Научная статья на тему 'ВКЛАД РУССКИХ ПЕДАГОГОВ В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛГПИ ИМЕНИ С.М. КИРОВА (НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.И.СТАМЕНОВОЙ)'

ВКЛАД РУССКИХ ПЕДАГОГОВ В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛГПИ ИМЕНИ С.М. КИРОВА (НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.И.СТАМЕНОВОЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / РУССКИЕ ПЕДАГОГИ-УЧЕНЫЕ / М.И. СТАМЕНОВА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА / ТАДЖИКСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова Назира Солихуджаевна

В статье речь идет о создании первых высших учебных заведений в стране, что было требованием того времени. Отмечено, что в 30-е годы ХХ века экономическое развитие и культурное строительство, увеличение количества неполных и средних школ требовали увеличения количества высококвалифицированных специалистов. Указывается, что с учетом растущей потребности страны в педагогических кадрах Правительство Таджикской ССР приняло решение о создании педагогического института в Душанбе, в соответствии с которым в 1931-1932 годах в нашей стране были открыты два педагогических института: в Душанбе и Ленинабаде. В статье также рассматривается вклад братских республик, в частности РСФСР, в обеспечение сферы высшего образования в нашей стране высококвалифицированными кадрами, подчеркивается вклад российских учителей в создании второго высшего учебного заведения в нашей стране - ЛГПИ им. С.М. Кирова. Особо подчеркивается роль одной из первых учительниц, которая связала свою деятельность с ЛГПИ, - М.И. Стаменовой, в становлении методики преподавания и популяризации русского языка и литературы. Отмечается ее значительный вклад в становление института и дальнейшее развитие факультета русской филологии. Представлена информация о широком спектре деятельности Заслуженного учителя Таджикской ССР М.И. Стаменовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махмудова Назира Солихуджаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF RUSSIAN TEACHERS IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF LSPI NAMED AFTER S.M. KIROV (ON THE EXAMPLE OF THE LIFE AND 11 ACTIVITY OF M.I. STAMANOVA)

The article dwells on creation of the first universities in the country, which was a requirement of that time. It is underscored that in the 30-ies of the XX-th century, economic development and cultural construction, an increase in the number of incomplete and secondary schools required an increase in the number of highly qualified specialists. Taking into account the growing needs of the country in teaching staff, the Government of the Tajik SSR decided to create a pedagogical institute in Dushanbe, according to which two pedagogical universities were opened in our country in 1931-1932, one in Dushanbe and other in Leninabad. The article also examines contribution of the fraternal republics, in particular the RSFSR, to the provision of higher education in our country with highly qualified personnel and emphasizes contribution of Russian teachers to the creation of the second higher educational institution in our country - the IDPL named after CM. Kirov. One of the first teachers who connected their activities with the IDPL was M.I. Stamenov. It was she who made a significant contribution to the formation and development of the institute and the further development of the faculty of Russian philology. The article under consideration provides information on a wide range of activities of the honored teacher of the Tajik SSR M.I. Stamenova.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД РУССКИХ ПЕДАГОГОВ В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛГПИ ИМЕНИ С.М. КИРОВА (НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.И.СТАМЕНОВОЙ)»

УДК 37.0 ББК 74.03 (5 Т)

ВКЛАД РУССКИХ ПЕДАГОГОВ В Махмудова Назира Солихуджаевна, к.и.н.,

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛГПИ доцент, заведущая общеуниверситетской

ИМЕНИ С.М.КИРОВА (НА ПРИМЕРЕ кафедрой истории таджикского народа ГОУ

ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХГУ имени академика Б. Гафурова»

М.И.СТАМЕНОВОЙ) (Та дж ик и стан, Ху джан д)

САХМИ ОМУЗГОРОНИ РУС ДАР ТАШКИЛ Махмудова Назира Солихуцаевна, номзади

ВА ТАШАККУЛИИДПЛ БА илмуои таърих, дотсент, мудири кафедраи

НОМИ С.М.КИРОВ (ДАР МИСОЛИ ХАЁТ ВА умумидонишгоуии таърихи халци тоцики

ФАЪОЛИЯТИ М.С.СТАМЕНОВА МДТ «ДДХ ба номи

академик Б. Гафуров»(Тоцикистон, Хуцанд)

