Научная статья на тему 'Вклад советской молодежи в экономику Победы СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг. )'

Вклад советской молодежи в экономику Победы СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1704
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / АНТИРОССИЙСКАЯ ПРОПАГАНДА / ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ВОЙНЫ / МОЛОДЕЖЬ / КОМСОМОЛ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КЛИШЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРУДОВОЙ И ВОЕННЫЙ ГЕРОИЗМ МОЛОДЕЖИ / GREAT PATRIOTIC WAR / ANTI-RUSSIAN PROPAGANDA / DISTORTION OF WAR HISTORY / YOUTH / KOMSOMOL / IDEOLOGICAL CLICHES / NATIONAL IDENTITY / MILITARY AND LABOR HEROISM OF YOUTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожаев Ю. П.

В статье обсуждается современная недооценка роли советского народа в победе во Второй мировой войне, искажение истории войны, переписывание учебников, где лавры победителей безаппеляционно отдаются США. Особо отмечается роль советской молодежи, подростков 14-16 лет в укреплении и развитии военной экономики страны в условиях военного времени, активность комсомола и молодежи в различных формах и направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contribution of Soviet youth in the economy of the Soviet Victory in the Great Patriotic War (1941-1945)

The article discusses the modern underestimation of the role of the Soviet people in the victory in World War II, the distortion of the history of the war, the rewriting of textbooks, where the laurels of the winners of the categorically given US. Author emphasizes the role of Soviet youth, 14-16-years-old teenagers in the strengthening and development of the military economy in wartime conditions, the activity of the Komsomol and youth in various forms and directions.

Текст научной работы на тему «Вклад советской молодежи в экономику Победы СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг. )»

Вклад советской молодежи в экономику Победы СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)

Ю.П.Кожаев

В статье обсуждается современная недооценка роли советского народа в победе во Второй мировой войне, искажение истории войны, переписывание учебников, где лавры победителей безаппеляционно отдаются США. Особо отмечается роль советской молодежи, подростков 14-16 лет в укреплении и развитии военной экономики страны в условиях военного времени, активность комсомола и молодежи в различных формах и направлениях.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, антироссийская пропаганда, искажение истории войны, молодежь, комсомол, идеологические клише, национальная идентичность, трудовой и военный героизм молодежи

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 4 (21). С. 111-120.

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне — Победа многонационального народа, вклад которого в это эпохальное событие нашел отражение в мемуарной, научной, публицистической литературе на протяжении почти 70-летнего периода. Подвиги маршалов и генералов, офицеров и рядовых, партизан и тружеников тыла широко представлены не только в литературе, но и в кино, музыке, живописи, а также в памятниках и мемориалах. В честь наших героев названы тысячи улиц, школ, поселков и не только у нас в стране, но и в ближнем, и дальнем зарубежье. Вместе с тем приходиться констатировать, что за последние 30 лет при содействии ряда организаций была развернута антисоветская и антироссийская пропаганда, направленная на преуменьшение роли СССР в разгроме фашистской Германии и ее саттелитов. Реанимированы профашистские и нацистские группировки, а их идейные вожди возведены в национальные герои. Планомерно уничтожаются памятники советским воинам, освободившим Европу от фашизма. Переписываются учебники истории, где лавры победителям безаппеляционно отдаются США [1-4]. На международных кинофестивалях побеждают фильмы, где советские солдаты показываются как кровожадные оккупанты, а фашистские войска — как миротворцы. В этой

Кожаев Юрий Петрович — доктор исторических наук, профессор кафедры истории Российского экономического университета им. Г.Э.Плеханова. Адрес для корреспонденции: [email protected].

