Научная статья на тему 'Вклад Таврического Земского Собрания и научной общественности России в становление Таврического университета'

Вклад Таврического Земского Собрания и научной общественности России в становление Таврического университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАВРИЧЕСКОЕ ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ / ТАВРИЧЕСКАЯ ГУБЕРНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / УЧЕНЫЕ / SCIENTISTS / ГОРОДСКАЯ ДУМА / CITY COUNCIL / TAURIAN ZEMSKY ASSEMBLY / TAURIDE PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вишневский Сергей Анатольевич

Статья посвящена становлению и развитию Таврического университета одного из первых высших учебных заведений начала XX столетия в Таврической губернии. Рассматривается вклад Таврического Земского Собрания и научной общественности России в дело организации Таврического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution of Taurida Zemstvo Assembly and Scientific Community of Russia to Formation of Taurida University

The article is devoted to formation and development of Taurida University one of the first higher educational institutions of the beginning of the XX century in Tauride province. The contribution of Taurida Zemstvo Assembly and the Russian scientific community to the organization of Tauride University is considered.

Текст научной работы на тему «Вклад Таврического Земского Собрания и научной общественности России в становление Таврического университета»

школ. Это религиозная литература (богословие, история Церкви, литургика), которая формировала профессиональные качества; это труды по философии и логике - основа широты взглядов на мир; это группа психолого-педагогических, естественно-научных и технических трудов; и один из крупных разделов фонда - художественная литература, формирующая эстетический вкус учащихся. Помимо книг, в библиотеке предлагались для чтения и периодические издания на русском и иностранных языках, среди которых ученые записки и труды академий.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается состав фондов библиотек духовных школ Орловской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Приводятся исторические сведения о появлении и развитии учебных библиотек. Особое внимание уделяется репертуару чтения учащихся во внеучебное время. Исследуется роль библиотечных мероприятий в повышении культурного уровня учащихся. Проводится анализ соответствия фондов библиотек учебным задачам духовных школ.

Ключевые слова: православные библиотеки, духовные школы, семинарии, репертуар фондов, Орловская губерния.

SUMMARY

The article examines the composition of the collections of the libraries of the spiritual schools of the Orel province in the second half of the XIX - early XX centuries. Historical information of the appearance and development of educational libraries is given. Particular attention paid to the repertoire of reading students outside of school hours. The role of library activities in raising the cultural level of students explored. An analysis is made of the adequacy of library funds to the educational tasks of theological schools.

Key words: Orthodox libraries, spiritual schools, seminaries, repertoire of funds, Orel province.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исторические очерки Орловской духовной семинарии // Орловские епархиальные ведомости. - 1880. - № 24. - С. 1793-1799.

2. Каталог книг ученической библиотеки Орловской духовной семинарии. - Орел: Тип. Хализева, 1906. - Т. 1. - 165 с.

3. Поступление книг в библиотеку Орловской духовной семинарии (классно-ученическую) // Орловские епархиальные ведомости. - 1912. - № 19. - С. 221.

4. Степанова Н. А. Культурно-просветительская деятельность православных библиотек Орловской губернии второй половины XIX - начала XX вв. // Библиотековедение. -2011. - № 5. - С. 111-116.

5. Степанова Н. А. Культурно-просветительская деятельность православных библиотек в российской провинции второй половины XIX - начала XX вв.: на примере Орловской губернии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 31 с.

6. Темы духовных собеседований //ГАОО. - Ф. 453. - О. 1. - Д. 88. - Л. 4-4об.

Ж

С. А. Вишневский

УДК 727.64 (091):377

ВКЛАД ТАВРИЧЕСКОГО ЗЕМСКОГО СОБРАНИЯ И НАУЧНОЙ

ОБЩЕСТВЕННОСТИ РОССИИ В СТАНОВЛЕНИЕ ТАВРИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Со

гласно историческим исследованиям период Х1Х - начала ХХ ст. ознаменовался в Таврической губернии стремительным рос-

20///.3

том естественных и прикладных наук, который стимулировала промышленная и торговая буржуазия. По инициативе видных политических деятелей губернии, а также всемирно известных деятелей науки России в Таврической губернии, был открыт университет, заложивший основу и традиции высшего образования в регионе. Цель статьи состоит в рассмотрении на основе архивных материалов основных моментов становления Таврического университета.

