Научная статья на тему 'ВКЛАД В ДЕЛО НОТАЦИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МУГАМОВ ГУРБАНА ПРИМОВА'

ВКЛАД В ДЕЛО НОТАЦИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МУГАМОВ ГУРБАНА ПРИМОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
нотация / мугам / этномузыковедение / Гурбан Примов / музыка / культура. / notation / mugham / ethnomusicology / Gurban Primov / music / culture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ибрагимова Нармин Айдын Гызы

Актуальность представленной статьи объясняется необходимостью изучения и внедрения суще-ствующего опыта в деле сохранения и передачи следующим поколениям национального достояния, а именно музыкальной культуры Азербайджана. В данном контексте исследование творчества видного тариста Гурбана Примова, с целью внедрения результатов в учебный процесс, а также изучение его роли в развитии профессиональной музыкальной культуры Азербайджана, опирающейся на устное народное творчество, представляет особый интерес. Цель данной статьи исследовать вклад Гурбана Примова в развитии отечественного этномузыкознания, а именно в дело нотации азербайджанских му-гамов. В ходе исследования были использованы метод исторического и музыкального анализа. В разра-ботке темы использованы исследования известных музыковедов как Уз.Гаджибейли, А.Бадалбейли, Р.Имрани, З.Сафаровой, Т.Мамедова и других. Основное заключение автора заключается в том, что Гур-бан Примов сделал огромный вклад в развитие азербайджанской музыки. Его исполнения на таре народ-ных мелодий и мугамов стали для композиторов источником для нотных записей образцов традицион-ной музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION TO THE NOTATION OF AZERBAIJANI MUGAMS PERFORMED BY GURBAN PRIMOV

The relevance of the presented article requires the study and creation of existing experience in preserving and transmitting to next generations the national heritage, namely the musical culture of Azerbaijan. In this latest study of the work of the prominent tar player Gurban Primov, with the aim of achieving results in the educational process, as well as studying his role in the development of professional musical culture of Azerbai-jan, based on oral folk art, which is of particular interest. The purpose of this article is to explore the contribu-tion of Gurban Primov to the development of domestic ethnomusicology, namely to the notation of Azerbaijani mugams. During the study, the method of historical and musical analysis was used. The research of famous mu-sicologists such as Uz.Hajibeyli, A.Badalbeyli, R.Imrani, Z.Safarova, T.Mamedov and others was used in devel-oping the topic. The main conclusion of the author is that Gurban Primov made a huge contribution to the de-velopment of Azerbaijani music. His performances of folk melodies and mugams on tar became a source for composers for notating samples of traditional music.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД В ДЕЛО НОТАЦИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МУГАМОВ ГУРБАНА ПРИМОВА»

20_ART / «шишмшм-лэишаи » #9(202), 2024

УДК 781.24

Ибрагимова Нармин Айдын гызы

Доктор философии в области искусствоведения, Доцент Бакинской Музыкальной Академии им. Уз.Гаджибейли DOI: 10.24412/2520-6990-2024-9202-20-24 ВКЛАД В ДЕЛО НОТАЦИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МУГАМОВ ГУРБАНА ПРИМОВА

Ibragimova Narmin Aydin gizi

Doctor of Philosophy in Art History, Associate Professor at the Baku Music Academy named after. Uz.Hajibeyli

CONTRIBUTION TO THE NOTATION OF AZERBAIJANI MUGAMS PERFORMED BY GURBAN

PRIMOV

Аннотация.

Актуальность представленной статьи объясняется необходимостью изучения и внедрения существующего опыта в деле сохранения и передачи следующим поколениям национального достояния, а именно музыкальной культуры Азербайджана. В данном контексте исследование творчества видного тариста Гурбана Примова, с целью внедрения результатов в учебный процесс, а также изучение его роли в развитии профессиональной музыкальной культуры Азербайджана, опирающейся на устное народное творчество, представляет особый интерес. Цель данной статьи исследовать вклад Гурбана Примова в развитии отечественного этномузыкознания, а именно в дело нотации азербайджанскихмугамов. В ходе исследования были использованы метод исторического и музыкального анализа. В разработке темы использованы исследования известных музыковедов как Уз.Гаджибейли, А.Бадалбейли, Р.Имрани, З.Сафа-ровой, Т.Мамедова и других. Основное заключение автора заключается в том, что Гурбан Примов сделал огромный вклад в развитие азербайджанской музыки. Его исполнения на таре народных мелодий и мугамов стали для композиторов источником для нотных записей образцов традиционной музыки.

