Научная статья на тему 'Вклад Н. В. Склифосовского в формирование современной системы высшего медицинского образования'

Вклад Н. В. Склифосовского в формирование современной системы высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СКЛИФОСОВСКИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / NIKOLAY SKLIFOSOVSKY / TEACHING ACTIVITY / EDUCATION / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вождаева И.В., Шлепотина Н.М.

Профессия врача является одной из самых сложных. Именно поэтому к качеству обучения в медицинском вузе предъявляются особые требования. Формирование современной системы высшего медицинского образования произошло не одномоментно. На ее развитие оказали влияние самые выдающиеся и талантливые ученые-медики, в том числе Н.В. Склифосовский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF N.V. SKLIFOSOVSKY IN FORMATION OF MODERN SYSTEM OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

The medical profession is one of the most difficult. That is why the quality of teaching in the medical school is strictly regulated. Formation of modern medical education system did not happened instantly. Development of this system was influenced by the most outstanding and talented medical researchers, including N.V. Sklifosovsky.

Текст научной работы на тему «Вклад Н. В. Склифосовского в формирование современной системы высшего медицинского образования»

УДК 61:37+617(092) ББК 74

ВКЛАД Н.В. СКЛИФОСОВСКОГО В ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. ВОЖДАЕВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинска, Россия

e-mail: gog-86@list.ru Н.М. ШЛЕПОТИНА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинска, Россия

e-mail: teremok99@yandex.ru

Аннотация

Профессия врача является одной из самых сложных. Именно поэтому к качеству обучения в медицинском вузе предъявляются особые требования. Формирование современной системы высшего медицинского образования произошло не одномоментно. На ее развитие оказали влияние самые выдающиеся и талантливые ученые-медики, в том числе Н.В. Склифосовский.

Ключевые слова: Николай Васильевич Склифосовский, педагогическая деятельность, образование, преемственность.

Актуальность. Профессия врача поистине уникальна. Формирование будущего врача как специалиста начинается еще на первом курсе и продолжается в течение всего периода обучения [7]. Совокупность современных тенденций в сфере высшего медицинского образования сводится к преобладанию практико-ориентированного подхода,

мотивации студентов к активной самостоятельной познавательной

деятельности, повышению интереса к научно-исследовательской работе уже с первого курса обучения, что способствует раннему формированию необходимых компетенций у будущего врача. Этому способствуют проведение научно-практических

конференций, учебно-методических

конкурсов, организация занятий в интерактивной форме, применение тренажеров и приспособлений для оттачивания необходимых навыков и умений [2, 8, 9, 10, 11]. Безусловно, формирование современной системы высшего медицинского образования произошло не одномоментно. Корни ее развития уходят далеко в прошлое, где непосредственное влияние на модернизацию обучения в высшей школе оказали самые выдающиеся и талантливые ученые-медики.

Одним из таких ученых стал Николай Васильевич Склифосовский. Он был истинным наставником для своих учеников, который своим примером вдохновлял и учил студентов всем азам медицины [4, 5]. Великолепно образованный, интеллигентный,

хорошо владеющий несколькими

иностранными языками, обладающий невероятным талантом и трудолюбием - он воспитал себя сам, часами проводя время в секционной за изучением анатомии, в библиотеке, а также обучаясь в клиниках Англии, Франции и Германии. Педагогическая деятельность Н.В. Склифосовского началась в 1870 году на кафедре хирургии в Киевском университете имени Святого Владимира, спустя одиннадцать лет после окончания медицинского факультета Московского государственного университета. За эти годы он приобрел высокий авторитет среди хирургов, защитил диссертацию на соискание степени доктора наук [1, 3, 5]. Позже Николай Васильевич продолжил свою педагогическую деятельность в императорской медико-хирургической академии в Петербурге, затем продолжил работать в факультетской хирургической клинике медицинского факультета Московского государственного университета [6]. В период с 1893 по 1900 годы Николай Васильевич возглавлял институт усовершенствования врачей в Петербурге, создание которого

способствовало повышению квалификации врачебных кадров со всей территории Российской империи [3, 5].

