Научная статья на тему 'ВЛАДИМИР КУЛИКОВ. ПЕРВЫЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ'

ВЛАДИМИР КУЛИКОВ. ПЕРВЫЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Kulikov Vladimir / design / graphics / animation / calligraphy / teacher-mentor / Куликов Владимир Михайлович / дизайн / графика / анимация / каллиграфия / педагог-наставник

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Москалюк Марина Валентиновна, Куликова Мария Павловна

В данной статье впервые рассматриваются основные направления творческой биографии Владимира Михайловича Куликова (1959-2022) дизайнера, художника, педагога-наставника. Отмечаются такие черты личности как художественная одаренность, коммуникабельность, внимательность к людям, постоянные творческие поиски, что позволило ему достичь самых высоких результатов в разнонаправленной деятельности. Успешная преподавательская работа Куликова положила на чало созданию школы профессионального дизайна в г. Красноярске. Он и его ученики осуществили самые значимые дизайнерские проекты на территории Красноярского края с 1990-х годов по настоящее время. Приводятся программные высказывания мастера о значении подлинного профессионализма в данной сфере деятельности. Также показано, что Куликов был ярким художником-графиком как в авторских техниках (тушь, перо, карандаш), так и в печатных. Особое положение в его творчестве занимают анимационные фильмы, художественная значимость и современность которых подтверждена неиссякаемым интересом зрителей. Еще один штрих к творческому портрету Владимира Михайловича его увлечение каллиграфией. Рассмотрение разностороннего таланта Владимира Куликова характеризует его как яркую личность, чье творческое и педагогическое наследие требует дальнейшего систематического изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VLADIMIR KULIKOV. THE FIRST TOUCHES TO THE PORTRAIT

This article examines the main directions of the creative biography of Vladimir Kulikov (1959-2022), designer, artist, teacher, and mentor, for the first time. Such personality traits as artistic talent, sociability, attentiveness to people, constant creative searches, which allowed him to achieve the highest results in multidirectional activities, are noted. Kulikov's successful teaching activity marked the beginning of the formation of the professional design school in Krasnoyarsk. He and his students have carried out the most significant design projects in the Krasnoyarsk Territory from the 1990s to the present. The program statements of the master about the importance of genuine professionalism in this field of activity are given. It is also shown that Kulikov was a bright graphic artist both in the author's techniques (ink, pen, pencil) and in print. A special position is occupied by animated films, the artistic significance and modernity of which is confirmed by the inexhaustible interest of the audience. Another touch to the creative portrait of Vladimir is his passion for calligraphy. Consideration of the versatile talent of Vladimir Kulikov characterizes him as a bright personality, his creative and pedagogical heritage requires further systematic study.

Текст научной работы на тему «ВЛАДИМИР КУЛИКОВ. ПЕРВЫЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ»

EDN: WCZVSE УДК 7.071.1

ТЕМА НОМЕРА

ISSUE SUBJECT

VLADIMIR KULI КО V. THE FIRST TOUCHES TO THE PORTRAIT

Marina V. Moskalyuk

Siberian Federal University

Siberian State Institute named after Dmitry Khvorostovsky Krasnoyarsk, Russian Federation

Maria P. Kulikova

Siberian State Institute named after Dmitry Khvorostovsky, Krasnoyarsk, Russian Federation

Abstract: This article examines the main directions of the creative biography of Vladimir Kulikov (1959-2022), designer; artist, teacher; and mentor, for the first time. Such personality traits as artistic talent, sociability, attentiveness to people, constant creative searches, which allowed him to achieve the highest results in multidirectional activities, are noted. Kulikov's successful teaching activity marked the beginning of the formation of the professional design school in Krasnoyarsk. He and his students have carried out the most significant design projects in the Krasnoyarsk Territory from the 1990s to the present. The program statements of the master about the importance of genuine professionalism in this field of activity are given. It is also shown that Kulikov was a bright graphic artist both in the author's techniques (ink, pen, pencil) and in print. A special position is occupied by animated films, the artistic significance and modernity of which is confirmed by the inexhaustible interest of the audience. Another touch to the creative portrait of Vladimir is his passion for calligraphy Consideration of the versatile talent of Vladimir Kulikov characterizes him as a bright personality, his creative and pedagogical heritage requires further systematic study.

