А.С. КАПТО доктор философских наук, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по социальным и гуманитарным наукам при ИСПИ РАН
М.И. ПЕРЕЖОГИНА младший научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО по социальным и гуманитарным наукам при ИСПИ РАН*
Вклад ЮНЕСКО в поощрение и преумножение культурного разнообразия
Культурное разнообразие - одно из приоритетных направлений в гуманитарной и миротворческой деятельности ЮНЕСКО. При этом научная категория и культурное разнообразие трактуются как свойство общемировой и национальной культуры, выражение с помощью многообразия ее форм в различных группах и обществах. Формы самовыражения передаются как между группами и обществами, так и внутри их, а культурное разнообразие проявляется не только через применение различных средств, с помощью которых культурное наследие человечества выражается, расширяется и передается благодаря многообразию форм культурного выражения, но и через различные виды художественного творчества, производства распространения, распределения и потребления продуктов культурного самовыражения.
К числу эпохальных документов мирового сообщества по проблемам культурного разнообразия относится Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принята вместе с основными направлениями плана действий 2 ноября 2001 г. на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО по докладу Комиссии IV. Она базируется на ранее принятых ЮНЕСКО документах, в которых содержатся положения о культурном разнообразии и осуществлении культурных прав: Флорентийское соглашение 1950 г. с Най-
* Пережогина Мария Ильинична, e-mail: [email protected]
робийским протоколом к нему 1976 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г., Декларация принципов международного культурного сотрудничества 1966 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывода и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Конвенция об охране всемирного культурного природного наследия 1972 г., Декларация о расе и о расовых предрассудках 1978 г., Рекомендация о положении творческих работников 1980 г. и Рекомендация о сохранении фольклора 1989 г..
Разделы декларации о культурном разнообразии: самобытность, разнообразие, плюрализм (культурное разнообразие как достояние человечества, от культурного разнообразия к культурному плюрализму, культурное разнообразие и права человека, права человека как гарантия культурного разнообразия, культурные права как факторы, благоприятствующие культурному разнообразию, обеспечение доступности культурного разнообразия; культурное разнообразие и творчество (культурное наследие как источник творчества, особые свойства предметов и услуг культурного назначения, политика в области культуры как катализатор творчества); культурное разнообразие и международная солидарность (укрепление творческого потенциала в глобальном масштабе, партнерство между государственным сектором, частным сектором и гражданским обществом, роль ЮНЕСКО в этой сфере). В Декларации подтверждена приверженность Организации цели обеспечения в полном объеме прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и других общепризнанных правовых актах.
Декларация о культурном разнообразии вобрала в себя богатейший опыт, накопленный Организацией в этой сфере и нормативно закрепила принципы деятельности международного культурного сообщества на перспективу. В числе самых первых акций ЮНЕСКО в этом направлении - принятие в 1948 г. программы собраний значительных современных произведений и их переводов с малораспространенных языков на широко распространенные языки; уже к 1995 г. список составил 900 названий. Изданием в 1949 г. первого тома Index Translationum ЮНЕСКО продолжила список всех изданных в мире переводов, который был начат Международным институтом по интеллектуальному сотрудничеству (создан в 1925 г. Советом Лиги Наций, прек-
ратил свое существование 31 декабря 1946 г. после создания ЮНЕСКО) и охватывал период с 1932 по 1940 гг.; если в 1948 г. в список было внесено 8570 переводов в 26 странах, то в 1986 г. 60544 перевода в 56 странах. В 1950 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла решение об издании культурной и научной истории человечества при содействии тысяч экспертов всего мира; в 1963-1967 гг. вышло английское издание в 13 томах, в 1967-1969 гг. французское; полностью переработанное издание было закончено в середине 90-х гг. XX столетия. В 1953 г. ЮНЕСКО опубликовало два специальных тома современных взглядов на различные культуры и народы и их отношения между собой, а также на проблемы гуманизма и образования на Востоке и в Европе1.