CONTRIBUTION OF RUSSIAN TEACHERS IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OFLSPINAMED AFTER S.M. KIROV (ON THE EXAMPLE OF THE LIFE AND ACTIVITY OF M.I. STAMANOVA)

Makhmudova Nazira Solikhudzhaevna, candidate of historical sciences, Associate Professor, head. the all-university department of the history of the Tajik nation under of the State Educational Institution "KhSU named after acad. B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand), E-mail: uchzaphgu@mail.ru

Ключевые слова: народное образование, высшее учебное заведение, русские педагоги-ученые, М.И.Стаменова, методика преподавания, русский язык и литература, таджикская школа

В статье речь идет о создании первых высших учебных заведений в стране, что было требованием того времени. Отмечено, что в 30-е годы ХХ века экономическое развитие и культурное строительство, увеличение количества неполных и средних школ требовали увеличения количества высококвалифицированных специалистов. Указывается, что с учетом растущей потребности страны в педагогических кадрах Правительство Таджикской ССР приняло решение о создании педагогического института в Душанбе, в соответствии с которым в 1931-1932 годах в нашей стране были открыты два педагогических института: в Душанбе и Ленинабаде.В статье также рассматривается вклад братских республик, в частности РСФСР, в обеспечение сферы высшего образования в нашей стране высококвалифицированными кадрами, подчеркивается вклад российских учителей в создании второго высшего учебного заведения в нашей стране -ЛГПИ им. С.М. Кирова. Особо подчеркивается роль одной из первых учительниц, которая связала свою деятельность с ЛГПИ, - М.И. Стаменовой, в становлении методики преподавания и популяризации русского языка и литературы. Отмечается ее значительный вклад в становление института и дальнейшее развитие факультета русской филологии. Представлена информация о широком спектре деятельности Заслуженного учителя Таджикской ССР М.И. Стаменовой.

Вожа^ои калиди: маорифи халц, донишкадаи оли, муаллима-олимацои рус, М.И.Стаменова, методикаи таълим, забони руси, адабиёт, мактабцои тоцики

Дар мацола оид ба ташкилшавии аввалин мактабцои оли дар мицёси Цумзурии Тоцикистон, ки тацозои замон ба цисоб мерафт сухан меравад. Зикр гардидааст, ки дар солцои 30-юми асри ХХ рушди хоцаги ва сохтмони мадани, зиёд шудани шумораи мактабцои нопурра ва миёнаро талаб мекард, ки барои афзудани теъдоди мутахассисони маълумоти олидор мусоидат мекард. Хотирнишон мешавад, ки талаботи рузафзуни республикаро оид ба кадрцои педагоги ба инобат гирифта цукумати РСС Тоцикистон доир ба ташкил кардани донишкадаи педагоги дар Душанбе царор баровард, ки тибци он дар давоми солцои 1931-1932 дар цумцури ду мактаби олии педагоги яке дар Душанбе ва дигаре дар Ленинобод ба фаъолият огоз намуд. Дар мацола масъалаи сацми цумцурщои бародар алалхусус, РСФСР дар таъмини мактабцои олии Тоцикистон бо кадрцои баландихтисос барраси гардида, таъкид мешавад, ки дар созмондщй ва ташаккули дуюмин мактаби олии кишвар, ИДПЛ ба номи С.М.Киров сацми омузгорони рус ва рустабор зиёд аст. Яке аз аввалин омузгороне, ки фаъолияти худро бо ИДПЛ пайваст М.И.Стаменова буд, ки дар ташкил ва ташаккули донишкада ва минбаъд факултети филологияи рус сацми босазо дорад. Дар мацола доир ба фаъолияти доманадори Муаллимаи хизматнишондодаи РСС Тоцикистон М.И. Стаменова маълумот дода шудааст.