Создание университета в Крыму было подготовлено общим подъемом культуры в Таврической губернии, как и во всей Российской империи, в конце XIX - начале XX ст., а также деятельностью научно-исследовательских учреждений на полуострове, среди которых Никитский ботанический сад, Карадаг-ская биологическая станция, Институт физических методов лечения в Севастополе, отделение Пулковской обсерватории в Симеизе, Пастеровский институт в Феодосии, естественно-исторический музей в Симферополе, археологические музеи в Керчи, Феодосии, Херсонесе и др.

В Крыму, по данным А. Гидалевича, в конце XIX - начале XX ст. активно работали научные общества, видное место среди которых занимали общество естествоиспытателей и любителей природы, медицинское и юридическое общества, ученая архивная комиссия и др.

Их членами были известные всей империи ученые, в том числе директор Никитского ботанического сада, член-корреспондент российской Академии наук Н. Кузнецов (1864-1932); основатель отечественной агрохимической школы профессор Д. Прянишников (1865-1948) - в будущем академик АН СССР и ВАСХ-НИЛ.

Развитию экономики, культуры и науки в Таврической губернии во многом способствовали органы местного самоуправления -губернское и уездные земства, городские думы, их управы. Именно они первыми выступали с инициативой создания высших учебных заведений в Крыму.

Основанием для открытия университета в Таврической губернии послужила опубли-

кованная летом 1916 г. «Записка» Министра просвещения графа П. Уварова, в которой речь шла о создании новых вузов в России. На ее основании ряд земских собраний империи, среди которых и Симферопольское, стал ходатайствовать перед царским правительством о создании университета [6, л. 213].

В 1916 г. на Чрезвычайной сессии Таврического Земского Собрания, посвященной созданию университета в Симферополе, выступил С. Крым (1867-1936) - гласный Таврического губернского земства, член Государственного Совета при Николае II [9, л. 1]. С. Крым обосновал возможность и необходимость создания в губернском центре высшего учебного заведения с факультетами естественным и физиотерапевтическим. Его инициативу поддержали два академика - А. Павлов и И. Павлов [1, л. 1].

Корифей отечественной физиологии И. Павлов (1849-1936) рекомендовал создать естественный факультет в Крыму и еще два отделения: агрономическое и физиотерапевтическое. Основатель отечественной геологии А. Павлов (1854-1929) описал выгоды создания университета именно в Крыму для использования уникальных природных богатств полуострова в интересах местного населения и всей страны.

В своем «Письме» к Таврическому Земскому Собранию А. Павлов определил тип первого в Крыму университета и состав его основных факультетов. Он считал, что для Крыма необходимым является физико-математический факультет с естественным, сельскохозяйственным и математическим отделениями. «Без математического факультета, -пояснял он, - будет высшая сельскохозяйственная школа, а не университет, и вуз не сможет решать все свои научные проблемы, присваивать ученые степени» [3, л. 6]. Он был убежден в том, что такой факультет сможет выпускать математиков, астрономов, ботаников, зоотехников, ученых-садоводов, виноградарей, гидрогеологов и других специалистов. Прибавлять к нему физиотерапию, бальнеологическую специальность он не советовал, предлагая создать медицинский факультет.

Вопрос о создании университета в Симферополе в июле 1916 г. был заслушан на заседаниях научных обществ Симферополя, а 8 августа - на заседании комиссии по народному образованию Симферопольской городской думы.

Доклады научных обществ и заявление гласного думы врача А. Гидалевича в комиссии народного образования о необходимости создания университета в Симферополе были опубликованы в виде брошюры, что свидетельствует о значимости этого вопроса в жизни полуострова [10, с. 14].

