Научная статья на тему 'ВКЛАД Н.Д. ЛЕВИТОВА В ПСИХОЛОГИЮ ХАРАКТЕРА'

ВКЛАД Н.Д. ЛЕВИТОВА В ПСИХОЛОГИЮ ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1641
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.Д. ЛЕВИТОВ / ПСИХОТЕХНИКА / ПСИХОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА / МЕТОДОЛОГИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ВОЛЯ / ЛИЧНОСТЬ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА / ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА / ПРОФПРИГОДНОСТЬ / ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / N.D. LEVITOV / PSYCHOTECHNIQUE / PSYCHOLOGY OF CHARACTER / METHODOLOGY / MENTAL STATES / TEMPERAMENT / ORIENTATION / WILL / PERSONALITY / CONDITIONS OF FORMATION OF CHARACTER / CHARACTER TYPOLOGY / PROFESSIONAL SUITABILITY / HISTORY OF PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хохлова Е.В., Белобрыкина О.А.

В статье обсуждается вклад Н.Д. Левитова в отечественную психологию характера. Показана специфика научного подхода ученого к исследованию проблем характерологии. Отмечается, что в этой области психологии Н.Д. Левитовым было проанализировано многообразие вариативного соотношения характера с различными компонентами структуры личности, представлена методология изучения характера, предложено ряд оригинальных типологий характера, обозначены факторы и условия, влияющие на его формирование. Обоснована востребованность исследований ученого в современной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.D. LEVITOV'S CONTRIBUTION TO PSYCHOLOGY OF CHARACTER

The article discusses the contribution of N.D. Levitov to Russian psychology of character. The specificity of the scientist's scientific approach to the study of characterology problems is shown. It is noted that in this area of psychology N.D. Levitov analyzed the diversity of the varied correlation of character with various components of the personality structure, presented a methodology for studying character, proposed a number of original typologies of character, identified factors and conditions that influence its formation. The relevance of the scientist's research in modern psychology is substantiated.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД Н.Д. ЛЕВИТОВА В ПСИХОЛОГИЮ ХАРАКТЕРА»

Психологические науки

УДК 159.99

ВКЛАД Н.Д. ЛЕВИТОВА В ПСИХОЛОГИЮ ХАРАКТЕРА

Е.В. Хохлова

Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия)

О.А. Белобрыкина

Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия) ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0407-6208

Аннотация. В статье обсуждается вклад Н.Д. Левитова в отечественную психологию характера. Показана специфика научного подхода ученого к исследованию проблем характерологии. Отмечается, что в этой области психологии Н.Д. Левитовым было проанализировано многообразие вариативного соотношения характера с различными компонентами структуры личности, представлена методология изучения характера, предложено ряд оригинальных типологий характера, обозначены факторы и условия, влияющие на его формирование. Обоснована востребованность исследований ученого в современной психологии.

Ключевые слова: Н.Д. Левитов, психотехника, психология характера, методология, психические состояния темперамент, направленность, воля, личность, условия формирования характера, типология характера, профпригодность, история психологии

UDC 159.99

N.D. LEVITOV'S CONTRIBUTION TO PSYCHOLOGY OF

CHARACTER

E.V. Khokhlova

Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)

O.A. Belobrykina

Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia) ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0407-6208

Abstract. The article discusses the contribution of N.D. Levitov to Russian psychology of character. The specificity of the scientist's scientific approach to the study of characterology problems is shown. It is noted that in this area of psychology N.D. Levitov analyzed the diversity of the varied correlation of character with various components of the personality structure, presented a methodology for studying character, proposed a number of original typologies of character, identified factors and conditions that influence its formation. The relevance of the scientist's research in modern psychology is substantiated.

Keywords: N.D. Levitov, psychotechnique, psychology of character, methodology, mental states, temperament, orientation, will, personality, conditions of formation of character, character typology, professional suitability, history of psychology

На протяжении всей истории развития человечества в каждый из периодов времени существовало большое количество талантливых учёных, посвятивших свою жизнь исследованиям и открытиям. Совершенствовались они в самых различных областях научного знания, не стала исключением и такая наука как психология. Несмотря на её молодой возраст, в рамках этой отрасли знания оставили значительный вклад многие исследователи психологических феноменов и закономерностей. Одним из них является советский психолог, доктор

педагогических наук, профессор кафедры психологии в МГПИ им. В.И. Ленина и Институте им. В.П. Потемкина, заведующий лабораторией психологии личности - Левитов Николай Дмитриевич.

