УДК 378 (091)
ВКЛАД ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССОРСКОГО ИНСТИТУТА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ В XIX ВЕКЕ
Н. В. Карнаух
Статья посвящена выпускникам Профессорского института, созданного в первой четверти XIX века при Дерптском университете с целью оперативной подготовки профессоров новой формации для российских университетов. Автором анализируется их вклад в развитие отечественной педагогики высшей школы, который заключается во введении в учебный процесс новых форм учебных занятий, во включении студентов в исследовательскую деятельность, в подготовке методического обеспечения учебного процесса. Особое внимание уделяется анализу педагогической деятельности молодых профессоров в педагогических институтах, которые действовали при университетах, вкладу выпускников Профессорского института в разработку теоретических основ отечественной педагогики. Рефлексия опыта деятельности отечественных профессоров новой формации, которые осознавали себя не только педагогами и учеными, но и неотъемлемой частью культурной жизни своей эпохи направлена на сохранение традиций университетского образования в России. Ключевые слова: Профессорский институт, педагогика высшей школы, педагогические институты, Петербургское педагогическое общество.
Российская система высшего образования в настоящее время переживает процесс своей очередной модернизации, то есть обновления в соответствии с требованиями современности, но осуществление модернизационных процессов в высшей школе невозможно без изменения требований к профессорско-преподавательскому составу. И это подтверждает исторический отечественный опыт.
Преподавание в высшей школе - особая сфера деятельности, требующая специальной подготовки. Особенно острой эта проблема становится в первой четверти XIX века: в этот период многие европейские университеты стали ориентироваться на немецкую (классическую) модель высшего учебного заведения. Существовала необходимость в реформировании российских университетов, в приведении их соответствие с современными европейскими требованиями. Для успешного осуществления этой реформы по распоряжению Императора были своевременно подготовлены российские профессора новой формации, к которым относились выпускники Профессорского института - специально созданного подразделения при Дерптском университете. Формирование будущих российских профессоров в Дерптском Профессорском институте осуществлялось в атмосфере научно-педагогической школы. Под руководством профессоров - наставников, сопровождавших в течение пяти лет процесс их профессионального становления, усваивались нормы профессиональной деятельности преподавателя отечественного университета, осуществлялась передача ценностей научно-педагогической деятельности от Учителя к Ученику: через пример - с помощью образца деятельности профессора-наставника; посредством обмена мнениями, формирования ценностных установок.
Анализ профессиональной деятельности выпускников Профессорского института, преподававших в российских университетах всемирную историю, классическую филологию, политэкономию и право, естествознание, математику и медицину позволяет сделать вывод о том, что в Профессорском институте были заложены основы педагогики отечественной высшей школы. Его выпускники не только обладали основательными знаниями в области избранной ими отрасли науки, но и владели умениями ее преподавать, формировать у своих учеников интерес к исследовательской деятельности и желание продолжить дело своих учителей.
Приступив к профессиональной деятельности в год принятия нового Университетского устава (1835 г.), молодые профессора стали инициаторами и активными участниками реорганизации педагогического процесса в отечественных университетах в 40-е годы XIX века, что проявилось в изменении учебных планов, расширении объема практических занятий со студентами. Благодаря научно-педагогической школе Профессорского института с 30-х годов XIX века наглядность в обучении становится одним из основных принципов обучения в отечественных университетах.
Несмотря на то, что в первой половине XIX века основной формой организации учебного процесса в российских университетах по-прежнему являлась лекция, в арсенале методических средств молодых профессоров появились такие формы, как диспуты, дискуссии, коллоквиумы, собеседования, репетиции, экскурсии, ими широко использовались в учебном процессе практические занятия.
Ф.И. Буслаев в своих воспоминаниях о студенческих годах писал, что «новый период в истории Московского университета ... начинается вместе с появлением к нам молодых профессоров, получивших свое образование за границею, преимущественно в Германии. Это были: на нашем факультете Печерин, Крюков и Чивилев; на юридическом Крылов, Баршев и Редкин; на медицинском - Анке, Армфельд, Иноземцев, Филомафитский» [1, с.129]. (Курсивом выделены фамилии выпускников Профессорского института -Н.К.). Молодыми профессорами были введены так называемые семинарии - практические занятия по специальностям. В воспоминаниях Ф. И. Буслаева встречаем пояснение: семинарии давали профессорам возможность «расширить объем своего преподавания практическими занятиями студентов». Для достижения цели студентов одного факультета (в частности, философского) «разделили по специальностям на три отделения: на классическое, историческое и славяно-русское» [1, с..129]. Студенты под руководством профессоров выполняли разные виды исследовательских работ: переводы, систематизацию материалов по курсу и т.д. Каждую неделю студенты отчитывались своим наставникам об объеме выполненной работы. В Петербургском университете М. С. Куторгой была организована работа исторического семинара, который был посвящен специальным разборам отдельных исторических вопросов. Профессор знакомил студентов с требованиями и приемами исторической критики.
