Научная статья на тему 'ВКЛАД В.А. РАНОВА В ИЗУЧЕНИЕ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТАДЖИКИСТАНА'

ВКЛАД В.А. РАНОВА В ИЗУЧЕНИЕ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРОГЛИФЫ / НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / В.А. РАНОВ / ПАМИР / ШАХТЫ / ЛЯНГАР / ВИБИСТДАРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобомуллоев Б.

В статье рассматривается роль ученого - археолога В. А. Ранова в области наскального искусства Таджикистана. Его имя связано с самыми яркими открытиями петроглифов на Памире, таких как грот Шахты и навесом Kurteke и Nayzatash. Благодаря его исследованиям, сегодня мы имеем наиболее полное представление о крупнейших скоплениях петроглифов на Памире - Лангаре и Vibistdara Следует также отметить большое значение в теории и взглядов ученого в оценке и интерпретации петроглифов Таджикистана и их отношений с петроглифами Центральной Азии, Сибири, Монголии, Афганистана и Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF V. A. RANOV IN THE STUDY OF ROCK ART IN TAJIKISTAN

The article analyzes the role of the scientist-archaeologist V.A Ranov in the field of Rock Art studies in Tajikistan. His name is associated with the most striking discoveries petroglyphs in the Pamirs, such as the Grotto of Shakhty, and the canopy Kurteke and Nayzatash. Through his research, today we have the most complete picture of the largest clusters of petroglyphs in Pamir - Langar and Vibistdara. On the basis of detailed field investigations of these two sites, covering a broad chronological framework, V.A. Ranov proved periodization of rock art of the Pamirs. It should also be noted the great significance in theory and views of scientists in the assessment and interpretation of the petroglyphs of Tajikistan and their relationship with the petroglyphs of Central Asia, Siberia, Mongolia, Afghanistan and India.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД В.А. РАНОВА В ИЗУЧЕНИЕ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТАДЖИКИСТАНА»

ВКЛАД В.А. РАНОВА В ИЗУЧЕНИЕ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТАДЖИКИСТАНА

Б. БОБОМУЛЛОЕВ

научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша АН Республики Таджикистан пр. Рудаки, 33, Душанбе,734025, Таджикистан E-mail: bobo_bobomullo@yahoo.com

В статье рассматривается роль ученого - археолога В. А. Ранова в области наскального искусства Таджикистана. Его имя связано с самыми яркими открытиями петроглифов на Памире, таких как грот Шахты и навесом Kurteke и Nayzatash. Благодаря его исследованиям, сегодня мы имеем наиболее полное представление о крупнейших скоплениях петроглифов на Памире - Лангаре и Vibistdara Следует также отметить большое значение в теории и взглядов ученого в оценке и интерпретации петроглифов Таджикистана и их отношений с петроглифами Центральной Азии, Сибири, Монголии, Афганистана и Индии.

Ключевые слова: петроглифы, наскальное искусство, В.А. Ра-нов, Памир, Шахты, Лянгар, Вибистдара.

Когда в 1951 г. была создана Академия наук Таджикской ССР, то с самого начала ее деятельности, в только что образованном секторе археологии, еще будучи студентом, начал работать В. А. Ра-нов. За более чем 50-летнюю научную деятельность ему удалось сделать очень много. И, несомненно, в настоящее время В. А. Ранов является признанным ученым в области изучения каменного века стран Центральной Азии. Об открытиях ученого, его вкладе в деле изучения каменного века написано довольно много и интересующихся этим можно отослать к специальной литературе. [Масов, 1996; Филимонова, 1996; Деревянко и др., 2004].

Несмотря на то, что основным направлением исследований В.А. Ранова было изучение каменного века Средней Азии, нельзя не отметить его заслуг в изучении наскального искусства Таджикистана, получившее мировую известность. Уже в первых экспедициях он обратил внимание на наскальные изображения - петроглифы, которые обильно встречались в предгорных и горных районах республики. Увлекшись петроглифами В.А.Ранов на протяжении всей своей научной деятельности, наряду со своей основной задачей - изучением каменного века, он параллельно стал заниматься также и исследованием наскального искусства. До этого

