Научная статья на тему 'Включение участников открытых сетей в исследовательскую деятельность'

Включение участников открытых сетей в исследовательскую деятельность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Включение участников открытых сетей в исследовательскую деятельность»

ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОТКРЫТЫХ СЕТЕЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Е.Д. Патаракин

Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород, Россия

Во второе десятилетие своего развития Всемирная Паутина перестала быть средой передачи информации и транспортным каналом доставки знаний для потребителей. Она стала средой, где люди находятся постоянно и где они думают и действуют вместе. Всемирная Паутина в ее сегодняшней форме получила название Веб 2.0. С технической точки зрения Веб 2.0 -это новые протоколы, языки и стандарты. С педагогической точки зрения это - «паутина сотрудничества и соучастия» [1]. Современные пользователи сети сами являются сетевыми авторами и могут добавлять в сеть свои статьи, фотографии, аудио- и видеозаписи, оставлять свои комментарии, формировать дизайн своих страниц. В эпоху телевидения и Веб 1.0 разработчики учебной среды создавали и фильтровали учебные потоки, конечными потребителями которых были ученики. На современном этапе разработчики учебных систем и дизайнеры учебных сетей должны планировать деятельность таким образом, чтобы ученики могли не только знакомиться с содержанием и обсуждать его, но и выступать в роли активных создателей

информационного контента. Серьезным вызовом для организаторов и дизайнеров сетевых проектов является создание условий, в которых массовая деятельность участников завершалась бы не выдвижением отдельных мнений и пожеланий, но созданием коллективных статей и проведением совместных исследований.

Сетевые концепции и модели широко используются в различных областях современной науки: в математике,

социологии, семиотике, биологии, медицине, образовании. В форме сетей или графов могут быть представлены самые разные структуры:

- множество городов (вершины графа) и соединяющие их дороги (ребра графа);

- элементы электрической схемы (вершина) и соединяющие их провода (ребра);

- сети научных публикаций, узлами которых являются статьи и авторы;

- киносети, подобные IMB, узлами которых являются фильмы и их создатели;

- веб-страницы (вершины) и

соединяющие их ссылки (ребра).

Теория графов получила широкое развитие в 50-е гг. XX в. в связи со становлением кибернетики и развитием вычислительной техники, когда началось систематическое изучение графов и их применение в теории программирования и при построении вычислительных машин. Для представления графов было разработано множество программных средств. Одним из наиболее популярных остается

разработанный специалистами лаборатории AT&T пакет утилит по автоматической визуализации графов Graphviz. Этот пакет позволяет записывать связи между объектами в виде простых отношений и представляет эти отношения в виде графа. Программа принимает описания отношений и элементов множеств, на которых определяется граф, и добавляет к этим лишенным всяких геометрических атрибутов описаниям дополнительную информацию, позволяющую «нарисовать» картинку графа. Для использования Graphviz требуется применять примитивный язык описания графов dgl. Основные понятия языка:

- граф;

- узел графа - элемент множества;

- ребро графа, соединяющее вершину N с вершиной M.

Большинство схем в данном тексте сделано при помощи средства Graphviz. Например, простейший граф,

представленный на рисунке 1, в языке dgl описывается простейшим же выражением А -> Б

Рис. 1. Схема простейшего графа

Категория сети является конструкцией, которая позволяет мыслить определенным образом и применять опыт, полученный в одной области знаний, к другим областям. Тот факт, что феномен рассматривается как сетевой, означает для исследователя, что для анализа этого феномена можно приложить уже существующий разработанный аппарат. Аналогии и сходства между построением сайтов и городов, их посещаемостью и заселенностью будут правомерны, поскольку в отношении этих объектов действуют общие сетевые закономерности. Сеть открывает людям новые возможности для размышления, общения и обучения. Рост интереса

к изучению и наблюдению за формированием сетей способствовал созданию специализированных средств, которые помогают наблюдать и изучать динамику сети. Использование сетевых идей в социологии привело