Состоявшаяся 5 ноября - 5 декабря 1956 г. в Нью-Дели 9-я сессия Генеральной конференции в числе своих первых долгосрочных программ утвердила программу, посвященную современному признанию культурных ценностей на Востоке и в Европе, т.н. Программу Восток-Европа (1957-1966). Начавшаяся в 1970 г. под эгидой ЮНЕСКО программа по изучению славянских культур дополнила уже действующие программы по изучению африканских и азиатских культур. 30 марта - 8 апреля 1971 г. состоялось первое заседание научного комитета по созданию Общей истории Африки в восьми томах; в составе комитета - две трети африканцев. Знаменательным событием стало утверждение Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1972 г. десятилетнего плана по изучению устных традиций и развитию африканских языков и появление двух первых выпусков серий о латиноамериканской культуре: по искусству, литературе, архитектуре и др. В 1975 г. ЮНЕСКО создало комиссию консультантов для поддержки исследований культур регионов Тихого океана. Фундаментальное значение для культурного разнообразия имеет единодушно одобренная Генеральной конференцией ЮНЕСКО 22 ноября 1978 г. Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне.
1 Капто А.С. Энциклопедия мира. В 2 т.М., т. 2, 2013.
В 1978 г. в Порт-о-Пренсе (Гаити) группа экспертов ЮНЕСКО занималась историей работорговли в Африке (XV-XIX вв.), а также составлением истории культур Средней Азии. В это же время экспертные группы работали над объединенными докладами по исламской и малазийской культурам, а также по культуре Юго-Восточной Азии. В 1981 г. в Дублине начался проект по исследованию кельтской культуры. 1984 год отмечен началом проекта по поддержке исконных африканских языков в образовании, коммуникации и в социальной жизни. Совещание о развитии культур народов американских индейцев прошло в 1991 г. в Оттаве в рамках проекта «Америндия'92».
На прошедших в 1992 г. мероприятиях, посвященных 500-летия плавания Колумба в Америку в 1492 г., это событие рассматривалось под новым углом зрения - как встреча двух культурных миров; рассматривались и права коренных народов континента, состоялся симпозиум о роли Африки в этом процессе. Общей программы по информатизации (PGI) стартовал пионерский проект «Память мира» (Memory of the World) по сохранению культурных ценностей разных народов - книжных фондов, рукописей или других документов на бумаге или микрофильмах, аудио- и кинопленках. В ответ на растущую враждебность к иностранцам, в частности, в Германии, Немецкая и Шведская национальные комиссии по делам ЮНЕСКО совместно провели семинар по сохранению культурного многообразия.
Одной из основных целей Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 1996-2001 гг. стало содействие плюрализму в культуре и диалог между культурами. В июне в 1997 г. в Ломе (Того) состоялся семинар сорока молодых людей по проблемам повседневного межкультурного диалога среди молодежи Африки. 5 ноября 1998 г. Исполнительный совет ЮНЕСКО учредил Совет по языковому разнообразию и обучению иностранным языкам; проблематика Совета - поддержка преподавателей иностранных языков, защита редких языков и сохранение языкового разнообразия, в том числе, и в электронных сетях. Эффективно пошел в 1999 г. круглый стол министров культуры по проблемам культурного разнообразия. Большую ценность представляет увидевший свет в 2000 г. Второй мировой доклад по культуре, посвященный анализу взаимосвязей между культурным многообразием, национальной самобытностью, плюрализмом и преодоле-
нием конфликтов, а также рискам и шансам, обусловленным процессами глобализации. Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО на 2002-2007 гг. включила в числе других проблемы сохранения культурного разнообразия и поощрения плюрализма и диалога между культурами и цивилизациями.
На укрепление правовой базы в области культурного разнообразия направлена принятая в 2005 г. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. Опыт, накопленный международным сообществом по проблемам культурного многообразия, особо ценен в условиях развернувшейся в XXI веке глобализации, которая в ряде случаев негативно воздействует и на культурное многообразие, нивелирует и стандартизирует богатейшую палитру культурного многоцветья. Проблемы культурного многообразия особо обострились в последнее время в связи с миграционными процессами, неправильное понимание которых приводит к обострению социальных и политических противоречий в мировом сообществе, нарастанию
конфликтогенного потенциала в обществе, этнокультурно-
11
му противостоянию людей .
Ответом на обострившиеся проблемы культурного многообразия, связанные с иммиграционными процессами на европейском континенте, явился преданный гласности 11 мая 2011 г. аналитический доклад «Жить вместе: сочетание многообразия и свободы в Европе XXI века», подготовленный созданной по инициативе генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда группой видных дипломатов и политиков. Назвав культурное многообразие «судьбой Европы», авторы доклада указали на два фактора, которые будут влиять на дальнейшее расширение культурного многообразия: во-первых, большинство из тех, кто прибыл в Европу в последнее время, и их потомки отсюда никуда не уедут, и от этих людей, если они соблюдают законы, нельзя требовать отказа от своей веры, культуры и самобытности; во-вторых, в иммигрантах растет и будет расти в будущем, так как население Европы стареет (по подсчетам Еврокомиссии без притока иммигрантов только в одном ЕС трудовые ресурсы в следующие 50 лет сократятся почти на 100 млн. человек, даже если население в целом будет продолжать расти).