Abstract.

The relevance of the presented article requires the study and creation of existing experience in preserving and transmitting to next generations the national heritage, namely the musical culture of Azerbaijan. In this latest study of the work of the prominent tar player Gurban Primov, with the aim of achieving results in the educational process, as well as studying his role in the development of professional musical culture of Azerbaijan, based on oral folk art, which is of particular interest. The purpose of this article is to explore the contribution of Gurban Primov to the development of domestic ethnomusicology, namely to the notation of Azerbaijani mugams. During the study, the method of historical and musical analysis was used. The research of famous musicologists such as Uz.Hajibeyli, A.Badalbeyli, R.Imrani, Z.Safarova, T.Mamedov and others was used in developing the topic. The main conclusion of the author is that Gurban Primov made a huge contribution to the development of Azerbaijani music. His performances of folk melodies and mugams on tar became a source for composers for notating samples of traditional music.

Ключевые слова: нотация, мугам, этномузыковедение, Гурбан Примов, музыка, культура.

Keywords: notation, mugham, ethnomusicology, Gurban Primov, music, culture.

Введение. Этномузыковедение, будучи одним из направлений музыковедения, играет важную роль в исследовании различных видов мугама, путем нотации музыкальных произведений. Данный метод изучения мугама, практически всегда вызывал интерес у многих азербайджанских музыковедов.

В трудах видного ученого -музыковеда Рамиза Зохрабова можно проследить оригинальную точку зрения: «Метод переложения мугама на ноты и таким образом их систематизация, играет важнейшую роль в деле глубокого, всестороннего, не только изучения, но и развития исследования му-гамного искусства, наряду с другими видами музыкальных жанров из разряда профессионального устного творчества. К тому же, стоит отметить, что до сих пор не осуществлена полная систематизация по переносу устно -профессиональ-

ных музыкальных жанров на нотные записи и последовательно отсутствует их широкое издание. Одним из важнейших и неотложных взысканий в данном деле является большая необходимость сфокусировать все силы в дело классификации устно-профессиональной традиционной музыки — переложения мугамов на ноты, исследование традиционных композиций, таких как — «мугамные дастгяхы», «зерби мугамы» и их публикация в печатных изданиях» [8, с.61]. Невозможно не согласится с этим мнением видного ученого. А ведь действительно, нотирование разных видов и жанров мугама, которые дошли до нас на протяжении многих столетий посредством представителей музыкального народного творчества, является очень сложной и ответственной задачей.

История нотации мугамов в Азербайдж ане . Научный интерес азербайджанских музыкантов к нотации мугамов зародился еще в 20-30-х годах XX

«шиитеимм-лэишаи» 2024 / art

21

века. В 1927 году, первоначально в Азербайджане Узеир Гаджибейли совместно с композитором Муслимом Магомаевым издал сборник азербайджанских народных песен под заголовком - «Азербайджанские тюркские народные песни» (на азерб.), где впервые они были переложены на ноты. В книгу вошли 33 песни устного народного творчества, которые были успешно нотированы и прекрасно аранжированы композиторами. Первым исполнителем этих музыкальных произведений стал Джаббар Га-рягды-оглу.

Работа по переложению азербайджанских му-гамов на ноты получила широкое распространение в конце 1920-х годов и постепенно принимая систематическую форму. Особенно примечательна деятельность азербайджанских композиторов в этой области и их музыкальная интерпретация в творчестве самих мастеров мугама. Стоит отметить, что будь инструментальные или вокально-инструментальные нотные записи и их исполнение в творчестве мастеров многовекового мугамного искусства - все это является обогащающим источником развития самого этномузыковедения как области научного знания, так и его исполнительства на профессиональном уровне. Помимо изучения таких крупных музыкальных произведений, как инструментальные «мугамные дестгяхы», в последующие годы, объектом исследования композиторов - музыковедов стали малые мугамные инструментальные композиции, различные - вокальные «зарби мугамы», классификация их по разделам и подразделам с различных манер исполнительных техник.

Примечателен и тот факт, что в 1920-е, 1930-е и 1940-е годы мугамы неоднократно нотировались в исполнении тариста Гурбана Примова.

Как выше было отмечено, одним из первых, кто в Азербайджане, вплотную занимался работой по переложению мугама на ноты являлся композитор Муслим Магомаев, который в 1928 году он но-тировал мугам «Раст», в исполнении Гурбана При-мова. Однако эта нотная запись не была опубликована. Музыковед Гамар Исмаилова в своей монографии под названием «Муслим Магомаев» отмечает, что эти ноты находятся в личном архиве композитора [2, с.33]. Следует также упомянуть, что архив Муслима Магомаева в настоящее время хранится в Институте Рукописей имени М.Физули НАНА .