Для новой системы преподавания, разработанной представителями научно-педагогической школы Профессорского института, главным являлось не передача запаса знаний, а изложение современных достижений науки, включение студентов в исследовательскую деятельность. В своей педагогической деятельности профессора-исследователи придерживались концепции научного образования студентов, предполагающей быстрое формирование у них навыков самостоятельной работы со специальной литературой, свободное и грамотное ее использование.
Выпускниками Профессорского института активно осуществлялось методическое обеспечение учебного процесса:
разработка учебных программ, учебников и учебных пособий, для которых было характерно продуманное систематическое изложение материала, представление данных экспериментальных исследований, как самого автора, так и проведенных другими учеными, отечественными и зарубежными. Российской Академией наук несколько раз присуждалась Демидовская премия выпускникам Профессорского института как авторам лучших учебников и научных трудов.
Молодые преподаватели составляли серьезную конкуренцию иностранным преподавателям, в том числе и по такому важному параметру как подготовка преемников своего дела. Благодаря деятельности профессоров новой формации, отечественные университеты от «периода ученичества», периода постановки преподавания университетских дисциплин приглашенными иностранными профессорами, смогли с 40-х годов XIX века перейти к «периоду интеграции русской и западноевропейской науки» [5, с. 65].
Выпускниками Профессорского института был внесен значимый вклад в развитие педагогического образования и отечественной педагогики как науки в XIX веке. С 1835 года молодые профессора были привлечены к проведению занятий со студентами в педагогических институтах, которые с 1804 года действовали при Московском, Харьковском, Казанском, Дерптском и Виленском университетах и были предназначены для подготовки учителей для гимназий и уездных училищ. В эти институты не проводилось отдельного набора: в них обучались студенты университета, которых привлекала педагогическая деятельность. В них полагалось «иметь на казенном содержании не менее 20 студентов, которые, сверх слушания университетских лекций, должны были получать руководство в практических упражнениях по избранной отрасли наук, сочинять рассуждения, произносить пробные лекции и давать уроки» [3, с.9].
В педагогическом институте при Харьковском университете Альфонс Осипович Валицкий проводил занятия по классической словесности, а Михаил Михайлович Лунин - по истории и географии. С 1834/35 учебного года по 1852 год профессор А. О. Валицкий читал в педагогическом институте лекции по педагогике. Как отмечает в своем исследовании Л.П. Юрченко, «при чтении курса он пользовался сочинениями Д. Локка, Ж.- Ж. Руссо, Шварца, Рихтера.... На практических занятиях он изучал со студентами статьи А. Г. Ободовского, Е. О. Гугеля, П. С. Гурьева, печатавшиеся в 1833-1834 гг. на страницах одного из первых русских педагогических журналов» [8, с. 155].
М. М. Лунин занимался рассмотрением студенческих рассуждений на заданные темы, наблюдал за ходом занятий студентов, читал и анализировал с ними исторические книги.
В Казанском университете с 1840 по 1842 гг. выпускник Профессорского института Иван Яковлевич Горлов выполнял обязанности руководителя университетского педагогического института. Кроме того, он один раз в неделю проводил занятия со студентами, решившими посвятить себя изучению исторических наук, по вопросам преподавания географии, истории и статистики. В 1841 году И. Я. Горлов получил благодарность попечителя за организацию педагогических занятий.
В Главном Педагогическом институте преподавали Алексей Николаевич Савич (астрономию), Иван Осипович Шиховский (ботанику), Степан Семенович Куторга (зоологию, минералогию и геогнозию).