Родился будущий ученый 17 апреля 1890 года в городе Раненбурге Рязанской губернии (ныне Липецкая область) в семье священника. Его жизнь отличалась особой насыщенностью в плане личностного развития. По окончанию обучения в Раненбургском духовном училище, а после и в Петербургской духовной академии, Н.Д. Левитов начал своё активное становление в качестве деятеля психологической науки в Петербургском психоневрологическом институте под руководством А.Ф. Лазурского. Во время первой мировой войны и в послевоенный период он посвятил себя педагогической деятельности - преподавал такие дисциплины как литература в Рязанской духовной семинарии до 1918 года, психология с логикой в Раненбургском институте народного образования до 1921 года [13].

Начиная с 1921 года Н.Д. Левитов жил и работал в Москве, где в этот же период был избран проректором Московского Института народного образования. С 1923 по 1936 г. работал сначала в лаборатории Центрального института труда, затем возглавлял лабораторию профконсультации Института охраны здоровья детей и подростков им. В.А.Обуха. В это же время ученый, благодаря знакомству с П.П. Блонским, вошел в число участников кружка психологов и педагогов, объединённых вокруг Н.К. Крупской, а в последующем стал членом Государственного учёного совета, председателем которого являлась Надежда Константиновна.

Основной профессиональный интерес ученого был сосредоточен на изучении психотехники, которая в российской психологии в период с 1927 по 1931 годы, как показано Н.Ю. Стоюхиной, находилась на пике своего развития [10]. В 1927-1928 годах он представлял российскую психотехнику на международных психотехнических съездах в Париже и в Утрехте. По этой проблематике в 1936 году Н.Д. Левитов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психотехника и профессиональная пригодность». В 1938 г. он встает во главе сначала лаборатории воли и характера, а затем лаборатории

психологии личности Института психологии АПН РСФСР. В период с 1946 по 1958 г. ученый являлся профессором кафедры психологии Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.

Последние 12 лет своей жизни Н.Д. Левитов, работая в Московском областном педагогическом институте имени Н.К. Крупской, посвятил психологии профессиональной деятельности [11; 13].

Обращаясь к анализу сферы интересов ученого, можно отметить, что она, как и его жизнь, была чрезвычайно разноплановой и многосторонней. На это указывают, в том числе и основные понятия, к рассмотрению которых наиболее часто обращался Н.Д. Левитов: личность, состояния, психологическая практика, трудовая (профессиональная) деятельность, педагогический труд, психотехника, профессиональная пригодность. Исследуя феноменологию личности, особое внимание ученый уделял характеру и профпригодности, проблема которых является одной из основных в психотехнике и рассматривалась им в тесной связи со способностями. Важно отметить, что по отношению к психологии базовая установка исследователя состояла в рассмотрении значимости психотехники именно как средства улучшения жизни людей.

По мнению Э.П. Утлика, вклад Н.Д. Левитова в психологическую науку достаточно высок [11]. И это не безосновательно, так как на основных положениях его теории психических состояний базировалось множество научных работ исследователей того периода историогенеза психологии. Многие современные исследователи из разных сфер гуманитарных отраслей науки также активно обращаются к его работам для обоснования каких-либо явлений с психологических позиций. Л.Н. Омельченко, в частности, подчеркивает значимость работ ученого в области изучения феноменологии психических состояний и указывает на их актуальность в настоящее время [7]. Так, К.Р. Сидоров, представляя результаты теоретического анализа категории «тревожность», использует определения тревоги и беспокойства, заданные Н.Д. Левитовым [9].

Рассматривая агрессию на основе подхода Н.Д. Левитова о

психических состояниях, О.М. Шабалин обозначает в ее структуре познавательный, эмоциональный и волевой компоненты [12]. В работе С.Н. Дубинина дается характеристика агрессивного поведения у детей и подростков как одной из форм девиантного поведения, в основу которой положены рассуждения Н.Д. Левитова о различии между агрессивным поведением животного и человека [5].