Key words: public education, higher educational institution, Russian teachers - scientists, M.I. Stamenov, teaching methods

The article dwells on creation of the first universities in the country, which was a requirement of that time. It is underscored that in the 30-ies of the XX-th century, economic development and cultural construction, an increase in the number of incomplete and secondary schools required an increase in the number of highly qualified specialists. Taking into account the growing needs of the country in teaching staff, the Government of the Tajik SSR decided to create a pedagogical institute in Dushanbe, according to which two pedagogical universities were opened in our country in 1931-1932, one in Dushanbe and other in Leninabad. The article also examines contribution of the fraternal republics, in particular the RSFSR, to the provision of higher education in our country with highly qualified personnel and emphasizes contribution of Russian teachers to the creation of the second higher educational institution in our country - the IDPL named after CM. Kirov. One of the first teachers who connected their activities with the IDPL was M.I. Stamenov. It was she who made a significant contribution to the formation and development of the institute and the further development of the faculty of Russian philology. The article under consideration provides information on a wide range of activities of the honored teacher of the Tajik SSR M.I. Stamenova.

В 30-е годы ХХ столетия быстрые темпы хозяйственного и культурного строительства, рост сети неполных средних и средних школ требовали необходимого количества высококвалифицированных специалистов, подготовку которых можно было осуществить только путем организации системы высшего образования. Учитывая потребности в высококвалифицированных педагогических кадрах, руководство республики в 1931 году внесло на рассмотрение IV съезда Советов Таджикской ССР, состоявшегося в 1931 году вопрос об организации педагогического института в столице нашей республики - в городе Душанбе. Делегаты съезда единогласно приняли это предложение, и в том же году Правительство республики позаботилось об открытии института по подготовке высококвалифицированных педагогов [11, с.325], и в 1931-1932 учебном году в Душанбе было открыто первое в Таджикистане Педагогическое высшее учебное заведение [7, с.68].

В июне 1932 года в Ленинабаде на базе двухгодичных курсов по подготовке учителей средней школы был открыт второй Высший педагогический институт. В сентябре институт, где было всего две группы учащихся по специальности физика-математика и биология-химия с контингентом 28 студентов, приступил к работе [11, с.329].

В 1934-1935 учебном году ВПИ был преобразован во 2-й Таджикский педагогический институт. В декабре 1938 года Указом Президиума Верховного Совета Таджикской Советской Социалистической Республики ВПИ Ленинабада было присвоено имя С.М. Кирова [12, с.21].

В марте 1938 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли Постановление об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик. В связи с этим 15 апреля 1938 года ЦИК и СНК Таджикской ССР приняли Постановление «Об обязательном изучении русского языка в таджикских и других нерусских школах» [10, с.246]. В связи с принятием указанного Постановления Наркомпрос Таджикской ССР приступил к его практическому осуществлению. В конце второй пятилетки в 1937-38 учебном году в ВПИ Ленинабада были организованы факультеты - исторический и литературный с отделениями: таджикского языка и литературы, узбекского языка и литературы и русского языка и литературы.

Для работы в первых вузах Таджикистана педагоги высокой квалификации были приглашены из РСФСР и других братских республик. Например, только в 1938 году в Таджикистан из РСФСР было приглашено 368 учителей [6, с.652].Среди них Аксетий Афанасьевич Дибров, Мария Федоровна Коновалова, Богдан Михайлович Комаров, Лев Ефимович Месежников, Кузьма Васильевич Чикорин, Валентина Станиславовна Верпаховская, Мария Ильинична Стаменова, Мария Борисовна Морозовская, Ольга Алексеевна Смирнова, Ида Саламоновна Фрейдкина и многие другие.