31 августа 1916 г. Чрезвычайная сессия Таврического Земского Собрания заслушала и обсудила доклад С. Крыма «Об открытии высшего учебного заведения в Таврической губернии». В своем постановлении Собрание поручило губернской управе:

- возбудить ходатайство об открытии в Таврической губернии высшей школы естественных наук с отделениями плодоводства, виноградарства, виноделия и специальных культур и отделением для врачей, посвятивших себя физиотерапии;

- создать при управе особую комиссию для составления подробной схемы такого учебного заведения и детальной мотивации ходатайства;

- суммы от сметных отчислений в память 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости назначить на создание вуза;

- просить соседние Херсонское и Екате-ринославское губернские земства, все городские управления и уездные земства Таврической губернии присоединиться к ходатайству Таврического Земского Собрания и поддержать своими ассигнованиями созданный вуз;

- передать этой высшей школе естественно-исторический музей Таврического земства в Симферополе;

- ассигновать 1 млн руб. в строительный фонд проектируемого учебного заведения» [8, л. 4].

На этом заседании, как свидетельствуют архивные материалы, была образована «Комиссия об учреждении в Крыму высшего учеб-

ного заведения», которую возглавил С. Крым. Она состояла из представителей губернского и уездного земств, городских дум, научных обществ полуострова. Активное участие в ее работе принимали директор Никитского ботанического сада, член-корреспондент Российской Академии Наук, профессор Н. Кузнецов, профессор Д. Прянишников, председатель губернской земской управы Я. Хаар-ченко, член Государственной Думы В. Вин-берга, председатель Ялтинской уездной земской управы Н. Богданов, Евпаторийской -И. Шишмана, Феодосийской - С. Крым, городской голова Симферополя В. Иванов и др. После доклада С. Крыма и заслушивания писем академиков А. Павлова и И. Павлова, письменного «благословения» попечителя Одесского учебного округа все выступавшие высказались за создание университета [8, л. 5].

Для создания университета, по материалам А. Гидалевича [10], Ф. Затородских [11], А. Ишина [13], был выделен участок земли и внесены деньги, а именно: гласный Н. Чуди-нов к 10 десятинам земли, выделенным университету Симферопольской городской думой, безвозмездно передал еще 10 десятин своей земли на окраине Симферополя у реки Салгир; Евпаторийский заводчик И. Шиш-ман внес 5000 руб. на создание вуза. Эти примеры меценатства ускорили процесс открытия университета.

В принятой резолюции с учетом особенностей Таврической губернии для хозяйственной деятельности и лечения предлагалось считать целесообразным при создании университета в первую очередь открыть естественное отделение физико-математического факультета с подготовкой специалистов по «чистому» естествознанию и сельскому хозяйству, а также физиотерапевтический институт при нем для врачей; во вторую очередь намечалось открыть медицинский факультет.

Эта резолюция с протоколом заседания комиссии от 12 сентября 1916 г., письмами академиков А. Павлова и И. Павлова и другими документами была опубликована в типографии губернского земства на 12 страницах под названием «Журнал заседания комиссии

20///.3

об учреждении в Крыму высшего учебного заведения», выпуск которого способствовал формированию общественного мнения в пользу открытия высшей школы в Крыму [2, л. 8].

Осенью 1916 г. уездные земские собрания и городские думы Таврической губернии приняли решение ходатайствовать перед правительством о создании высшего учебного заведения в Симферополе. Для создания университета была оказана ему финансовая поддержка:

- Евпаторийское, Бердянское, Мелитопольское и Днепровское уездные земства ассигновали по 50000 руб.;

- Перекопское, Феодосийское и Ялтинское - по 25000 руб.;

- Симферопольское уездное земство постановило передать университету 239 десятин земли и 15792 руб.;

- Керченская городская управа выразила готовность ассигновать 500000 руб. и отвести 250 десятин земли при условии открытия высшего учебного заведения в Керчи [2, л. 10].

По данным А. Гидалевича, в начале декабря 1916 г. в Петроград отправилась делегация в составе председателя губернской земской управы Я. Харченко, членов Государственного Совета с ходатайством Министру народного просвещения графу П. Уварову об открытии высшего учебного заведения в Симферополе. Несмотря на то, что Россия вступала в экономический и политический кризис, вызванный событиями Первой мировой войны, министр высказался за создание в Крыму института, который давал бы высшее научно-техническое образование и содействовал распространению прикладных знаний [10, с. 16].

