"Oriental Art and Culture" Scientific-Methodical Journal - Issue 7 / 2021 ISSN 2181-063X
ВКЛАД МУЯССАР РАЗЗАКОВОЙ В УЗБЕКСКОЕ ОПЕРНОЕ
ИСКУССТВО
В.В. Николаенко РСМАЛ имени В.Успенского
Аннотация: В плеяде выдающихся мастеров узбекского вокального искусства почетное место занимает народная артистка Узбекистана и Каракалпакистана, заведующая кафедрой академического пения и оперной постановки, профессор Государственной консерватории Узбекистана Муяссар Раззакова. Обладая уникальным сопрано необыкновенной красоты, она на протяжении ряда лет покоряет слущателей своим изумительным искусством. Репертуар Раззаковой огромен и включает все ведущие партии сопрано в операх узбекских и зарубежных композиторов.
Ключевые слова: оперное искусство, вокальное искусство, академическое пение, сопрано
CONTRIBUTION OF MUYASSAR RAZAKOVA TO UZBEK OPERA
V.V.Nikolaenko RSMAL named after V.Uspensky
Abstract: People's Artist of Uzbekistan and Karakalpakstan, head of the department of academic singing and opera production, professor of the State Conservatory of Uzbekistan Muyassar Razzakova occupies an honorable place in the galaxy of outstanding masters of Uzbek vocal art. Possessing a unique soprano of extraordinary beauty, for a number of years she has been captivating listeners with her amazing art. Razzakova's repertoire is huge and includes all the leading sopranos in operas by Uzbek and foreign composers.
Keywords: operatic art, vocal art, academic singing, soprano
Примадонна узбекской оперной сцены Муяссар Раззакова удивительно харизматична, обладающая голосом слущателей кристально чистого тембра, буквально зачаровывает своим чудесным пением, артистическим благородством, необыкновенной женской красотой.
Когда Муяссар Раззакова выходит на сцену весь зал прикован к ней, а когда она начинает петь, слушатели восторгаются чудесной красотой её удивительного голоса. Природа одарила Муяссар Раззакову не только чудесным голосом, но и яркой внешностью, что немаловажно для актрисы. Она
- сильная волевая личность по натуре страстная и темпераментная, в то же время ей присущи утончённые лиричные эмоции, нежные чувства, проникновенность. Такой широкий диапазон эмоционально-психологической шкалы личности певицы явление уникальное и поистине необычайное.
Каждый образ, созданный Муяссар Раззаковой на сцене преломлен через личные ощущения и переживания. Публика очень чутко воспринимает игру артистки, высоко ценит искренность чувств, которыми так богата наша оперная дива. Психологически тонко воссоздаёт Муяссар Раззакова образ Дилором в одноименной опере М.Ашрафи. Её Дилором несравнима с другими, настолько эмоционально многогранно воплощает она образ своей героини. Певица мастерски владеет всеми секретами вокальной технологии, при этом она гибко интонирует узбекскую вокальную мелодику, ощущает все её нюансы, ладовые краски и оттенки, Образ Дилором -центральный в опере, к нему стягиваются все сюжетные линии развития. Основное в этой опере -богатый духовный мир героини, её драматическая судьба. С большой психологической тонкостью раскрывает Муяссар Раззакова тончайшие грани лирических чувств героини. Музыкальный образ Дилором даётся в развитии.
Муяссар Раззакова великолепна в зарубежных операх, блистательно исполнает партия Виолетты в «Травиате» Верди, Лючии в «Лючия де Ламмермур» Г.Доницетти, Марфы в «Царской невесте». Художественна Истинно ярко создан Муяссар Раззаковой образ Виолетты на основе тщательной и глубокой работы, осмысления противоречий личности героини, находяшеся в кругу противоречивы и неразрешенные нравственных и художественно-этических проблем. Совершенное владение искусством бельканто, потрясающая техника, поразительная и непревзойденная всегда восхищает в исполнении партии Виолетты. Присущие Муяссар Раззаковой артистические качества натуры, такие как обаяние, чарующее обояние, женственность покоряют.
Виолетта - натура необычная, непохожая на других, выделяющаяся среди окружающихся утонченным поэтичным обликом. Она обладает тонким, вкусом изысканным вкусом и как бы находится в стороне событий и живет в стороне своём особенном мире. Изящная и романтичная, она желает нравиться, ценит красивые вещи и богатства людей, которые могут обеспечить её этими вещами, но не хочет расставаться со многими мчтами. Её мечты просты и обычны, но им не суждено сбыться» [1, 134]
В этой характеристике образа, раскрытой Титом Гобби много качеств, которые близки исполнительской интерпретации Муяссар Раззаковой, обогатившей этот образ личным обаянием и многогранностью психологических оттенков, сумевшо найти свой подход к трактовке образа героини. Её Виолетта
обладает сильными волевыми качествами, ярко и себя в сценическом воплощении образа героини. В образе Виолетты Муяссар Раззаковой доминируют такие качества как лирическое, раскрывающие её нежность, теплоту души, одухотворенность и непосредственность чувств и легкость характера, виртуозность и блеск артистической натуры, а также благородство натуры, способность на самопожертвование во имя любви.