Следует отметить заслуги и великого маэстро Ниязи в области музыкальной нотации азербайджанских мугамов. Исследователи наследия Ниязи особо подчеркивают тот факт, что его труды по таким мугамам, как «Раст» и «Шур» были перенесены на ноты с вокально-инструментального исполнения Джаббара Гарягдыоглу [10, с. 13]. Сегодня упомянутые рукописи хранятся в доме-музее Ниязи и также до сих пор не были опубликованы. Однако известно, что при работе над симфоническим мугамом «Раст» Ниязи использовал собственные нотные записи. Так работа в области нотной записи азербайджанских мугамов в будущем стала для

композитора творческой лабораторией для дальнейшей деятельности.

Известно, что в вокально -инструментальном исполнении дастгяха, помимо традиционного певца именуемого - ханенде, в ансамбле участвует музыканты- сазенде. Следует принять во внимание наличие большого количества информации о совместных выступлениях Джаббара Гарягдыоглу в сопровождении Гурбана Примова. Этому свидетельствуют записи граммофонных пластинок и различные научные источники. Кроме того, имена Гурбана Примова, Джаббара Гарягдыоглу следует упомянуть наряду с именем маэстро Ниязи, который успешно занимался музыкальной нотацией вокально-инструментальных композиций.

В 1920-30-е годы Гурбан Примов вместе с Джаббаром Гарягдыоглу сыграл бесценную роль в процессе работы над оперой Рейнгольда Глиэра «Шахсанем». Р.Глиэр во время работы над созданием оперы «Шахсенем» воспользовался нотными записями, в которых были собраны различные вокальные и инструментальные народные мелодии, нотированные во время совместных выступлений Джаббара Гарягдыоглы с Гурбаном Примовым [3, с.170]. Исполнения Гурбана Примова азербайджанских народных песен послужило не только источником для нотной записи мелодий. Одновременно маэстро показывал мастерство их исполнения, что и оказало, непосредственную помощь в создании оперного произведения.

Сведения предоставленные А. Бадалбейли являются подтверждением вышеуказанным фактам. Известно, что когда в 1923 году видный русско-советский композитор Р.М.Глиэр был приглашен в Азербайджан для создания оперы «Шахсанам», он был не только ознакомлен с особенностями и отдельными образцами азербайджанской музыки в живом исполнении, но и к тому же ему были предоставлены все необходимые музыкальные материалы для работы над оперой. В этом деле важное участие приняли Джаббар Гарягдыоглу с Гурбаном Примовым. По этому поводу Глиэр в своей статье особо подчеркивает, то, как была написана опера «Шах Санам»: «Двери к богатому и нескончаемому источнику народного музыкального наследия для меня открыли мои великие учителя: это видный народный певец - ханенде Джаббар Гарягдыоглы вместе с таристом — Гурбаном Примовым» [7].

В 1932 году сотрудниками Научно -исследовательского Музыкального Кабинета, созданного при Азербайджанской Государственной Консерватории под руководством Бюльбюля, также была проделана немаловажная работа по составлению нотных сборников мугама. Бюльбюлю при Научно - исследовательском Музыкальном Кабинете удалось эффективно организовать необходимую работу в этой области. Из его записей нам становится очевидно, что в то время к делу составления нотных сборников с образцами фольклора, мугамов, ашугских песен относились с серьезным научным подходом. Чтобы ценность собранных материалов могла отвечать высоким требованиям с точки зрения профессионализма, особое внимание уделялось нотным

22

лет / «шишфушм-лушаи» 2024

записям, проводимым непосредственно вовремя исполнения мастеров мугама - ханенде и виртуозных инструменталистов.

Особое внимание Бюльбюль уделял сбору материалов национального фольклора, их изучению и анализу. Именно поэтому в период его руководства Научно-исследовательским Музыкальным Кабинет проделанной работой оказал неоценимую услугу в сохранении образцов национальной музыки. В его статье «Пути развития музыкального искусства», которая является своего рода научно-информационным отчетом, ярко проявляет значимую и важную роль деятельности Музыкального Кабинета. По этому поводу Бюльбюль отмечал: «В Азербайджане ведется серьезная научно-исследовательская работа в области музыки. Летом этого года (1938 - Н.И.), возглавляемый мной Научно-Исследовательский Музыкальный Кабинет при Азербайджанской Государственной Консерватории, организовал специальную экспедицию в Кировабаде (Гянджа), в Ханларском иГубинском районах, там собрано 220 инструментальных, танцевальных и вокальных произведений, в том числе на ноты переложены и ашугские песни» [5, с. 44].