петроглифы были объектом внимания многих ученых-краеведов, биологов, этнографов, геологов, которые попутно осматривали и кратко описывали увиденные рисунки. С именем В.А. Ранова связаны самые яркие открытия новых местонахождений петроглифов в Таджикистане, в особенности, на Памире. Ученому принадлежат более 30 статей в журналах и газетах, посвященных наскальному искусству. Ознакомившись с его публикациями, не сложно заметить, с какой душевностью он отзывается о любимом занятии: «Одним из самых сложных для понимания, и вместе с тем бесконечно увлекательным разделом исторической науки являются наскальные рисунки - изображения животных и людей, образующих иногда сложные композиции (сцены охоты, сражений, праздников), религиозные символы, знаки собственности - тамги и. т. д.» [Ранов, 1995, С.3].

В 1957 г. выходит в свет первая публикация В. А. Ранова, посвященная наскальным изображениям вблизи селения Наматгут Иш-кашимского района Горно-Бадахшанской автономной области. Автор делает краткий анализ материалов переданных доктором биологических наук А.В. Гурским Институту истории, археологии и этнографии - семи фотопленок с наскальными изображениями. В. А. Ранов приводит рисунки шести плоскостей с изображениями. На основе стилистических особенностей он делает вывод о периодизации этой группы петроглифов. Следует обратить особое внимание на рисунки животных, тела которых «изображены при помощи треугольников соприкасающихся вершинами», что говорило об их стилистическом сходстве с самыми ранними геометрическими изображениями Саймали-Таша. Исследователем было сделано заключение о том, что рисунки этого комплекса - разновременные и охватывают период от эпохи бронзы до ХХ века. Также им был сделан сравнительный анализ некоторых изображений с петроглифами других районов Таджикистана и Средней Азии.

В 1960 г. В.А.Рановым была опубликована статья, посвященная наскальным рисункам Лянгара с результатами работ Памирского отряда Таджикской археологической экспедиции (ТАЭ) 1956 г. [Ранов, 1960]. Тогда, объективным причинам - болезни начальника отряда А. Н. Бернштама - группа ограничилась только осмотром части многочисленных наскальных рисунков, расположенных в районе селения Лянгар. В результате работ были выделены две группы наскальных изображений. Если в своей ранней публикации В. А. Ранов дает лишь краткий обзор наскальных рисунков, то теперь им было сделано подробное описание основных рисунков, изучен характер скального материала и условий их нанесения, сте-

пень патинизации, размеры, локализация, техника исполнения рисунков и количество петроглифов в каждой из групп.

Ученым было обращено внимание на аналогии некоторых изображений и проблемы датировки наскальных изображений Центральной Азии в целом. К примеру, в группе №1 отмечалтся рисунок оленя, выполненный в необычном для среднеазиатских петроглифов стиле. Размеры фигуры оленя непривычно большие - высота 50 см, длина - 55 см. У оленя ветвистые рога, вытянутая морда, горбатая спина, и по этим признакам В. А. Ранов отмечал большое сходство с изображениями оленей Сибири и Кобыстана. Судя по степени патинизации, стилю и сравнительно большим размерам это наиболее архаичный рисунок. Хотя датировку этого изображения автор считал довольно затруднительной.

Среди рисунков обследованного комплекса ученый выделяет три возрастные группы: ранняя группа (сако-усунская и скифо-сарматская), средняя группа (тамгообразные петроглифы VII -VIII вв.), поздняя группа (сильно стилизованные рисунки, а также рисунки, связанные с исмаилитским символом - знаком открытой пятерни). Ко второй группе изображений относятся несколько сцен охоты, в которой обращает свое внимание форма луков, в связи с чем даются их интерпретация, аналогия, временная принадлежность.

Основную массу петроглифов Лянгара составляют горные козлы, среди которых можно выделить рисунки выполненные «тщательно нарисованным объемным телом» [Ранов, 1960, с. 33], у которых рога высоко запрокинуты за спину, с возрастными буграми. Также встречаются изображения снежного барса, собак, всадников и др. Публикация, в какой-то мере, обобщившая все сведения о па-мирских петроглифах и поставившая их изучение на научную основу, до сих пор не потеряла своего значения.

