Научная статья на тему 'Вклад религиозных организаций БАССР в победу в Великой Отечественной войне 1941-45 гг'

Вклад религиозных организаций БАССР в победу в Великой Отечественной войне 1941-45 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад религиозных организаций БАССР в победу в Великой Отечественной войне 1941-45 гг»

Ядкяр. 2008. № 1

Р.Х. Кинзябаева

ВКЛАД РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БАССР В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явилась самым страшным испытанием для советского народа, потребовавшим величайших усилий и наиболее полного использования всех ресурсов страны. В этой трудной и самоотверженной борьбе, проявляя беспримерную стойкость духа и массовый героизм, народ сумел отстоять честь, свободу и независимость Отчизны. Каждый, независимо от возраста, пола, национальности и веры, встал на защиту родной земли.

Страна одержала победу благодаря не только героизму вооруженных сил на фронтах, но и неоценимому труду людей в тылу. Нельзя не сказать при этом и о вкладе в победу религиозных организаций. Следует отметить, что одной из недостаточно изученных проблем истории Великой Отечественной войны продолжает оставаться деятельность данных организаций в условиях военного времени.

К началу Великой Отечественной войны религия и государство находились в состоянии крайнего противостояния. Правовое положение религиозных организаций в предвоенные и военные годы определялось постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», которое в дальнейшем подвергалось изменениям1. Оно законодательно закрепило ставшее к этому времени господствующим мнение о том, что религиозные общества не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме удовлетворения религиозных потребностей верующих преимущественно в рамках молитвенного здания. Тем самым эти организации превращались в некие «резервации» для граждан, исповедующих те или иные религиозные убеждения. Одновременно их деятельность и в части удовлетворения религиозных потребностей населения была обставлена множеством ограничительных условий.

В рассматриваемый период большинство церквей было закрыто, а их здания были либо снесены, либо переданы под другие учреждения. Самым печальным в этой кампании являлось то, что лишь незначительная часть изъятых у церкви строений использовалась для нужд культуры и просвещения. Солидные каменные церкви, прочные здания мечетей чаще использовались как зернохранилища, склады, ремонтные мастерские2. В итоге большая часть культовых зданий пришла в ветхость и негодность в результате варварского к ним отношения. К 1940 г. на территории Башкирии продолжали официально функционировать чуть больше десяти зарегистрированных мусульманских общин и 51 церковь3.

Кинзябаева Рамзана Халиловна, аспирант Института истории, языка и литературы УНЦ РАН

© Кинзябаева Р.Х., 2008

Опасность, нависшая над существованием нашего государства, необходимость всенародного единения для победы над врагом, патриотическая позиция церкви побудили советское правительство к изменению религиозной политики. Партия была вынуждена перестроить методы и формы своей деятельности по отношению к религиозным учреждениям. Одним из маневров сталинского руководства в эти годы явился некий компромисс с церковью. Такая резкая перемена в отношении государства к религии объяснялась тем, что религиозные организации и служители культа заняли в трудное для страны время патриотическую позицию.

В первый же день начала войны - 22 июня 1941 г. - глава Православной церкви митрополит Сергий в Москве выступил с призывом к верующим молиться и сражаться за победу. Его послание было разослано по всем приходам в тот же день и уже к вечеру читалось на богослужениях. Его примеру в Башкирии последовал муфтий Центрального духовного управления мусульман Габдрахман Расулев. В 1942 г. в Уфе на съезде духовенства обратился к верующим: «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат и отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же, как нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммада (мир ему): «Любовь к Родине — это часть твоей веры»». Также в газете «Известия» от 3 марта 1943 г. напечатана телеграмма, отправленная муфтием Г.З. Расулевым И.В. Сталину, где указывалось, что мусульмане Башкирии, так же, как и других регионов, посылают деньги на строительство танковой колонны, при этом он сам в фонд обороны лично внес пятьдесят тысяч рублей4.

Обращения авторитетных богослужителей нашли широкий отклик среди населения. Сохранившиеся в душе народа чувства сострадания и милосердия, любви и бескорыстного братства находили свое предметно-практическое воплощение в массовых пожертвованиях личных средств на нужды обороны страны. Средства вносились наличными деньгами, облигациями госзаймов, драгоценностями, продуктами, вещами и т.п. Милосердие ярко проявлялось в пожертвованиях инвалидам войны, детям, раненным бойцам. Эти и многие другие формы добровольных взносов отдельных граждан получили широкое распространение.

