Научная статья на тему 'Владимир Иванович Вернадский - акмическая личность (к 150-летию ученого)'

Владимир Иванович Вернадский - акмическая личность (к 150-летию ученого) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / БИОСФЕРА / НООСФЕРА / ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AKMEOLOGICAL / BIOSPHERE / NOOSPHERE / INTELLIGENCE / EDUCATION / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соловьева Наталья Викторовна

В статье сделана попытка представить жизненный путь В.И. Вернадского как предопределённый акмеологическими факторами, показать неординарность мыслителя, акмичность его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vladimir Ivanovich Vernadsky - akme-personality (the 150 anniversary of the scientist)

The article attempts to present the journey of V.I. Vernadsky as default akmeological factors. Shows the original thinker, akme his person.

Текст научной работы на тему «Владимир Иванович Вернадский - акмическая личность (к 150-летию ученого)»

Литература

[1]. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: ПИТЕР, 2003; Акмеологический словарь / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2004.

[2]. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. Москва- Воронеж: МПСИ, 2007.

[3]. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология управления. Казань: ЦИТ, 2008.

[4]. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. М.: ЦИТП, 1992.

[5]. ЗазыкинВ.Г., СмирновЕ.А. Психология и акмеология лидерства. М.: Элит, 2010.

[6]. Зазыкин В.Г. Особенности изучения акмеологического объекта // Акмеология - №3 - 2012.

[7]. ОгневА.С. Субъектогенез и психотренинг саморегуляции. Воронеж: ВГУ, 1997.

[8]. Под крылом Мясищева: к 60-летию КБ «Салют» посвящается /Ю.О. Бахвалов, А.В. Альбрехт, Л.И. Аристов и др. М.: Рестарт, 2011.

[9]. Смирнов Е.А. Личность руководителя. СПБ.: СПбГУ, 2005.

Соловьева Н.В.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ - АКМИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

(к 150-летию ученого)

«Корни всякого открытия лежат далеко в глубине, и как волны, бьющиеся с разбегу на берег, много раз плещется человеческая мысль около подготавливаемого открытия, пока придет девятый вал»

В.И. Вернадский

Сферы интересов, в которых Владимир Иванович достиг научного признания, опубликовав около 800 публикаций - проблемы биосферы и ее преобразования в ноосферу, кристаллографии и минералогии, геологии, философии и математики, а также целого ряда ин-тегративных наук - радиогеологии, биогеохимии, гидрохимии.

Он был исследователем истории науки и ее организатором, создав 24 детища - от Академии наук Украины, художественной библиотеки до

Предпосылками рождения феномена Вернадского являются уже выделенные акмео-логией факторы - наследственность и воспитание в семье, благодатный круг общения и учителя высокого нравственного и научного уровня, а также условия научной деятельности. Вместе с тем его расцвет как ученого приходится на тяжелые годы российского излома, когда многие деятели науки подвергались гонению. В.И. Вернадского вела по жизни уверенность в восхождении в расцвету ноосферы, в своих письмах к И.В. Сталину в 1941-1945 г.г. он писал о неизбежной гибели рейха, т.к. его идеология и действия противоречат законам развития ноосферы. Постоянная, неизменная во всех случаях жизни настроенность ученого на высокое, обобщающее мышление - характерная черта Вернадского.

В.И. Вернадский был представителем истиной интеллигенции, практически с детства склонный к объединению с людьми неординарными (кружок «Братство»; имение, специально купленное для общения в свободное время - «Приютино»), для него было понятно и естественно единство людей, вплоть до единства всего человечества. Его «сфера» как у Данте «небеса»: все поднимается ввысь, к вечному, неисчезающему. И призвание человеческой личности - в этом вечном движении вверх. «Со студенческих лет и на протяжении всей своей долгой жизни он утверждал духовные идеалы лучших представителей просвещенной России. Вернадский был в числе тех прогрессивных российских ученых, которые

активно защищали и распространяли знание как в стенах учебных заведений, так и участвуя в различных комиссиях и союзах по образованию, сотрудничая в педагогических журналах «Вестник воспитания», «Русские ведомости», «Полярная звезда» и др. Для него не было более важного государственного вопроса, чем вопрос о народном образовании. Думается, что и сегодня актуальной остается мысль Вернадского, выраженная в статье «Перед грозой» (1908): «Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей страны» [4, с. 26].

В ряду предшествовавших поколений рода Вернадских неординарной фигурой был дед - Василий Иванович, с благословения своей матери (но не отца) ушедший пешком из Чернигова в Москву обучаться в университете, профессором политической экономии Киевского, а затем Московского университета был Иван Васильевич, создатель экономических журналов.