В том же 1960 г., была опубликована статья, посвященная петроглифам, обнаруженным археологическим отрядом ТАЭ еще в 1955 г. в Кураминских горах, в местечке Куруксай и Шайдан. Количество рисунков в куруксайской группе невелико, всего несколько десятков. Часто встречаются отдельные рисунки козлов (Сарга Б^тса), однако среди них есть изображения, безусловно заслуживающие внимания. Выделяется фигурка козла несколько крупных размеров 10х17,5 см с большими рогами. «Весь контур рисунка заполнен точками за исключением прямоугольника, помещенного в задней части туловища. Четко выделенный прямоугольник, сохраняющий на поверхности скальную корку, своими правильными очертаниями и аккуратностью линий исключает возможность недо-

делки. Совершенно ясно, что здесь мы имеем дело с преднамеренным художественным приемом» [Ранов, 1960, с. 123-124]. Изображение характерно для «скифского звериного стиля» и находит аналогии с рисунками Сибири, Алтая и Казахстана, оно может относиться к VII в. до н. э. - I векам н. э. Большой интерес у ученого вызвала сцена боя, в которой «... изображены два всадника, устремившиеся навстречу друг другу с копьями наперевес» [Ранов, 1960, с. 130]. Очень интересна манера посадки всадников и детали одежды: «островерхие шапки бойцов; одинаково согнутые руки, левая впереди, а правая охватывает древко копья почти у самого конца; небольшие выступы сзади седоков, то ли задние луки седел, то ли верхние части колчанов, опущенные почти вертикально носки» [Ранов, 1960, с. 131]. Это первая сцена боя на среднеазиатских и близких к ним наскальных изображениях.

В. А. Ранов связывает появление куруксайских наскальных изображений с племенами, которые возводили свои погребальные сооружения (муг-хона и курумы) в горах Кара-Мазара, датируемые от III-II в. до н.э. - до VIII в. н.э. [Литвинский, 1956; 1959]. В шайдан-ской группе петроглифов было обследовано 10 валунов, сюжет которых составляют преимущественно горные козлы. В. А. Ранов делает заключение, что шайданская группа при сопоставлении с ку-руксайской в большей своей части относительно поздняя и не связанная со строителями муг-хона и курумов [Ранов, 1960, с. 142].

Осенью 1958 г. археологической группой Памирской экспедиции АН СССР под руководством В. А. Ранова были открыты наскальные рисунки каменного века в гроте Шахты на Восточном Памире. Материалы, посвященные этому сенсационному открытию наскальной живописи на высоте 4200 м над у. м. - самому высокорасположенному пункту наскального искусства в мире, были опубликованы в 1961 г. [Ранов, 1961]. На стенке грота хорошо сохранились четыре изображения, исполненные минеральной краской двух цветов - бордовой и красной. Судя по остаткам красок на стене, в древности рисунками была покрыта значительная площадь грота, не менее 20-25 кв.м. «На рисунках представлен человек, замаскированный под птицу. Следующие две фигуры представляют, видимо, одну композицию - дикий кабан и медведь или два диких кабана, попавшие в ловушки и затем самое крупное животное, напоминающее бовида (по мнению зоологов, это скорее медведь). Несколько стрел вонзились в животное, которое к тому же очевидно попало на рогатину. Нет сомнений в том, что этот рисунок отражает охотничью магию древних обитателей Памира». Так же был выявлен культурный горизонт, на основании которого В.А. Ранов

приходит к заключению, что «рисунки в гроте Шахты могли быть сделаны в эпоху мезолита или раннего неолита, т.е. в то время, когда впервые после последнего большого оледенения на Памир пришли люди» [Ранов, 1967, с. 125]. Открытие наскального искусства грота Шахты в столь высокорасположенном месте породило множество вопросов, ответы на которые требуют специальных исследований.

В 1961 г. выходит статья о результатах работ Ура-Тюбинского отряда в 1959 г., в которой были даны краткие сведения о группе наскальных изображений вблизи селений Шинг, Шамтич и Похуд, первые сведения о которых встречаются у А.Н. Дальского [Даль-ский, 1949; 1950]. Отрядом В.А.Ранова были обнаружены новые изображения по реке Шинг, у входа в ущелье Рудак, которые не были замечены А.Н. Дальским [Ранов, 1959]. Также была дообследована группа изображений, раннее отмеченных А.М. Мандельштамом [Мандельштам, 1956]. Однако детального описания, техники нанесения рисунков и датировки автором не было приведено.

