
16. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 2010. C. 301-443.
17. Дармогай Е.В. Соотношение интуиции, веры и рациональности в гносеологической концепции С.Л. Франка // Философское наследие С.Л. Франка и современность. Саратов, 2008. C. 112-116.
References
1. Frank, S.L. Nepostizhimoe [Incomprehensible]. Moscow, 2007, pp. 29-439.
2. Solov'ev, VS. Chteniya o Bogochelovechestve [Reading about bogochelovechestvo]. Moscow, 2014, p. 15.
3. Solov'ev, Vl. Lektsii po istorii filosofii [Lectures on philosophy history], in Voprosy filosofii, 1989, no. 6, pp. 76-138.
4. Volkov, VN. Ontologiya lichnosti vseedinstva [Ontology of the identity of vseedinstvo], in Solov'evskie issledovaniya, 2001, issue 1, pp.131-141.
5. Krokhina, N.P Solov'evskaya filosofiya vseedinstva (Sofiosfera) i ee kul'turno-istoricheskie voploshcheniya [Solovyov's vseedinstvo philosophy (Sofiosper) and its cultural-historical embodiments], in Solov'evskie issledovaniya, 2008, issue 18, pp. 219-225.
6. Alyaev, A.G. S. Frank i Vl. Solov'ev: «peresmotr naslediya» [S. Frank and Vl. Solovyov: revision of inheritance], in Solov'evskie issledovaniya, 2008, issue 16, pp. 210-215.
7. Frank, S.L. Dukhovnoe nasledie Vladimira Solov'eva [Vladimir Solovyov's spiritual heritage], in Frank, S.L. Russkoe mirovozzrenie [Russian outlook]. Saint Petersburg, 1996, pp. 394-395.
8. Frank, S.L. Real'nost' i chelovek. Metafizika chelovecheskogo bytiya [Realty and human. Human's being metaphysics]. Moscow, 2007, pp. 8-77.
9. Bubbayer, F S.L. Frank: zhizn' i tvorchestvo russkogo filosofa [S.L. Frank: life and creativity of Russian philosopher]. Moscow, 2001, p. 111.
10. Matsar, M. Filosofiya polozhitel'nogo vseedinstva VS. Solov'eva o cheloveke - sub»ekte khudozhestvennogo tvorchestva [Philosophy of a positive vseedinstvo of V S. Solovyyov about the person - the subject of art creativity], in Solov'evskie issledovaniya, 2008, no. 18, pp. 186-209.
11. Frank, S.L. Vvedenie v filosofiyu [Introduction to philosophy]. Berlin, 1923, p. 35.
12. Gorodneva, M.S. Kontseptsiya sverkhratsional'nogo vseedinstva S.L. Franka [Concept of a superrationalvsedinstvo of S.L. Frank], in Filosofskoe nasledie S.L. Franka i sovremennost' [Philosophical heritage of S.L. Frank and present]. Saratov, 2008, pp. 116-124.
13. Frank, S.L. Predmet znaniya [The subject of knowledge]. Moscow, 2001. 370 p.
14. Gaydenko, PP Metafizika konkretnogo vseedinstva, ili absolyutnyy realizm S.L. Franka [Metaphysics of a concrete vseedinstvo, or absolute realism of S.L. Frank], in Semen Lyudvigovich Frank [Semyon Lyudvigovich Frank]. Moscow, 2012, pp. 98-163.
15. Frank, S.L. Svet vo t'me [Light in darkness]. Moscow, 2000, pp. 73-207
16. Frank, S.L. Dukhovnye osnovy obshchestva [Spiritual bases of society]. Moscow, 2010, pp. 301-443.
17. Darmogay, E.V Sootnoshenie intuitsii, very i ratsional'nosti v gnoseologicheskoy kontseptsii S.L. Franka [Ratio of intuition, belief and rationality in the gnoseological concept of S.L. Frank], in Filosofskoe nasledie S.L. Franka i sovremennost' [Philosophical heritage of S.L. Frank and present]. Saratov, 2008, pp. 112-116.