связи хотелось бы превести высказывание М.Е.Швыдкого, специального представителя Президента РФ по международному культурному сотрудничеству, который высказался по поводу «очередного шедевра» Дж.Клуни «Охотники за шедеврами». Вот лишь небольшая цитата из этого интервью: «Можно как угодно относиться к современной России, это дело каждого американца, немца, европейца. Но наши деды спасли Европу от фашизма. Конечно, я не хочу приуменьшить роль союзников и второго фронта, но основная тяжесть Второй мировой войны легла на советский народ. И так неуважительно и кощунственно относиться к нашему народу — несправедливо. Те люди, которые занимались поиском культурных ценностей, точно не были варварами. Кстати, ими руководила умная и интеллигентная женщина Маргарита Рудомино, именем которой названа библиотека иностранной литературы. Поэтому я не то чтобы обиделся, я удивился. Клуни и команда создателей фильма должны были знать историю, а не искажать ее. Но обиднее всего, что я уверен: картина снята по «заказу» [5].

В 2013 г. вышло второе издание монографии Министра культуры РФ В.Р.Мединского «Война. Мифы СССР. 1939-1945 гг.», где автор очень подробно и в деталях развенчивает заказное мифотворчество, в том числе и созданное в России за последние десятилетия. «В 2009 году отмечалось 70-летие начала Второй мировой. Вдруг в Евросоюзе — словно на пустом месте — возникла настоящая истерия по поводу роли СССР в этом печальном событии. По какой-то извращенной логике начали уравнивать Сталина с Гитлером как виновного в начале мировой бойни. Советский Союз — уравнивать с Третьим Рейхом. Это было везде — от стонов в интернете до официальных заявлений ПАСЕ и ряда европейских парламентов. Попутно был услужливо вытащен весь набор черных мифов о войне» [6, С. 14]. Как нам представляется, этот демарш произошел не сам по себе, а «по заказу». Волны этого заказа с полной силой начали бушевать на территории России с 90-х гг. и, правда, менее заметно в наше время. Особенно «ярко и масштабно» они были инициированы «одаренными кинорежиссерами», для которых «живая человеческая память о войне исчезает, растворяется во времени. Остается лишь коллективный миф, суррогатная память общества, которую сегодня почти тотально формирует масс-медиа и кино» [6, С 470]. Достаточно вспомнить эти «заказные шедевры» — причем с отчетливым русофобским оттенком: «Мы из будущего», «Диверсант», «Сволочи». «Штрафбат».

Примерно так же, как в настоящее время западные СМИ говорят о «вторжении российских войск в Крым» для того, чтобы под «дулами

автоматов» 95% населения Крыма проголосовало за вхождение в состав России, а банды Майдана — борцы за демократию. Безусловно, что в небольшой статье невозможно раскрыть все формы и методы, используемые западными СМИ в отношении истории нашей Родины. В 2015 г. Первый канал показал очередной «заказной шедевр», на который «Литературная газета» отреагировала таким образом: «Ну не было в СССР таких школ гетер-убийц, как и детских отрядов смертников... Они инициировали очередную вампуку, разжигающую войну между красными и белыми. Зачем это им и Первому каналу? Сейчас на повестке — не разделение, а примирение и консолидация нации» [7].

Безусловно, такое отношение к исторической науке не может не тревожить не только историков-патриотов, но и высшее руководство России. Именно Президент РФ В.В.Путин выдвинул в феврале 2013 г. идею создания единого учебника истории для формирования непротиворечивой и последовательной картины исторического развития страны у подрастающего поколения нашего государства. Чем же вызвана такая озабоченность со стороны Президента РФ и общественности страны к проблемам преподавания курса «Отечественная история» в российских учебных заведениях? Обратимся к аналитической статье «Школьные учебники истории учат сепаратизму и экстремизму» в газете «Известия»: «Применяемые в школах учебники истории закладывают в учащихся убеждения в непрочности российского государства, в возможности его распада в будущем. Такой вывод содержится в докладе «О проблемах преподавания истории в российских учебных заведениях», подготовленном специалистами Центра политической информации Алексея Мухина. Они считают, что история как учебная дисциплина утратила воспитательную функцию, вместо этого она способствует формированию в молодежной среде комплекса национальной неполноценности, разрыву связей между поколениями, росту популярности сепаратистской и националистической идеологии, идей религиозного экстремизма.