Принято считать, что именно обращения и реакция верующих на них убедили советское правительство в лояльности церкви, следствием чего и явился поворот в религиозной политике властей в годы Великой Отечественной войны5. Руководство страны понимало, что размах довоенной антирелигиозной политики привел к сокращению количества церквей и мечетей, но не верующих, и тем более не сломил их религиозного духа. К тому же потеря близких в войне, похоронки, голод — все это заставило верующих отбросить в сторону различные условности и запреты. Участились случаи открытого отправления религиозных обрядов, поминаний, жертвоприношений. Поэтому правительство вынуждено было перейти к более лояльной политике в отношении к церкви, тем более оно имело уже от церкви довольно значительную материальную поддержку фронта в виде пожертвований прихожан, налогов, взимаемых с религиозных организаций. Несмотря на это, НКВД продолжал следить за деятельностью церкви, постоянно информируя партийные органы6. Об этом подтверждают документы, отложившиеся в архивах Башкортостана.

В результате проведенной патриотической работы через ЦДУМ большинство религиозных сборищ и праздничных молений носили патриотическую направленность, на которых зачитывались обращения муфтия ЦДУМ, проповеди за скорую победу над германским фашизмом. По материалам, поступившим в обком партии, видно, что была заметной активность мусульманского духовенства, церковников и различных религиозных течений в сторону усиления религиозной работы во второй

Вклад религиозных организаций БАССР в Победу в ВОВ 1941—1945 гг.

85

половине войны. Особая активность мусульманского духовенства наблюдалась во время религиозных мусульманских праздников Ураза-Байрам (30 сентября 1943 г.) и Курбан-Байрам (7 декабря 1943 г.)7.

В д.Рысаево Илишевского района БАССР в день празднования Курбан-Бай-рам 7 декабря 1943 г. в доме колхозницы Мазитовой, где собралось 80 человек, бывший мулла Касимов Талип провел праздничную молитву, в которой призывал верующих молиться за скорую победу Красной Армии над врагом и возвращение воинов с фронта с победой и тут же провел сбор средств в фонд Красной Армии и на содержание ЦЦУМ.

В д.Райманово Туймазинского района праздничное моление было организовано по инициативе бывших мулл Авзала Хуснутдинова и Кашава Абдрахманова в помещении клуба (бывшая мечеть), где присутствовало свыше 100 человек. После праздничного моленья мулла Авзал Хуснутдинов обратился к присутствующим со следующей проповедью: «Ваш долг не забывать религию. В высших правительственных кругах есть разрешение на право совершения молитвы, а также разрешение о возврате в пользование верующим закрытых мечетей. В скором будущем под руководством товарища Сталина враг будет разбит и война закончится. Мы будем проводить снова моления на многие лета».

На данных праздниках заметно увеличилось число посещавших мечеть и имело место большое привлечение к религии женщин и молодежи. В мечети в г. Уфе число присутствующих в праздничных моленьях доходило до 3 тысяч человек, где в основном были женщины и отдельные демобилизованные красноармейцы8.

В проповедях духовенство призывало бороться на фронтах и самоотверженно трудиться в тылу. За сбор средств в фонд обороны настоятели храмов были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Только за 1945 г. в фонд обороны церквами епархии было передано 1 128 356 рублей. Всего с 1941 по 1944 гг. взносы Русской православной церкви в фонд обороны страны составили более 200 млн рублей9.

Выполнявший в настоящее время функцию Уфимского Кафедрального Собора церковью Святого Сергия Радонежского 3 июня 1944 г. на имя архиепископа Уфимского Стефана была получена телеграмма от И.В. Сталина с просьбой передать привет и благодарность верующим Сергиевской церкви г.Уфы, собравшим 200 тыс. рублей в фонд обороны страны и 140 тыс. рублей на подарки воинам. В 1945 г. протоиерею Д.А. Логачевскому, а также всему духовенству и верующим Сергиевской церкви была вынесена благодарность командованием госпиталя № 4018 за переданные в госпиталь средства, подарки и оказанную раненым помощь. В 1946 г. весь притч церкви был награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Только за 1945 г. приходом Сергиевской церкви в фонд обороны было пожертвовано 919 500 рублей10.