к формированию модели социальной сети. Узлами в таких структурах являются социальные объекты (люди или организации), ребрами - социальные взаимоотношения. Первые шаги в изучении структуры социальных сетей были сделаны Стенли Милгрэ-

мом [3], который провел эксперименты по изучению протяженности социальной цепочки, отделяющей одного человека от другого. В дальнейшем проводились эксперименты по определению расстояния и топологии разнообразных сетей -киноактеров, брачных объявлений и т. п. Интерес к сетевым феноменам был продиктован, прежде всего, развитием сети Интернет. Дальнейший рост популярности сети был связан с созданием Всемирной Паутины - всемирной коллекции взаимосвязанных гипертекстовых

документов. Общие закономерности сетевых образований, методы их описания и анализа представлены в работах Дункана Уоттса [4] и Ласло Барабаши [2]. С развитием сетевых и компьютерных технологий в нашем распоряжении появились дополнительные возможности для анализа и моделирования развития сетей.

Вики как сеть

Среди многообразия способов организации совместной деятельности наибольший интерес вызывают викисистемы, в которых авторы работают над вики-страницами коллективных

гипертекстов. В вики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает вики наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой могут писать группы и сети участников. Вики выглядит очень демократичным и доступным средством, но за этой общедоступностью скрывается тотальный контроль за всеми изменениями. Данные

о количестве авторов, страниц, статей, файлов и редактирований постоянно открыты для доступа. Для каждого автора можно проследить вклад, который он внес в развитие вики-сети, - созданные статьи, загруженные файлы, редактирования статей. Для каждой статьи можно проследить полную историю ее создания, обсуждения и редактирования.

В нашей работе предложены простые решение, основанные на общедоступных таблицах Google и возможностях пакета graphviz, которые позволяют участникам самим анализировать развитие вики-сети, наблюдать и исследовать графы совместного редактирования отдельных страниц, категорий и всей сети вики-проекта Летописи.ру.

В российском образовании среда вики представлена прежде всего проектом Летописи.ру (http://letopisi.ru) и его региональными клонами. Одним из результатов развития проекта «Летописи» стало распространение технологии совместного конструирования знаний на базе технологии вики в целом ряде педагогических вузов России. В настоящее время вики-клоны проекта Летописи действуют

в более чем в 30 педагогических вузах России. Сегодня, когда со старта проекта прошло более четырех лет, мы можем

использовать наработанный материал для построения на его фундаменте учебных проектов нового сетевого типа. Мы можем использовать Летописи как сеть, узлами которой являются страницы и создающие эти страницы участники. Вики-технология, которую использует площадка, позволяет вести коллективное редактирование и конструирование. Более того, викитехнология позволяет отслеживать историю этих совместных процессов и анализировать процессы соучастия. Используя историю страниц, мы можем измерить степень совместного редактирования. Совместив в одном пространстве двудольного графа страницы и участников, которые эти страницы редактировали, мы можем увидеть группы людей, объединенных общими социальными объектами.

Для наблюдения динамики роста числа авторов и объектов внутри вики-сетей мы воспользовались тем, что MediaWiki отдает в открытый доступ свою статистику. И если мы обратимся к конкретной вики с запросом, то она нам отдаст некоторые данные о себе -

количество авторов, число страниц и т. д. Например, на запрос в строке браузера: http://letopisi.ru/index.php/Special: Statistics?action=raw

Мы получаем страницу с данными: total= 155844;good=39806;views=286705 94; edits=714795;users=38594;activeusers=209; admins=19;images=65180;jobs=0

Это динамические данные, и они постоянно обновляются. Для обработки и представления данных использовались таблицы Google. У сетевой электронной таблицы есть неочевидное преимущество -данные могут поступать в нее из внешних источников. Нам достаточно определить источник и форму обработки и представления данных, а все дальнейшие действия будет выполнять наша таблица. Достаточно указать в ячейках электронной таблицы:

=ImportData("http://letopisi.ru/index.php/ Special:Statistics?action=raw") для Летописи Или

=ImportData("http://resource.ippk.ru/media wiki/index.php/Special:Statistics?action=raw") для ХабаВики

Рис. 2. Число участников и объектов в образовательных вики

В реальной ситуации сетевого сообщества к коллективному гипертексту постоянно добавляются новые статьи, страницы участников и медийные файлы. Число таких новых несвязанных объектов может быть так велико, что система

переходит в менее организованное состояние.

Отношение количества статей к числу зарегистрированных авторов. Как

показывают данные из нескольких

сообществ, количество зарегистрированных участников и количество статей - достаточно

близкие цифры. По ряду серверов участников даже больше, т. е. есть участники, которые зарегистрировались и не написали ни одной статьи. Такое положение дел достаточно часто встречается в сетевых сообществах, поскольку обычное

распределение соответствует цифрам 1:10:90

- 1 % участников организует деятельность, 910 % активно участвуют и 90 % наблюдают за деятельностью, не принимая участия. Само по себе отношение числа к статей к числу авторов есть достаточно нейтральный характер. А вот его постоянное снижение, которое мы зафиксировали в Летописи за последние полгода, свидетельствует о том, что доля пассивных наблюдателей растет, а доля активных авторов снижается.

Отношение количества загруженных файлов к числу статей. Рост этого отношения сообщает об угрозе сообществу -участники начинают перегружать свои статьи фотографиями и схемами. Фотографии и схемы внутри вики-сети -всегда тупиковые узлы, из которых не могут быть образованы новые связи. Иногда рост числа загруженных файлов означает, что участники начинают использовать ресурсы сообщества в своих личных целях - для хранения собственных документов, музыкальных и видеофайлов. По большинству образовательных вики количество загруженных файлов превышает число статей, и это должно служить предупреждением об опасности.

Необходимо подчеркнуть, что динамические данные о количестве авторов,

статей и файлов в российских образовательных вики сетях доступны по адресу:

http : //spreadsheets.google.com/pub?key=p Q7RVZh28cQfm90J9wjLSIg&output=html Любой заинтересованный участник проекта может использовать эти данные для наблюдения за развитием образовательных вики проектов и проведения самостоятельного исследования.

Связи между статьями

Для того чтобы проанализировать отношения между статьями, достаточно подсчитать распределение обратных связей внутри гипертекста. Для каждой статьи внутри вики может быть получено число других статей, которые ссылаются на данную статью. Распределение обратных ссылок может быть использовано в качестве меры взаимосвязанности гипертекста и в качестве меры взаимосвязанности сетевого сообщества. Чтобы получить данные о количестве обратных связей, достаточно запросить у вики полный список страниц, на которые больше всего ссылок.

http://letopisi.ru/index.php/Special : MostLin kedPages&limit=5000&offset=0

Обработав этот список, мы получаем распределение обратных ссылок.

На следующей диаграмме представлено распределение обратных ссылок между статьями в сети Летописи.ру в марте 2010 г.

Рис. 3. Распределение обратных ссылок. Летописи. Март 2010

Как показывает диаграмма,

распределение обратных ссылок внутри гипертекста носит крайне неравномерный характер, свойственный безмаштабной сети. Большинство статей связаны с очень небольшим числом других документов, и только небольшое количество статей действительно популярны, и с ними связано множество других документов. Так, в нашем гипертексте есть единицы статей, число ссылок на которые измеряется сотнями (при том, что общее количество статей почти 40 тысяч). Подавляющее большинство статей слабо связаны с остальным текстом, и на них ссылается очень небольшое число статей. Более 12 тысяч статей в сети Летописи связаны с другими статьями только с двумя обратными ссылками. Несколько десятков тысяч статей вообще не связаны с гипертекстовой сетью.