Одним из русских педагогов, внесших огромный вклад в становление и развитие ЛГПИ им. С.М. Кирова, была Мария Ильинична Стаменова. В 1938 году, после окончания литературного факультета Мелитопольского государственного педагогического института, Мария Ильинична Стаменова приехала по направлению в Таджикистан в город Ленинабад. Она, в частности, писала: «В Ленинабад приехала в 1938 году и полюбила Таджикистан с его щедрым солнцем, красивой природой» [2, с.3].«В первый год работать было нелегко, особенно из-за незнания таджикского языка. Учебные занятия в то время проходили в двух зданиях: в главном административном корпусе, у которого возвышался памятник С.М. Кирова (ныне корпус

факультета таджикской филологии), и в здании физико- математического факультета (ныне корпус факультета физкультуры). Преподавателей русского языка, работающих на разных факультетах, перевозили из одного здания в другое. Дирекция института подарила нашему арабакешу Абдулло часы, чтобы он доставлял нас, преподавателей, на занятия без опозданий» [8, с.7].

Нужно отметить, что в 30-е годы ХХ века преподавателям русского языка приходилось трудно. В основном это были люди, направленные на работу или приехавшие по личной инициативе из разных вузов России и Украины, не знающие ни родного языка таджикских студентов, ни особенностей работы в данной национальной республике. «Но старались мы работать как можно лучше, изо всех сил изучали родной язык студентов, читали произведения таджикских писателей», - вспоминает М.И. Стаменова [3,с.6].

Работать было действительно трудно, потому что в 20-30-е годы русский язык знали только считанные лица из представителей местной национальности. На занятиях по русскому языку и литературе учителя прибегали к помощи переводчиков. Дело в том, что поступающая в институт молодежь совсем не знала русского языка. Большинство выпускников средних таджикских школ фактически не владели русским языком. В такой ситуации единственным выходом из положения явилось учреждение штата ассистентов-переводчиков [10, с.345], в обязанности которых входило: перевод лекции преподавателей с русского языка на родной язык студентов, объяснять студентам ответы преподавателей на поставленные вопросы, помочь во время зачетов и экзаменов и, таким образом, создавать контакт между аудиторией и преподавателем. Двухчасовая лекция проходила таким образом, из воспоминаний Марии Ильиничны Стаменовой, - один час читал преподаватель на русском языке, второй -переводилось содержание его лекции на родной язык студентов [1,с.63]. Затрудняло преподавание отсутствие учебников, не было учебных пособий, методических разработок. Однако в этих сложных условиях учебы студенты-таджики с большим интересом и желанием изучали русский язык и литературу. «Меня поразила вузовская молодежь, - вспоминая это время, говорила М.И.Стаменова, - которая не взирая на трудности, связанные с ограниченным словарным запасом, искажением речевой фонетики, жадно тянулась к знаниям».

В своих воспоминаниях Заслуженный учитель Таджикской ССР М.И. Стаменова пишет: «Очень ценили студенты своих учителей. Знакомясь со студентами, я назвала свое имя, отчество, и все-таки они продолжали обращаться по-своему, традиционно «муаллима». Когда однажды я решила настоять на том, чтобы обращались официально, они сказали: Не надо так, мы вас очень уважаем и будем обращаться к Вам со словом «учитель». Чем было ответить на это, как не благодарностью за такую высокую оценку!» [1, с.64].

Желание М.И.Стаменовой помочь студентам овладеть русским языком, литературой было безмерным. На занятиях широко использовала наглядные пособия, проводила экскурсии на природу. Большое внимание уделяло внеклассным мероприятиям, например: литературным играм, выпуску стенных газет и бюллетеней, конференциям. Каждое занятие было оригинальным, не повторяло уже прошедшее: для каждого занятия свои методы, свои виды работ, и это повседневно. Уже в первые годы работы у нее сложился свой индивидуальный педагогический «почерк».

Студенты с большим желанием посещали лекции доцента М.И. Стаменовой, читавшей курс русской и советской литературы. Студентам Мария Илъинична нравилась не только как педагог, толково, доходчиво и захватывающе раскрывавший литературную жизнь дореволюционной России и Советского Союза, но и как человек высокой культуры, чистых помыслов и доброты. Её лекции, посвящённые жизни и творчеству великого мастера слова, основоположника новой, послеоктябрьской русской литературы А.М.Горького, нас просто заворожили [8, с.48], -вспоминает профессор Г.Х. Хайдаров в своей книге «Альма-матер» (Мои воспоминания).