Крестовоздвиженская церковь, которую в 1930-е гг. превратили то в склад минеральных удобрений, то в общежитие для населения Нижегородской слободы в сезоны разлива реки Белой, вновь была открыта в годы войны. За патриотическую деятельность в эти годы настоятель храма A.A. Горин и церковная староста М.И. Чумакова были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». За оказание помощи государству церковному приходу также была выражена благодарность И.В. Сталиным. В 1945 г. приходом церкви пожертвовано было государству 494 515 рублей, госзаймов на сумму 114 тыс. рублей, приобретено облигаций военного займа на 157 тыс. рублей11.

Занимаясь обновлением идеологического инструментария применительно к условиям Великой Отечественной войны и ведя поиск любых резервов для ее успешного

завершения, руководство страны не могло не учитывать роль религиозного фактора. Поэтому наряду с усилением традиционных командных методов и расчетов на возможности «социалистического труда» в официальной политике появилось нечто новое. Партийный приказ как отлаженный метод руководства довоенной деревней был дополнен церковной проповедью, разрешенной властями в рамках мирной жизни непривычных для последних военных лет. Также одной из льгот, предоставленных религиозным деятелям от 26 февраля 1945 г., являлось освобождение и отсрочка от призыва по мобилизации, если богослужитель отправлял потребность культа в действующих молитвенных зданиях12. Также об активизации деятельности религиозных организаций и смягчении государственной политики по отношению к ним в годы Великой Отечественной войны говорит еще один исторический факт, который произошел в 1944 г. в Буйнасе Дагестанской АССР. Здесь состоялось собрание мусульман Северного Кавказа, на котором присутствовали и делегаты из Уфы и Ташкента. В нем было принято решение: «Создать и утвердить Духовное управление мусульман Северного Кавказа и Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе»13.

Известное расширение деятельности религиозных общин и духовенства в годы войны стало возможным как вследствие инициативы самих верующих и возрождения религиозных чувств в обстановке чрезвычайных испытаний, так и в результате осознания высшим руководством страны необходимости некоторого раскрепощения духовных сил народа в целях мобилизации всех его ресурсов на нужды войны, на одержание победы над врагом.

Вопреки господствовавшим в советской историографии представлениям об отрицательном влиянии на народ «религиозных пережитков» религия всегда несла в себе нравственный заряд большой силы. Особенно это относится к таким трагическим периодам, каким была Великая Отечественная война 1941—1945 гг. В религии находили утешение и черпали силы для жизни и труда в тяжелейших условиях военного времени миллионы людей. Сострадание и милосердие, смирение и терпение, бескорыстная взаимоподдержка и взаимопомощь помогали выжить калекам и больным, вдовам и матерям, потерявшим на войне своих близких родственников.

Таким образом, в годы суровых испытаний Великой Отечественной войны деятельность религиозных организаций была направлена на внесение достойного вклада в общие усилия советского народа по всестороннему оказанию помощи фронту. Помимо своих непосредственных результатов, эта помощь способствовала укреплению боевого духа воинов-фронтовиков, повышению чувства ответственности за судьбу Родины и веры в Победу.

1 Постановление ВЦИКа и СНК РСФСР от 8. 04. 1929 г. «О религиозных объединениях» // Известия ВЦИК СССР и ВЦИК. 1929. 26, 27, 28 апреля.

2 Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994. С. 38.

3 Дорога к храму. История религиозных учреждений г. Уфы. Уфа, 1993. С. 9.

4 Известия. 1943. 3 марта.

5 Юнусова А .Б. Указ. раб. С. 54.

6 Аюпов P.C. Республика Башкортостан в годы Великой Отечественной войны. Уфа, 1994. С. 175.

7 ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 24. Д. 43. Л. 189.

8 Там же. Л. 189-190.

9 Отечественная история. 1995. № 3. С. 76.

10 Дорога к храму. С. 19.

11 Там же. С. 32.

13 Великой Победе - 60 лет. Уфа, 2005. С.68.

Ядкяр. 2008. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.