1 Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.
Следовательно, в этой ситуации европейцам жизненно необходимо найти более действенные и солидарные ответы на стоящие перед ними вызовы в сфере культурного многообразия, которое и впредь будет выступать важнейшим фактором, формирующим наше будущее в быстро меняющемся мире. Авторы доклада указали и на те реально существующие сегодня признаки, которые могут привести к ошибкам в этой сфере: рост нетерпимости; усиление поддержки партий, выступающих под популистскими и ксенофобскими лозунгами; дискриминация; появление целой категории мигрантов, не имеющих документов и практически лишенных прав; «параллельные» сообщества, представители которых не имеют почти никаких связей с местным населением; исламский экстремизм; утрата демократических свобод и попытки ограничения свободы выражения мнений в угоду мнимым интересам свободы религии.
По мнению авторов доклада, за этими явлениями стоит подспудное чувство незащищенности (вызванное экономическими трудностями в Европе и ощущением сравнительного упадка), широкомасштабный процесс иммиграции (как в объективной реальности, так и в субъективном восприятии), искаженные образы и опасные стереотипы в отношении меньшинств в СМИ и общественном сознании, а также дефицит лидеров, которые могли бы внушать доверие своим ясным видением судьбы Европы.
В докладе предложено 17 руководящих принципов, которые могут быть использованы в качестве «рабочего пособия» в борьбе за многообразие. Прежде всего - необходимость соблюдать законы и понимать, что такое закон и как его можно менять; при условии соблюдения иммигрантами закона от них не следует требовать отказа от своей веры, культуры или самоидентификации; необходимы особые меры для того, чтобы члены маргинализированных или не имеющих преимуществ групп пользовались подлинным равенством возможностей; также нужно стремиться к тому, чтобы члены различных религиозных, культурных и национальных групп знакомились друг с другом и совместно работали в общественных объединениях; наконец - свобода выражения мнений, которая не должна ограничиваться законом, практикой и страхом насилия. В тоже время не должны оставаться без ответа публичные высказывания, направленные на формирование или усиление обществен-
ных предрассудков в отношении представителей любой группы - особенно меньшинств, иммигрантов или новых мигрантов. Главная идея доклада группы экспертов -«минимум принуждения, максимум убеждения».
Все, кто уже давно живет в европейских странах, должны быть признаны в качестве полноправных граждан, и все, независимо от веры, культуры и национальности должны иметь равный статус в глазах закона, власти и остальных граждан; они должны иметь слово в установлении законов, но не право нарушать их под предлогом своей особой религиозной и культурной принадлежности. В докладе отмечается, что нет ничего плохого во множественной идентичности: если есть афроамериканцы или италоамериканцы, почему не может быть «европейца - через - тире» - турко -немца, британо-азиата, североафро-франзуженки и т.д. В документе содержится призыв к государствам с целью претворения в жизнь этих принципов признать все права и обязанности гражданина, в том числе право голоса, за максимально широким кругом их постоянны жителей, а в качестве промежуточного шага - представить всем постоянно проживающим в них иностранцам возможность голосовать на местных выборах; заняться исправлением заблуждений и стереотипов о миграции и создавать у своих граждан более правильное представление о положении мигрантов и о нынешних и будущих потребностях Европы; признавать право и обязанность контролировать миграционные потоки, но справедливо и гуманно обращаться со всеми прибывающими в Европу лицами в поисках убежища, и мигрантами, причем государства-члены Совета Европы должны проявлять необходимую солидарность и разделять общее бремя. Совету Европы и Европейскому союзу предложено работать вместе над созданием комплексной, единой и прозрачной иммиграционной политики для всей Европы и, протянув руку соседям на Ближнем Востоке и в Северной Африке, дать им возможность, обретя соответствующий статус, участвовать в европейских институтах и конвенциях.