В 1982 году в союзном журнале «Советы народных депутатов» были опубликованы ответы на вопрос: Какова роль интернационального братства народов страны Советов в вашей жизни, что оно вписало в вашу биографию?

Среди многих ответов были опубликованы и ответы представителей из нашей республики. Депутат Верховного Совета Таджикской ССР, председатель Президиума Таджикского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами М.Каримова, отвечая на этот вопрос, рассказала о людях, которые оказали влияние на её судьбу. Особенно подробно она вспоминала о М.И. Стаменовой: «Я часто вспоминаю довоенные студенческие годы в городе Ленинабаде, когда научилась ценить истинные знания людей и дружбу. На лекциях и

семинарах, занятиях по методике преподавания русского языка и литературы мы, студенты, внимательно слушали каждое слово Марии Ильиничны Стаменовой. Это было время, когда учебные заведения республики особенно нуждались в специалистах. Но Марию Ильиничну мы любили не только за интересные лекции. В те трудные годы, когда еще не было на таджикском языке учебников, программ и методических пособий почти по всем предметам, большое значение для нас имело общение с преподавателем. Мария Ильинична щедро тратила на всё это своё свободное от занятия время. Она открывала для нас не только русскую литературу, но и нашу классическую и советскую таджикскую» [9, с.23-24].

Лекции М.И. Стаменовой привлекали своим глубоким содержанием, были интересны по форме. Многим своим ученикам она привила интерес и любовь к великой русской литературе, к произведениям ее корифеев - Пушкина, Чехова, Герцена, Тургенева, Горького, Маяковского. Впоследствии для своей диссертации она выбрала тему «Изучение биографии и произведений М.Горького в V -VII классах таджикской школы» [2, с.7].

Внезапно Великая Отечественная война ворвалась в жизнь занятого мирным созидательным трудом советского народа. Охваченный патриотическим подъемом, коллектив ЛГПИ им. С.М. Кирова включился в общенародную борьбу с фашистскими захватчиками.

23 июня 1941 года состоялся митинг преподавателей, студентов и рабочих института. Сохранился в памяти ход этого митинга у ветерана института М.И. Стаменовой, которая была непосредственной его участницей. Вспоминая об этом митинге, проходившем в институтском общежитии по улице Озоди, рассказывает так: «День Победы .. .Как он был от нас далек. Но уверенно повторили педагоги и студенты 23 июня 1941 года: «Победа будет за нами!»

В военные годы она руководила кафедрой русского языка и литературы. В то трудное для всех время, как вспоминают её ученицы - профессора М. Абдувалиева и Б. Ходжибаева, «добрыми спутниками ее были энергия и жизнерадостность» [4,с.14].

В своих воспоминаниях профессор Гафур Хайдаров отмечает, что Мария Ильинична была личностью жизнерадостной. Ни один праздничный, особенно новогодний вечер военных лет не проходил без её активного участия. Она виртуозно играла на рояле, а молодёжь под её аккомпанемент пела различные массовые песни и пускалась в пляс, кружилась в вальсе, танцевала «Чарльстон». Соратницы и ученики Марии Ильиничны - Ольга Смирнова, Ирина Вал, Ида Фрейдкина, Бронислава Русакова, Тамара Юртаева и многие другие - веселили публику. Под впечатлением новогоднего веселья все на какое-то время забывали, что где-то далеко палят пушки, ревут самолёты в небе сражающейся Родины [7,с.49].

Первые послевоенные годы стали годами дальнейшего становления историко-филологического факультета, в состав которого входило отделение русского языка и литературы. Преподаватели совершенствовали учебный процесс и вплотную занялись научно-исследовательской работой.

Преподавательскую работу в вузе М.И. Стаменова активно сочетала с научно-методической. В 1953 году для завершения работы над кандидатской диссертацией Мария Ильинична Стаменова была послана в аспирантуру. Она одной из первых на факультете в 1954 году защитила кандидатскую диссертацию в Академии педнаук в городе Москве по теме «Изучение жизни и творчества А.М. Горького в 5-7 классах таджикской школы».