И.О. Авдеева, обсуждая проблему роли профессиографии в развитии профессионализма личности, опирается на схему психологического изучения профессий, предложенную Н.Д. Левитовым [1]. Т.П. Гольцева, рассматривая особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции, которые могут оказывать влияние на возникновение у них негативных психических состояний, дает характеристику утомлению как компоненту переживания, обозначая его стадии и причины возникновения, базируясь на сформулированных Н.Д. Левитовым положениях [4]. И.Е. Пиков, указывая на необходимость учета особенностей темперамента и характера человека в практике работы следственных органов, руководствовался предложенными Н.Л. Левитовым методами и источниками определения специфики характера субъекта деятельности [8].

В целом, изучению характерологии, включая процессы самоформирования характера, посвящено значительное количество работ Н.Д. Левитова.

Следует отметить, что в советской психологии, в силу определенных идеологических детерминант (господство функционализма, классовость в изучении психологической феноменологии, отнесение проблематики личности к компетенциям философии и литературы и т.п.) исследованию личности, в том числе и ее характера, долгое время не придавалось должного значения. Лишь в 40-х годах вопросы психологии личности стали входить в перечень ключевых проблем исследований отечественных психологов. Именно в этот период, в 1944 году Н.Д. Левитов защитил докторскую диссертацию на тему «Проблема характера в психологии». В последующие годы каких-либо основательных исследований психологии характера в СССР не осуществлялось, хотя интерес к психологии личности не ослабевал.

В это же время зарубежные психологи активно занимались изучением проблем личности, создавая разнообразные теории и концепции. По этому поводу Н.Д. Левитов писал, что далеко не все психологи зарубежных стран уделяют должное внимание теоретическим вопросам, многие из них, напротив, страдают «ползучим эмпиризмом» [6].

В работе «Психология характера», выдержавшей несколько переизданий с момента её первого опубликования в 1952 г., ученый осуществил попытку создания системы психологического учения о характере, включающей рассмотрение ряда основных проблем: сущность характера, структура и проявления характера, методы и источники его познания, индивидуальное и типическое в характере, формирование характера, соотношение характера с другими компонентами личности, а также с психическими процессами и состояниями и др.

Вышедшая в 1965 году книга Н.Д. Левитова «О психических состояниях человека», подготовленная им по материалам исследований учащихся старших классов, послужила основой для внесения некоторых новых идей по вопросу о внутренних закономерностях формирования характера. Как отмечал сам ученый, его направление и система работы оформлялись под влиянием консультаций и непосредственного общения с Б.М. Тепловым [6]. В отличие от других исследователей, Н.Д. Левитов считает неправомерными попытки трактовать темперамент как основу или компонент характера. Темперамент и характер, полагает ученый, это - разные стороны личности, хотя и находящиеся во взаимосвязи. Он считает ошибочной постановку в иерархическую связь характер, способности и темперамент. Концепция характера раскрывается автором как содержательный и общественно значимый компонент личности, однако он считал немаловажной и роль естественнонаучных основ характера. Указывая на это и основываясь на учении И.П. Павлова о ведущей роли нервной системы в организме, Н.Д. Левитов отмечал, что темперамент не является биологической предпосылкой характера и что у него имеются свои психологические черты. Под темпераментом он понимал основанную на свойствах ВНД сторону

личности, которая непосредственно выражается в эмоциональной возбудимости и в динамике психических процессов поведения. Поэтому, полагал ученый, допустимо включать в структуру личности лишь отдельные тенденции организма, например, инстинкты и/или примитивные влечения.

Рассматривая соотношение характера и личности, Н.Д. Левитов пришел к выводу, что эти понятия не тождественны, но при этом характер имеет далеко не второстепенное значение. Исследователь отмечал, что нельзя решать проблему характера, отталкиваясь лишь от его содержательной стороны, как чаще всего поступали представители буржуазной социальной психологии, в которой общественные условия рассматривались без учета движущих сил общественного развития. Николай Дмитриевич полагал, что форма и структура характера, безусловно, «тесно связаны с его содержанием, но нельзя игнорировать и другие его качества. Личность едина, но она имеет свои определенные компоненты, которые необходимо строго различать» [6, с. 17].

Чтобы устранить существующие недочеты и противоречия в методологии изучения характера, Н.Д. Левитов приходит к необходимости обозначения двух взаимно дополняющих определений характера. В широком смысле под характером он понимал «индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки» [6, с. 18]. В узком смысле, по отношению к психологическим особенностям человека, характер определялся им как «психический склад личности и человека, выраженный в ее направленности и воле» [6, с. 20]. При этом воля понималась ученым как сторона психической деятельности, которая отражает общественные потребности личности и выражается в целеустремленности, решимости или готовности достигнуть этой цели. Волевые процессы, полагал Н.Д. Левитов, могут принимать форму влечения, желания, хотения и намерения.