В числе основных документов, составляющих правовую базу культурного разнообразия - принятая ЮНЕСКО 4 ноября 1966 г. Декларация принципов международного культурного сотрудничества. Ее исходными моментами стали такие положения: мир должен основываться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества; для
поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира, и поэтому на все народы возлагается священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества; несмотря на технический прогресс, который облегчает развитие и распространение идей, незнание образа жизни и обычаев других народов все еще ставит препятствия дружбе между народами, мирному сотрудничеству, прогрессу всего человечества, и поэтому нужна решимость государств-членов Организации обеспечить поиск истины и свободный обмен идеями и знаниями, для чего необходимо развивать и расширять общение между народами. В Декларации получили нормативное закрепление такие идеи: каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять; развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; в их богатом многообразии, разнообразии и взаимном влиянии все культуры являются частью общего достояния человечества; народы должны стремиться продолжать параллельное и, по возможности, одновременное развитие всех отраслей культуры с тем, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между техническим и морально-интеллектуальным прогрессом человечества; международное культурное сотрудничество должно охватывать все виды умственной и творческой деятельности в области образования, науки и культуры. Ключевые элементы культурного сотрудничества (вне зависимости от того, осуществляется ли оно на двусторонней или многосторонней региональной или всемирной основе): распространение знаний, содействие развитию дарований и обогащению различных культур; содействие развитию мирных отношений и дружбы между народами и лучшему пониманию образа жизни каждого из них; обеспечение каждому человеку доступа к знанию и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, пользоваться благами всего человечества и содействовать обогащению культурной жизни; культурное сотрудничество -право и для всех народов и стран, поэтому они должны делиться друг с другом знаниями и опытом; необходимость уважать самобытность каждой из культур; культурное сотрудничество необходимо для творческой деятельности, искания правды и расцвета человеческой личности, оно
должно выявлять идеи и ценности, способствующие созданию обстановки дружбы и мира и препятствовать проявлениям враждебности в отношениях между людьми и выражении мнения; при осуществлении такого культурного сотрудничества следует уделять особое внимание нравственному и интеллектуальному воспитанию молодежи, пробуждению дарований в самых различных областях и облегчения профессиональной подготовки новых поколений. В Декларации подчеркивается, что в стремлении государств к достижению международного сотрудничества они должны уважать суверенное равенство государств и воздерживаться от вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию других стран.
В контексте культурного разнообразия большого внимания заслуживает Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия - один из выдающихся документов ЮНЕСКО; принят на 17-й сессии Генеральной конференции (Париж, 17 октября - 21 ноября 1972 г.). Принятию Конвенции предшествовало одобрение ЮНЕСКО 16 ноября 1992 г. Рекомендаций с аналогичным названием. ЮНЕСКО с момента своего основания рассматривала и ныне рассматривает в качестве ключевых своих задач защиту всемирного культурного наследия. В условиях разрушительного воздействия глобализации на современные мировые культуры ЮНЕСКО делает упор в своей работе на сохранение культурного разнообразия планеты, стремится привлечь к реализации проектов в этой сфере максимальное число сторонников на межправительственном уровне и среди гражданского общества. В числе важнейших - так называемые синтетические программы, нацеленные на укрепление внутриполитической стабильности и устойчивого развития конфликтогенных регионов, в чем особую роль играет укрепление межкультурного и межконфессионального диалога на основе привлечения враждующих сторон к сохранению культурных памятников. Концепция принятых документов стала новой в международном праве; она имеет в своей основе идею, что договаривающиеся государства совместно отвечают за всемирное наследие, отмеченное содружеством государств как имеющее чрезвычайную универсальную ценность. То есть, концепция - инструмент общей ответственности за это общее наследие, предполагающей, что страны-подписанты добровольно обязуются охранять и сох-
ранять всемирное наследие для всего человечества в рамках своих границ, а также поддерживать другие государства в усилиях по охране наследия. В конвенции обращается внимание на то, что некоторые ценности культурного и природного наследия представляют исключительный интерес и поэтому должны сохраняться «как часть всемирного наследия всего человечества», и что повреждение или исчезновение таких объектов представляет собой «пагубное обеднение достояния всех народов».