На протяжении ряда лет М.И. Стаменова работала в области методики преподавания литературы в школе и поддерживала тесную связь с учителями города и северных районов Таджикистана. Особенно ее волновала специфика преподавания этого предмета таджикским учащимся. Она была научным руководителем организованного в 1961 году при Ленинабадском городском педагогическом кабинете постоянно действующего семинара учителей русского языка в русской и таджикской школах. На семинаре обсуждались актуальные педагогические проблемы: пути повышения грамотности и успеваемости учащихся, организация работы по эстетическому воспитанию школьников, методика применения технических средств на уроках русского языка и литературы [10, с.43]. М.И.Стаменова как руководитель семинара учителей в своих выступлениях неоднократно повторяла: «Успех работы зависит, прежде всего, от личности самого учителя, его эрудиции, широты интересов. Необходимое условие при этом -самообразование, самоусовершенствование, стремление не останавливаться на достигнутом. Именно это поможет учителям сделать литературу любимым предметом школьников» [5, с.11].

В деле процветания сферы образования важное значение имело изучение и распространение передового опыта школ, над чем и работала заведующая кафедрой методики преподавания русского языка и литературы доцент М.И.Стаменова. Ею было опубликована статья «Из опыта трудового коммунистического воспитания средствами литературы на внеклассных занятиях в 5-

7 классах таджикско й школы». Она была одним из авторов пособия для учителей « Методика объяснительного литературного чтения на русском языке в 5-7 классах национальной школы», изданного Академией педагогических наук РСФСР в 1964 году [10,с.75]. Многолетние наблюдения за учебным процессом в таджикской школе показали, с какими трудностями приходится сталкиваться учителям. Они навели также на ряд мыслей о том, как избежать этих трудностей, сделать занятия более живыми, интересными и продуктивными. Конкретные рекомендации и советы М.И. Стаменова применила к целому ряду тем. Являясь автором ряда статей о методике проведения школьных литературных и тематических вечеров, организации внекласной работы, неутомимый педагог являлась также одним из авторов учебника по русской литературе для учащихся 9 класса таджикской школы.

В соавторстве с учеными Москвы и Таджикистана ею были подготовлены учебники и программы для национальной средней школы и педвузов: «Русская литература», учебник-хрестоматия для 9 класса таджикской школы, «Методика преподавания русской литературы в таджикской школе» ч.1,4-7 классы, ч.2 8-10 классы (пособие для учителей и студентов вузов), «Программы факультативных курсов по русской литературе в таджикской средней школе», «Тематика контрольных работ по методике преподавания русской литературы в русской и таджикской школе» (для студентов-заочников).

М.И.Стаменова имеет более 80 печатных работ (монографии, учебники по методике преподавания литературы для учителей, учебники по литературе для школьников и студентов высших учебных заведений, программы по литературе для студентов, школьных учителей, учебные пособия и программы для высших учебных заведений по литературе для школьников, ряд статей в методических журналах). Работы подготовлены лично и в соавторстве с учёными Москвы и Таджикистана. Изданы подготовленные труды в Таджикистане, Москве, Ленинграде.

М.И.Стаменова принимала участие во многих республиканских и всесоюзных совещаниях, посвященных проблемам преподавания русского языка и литературы в национальной школе и вузах (в Москве, Ташкенте, Алма-Ате, Душанбе) [3, с.4].

Педагогическое мастерство, высокая требовательность к воспитанникам, большая любовь к професии учителя, умение привить интерес и любовь к учебе, желание дать глубокие прочные знания, многогранная учебно-воспитательная работа, систематическое совершенствование педагогического мастерства, постояннное стремление поиска - все это позволило Марие Ильиничне стать настоящим мастером своего дело. Заслуги М.И.Стаменовой в обучении и воспитании студенческой молодежи, ее активная общественная работа высоко оценены: она награждена медалью "За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", значком "Отличник народного просвещения Таджикской ССР"(1946), четырежды удостоена «Почетной грамоты Президиума Верховного Совета Таджикской ССР».

М.И.Стаменовой Указом Президиума Верховного Совета Таджикской ССР от 4 августа 1960 года было присвоено звание Заслуженного учителя школы Таджикской ССР (2, 1).