Связи между авторами

Для каждой вики-статьи хранится ее полная история, в которой указано время всех изменений, имя участника, внесшего редактирования, и количество байтов, которые он добавил в файл статьи. Из этого в строке нужно оставить только «Имя Фамилия» и подсчитать, сколько раз такая строка встречается в истории страницы. В результате для конкретной страницы мы получаем следующий перечень авторов, для каждого из которых указано количество

редактирований. Эти строки конвертируются для пакета GraphViz в строки, где указаны связи между редактором и страницей.

После того как эти строки размещаются в контейнере ^гарЬу1г>^гарЬ WM {} <^гарЬу1г>, ссылки превращаются в интерактивный граф.

Важно отметить, что такие двудольные графы могут быть созданы для множества статей и в дальнейшем объединены в одном общем графе. На этом графе мы можем обнаружить группы участников, которые связаны между общей практикой редактирования статей. Анализ отношений, которые складываются между участниками благодаря тому, что они принимают участие в редактировании общих статей, - наиболее тонкий инструмент для выявления и анализа групп внутри сети. Этот инструмент позволяет нам увидеть вклад отдельных участников в продвижение отдельных статей и группы участников, связанные общими статьями.

Исходной точкой анализа

сотрудничества может служить не только история статей, но и история вкладов отдельных участников. Для каждого участника мы можем получить полный список его действий и извлечь из этого списка перечень страниц, в создании и развитии которых он принимал участие.

Множество статей Летописи, для которых уже созданы графы, отражающие вклад авторов, доступно в сети Летописи в

отдельной категории -

http://letopisi.ru/index.php/ Категория:С%ие Первая версия веб-программы, позволяющая строить графы на основании истории вики-страницы, доступна в сети по адресу: http: //www.uic.unn.ru/pustyn/cgi-bin/

graph.html. Каждый желающий может провести свое собственное исследование,

построить графы для отдельных страниц и для групп станиц внутри определенных категорий. Например, на рисунке 4 представлены страницы 5 проектов, которые реализуются в Летописи весной 2010 г. и заявлены как взаимосвязанные. Граф наглядно показывает, что связи пока не сформировались.

Рис. 4. Биграф проектов и авторов

Развитие паутины сетевого соучастия приводит к тесной взаимосвязи коммуникации, конструирования и

исследования в пространстве социальных сервисов 2.0. Сохранение всех действий участников позволяет измерять и анализировать взаимодействие и

сотрудничество. В данной работе предложены и реализованы простые методы наблюдения и изучения вики-сообщества. Метод

онлайн-визуализации количественных

данных о статьях, файлах и авторах вики позволяет наблюдать за развитием википлощадок в реальном времени. Метод определения и визуализации групп

участников, связанных

с редактированием общих статей, позволяет наблюдать группы участников, связанных с редактированием вики-страниц, не покидая вики-среды. Созданные для реализации этих методов средства носят открытый характер и могут быть использованы для привлечения участников к исследовательской

деятельности. Эта деятельность по

конструированию и изучению графов, представляющих отношения авторов и статей внутри определенных категорий,

осуществляется в Летописи и на других образовательных вики-площадках силами самих участников. Графы становятся такими же блоками для конструирования общего знания, понимания, какими являются викистраницы. Это позволяет в полной мере сохранить принципы коллективного творчества и для организации коллективного исследования в этой среде. Мы можем

собирать в общий граф графы отдельных

страниц точно так же, как мы собираем составные вики-страницы.

Литература

1. Патаракин Е.Д. Социальные

взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М., 2009.

2. Barabasi A.L. Linked: The new science of networks. Cambridge, MA, 2002.

3. Milgram S. The Small World Problem // Psychology Today. 1967. № 2. С. 60-67.

4. Watts D. Six Degrees: The Science of a Connected Age. Norton, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.