Keywords: Kulikov Vladimir; design; graphics; animation; calligraphy; teacher-mentor.

Citation: Moskalyuk, M.V., Kulikova, M.P. (2023). VLADIMIR KULIKOV. THE FIRST TOUCHES TO THE PORTRAIT. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri iDaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 2(15). pp. 8-15.

М.В. Москалюк

Сибирский федеральный университет

Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Красноярск, Российская Федерация

В.М. Куликов. Куликово поле. Русские. Триптих. 2017. Бумага, карандаш. 190x260

Собственность семьи художника

V.M. Kulikov. Kulikovo field. Russians. Triptych. 2017. Paper, pencil. 190x260 Property of the artist's family

М.П. Куликова

Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Красноярск, Российская Федерация

ВЛАДИМИР КУЛИКОВ ПЕРВЫЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

В данной статье впервые рассматриваются основные направления творческой биографии Владимира Михайловича Куликова (1959-2022) - дизайнера, художника, педагога-наставника. Отмечаются такие черты личности как художественная одаренность, коммуникабельность, внимательность к людям, постоянные творческие поиски, что позволило ему достичь самых высоких результатов в разнонаправленной деятельности. Успешная преподавательская работа Куликова положила на-

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала, Сибири и Дальнего Востока | июнь 2023 FINE ART of the Urals, Siberia and the Far East | june 2023

чало созданию школы профессионального дизайна в г. Красноярске. Он и его ученики осуществили самые значимые дизайнерские проекты на территории Красноярского края с 1990-х годов по настоящее время. Приводятся программные высказывания мастера о значении подлинного профессионализма в данной сфере деятельности. Также показано, что Куликов был ярким художником-графиком как в авторских техниках (тушь, перо, карандаш), так и в печатных. Особое положение в его творчестве занимают анимационные фильмы, художественная значимость и современность которых подтверждена неиссякаемым интересом зрителей. Еще один штрих к творческому портрету Владимира Михайловича - его увлечение каллиграфией. Рассмотрение разностороннего таланта Владимира Куликова характеризует его как яркую личность, чье творческое и педагогическое наследие требует дальнейшего систематического изучения.

Ключевые слова: Куликов Владимир Михайлович; дизайн; графика; анимация; каллиграфия; педагог-наставник.

Куликов Владимир Михайлович (1959-2022)1 - один из основателей школы графического дизайна в Красноярске, талантливейший педагог-наставник, разносторонний художник-график с неповторимым авторским почерком. Конечно, прежде всего, Куликов - высокопрофессиональный дизайнер: разработчик региональных и туристических брендов знаковых территорий огромной России, создатель айдентики и фирменных стилей крупных фирм и институций, автор рекламных анимационных роликов. Но даже близкий к художнику круг совсем немного знает об этой уникальной личности. Данная статья является первой попыткой исследования его творчества, первыми штрихами к его творческому портрету.

«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье», - часто цитируемые есенинские строки неизменно вспоминаются, когда многие годы человек был рядом и все, что происходило во время профессиональных и личных контактов, воспринималось как само собой разумеющееся, повседневное. С уходом же человека возникает совершенно иной масштаб измерений, многое осознается заново и встает на свои места...

Владимир Михайлович, как вспоминают все близко знавшие его люди: друзья, коллегии и ученики, - был «негромким человеком», но он нес в себе яркий свет высокой культуры, таланта и знаний, которые заставляли слушать и слышать самую тихую его фразу. Нередко во время горячих дебатов по различным вопросам развития и становления дизайна на красноярской земле, в жюри международных и российских конкурсов по графическому дизайну, на просмотрах студенческих курсовых и дипломных работ именно его мнение и его замечания определяли

содержание и тон всей дискуссии. Ощущение тишины и внутреннего спокойствия, незримо возникавшее вокруг Владимира Михайловича, подкупало, помогало установить контакт с собеседниками, позволяло снять негативные аспекты и избежать лишних фраз.