Применительно к цели концепции четко определяется содержание понятия «культурное наследие», под которым понимаются: а) памятники - произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства и науки; б) ансамбли - группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность; в) достопримечательные места - дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии. Крайне важным является то, что в данном случае ЮНЕСКО подкрепило Конвенцию созданием специальных организованных структур, призванных обеспечивать ее выполнение: Комитет Всемирного Наследия (КВН) в качеств высшего органа (после Генеральной Ассамблеи государств, подписавших Конвенцию), на который возложена ответственность за все действия в рамках Конвенции Бюро по всемирному наследию и Центра всемирного наследия (ЦВН), являющегося отделом ЮНЕСКО, непосредственно подчинено заместителю Генерального директора Организации и отвечающего за претворение в жизнь принятых Комитетом по всемирному наследию решений, проектирование, документирование и публикацию документов. Государствам, присоединившимся к Конвенции, вменяется в обязанность периодически представлять в Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО доклады, отражающие характер проводи-
мого мониторинга и принимаемых мер по обеспечению сохранности объектов1.
В зависимости от достаточности этих национальных мер Центр оценивает параметры возможного вмешательства ЮНЕСКО, включая финансирование со стороны Фонда Всемирного наследия и природного наследия. Важнейшим элементом этой работы является составление Списков наследия, которые имеют две категории: списки наследия, подлежащего охране, и списка охраняемых ценностей, находящихся под угрозой. Вначале существовали критерии только для рукотворных памятников, потом, когда в списке появились природные объекты, для них был создан собственный перечень требований.
В ходе реализации Конвенции ЮНЕСКО выработались критерии для выделения памятников культуры, в соответствии с которыми объект должен: 1) являться творением творческого гения человека; или 2) отражать воздействие, которое оказывает чередование общечеловеческих ценностей в пределах определенного периода времени или определенного культурного района мира на развитие архитектуры или технологии, градостроительства или планирования ландшафтов; или 3) являться уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей; или 4) представлять наглядный пример традиционного человеческого поселения или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) развития человеческой истории; или 5) представлять наглядный пример традиционного человеческого поселения или землепользования, характерного для культуры (или культур), в особенности если они разрушаются под воздействием необратимых перемен или 6) быть непосредственно или в большей степени связанным с событиями или жизненными традициями, идеями или взглядами, произведениями литературы или искусства, представляющими выдающееся мировое достояние; данный критерий может быть основанием для включения в Список только в исключительных обстоятельствах и в сочетании с другими критериями культурного или природного характера.
1 Ефременко Д.В. Экологические дискурсы. Возникновение и эволюция. М., 2006.
Кроме основного списка, существует перечень «объектов в опасности» (Красный список), требующий немедленных действий от стран, на территориях которых они находятся. Сейчас в нем 30 памятников, расположенных главным образом в африканских и азиатских государствах. Ни один из российских объектов в «опасном» списке не значится. Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включает 851 объект в 132 странах - 660 культурных, 166 природных и 25 смешанных, т.е. сочетающих в себе оба признака. Среди них бесценные культурные памятники древних цивилизаций и народов Египта, Греции, Индии, Китая, Мексики, Рима, Узбекистана, Эфиопии и других стран.
Из находящихся в России 28 объектов Всемирного наследия шесть признаны шедеврами человеческого гения и три - природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности. Объектами Всемирного культурного и природного наследия России являются: Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников; Погост Кижи; Московский Кремль и Красная площадь; Исторический центр Новгорода и памятники окрестностей; Историко-культурный комплекс Соловецких островов; Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церкви Бориса и Глеба в Кидекше; Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад; Церковь Вознесения Господня в Коломенском (Москва); Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля; Ферапонтов монастырь (Вологодская область); Девственные леса Коми (Печеро-Илычский заповедник, национальный парк Югыд-Ва); Вулканы Камчатки (Кро-ноцкий биосферный заповедник), природные парки Быстринс-кий, Налычево, Южно-Камчатский федеральный заповедник; Озеро Байкал (акватория и прибрежная зона, включая прилегающие к озеру заповедники и национальные парки); Золотые горы Алтая (пять участков, в том числе Алтайский и Катунский заповедники, природный парк Белуха); Западный Кавказ; Куршская коса (совместный с Литвой); Сихотэ-Алинский природный заповедник имени К.Г. Абрамова; Убсунурская котловина (совместно с Монголией) и ряд других.