В 1960 г. работы Памирского отряда ТАЭ были сконцентрированы на изучении остатков писаниц, выполненных минеральной краской под навесом Куртеке на Восточном Памире [Ранов, 1964]. Навес Куртеке находится в двух километрах от грота Шахты, на противоположном борту Куртеке-сая на высоте 4020 м над у.м. Следы писаниц, обнаруженных на двух стенках, представляют собой стилизованную фигуру человека с поднятыми руками и широко расставленными ногами, изображённого вниз головой, в сочетании прямых и волнистых линий. Раскопки в навесе выявили два культурных горизонта: первый принадлежит эпохе бронзы, второй -концу неолита-энеолиту. Исследователь предполагает, что рисунки относятся к эпохе неолита-бронзы и аналогичны рисункам, отмеченным в Казахстане, Сибири, Урале, Крыму и других местах.

В 1966 г. В. А. Ранов в соавторстве с А.В. Гурским публикует обобщающую статью о наскальных изображениях Памира, в которой отмечено 48 пунктов [Ранов, 1966]. Были затронуты вопросы распространения петроглифов, техники их выполнения, и основных сюжетов (горные козлы и охота на этих животных с луком и собаками, всадники). Через год, в 1967 г., выходит в ответ научно-популярная работа «Археологи на Крыше мира», в которой описываются также и условия открытия росписей в гроте Шахты [Ранов, 1967].

В 1972 г. публикуется статья В.А.Ранова, посвященная наскальным рисункам на вершине Санги-Навишта (3995 м над у.м.), что над кишлаком Зидды. Всего было зафиксировано пять изображений

животных, одно - человека, 12 - различных фигур. Это самая большая группа рисунков, составляющих различные знаки, часть которых не поддалась расшифровке. Некоторые из них являются знаками собственности - тамги. Нижняя возрастная граница рисунков, по сравнению и аналогией в исследованиях других ученых, определяется Х1У-ХУ вв., верхняя - вплоть до современности [Мухтаров, Ранов, 1972].

В 1972 г. на страницах «Археологических открытий» появляется материал о новом уникальном открытии петроглифов на р. Северная Акджилга в Восточном Памире [Жуков, Ранов, 1972]. Обобщающая статья двух авторов об акджилгинских петроглифах выходит в 1974 г. [Жуков, Ранов, 1974]. Рисунки расположены в узкой части долины р. Акджилга, неподалеку от перевала, на высоте 3800 м над у. м. Общее количество петроглифов приближается к сотне. Встречаются как одиночные рисунки горных козлов, быков, всадников, людей, лучников, лошадей, колесниц, колес, возничих, так и композиции - группа изображений, объединённых общей смысловой идеей. Техника выполнения рисунков в Акджилге отличается от большинства петроглифов Центральной Азии. В своей публикации Ранов и Жуков делают очень меткое замечание по этому поводу: «Основным приемом была линейно-штриховая техника, не свойственная, как правило, среднеазиатским петроглифам. Первоначально вырезанный острым предметом (ножом?), контур заштриховывался внутри резными линиями, а иногда добавочно пришлифовывался. Таким образом, линии рисунка не углублены сколько-нибудь в тело камня и совершенно не отличаются по цвету поверхности от цвета скалы. Здесь, на Акджилге, почти не встречается, за исключением нескольких явно поздних петроглифов, обычного для Средней Азии приема - выбивания рисунков острым предметом или камнем, так называемая «точечная техника», когда линия рисунка представляет собой серию точек с рваными краями, диаметром до пяти и более миллиметров. Эта техническая особенность чрезвычайно важна и является, на наш взгляд, дополнительным свидетельством в пользу относительно древней даты акджилгин-ских петроглифов» [Жуков, Ранов, 1974, С. 64].

Центральное место среди скопления петроглифов Акджилги занимает сцена с изображениями колесниц с возничими и расположенных рядом фигур «людей-скелетов» и быков. По мнению исследователей ряд, состоящий из четырех боевых колесниц (пятая колесница, не законченная), а также находящиеся рядом фигуры «людей-скелетов» и быков образуют единую содержательную картину [Жуков, Ранов, 1974, с. 65].