Направленность автор рассматривал как отношение человека к действительности, влияющее на его деятельность. Мировоззрение, задающее содержание направленности, представляется Н.Д. Левитовым в качестве основы характера. К формам направленности он относил:

внимательность, реактивность, впечатлительность, интересы, идеалы, чувства, страсти. Вместе с этим, ученый предложил классификацию черт направленности, в которой представлены основные сферы отношений в характерологическом плане: интеллектуальную, эмоциональную и волевую, часто сочетающиеся у одного и того же человека.

В работе «Психология характера» особое внимание ученым уделено характеру советского человека, его структуре и формированию. Автор определял такие волевые черты характера советского человека, как активность и энергия характера, организованность и стойкость. К основополагающим чертам направленности он относил коммунистическую идейность и принципиальность; советский патриотизм; отношение к труду как к основе жизни, показателю чести и достоинства человека; отношение к науке, искусству, природе, к себе, к другим людям и к коллективу. На основании данных эмпирических исследований направленности им были определены свойственные каждой из них черты характера: требовательность, целеустремленность, патриотизм, трудолюбие, скромность, самокритичность, самостоятельность и т.д. Примечательно, что ряд обозначенных ученым черт характера отражают присущую русскому человеку специфику «национального характера», представленную в работах Н.Я. Большуновой, посвященных проблеме характера и его развития в современных социокультурных условиях [2; 3].

В структуру характера Н.Д. Левитов включал такие составляющие как: определенность, цельность, сложность, оригинальность и динамичность. «В пределах каждой из них могут быть различные характеры в зависимости от направленности и воли (например, определенность характера - это наличие ясно выраженных черт характера, их отсутствие означает, что характер теряет свою определенность)» [6, с. 172]. Обозначая черты и проявления характера в их взаимосвязи, автор особо указывал, что это, хотя и не исчерпывает проблемы характера, но указывает на её существенные стороны. Он отмечал, что глубина и проницательность в характере человека проявляются в открытии его индивидуальных черт, которые образуют не формальный комплекс, а «органическое целое».

В динамике характера, по мысли ученого, должны раскрываться не только источники его формирования, процесс становления, но и перспективы, предвидение того, каким должен и может быть характер конкретного человека в соответствие с его воспитанием. В целом, при формировании характера все стороны личности находятся в постоянных изменениях. Структура характера динамична, черты характера при этом вступают в многообразную и изменчивую взаимосвязь, причем, даже самый устойчивый характер подвержен изменениям в зависимости от условий его формирования [6].

Особое внимание Н.Д. Левитов обращал на роль характера в развитии интеллекта и способностей. Им обозначен ряд факторов, оказывающих влияние на формирование характера: общественные условия, способствующие раскрытию всего богатства и многообразия характера; воспитание; внутренние закономерности (мыслительные процессы, направленность, воля и т.д.) и биологические условия (унаследование человеком здоровой физической организации или наличие патологий, и пр.).

Значительное внимание Николай Дмитриевич уделял соотношению психических процессов и состояний с характером. Он утверждал, что «не все индивидуальные различия в психических процессах имеют характерологическое значение» [6, с. 88]. Опираясь только на психические процессы, нельзя полноценно определить психологические черты личности, которые никогда не являются простой суммой индивидуальных особенностей психических процессов. Психическое состояние, по Н.Д. Левитову, характеризует психическую деятельность человека, выступая переменной характеристикой, вместе с этим, она, как и характер, выражает обобщенный взгляд на психическую деятельность, её целостность. Иногда состояние человека может быть показательной чертой характера (например, состояние готовности к труду - трудолюбие), а иногда человек может имитировать разные состояния для сокрытия определенных черт характера (например, состояние праздности - леность).

Также, по мнению ученого, характер - есть единство индивидуального и типического, при этом типическое представляет

собой наиболее показательное и для отдельного индивидуума, и для группы людей. К особенностям типического он относил: а) наличие в индивидуальном общих черт, что определяет типичность; б) типическое всегда находит индивидуальное выражение и существует в индивидуальном; в) типическое - характерное для группы; г) типическое - некое единство и целостность; д) типическое пластично, изменчиво, противоречиво. Существенно, что «единство индивидуального и типического в характере находит подтверждение при переходе к рассмотрению динамики характера, к условиям его формирования» [6, с. 277].

