Научная статья на тему 'Владимир Михайлович мостков'

Владимир Михайлович мостков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Михайлович мостков»

ВЕСТНИК 4/2010

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ мостков

Е.В. Мосткова

В.М. Мостков родился 17.02.1925 г. в семье интеллигентов в нескольких поколениях. Его дед А.И. Мостков заслуженный врач Абхазской АССР, во время Первой мировой войны — главный врач военного госпиталя в Кутаиси, сумел победить малярию в Абхазии (за что там поставлен ему памятник). Отец Владимира Михайловича М.А. Мостков — член-корр. Академии наук Грузинской ССР — один из основоположников гидроэнергетической науки в нашей стране (тогда мы были одной страной). Под его руководством и при его участии запроектировано больше 25 гидроэлектростанций. Это был разносторонне одаренный человек: сочинял музыку, прекрасно играл на фортепиано, рисовал. Его именем была названа одна из улиц Тбилиси.

Школьные и студенческие годы Владимира Михайловича прошли в Тбилиси. Его школьные товарищи остались друзьями на всю жизнь; в пятидесятые все они переехали в Москву и встречались часто. Одним из школьных друзей был Булат Окуджава, переехавший в Тбилиси к тетке после ареста родителей. Б. Окуджава в нескольких интервью признавался, что его ближайшие друзья не имеют отношения к литературе, хотя и высказывают ему нелицеприятные мнения о его новых сочинениях. Зураб Каз-бек-Казиев стал архитектором - проректором МАРХИ. Филип Тер-Микаэлян - мостостроитель, разработчик оригинального метода бурения скважин «под защитой глинистого раствора».

Рис. 1. На даче Б.Окуджавы, 1986

В книге Д. Быкова «Булат Окуджава» автор приводит такую историю. «Владимир Мостков придумал в 1937 году сбежать в Испанию; но как бежать без оружия? Решено было похитить ружья из Осоавиахима, они там лежали в стрелковом кружке, в запертом шкафу. Шкаф оказалось легко взломать, поскольку ружья были небоевые и запирались кое-как; это учебное оружие сложили на чердаке дома, где жил один из отважной четверки, но напротив этого дома, по ужасному совпадению, находилась бывшая резиденция Берии. Сам он давно пребывал в Москве, но мало ли! Тайник накрыли, а три-

надцатилетних похитителей взяли. У Филиппа Тер-Микаэляна, участника несостоявшегося побега, сохранилась справка о десятидневном пребывании в тбилисской пересыльной тюрьме. Поскольку корпоративные принципы в Грузии были сильны даже при сталинизме, родители Тер-Микаэляна сумели дать взятку тбилисскому прокурору, и вся четверка была отпущена - правда, ее попытались расформировать, переведя всех в разные школы».

В 1947 г. В.М. Мостков окончил факультет «Мосты и тоннели» Тбилисского института железнодорожного транспорта. В 1945 г. с группой студентов они были на практике в Московском метрополитене на строящейся станции «Павелецкая». Было очень интересно. Наверное, тогда родилась мечта строить метро. После окончания института с огромным трудом Владимиру Михайловичу удалось получить распределение на работу в Ленинградский метрострой, и в конце лета 1947 г. при полном неодобрении родителей он переехал из Тбилиси в Ленинград. Его оформили на должность дублера начальника смены, что его - круглого отличника с красным дипломом -страшно обидело. Начальником участка был A.A. Булгаков — родственник Михаила Афанасьевича Булгакова. Притирались друг к другу довольно долго. Постепенно авторитет завоевывался, лед таял. Однажды их штольню завалило грунтом, и когда их в очередной раз вызвали в комитет госбезопасности из-за осадок домов на Лиговке (под которой проходил туннель), Владимир Михайлович, просидев несколько часов в Публичной библиотеке, развернул перед комитетчиками кучу формул и графиков и доказал, что виноваты не строители, а природа. После этого они стали друзьями до конца жизни A.A. Булгакова. Однажды в годовщину известного Постановления 1946 года, критиковавшего М. Зощенко и А. Ахматову, которое привело к их публичной травле и запрету на издание их произведений, Владимир Михайлович вместе с A.A. Булгаковым позвонили Зощенко и сказали, что очень любят его, а Постановлению не верят.

Летом 1948 года Владимир Михайлович познакомился в Риге с Галей Липатовой. Она жила в Москве, роман развивался в письмах. Их вторая встреча была на Новый 1949 год, а в третью встречу - 1 февраля 1949 года - они поженились (и прожили вместе больше полувека: В.М. не дожил 5 дней до 53-й годовщины свадьбы). Так в 1949 году В.М. Мостков переезжает в Москву.