Будучи одним из основоположников дизайна на сибирской земле, Владимир Михайлович весьма высоко оценивал целеполагание в данной профессии: «К сожалению, наш российский рынок дизайна исторически не очень правильно сложился. Речь идет о том, что, когда клиент приходил к дизайнеру (или человеку, который называл себя таковым) и говорил: „А можно сюда добавить чего-нибудь розовенького?" - дизайнер (или, подчеркиваю, тот человек, называвший себя дизайнером) добавлял это „розовенькое", хотя это для профессионала непозволительно. На мой взгляд, только у нас в России так много тех, кто, научившись нажимать на пару компью-

Куликов Владимир Михайлович. 2021

Kulikov Vladimir Mikhailovich. 2021

ISSUE SUBJECT I ТЕМА НОМЕРА]

Открытие выставки

«Владимир Куликов -наедине с карандашом». 2023. Красноярск

The opening of the exhibition "Vladimir Kulikov -alone with a pencil 2023. Krasnoyarsk

терных кнопок, считает, что он уже полноценный дизайнер, готовый работать с заказами. И по этой причине нашего российского клиента стал удовлетворять довольно низкий уровень дизайна» [4].

Персональная выставка Владимира Куликова «Наедине с карандашом», организованная семьей художника и его друзьями в мае 2023 года в выставочных залах Союза художников Красноярска, неожиданно «громко» раскрыла все грани разностороннего таланта мастера. Интерес к выставке и творчеству Владимира Куликова в художественных кругах и у зрителей непрерывно нарастал со дня вернисажа. Выставка, благодаря концепции, всесторонне продуманной М.П. Куликовой и П.В. Рыбаковой, гармонично совместила в себе академические по своей сути графические листы и иллюстрации, а также динамичные дизайнерские проекты. Герои Куликова с графических листов в виде трехмерных объектов вышли в зал и придали экспозиции столь необходимую ныне интерактивность.

ГРАФИК, ИЛЛЮСТРАТОР,

ДИЗАЙНЕР, АНИМАТОР

Для того чтобы лучше понять наследие Владимира Михайловича Куликова, нужно разделить его творчество на шесть магистральных направлений: его деятельность как классического художника-графика; как рассказчика рисованных историй, или комикс-рассказов; как художника-мультипликатора, создателя рекламных анимационных роликов и компьютерных игр; как дизайнера, разработчика фирменных стилей и брендов территорий; как мастера станковой и

классической каллиграфии и, наконец, как педагога, разработчика уникальных авторских программ и методик, причем достигшего высокого профессионального уровня во всех перечисленных случаях.

Работы мастера, связанные с первым направлением деятельности (классический художник-график), подразделяются на две большие группы: рисованные и печатные. Трудно отдать предпочтение той или иной форме: с одинаковым энтузиазмом и вдохновением он относился к любому виду графики, будь то гравюра, офорт, акватинта или просто рисунок. Его графика притягательна, ее хочется рассматривать, в ней всегда есть что разглядеть: свет и тень, ночь и день, белое и черное, линия, пятно, штрих, точка.

Куликов Владимир Михайлович - философ-иллюстратор, мастер рисованных историй. Все сюжеты его повествований продуманные, невероятно смешные и поднимащие настроение своей тонкостью и креативностью. Немногие «классические» художники могут позволить себе такую эмоциональную заразительность контрастности и осязаемую экспрессивность движения персонажей, которая свойственна рисункам Владимира Михайловича.

Любовь и интерес к рисованным историям в наибольшей степени раскрылись в анимации. Это одно из любимых увлечений мастера, его хобби. Сила этого искусства в том, что оно не требует перевода на другие языки. В анимации надо сочинять все - от первой линии на белом поле до последнего наслоения звука при перезаписи [8]. Как и в рисованных историях, все создается самим автором. На одной странице формата А4 в десяти с небольшим эпизодах кадроплана Владимир Михайлович рассказывает полноценную историю с завязкой, кульминацией, развязкой, с раскрытием характеров и тончайшим психологизмом. Он ухватывает обыденность и, разбавляя ее фантазией, гиперболизируя подробности на свой вкус, выжимает из нее весь спектр возможных эмоций. Видеоролики Владимира Куликова всегда неожиданны, построены на тонком юмористическом подтексте. Зачастую они перерастают свою функциональную рекламную задачу и становятся самостоятельными анимационными зарисовками. Показанные на выставке «Наедине с карандашом», они не только демонстрируют уникальный дар анимации, присущий

их автору, но и вызывают абсолютно живую, непосредственную реакцию зрителя.