Она более 20 лет (с 1960-1981 г) являлась деканом факультета русского языка и литературы Народного университета психолого-педагогических знаний.

В истории высшего образования республики навсегда вписаны имена замечательных женщин-преподавателей, ученых, наставниц молодёжи, среди которых и имя Марии Ильиничны Стаменовой.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Абдуллоев, С.А. Худжандский государственный университет: история, документы и его люди./ С.А. Абдуллоев, Х.Х.Холджураев. - Худжанд: Рахим Джалил, 1997. - 467 с.

2. ГАСО. Ф. 344, Оп. № 1. Л.1.

3. ГАСО. Ф. 344, Оп. № 1. Л. 6.

4. ГАСО. Ф. 344 Оп. 1. Д. 6,14.

5.ГАСО. Ф.344 , Оп.1. Д. 6, 11.

6.История таджикского народа. Том 5. Новейшая история (1917-1941). -Душанбе, 2001. - 829 с.

7.История культурного строительства в Таджикистане (1917-1977). Том.1. под редакцией кандидата исторических наук К.П. Марсакова. - Душанбе: Дониш,1979. - 284 с.

8.Хайдаров. Г.Х. Альма-Матер. (Мои воспоминания)/Г.Х.Хайдаров. - Худжанд: Нури маърифат, 2002. - 380 с.

9.Ходжибаева, Б.А. Страницы истории факультета русского языка и литературы Худжандского государственного университета имени академика Бабаджана Гафурова/Б.А. Ходжибаева, А.А.Азизов. -Худжанд, 2007.-177 с.

10.Хайдаров, Г.Х. Очерки истории социалистического строительства в Таджикистане (1917-1937)./Г.Х.Хайдаров. - Душанбе: Ирфон, 1974. - 459с.

11. Хамидов,Р.Я.Старейший институт Таджикистана/Р.Я.Хамидов.-Душанбе:Ирфон,1966.-81 с.

12.Шукуров, М.Р. История культурной жизни советского Таджикистана/М.Р.Шукуров. -Душанбе: Ирфон,1970. - 494 с.

13. 25 год. Юбилейный сборник. - Ленинабад, 1958. - 139 с.

REFERENCES:

1.Abdulloev, S.A. Khujand State University: History, Documents and its People. / S.A. Abdulloev, Kh.Kh. Kholjuraev. - Khujand: Rakhim Jalil, 1997. - 467 p.

2. State Archive of Sughd Viloyat. fund 344, inventory number 1. sheet 1.

3. SASV. fund 344, inventory number 1. sheet 6.

4. SASV. fund 344 inventory 1. case 6.14. 5.SASV. fund 344 inventory 1. case 6, 11.

6.The History of the Tajik Nation. - V.5. Recent History (1917-1941). - Dushanbe, 2001. - 829 p.

7.The History of Cultural Construction in Tajikistan (1917-1977). - V.1. under the editorship of K.P. Marsakov. - Dushanbe: Knowledge, 1979. - 284 p.

8. Khaidarov. G.Kh. Alma Mater. (My memories) / G.H. Khaidarov. - Khujand: Light of Enlightenment, 2002. - 380 p.

9.Khodzhibaeva, B.A. Pages of the History of the Faculty of Russian Language and Literature under Khujand State University named after academician B. Gafurov / B.A. Khodzhibaeva, A.A. Azizov. -Khujand, 2007.-177р.

10.Khaidarov, G.Kh. Essays on the History of Socialist Construction in Tajikistan (1917-1937) ./ G.Kh. Khaidarov. - Dushanbe: Cognition, 1974. - 459 p.

11. Khamidov, R.Ya. The Oldest Institute of Tajikistan / R.Ya.Khamidov. - Dushanbe: Cognition, 1966. - 81 p.

12. Shukurov, M.R. History of the Cultural Life of Soviet Tajikistan / M.R. Shukurov. - Dushanbe: Cognition, 1970. - 494 p.

13. 25 Years Old. Jubilee Collection. - Leninabad, 1958. - 139 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.