В документе констатируется, что историческое сознание россиян, поскольку оно выступает одним из важнейших элементов национальной идентичности, стало объектом планомерного и целенаправленного информационно-психологического воздействия геополитических конкурентов России, которые используют идеологические клише и мифы периода холодной войны для разрушения национальной идентичности и традиционных ценностей у значительной части российской молодежи, формирования у нее национально-сепаратистского и экстремистского мировоззрения» [8].

Однако у нас — преподавателей отечественной истории — есть определенные возможности* повлиять на этот процесс в ходе чтения лекций, проведения семинарских занятий, организации и проведения студенческих конференций, посвященных датам решающих сражений Великой Отечественной войны. Так, в 2014-2015 учебном году кафедра истории, Научная школа «Отечественная история» провели три межвузовские конференции: «Правда и память о Сталинградской битве никогда не должны померкнуть», «Битва на Курской дуге — завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне» и «70-летие снятия блокады Ленинграда».

Учитывая, что тема участия советской молодежи в Великой Отечественной войне не столь масштабно и ярко отражена в произведениях военоначальников, военных журналистов, писателей, художников и режиссеров кино, автор предлагает свой взгляд на эту проблему. Современная молодежь практически ничего не знает о судьбах своих сверстников, самоотверженно воевавших и работавших в тылу на Победу. Во всех трех сборниках лучших студенческих работ есть разделы, посвященные юным героям войны. В этих статьях современные студенты показывают, что советская молодежь внесла достойный вклад в укрепление и развитие военной экономики страны, в создание в условиях военного времени слаженного и эффективного военного хозяйства. Неоценима и роль очень молодых, а иногда и совсем юных рабочих в обеспечении военного производства в тяжелейших социально-бытовых и жизненных условиях.

Так, например, в годы Великой Отечественной войны осуществлялась мобилизация подростков в возрасте 14-16 лет в учебные заведения трудовых резервов: ремесленные и железнодорожные училища, школы фабрично-заводского обучения. В 1941-1943 гг. было проведено 18 мобилизаций, по которым призвано в училища и школы 2,8 млн юношей и девушек. Учащиеся, несмотря на тяжелейшее экономическое положение в стране, получали бесплатное питание, одежду, обеспечивались общежитиями. Значительная часть этих учащихся проходила профессиональную подготовку непосредственно в цехах оборонных предприятий. Именно их руками в тяжелейших условиях военного времени в 1942-1945 гг. в учебных мастерских училищ, школ и цехах было изготовлено более 26 млн деталей боевого вооружения [9].

*Правда, сделать это очень тяжело, т.к. на весь курс «Отечественная история» (от князя Владимира до Президента РФ В.В.Путина) — отводится всего 6 лекций.

В качестве примера условий жизни и труда юных героев в годы Великой Отечественной войны можно привести цитату из письма на фронт одной из этих юных героинь: «В 6 часов утра поднимаются они с постели и, запахнувшись в отцовский ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную вьюгу, по колено утопая в снегу, в дождь и осеннюю грязь — на далекий завод, чтобы стать у самого сложного станка.» [10]. Они работали как взрослые и сознание того, что изготовленными ими снарядами их отцы и братья громят врага, приближая час Победы, утраивала силы юных тружеников тыла.

Безусловно, что без продуманной и эффективной политики КПСС на протяжении предвоенных десятилетий в области профессионального образования в стране вряд ли были достигнуты такие успехи. Нельзя не сказать и о роли ВЛКСМ, который на всех этих этапах выступал в роли лидера, в том числе в годы Великой Отечественной войны.

Учитывая массовые призывы в армию в 1942 г. (3 млн человек), заводы потеряли 2,8 млн рабочих, ушедших на фронт или не успевших эвакуироваться из оккупированных районов. Однако с 1943 по 1945 г. 3 млн человек пополнили ряды рабочего класса. Из 9,5 млн рабочих в 1945 г. около 2,5 млн уже работали в промышленности в 1940 г. Несмотря на такие масштабы обновления, квалификация рабочей силы не только не пострадала, но, скорее, даже улучшилась, благодаря деятельности ФЗУ и других профессионально-технических учреждений. За 4,5 года войны производительность труда в промышленности, благодаря притоку этих молодых рабочих, увеличилась на 40%.