«Радость жизни мальчику приносили мысли и книги, разговоры с отцом и с двоюродным дядей Евграфом Максимовичем Короленко (дедушкой известного писателя В.Г. Короленко, с которым они впоследствии будут вместе работать в газете и типографии, при общении Владимир отмечал его постоянную «внутреннюю занятость чем-то» и предсказывал ему блестящее будущее - как известно, прогноз сбылся). Навек остались у Владимира Ивановича в чистой памяти детства темные зимние звездные вечера, когда перед сном он ходил с дядей гулять по тихим улицам Харькова, Оба любили небо, звезды, особенно Млечный Путь; оба любили - один рассказывать, другой слушать. После таких рассказов падающие звезды оживлялись воображением мальчика, Луна населялась необыкновенными существами, и жажда постигнуть космос обращалась в тайную страсть [3, с. 17]. Эти идеи перекликаются с современными идеями о том, что у биосферы есть будущее - ноосфера, но ей противодействует глобальная разобщенность человечества. Игнорировать ноосферу нельзя! Последователь В.И. Вернадского Б. Соколов обосновывает свое спокойствие за судьбу биосферы тем, что ее регулятором является человек со своим разумом. В индивидуальном смысле это так, но когда мы наблюдаем за поведением людей, то должны признать - ошеломляющий прогресс губителен для ноосферы. Но человечество не решается остановить техническую деятельность, не пресекает, а усиливает действие техногенной среды, т.е. оно скорее погибнет от цивилизации (это не аналог культуры, о чем говорил еще Н.А. Бердяев), не лишая миллионы работы, боясь сделать шаг назад или сторону в движении к прогрессу. Биологический же вид благополучно вернется в первичную фазу.

Его жизнь случайным и неслучайным образом пересеклась со многими людьми, например, с В. Ульяновым в марте 1887 года, когда младший брат арестованного студента-зоолога приехал к другу Владимира Ивановича С. Ольденбургу, узнать подробности деятельности брата (накануне обыска В.И. Вернадский уничтожил компоненты динамита, хранившиеся в доме). Впоследствии С.Ф. Ольденбург был секретарем Академии наук, и в сложное время она была спасена. Определил жизненный путь В.И. Вернадского в момент его выбора между историей, астрономией и естествознанием его гимназический друг Андрей Николаевич Красин. Выбор сделали, исходя из состава профессуры факультета (т.е. выбрали своих учителей сами), среди которых были Менделеев, Бекетов, Меншуткин, Бекетов, Докучаев, Сеченов, Вагнер, Петрушевский, Воейков, Иностранцев. «На лекциях многих из них - на первом курсе на лекциях Менделеева, Бекетова, Докучаева - открылся перед нами новый мир, - вспоминал впоследствии В.И. Вернадский, - и мы все бросились страстно и энергично в научную работу, к которой мы были так несистематично и неполно подготовлены прошлой жизнью» [3, с. 26].

Учителя как акмеологический фактор мощно влияли как на создание новых наук, так и становление научных школ, где верные ученики становились достойными преемниками. О Василии Васильевиче Докучаеве его ученик В.И. Вернадский говорил: «Это была крупная, своеобразная фигура... и всякий, кто с ним сталкивался, чувствовал влияние и сознавал силу его своеобразной индивидуальности. В истории естествознания в России в течение 19 века немного найдется людей, которые могли бы быть поставлены наряду с ним по влиянию, какое они оказывали на ход научной работы, по глубине и оригинальности их обоб-

щающей мысли». В 1882 году в поле, на заре (во время экспедиции) Докучаев сказал ученику: «Я думаю, коллега, что когда-нибудь появится новая наука, она будет изучать не отдельные тела, явления и категории их, а сложные взаимоотношения между ними, вековечную, закономерную связь между телами и явлениями, между живой и мертвой природой» -это был момент сильнейшего влияния, т.к. учитель, как человек сильной воли и ясного ума, подавлял собой многих , с кем имел дело. Но в то же время он умел выслушивать правду, правильно воспринимать резкость возражений от близких ему людей и учеников. Значение, жизненность идей выясняются не сразу, и тот, кто идет новым путем в науке или искусстве, или в любой области жизни, должен быть готовым к сопротивлению среды, должен иметь силы на борьбу с ним, преодоление его. Владимир Иванович выше всего ставил в нем то, что Докучаев «вел жизненную, нужную, новую работу, прокладывал в науке новый путь» на глазах своих учеников, которые «перечувствовали и пережили создание нового» [3, с. 31-34].

Мысли о науке и высшем образовании постоянно возникают в трудах В.И. Вернадского. «Первой, основной задачей высшего образования является быстрая и полная передача завоеваний науки и техники по возможности широким слоям молодого или взрослого населения, введение их в общее сознание и этим путем быстрое использование в жизни полученных результатов» [1, с. 342]. «Наряду с ростом науки и новейшей историей высшей школы надо принять во внимание демократизацацию жизни, ее большую гуманность, все увеличивающийся рост демократии, все подымающееся значение в жизни - демократических норм и принципов. ... демократизация жизни и тесно связанное с ней уважение ко всякой без исключения человеческой личности исторически были прямым и непосредственным следствием научных успехов и роста научных знаний и научной техники.