С другой стороны раскрывается личность мастера в работе над созданием айдентики и фирменных стилей. Эта работа требует от дизайнера весьма основательно владения массой знаний, умений, навыков, чтобы не просто разбираться в вопросе, а уверенно творить [1; 2]. Дизайн - это не графика, где самовыражение художника стоит на первом месте. Дизайн - это, прежде всего, гармония взаимосвязи вещи / предмета / территории и человека, где важное место всегда будет занимать потребитель - его удобство, комфорт, чувства. Фирменные стили, региональные и туристические бренды и многие другие визуальные элементы бренд-айдентики - большая работа, великое вдохновение мастера, где все настолько хорошо, настолько выверено и на своих местах, что по-другому и быть не может.

Еще один штрих к творческому портрету Владимира Михайловича - это увлечение каллиграфией. Последняя является одной из разновидностей изобразительного искусства, которая добавляет красоту и характер в этот мир, служит средством художественного самовыражения автора и способом доступного отображения текстовой информации [3]. Красивое письмо оживляет слова на странице книги, в буквенных логотипах и элементах фирменного стиля, придавая работам утонченность и аристократизм.

ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК

И наконец, очень важное направление деятельности Владимира Куликова, которому он посвятил всю свою жизнь, - работа педагога-наставника. Он преподавал на разных площадках в ведущих вузах г. Красноярка - Сибирском государственном университете, Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хво-ростовского. Им написан справочник «Словарь терминов графического дизайнера» [9], адресованный студентам и преподавателям вузов. Актуальность этой темы обусловлена необходимостью использования «единого языка», принятого в профессионально-образовательной среде. Для иллюстрирования некоторых терминов им привлекались известные крылатые фразы, цитаты из литературных произведений.

Педагогический стаж Владимира Мргхайлови-ча - 35 лет. За этот период под его руководством прошли обучение более 700 студентов [6, с. 301]. Круглый стол «Педагог-наставник», проведенный параллельно с выставкой «Наедине с карандашом», показал уникальность педагогического дара художника-дизайнера. Ученики Куликова, которые уже сами стали профессорами и высококлассными специалистами в сфере дизайна, и студенты, еще не закончившие вуз, занимавшиеся у Владимира Михайловича в его последние преподавательские годы, многое вспоминали с необыкновенной теплотой. Практически все

B.M. Куликов. Виктор Петрович Астафьев. Портрет к книге «Затеей». 2008. Тушь, перо. 200x200 Собственность семьи художника

V.M. Kulikov. Victor Petrovich Astafiev. The portrait for the book "Zatesi". 2008. Ink, pen. 200x200

Property

of the artist's family

B.M. Куликов. Дмитрий Хворостовский. Портрет к фирменному стилю СГИИ имени Дмитрия Хворостовско-20. 2019. Бумага, угольный карандаш. 200x200

Собственность семьи художника

V.M. Kulikov. Dmitry Khvorostovsky. Portrait for the corporate style of the Siberian State Institute of Arts named after Dmitri Khvorostovsky. 2019. Paper, charcoal pencil. 200x200

Property

of the artists family

B.M. Куликов. Дмитрий Донской. Бумага, карандаш. 190x260

Собственность семьи художника

V.M. Kulikov. Dmitry Donskoy. Paper, pencil. 190x260

Property

of the artists family

выступающие отмечали высочаишие человеческие качества Учителя - доброту, терпение, умение точно и внятно объяснять самую сложную проблему - и тот бесценный профессиональный опыт, которым Куликов щедро делился. Владимир Михайлович любил ставить перед студентами неожиданные творческие задачи, например, нарисовать окно, не рисуя окна, что заставляло мыслить метафорически, развивало ассоциативный круг и, конечно, всемерно активизировало индивидуальность и интерес к творчеству.

