ВКЛАД НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ
В. Касарова, Р. Димитрова
Вступление. Доступ к необходимой информации и знаниям, а также мотивация и навыки использовать эту информацию разумным образом стали в XXI в. ключом к повышению конкурентоспособности компаний и экономик, а также к совершенствованию и адаптации рабочей силы на европейском уровне. На сегодняшний день традиционное понимание конкурентного преимущества, такого как приобретение материальных активов (капитал, земля, сырье, технологии), не является единственным фактором успеха в бизнесе. В обществе, основанном на знаниях, будущее определяется способностями субъектов экономики, не зависимо от их размеров и отрасли, получать преимущества от имеющихся у них знаний. Таким образом, новые критерии экономического роста связаны с инновациями и образованием. Это, очевидно, требует сдвига стратегических приоритетов в сторону интеллектуального капитала компаний за счет более консервативного финансового капитала. В современной экономической литературе интеллектуальный капитал относится к материальным активам, базирующимся на знаниях, которые приносят пользу обществу. Согласно формулировке Т. Стюарта (Stewart, T.), интеллектуальный капитал представляет собой комбинацию патентов, навыков обработки и выполнения, технологий, опыта и информации о клиентах и поставщиках1. Похожие взгляды и у К. Бредли (Bradley, K.) и C. Альберта (Albert, S.)2. Они говорят, что знание и материальные активы стали полезным источником создания конкурентного преимущества в бизнесе. Международная федерация бухгалтеров (IFAC) выделяет три компонента интеллектуального капитала3: человеческий, клиентский и организационный капитал. Таким образом, была получена классификация структуры интеллектуального капитала, которая была разработана и применена на практике шведской страховой компанией "Skandia" (Рис.
1 Stewart, TA “Интеллектуальные ресурсы”, издательство Fortune, июнь 3, 1991, стр. 42-60
2 Bradley, K., Albert, S., «Интеллектуальный капитал как база для новых условий, связанных с организациями и практикой управления», Серия заметок No. 15, Milton Keynes, Open University Business School, 1996
3 Измерение и управление интеллектуальным капиталом, IFAC, 1998
241
1). С 1995 г. она включила этот капитал в особые разделы своего годового финансового отчета1.
ФИНАНСОВЫЙ капитал
л
Человеческий капитал
капитал компании
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
X
структурный капитал
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Процессы
Инновации
Клиенты
Рис. 1. Структура интеллектуального капитала (основана на модели компании «Scandia» 2)
Структура интеллектуального капитала, разработанная компанией «Scandia», наиболее четко определяет компоненты и охватывает весь спектр нематериальных активов3. Человеческий капитал занима-
Георгиева Т. Интеллектуальный капитал компании. -http://im2.hit.bg/Text/Resources/8-13.pdf
2 Сила инноваций. Интеллектуальный капитал, дополнение к предварительному отчету компании «Scandia» за 1996 год.
http://www.skandia.eom/en/includes/documentlinks/annualreport1996/e9606Power.p df; Edvinsson, L., G. BrQnig, Aktiv Posten Wissens Kapital, Gabler
3 Нематериальные активы являются нефинансовыми активами. Некоторые из них входят в финансовые отчеты компании. В соответствии с болгарским законодательством (Стандарт бухгалтерского учета 38 «Нематериальные активы») такими активами являются: права на промышленную собственность (торговые марки, авторские права, включая права на программное обеспечение, торговое наименование, права на рубрики и публикации, лицензии и франшизы, патенты); права уступки, права на технологии, такие как рецепты, формулы, модели, проекты, прототипы, инструменты, матрицы, схемы и прочий «неосязаемый капитал»). В данный список, однако, не вошли ряд нематериальных активов (спрятанных ценностей), для которых нет места в финансовых отчетах. Тем не менее, они вносят вклад в конкурентоспособность и успех организации. Например, в данную категорию входит лояльность клиентов, творческий подход и лояльность персонала, организационная культура, эффективность коммуникаций, ноу-хау управления и т.д.
242
ет в этой структуре важное место и представляется в виде комбинации знаний, навыков, образования, квалификации, опыта, привычек, способности к обучению и лояльности. Этот капитал характеризует человеческую сторону компании, которая также как и все остальные типы капитала, создается в результат вложения ресурсов. В контексте знаний, базирующихся на экономике, человеческий капитал становится основным источником роста и основным фактором конкурентоспособности.
Цель данного доклада в том, чтобы попытаться разобраться, какой вклад в ценность компании вносит человеческий капитал.
