Научная статья на тему 'Владимир Чванов: годы работы как этапы создания двигателей'

Владимир Чванов: годы работы как этапы создания двигателей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наталья Леонидовна Бурцева

20 апреля 2020 года Владимиру Константиновичу Чванову исполнилось 84 года. В этом же году лауреат государственных премий СССР и РФ, заслуженный испытатель космической техники, доктор технических наук отметил профессиональный юбилей 60 лет работы в НПО «Энергомаш» и юбилей своего детища 20 лет прошло со времени запуска первой американской ракеты «Атлас» с российскими двигателями РД-180. О пути в профессию, о принципах руководителя и о том, как сохранить бодрость духа и работоспособность на многие годы, конструктор рассказал корреспонденту журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VLADIMIR CHVANOV: YEARS OF WORK AS STAGES OF CREATION OF ENGINES

April 20, 2020, Vladimir Konstantinovich Chvanov turned 84 years old. In the same year, the ussr and rf state prize laureate, honored tester of space technology, doctor of technical sciences celebrated his professional anniversary 60 years of work at npo energomash and the anniversary of his brainchild 20 years have passed since the launch of the first american atlas rocket with engines RD-180. The ASJ permanent correspondent Natalya Burtseva talked to the legendary designer about the path to the profession, russian rocket engines and how to remain cheerful and functional for many years.

Текст научной работы на тему «Владимир Чванов: годы работы как этапы создания двигателей»

ЮБИЛЕИ I ANNIVERSARY

УДК 629.7.051

DOI: 10.30981/2587-7992-2020-103-2-90-95

VLADIMIR CHVANOV:

YEARS OF WORK AS STAGES OF CREATION OF ENGINES

Natalia L. BURTSEVA, ^^ЦЩь, Наталья Леонидовна БУРЦЕВА,

Professor, Department of Journalism, Institute of преподаватель факультета журналистики

Mass Media, Russian State University for the Hu- ЩЩ~ - Института массмедиа РГГУ, аспирант,

manities, postgraduate student, Korolev, Russia, > Kvl Королёв, Россия,

natalya.burtseva@rsce.ru natalya.burtseva@rsce.ru

APRIL 20, 2020, VLADIMIR KONSTANTINOVICH CHVANOV TURNED 84 YEARS OLD. IN THE SAME YEAR, THE USSR AND RF STATE PRIZE LAUREATE, HONORED TESTER OF SPACE TECHNOLOGY, DOCTOR OF TECHNICAL SCIENCES CELEBRATED HIS PROFESSIONAL ANNIVERSARY - 60 YEARS OF WORK AT NPO ENERGOMASH AND THE ANNIVERSARY OF HIS BRAINCHILD - 20 YEARS HAVE PASSED SINCE THE LAUNCH OF THE FIRST AMERICAN ATLAS ROCKET WITH ENGINES RD-180. THE ASJ PERMANENT CORRESPONDENT NATALYA BURTSEVA TALKED TO THE LEGENDARY DESIGNER ABOUT THE PATH TO THE PROFESSION, RUSSIAN ROCKET ENGINES AND HOW TO REMAIN CHEERFUL AND FUNCTIONAL FOR MANY YEARS.

20 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА ВЛАДИМИРУ КОНСТАНТИНОВИЧУ ЧВАНОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 84 ГОДА. В ЭТОМ ЖЕ ГОДУ ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕМИЙ СССР И РФ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ДОКТОР ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ОТМЕТИЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЮБИЛЕЙ - 60 ЛЕТ РАБОТЫ В НПО «ЭНЕРГО-МАШ» И ЮБИЛЕЙ СВОЕГО ДЕТИЩА - 20 ЛЕТ ПРОШЛО СО ВРЕМЕНИ ЗАПУСКА ПЕРВОЙ АМЕРИКАНСКОЙ РАКЕТЫ «АТЛАС» С РОССИЙСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ РД-180. О ПУТИ В ПРОФЕССИЮ, О ПРИНЦИПАХ РУКОВОДИТЕЛЯ И О ТОМ, КАК СОХРАНИТЬ БОДРОСТЬ ДУХА И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НА МНОГИЕ ГОДЫ, КОНСТРУКТОР РАССКАЗАЛ КОРРЕСПОНДЕНТУ ЖУРНАЛА.