В июне 1942 г. ЦК ВЛКСМ принял специальное решение «О работе комсомольских организаций по производственно-техническому обучению молодых рабочих», в котором говорилось: «Важнейшей государственной и первоочередной задачей комсомольских организаций промышленности и транспорта, наряду с политическим воспитанием молодёжи, является её производственно-техническое обучение» [11, С. 177]. Данное решение обязывало местные комсомольские органы принять экстренные меры по организации профессиональной подготовки молодёжи, построить работу так, чтобы каждый комсомолец повышал свой технический уровень и выполнял нормы выработки.

В ЦК ВЛКСМ была создана специальная комиссия для руководства производственно-техническим обучением молодёжи. Представители этой комиссии регулярно проводили совещания с секретарями комитетов ВЛКСМ, передовиками производства, организовывали обмен опытом работы, помогали разрабатывать учебные программы и планы,

через печать, радио популяризировали деятельность лучших заводских коллективов.

В 1943 г. Ленинский комсомол отмечал свое 25-летие, которое прошло под знаком возросшей активности комсомольцев и молодёжи в государственной, хозяйственной и культурной жизни страны. Комсомольские организации вели большую военно-оборонную работу, вырос их вклад в развитие военной экономики. ЦК ВЛКСМ и местные комсомольские организации мобилизовали усилия молодёжи на повышение производительности труда и улучшение качества продукции. Комсомол взял шефство над ударными стройками в восточных районах и восстановлением предприятий Сталинграда и Донбасса. В стране проходили массовые комсомольские воскресники по сбору и отгрузке металлолома, по уборке урожая с колхозных полей.

Широкий размах приобрело движение комсомольско-молодёж-ных бригад. В конце октября 1943 г. на предприятиях страны их было более 35,6 тыс., объединявших 240 тыс. молодых рабочих. В республиках и областях прошли съезды, совещания и слеты молодых рабочих, обобщившие опыт высокопроизводительного труда молодёжи. Так, используя резервы производства, совершенствуя технологию и организацию труда, комсомольско-молодёжная фронтовая бригада московского Первого подшипникового завода, возглавляемая К.Г.Барышниковой, стала перевыполнять план с меньшим числом рабочих. Ее примеру последовали молодые рабочие других отраслей народного хозяйства [12].

Огромная работа по патриотическому воспитанию советской молодежи как в предвоенные годы, так и в годы войны, осуществленная советскими и партийными органами, оказала значительное влияние на процессы массового героизма советских юношей и девушек как на фронте, так и в тылу.

Патриотический подъем юношей и девушек, выразившийся в массовом пополнении рядов рабочего класса, не только в значительной степени обеспечил военное производство рабочей силой, но и обусловил резкое возрастание роли молодёжи в хозяйственной жизни страны. Всё это создало благоприятные предпосылки для успешной работы советского тыла, помогло решить многие вопросы развития военной экономики.

В период борьбы с немецко-фашистскими захватчиками советская молодёжь помогла не только перестроить экономику страны на военный лад, но и обеспечить всемерное развитие военного производства, массовый выпуск необходимой для фронта продукции. Активность

комсомола и молодёжи в этом отношении проявилась в различных формах и направлениях.

Движение за перевыполнение плана в условиях войны, в отличие от мирного времени, наполнилось новым идейным и патриотическим содержанием. Данное движение проходило под лозунгом: «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы». Движение двухсотников охватило все отрасли промышленного производства, все предприятия страны. В первых рядах его шла молодежь. Уже к концу 1941 г. стахановцами и ударниками стали 60% ленинградских комсомольцев. Почти 11 тыс. юношей и девушек систематически перевыполняли в 2 раза плановые задания в 1943 г. в Московской области [11, С. 180].

