Научная статья на тему 'Вклад российских ученых в исследование пространственной экономики'

Вклад российских ученых в исследование пространственной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1635
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙ-СКОЙ ШКОЛЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Зульфия Фануровна, Япарова-абдулхаликова Гузель Инберовна

Интерес современных исследователей и экономистов к экономическому пространству продиктован различными причинами. В статье анализируются научные школы пространственной экономики. Обосновывается существование и выделяются этапы развития российской школы пространственной экономики. При этом на каждом этапе развития школы отмечаются наиболее яркие представители и их основная мысль. При этом показывается, что советский период развития школы пространственной экономики может быть разделен на два самостоятельных этапа. В связи с влиянием различных факторов на региональные экономические системы обосновывается необходимость современного понимания региона с пространственной точки зрения. В России, по мнению А. Гранберга, сформировалось пять школ пространственной экономики. Авторы статьи сделали попытку показать роль современных российских ученых и исследователей в развитии научной школы пространственной экономики. В статье дана характеристика российских научных школ, занимающихся изучением пространственной экономики, перечислены наиболее яркие их представители, а также их основные труды. Кроме этого отмечается, что такая систематизация дана по территориальному признаку. В частности, представители дальневосточной школы обосновали роль пространства в решении вопросов экономического развития территории. Труды представителей сибирской школы направлены на моделирование и прикладные исследования социально-экономического развития Сибири. В уральской школе основные усилия направлены на исследования базовых характеристик и свойств пространственной экономики. Московская школа занимается в основном изучением общих вопросов экономической географии и пространственного развития территории. Петербургская школа анализирует вопросы местной экономической политики и стратегического планирования территории. Разумеется, этим не исчерпывается круг исследований представителей рассмотренных школ. Научно-исследовательские центры на соответствующих территориях занимаются вопросами анализа и исследования территориальной структуры «своих» регионов.Таким образом, можно констатировать, что в России сформировались научные школы пространственной экономики, изучающие вопросы пространственного развития экономики территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution of Russian scientists in research of spatial economy

The interest of modern researchers and economists in the economic space is dictated by various factors. The article analyzes the scientific schools of spatial economics. The existence and stages of development of the Russian school of spatial economy are substantiated. At the same time, the brightest representatives and their main idea are marked at each stage of the school development. At the same time it is shown that the Soviet period of development of the school of spatial economy can be divided into two separate stages.Due to the influence of various factors on regional economic systems, the need for a modern understanding of the region from a spatial point of view is justified.In Russia, according to A. Granberg, five schools of spatial economy were formed. The authors of the article made an attempt to show the role of modern Russian scientists and researchers in the development of the scientific school of spatial economics. In the article the characteristic of the Russian scientific schools dealing with the study of the spatial economy is given, the most vivid representatives of them are listed, as well as their main works. In addition, it is noted that such a systematization is given on a territorial basis.In particular, representatives of the Far Eastern school substantiated the role of space in solving the issues of the economic development of the territory. The works of the representatives of the Siberian school are aimed at modeling and applied research of the social and economic development of Siberia. In the Ural school, the main efforts are aimed at studying the basic characteristics and properties of the spatial economy. The Moscow school is mainly concerned with the study of general issues of economic geography and spatial development of the territory. The St. Petersburg school analyzes issues of local economic policy and strategic planning of the territory.Of course, this does not exhaust the range of studies by representatives of the schools examined. Research centers in the respective territories are engaged in the analysis and research of the territorial structure of their regions.Thus, it can be stated that in Russia scientific schools of spatial economy have been formed, studying the issues of spatial development of the territory's economy

Текст научной работы на тему «Вклад российских ученых в исследование пространственной экономики»

Economy and management ín branches and fíelds of actmty

Ибрагимова З. Ф. Ibragimova Z. Е.

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Макроэкономическое развитие и государственное управление», ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация

Япарова-Абдулхаликова Г. И. Yaparova-Abdulhalikova G. I.

старший преподаватель кафедры «Макроэкономическое развитие и государственное управление»,

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 332.12

ВКЛАД РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ В ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Интерес современных исследователей и экономистов к экономическому пространству продиктован различными причинами. В статье анализируются научные школы пространственной экономики. Обосновывается существование и выделяются этапы развития российской школы пространственной экономики. При этом на каждом этапе развития школы отмечаются наиболее яркие представители и их основная мысль. При этом показывается, что советский период развития школы пространственной экономики может быть разделен на два самостоятельных этапа.