ВОЕННОЕ ДЕТСТВО

Владимир Чванов: Когда немцы подошли к Воронежу, начали бомбить и Тамбов. Нас посадили в поезд, но на узловой станции Кочетовка эшелон разбомбили. И мы 33 дня шли пешком. Мне было пять лет. С тех пор я ничего не боюсь.

В школу я пошел в 1943 году. Напротив нее было разрушенное здание штаба. Мы забрались туда с ребятами, и в результате у меня оказались шесть гранат, две противопехотные мины, патроны. Поэтому я был очень опасным парнем. (Смеется.)

НЕСЛУЧАЙНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ

Владимир Чванов: Когда я окончил школу, из Тамбова приехал в Куйбышев (Самару) поступать в институт. Подал документы в Политехнический и уже перед началом учебного года на спортивной площадке встретился с ребятами — студентами Куйбышевского авиационного института. И прямо во время игры они меня быстро переагитировали: «Неправильно ты выбрал дорогу, пойдем в авиационный!» Буквально без моего участия перенесли документы. Заканчивал я в итоге как специалист авиационного моторостроения.

Последние два курса института работал в КБ Кузнецова и занимался темой «Охлаждаемые лопатки турбины». Защитил диплом, и меня отправили на завод Фрунзе.

Так я оказался в сборочном цехе, где начиналась сборка ракетного двигателя. На заводе работали 27 тысяч человек, и около 7% персонала были брошены на создание жидкостного ракетного двигателя. Это было самое начало, и перед нами встало очень много вопросов — технических, технологических. В технологическом бюро я стал заниматься новым направлением: впервые в цехе сборки производилась настройка двигателя.

добиваться цели научил спорт

Владимир Константинович Чванов — чемпион по прыжкам с трамплина, атакующий защитник сборной по баскетболу. До 58 лет он играл за сборную «Энергомаша».

Владимир Чванов: Олимпийским чемпионом я не стал. Но играл за молодежную сборную города Тамбова, за Куйбышевский институт, за «Энергомаш». В 1953 году стал чемпионом среди юношей по прыжкам с трамплина. Все это было помимо работы.

Когда шла война, воспитание было другим. Спортивные соревнования проводились как военные, мы с детства воспитывались в духе лидерства. Я не мог проигрывать. Поэтому когда приходило время — выкладывался.

годы работы как этапы создания двигателей

Д-120 для второй ступени ракеты «Зенит», РД-180 для ракеты «Атлас», РД-191 для «Ангары» — каждый двигатель Владимир Чванов как главный конструктор НПО «Энергомаш» старался сделать лучшим не только в стране, но и в мире. Он внес большой вклад в переговоры с американцами по поставке российских двигателей, которые выведены из-под американских санкций.

Владимир Чванов: В США велись трудные переговоры, когда мы искали коммерческое применение нашего двигателя. Шли этапы конкурса, а я с находился в Сан-Франциско с другой миссией. И вдруг я узнаю, что в Лос-Анджелесе Гарри Мункер делает окончательный выбор — РД-180. Мы вылетели, но переговоры прошли неудачно, и тут поступило предложение от другой частной компании: надо отправляться в Вашингтон... В итоге все сложилось.

Сегодня Владимир Константинович — советник генерального директора НПО «Энерго-маш». Кабинет главного конструктора передается по служебной лестнице. Там, где когда-то работал Валентин Глушко, 20 лет работал и Владимир Чванов. Сегодня этот пост занимает Петр Лёвочкин.

г и

Наше поколение не считало время. В сутках должно быть столько часов, за сколько я смогу выполнить поставленную передо мной задачу.