По самым основам своим наука является глубоко демократичной, т.к. она имеет своим источником только силу ума и глубину вдохновения человеческой жизни, и в своих результатах абсолютно не связана с какими-нибудь определенными формами общественного строя. Для нее наиболее благоприятны и наиболее ей желательны такие формы общественности, которые дают возможность, с одной стороны, наиболее ярко проявляться богато одаренным личностям, а с другой стороны, позволяют наиболее полно провести в жизнь организацию коллективной научной работы, использовать для этого по возможности жизнь каждой человеческой особи» [1, с. 245].

«Научное знание есть единственная форма духовной культуры, общая для всего человечества, не зависящая в своей основе от исторического или географического места и времени. Только наука и тесно связанная с ней техника вызывают единство культуры для всего человечества, достигает того, к чему напрасно стремились различные формы религии и школы философии» [1, с. 247]. Научное творчество для В.И. Вернадского - высшая ценность, но вместе с тем - возможность найти жизненную опору. «Наука дает нам возможность найти .прочную опору жизни не только в своих результатах, достижениях научной работы, в научных истинах, но и в самом процессе научной работы, в вызванных научными исканиями построениях нашего жизненного пути. Для этого мы должны научной мыслью охватить самый процесс научной работы, поставить в научном обосновании вопрос о ее целях и ее задачах» [2, с. 72].

Сегодня наша наука переживает не лучшие времена, но и 1918 год был не благоприятен для естественных наук, которыми занимался В.И. Вернадский, и тем не менее пророчество ноосферы возникает в это время; ноосферное мышление - мышление 21 века, обосновывается в годы Великой Отечественной войны, и объяснение этому дается ученым на съезде естествоиспытателей: « . для чего и почему мы ведем научную работу и как должна меняться наша научная работа в вихре политических, социальных, национальных потрясений? Должна ли она вообще меняться? Я думаю, что она меняться не должна, Её задача глубже и шире. В изменчивом бурном потоке переживаемой нами мировой катастрофы, где как щепка, несется человек и где рушились и пошатнулись вековые и новые устои, наш устой - научная деятельность - остался нетронутым. остались прочными и не сдвинулись с места, выросли и углубились в буре и натиске те цели жизни, какие наука дает своим служителям» [2, с. 72 [.

Чем оправдывается научная деятельность?

Жизнь имеет ценность как искание истины, достижение наибольшего проявления человеческой личности, ее блаженства или ее раскрытия; жизнь человека имеет значение как облегчение страданий окружающих, служение ближнему, проявление чувства любви и сострадания; жизнь имеет значение как проявление нравственного закона справедливости, устройства жизни личности в обществе, построенном на нормах нравственного закона [2, с. 73].

На этих позициях стоял до последнего дня своей жизни В.И. Вернадский, постоянно расширяя сферу интересов, неожиданным для других образом находя «кусочки времени» для чтения научной литературы по другим специальностям, на многих языках (он удивлялся, как может ученый не знать других языков), по различным направлениям (он удивлялся, как ученый может не интересоваться происходящим в других науках), он же постоянно размышлял, сопоставлял природные явления. Например, прочитав о подсчете в 1889 г. Ка-рутерсом масштаба грандиозного перелета саранчи с берегов Северной Африки в Аравию (туча занимала пространство в 5967 квадратных километров и весила 44 миллиона тонн), приват-доцент Московского университета по кафедре минералогии В.И. Вернадский, выделил для никого не удивившего явления «кусочек времени» (его наименование), а дома -новую папку «Живое вещество» - это и была основа огромного открытия, сделанного им через 30 лет. Помощнику же, удивившемуся интересу к биологическому явлению (ведь мы не энтомологи, не физиологи, не биологи), Владимир Иванович сказал: «Да, мы с вами не биологи, но тут есть какая-то мысль! А из истории науки и опыта я знаю, какие неожиданные последствия бывают от случайно брошенной мысли, если она коснется ума и воли искренней человеческой личности в нужный момент... Один такой случай нередко оправдывает всю жизнь!» Эти факты потребовались в дальнейшем для определения биосферы как живого планетного тела, формирующего вокруг себя среду.

Литература

[1]. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни.- М.: Советская Россия, 1989.

[2]. Вернадский В.И. О научном творчестве и моральных ценностях // В.И. Вернадский о науке.

Т.2: Научная деятельность. Научное образование. Спб.,2002.- С. 70-78.

[3]. Гумилевский Л.И. Вернадский. М.: Молодая гвардия, 1967.

[4]. Мейдер В. Владимир Иванович Вернадский - просветитель и педагог // Здравый смысл.

№2(35). С. 26-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.