В связи с влиянием различных факторов на региональные экономические системы обосновывается необходимость современного понимания региона с пространственной точки зрения.

В России, по мнению А. Гранберга, сформировалось пять школ пространственной экономики. Авторы статьи сделали попытку показать роль современных российских ученых и исследователей в развитии научной школы пространственной экономики. В статье дана характеристика российских научных школ, занимающихся изучением пространственной экономики, перечислены наиболее яркие их представители, а также их основные труды. Кроме этого отмечается, что такая систематизация дана по территориальному признаку. В частности, представители дальневосточной школы обосновали роль пространства в решении вопросов экономического развития территории. Труды представителей сибирской школы направлены на моделирование и прикладные исследования социально-экономического развития Сибири. В уральской школе основные усилия направлены на исследования базовых характеристик и свойств пространственной экономики. Московская школа занимается в основном изучением общих вопросов экономической географии и пространственного развития территории. Петербургская школа анализирует вопросы местной экономической политики и стратегического планирования территории.

Разумеется, этим не исчерпывается круг исследований представителей рассмотренных школ. Научно-исследовательские центры на соответствующих территориях занимаются вопросами анализа и исследования территориальной структуры «своих» регионов.

Таким образом, можно констатировать, что в России сформировались научные школы пространственной экономики, изучающие вопросы пространственного развития экономики территории.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Ключевые слова: пространственная экономика, экономическое пространство, региональная экономика, научные школы пространственной экономики, этапы развития российской школы пространственной экономики.

CONTRIBUTION OF RUSSIAN SCIENTISTS IN RESEARCH OF SPATIAL ECONOMY

The interest of modern researchers and economists in the economic space is dictated by various factors. The article analyzes the scientific schools of spatial economics. The existence and stages of development of the Russian school of spatial economy are substantiated. At the same time, the brightest representatives and their main idea are marked at each stage of the school development. At the same time it is shown that the Soviet period of development of the school of spatial economy can be divided into two separate stages.

Due to the influence of various factors on regional economic systems, the need for a modern understanding of the region from a spatial point of view is justified.

In Russia, according to A. Granberg, five schools of spatial economy were formed. The authors of the article made an attempt to show the role of modern Russian scientists and researchers in the development of the scientific school of spatial economics. In the article the characteristic of the Russian scientific schools dealing with the study of the spatial economy is given, the most vivid representatives of them are listed, as well as their main works. In addition, it is noted that such a systematization is given on a territorial basis.

In particular, representatives of the Far Eastern school substantiated the role of space in solving the issues of the economic development of the territory. The works of the representatives of the Siberian school are aimed at modeling and applied research of the social and economic development of Siberia. In the Ural school, the main efforts are aimed at studying the basic characteristics and properties of the spatial economy. The Moscow school is mainly concerned with the study of general issues of economic geography and spatial development of the territory. The St. Petersburg school analyzes issues of local economic policy and strategic planning of the territory.

Of course, this does not exhaust the range of studies by representatives of the schools examined. Research centers in the respective territories are engaged in the analysis and research of the territorial structure of their regions.

Thus, it can be stated that in Russia scientific schools of spatial economy have been formed, studying the issues of spatial development of the territory's economy.

Key words: spatial economy, economic space, regional economy, scientific schools of spatial economy, stages of development of the Russian school of spatial economy.

Современный этап развития экономической науки характеризуется усилением интереса к «пространственной науке», «пространственной экономике». Широко используя термин «экономическое пространство», разные авторы демонстрируют различные взгляды на это понятие, выделяя территориальные, социальные, административные и другие аспекты его изучения. Причиной такого интереса выступают следующие обстоятельства.

Глобализационные процессы, происходящие в мировой экономике, оказывают влияние и на само пространство, и на изменение его социально-экономических параметров.

Изменение социально-экономического пространства Российской Федерации после распада СССР привело к большим различиям в развитии регионов, тем самым показав необходимость поиска причин социально-экономических процессов и явлений.

Инициаторами социально-экономического развития определенной территории или страны зачастую выступают так называемые «центры» экономики в различных сообществах [1].