Он начинает работать в недавно организованном отделе туннелей московского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института гидротехники (ВНИИГ) младшим научным сотрудником. Руководил отделом автор двух капитальных монографий по гидротехническим туннелям, известный специалист Г.Г. Зурабов — живая туннельная энциклопедия. Вскоре Владимира Михайловича послали в многомесячную командировку на Гюмушскую ГЭС в Армению для организации скоростных проходок. Долгое время отдел состоял из четырех человек. Постепенно в отделе после тщательного отбора появлялись новые люди, усилилась производственная часть, была создана лаборатория фотоупругости и начались исследования подземных конструкций. В 1951 г. В.М. Мостков защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование перфораторного бурения при проходке туннелей», экспериментальную часть которой он выполнил на строительстве туннелей Гюмушской ГЭС.

В 1956 г. на базе Московского филиала ВНИИГ был создан ин-т «Оргэнергост-рой». Туда был переведен весь отдел туннелей во главе с A.M. Мазуром, а основной упор в работе отдела был сделан на разработку и внедрение новых технологий в подземном строительстве. Отдел туннелей Оргэнергостроя со временем существенно расширился, появились новые талантливые сотрудники, многие из которых стали известными специалистами.

ВЕСТНИК МГСУ

4/2010

В 1957 году, когда в стране уже началась оттепель, вместе с группой специалистов-гидротехников В.М. Мостков побывал в месячной командировке в Австрии. Они объездили всю страну, познакомились с достижениями австрийского туннелестроения и узнали, что в обделках туннелей, как правило, допускаются микротрещины. После возвращения Владимир Михайлович рассказал об этом С.К. Шаншиеву — известному расчетчику туннелей. И вскоре был создан метод расчета нетрещиностойких бетонных обделок напорных туннелей. Этот чрезвычайно простой и эффективный метод, сразу же принятый в производство, позволил сократить толщину обделок в 2-2,5 раза. Там же в Австрии нашим специалистам показали новый способ крепления туннелей набрызг-бетоном (шприц-бетоном). Этот материал наносился на породу специальной машиной, с помощью которой создавалось покрытие толщиной 5-10 см, твердевшее прямо на глазах. Секрет был в патентованной добавке к сухой смеси - «сигуните». Рецепт этого ускорителя схватывания и твердения нашим специалистам не дали. Спустя много лет Владимир Михайлович признался, что совершил тогда «промышленный шпионаж». В одном из туннелей он увидел мешки с сигунитом - белым тонкомолотым порошком. Он не удержался и завернул примерно 100 г порошка в носовой платок. По возвращению в Москву он передал этот порошок начальнику отдела стройматериалов Оргэнергостроя Р.П. Бурбе и она раскрыла секрет. Сигунит по химическому составу оказался схожим со спеком боксита с содой, существующим в виде отходов производства глинозема на наших цементных заводах. Так родилась первая отечественная добавка «ОЭС». Потом удалось убедить внешнеторговые организации в полезности набрызгбетона и они приобрели экземпляр западногерманской бетоншприцмашины. Над этой машиной поработал ЦНИИПодземмаш, и в 1960 году Скуратовский завод выпустил первую отечественную машину для нанесения набрызгбетона. Осталось разработать состав и технологию. Эту задачу решили сотрудники Оргэнергостроя. Технологию апробировали в туннелях и машинном зале Храмской ГЭС-2 (1960-1961). Вскоре набрызгбетонную крепь начали применять в туннелях Ладжа-нурской, Нурекской и Ингурской ГЭС, а затем в десятках других гидротехнических туннелей.

В 1963 г. в отделе туннелей была создана лаборатория крепления под руководством В.М. Мосткова, в которой проводились экспериментальные исследования крепления подземных сооружений на моделях из эквивалентных материалов и в натуре. В 1965 г. Владимир Михайлович стал начальником отдела тун-

Рис. 2. Ингури, 1976

нелей и проработал в этой должности 8 лет. В 1969 г. в МИСИ он защитил докторскую диссертацию на тему «Исследование и совершенствование технологии строительства гидротехнических туннелей большого сечения».

В 1973 г. По приказу Министра энергетики и электрофикации СССР В.М. Мостков был переведен на работу в научно-исследовательский сектор (НИС) института Гидропроект и назначен начальником отдела подземных сооружений, которого не существовало, но надлежало создать в короткий срок в связи с предстоящим расширением проектных работ по подземным сооружениям. В отделе разрабатывали конструкции подземных сооружений, которые затем помогали внедрять на объектах, выполняли сложнейшие расчеты конструкций, составляли нормативные документы, по договорам со стройками занимались внедрением новой техники и технологии. Работы было много и она была очень интересной. Владимир Михайлович проработал в отделе 10 лет и считал их лучшими в своей жизни.