Начал же свой наставнический путь Владимир Михайлович Куликов в тесном тандеме с супругой - Марией Павловной - в Красноярском государственном художественном институте (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) в 1987 году. Интересно, что переманил из столицы в Сибирь самых талантливых выпускников специальности «Декоративно-прикладное искусство (промышленная графика и упаковка)» Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское) нынешний заведующий кафедрой дизайна Степан Степанович Ливак. Сегодня невозможно представить, как бы

развивался дизайн на красноярской земле, если бы чета Куликовых не предложила и не внедрила в жизнь уникальную, творчески и методически выстроенную систему художественного образования в этой сфере. Система эта, опирающаяся на высочайшие традиции Строгановки, успешно работает и по сей день, пластично меняется с учетом современных тенденций, обогащается мудростью и опытом самого Владимира Михайловича, Марии Павловны и их учеников.

ПРОФЕССИОНАЛ

Всю «кухню» дизайна Куликов знал от а до я. Он был не только уникальным художников и педагогом, но и создателем и руководителем дизайнерских студий «Вездеход», «LOOK» и «Q-GROUP. Дизайн и производство рекламы». Множество успешно выполненных заказов свидетельствует, что он мог найти золотую середину между концентрированной информацией и эмоционально-образной составляющей любого дизайн-проекта [5; 7]. Отмеченная выше высокая культура и уникальный способ «негромкого общения» позволяли убеждать заказчика в правильности выбранного пути, при этом к каждому своему клиенту Куликов находил индивидуальный подход. В одном из своих интервью он так определял задачи дизайна: «В торговой марке все начинается, условно говоря, с „пошива пиджака". То есть владельцы торговых марок могут сколь угодно долго говорить о том, какие хорошие их товары и услуги, но пока не „сшит пиджак", пока нет запоминающегося зрительного образа, который дифференцировал бы себя на рынке, заявлять о себе бесполезно. У каждой марки должна быть своя фирменная стилистика. Эта стилистика и есть своего рода имидж марки» [4].

Охватывая все грани жизни и творчества мастера, мы видим, что Владимир Михайлович Куликов - это личность, для которой творчество являлось самоспасением, медитацией, неким ритуалом, тем, что не делать нельзя. Это один из способов познания мира и себя в мире, конечная бесконечность, допускающая бесчисленные исследования, которые никогда не будут завершены. Его наследие облагораживает нас тем, что помогает получить новый, недоступный до этого эмоциональный опыт и переживание. Оно позволяет почувствовать себя человеком, который живет, видит и чувствует. Вывод прост: художники ценны для общества тем, что вкладывают частицу искусства в каждого из нас.

Примечание

1. Владимир Михайлович Куликов (1959-2022) -художник, дизайнер, являлся членом Союза дизайнеров России, Международной ассоциации TYPOGRAPHIQUE ATypI, входил в состав правления Сибирской академии дизайна и в совет Красноярского краевого отделения Союза дизайнеров России. Подробная информация о работах проектах, созданных под руководством В.М. Куликова, его публикациях, посвященных дизайну: URL: https:// kgii.ru/structura/23-hf/design/129 5-kulikov-vladimir-mikhajlovich (дата обращения 31.05.2023).

Литература

1. Быстрова, Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2015.- 286 с.

2. Быстрова, Т.Ю. Философия дизайна: учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015,- 128 с.

3. Глазычев, В.Л. О дизайне. - Москва : Искусство, 1970. - 113 с.

4. Итигменева, И. Владимир Куликов: «Красота всегда стоит дорого». 05.10.2005. - URL: https://dela. ru/articles/17774/ (дата обращения 31.05.2023).

5. Лола, Г.Н. Дизайн как социо-культурный феномен (философский анализ) : автореф. дис. ... д-ра фи-лос. наук . - Санкт-Петербург, 1999. - 46 с.

6. Москалюк, М.В. Художественное образование / М.В. Москалюк, Т.М. Ломанова // Учить творчеству! К истории профессионального образования в области искусства в Красноярске. - Красноярск : Сибирский гос. ин-т имени Дмитрия Хворостовского, 2019. -С. 294-334.

7. Папанек, В. Дизайн для реального мира. - Москва : Д. Аронов. 2008. - 414 с.

8. Савинов, A.M. Рисунок в графическом дизайне. -Киров : Кировский филиал МГЭИ, 2014. - 112 с.