Пространство как объект изучения интересовало ученых и исследователей во все времена. Одними из первых на вопросы пространства обратили внимание философы,

ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

физики (Аристотель, Платон и т.д.). Позднее экономисты (Рикардо, Смит и др.) исследовали экономическое пространство с точки зрения международного обмена.

В настоящее время выделяют как минимум три научные школы пространственной экономики: немецкую, французскую и англосаксонскую. Однако, как отмечают П.А. Минакир и А.Н. Демьяненко, вопросы пространственной экономики изучаются и российской школой, хотя она, конечно, значительно отличается от зарубежных. [2, С. 10]. Зарубежные исследователи преуспели в работах теоретического и методологического характера, тогда как работы отечественных ученых имеют «нормативно-целевой характер», направлены на решение конкретных задач, стоящих перед экономикой на соответствующий период времени.

Российская школа пространственной экономики имеет длительную историю. Чаще всего выделяют 3 основных этапа развития теории пространственной экономики в России: дореволюционный, советское время и новейшая история, представленная различными школами и направлениями [3].

На наш взгляд, можно выделить 4 этапа развития российской школы пространственной экономики (таблица 1). Советский период развития мысли может быть разделен на два самостоятельных этапа. Несмотря на то, что между этими этапами много общего, тем не менее, межу ними есть и отличия. 1920-60-е годы прошлого века характеризуются началом работ по теоретическому обоснованию размещения производительных сил. Еще явно не говорят о региональной экономике как самостоятельной области научных

Таблица 1. Этапы развития российской школы пространственной экономики (составлено авторами)

Этапы Представители Основная мысль

Дореволюционный М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, В.И. Вернадский, Д.И. Менделеев, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.И. Рихтер, Н.Г. Чернышевский и др. Общие вопросы территориального устройства государства, социально-экономическая география, теория и практика экономического районирования.

Советский (1920-60-е годы) И.Г. Александров, Н.Н. Баранский, Ю.Г. Саушкин, Я.Г. Фейгин, А.И. Сухарев, Н.Н. Колосовский, М.К Бандман, А.И. Чистобаев и др. Рациональное размещение производительных сил в пространстве народного хозяйства страны, территориальное планирование и региональное развитие, теоретическое обоснование разработки производственных комплексов, учение о территориально-производственном комплексе.

Советский (1960-90-е годы) А.Г. Гранберг, А.И. Татаркин, A.Г. Аганбегян, М.К. Бандман, Р.И. Шнипер, А.Е. Пробст, B.С. Немчинов, Н.Н. Некрасов, Э.Б. Алаев и др. Развитие региональной экономической науки, формирование региональной экономики наряду с экономической географией, методы региональных экономических исследований, математические методы исследования региональных экономических систем.

Современный А.Г. Гранберг, А.П. Минакир, A.Н. Демьяненко, А.И. Татаркин, B.Н. Лексин, А.Н. Швецов, О.А. Бияков, Л.Б. Вардомский, В.И. Пефтиев, В.С. Бочко, Б.С. Жихаревич, Ю.Г. Лаврикова, В.Н. Лаженцев, А.А. Урунов, Е.Г. Анимица, Н.М. Сурнина, В.И. Суслов, С.А. Суспицин и др. Отраслевые и территориальные схемы размещения производства, целевые комплексные программы развития субъектов РФ, государственное регулирование социально-экономического развития регионов, формирование различных школ и направлений, изучающих различные вопросы экономического пространства, рассмотрение вопросов региональных демографических, экологических, социальных проблем, вопросы формирования стратегии и комплексных программ развития региона, исследования пространственной дифференциации национальной экономики и т.д.

знаний. Начиная с 1960-х годов, при исследовании региональной экономики, более активно и широко применяются различные методы исследования, особенно математические. После 1960-х годов, и даже начиная с 70-х годов ХХ столетия, теоретической и методологической базой для территориального планирования становится региональная экономика. В 1975 г. издается монография Н.Н. Некрасова «Региональная экономика», в которой четко очерчивается предмет науки «Региональная экономика» [4].

Современное понимание региона в связи с глобализационными процессами, происходящими в мировой экономике, осуществляется с позиций пространственного подхода [5].