С 1863 года, когда были закрыты педагогические институты, подготовка выпускников университетов к «учительской должности» осуществлялась на педагогических курсах, которые были созданы при университетах. Преподавание на этих курсах было поручено опытным профессорам-наставникам, в число которых вошли бывшие выпускники Профессорского института и их ученики. В Петербургском университете эти обязанности были возложены на профессоров: С. С. Куторгу, Н. И. Костомарова, М. М. Стасюлевича; в Казанском - П. И. Котельникова, Н. А. Иванова [4].
Проведение занятий в педагогических институтах давало преподавателям университетов дополнительную возможность для формирования у студентов интереса к преподавательской деятельности. Молодые профессора, увлеченные своей наукой, вызывали интерес к постижению ее тайн у своих учеников в гимназиях, дворянских институтах и других учебных заведениях, с преподаванием в которых они совмещали свою деятельность профессора университета. Например, одним из учеников Дмитрия Львовича Крюкова в Дворянском институте являлся П. М. Леонтьев (впоследствии - профессор кафедры римской словесности и древностей Московского университета). По совету профессора Д. Л. Крюкова, П. М. Леонтьев стал дополнительно изучать греческий язык, затем, по его же совету, поступил в Московский университет на словесное отделение философского факультета.
Николай Алексеевич Иванов в педагогическом институте при Казанском университете один раз в неделю проводил занятия со студентами, посвящающими себя изучению исторических наук, по вопросам преподавания истории, географии и статистики.
В 40-50-е годы XIX века выпускники Профессорского института обращались к теоретическим основам педагогики как науки, которая в России переживала период своего становления. В эти годы на страницах педагогических журналов систематически публикуются статьи выпускника Профессорского института Петра Григорьевича Редкина, в которых он представлял обзор работ европейских педагогов.
Профессором Харьковского университета Альфонсом Осиповичем Валицким был подготовлен для слушателей педагогического института и впервые прочитан в 1839/40 учебном году курс «Педагогика». Как отмечено в его отчете за учебный год, читал он этот курс «по своим запискам, но придерживался Нимойера, употреблял с надлежащим выбором сочинения Д. Локка, Руссо, Жан - Поля Рихтера, Шварца и т.д.» [7, д.679, л.13]. А.О. Валицкий пишет, что «неопытность в чтении этого предмета ... и желание быть полным в изложении его, равно как и увлекательность излагаемых статей (курсив мой - Н.К.) были причиной того, что предмет этот не был окончен в надлежащей форме и объёме» [7, д.679, л. 15]. (Профессор, увлекшись содержанием педагогики, не уложился в отведенное для дисциплины количество часов).
П. Г. Редкин в период пятнадцатилетнего перерыва в профессорской деятельности обратился к вопросам педагогики. В 50-е годы на страницах «Журнала для Воспитания» часто публиковались его педагогические статьи, в которых он пытался определить, на какие теоретико-философские основы должна опираться педагогика в своем развитии. В своей статье «Что такое воспитание?» (1857 г.) он говорит о необходимости соединения в процессе воспитания достижений педагогической науки и православного вероучения. В 1856 году в журнале «Морской сборник» была опубликована педагогическая статья «Вопросы жизни», автором которой являлся выпускник
Профессорского института Н. И. Пирогов. Рассуждая о цели и задачах воспитания, Н. И. Пирогов выступил с осуждением сословной направленности и ранней специализации в образовании подрастающего поколения, провозгласил идею общечеловеческого воспитания. Эти статьи были посвящены актуальным проблемам, и их появление не могло не привлечь внимания общественности. С 1856 года по 1861 год Н. И. Пирогов являлся попечителем Одесского и Киевского учебных округов, к этому периоду относятся его публикации, посвященные актуальным проблемам воспитания.
Сознавая важность и значимость педагогических периодических изданий для педагогов и родителей, П. Г. Редкин в 1843 году выступил инициатором издания журнала «Библиотека для воспитания» (вместе с историком Д. А. Валуевым), а затем - журнала «Новая библиотека для воспитания». В этих журналах помещались педагогические статьи для родителей и воспитателей, повести, рассказы, сказки для детей разного возраста.