9. Словарь терминов графического дизайна: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров и магистров направления 54.03.01 «Дизайн». - Красноярск : Сибирский гос. ин-т имени Дмитрия Хворостовского, 2019. - 243 с.

References

1. Bystrova, T.Yu. Veshch'. Forma. Stil'. Vvedenie v filosofiyu dizajna [Items, Form, Style. Introduction into philosophy of design]. Yekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo Universiteta, 2015, 286 p.

2. Bystrova, T.Yu. Filosofiya dizajna: uchebno-metodicheskoe posobie [Philosophy of design: a study guide]. Yekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo Universiteta, 2015,128 p.

3. Glazychev, V.L. О dizajne [About design]. Moscow, Iskusstvo, 1970, 113 p.

4. Itigmeneva, I. Vladimir Kulikov: «Krasota vsegda stoit dorogo» [Vladimir Kulikov: "Beauty always takes its tall"], 05.10.2005, available at: https://dela.ru/ articles/17774/ (accessed 31.05.2023)

5. Lola, G.N. Dizajn kak socio-kul'turnyj fenomen (filosofskij analiz) : avtoref. dis.... d-ra filos. nauk [Design as social and cultural phenomenon (philosophical analysis). Extended Abstract of Doctoral (Philosophical sciences) Dissertation]. Saint Petersburg, 1999, 46 p.

6. Moskalyuk, M.V. Hudozhestvennoe obrazovanie [Art education] / M.V. Moskalyuk, T.M. Lomanova. Uchit' tvorchestvu! К istorii professional'nogo obrazovaniya v

В.М. Куликов. Князь Владимир. Иллюстрация к повести «Посланец» В.В. Илъющенкова. 2005. Бумага, ручка капиллярная. 130x170

Собственность семьи художника

V.M. Kulikov. Knyaz Vladimir. Illustration for the story "Messenger" by V.V. Ilyushchenkov. 2005. Paper, capillary pen. 130x170

Property

of the artists family

В.М. Куликов. Джангар. Говорящая гора. Иллюстрация к Калмыцкому народному эпосу. 1987. Граттаж. 130x170

Собственность семьи художника

V.M. Kulikov. Jangar. The talking mountain. Illustration for the Kalmyk folk epic. 1987. Grattage. 130x170

Property

of the artist's family

oblasti iskusstva v Krasnoyarske [Teach creativity! On the history of art professional education in Krasnoyarsk]. Krasnoyarsk, Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky, 2019, pp. 294-334.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Papanek, V. Dizajn dlya real'nogo mira [Design for the real world]. Moscow, D. Aronov, 2008, 414 p.

8. Savinov, A.M. Risunok v graficheskom dizajne

[A drawing in graphic design]. Kirov, Kirovskij filial MGEI, 2014, 112 p.

9. Slovar' terminov graficheskogo dizajna: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov-bakalavrov i magistrov napravleniya 54.03.01 «Dizajn» [A terminological dictionary of graphic design: a study guide for bachelor's degree students in design]. Krasnoyarsk, Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky, 2019, 243 p.

Об авторах

Москалюк Марина Валентиновна - доктор искусствоведения, профессор, почетный член PAX; Сибирский федеральный университет, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) E-mail: mawam@rambler.ru

Moskalyuk Marina Valentinovna

Doctor of Arts, Professor, Honorary Member of the Russian Academy of Sciences, Siberian Federal University, Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky

Куликова Мария Павловна - профессор Сибирского государственного институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, почетный член Союза дизайнеров России, член Международной ассоциации TYPOGRAPHIQUE ATypI

E-mail: concept_m@list.ru

Maria Pavlovna Kulikova

Professor, Honorary member of the Union of Designers of Russia, member of the International Association TYPOGRAPHIQUE ATypI, Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky

B.M. Куликов. Северный круг. 1985. Офорт. 240x350

Собственность семьи художника

V.M. Kulikov. Northern circle. 1985. Etching. 240x350

Property of the artist^ family

Круглый стол «Владимир Куликов -наедине с карандашом». 2023. Красноярск

The Round Table "Vladimir Kulikov -alone with a pencil". 2023. Krasnoyarsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.