По оценке ЮНЕСКО в настоящее время 31 объект мировой культуры находится под угрозой исчезновения и нуждается в «экстренной помощи». Среди них город Забид в Йемене, долины Бамиана в Афганистане и Катманду в Непале, историческая часть г. Баку в Азербайджане и др. В
настоящее время дают о себе знать и деструктивные процессы в сфере культуры, связанные с феноменом глобализации. К мирового сообщества вызывает особую обеспокоенность усиливающаяся опасность использования западной цивилизацией во главе с США силового фактора воздействия на локальные культуры. Палестино-израильский конфликт, антидействия на локальные культуры. Палестино-израильский конфликт, антииранская кампания Вашингтона, не говоря уже о военном вмешательстве в Афганистане и Ираке, - это все больше воспринимается в мире как противостояние христианской и мусульманской цивилизаций. В условиях реальной угрозы цивилизационного раскола мира человечество просто обязано проявить солидарную ответственность за судьбу культурного разнообразия и, по словам бывшего Генерального директора ЮНЕСКО К. Мацууры, «отстаивать это разнообразие на самом высоком политическом уровне»1.
Важной новой инициативой ЦВН стало предложение включить в список наследия самые интересные объекты наблюдения за космосом: от древних обсерваторий с расставленными по кругу камнями до современных, оборудованных радиотелескопами. При этом ЮНЕСКО исходит из того, что приборы и сооружения, с помощью которых были в корне изменены представления об устройстве Земли и Вселенной, до сих пор не оценены в полной мере. Недавно собравшиеся в Лондоне эксперты по истории науки и Всемирному наследию из 15 стран заявили, что пришло время увековечить выдающиеся научно-исследовательские постройки мира, приравняв их к пирамидам и знаменитым храмам. ЮНЕСКО также поддерживает с 2005 г. проект по инвентаризации, созданию точнейших карт и консервации бесценных археологических памятников Алтая, так как прекрасно сохранившиеся до наших дней могилы, принадлежащие исчезнувшей 2,5 тысячи лет назад цивилизации скифов, могут быть повреждены в результате глобального потепления2.
Повышенное внимание к российским объектам было продемонстрировано на 32-й сессии Комитета Всемирного Наследия. Результаты сессии: поддержка в решении Комитета инициатив российского правительства по «Западному Кав-
1 Снакин В.В. Экология и охрана природы. Словарь-справочник. М., 2000.
2 Хесли В. Философия и экология. М., 1999.
казу» и снятие озабоченностей состоянием сохранности этого объекта Всемирного Наследия; поддержка мер по объекту «Озеро Байкал», предпринимаемых Россией в области реализации рекомендаций миссии экспертов 2005 г. (определение административных и юридических рамок для регламентирования сферы туризма, разработка и принятие эффективных мер в области планирования и обеспечения стратегии устойчивого туризма в отношении объекта всемирного наследия); одобрение мер по вопросу о «Кижском погосте» (ход реставрационных работ, определение его границ, увеличение ежегодного финансирования по федеральному бюджету); одобрение гарантий российской стороны в отношении объекта «Вулканы Камчатки» (запрет проведения геологоразведочных работ и меры по охране природных территорий); принятие резолюции по вопросу состояния сохранности исторического центра Ярославля; одобрение решений по объектам «Золотые горы Алтая», по Природному комплексу заповедника острова Врангель, о Куршской косе.
В соответствии с концепцией об охране всемирного и природного наследия ЮНЕСКО проводит централизованный мониторинг состояния объектов, оказывает экспертную, техническую и нормативную помощь государствам-членам, помогает им формулировать и реализовывать национальную политику в отношении сохранности объектов культуры, в том числе через развитие государственных и неправительственных объектов по реставрации памятников и их правовой защите. ЮНЕСКО координирует национальные и региональные проекты по сохранению исторических городов, входящих в Список Всемирного наследия - Авиньона, Александрии, Афин, Москвы, Реймса, Самарканда, Ташкента, Тира и многих других старинных городов. В числе приоритетов - объекты, представляющие собой наиболее яркие примеры исторической культурной и цивилизационной самобытности, подвергающейся серьезной угрозе исчезновения, либо отражающие культурное наследие малых народов1. Главное в таких случаях - формирование репрезентативного и сбалансированного Списка всемирного наследия, в региональном аспекте приоритет отдается экономически наиболее отсталым странам Центральной Азии, Африки и Центральной Америки.
1 Гейт Н.А. Экологическое право. М., 2012.
В центре внимания также создание национальных и региональных потенциалов по мониторингу и защите Всемирного наследия в условиях глобализации, техногенных катастроф, стихийных бедствий, урбанизации и массовой миграции населения из сельской местности в города. С целью своевременного выявления и устранения возникших для памятников угроз создаются «национальные системы долгосрочного мониторинга» с использованием разработанных ЮНЕСКО универсальных показателей и баз данных.