г

Петр Лёвочкин о Владимире Чванове

Работа под руководством Владимира Константиновича — это школа! Когда надо, он может ввернуть суровое слово, когда надо — похвалит. В быту он интеллигент, как и вся его семья. Он вырастил детей, которые окончили школу с медалями. А его ученики — это продолжение его собственной школы, развитие которой для него — одна из важнейших задач. Дело, которому он служит, развивается. Мы принимаем во внимание все его идеи.

Владимир Константинович — лауреат многих премий. Медали, ордена, благодарности и знаки отличия... Но главным для него остается по сей день космос.

грандиозные задачи вдохновляют

Владимир Чванов: Стиль у меня такой: моя жизнь — это моя специальность. Вдохновляет то, что сегодня перед ракетно-космической отраслью стоят грандиозные задачи, происходит смена поколений. Формируется программа развития космической отрасли до 2030 года и далее. Я хочу помочь в решении всех связанных с этим вопросов.

Мы имели непосредственное отношение к тем двигателям, на которых полетел Гагарин. Мы взаимодействовали с заводом «Прогресс», на котором собирались ракеты Р-7, сопровождали монтаж двигателей на ней. Это было большой гордостью. Я отлично помню 12 апреля 1961 года. Наше участие в разработках, конечно, было засекречено, поэтому радость была со слезами на глазах, мы гордились как бы про себя.

Так же, ранее, при запуске первого спутника 4 октября 1959 года каждый из нашего бюро радовался, что внес лепту в это «впереди планеты всей».

Слово «увольнять» из лексикона исчезло, поменялось на «оптимизировать». «Когда вас уже оптимизируют?» — спрашиваю я у своих возрастных коллег. Отвечают: «Если нас оптимизируют, кто же будет работать?»

J

ПРИМЕР РУКОВОДИТЕЛЯ

Валентин Петрович Глушко, имя которого носит НПО «Энергомаш», был непосредственным руководителем Владимира Чванова. Он организовал перевод Владимира Константиновича из Самары в Москву и навсегда остался для него примером руководителя.

Владимир Чванов: Я не был в команде его постоянных учеников или доверенных людей, но он сделал меня начальником отдела и научил составлять документы. Валентин Петрович никогда не тратил время на разговоры, всегда требовал прямого неукоснительного ответа. Хвалить он не любил, но если высоко ценил работу — это было заметно по отношению.

Когда потребовалось запустить трех космонавтов в скафандре после аварии «Восхода-2», он много делал, чтобы включить в работу компонент циклин. Так и потребовал от нас: «Чтобы я через час увидел план внедрения циклина, план создания нового двигателя на новом топливе!» И мы сделали! Я храню этот план, он был принят безоговорочно.

Глушко принял на себя командование РКК «Энергия» после неудачного внедрения Н-1. Прошел много сложностей на пути создания двигателя, спорил с руководством страны, с Че-ломеем, с Янгелем! Это человек, который защищал до конца идею, в которой был уверен.

Коллектив «Энергомаша» чествует Владимира Чванова (фото с сайта engine.space)

Коллектив «Энергомаша» чествует Владимира Чванова (фото с сайта engine.space)

СЕКРЕТЫ БОДРОСТИ ДУХА

Конструктор Владимир Константинович Чванов на рабочем месте 6о лет. 20 из них — во главе конструкторского бюро по разработке российских двигателей.

Владимир Чванов: Я не думаю, что есть какой-то особенный рецепт. Хорошая память у меня от профессиональных тренировок. Главный совет — работайте, ребята, работайте! Очень полезно при этом заниматься не спортом, а физкультурой.

Я везде все делал с надрывом.

Что сказал бы я себе мальчишке-студенту? Ничего не бойся, иди вперед и делай так, как тебе подсказывает твоя совесть. Когда человек боится ошибиться — он умер. Если не боится — живет.

© Бурцева Н.Л., 2020 История статьи:

Поступила в редакцию: 20.03.2020 Принята к публикации: 17.04.2020

Модератор: Дмитрюк С.В. Конфликт интересов: отсутствует

Для цитирования:

Бурцева Н.Л. Владимир Чванов: годы работы как этапы создания двигателей // Воздушно-космическая сфера. 2020. № 2. С. 90 - 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.