Характеризуя артистическое мастерство воплощения образа Виолетты, необходимо отметить безупречную точность интонации, ощущение тональности и лада, виртуозное бельканто, тембровое богатство красок голоса, блестящую колоратуру. Виолетта Муяссар Раззаковой постоянно в центре внимания сюжетные событийности и этому способствует мастерство и свобода сценического движения, редкостная пластичность, изящество и грациозность. Муяссар Раззакова мастерски раскрывает глубокую человечность образа Виолетты, её душевное богатство, драматизм образа, глубочайшую человеческую драму.
Певица индивидуально трактует образ Лючии в опере «Лючия де Ламмермур» Г.Доницетти. Это одна из сложнейших оперных партий и от исполнительницы главной роли требуется высочайшее мастерство бельканто, техническое совершенство исполнения виртуозных колоратур, которыми Муяссар Раззакова в совершенстве владеет. В технической виртуозности ей нет равных. В данной опере Муяссар Раззакова раскрывается не только как блистательная певица, но и как драматическая актриса. Могучий и страстный темперамент с огромной силою предстает в сцене безумия Лючии, где Муяссар Раззакова находит сильнодействующие сценические драматические приёмы интерпретации образа и органично сочетает их с виртуозными компонентами пения. Певица и драматическая актриса соединяются здесь воедино и создают потрясающий эффект. Певице удалось добиться идеально чистого интонирования и прозрачности звучания, где тщательно выверен каждый интонационный ход, и достигнуто ведения безупречное звуковедение. Как и Виолетта, Лючия является огромной творческой удачей Муяссар Раззаковой.
В создании образа Марфы в опере «Царская невеста» Муяссар Раззакова находит свой индивидуальный подход, создаст образ кристально чистый, полно света и радости, ощущения жизни, поэтичный и безмятежный по-детски наивные счастливый мир, в который неумолимо и властно вторгается жестокий голос судьбы, приведший к трагедии. Муяссар Раззакова очень тонко и драматически продуманно раскрывает развитие образа в его динамике. Образ Марфы в некотором роде близок Лючии, вместе с тем трактовка безумия героинь осуществлена певицею по-разному с учетом эпохи, ментальности и темперамента героинь, их частной жизни и судьбы. Певица нашла истинно
выразительные средства, созвучные каждой из этих героинь, их эмоциональному настроению, их смене в градациях широкой амплитуды чувств и переживаний.
Не перечесть всех ролей и партий, исполненных Муяссар Раззаковой на оперной сцене, не считая многочисленных выступлений артистки в программах концертных сценах, где она доставляет огромную эстетическую радость слушателям, где Муяссар Раззакова непревзойденно поёт узбекскую и зарубежную музыку. Её исполнение романса «Кашмирда» М.Ашрафи на стихи З.Фурката является эталоном, замечательным образцом вдохновенной интерпретации, глубоко понимая художественного содержания этого изумительно прекрасного сочинения.
Муяссар Кадыровна неутомимо ищет новые направления в исполнительском направления, уделяет немало времени, как руководитель кафедрой, так же научной и методической работе. Свой огромный исполнительский и педагогический опыт она обобщила в фундаментальном труде «Академик хонандаликка кириш» («Введение в академическое пение») в котором изложила свою творческую концепцию, основы вокального искусства на примере собственного опыта и практики мировой культуры [2]. Её творческие принципы сложились в процессе развития, устойчивые нормы, которые можно назвать академической вокальной школой Муяссар Раззаковой. Её личный накопленный опыт и результаты деятельности её учеников говорят сами за себя. Несомненно, что исторический путь, пройденный узбекской академической вокальной школой достиг высоких качественных показателей и успехов благодаря вкладу, который внесла и продолжает вносить замечательная и непревзойденная Муяссар Раззакова гордость узбекской вокальной культуры.
Оперно-исполнительская культура в процессе исторического развития и научно-объективных данных выработала закономерности наиболее рационального использования голоса, тесно связанные с жанровыми особенностями оперного искусства [3]. Это положение, сформулированное исследователем узбекского оперного искусства Тамиллой Юлдашбаевой, как обязательное требование последовательного развития национальной школы, оперного искусство является одним из важных эстетических принципов творческой деятельности Муяссар Раззаковой, находящаяся сегодня в расцвете творческих сил и таланта. Артистическая деятельность Муяссар Раззаковой неотделима от ГАБТа имени Алишера Навои, концертной сцены и Государственной консерватории Узбекистана является примером для молодого поколения, узбекских вокалистов настойчиво овладевающих знаниями, умениями и навыками оперного искусства, смело восходящими на Олимп
славы и способствующим процветанию национальной культуры, укреплению её в мировом сообществе.
Использованная литература
1. Гобби Т. Мир итальянской оперы-М.,1989
2. Раззокова М. Академик хонандаликга кириш-Т.,2015
3. ЮлдашбаеваТ. Мастера узбекской оперной сцены-Т., 1985