Примером успешной работы в этом плане является реализация ЮНЕСКО Глобальной международной стратегии по восстановлению культурных памятников Афганистана. Началась она после того, как в 2001 г. Организации не удалось предотвратить уничтожение радикальным мусульманским движением «Талибан» выдающихся исторических и культурных памятников этой страны - гигантских Бамианских Будд, а также коллекции Кабульского археологического музея («талибы» отвергли обращения ЮНЕСКО о передаче этих объектов под международный контроль). Сформированный ЮНЕСКО Международный координационный комитет по сохранению культурного наследия Афганистана сосредоточил свое внимание на реализации принятой мировым сообществом стратегии - не просто технически восстановить пострадавшие в результате войны культурные объекты, но также реализовать непростую политическую задачу возрождения межэтнического доверия между афганцами через формирование чувства сопричастности к общему культурному достоянию страны. Такую комплексную программу удалось реализовать в сложных условиях политической нестабильности; была проведена уникальная экспертная оценка и восстановление культурных памятников Бамиана - только на этот проект мировым сообществом было собрано более 2 млн. долларов. Немалые средства были мобилизованы на возрождение афганских школ с преподаванием специальных курсов по межэтническому воспитанию в духе «культуры мира» и ненасилия. Эта работа сочеталась с одновременной реализацией проекта по возрождению культурных традиций различных этнических сообществ Афганистана.
Для преумножения культурного разнообразия принципиальное значение имеют принятые Генеральной конференцией ЮНЕСКО 26 ноября 1976 г. «Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь». Этот уни-
кальный документ базируется: а) на статье 27 Всеобщей декларации прав человека, гласящей, что «каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами»; б) на положениях «Декларации принципов международного культурного сотрудничества» о том, что «каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять» и что одной из целей международного культурного сотрудничества является «обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни»; в) на положении Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о том, чтобы государства-участники, «желая содействовать укреплению мира и взаимопонимания между народами и духовному обогащению человеческой личности без различия расы, пола, языка и религии», поставили, в частности, своей целью содействовать всеобщему доступу к их соответствующим достижениям культуры. В документе дается расширительное толкование категории «культура»: культура - неотъемлемая часть социальной жизни и в этой связи культурная политика должна рассматриваться в более широком контексте общей политики государств; она по своей природе представляет собой общественное явление, результат совместного творчества людей и воздействия, которое они оказывают друг на друга; культура все более выступает в качестве важной составляющей части жизни человека и одного из основных факторов прогресса, важнейшим же условием этого прогресса является обеспечение постоянного духовного потенциала общества; культура - это не просто накопление произведений и знаний, которое производит, собирает и сохраняет элита для того, чтобы сделать их доступными для всех, или которые народ с богатым прошлым и наследием предлагает другим народам в качестве образца, которого их лишила история; культура не ограничивается доступом к произведениям искусства и гуманитарным наукам, а является одновременно приобретением знаний, потребностью уклада жизни, необходимостью общения, т.е. доступ к культуре и участию в культурной жизни - это два дополняющих друг друга аспекта
одной и той же реальности, в которой доступ к культуре способствует участию в культурной жизни, а участие расширяет доступ к культуре, придавая ей ее истинный смысл.
Нормативное оформление получили и такие употребляющиеся в Рекомендациях понятия: «свободный доступ к культуре» - эффективная возможность для всех познавать, понимать и пользоваться культурными ценностями и достоянием, свободно получать информацию, формироваться как личность; «участие в культурной жизни» - гарантированная возможность для индивидов, групп и т.д. свободного самовыражения, общения, созидания в целях обеспечения своего собственного расцвета, культурного прогресса общества, гармоничной жизни, в таком участии в качестве субъектов выступают различные социальные партнеры как принятии решений в культурной политике, так и в осуществлении мероприятий и их оценке1. «Коммуникация» в контексте Рекомендаций означает отношения между группами или индивидуумами, которые стремятся свободно обмениваться или делиться информацией, идеями и знаниями в интересах диалога и согласованного действия, взаимопонимания и солидарности, в духе уважения их индивидуальности и различий. В Рекомендациях подчеркивается, что культура распространяется на все формы творческих групп или индивидуумов как в их образах жизни, так и в художественной деятельности. Делается также акцент на том, что свободный демократический доступ народных масс к культуре предполагает создание необходимых социально-демократических условий, что должно обеспечиваться соответствующей экономической и социальной политикой. В документе определены сферы, которые связаны со свободным участием народных масс в культурной жизни: а) политика развития, призванная обеспечить экономический рост и социальную справедливость; б) политика непрерывного образования, содействующая осознанию людьми своих собственных интеллектуальных возможностей и восприимчивости, а также обеспечивающая им культурное воспитание и художественную подготовку, совершенствующая их возможность самовыражения и стимулирующая их творческие возможности; в) социальная политика прогресса, направленная на сокра-
1 Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? М., 1998.