В начале 1916 г. С. Крым написал законопроект Государственного Совета о создании высшего учебного заведения в Симферополе, который подписали 30 его членов: С. Крым, князья Е. Трубецкой, А. Голицын (второй), граф А. Толстой, Н. Мясоедов, И. Щег-ловитов, академики В. Вернадский, М. Дьяконов, С. Ольденбург и др.

Из доклада С. Крыма можно сделать вывод, что создание университета предусматривало следующие задачи:

- открытие естественного и агрономического отделений физико-математического факультета с прикладными кафедрами по виноградарству, виноделию, скотоводству и плодоводству, специальным культурам;

- учреждение медицинского факультета ввиду особенно ценных климатических и экологических условий Крыма [1, л. 4].

Анализ архивных документов свидетельствует, что утверждение законопроекта о создании университета в Крыму откладывалось, т. к. указом заседания Государственного Совета и Государственной Думы в середине декабря 1916 г. временно прекращались мероприятия по развитию сети высших учебных заведений в империи.

Несмотря на Февральскую революцию, состоявшееся 4-7 мая 1917 г. в Симферополе губернское Земское Собрание постановило довести до сведения Министра народного просвещения Временного правительства, что оно считает открытие высшего учебного заведения в Таврической губернии «неотложной государственной необходимостью» [2, л. 8].

Данный факт убеждает, что велась активная деятельность «Комиссии по вопросам учебных учреждений Таврического Земского Собрания» и «Комиссии по реформам высших учебных заведений». Председателем «Комиссии по вопросам учебных учреждений Таврического Земского Собрания» с мая 1917 г. являлся академик В. Вернадский, во второй -он состоял членом вместе с академиком С. Оль-денбургом, профессором-историком И. Грев-сом и другими видными учеными, принимавшими активное участие в создании университетов в Перми и Ростове-на-Дону, в утверждении «Основных положений устава Грузинского университета». Их действия, направленные на расширение сети высших учебных заведений в стране, благоприятствовали созданию и университета в Крыму.

По данным первого заседания Ялтинской городской думы от 6 июля 1917 г., была избрана просветительская комиссия, председатель которой - А. Лонцкая - подняла вопрос о создании университета на базе бывшего царского дворца в Ливадии. Ее инициативу

поддержала группа ялтинских профессоров во главе с директором Никитского ботанического сада Н. Кузнецовым [5, л. 15]. Финансовая комиссия городской думы выделила 5000 руб. на проведение в Ялте Всекрым-ского научного съезда по вопросу создания университета на базе дворцового комплекса в Ливадии [7, л. 15].

Первое заседание комиссии по организации высшего учебного заведения в Ялте состоялось 8 сентября 1917 г. в помещении городской управы. В нем участвовали представители Ялтинского городского и земского самоуправлений, медицинского общества, Ялтинского отделения Крымско-Кавказского горного клуба, директор Никитского ботанического сада. Присутствовали находившиеся в Ялте на отдыхе и лечении известные российские ученые: физик А. Иоффе, математик Н. Крылов, профессор Киевского университета Д. Граве (основатель отечественной алгебраической школы). Все приглашенные выразили желание работать в Ялтинском университете.

17-19 сентября 1917 г. в Ялте состоялось заседание Комитета объединенных научных учреждений Таврической губернии, в принятой резолюции которого значилось: ходатайствовать перед губернским земством о выделении для университета в Ливадии средств местной городской думой, открыть в Лива-дийском дворце естественное отделение высшей школы, просить Временное правительство о передаче Ливадийских построек для аудиторий университета, о переводе в Ялту физико-математического факультета Петроградского университета из-за приближения к нему фронта [5, л. 16].

В результате принятия данных решений делегация в составе Таврического губернского комиссара Временного правительства и председателя губернского земства П. Богданова, председателя просветительной комиссии Ялтинской городской думы А. Лонцкой, профессора С. Метальникова, правительственного комиссара по национальным имениям С. Крыма, министра народного просвещения Крыма В. Вернадского ходатайствовала пе-

ред Временным правительством о принятии проекта создания Таврического университета, который готовил бы необходимых краю специалистов.