Во-первых, регион как экономическая система под влиянием пространственных факторов становится более открытым, управление им существенно меняется, и уже его нельзя представить как просто обособленную территорию с однородными социально-экономическими условиями и другими характеристиками.

Во-вторых, в традиционном понимании регион очерчен административными границами, которые фиксируют его как целостное административно-территориальное образование, где осуществляется производственно-хозяйственная деятельность. В условиях рыночной экономики упор делается не на внутренние, а скорее на внешние ресурсы и факторы.

В-третьих, результаты экономической деятельности зачастую носят не локальный, а алокальный характер ввиду того, что собственниками регионального производства нередко являются нерезиденты данной региональной экономики. Тем более в кризисных условиях снижаются валовая прибыль и валовые смешанные доходы как одни из составных частей валового внутреннего и валового регионального продукта.

В-четвертых, усиление роста и роли информационно-коммуникационных технологий ведет к более упрощенным формам взаимодействия между производителями и потребителями, что является ключевым фак-

Экономикл и УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тором при определении региона с пространственной точки зрения.

Это связано и с поисками механизмов реорганизации экономики для совершенствования макроэкономической динамики, и с отсутствием интеграции пространственного аспекта такой динамики в теории и модели общего экономического развития. Имеется очень много работ по пространственной экономике, однако единой методологии и методики исследований региональной экономики с позиций пространственного аспекта, вообще, в целом, обзорных работ по пространственной экономике, пока нет [2].

По мнению А.Г. Гранберга, в России сформировались следующие школы пространственной экономики: московская, петербургская, уральская, сибирская и дальневосточная [6].

Свидетельством этого являются регулярные публикации научных монографий по данной проблематике, издание журнала с одноименным названием, наличие в учебных планах и преподавание в учебных заведениях курса «Пространственная экономика», издание учебников и учебных пособий, включающих разделы по пространственной экономике и т.д.

Цели и подходы исследования

Целью статьи является показать вклад современных российских ученых и исследователей в развитие российской научной школы пространственной экономики. Авторами сделана попытка охарактеризовать основные вопросы, которые являются предметом исследования представителей той или иной школы. Такая разбивка по школам, на наш взгляд, показывает, что именно на этих территориях сконцентрированы исследователи, занимающиеся вопросами преимущественно пространственного развития, именно в этих регионах сосредоточены научные коллективы, институты, лаборатории, занимающиеся как теоретическими и методологическими вопросами пространственной экономики, так и прикладными исследованиями. Это не значит, что в других регионах РФ не осуществляются работы по пространственному развитию. Среди ученых, внес-

ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

ших большой вклад в изучение пространственной экономики и не вошедших в перечисленные школы (только по территориальному признаку!), можно отметить О.А. Биякова (методологический и региональный аспекты теории экономического пространства, г. Томск), В.Н. Лаженцева (вопросы территориального развития, роль Севера в развитии России, Республика Коми, г. Сыктывкар), О.В. Иншакова (научная школа эволюционной и региональной экономики, г. Волгоград) и др.

Характеристика научных школ пространственной экономики

Как отмечено выше, на сегодняшний день не существует общепризнанной классификации научных школ пространственной экономики. Поэтому, проанализировав основные труды ученых, занимающихся вопросами пространственного развития, не претендуя на полноту и однозначную пра-

вильность истолкования, мы попытались в таблице 2 охарактеризовать школы, выделенные А.Г. Гранбергом, и отметить их ярких представителей.

Выводы

Таким образом, произведенный анализ позволил сделать следующие выводы.

Наряду с англосаксонской, немецкой и французской школами пространственной экономики можно выделить и российскую школу, история развития которой имеет достаточно глубокие корни и берет начало с работ, посвященных в целом устройству государства и экономической географии. На наш взгляд, можно выделить четыре этапа, каждый из которых посвящен конкретным вопросам пространственного анализа экономики. Начиная с 20-х годов ХХ века, в связи с конкретными задачами, стоящими перед государством в разное время, теоретически обосновываются рациональное размещение

Научная школа пространственной экономики Представители Основные труды Характеристика