щение и последующую ликвидацию неравенства в отношении условий жизни, возможностей и осуществления чаяния людей, особенно находящихся в наименее благоприятных условиях; г) научно-техническая политика, целью которой является сохранение культурной самобытности народа; д) политика коммуникации, призванная содействовать расширению свободного обмена информацией, идеями и знаниями в интересах культуры при непременном соблюдении суверенитета государств и принципа невмешательства во внутренние дела стран, равноправия и права народов на свободное самоопределение; е) политика в области окружающей среды, способствующая тому, чтобы путем охраны природы и благоустройства среды обитания создать способствующие расцвету личностей и коллективов необходимые условия; ж) политика международного сотрудничества, основанная на принципах равенства культур, взаимного ува-
1
жения, взаимопонимания и взаимного доверия .
В числе законодательных и регламентирующих мер в Рекомендациях закреплены такие положения, касающиеся порядка и изменения соответствующих национальных конституционных процедур в целях: гарантирования прав человека, касающихся доступа к культурной жизни; содействия свободному участию всех слоев населения в процессе создания культурных ценностей, обеспечение свободного доступа к национальным и мировой культурам всех членов общества без различий или дискриминации на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения, материального положения или каких-либо других соображений; уде-ления внимания полноправному доступу женщин к культуре, их эффективному участию в культурной жизни; гарантировать развитие и распространение всех национальных культур, их равенство во всем их разнообразии (в том числе культур национальных и иностранных меньшинств); защита, гарантирование и повышение значения всех форм культурного выражения - национальные или региональные языки, диалекты, народное имущество и традиции, сельские культуры, культуры других групп; гарантировать материальную базу творчества и свободу как творческих работников, так и различного рода персонала, необходимого для проведения
1 Кацура А.В. Экологические перспективы человечества. М., 1988.
политики в области культуры; стимулировать все возможности интеллектуального творчества, искусства рук и жестов, поощрять художественную подготовку, экспериментирование и выражение с целью обеспечения связи искусства с жизнью; обеспечить соответствующее место преподаванию культуры и художественной подготовке в учебных программах и программах подготовки, а также предоставления возможности пользоваться художественным наследием массам, не охваченным школьным обучением; обеспечивать органичную взаимосвязь между традициями и нынешними тенденциями и современными взглядами на художественное творчество; отвергать концепции, основывающиеся под предлогом деятельности на насилии и агрессии, господстве и пренебрежении, расовых предрассудках, а также на идеях или критике, ведущих к деградации человеческой личности и
др.
Капто А.С., Пережогина М.И. Вклад ЮНЕСКО в поощрение и преумножение культурного разнообразия. Рассматриваются концепция культурного разнообразия в контексте гуманитарных и миротворческих программ ЮНЕСКО. Анализируются основные международные нормативные акты Организации по этому вопросу. Раскрываются принципы международного культурного сотрудничества, обеспечивающие развитие культурного разнообразия в гармоничном взаимодействии с единством культурного пространства.
Ключевые слова: ЮНЕСКО, декларация, культурное разнообразие, культурный плюрализм, культурное наследие, самобытность, правовая база, общечеловеческие ценности.
Kapto A.S., Perezhogina M.I. UNESCO impact into encouragement and augmenting of cultural diversity. The article studies theoretical and methodological issues of environmental culture which develops dynamically nowadays, and also it defines its place in Humanitarian studies system. The significance of these new ways of presentations for scientific researches and sociocultural practice (as a part of global civilization problems) were defined as well. The necessity of a new civilization paradigm (new human-behavioral paradigm) development was proved.
Keywords: eco-culture, ecological behavior, ecosystem, eco-development, eco-education, eco-mentoring, ecological values, technology-related risks.