Но, несмотря на свержение Временного правительства, 30 ноября 1917 г. Ялтинская городская дума, заслушав доклады городской управы и профессора М. Довнар-Запольского о создании университета, приняла решения:

- 28 ноября 1917 г. в Ливадийском дворце разместить естественно-исторический факультет;

- в Ялте, Ливадии в начале 1918 г. приступить к чтению лекций на физико-математическом факультете;

- в Симферополе, Севастополе, Феодосии, Керчи постепенно открывать другие факультеты и отделения;

- совету Киевских профессоров снабдить Ялту дубликатами учебных пособий и приборами;

- создать в Ялте общежитие для студентов, организовать их питание, материальную поддержку;

- ассигновать ему 25000 рублей;

- просить Совет Киевского университета немедленно приступить к организации в Ялте естественного отделения физико-математического факультета [4, л. 6; там же, л. 9];

- начать в Ялте занятия на первых курсах физико-математического и медицинского факультетов в марте 1918 г.

О популярности университета свидетельствует заметка в газете «Ялтинский голос» (от 5 января 1918 г.), в которой сообщалось о деятельности в Ялте студенческого кружка по созданию дома-санатория для больных студентов, которых немало съехалось к открытию университета.

В ноябре 1917 г. Советы факультетов Киевского университета утвердили учебные планы и штат профессоров Таврического филиала. В Ялте и Киеве успешно велась запись студентов на физико-математический и медицинский факультеты Таврического университета. Размещение студентов в Ялте, устройство студенческих общежитий было предоставлено Ялтинскому обществу организации высшей школы в Крыму.

20///.3

Таким образом, работа по созданию Ялтинского филиала Киевского университета была завершена в начале 1918 г. 1918 год - год начала занятий в Ялте и подготовки перевода университета в Симферополь.

Несмотря на смену властей, занятия в Таврическом филиале начались в намеченный срок. 10 мая состоялось торжественное открытие филиала в Киеве. Ректором Киевского университета Е. Спекторским 11 мая 1918 г. в Ялте было организовано торжественное открытие естественного и математического отделений физико-математического и медицинского факультетов [12, с. 68].

Решающее значение в становлении университета имела забота о нем губернского земства, об этом свидетельствует тот факт, что губернское земское собрание в лице профессоров университета П. Кузнецова, С. Ме-тальникова, Р. Гельвига, С. Богданова В. Ко-ренчевского летом 1918 г. приняло развернутое постановление, в котором говорилось, что

- Таврический университет должен находиться в Симферополе - центре Таврической губернии;

- его филиальная связь с Киевским университетом имеет временный характер в связи с необходимостью;

- переход на самостоятельный статус будет осуществлен решением Совета Киевского университета в согласии с коллегией профессоров Таврического университета;

- для факультетов в Симферополе передать военный госпиталь и другие здания, а также имущество городских лабораторий и кабинетов.

Впервые в условиях гражданской войны, развала государственной системы высшее учебное заведение создавалось общими усилиями отечественных ученых и общественных деятелей. Таврический университет имел полную самостоятельность в организации своей структуры, факультетов, кафедр, учебной и научной работы. Он стал первым отечественным университетом, в котором были созданы агрономический факультет, экономическое отделение на юридическом факультете, разрабатывались проекты создания пе-

дагогического факультета и отделения восточных языков на историко-филологическом факультете.

Таким образом, менее чем за год, с конца 1917 г. и до октября 1918 г., усилиями местных органов самоуправления, общественности и ученых Крыма, других городов России в Симферополе был создан университет, который стал первым этапом становления высшего университетского образования в Крыму.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена становлению и развитию Таврического университета - одного из первых высших учебных заведений начала XX столетия в Таврической губернии. Рассматривается вклад Таврического Земского Собрания и научной общественности России в дело организации Таврического университета.

Ключевые слова: Таврическое Земское Собрание, Таврическая губерния, университет, ученые, городская дума.