Исследователи выдвигают интересные гипотезы о самом факте присутствия боевых колесниц, ведомых горячими лошадьми в столь высокогорном районе, «в котором местами и для караванной-то тропы нелегко найти хорошую площадку» [Жуков, Ранов, 1974, с. 6568]. По стилистическим особенностям изображений людей-возниц и факта наличия колесниц в петроглифах Центральной Азии они относят эту композицию к концу II - началу I тысячелетия до н.э., в связи с чем полагают их взаимосвязь с движением индо-иранских племен, «арийцев», в Индию. Другие петроглифы относятся к сакскому времени (I тыс. до н.э.). Имеется пласт рисунков, относящихся к средневековью и совсем небольшое количество рисунков со свежей патиной принадлежащих к поздним изображениям.

В 1973 г. публикуются краткие сведения о работе специального отряда по изучению петроглифов Памира, организованного Таджикской археологической экспедицией под руководством В. А. Ранова в 1972 г. [Ранов, Жуков, 1973]. Стоит отметить, что это была первая для Таджикистана экспедиция, специально направленная на поиски, изучение и фиксацию наскальных рисунков. Никогда еще исследования наскальных рисунков не проводились так широко и интенсивно как в том году. Работа экспедиции была сосредоточена на обследовании петроглифов, выбитых на обломках скал у летовки Вибистдара (около кишлака Дебаста) и рисунки, которыми покрыты плиты выходов гранитов Шахдаринского хребта, что выше кишлака Лянгар-Кишт. В каждом пункте были произведены максимальные учет, фотографирование и калькирование наиболее интересных изображений. В скоплении петроглифов Вибистдара было зафиксировано 1203 изображения, в Лянгаре - 5878. Выделено четыре группы, общая площадь распространения рисунков составила 1,2 га. Основные темы петроглифов Вибистдары - это горные козлы, всадники, охота, «бегущие и танцующие человечки», сцены сражений, разнообразные знаки и орнаменты.

Датировка изображений была дана довольно приблизительно, но следует отметить, что это уникальный памятник, который относится к мусульманскому средневековью и дает интересные сведения о жизни оседлого и полуоседлого скотоводческого населения. Подробные результаты этой экспедиции были опубликованы в 1976 г. [Ранов, 1976]. В том же 1976 г. Маркансуйский отряд ЮТАЭ обследовал новое местонахождение петроглифов около кишлака Ачик-Альма [Ранов, 1976]. На гладких стенах скалы Тешик-Таш зафиксировано около 750 рисунков. Техника исполнения рисунков разнообразна, встречались рисунки, выбитые острым металлическим предметом или камнем, сделанные краской и сочетающие обе

техники. Выделялся пласт рисунков, выполненных в традициях скифского звериного стиля, которые могут быть датированы I тыс. до н. э. Большинство рисунков датированы средневековьем. В том же году была опубликована статья о петроглифах Памира во всесоюзном научно-популярном журнале «Наука и жизнь». [Ранов, Танасийчук, 1976].

В 1977 г. в Германии опубликована статья о наскальных рисунках Лянгара с фотографиями и картой зоны распространения петроглифов. [Яапоу, 1977].

В 1982 г. появилась статья, посвященная петроглифам Лянгара, в которой приводились описания значительного количества ранее неопубликованных рисунков [Ранов, 1982]. Этот памятник после Саймалы-Таша является вторым по объему рисунков и их разнообразию. По подсчетам В.А. Ранова, их не менее семи тысяч. Впервые была дана характеристика изображений «излюбленного» музыкального инструмента ваханцев - рубоба. Выделено пять временных групп, приводятся фоторепродукции многих рисунков. Временной диапазон лянгарских рисунков очень широк, с сакского периода и заканчивался, поздним средневековьем, вплоть до современности.

В 1984 г. была опубликована Рановым краткая сводка о наскальных рисунках Памира во Франции, в которой также были сделаны обобщающие выводы [Яапоу, 1984]. В 1995 г. выходят тезисы доклада, представленного Рановым на коллоквиуме «Петроглифы Центральной Азии: методология изучения наскальных рисунков». Эдесь он выступил с докладом «Петроглифы Памира: распространение, стилистические особенности, сюжеты, хронология» [Яапоу, 1995].