В отношении методологии ученый придерживается позиции о многообразии методов познания характера и отрицает возможность построения характерологии только на основе эксперимента. Он был сторонником использования совокупности методов: наблюдения, самонаблюдения, самоанализа, эксперимента, беседы, анкеты, анализа продуктов деятельности, но при этом указывал и на высокую диагностическую информативность свободного сочинения. При этом Н.Д. Левитов обозначал значимость соблюдения таких требований к методам познания характера, как точное протоколирование, надежность, объективность, валидность, использование субъективных данных. Под последними он понимал как высказывания самого человека, так и мнение окружающих о нем, причем в последующем субъективная информация должна быть проверена объективными методами, но без неё нельзя обойтись, т.к. человек обычно поступает, руководствуясь субъективным пониманием себя и других людей [6].

Чтобы изучить черту характера, её, как отмечал ученый, нужно сначала точно описать, проанализировать и объяснить как временное состояние, и только после этого можно ставить вопрос об условиях закрепления этого состояния, его устойчивости в структуре характера. К источникам познания характера он относил письма, дневники, мемуары, биографии, автобиографии, продукты творческий деятельности субъекта и пр.

С точки зрения исследователя, значимая роль в научном познании характера принадлежит образам художественной литературы,

анализ которых широко применялся в советской психологии личности наряду с биографическим методом и составлением характеристик, хотя только ими ограничиваться неправомерно, так как необходимо знание закономерностей, основанное на реальном жизненном материале [6].

Основываясь на эмпирических данных, Н.Д. Левитов предложил типологию характера, базирующуюся на показателях трудовой деятельности человека: пассивно воспринимающие и активно наблюдающие; детализирующие и обобщающие; скоростные и точностные; протоколирующие и интерпретирующие. Эти типы отражают психический склад человека и коррелируют с определенными чертами характера, например, «пассивно воспринимающие люди отличаются импульсивностью, склонностью к внушению, недостаточной вдумчивостью, а активно наблюдающие - инициативностью, самостоятельностью, планомерностью» [6, с. 89]. По мысли ученого, тесная связь обнаруживается между характером и воображением, и на этом основании он обосновал наличие некоторых характерологических типов: «фантазеры» и «трезвые» реалисты; фантазеры, имеющие чувство действительности и фантазеры, чье воображение «оторвано» от жизни; люди с пассивным и активным воображением и т.д.» [6, с. 95].

Важно отметить, что в формировании характера подрастающего поколения особенно важным Н.Д. Левитов считал рассмотрение возрастных характеристик учащихся в их совокупности с условиями воспитания, конкретными формами деятельности, с требованиями, предъявляемыми человеку на разных этапах его психического становления. Он также указывал на необходимость изучения того, как складывается индивидуальное своеобразие, характер индивида и как в этом характере появляются черты направленности и воли. В педагогическом процессе исследователь отмечал необходимость индивидуального подхода с учётом индивидуальности ученика, его характера, условий, в которых он складывался, биографии ребенка - на основе этих особенностей и должны подбираться воспитательные мероприятия [6].

Как отмечал сам Н.Д. Левитов, его работа не раскрывает полностью проблему характера, так как некоторые вопросы, к примеру, о

роли наследственности в формировании характера, о воспитании характера в процессе учебной работы, о самовоспитании, скорее только обозначены и для их полного разрешения требуются специальные исследования. Однако, в целом его научный труд открыл широкие перспективы для дальнейшего изучения психологии характера.

Подводя краткий итог, следует отметить, что исследования Н.Д. Левитова внесли значительный вклад в отечественную характерологию. В одной лишь этой области психологии ученый рассмотрел многообразие вариативного соотношения характера с различными компонентами структуры личности, представил методологию, обосновав многие свои утверждения данными исследований, предложил ряд оригинальных типологий характера, а также обозначил факторы и условия, влияющие на его формирование.

Литература

1. Авдеева И.О. Профессиография и её роль в развитии профессионализма // Общество: психология, социология, педагогика. 2013. № 2. С. 35 - 44.

2. Большунова Н.Я. Проблема характера: традиции и современность: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. 234 с.