Среди своих заметок из статьи «Ханенде и ашуги» Бюльбюль вновь отмечает о проделанной работе: «Научно-исследовательский Музыкальный Кабинет при Азербайджанской Консерватории собрал до 250 танцевальных композиций... В репертуаре музыкантов - сазенде, исполнителей духового инструмента зурны и балабанов, помимо народных песен и танцевальных композиций, также можно встретить и разные другие инструментальные произведения. В качестве наглядного примера этому можно привести то, как виртуозно и гармонично Р.Глиэр в своей опере «Шахсенем» применил мелодию «Аразбари», также красиво воспользовался лирическими мелодиями «Кюрдю», « Чобан байаты» которые зачастую местные пастухи исполняют на духовом инструменте, как балабан. К тому же примером этому можно перечислить и несколько других мелодий» [5, с. 28].

Народные мелодии в исполнении Гурбан Примова. В этой части статьи будет к месту отметить, то что упомянутые нами выше народные мелодии сыграли важную роль в творчестве Гурбана Примова, и видимо Бюльбюль имел именно эти версии выступлений, когда рассуждал в своих трудах о нотных записях музыкальных произведений. Этому вопросу мы уделим особое внимание.

В своей статье «О нотации мугама» Бюльбюль подробно описывает, то как необходимо вести коллективную работу с композиторами при сборе образцов азербайджанской национальной музыки, также выявляет важность, цели и задачи в данном творческом процессе, и тем самым отмечает, насколько важна и серьезна данная работа в области изучения мугама. Известно, что к сбору образцов народного творчества практически не привлекались музыковеды, музыканты и исполнители старшего поколения, а также не были охвачены все регионы Азербайджана. Именно по инициативе

Бюльбюля молодыми музыкантами Т.Гулиевым и З.Багировым в течение месяцев были написаны и изданы три мугамных дастгяха, что считается важнейшим шагом в деле развития национального музыкального искусства.

Помимо мастеров мугама - ханенде, которые открыли перед исследователями богатый азербайджанский музыкальный фольклор с ашугскими песнями и образцами устной традиционной музыки - мугамами, также активное участие приняли исполнители народных музыкальных инструментов. Среди них особо необходимо отметить вклад Гур-бана Примова.

Наряду с другими артистами, Г.Примов, будучи одним из лучших знатоков музыкального фольклора и искусства традиционного мугама не только исполнял, но и записывал свои выступления на аудио-ленты, что в дальнейшем оказало неоценимую роль в развитии национальной музыкальной культуры.

Роль Гурбана Примова в деле нотации му-гамного искусства. В 1938 году была организована третья по счету экспедиция Научно-исследовательского Музыкального Кабинета в городе Гяндже. В это время Гурбан Примов находился в Гяндже. Члены экспедиции Гара Гараев, Закир Ба-гиров и другие провели нотные записи различных разделов и подразделов мугама в исполнении тари-ста Г.Примова. Самым интересным и содержательным материалом этой экспедиции стал мугам «Шур», записанный на ноты Гара Гараевым в исполнении Гурбана Примова. Эта нотация до точности отражает мелодичность исполнения мугама Отметим, что первые нотные записи мугамов, опубликованные в 1936 году - среди которых можно перечислить «мугамные дастгяхы» как Тофига Гули-ева «Раст», «Забул», так и «Дюгях» Закира Баги-рова, были нотированы в исполнении знаменитого тариста Мансура Мансурова. Позже эти нотные записи были использованы Л.Рудольфом, как материал для фортепианного исполнения [5, з.26]. В первые опубликованные нотные записи мугамов имели большое значение, и к тому же, были высоко оценены деятелями музыкального искусства. Однако среди сторонников «гармонизации мугама», также проявили себя и их ярые противники, которые критиковали данный творческий подход к му-гаму.

Все нотные записи Гара Гараева отличаются грамотным изложением. Нотация Гара Гараева мугама «Шур» в отражает всю ее глубинную суть, композитору удалось отразить и звучание струнного инструмента тара. Труды по нотным записям Г.Гараева, максимально точно и виртуозно отражают характерную красочную импровизационную природу мугамного искусства, что создает целостную картину восприятия оригинальности звучания мугама на профессиональном уровне.