В этом же году в Душанбе была представлена выставка фотографий наскальных рисунков Каракорумского шоссе, обнаруженных в 1979 г. К. Йеттмаром в верховьях р. Инд (Северный Пакистан). К этому мероприятию была приурочена брошюра ученого «Между Гандхарой и Шелковым Путем», в которой помимо петроглифов Каракорумского шоссе, несколько страниц посвящено лян-гарским изображениям. В.А Ранов отмечал, что «имеется немало точек соприкосновения этих петроглифов с наскальными изображениями Афганистана, Китая, Индийского Пенджаба и, прежде всего, с самыми многочисленными рисунками известными на Памире» [Ранов, 1995, С. 12]. Учитывая, что расстояние по прямой от Лянгара до скопления петроглифов верховья Инда, где в зафиксировано около 30 тыс. рисунков и надписей, всего 100 км, то эти памятники являются наиболее близкими территориально, где столь

массово встречаются петроглифы, сюжеты которых дополняют друг друга [Ранов, 1995; 2002].

В это же время выходит в свет публикация В.А. Ранова, посвященная новым писаницам Восточного Памира, найденным биологом В.Ф. Селезневым в районе перевала Найзаташ [Ranov, 1995]. Рисунки нанесены на потолок грота, расположенного на высоте 4137м над у.м. Всего различалось шесть фигур - двух горных козлов (Capra sibirica Meyer) и четырех непонятных линий и знаков, выполненных красной минеральной краской. Изображения животных контурные. Животные находятся в динамичной позе, у которых слегка повернута голова, большие рога, пропорционально показаны ноги, маленький хвост. В своей статье ученый проводил параллели с известными писаницами региона и отмечал, что нелегко подобрать прямые аналогии к рисункам горных козлов. Памятник датировался неолитом. В 1997 г. появилось более подробное описание писаниц из Найзаташа [Ранов, 1995].

В 2001 г. в Бишкеке вышла в свет коллективная монография «Petroglyphs of Central Asia» на английском языке, в которой глава посвяшенная петроглифам Таджикистана, написана В.А. Рановым. Глава о петроглифах Памира - наиболее полная сводка, в которой рассматривались вопросы их распространения и связь с водными артериями, перевалами, охотничьими угодьями и т.д., а также стилистические особенности наскальных рисунков Памира, их тематика и хронология. Текст статьи сопровождался картой, фотографиями зон распространения петроглифов и множеством рисунков. Главы разбиты по периодам: писаницы каменного века, эпохи бронзы, пре-саксая группа, рисунки «звериного стиля» сакского времени, кушано-эфталитские петроглифы, средневековые, в том числе и позднесредневековые, и современные изображения [Ranov, 2001].

В 2002 г. в Новосибирске была опубликована статья ученого, посвященная лянгарским изображениям музыкальных инструментов -рубобов, в которой подробно рассматривались многообразие их типов, происхождение и смысловое назначение выбивки на скалах.

В Лянгаре насчитывалось немногим более 500 рисунков рубоба, что составило около 9% от общего числа петроглифов, подсчитанных экспедицией 1972 г. На первом поле зафиксировано 28 рубо-бов, на втором - около 300, на третьем - 86, на четвертом - 59 и на пятом - 43. Поэтому не случайно при определении групп петроглифов Лянгара второе поле получило название «горы рубобов». Аналогичные рисунки рубобов зафиксированы только на местонахождении петроглифов в верховьях Гилгита, в долине Ясина (Пакистан), где на большом камне очень компактно выбито 40 их

изображений. Было отмечено, что некоторые изображения рубобов, покрытые более густой патиной, могут датироваться античностью (111-1 вв. до н.э.) и ранним средневековьем, но основная масса этих рисунков относилась к позднему средневековью, выбивалась и в настоящее время [Ранов, 1995].

Монография В.А. Ранова под названием «Бегущие по скалам (Наскальные рисунки Памира)»* [*хранится в личном архиве В. А. Ранова при Институте истории, археологии и этнографии АН РТ], которая подытоживает его многолетний труд по наскальным изображениям, к сожалению, осталась неизданной. Этот труд, без неподписанных к основному тексту рисунков, имеет завершенный вид. При описании и оценке памятников в целом и отдельных рисунков, в частности, автор не ограничивался их сопоставлением только с петроглифами Таджикистана и Центральной Азии и проводил сравнительный анализ в более глобальном масштабе. Издание в будущем этого фундаментального труда может ликвидировать отставание по публикациям, посвященным петроглифам Таджикистана.

