Научная статья на тему 'Вклад российского учительства в модернизацию России'

Вклад российского учительства в модернизацию России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОД УЧИТЕЛЯ / НОВАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Наталья Сергеевна

В статье представлен текст выступления учителя математики школы № 5 г. Магнитогорска Никифоровой Н. С. на открытии Педагогической ассамблеи, посвященной Году учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад российского учительства в модернизацию России»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ

Н. С. Никифорова,

учитель математики школы № 5 г. Магнитогорска

ВКЛАД РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В МОДЕРНИЗАЦИЮ РОССИИ

Уважаемые Дмитрий Анатольевич, Андрей Александрович! Уважаемые участники Педагогической ассамблеи!

От всей души поздравляю вас с новым годом — Годом учителя. Замечательно, что государство таким образом подчеркивает важность профессии учителя. Будем надеяться, что год будет насыщен не только праздничными мероприятиями, но и реальными делами, которые изменят социальный статус преподавателей, поднимут его на действительно высокий уровень и сделают профессию учителя одной из самых востребованных. Учителя заслуживают к себе такого внимания.

Приоритетный национальный проект «Образование», президентская инициатива «Наша новая школа», конкурс «Учитель года» — это те факты в жизни учителя России, которые позволяют эффективно решать современные образовательные задачи. За последние три года только в моей школе г. Магнитогорска были открыты детский информационно-образовательный центр,

оснащенный медиа- и компьютерными технологиями, предметные лаборатории по физике и математики для организации работы с одаренными детьми. А также моя школа дважды становилась победителем конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, и получила серьезные инвестиции.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на необходимость организации обучения учителей для работы с таким современным оборудованием. Неправильно, когда интерактивные доски используются только как способ показа слайдов. Возможности такого оборудования значительно шире, но, как правило, на практике учителя используют лишь эти функции. Необходимо время и специалисты, способные этому обучить.

Еще один стимул развития учителей — это конкурс «Учитель года». По традиции этот конкурс проводится в городе, где работает победитель прошлого года. В сен-

тябре моя школа принимает участников конкурса «Учитель года — 2010». Я надеюсь, что наша южноуральская природа, Швейцария в миниатюре, леса, горы и озера, а главное — мои земляки-магнитогорцы удивят и очаруют всех конкурсантов.

Я надеюсь, что участникам и гостям конкурса будет интересно ознакомиться с системой работы с одаренными детьми, выстроенной в Магнитогорске и в целом в Челябинской области. Эта система позволяет нам добиваться высоких результатов на региональных и всероссийских олимпиадах, на международных турнирах. Уверена, что это один из ключевых элементов воспитания будущих молодых ученых, управленцев, производственников, которым предстоит обеспечить переход страны к инновационной экономике. Как нам представляется, в этой экономике становится востребованной такая компетенция, как креативность, для которой характерна непредубежденность, преодоление стереотипов мышления и широта взглядов. Креативные люди формируют окружающую среду, которая поощряет создание более эффективных способов деятельности. Такие люди осознают важность непрерывного обучения как залога для успешного творчества.

Очевидно, что при любых преобразований в школе именно учитель является главным проводником всех идей и инициатив. Поэтому новый взгляд на развитие системы образования диктует и новые требования к роли учителя.

Первое. Педагогу невозможно оставаться в условиях приоритета знаниевого подхода и воспринимать школьный урок только как способ передачи некой суммы знаний. Работа учителя должна быть направлена на оказание помощи ученикам в овладении различными способами деятельности. Урок должен становиться уроком общения, успешно пребывать в современном информационном мире можно, только если умеешь общаться. Поэтому на уроках надо

учиться говорить, вести внутренние и внешние диалоги.

Второе. Учитель не всегда должен быть единственным организатором и контролером на уроке. Возможность смоделировать учебный процесс, а также право оценить сделанную работу можно делегировать самим ребятам. Так будут формироваться навыки общения и адекватная самооценка.

Третье. Урок должен быть уроком развития. Самостоятельная постановка целей, выбор способов ее достижения, изобретение, цель, задача развивают интеллектуальнотворческое мышление. Хорошо, когда школьная задача не имеет единственно верного решения, и каждый ищет и находит свой путь. Пока это всего лишь школьная задача, которую мы решаем с учениками, но рано или поздно им нужно будет решать задачи реальные. Нужно научить ребенка учиться, а не только усваивать информацию.

Четвертое. У нас иногда слишком прямолинейно понимают связь школы с жизнью, говоря о компетентностном подходе, а ведь масса открытий совершается из любопытства, а их прикладное значение появляется значительно позднее. Кроме того, как можно говорить о прикладном значении хорошей картины, стихотворения, какого-то произведения искусства. Математика, которую я преподаю, это тоже искусство, только интеллектуальное, искусство мыслительных процессов, создание логических конструкций. Красота и новизна идеи, появившейся в процессе решения сложной задачи, приносит удовольствие не только автору этой идеи, но и всем, кто проживает этот путь вместе с ним. Поэтому урок должен быть уроком искусства. Общение, развитие, искусство. Это позволит нам создать ребенка, способного к самостоятельной творческой деятельности. Для того чтобы урок стал таким, учитель и сам должен уметь созидать и создавать. Он должен уметь обновлять и моделировать учебный материал в зависимости от особенностей учащихся, знать интересы каждого ребенка и учитывать их при построении индивидуальных траекторий развития. Необходимо быть готовым к организации исследовательской деятельности, про-

ектировать учебные занятия как поиск новых учебных задач. Развитие учительского творчества невозможно без желания учителя строить и реализовывать планы своего личностного и профессионального развития.

В современной школе роль учителя меняется, он становится наставником, консультантом, собеседником, человеком, который обеспечивает сопровождение ребенка по мере необходимости. Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, а конкурентоспособностью, востребованностью и гражданской позицией выпускников. Оценки, которые выставляет нашим детям жизнь, они по праву делят с нами — педагогами. Это иногда повод для гордости, а иногда повод и для размышлений. В школе должен работать учитель, который верит в собственное предназначение и понимает, что эта профессия нужна обществу. Если мы хотим, чтобы дети тянулись к педагогам, чтобы мы были интересны детям, у каждого учителя должны появиться уверенность в жизни и ощущение собственной значимости для общества. Поэтому необходимо продолжать выстраивать систему социальной поддержки учительства. У нас есть примеры, в том числе в Челябинской области, когда учителя — победители конкурсов профессионального мастерства получают автомобили, поддержку в приобретении жилья. Может быть, целесообразна разработка и последующее внедрение федеральной программы жилищной поддержки талантливых учителей, приходящих работать в школу. Для учителя не менее важно и постоянное совершенствование, повышение квалификации. Хорошо, если реальностью для учителей станет не только повышение квалификации в ведущих вузах страны, но и стажировка педагогов в школах, которые интересны своим инновационным опытом.

Уверена, что Год учителя станет важным шагом на пути модернизации школы, а значит и всей страны. Позвольте пожелать здоровья, терпения и творческих успехов всем, кто работает с нашими детьми, а значит, помогает строить будущее. Спасибо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.