Дальневосточная П.А. Минакир, А.Н. Демьяненко, Н.Г. Захарченко и др. 1. Минакир П.А. Мифы и реальность пространственных экономических диспропорций // Федерализм. 2011. № 1. С. 43-56. 2. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Пространственная экономика: эволюция подходов и методология // Пространственная экономика. 2010. № 2. С. 6-32. 3. Минакир П.А. Экономика и пространство (тезисы размышлений) // Пространственная экономика. 2005. № 1. С. 4-26. 4. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Очерки по пространственной экономике / Отв. ред. В.М. Полтерович; Рос. акад. наук, Дальневост. отд-ние, Ин-т экон. исследований. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2014. 272 с. 5. Вишневский Д.С., Демьяненко А.Н. Макроэкономическое зонирование как метод стратегического анализа: Дальний Восток России // Пространственная экономика. 2010. № 4. С. 631. Разработки школы направлены, в основном, на исследования территорииальной структуры, на проблемы экономической интеграции в пространственном аспекте, на положение Дальнего Востока в экономическом пространстве. Минакир П.А. обосновал роль пространства в решении проблем экономического развития. По его мнению, пространство способно играть роль дополнительного фактора активизации национальной макроэкономической динамики в случае, если в регионах будет максимально улучшена инвестиционная ситуация и создан режим наибольшего благоприятствования для функционирующих экономических агентов. Захарченко Н.Г. предлагает исследовать экономическое пространство на основе синтеза балансового и теоретикоигрового методов моделирования.

Таблица 2. Научные школы пространственной экономики

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Сибирская

A.Г. Гранберг,

B.И. Суслов, С.А. Суспицин,

В.Е. Селиверстов, В.В. Кулешов, Ю.С. Ершов, Е.А. Коломак и др.

1. Гранберг А.Г. Моделирование пространственного развития экономики // Стратегическое планирование в регионах и городах России. 2009. Вып. 9. СПб., 2009. С. 32-34.

2. Гранберг А.Г. Пространственная экономика в системе наук: доклад на Первом Российском экономическом конгрессе (7-12 декабря, 2009 г., Москва). http://www. есопогш. о^/ср1^гат. phtml?vid=progsections&sid=14&s sid=58&rid=1044.

3. Суслов В.И. Анализ и прогнозирование пространственной структуры экономики России в системе межрегиональных и межотраслевых взаимосвязей // Регион: экономика и социология. 2009. № 2. С. 202-206.

4. Суспицын С.А. Генезис проекта СИРЕНА: от концепции до технологии многоуровневых прогнозов // Пространственный анализ социально-экономических систем: история и современность: матер. Междунар. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения акад. А.Г. Гранберга. Новосибирск, 10-13 окт. 2016 г. / СО РАН, РФФИ, ФАНО, НГУ ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2016.

5. Селиверстов В.Е. Региональная экономика и пространственное развитие: критические заметки // Регион: экономика и социология. 2014. № 4. С. 234-246.

6. Кулешов В.В., Минакир П.А., Миндели Л.Э., Суслов В.И., Васин В.А., Мамаев В.Л., Марков Л.С. Пространственные аспекты формирования и развития национальной инновационной системы // Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез / Отв. ред. В.М. Котляров; Рос. акад. наук. М.: Медиа-Пресс, 2013. Гл. 10. С. 359-394.

7. Ершов Ю.С. Пространственный аспект российской экономики и перспектив ее развития: до и после кризиса // Регион: экономика и социология. 2010. № 2. С. 129-153.

8. Коломак Е.А. Пространственное развитие и приоритеты региональной политики в России // ЭКО. 2014. № 1. С. 41-53.

Научные труды представителей школы посвящены, в основном, разработкам методологии измерения пространственных трансформаций современной экономики и концепции системы стратегиро-вания пространственного развития страны (на всех уровнях). Пространственное развитие Российской Федерации исследовалось с применением оптимизационных межотраслевых межрайонных моделей. В трудах представителей этой школы получила дальнейшее развитие теория пространственного равновесия. На базе межрегиональных межотраслевых моделей был создан специализированный модельно-программный комплекс СИРЕНА (СИнтез РЕгиональных и НАроднохозяйственных решений), а затем представлена и новая версия СИРЕНА-2, который включает имитационные и нормативные модели разного уровня пространственной иерархии. Особое внимание уделено моделированию и прикладным исследованиям социально-экономического развития Сибири и северных территорий Российской Федерации, с учетом системы межрегиональных межотраслевых и межуров-невых взаимосвязей.