В нотных записях мугама «Шур» Г. Гараева в исполнении Гурбана Примова последовательно были ярко изложены традиционные разделы мугама, как: «Майэ-Шур», «Шахназ», «Хиджаз», «Са-майи-Шамс», «Сарандж».

«шиитеимм-лэишаи» 2024 / лят

23

Стоит отметить, что нотная рукопись мугама «Шур», о котором идет речь в данной статье, хранится в архиве Института Архитектуры и Искусства НАНА и только малая часть, а именно раздел «Мугам Майе» представлена в качестве примера в книге В. Беляева " Очерки истории музыки народов СССР [4, с.51-52].

В упомянутую книгу В.Беляева в качестве примера из нотных записей также вошли две части мугама «Раст», первая из которых была перенесена на ноты российским музыковедом В. Кривоносовым в исполнениии Гурбана Примова. Вторая нотная запись принадлежит композитору Тофигу Гулиеву. В этом варианте должное место занимает вокально-инструментальная версия мугама «Раст», составленная на основе выступлений Зульфи Адыгёзалова и Гурбана Примова.

Сама инициатива по работе нотации азербайджанских мугамов была высоко оценена гениальным композитором Узеиром Гаджибейли: «Успешный опыт в области нотной записи мугамов (У. Гаджибейли имел в виду ноты Ниязи. -Н.И.), открывает широкие перспективы для использования азербайджанского музыкального фольклора в профессиональной музыке» [10, с. 13].

Научную значимость нотных записей и издания мугамов русский музыковед В. Виноградов оценивал следующим образом: «Эти первые издания мугамных дастгяхов (имеется ввиду нотные записи Т. Гулиева и З. Багирова по мугамам «Раст», «Забул» и «Дугях». — Н.И.) имеют серьезное научное значение.

Однако при их анализе не следует забывать, что хотя эти мугамы существенно отличаются от других видов исполнений, например, от первой письменной версии в исполнении Гурбана Примова, оба стиля исполнителей тара имеют много общих черт в выборе «макама» и формы, а также наблюдаются много схожестей в интонационной последовательности в их исполнении» [6, с.2]).

Бюльбюль особо отмечал, что важно сохранить традиции певческого мастерства опытных исполнителей и музыкантов Карабаха, таких как Джаббар Гарягдыоглу, Абдулбаги, Сеид Шушин-ский, Садыгжан, Гурбан Примов... По его мнению «Нотациимугамов и давно позабытых таснифов и их подразделов — означает восстановление самых лучших традиций бывалых певцов и музыкантов» [5, 8.81-82].

В своих трудах Р.Зохрабов указывал, что нотные записи мугамов, сыграли важную роль в деле изучении истории мугама и в дальнейшей деятельности в области исследования профессиональной азербайджанской музыки, основанной на богатом устном народном творчестве. Также он отмечал, что систематизированием и классификацией муга-мов, а также их нотацией занимались такие видные композиторы, как Г. Гараев, Ф. Амиров, Т. Гулиев, З. Багиров и другие. Они использовали в своих исследованиях выступления известных певцов - ха-ненде, как Сеида Шушинского, Джаббара Гарягдыоглу, Зульфи Адыгёзалова, так и выступления инструменталиста на таре - тариста Гурбана

Примова. И это примечание не случайно. «А ведь действительно, эти мастера оживив в своей памяти мугамы и их разделы донесли до нас классическую музыку народа» [8, с. 65-66].

Роль Гурбана Примова в создании симфонических мугамов. Благодаря творчеству мастеров мугама, ханенде и талантливых инструменталистов сохранена богатая культура мугамного искусства. Классификация и систематизация различных видов мугама послужила в дальнейшем для именитых композиторов, необходимым материалом для пропаганды национальной музыки на профессиональном уровне.

С этой точки зрения значимое место также занимают симфонические мугамы Фикрета Амирова В процессе исследования, в архиве Института Архитектуры и Искусства НАНА, мы столкнулись с многочисленными материалами, среди которых были и нотные записи некоторых образцов музыкального фольклора, собранные в свое время под руководством Бюльбюля. Он в своей статье под заголовком «Информация» указывает на очень интересный, на наш взгляд, факт. Анализируя творческий подход в создании композитором Ф. Амиро-вым симфонических мугамов «Шур» и «Курд-Овшари», Бюльбюль отмечает, что «Будучи председателем комиссии по нотации мугамов, я посоветовал вести работу над самыми большими по содержанию мугамных дастгяхов, таких как «Шур» и «Курд-Овшари». Оба эти дастгяха нотированы со старых пластинок с записью мугамных исполнений Джаббара Гарягдыоглу, Сейида Шушинского, Гурбана Примова и меня» [5].