Имея большой жизненный и врачебный опыт, Н.В. Склифосовский больше, чем кто-либо другой, видел существующие пробелы в преподавании практических дисциплин. Под руководством Николая Васильевича были

разработаны новые подходы и принципы обучения будущих врачей в медицинских вузах России, преподавание клинической хирургии стало более наглядным. Студенты начали чаще посещать клинику, подолгу находились у постели больных, в перевязочной и операционной, работая даже в воскресные дни [1, 4, 5]. При планировании и реализации обучения в высшей школе Николай Васильевич предложил распределять весь объем учебной работы на теоретический и практический блоки, что во многом перекликается с принципами модульного обучения в наши дни. Особое внимание он уделял отработке практических навыков у студентов в операционной и перевязочной, что было призвано послужить основой для их будущей самостоятельной врачебной работы. Клиника Н.В. Склифосовского стала излюбленным местом для студентов, где они

находили всестороннюю помощь в освоении учебного материала, могли в любое время самостоятельно произвести перевязку своему больному, принять участие в клиническом обходе, заполнить дневник курации и ассистировать на проводимых операциях [4, 6]. Ни одна операция не обходилась без участия студентов, они становились настоящими участниками лечебно-диагностического процесса [1].

Педагогическую деятельность Н.В. Склифосовского нельзя недооценить. Приоритет практического направления обучения и его наглядность, воспитание студентов с позиций этики и деонтологии, приучение к труду - все это создает основу для формирования грамотных и

высококвалифицированных специалистов, полностью готовых к выполнению должностных обязанностей.

Список литературы

1. Гибадулин Н.В. К 175-летнему юбилею Н.В. Склифосовского / Н.В. Гибадулин // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. - 2011. - №4. - С. 115-116

2. Гизингер О.А. Повышение заинтересованности студентов-членов студенческого научного кружка в научно-исследовательской деятельности / О.А. Гизингер, М.В. Пешикова, Е.В. Колбина и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 34-37

3. Ермолов А.С. Н.В. Склифосовский (к 100-летию со дня смерти) / А.С. Ермолов, М.М. Абакумов, Т.Н. Богницкая // Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. - 2004. - №11. - С. 70-71

4. Крачун Г.П. Н.В. Склифосовский - выдающийся отечественный хирург, ученый-новатор, организатор высшего медицинского образования. К 175-летию со дня рождения /Г.П. Крачун //Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. - 2011. - №12. - С. 78-87

5. Крачун Г.П. Профессор Н.В. Склифосовский (1836-1904): истоки достижений на жизненном пути - в медицине, в развитии высшего медицинского образования в России /Г.П. Крачун // Современные проблемы науки и образования. -2013. - №1. - С. 1-19

6. Кузнецов А.В. Н.В. Склифосовский - выдающийся русский хирург, ученый и педагог (к 160-летию со дня рождения) / А.В. Кузнецов //Клиническая медицина. - 1996. - №3. - С. 81-83

7. Пешиков О.В. Мониторинг качества знаний студентов в медицинском вузе / О.В. Пешиков, А.Ю. Шаманова // Медицина и образование в Сибири. - 2010. - №3. - С. 3

8. Пешиков О.В. Тренажер для отработки хирургических навыков / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев, О.А. Невейцева // Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - Т. 10, №2. - С. 3-6

9. Пешикова М.В. Научно-исследовательская работа студентов как средство повышения качества обучения /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, А.Ю. Савочкина и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы II научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство "Челябинская государственная медицинская академия", 2011. - С. 87-89

10. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 93-95

11. Чукичев А.В. Игровой учебно-методический конкурс как способ учебной мотивации / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, Е.В. Тур и др. //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - Т. 10, №1. - С. 10-12

THE CONTRIBUTION OF N.V. SKLIFOSOVSKY IN FORMATION OF MODERN SYSTEM

OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

I.V. VOZHDAEVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia

e-mail: gog-86@list.ru N.M. SHLEPOTINA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: teremok99@yandex.ru

Abstract

The medical profession is one of the most difficult. That is why the quality of teaching in the medical school is strictly regulated. Formation of modern medical education system did not happened instantly. Development of this system was influenced by the most outstanding and talented medical researchers, including N.V. Sklifosovsky.

Keywords: Nikolay Sklifosovsky, teaching activity, education, continuity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.