ECONOMIC SCIENCE_

Economy and management ín branches and fíelds of actmty

Уральская Е.Г. Анимица, Н.М. Сурнина, В.Н. Лаженцев, А.И. Татаркин, Н.М. Ратнер и др. 1. Лаженцев В.Н. Север России: вопросы пространственного и территориального развития. Сыктывкар, 2015. 176 с. 2. Анимица Е.Г., Сухих В.А. Пространственно-временная парадигма в социоэкономике: региональный аспект / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. 140 с. 3. Анимица Е.Г., Сурнина Н.М. Экономическое пространство России: проблемы и перспективы // Экономика региона. 2006. № 3. С. 34-46. 4. Регион в новой парадигме пространственной организации России / Под ред. А.И. Татаркина. М.: Экономика, 2007. 752 с. 5. Экономическое пространство: теория и реалии / Ред. кол.: А.И. Татаркин (рук.) и др. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т и др. М.: Экономика, 2011. 374 с. Школа создана на базе Института экономики УрО РАН. Основные направления исследований школы — базовые характеристики и свойства пространственной экономики, закономерности развития экономического пространства в различных его аспектах. В работах представителей школы выявлены проблемы саморазвития регионов в контексте федеративных отношений, обоснована роль саморазвития большинства регионов в обеспечении устойчивого развития страны.

Московская С.С. Артоболевский, А.Ю. Скопин, В.С. Занадворов, А.Г. Аганбегян, Е.М. Бухвальд, А.Г. Гранберг, Ю.С. Зайцева и др. 1. Трейвиш А.И., Артоболевский С.С. (Ред.). Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы. URSS. 2001. 296 с. 2. Ильина И.П., Занадворов В.С. Теория экономики города. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 1999. 3. Скопин А.Ю. Экономическая география России: учебник. М.: Велби, 2006. 368 с. 4. Бухвальд Е.М. Пространственные факторы формирования инновационной экономики в России // Федерализм. 2010. № 2. С. 55-68. 5. Команда исследователей московской школы управления Сколково 6. Аганбегян А.Г., Михее-ва Н.Н., Фетисов Г.Г. Модернизация реального сектора экономики: пространственный аспект // Регион: экономика и социология. 2012. № 4. С. 7-44. 7. Гранберг А.Г., Зайцева Ю.С. Темпы роста в национальном экономическом пространстве Вопросы экономики. 2002. № 9. 8. Гранберг А.Г. Становление в России научного направления «Пространственная экономика» // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 2. С. 6. Исследования ученых в основном посвящены общим вопросам экономической географии и пространственного развития территории, роли инновации в развитии пространственной экономики региона. Кроме этого исследованиями устойчивого развития городов и территорий, пространственного развития городских систем активно занимается Центр городских исследований Сколково.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Петербургская

Л.Э. Лимонов, Б.С. Жихаревич, Е.В. Желободько, С.И. Кичко, С.Г. Коковин, Ф.А. Ущев, Ж.-Ф. Тисс и др.

1. Bykadorov I.A., Kokovin S.G., Zhelobodko E.V. Investments in Productivity under Monopolistic Competition: Large Market Advantage // Economics Education and Research Consortium. Series «EERC Working Paper Series».

2013. No. 13/08Е.

2. Sidorov A., Zhelobodko E.V. Agglomeration and Spreading in an Asymmetric World // Review of Development Economics. 2013. Vol. 17. No. 2. P. 201-219.

3. Bykadorov I.A., Gorn A.A., Kokovin S.G., Zhelobodko E.V. Losses from Trade in Krugman's Model: Almost Impossible / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP «Economics/EC». 2014. No. 61.

4. Kokovin S.G., Nahata B., Zhelobodko E.V Distortion in Screening and Spatial Preferences / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP «Economics/EC».

2014. No. WP BRP 83/EC/2014.

5. Колчинская Е.Э., Лимонов Л.Э., Варламова О.3. Модели регионального роста, основанные на спросе // Региональная экономика и пространственное развитие: учебник для бакалавриата и магистратуры: в 2 т. / Под общ. ред.: Л.Э. Лимонов. Т. 1: Региональная экономика. Теория, модели и методы. М.: Юрайт, 2014. Гл. 3. С. 148-209.