Непрерывное образование и человеческий капитал. В условиях быстрого развития технологий и постоянно меняющихся требований рынка труда, те, кто хочет быть конкурентоспособными и соответствовать реалиям современной жизни, не могут надеяться только на годы, проведенные в учебных заведениях. Они должны развиваться в течение жизни с помощью механизмов так называемого непрерывного образования, то есть постоянно (в течение жизни) приобретать новые знания и навыки, учиться, начиная с детского сада и до глубокой старости. Благодаря этим механизмам, традиционный диплом «на всю жизнь» постепенно теряет свою лидирующую роль. Его заменяют портфолио: электронное резюме, которое изменяется и дополняется с течением времени.
Непрерывное образование является механизмом для формирования и развития человеческого капитала в контексте конкурентоспособности и получения людьми рабочих мест, социальной сплоченности, активной гражданской позиции и профессионального развития, потому что: (а) оно начинается в раннем детстве, продолжается в период обучения в школе и дополнительного обучения, может продолжаться в годы получения высшего образования, а также при получении взрослыми профессионального образования; (б) к нему относится обучение в формальной системе образования (школы и университеты), неформальное образование (например, на работе) или неформальное дополнительное обучение (дома, либо с друзьями и коллегами); (в) оно предлагает «второй шанс» получить базовые навыки и новые возможности для обучения на специализированном уровне. Поэтому, если непрерывное образование - это действие, это человеческий капитал и это результат, напрямую влияющий на экономическую систему. Этот эффект, например, объясняет причину разрыва между балансовой стоимостью компании и ее рыночной стоимостью. Если в 1980 г. капитализация рынка превысила балансо-
243
вую стоимость компаний на 25 %, то сейчас она достигает превышения в 300 %1. По данным агентства Блумберг, рыночная стоимость американских и европейских банков превышает их балансовую стоимость в 2,5-3,5 раза2. Другими словами, знание экономики, человеческий капитал напрямую и непрерывное образование косвенно создают добавленную стоимость, которая требует выбора подходящих количественных показателей для измерения капитала знаний в компаниях, а также вклада знаний в эффективное функционирование компании. Это является необходимостью, поскольку, как заметил П. Друкер (Drucker, P.), «самым важным вкладом менеджмента в XX в. был рост производительности труда рабочих, а в XXI в. наиболее важным вкладом станет увеличение эффективности знаний и вовлеченных сотрудников»3.
Оценка вклада человеческого капитала в эффективность компании. Практически, такие стандартные инструменты оценки эффективности бизнеса, как прибыль до уплаты налогов (EBT), окупаемость инвестиций (ROI), прибыль на одну акцию (EPS) и прочие, не дают инвесторам и менеджерам достаточно ясной картины для оценки реального потенциала компании в контексте ее стратегического развития. Согласно Б. Мильнеру (Milner, B.)4, продолжающиеся в экономике процессы показывают, что капитал в традиционных формах нематериальных активов и финансового капитала постепенно перестает быть основным критерием экономической эффективности и основой для оценки стоимости компании. Причина кроется в растущей роли интеллектуальных активов, как источника конкурентоспособности. Эти активы, в соответствии с утверждением Р. Каплан (Kaplan, R.) и Д. Нортон (Norton, D.), трудно имитировать конкурентам, поэтому они и являются мощным источником конкурентного преимущества5. Этот тезис поддерживает В. Баффет (Buffett, W.)6. Он говорит о том, что поскольку инвесторы платят за акции компании, они получают больше, чем ис-
1 Ballow J., Burgman R., Roos G., Molnar R. «Новая парадигма для управления акционерной стоимостью» 2004
2Цитата Солдатовой Е.В. Интеллектуальный капитал как стратегический фактор стоимости коммерческого банка -
http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=65
3 Drucker. P. Калифорнийский обзор по менеджменту, 1999, vol. 41, No.2
4 Мильнер Б. З. Управление знаниями. М. ИНФРА-М, 2003, с. 9
5 Kaplan. R., Norton, D., Измерение стратегической готовности нематериальных активов, Harvard business review February, 2004, p. 52-63
6 Баффет, У., Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями, Альпина Бизнес Букс, Москва, 2005
244
точник дохода, а конкретно они получают возможность участвовать в растущем долгосрочном потенциале по созданию стоимости, основанной на интеллектуальном капитале. Подходящее количественное измерение стоимости компании с учетом интеллектуального капитала -это коэффициент VAIC TM - прирост стоимости интеллектуального капитала1. Такой расчет обеспечивает единую основу для сравнения компаний, работающих в разных экономиках и экономических отраслях, и использует данные из финансовых отчетов. Основанная идея данного индикатора в том, что успешное создание стоимости компании основано на коэффициенте эффективного использования интеллектуального капитала2, или:
VAIC TM = ICE + CEE
где: ICE - коэффициент эффективности интеллектуального капитала; CEE - коэффициент эффективности используемого капитала.