Публикации П. Г. Редкина на педагогические темы способствовали тому, что с 1859 года в его доме стали собираться педагогические деятели для обсуждения педагогических проблем. Как отмечал К. В. Ельницкий, «число лиц, желавших принять участие в этих беседах, стало увеличиваться. Положено было начало педагогических собраний, преобразованных впоследствии в Петербургское педагогическое общество» [2, с.68]. Отмечая социальную роль Педагогического общества, А.Н. Плещеев в своей статье, опубликованной в журнале «Отечественные записки», пишет: «В России выдвинут был, наконец, вопрос о педагогическом сословии, его образовании, положении, и о даровании ему соответственного участия в судьбе самых учебных заведений. Впервые осознана была у нас та непреложная истина, что дело вполне плодотворного воспитания зависит главнейшим образом не столько от устройства системы и соединенных с нею уставов и регламентов, сколько от действующих лиц и данного им положения» [6, с.132]. На заседаниях Педагогического общества обсуждались вопросы по педагогике, учителя и воспитатели обменивались опытом решения существующих проблем в области воспитания. В 1861 году члены Петербургского Педагогического общества приняли активное участие в разработке нового проекта устава средних общеобразовательных школ. Членами Петербургского Педагогического общества (а ранее педагогического собрания), кроме преподавателей разных учебных заведений, являлись редакторы педагогических журналов, директора и инспекторы гимназий и прогимназий, по выражению А. Н. Плещеева, - «почти вся наличность умственных сил, посвятивших себя, в нашей столице, практическому делу преподавания и воспитания, а также литературной разработке педагогических вопросов» [6, с. 132]. Среди активных участников Петербургского педагогического общества были К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, Н. Х. Вессель, В. Я. Стоюнин, К. И. Май, А. Я. Герд и другие видные педагоги. Члены общества открывали филиалы общества в других городах, руководили педагогическими курсами и съездами, выступали с лекциями в различных аудиториях. В 70-е годы общество имело свой печатный орган под названием «Педагогическая летопись», где печатались отчеты о заседаниях общества. П.Г. Редкин был первым редактором этого издания.
Итак, деятельность отечественных профессоров новой формации, которые осознавали себя не только педагогами и учеными, но и неотъемлемой частью культурной жизни своей эпохи, оказывала влияние на изменение общего культурного контекста России первой половины XIX века. Благодаря выпускникам Профессорского института наблюдался подъём статуса российского профессора, нормы профессиональной деятельности которого включали в себя разработку теоретических основ отечественной педагогики, активную деятельность в существовавших научных обществах и создание новых; просветительскую деятельность в обществе.
The article is devoted to Professorial institute's graduates. The Professoral institute was founded in the first quarter of 19th century at Dorpat university in order to accomplish prompt training of professors of new formation for Russian universities. The author analyzes their contribution to the development of Russian pedagogy of highest school, which includes implementation of new forms of classes, involving students to researching activities, preparation of teaching aids. Special attention is paid to analyze of pedagogical activities of young professors in pedagogical institutes, which were opened at universities, contribution of Professorial institute's graduates to the development of theoretical bases of Russian pedagogy. Russian professors of new formation realized themselves to be not only teachers and scientist , but also an essential part of cultural life of their times. The reflection of experience in their activities was aimed to keep traditions of university education in Russia. Key words: Professorial institute, pedagogy of highest school, pedagogical institutes, Petersburg's pedagogical society.
Список литературы
1. Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. М.: тип. Г. Лисснера и А. Гашеля, 1897. 387.
2. Ельницкий К.В. Русские педагоги II-ой половины XIX-го столетия: Для учебных заведений, в которых преподается педагогика. СПб.: М. М. Гутзац, 1911. 176.
3. Ивановский В. О преподавании педагогики в университетах. СПб., 1906. 27 с.
4. Карнаух Н.В. О значении педагогических знаний в профессиональной подготовке преподавателей высшей школы в дореволюционной России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия «Педагогика. Психология». 2010. №1. С. 41-50.
5. Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России: в 4-х т. Т.4: Российские университеты и люди 1840-х гг. Ч.1: Профессура. М.: изд. МГУ 2003. 584 с.
6. Плещеев А.Н. Петербургское педагогическое общество // Отечественные записки. 1869. №11. С. 124-142.
7. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.733. Оп.95.
8. Юрченко Л.П. Развитие педагогики высшей школы в Харьковском университете (1805-1861 гг.): дисс. к.п.н. Харьков, 1981. 180 с.
Об авторе
Карнаух Н.В. - кандидат педагогических наук, профессор Благовещенского государственного педагогического университета, pedagog31@mail.ru