Эти и тысячи других примеров участия советской молодежи в помощи фронту позволяют сделать следующие выводы.

В 1943-1945 гг., благодаря постоянному руководству и помощи хозяйственным руководителям, профсоюзным и комсомольским организациям со стороны государственных и партийных органов, на многих предприятиях была создана слаженная система профессиональной подготовки молодых рабочих, достигшая небывалого размаха и сравнительно высокого методического и практического уровня обучения.

Государственные и партийные органы ориентировали комсомольские организации повышать трудовую активность рабочей молодёжи на основе улучшения руководства комсомольско-молодёжными бригадами. Обобщение опыта работы таких бригад показывает, что увеличение производительности труда достигалось путем внедрения многостаночного обслуживания, совмещения профессий, более рациональной организации труда и внедрения поточных методов, улучшения технологии, повышения квалификации рабочих и умелой организации рабочих мест. Таким образом, организация комсомольско-молодёжных бригад являлась значительной силой, которая влекла за собой более высокую культуру производства, лучшую организацию труда и использование производственных мощностей и, как следствие этого, более высокую производительность труда.

В целом, за три военных года (1943-1945 гг.), например, в Воронежской области было восстановлено и введено в эксплуатацию на полную или частичную мощность 454 завода союзного значения, 78 республиканского, 139 предприятий областного и районного подчинения; в 1945 г. местная промышленность Курской области дала на 15 млн руб. больше, чем в 1944 г. Весомая роль в этом принадлежала комсомольцам и молодёжи [13].

Особенно выдающимся был трудовой подвиг молодёжи Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и других городов-героев, многих прифронтовых населенных пунктов. Мир был потрясён небывалым в истории подвигом ленинградцев, которые в условиях блокады, под постоянными обстрелами и бомбежкой, умирали тысячами, а оставшиеся в живых продолжали изготовлять оружие. Так, в начале декабря 1941 г., когда советские войска перешли в контрнаступление под Москвой, на самолётах и по ледовой «Дороге жизни» отправлялись техника и вооружение, изготовленные на ленинградских предприятиях.

Об одном из таких героев пишет министр культуры В.Р.Мединский. «Леонид Александрович Голиков (1926-1943) по малолетству вошел в историю как «Леня Голиков». Он погиб в неравном бою в возрасте 16 лет, отчества ему как-то и не полагалось. Но до своей героической гибели бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады Л.А.Голиков участвовал в 27 боевых операциях, уничтожил 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 10 автомашин с боеприпасами. Он сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. Это просто невозможно нам сегодня представить.

Ведь кто он такой — по сегодняшним представлениям социологов из Гэллапа? Прыщавый подросток, целевая аудитория «Дома-2». То есть какое-то бессмысленное существо, озабоченное только пивом, тряпками и пока отсутствующим сексом. А Леня Голиков за доблесть и отвагу был награжден орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».

В советское время Леня Голиков был почти канонизирован. Официоз можно и отбросить. Но как можно нам сегодня не чтить память 16-летнего героя? И других героев, для которых солнце погасло, когда им было 12-14 лет?» [6, С. 238, 239].

Хочется надеяться, что современное руководство РФ реально поможет сохранению памяти о юных героях Великой Отечественной войны, в том числе тех, кто в неимоверных условиях производил оружие Победы. Именно об этом говорят Указы Президента РФ, посвященные эпохальным событиям отечественной истории, в том числе событиям в Сталинграде и Ленинграде, на Курской дуге, а также Победе Советского Союза над фашистской Германией и ее пособниками.

Задача историков — донести до современной молодежи всю правду о трагедии и триумфе нашего народа в этой войне. Раскрыть на конкретных примерах и показать, что массовый трудовой героизм советской молодёжи — историческое явление. Своим самоотверженным тру-

дом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырьё, за создание оружия Победы. Юноши и девушки трудились по 12 и более часов в сутки без выходных и отпусков. Даже во время налётов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. И если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых помещениях, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились миллионы советских юношей и девушек. Но они знали, что действующая армия ждет самолёты, танки, орудия, боеприпасы и т.д., и старались произвести продукции как можно больше и как можно лучшего качества.