Данная модель рассматривает ICE, как сумму составляющих его элементов: Коэффициент эффективности человеческого капитала (HCE) и Коэффициент эффективности структурного капитала (SCE): ICE = HCE + SCE. Особенным здесь является то, что человеческий капитал является ключевым ресурсом для получения добавленной стоимости в компании и рассматривается как инвестиции, а не как затраты. Эффективность человеческого капитала рассчитывается следующим образом:
HCE = VA / HC
где: VA - добавленная стоимость; HC - человеческий капитал, рассчитанный как затраты, связанные с оплатой труда персонала в компании.
Если заданные величины меньше 1, то компания не создает достаточно добавленной стоимости для того, чтобы выполнить свои обязательства перед сотрудниками. Оптимальное значение HCE - выше 2,5, что является показателем высокой эффективности организации. Такие значения обычно встречаются в высокотехнологичных отраслях. Вторая составляющая интеллектуального капитала - коэффициент эффективности структурного капитала (SCE). Эта величина рассчитывается с помощью следующей формулы:
SCE = SC / VA
где: SC - структурный капитал; VA - добавленная стоимость.
1 Измерение VAIC TM является торговой маркой "Центра интеллектуального капитала", Загреб
2 Pulic, A. - Интеллектуальный капитал - создание или разрешение стоимости?, Journal of Business Performance Management, vol.8, No.1, 2004
245
Структурный капитал можно рассчитать как разницу между добавленной стоимостью и человеческим капиталом, рассчитанным как затраты, связанные с оплатой труда персонала.
Поскольку интеллектуальный капитал работает в связке с физическим и финансовым капиталом, их роль нельзя игнорировать. Поэтому для того, чтобы получить полную информацию об эффективном использовании ресурсов компании необходимо учесть «коэффициент эффективности используемого капитала» (CEE):
CEE = VA / CE
где: VA - добавленная стоимость, а CE - используемый капитал.
Заключение. Коэффициент VAICTM может рассматриваться как первый шаг к определению вовлеченности интеллектуального, и в особенности человеческого капитала в формирование стоимости компании. Измерение носит скорее диагностический характер, и это требует его использование совместно с другими системами и моделями, используемыми для оценки интеллектуального капитала компании. Потенциальное использование VAICTM связано с его интеграцией в сбалансированную систему показателей (BSC), а также его совместное применение с коэффициентом Тобина и экономической добавленной стоимостью (EVA™). Наши последующие исследования компаний в Болгарии будут вестись в этом же направлении, особенно потому, что наша страна занимает одно из последних мест по показателю непрерывного образования1.
Список литературы
Ballow J., Burgman R., Roos G., Molnar R. A New Paradigm for Managing Shareholder Value. 2004
Bradley, K., Albert, S, Intellectual Capital as the Foundation for New Conditions relating to Organizations and Management Practices, Working Paper Series No. 15, Milton Keynes, Open University Business School, 1996
Drucker. P. California management review, 1999, vol. 41, No.2
Kaplan. R., Norton, D., Measuring the strategic readiness of intangible assets, Harvard business review February, 2004, p. 52-63
Measurment and management of intellectual capital, IFAC, 1998
1 В соответствии со статистическими данными в 2005 году в ЕС 10,2 % людей в возрасте от 25 до 64 лет участвовали в программах обучения, а в Болгарии этот показатель всего лишь 1,3 %.
246
Power of Innovation. Intellectual Capital, Supplement to Skandia's 1996 Interim Report.
http://www.skandia.com/en/includes/documentlinks/annualreport1996/ e9606Power.pdf; Edvinsson, L., G. Brunig, Aktiv Posten Wissens Kapital, Gabler
Pulic, A. - Intellectual capital - does it create or destroy value?, Journal of Business Performance Management, vol.8, No.1,2004 Stewart, T.A, "Brainpower", Fortune, June 3,1991, p. 42-60 Баффет,У., Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями, Альпина Бизнес Букс, Москва, 2005
Georgieva, T., intellectual capital of the company. -http://im2.hit.bg/Text/Resources/8-13.pdf
Мильнер Б. З. Управление знаниями. М. ИНФРА-М, 2003, с. Солдатова Е.В. Интеллектуальный капитал как стратегический фактор стоимости коммерческого банка -
http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=65
247