Бюльбюль систематизировал нотированные разделы мугамов «Шур» и «Курд-Овшари» следующим образом. Мугамный дастгях «Шур» состоит из нижеуказанных разделов (шобе) и подразделов (гюше): 1. Шур; 2. Шахназ; 3. Баяты-тюрк; 4. Шикесте; 5. Ираг; 6. Баяты - Кюрд; 7. Семайи -Шамс; 8. Сарандж; 9. Нишиби - фераз; 10. Шур (аяг).

В состав дестгяха «Курд-Овшары» входят следующие разделы и подразделы мугама: 1.Курд-шахназ; 2. Герайлы; 3. Кюрдю; 4. Овшари; 5. Сарандж; 6. Гайтарма; 7. Шур.

Указанные разделы обоих мугамов отражены в партитуре Ф. Амирова.

Фикрет Амиров отмечал, что идею создания симфонических мугамов, предложиил ему Бюльбюль. В 1948 году в процессе работы над симфоническими мугамами «Шур» и «Кюрд - Овшари» Фикрет Амиров вдохновлялся исполнениями Гурбана Примова и Сеида Шушинского. По этому поводу Ф. Амиров пишет: «я испил мёд лиричности мугамов, которые изливались со струн его тара, как материнское молоко...» [1, с. 181].

Ф.Амиров в своих воспоминаниях, приводит интересный факт. По его словам, после того, как он завершил работу над «Шур» и «Кюрдю-Овшари» тарист Гурбаном Примов настоял на том, чтобы мелодия «Карабаха Кюрду» в его исполнении была добавлена в «Кюрдю-Овшари» как ее неотъемле-

24

лят / «шишйушм-даушаи» #ш@2), 2024

мая часть. По мнению Ф.Амирова, эта часть музыкального произведения явилось очень важной мелодией для адаптации мугама в симфоническую среду и без него мугам «Курд-Овшары» не считался бы завершенным [1, с. 181-182].

Из анализа симфонических мугамов Фикрета Амирова становится очевидно, что в них прослеживается традиционная структура характерная мугамному дастгяху как принцип последовательно -сти в импровизации разделов мугама с песенно-тан-цевальными частями.

Выводы и заключение. Результаты нашего исследования фактически подтверждают огромную роль Гурбан Примова не только в развитии азербайджанской музыки, а также его весомый вклад в развитие научного направления, как этномузыковедение.

На наш взгляд, изучение заслуг Гурбана Примова в области нотации мугамов имеет особую значимость. Деятельность тариста Гурбана Примова в области нотирования азербайджанских мугамов может послужить в перспективе расширению направлений исследовательских работ в отечественном музыкознании. Указанные в статье архивные материалы требуют дальнейшего полноценного изучения и публикации с целью донести до широкой аудитории знания об истоках азербайджанского культурного наследия для сохранения и передачи будущим поколениям. На наш взгляд, изучение архивов и опубликование нотных

записей станет еще одним важным шагом в истории сохранения и развития мугамного искусства Азербайджана.

Источники:

1. Амиров Ф. Волшебный тар // Музыкальный мир. Баку: Гянджлик, 1983, с. 173-184. (на азерб.).

2. Азербайджанская музыка XX века. Сборник статей. Баку: 1994, 300 с. (на азерб.).

3. Бадалбейли А. Монографический-пояснительный музыкальный словарь. Баку, Элм, 1969, 246 с. (на азерб.).

4. Беляев В. Очерки по истории музыки народов СССР: в 2-х вып. М.: Музгиз. Вып. 1: 1962. 330с. Вып. 2: 1963. 340 с.

5. Бюль-бюль. Избранные статьи и доклады. Издание Академии Наук Азербайджана. Баку: 1968, 138 с. (на азерб.).

6. Виноградов В. Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка. Москва:1938, с.77

7. Глиер Р. М. Творческий синтез. // ж. «Советская культура», 4 апреля, 1938 г.

8. Зохрабов Р. Мугам. Баку: Азернешр, 1991, 218 с. (на азерб.).

9. Караев К. Симфонические мугамы Фикрета Амирова. // «Советская музыка», 1949, №3, с. 40-43.

10. Керимов С. Художник удивительного таланта. Баку: 1972, 132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.