Учитывая изложенное и большую значимость данной темы в деле патриотического воспитания молодежи в современных условиях, представляется целесообразным подготовка спецкурса по Отечественной истории для студентов, в котором бы обобщались основные этапы и направления, эффективные формы и методы работы советских государственных и общественных организаций с многонациональной советской молодежью в годы Великой Отечественной войны.

Тема «Советская молодежь в годы Великой Отечественной войны» актуальна и не должна появляться только в юбилейные годы. События на Украине очень ясно дают понять, что без патриотического воспитания, без систематической работы государства с молодежью возможны любые варианты по развитию событий, в том числе в России. В современном мире найдется достаточное количество людей и средств, чтобы поднять молодежь в нужном месте и в нужное время для реализации их антироссийских планов. Мы всегда должны помнить и эту память передать российской молодежи, что «мы вместе — верой, словом и собственной кровью — объединили бескрайние земли, защитили их от ордынцев, ляхов, шведов и турок, изгнали Наполеона и вошли в Париж, разгромили объединенный фюрером конгломерат стран и освободили Европу. Мы вместе спасли мир в 1945-м и вместе покорили космос. Вместе создали мировую сверхдержаву, где не было места ни межнациональным войнам, ни организованной преступности в принципе — не то что у власти. Вместе создали величайшую культуру и науку» [14].

В заключение хотелось бы выразить надежду и высказать уверенность, что и в год и 100-летия, и 150-летия, и 200-летия... наши потомки не забудут подвиг советской многонациональной молодежи, внесшей весомый вклад в экономику Победы Союза Советских Социалистических Республик в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.).

Вечная им память и слава!

Литература

1. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 2010. 480 с.

2. Блум У. Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в период холодной войны. М., 2013. 704 с.

3. Сондерс Ф.С. ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны. М., 2013. 416 с.

4. Зинн Г. Американская империя. С 1492 года до наших дней. М., 2014. 752 с.

5. www.vmdaly.ru.

6. Мединский В.Р. Война. Мифы СССР. 1939-1945. М., 2013.

7. Ливанская А. Опять «сволочи» // Литературная газета. 2014. 2-8 апр. С. 10.

8. Подосенов С. Школьные учебники истории учат сепаратизму и экстремизму // Известия. 2014. 7 апр. С. 5.

9. Сырых В.М. История государства и права России. М., 1999. С. 320.

10. Василевский А. Дело всей жизни. М., 1973. С. 127.

11. Ерёмин В.Г., Исаков П.Ф. Молодежь в годы Великой Отечественной войны. М., 1984.

12. Славный путь ленинского комсомола. М., 1974. Т. 2. С. 169.

13. История, экономика, культура в годы войны // Тезисы научно-практической конференции, посвященной 50-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Елец, 1995. С. 19.

14. www.profilib.eom/chtenie/119248/vladimir-medinskiy-voyna-mify-sssr-1939-1945-lib-42.php.

The contribution of Soviet youth in the economy of the Soviet Victory in the Great Patriotic War (1941-1945)

Kozhaev Yury — Doctor of Historical Sciences, Professor of the history of the Plekhanov Russian Economic University Address for correspondence: [email protected]

The article discusses the modern underestimation of the role of the Soviet people in the victory in World War II, the distortion of the history of the war, the rewriting of textbooks, where the laurels of the winners of the categorically given US. Author emphasizes the role of Soviet youth, 14-16-years-old teenagers in the strengthening and development of the military economy in wartime conditions, the activity of the Komsomol and youth in various forms and directions.

Key words: Great Patriotic war, anti-Russian propaganda, distortion of war history, youth, Komsomol, ideological cliches, national identity, military and labor heroism of youth

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 4 (21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.