С 1976 года В.М. Мостков периодически работал по совместительству в МИСИ. В 1978 г. ему присвоили звание профессора по кафедре производства и организации гидротехнических работ, а с 1982 по 1994 год был заведующим этой кафедры. В 1994 г. он перешел на должность профессора кафедры, где он работал до своего ухода из жизни в 2002 году.

Рис. 3. Гольдисталь, 1977

Фактически всю свою жизнь В.М. Мостков посвятил подземному гидротехническому строительству. Владимир Михайлович застал начало развития подземного гидростроительства в Советском Союзе, участвовал в бурном росте строительства, тяжело переживал его упадок в нашей стране. Он провел в командировках на разных объектах более 5 лет своей жизни. Участвовал в проектировании, строительстве, разработке рекомендаций непосредственно на более чем 30 объектах: Гюмушской ГЭС (Армения, 1949, 1950, 1951), Эзминской ГЭС (Сев. Осетия, 1951, 1953), Теребля-Рикской ГЭС (Украина, Закарпатье, 1952, 1953, 1954), Даховской, Чиркейской и Чарвакской ГЭС

ВЕСТНИК 4/2010

(Россия, Узбекистан, 1955, 1956), Атарбекянской ГЭС (Армения, 1957, 1958), Ладжа-нурской ГЭС (Грузия, 1958), Храмской ГЭС-2 (Грузия, 1958, 1959, 1960), Ереванской ГЭС (Армения, 1960), туннеле для водоснабжения г. Ялты (Украина, Крым, 1959, 1961), Нурекской ГЭС (Таджикистан, 1961, 1962, 1963, 1965, 1966, 1967, 1968, 1970, 1972, 1973), Токтогульской ГЭС (Таджикистан, 1963, 1964, 1965), Татевской ГЭС (Армения, 1963), Ингурской ГЭС (1964, 1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1971, 1972, 1974, 1975, 1976, 1977, 1978, 1979, 1981, 1982, 1984, 1986, 1990, 1997), Вилюйской ГЭС (Россия, 1965), Чиркейской ГЭС (Россия, 1966), Туннель переброски реки Арпа в озеро Севан (Армения, 1966, 1970, 1971, 1974, 1975, 1977, 1979, 1980, 1981, 1986, 1987), Хантайской ГЭС (Россия, 1967), Капчагайской ГЭС (Казахстан, 1968, 969, 1977), ГАЭС Маркерсбах (ГДР, 1970, 1971, 1975, 1977, 1979), Чарвакской ГЭС (Узбекистан, 1974), Курпсайской ГЭС (Таджикистан, 1977, 1978), Ирганайской ГЭС (Россия, Дагестан, 1979, 1981), Колымская ГЭС (Россия, 1980, 1982), Миатлинской ГЭС (Россия, Дагестан, 1981, 1985), Хоабиньской ГЭС (Вьетнам, 1981, 1987), Худони ГЭС (Грузия, 1982, 1984), Курейской ГЭС (Россия, 1982, 1985), Рогунской ГЭС (Таджикистан, 1982, 1985, 1986, 1987), Зеленчукской ГЭС (Россия, 1984, 1995), ГЭС Чаира (Болгария, 1986), Спандарянской ГЭС (Армения, 1988), ГЭС Тери (Индия, 1990, 1991), ГЭС Яли и ГЭС Хамтухан (Вьетнам, 1992).

Рис. 4. НИС Гидропроект, 1977

Наряду с работами, проводимыми непосредственно на строительстве подземных гидротехнических сооружений на ГЭС, В.М. Мостков выезжал на места строительства оборонных объектов (по вопросам способов проходки и крепления выработок), участвовал в экспертизах по различным вопросам подземного строительства. В.М. Мостко-вым опубликовано более 200 печатных работ, в том числе 14 монографий. 20 его работ переведены на английский, немецкий, китайский, венгерский, болгарский языки.

Он был членом президиума Тоннельной ассоциации России, международных научных обществ, секции НТС Минтопэнерго РФ, нескольких спецсоветов по защите диссертаций. Был избран действительным членом (академиком) Академии водохозяйственных наук.

Рис. 5. МИСИ, теплоход, 1993

Владимир Михайлович был очень деятельным человеком. Он не мог сидеть без дела. Если у него образовывалось несколько свободных дней, он придумывал и осуществлял новые проекты. И это были не только научные труды. В последний год жизни он написал книгу «Дела и люди» - воспоминания участника и очевидца об истории развития отечественного подземного гидротехнического строительства. Написал книгу «Следы людей» об ушедших друзьях и коллегах. В больнице, после инфаркта написал книгу сказок для внучки.

Это был очень светлый человек. У него осталось множество друзей. Он любил свое дело и посвятил ему всю свою жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.