Таким образом, первые серьезные, хотя и в большинстве своем предварительные, публикации петроглифов Таджикистана появились в 50-е годы 20 столетия. Они пришли на смену простым упоминаниям в работах путешественников или специалистов другого профиля. Заметной вехой стали 60-е годы, когда были опубликованы такие ключевые группы наскальных изображений Памира, как Лянгар, Вибистдара и Шахты. В.А. Ранов положил начало научно-систематичному исследованию петроглифов, с применением последних методик их изучения в Таджикистане. Научная значимость исследований и открытий В. А. Ранова в области наскального искусства Таджикистана неоценима.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дальский А. Н. Наскальные изображения Таджикистана //ИВГО, т.81 вып.2, 1949. - С. 183-197.

2. Дальский А. Н. Наскальные изображения в бассейне реки За-рафшан //МИА, № 15, 1950. - С. 232-240.

3. Деревянко А.П., Молодин В.И., Ларичев В.Е., Медведев Г.И., Дроздов Н.И., Лаухин С.А., Холюшкин Ю.П.,Маркин С.В.,Шуньков М.В. Вадим Александрович Ранов - живая легенда среднеазиатской археологии // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2004. - № 1. - С. 151-152.

4. Жуков В. А., Ранов В. А. Изучение наскальных рисунков Памира. Археологические открытия 1972 г. АН СССР //Ин-т археологии. -М., 1973. - С.492.

5. Жуков В., Ранов В. Древние колесницы на Памире //Памир, №11, 1974. - С.62-68.

6. Литвинский Б. А. Об изучении в 1955 г. погребальных памятников кочевников в Кара-Мазарских горах //Тр. АН Тадж. ССР. Ин-т истории археологии и этнографии - 1956. Т. 63: Археологические работы в Таджикистане в 1955 году. -С. 37-46: ил.

7. Литвинский Б. А. Изучение курумов в северо-восточной части Ленинабадской области в 1957 г. // Тр. Кирг. археол. этногр. экспедиции. - 1959. -Т. 103: Археологические работы в Таджикистане в 1957 г., вып 5. -С. 109-129: ил.

8. Мандельштам А. М. Несколько замечаний о наскальных изображениях бассейна верховьев Зарафшана //Сб. статьей, посвященных искусству таджикского народа / ТИИАЭ АН ТаджССР. -Душанбе, вып.42, 1956. - С. 195-201.

9. Масов Р. М. Вадим Александрович Ранов //Материалы к библиографии ученых Таджикистана / АН РТ. - Душанбе, 1996. -С.3-12.

10. Мухтаров А.М., Ранов В. А. Рисунки на камне Санги-Навишта у кишлака Зидди // Изв. АН ТаджССР. Отд-ние обществ. наук. - 1972. - №4. - С.68-75.

11. Ранов В. А. Наскальные рисунки у кишлака Лянгар (Западный Памир) // Изв. АН. ТаджССР. Отд-ние общественных наук. -

1960. - №1. - С. 19-40.

12. Ранов В. А. Новые наскальные изображения в Кураминском хребте // Тр. / Ин-т истории АН ТаджССР. - 1960. - Т.29: Искусство таджикского народа, вып.2. - С. 121-142.

13. Ранов. В. А., Салтовская Е. Д. О работах Ура-Тюбинского отряда 1959 г. // Тр. Ин-та истории им. А. Дониша АН ТаджССР. -

1961. -Т.31. -С.108-129.

14. Ранов В.А. Изучение памятников каменного века на Восточном Памире в 1958г. // Тр. Ин-та истории им. А. Дониша АН ТаджССР. - 1961. -Т.27; //Археологические работы в Таджикистане в 1958 г., вып. 6. -С. 19-35.

15. Ранов В.А. Рисунки каменного века в гроте Шахты // Сов. этнография. -1961, №6. -С. 70-81.

16. Ранов В. А. Следы писаниц в навесе Куртеке // Изв. Все-союз. геогр. об-ва. -1964. - Т.96. вып.1. -С.67-69.

17. Ранов В. А. Гурский А. В. Краткий обзор наскальных рисунков Горно-Бадахшанской Автономной Области Таджикской

СССР//Сов. этнография. -1966. №2. -С. 110-119.