3. Большунова Н.Я. Характер и его развитие в современных социокультурных условиях. Учебное пособие для студентов и магистрантов факультетов психологии. В 2-х ч. Ч.2. Новосибирск: Изд-во. НГПУ, 2013. 313 с.

4. Гольцева Т.П. Особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции, влияющие на возникновение негативных психических состояний // Вестник ТГПУ. 2012. 6 (121). С. 226 - 233.

5. Дубинин С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 5. С. 98 - 116.

6. Левитов Н.Д. Психология характера. М: Просвещение, 1969.

424 с.

7. Омельченко Л.Н. Семантика состояния в русском языке: психологический аспект // Вестник БГУ. 2014. № 10-1. С. 80 - 83.

8. Пиков И.Е. Учет особенностей темперамента и характера человека в процессе его допроса // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 133. С. 152 - 158.

9. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. № 2. С. 42 - 52.

10. Стоюхина Н.Ю. Психология воздействия в советской психотехнике: 1920-1930-е гг. Ярославль: Изд-во ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016. 429 с.

11. Утлик Э.П. Психология Н.Д. Левитова сегодня [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/psihologiya-n-d-levitova-segodnya (дата обращения: 29.03.2019).

12. Шабалин О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2. С. 33 - 35.

13. Шеляховская Н.К., Дашкевич Д.В. К 100-летию со дня рождения Н.Д.Левитова // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 134 - 137.

References

1. Avdeeva I.O. Professiografiya i eyo rol' v razvitii professionalizma // Obshchestvo: psihologiya, sociologiya, pedagogika. 2013. № 2. S. 35 - 44.

2. Bol'shunova N.Ya. Problema haraktera: tradicii i sovremennost': monografiya. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2011. 234 p.

3. Bol'shunova N.Ya. Harakter i ego razvitie v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Uchebnoe posobie dlya studentov i magistrantov

fakul'tetov psihologii. V 2-h ch. CH.2. Novosibirsk: Izd-vo. NGPU, 2013. 313 p.

4. Gol'ceva T.P. Osobennosti professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov policii, vliyayushchie na vozniknovenie negativnyh psihicheskih sostoyanij // Vestnik TGPU. 2012. 6 (121). Pp. 226 - 233.

5. Dubinin S.N. Agressivnoe povedenie u detej i podrostkov kak odna iz form deviantnogo povedeniya // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal.

2011. № 5. Pp. 98 - 116.

6. Levitov N.D. Psihologiya haraktera. M: Prosveshchenie, 1969.

424 p.

7. Ome'chenko L.N. Semantika sostoyaniya v russkom yazyke: psihologicheskij aspekt // Vestnik BGU. 2014. № 10-1. Pp. 80 - 83.

8. Pikov I.E. Uchet osobennostej temperamenta i haraktera cheloveka v processe ego doprosa // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2012. № 133. Pp. 152 - 158.

9. Sidorov K.R. Trevozhnost' kak psihologicheskij fenomen // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika». 2013. № 2. Pp. 42 - 52.

10. Stoyuhina N.Yu. Psihologiya vozdejstviya v sovetskoj psihotekhnike: 1920-1930-e gg. YAroslavl': Izd-vo YArGPU im. K.D. Ushinskogo, 2016. 429 p.

11. Utlik E.P. Psihologiya N.D. Levitova segodnya [Elektronnyj resurs] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-n-d-levitova-segodnya (data obrashcheniya: 29.03.2019).

12. Shabalin O.M. Agressivnost' kak kompleksnaya harakteristika individual'nosti // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2008. № 2. Pp. 33 - 35.

13. Shelyahovskaya N.K., Dashkevich D.V. K 100-letiyu so dnya

rozhdeniya N.D.Levitova // Voprosy psihologii. 1990. № 3. Pp. 134 - 137.

— • —

Сведения об авторах

Елена Валерьевна Хохлова, студентка 3 курса (специальность «Педагогика и психология девиантного поведения», специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения») факультета психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»; Российская Федерация, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28; e-mail: lele.sokolov@mail.ru

Ольга Альфонсасовна Белобрыкина, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Наставник НГПУ, действительный член Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», научный сотрудник НИЛ социально-психологических исследований НГПУ; Российская Федерация, Новосибирск, ул.

Вилюйская, 28; e-mail: olga.belobrykina@gmail.com

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.