SUMMARY

The article is devoted to formation and development of Taurida University - one of the first higher educational institutions of the beginning of the XX century in Tauride province. The contribution of Taurida Zemstvo Assembly and the Russian scientific community to the organization of Tauride University is considered.

Key words: Taurian Zemsky Assembly, Tauride province, university, scientists, City council.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад С. С. Крыма об открытии высшего учебного заведения в Таврической губернии 31 августа 1916 года // ГКУ РК ГАРК. Ф. 42. Оп. 1. Д. 1301. 19 л.

2. Журнал заседания комиссии об открытии в Крыму высшего учебного заведения // ГКУ РК ГАРК. Ф. 42. Оп. 1. Д. 1301. 25 л.

3. Письмо к Таврическому земскому собранию А. П. Павлова // ГКУ РК ГАРК. Ф. 42. Оп. 1. Д. 1301. 7 л.

4. Дело о возбуждении ходатайств об открытии в городе Ялта университета // ГКУ РК ГАРК. Ф. 522. Оп. 1. Д. 2361. 16 л.

5. Заседание Комитета объединенных научных учреждений Таврической губернии от 17-19 сентября 1917 г. о переводе в Ялту физико-математического факультета Петроградского университета // ГКУ РК ГАРК. Ф. 522. Оп. 1. Д. 1428. 19 л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Об организации университета // ГКУ РК ГАРК. Ф. 522. Оп. 1. Д. 2312. 220 л.

7. О проведении в сентябре 1917 года заседания представителей научных обществ в Ялте // ГКУ РК ГАРК. Ф. 522. Оп. 1. Д. 2362. 20 л.

8. Дело о возбуждении ходатайств об открытии в городе Ялте университета // ГКУ РК ГАРК. Ф. 522. Оп. 1. Д. 2312. 6 л.

9. С. С. Крым - инициатор создания вуза в Симферополе // ГКУ РК ГАРК. Ф. 42. Оп. 1. Д. 1301. 2 л.

10. Гидалевич А. Я. К вопросу об открытии высшего учебного заведения в Крыму. - Симферополь, 1916. - 26 с.

11. Затородских Ф. С. История Крымского пединститута им. М. В. Фрунзе. - Симферополь, 1960. - 124 с.

12. Известия Таврического университета. - Симферополь, 1920. - Кн. 2. - С. 67-70.

13. Ишин А. В. К вопросу об открытии университета в Ялте // Крымский архив. -2000. - № 6. - С. 39-51.

Н. Н. Погребняк

УДК: 1157

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ АВСТРИИ

Вхождение России в мировое образовательное пространство активизировало процесс подготовки педагогов в соответствии с мировыми образовательными стандартами, а также

глубокое изучение, анализ и осмысление зарубежного опыта.

Поскольку сегодня образование приобретает все большее значение, то изучение опыта научно-исследовательской деятельности в высших педагогических заведениях стран Европы становится целесообразным и соответствует современным тенденциям развития научной деятельности. Современные социально-педагогические ориентиры в системе высшего образования требуют от вузов подготовки высококвалифицированных ученых с развитыми моральными качествами, организационными способностями, творческим мышлением и научной культурой.

Цель статьи - проанализировать систему высшего образования, подготовку студентов к научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях Австрии.

На протяжении многих веков вопрос подготовки студентов к научной деятельности оставался актуальным в истории образования каждого государства. В нормативных документах, которые рекомендованы международными организациями, сосредоточено внимание на необходимости подготовки нового поколения специалистов, повышения их научно-профессионального уровня, творческого использования опыта прошлых лет.

Особого внимания заслуживает история становления и развития системы образования Австрии. По мнению исследователей, история образования Австрии принадлежала к малоизученной области педагогической науки. Внимание ученых на протяжении многих десятилетий было сосредоточено, прежде всего, на историко-социологических аспектах образования. Структура, содержание, направления развития образования и научной деятельности студентов, влияние исторического и культурного развития государства на образование и последствия этого воздействия не являлись предметом комплексного анализа.

Австрия - страна высокой европейской культуры, которая имеет большой исторический опыт в области образования. Более 150 лет ее западные территории были в многогранном (политическом, культурном и обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.