6. Лимонов Л.Э. Пригородный пояс Санкт-Петербургской агломерации: социально-экономические и институциональные особенности пространственного развития // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е.Г. Ясин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. Кн. 3. С. 102109.

7. Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей / Рос. АН, Ин-т соц.-экон. пробл. СПб.: ИСЭП, 1995. 137 с.

8. Тиссе Ж.-Ф. Забвение пространства в экономической мысли // Пространственная экономика. 2007. № 4. С. 88-104.

Школа специализируется на вопросах пространственной экономики, новой экономической географии, экономики интеграции и агломерации и др. Кроме этого к основным направлениям деятельности можно отнести вопросы местной экономической политики и стратегического планирования территорий, в частности городов.

Основные работы ведутся в Международной исследовательской лаборатории теории рынков и пространственной экономики НИУ ВШЭ под руководством бельгийского ученого Ж.-Ф. Тис-са, а также на Базовой кафедре МЦСЭИ «Леонтьевский центр» в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

EcONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

производительных сил и разработки территориально-производственных комплексов. Последнее десятилетие ХХ века характеризуется широким применением математического аппарата в анализе региональной экономики.

В современной России сформировались различные школы пространственной экономики, специализирующиеся на разных вопросах пространственного анализа экономики. Представители этих школ кроме исследования территориальной структуры «своих» регионов активно занимаются вопросами

пространственного развития экономики всей страны. На современном этапе развития российской школы пространственной экономики исследователи обращают свое внимание на различные аспекты — от проблем саморазвития регионов до стратегического планирования территорий. Развивается теория пространственного равновесия. Большое внимание уделяется моделированию и прикладным исследованиям социально-экономического развития территории страны.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Коломак Е.А. Пространственная концентрация экономической активности в России // Пространственная экономика. 2014. № 4. С. 82-99.

2. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Очерки по пространственной экономике / Отв. ред. В.М. Полтерович; Рос. акад. наук, Дальневост. отд-ние, Ин-т экон. исследований. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2014. 272 с.

3. Урунов А.А. Единое и общее экономическое пространство. М.: Издательский Дом «Синергия», 2014. 388 с.

4. Некрасов Н.Н. Региональная экономика (теория, проблемы, методы). М.: Экономика, 1975. 317 с.

5. Экономическое пространство: теория и реалии / Ред. кол.: А.И. Татаркин (рук.) и др.; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т и др. М.: Экономика, 2011. 374 с.

6. Гранберг А.Г. Пространственная экономика в системе наук: доклад на Первом Российском экономическом конгрессе (7-12 декабря, 2009 г., Москва). URL: http:// www. econorus. org/cprogram. phtml ?vi d=prog s ections&sid=14&ssid=58&rid=1044 (дата обращения: январь 2017).

References

1. Kolomak E.A. Prostranstvennaja koncentracija jekonomicheskoj aktivnosti v Rossii // Prostranstvennaja jekonomika. 2014. № 4. S. 82-99.

2. Minakir P.A., Dem'janenko A.N. Ocherki po prostranstvennoj jekonomike / Otv. red. V.M. Polterovich; Ros. akad. nauk, Dal'nevost. otd-nie, In-t jekon. issledovanij. Habarovsk: IJeI DVO RAN, 2014. 272 p.

3. Urunov A.A. Edinoe i obshhee jekonomicheskoe prostranstvo. M.: Izdatel'skij Dom «Sinergija», 2014. 388 p.

4. Nekrasov N.N. Regional'naja jekonomika (teorija, problemy, metody). M.: Jekonomika, 1975. 317 p.

5. Jekonomicheskoe prostranstvo: teorija i realii / Red. kol.: A.I. Tatarkin (ruk.) i dr.; Ufimsk. gos. aviats. tehn. un-t i dr. M.: Jekonomika, 2011. 374 p.

6. Granberg A.G. Prostranstvennaja jekonomika v sisteme nauk: doklad na Pervom Rossijskom jekonomicheskom kongresse (7-12 dekabrja, 2009 g., Moskva). URL: http:// www. econorus. org/cprogram. phtml ?vi d=prog s ections&sid=14&ssid=58&rid=1044 (accessed: janvar' 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.