18. Ранов В. А. Археологи на «Крыше мира». -Душанбе: Ирфон, 1967. - 152 с.

19. Жуков В. А., Ранов В. А. Петроглифы на р. Северная Акджилга (Восточный Памир) //Археологические открытия 1971г. /АН СССР. Ин-т археологии. -М., 1972. -С.540-541.

20. Ранов В.А. Изучение наскальных изображений Западного Памира в 1972 г. // Археологические работы в Таджикистане/ АН ТаджССР. Ин-т истории им. А. Дониша. - Душанбе, 1976. -Вып.12: (1972 г.). -С. 5-21.

21. Ранов В. А. Жуков В. А. Петроглифы Тешик-Таш в Каратегине //Археологические открытия 1975 г. /АН СССР. Ин-т археологии. -М., 1976. С. 571.

22. Ранов В., Танасийчук В. Наскальная летопись Памира //Наука и жизнь, №2, 1976. - C. 97-99.

23. Ранов В. А. Древние рисунки на скалах Лянгара. В кн.: Мухта-ров, Негматов Н, Ранов В, Якубов Ю. Путешествие в Согдиану. -Душанбе. 1982. - С. 76-108.

24. Ранов В. А. О чем рассказывают наскальные рисунки Верховьев Инда? Между Гандхарой и Шелковым путем, -Душанбе, 1995. -С. 3-15.

25. Ранов В. А. Гора рубобов в Лянгаре (Бадахшан) // Первобытная археологи: Человек и искусство. - Новосибирск. - 2002. -С. 6368.

26. Ранов В. А. Бегущие по скалам (Наскальные рисунки Памира). - Душанбе. - 2002. (Неопубликованная монография, хранится в личном архиве В. А.Ранова при Институте истории, археологии и этнографии АН РТ).

27. Филимонова Т.Г. В. А. Ранов - исследователь древнейшей археологии Таджикистана //Материалы к библиографии ученых Таджикистана. АН РТ. - Душанбе, 1996. - С.28-46.

28. Филимонова Т.Г. Памяти Вадима Александровича Ранова //Археологические работы в Таджикистане. -Душанбе, 2008, вып. XXXII. - С. 248-249.

29. Ranov V.A. Alte felszeichnungen von Ljangar (West Pamir). Das Altertum. - Berlin, 1977. -Bd.23, N3. P.161-170.

30. Ranov V. A. L'exploration archeologique du Pamir // Bulletin de L'ecole Française d'Extreme Orient. - 1984. - Vol. 63. P.67-97.

31. Ranov V.A. Les petroglyphes du Pamir: airespecificites stylistiques, sujets, chronologie. Colloque: Petrolyphes d'Asie Centrale: methodologie d'etude d'un art rupestre. Resume des commucations, Paris, UNESCO, 1995, P. 22.

32. Ranov V. A. Peintures rupestres du Pamir Oriental // International Newsletter on Rock Art, №11, 1955, P.2-3.

33. Ranov V. A. Petroglyphs of Tadjikistan // Petroglyphs of Central Asia. - Bishkek: 2001. - P. 122-150.

CONTRIBUTION OF V. A. RANOV IN THE STUDY OF ROCK ART IN TAJIKISTAN

B.Bobomulloev

Scientific worker Institute of History, Archaeology

and Ethnography named after A.Donish Academuy of Sciences of the Republic of Tajikistan Rudaki str., 33, Dushanbe, 734025, Tajikistan E-mail: bobo_bobomullo@yahoo.com

The article analyzes the role of the scientist-archaeologist V.A Ranov in the field of Rock Art studies in Tajikistan. His name is associated with the most striking discoveries petroglyphs in the Pamirs, such as the Grotto of Shakhty, and the canopy Kurteke and Nayzatash. Through his research, today we have the most complete picture of the largest clusters of petroglyphs in Pamir - Langar and Vibistdara. On the basis of detailed field investigations of these two sites, covering a broad chronological framework, V.A. Ranov proved periodization of rock art of the Pamirs. It should also be noted the great significance in theory and views of scientists in the assessment and interpretation of the petroglyphs of Tajikistan and their relationship with the petroglyphs of Central Asia, Siberia, Mongolia, Afghanistan and India.

Keywords: petrogliphes, art, V.A.Ranov, Pamir, shakhts, Langar, Vibistdara.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.