Научная статья на тему 'Вклад Лаоса в формирование трех сообществ АСЕАН'

Вклад Лаоса в формирование трех сообществ АСЕАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
733
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАОС / АСЕАН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО АСЕАН / СООБЩЕСТВО ПОЛИТИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ АСЕАН / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ СООБЩЕСТВО АСЕАН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕФОРМЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / LAOS / ASEAN / ASEAN ECONOMIC COMMUNITY / ASEAN POLITICAL-SECURITY COMMUNITY / ASEAN SOCIO-CULTURAL COMMUNITY / ECONOMIC DEVELOPMENT / REFORM / COOPERATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сенгпхалкхан Ватханувонг

В статье рассматривается процесс формирования трех сообществ АСЕАН в Лаосе. Основное внимание уделяется процессу экономической интеграции, показаны успехи на пути создания зоны свободной торговли Лаоса со странами АСЕАН как важнейшего шага на пути укрепления экономического сообщества АСЕАН. Рассматривается комплекс мер правительства Лаоса по плавному вхождению в социально-культурное сообщество АСЕАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contribution of Laos to the formation of the three ASEAN Communityis

This article examines the process of the formation of the three pillars of the ASEAN Community in Laos. The author emphasises the process of economic integration and highlights real progress in the creation of the free trade zone between Laos and ASEAN countries as a key step in solidifying membership in the ASEAN Economic Community. The paper also considers the wide array of measures taken by the Laos government to ensure smooth entry into the ASEAN Socio-Cultural Community.

Текст научной работы на тему «Вклад Лаоса в формирование трех сообществ АСЕАН»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXVIII (№ 28, 2015)_

© Сенгпхалкхан Ватхануеонг

МИДЛНДР

ВКЛАД ЛАОСА в ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕХ СООБЩЕСТВ АСЕАН

8 августа 1997 г. Лаос стал членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Присоединение к этому региональному сообществу явилось логическим результатом политики обновления, провозглашенной руководством страны в 1986 г. с целью расширения сотрудничества с внешним миром на основе равноправия и взаимной выгоды в интересах национального развития1. Взяв курс на экономическую модернизацию страны, правительство Лаоса считает важным поддержание социальной и политической стабильности в регионе как необходимого условия процветания. Поэтому в ЛНДР высоко оценивают деятельность АСЕАН, направленную на строительство региона прочного мира, стабильности и устойчивого экономического роста, на создание эффективного механизма сотрудничества и координации действий стран ЮВА против давления глобализации, а также на выстраивание сбалансированных отношений с соседями, не входящими в эту группировку.

В 1997 г. лидеры стран ЮВА приняли концепцию «Видение АСЕАН-2020». В рамках реализации этого плана в 2003 г. главы государств-членов АСЕАН пришли к согласию о формировании к 2020 г. Сообщества АСЕАН (позднее срок его создания был сокращен до 2015 г.). Оно будет состоять из трех неразрывных частей:

- сообщества политики и безопасности, которое ставит перед собой задачу поддержания мира и безопасности в мире и регионе в целях создания наиболее благоприятных условий для национального развития. Причем, в Лаосе полагают, что интеграция в этой сфере предполагает, прежде всего, сближение позиций государств АСЕАН по актуальным международным вопросам, все более тесное сотрудничество в достижении общих целей, но ни в коей мере не предполагает унификации систем

государственного управления, политического строя в странах ассоциации;

- экономического сообщества, предполагающего формирование в ЮВА рынка и производственной базы для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и квалификационных кадров; превращение АСЕАН в регион высокой конкурентоспособности, эффективной защиты потребителей, защиты интеллектуальной собственности, развития инфраструктуры, в регион с упорядоченными пошлинными платежами, ведущий торговлю через сеть Интернет, осуществляющий курс на развитие экономики путем поощрения малых и средних предприятий, на сокращение разрыва в развитии между странами-членами, укрепление экономического сотрудничества с другими регионами, в частности, с диалоговыми партнерами АСЕАН;

- социально-культурного сообщества, призванного способствовать формированию мультикультурного пространства на основе взаимного уважения традиций каждого из народов, населяющих обширную территорию Юго-Восточной Азии, при соблюдении общечеловеческих ценностей. В результате, как ожидается, будет создан своеобразный имидж АСЕАН, отражающий всё многообразие культур народов региона2.

Присоединение к Экономическому сообществу АСЕАН отвечает общемировой тенденции интернационализации экономических связей, в то же время открывает перед Лаосом благоприятные возможности для национального развития3.

Помимо простого расширения рынка с 6 млн. человек до 600 млн. человек (даже до 3360 млн. человек, поскольку АСЕАН имеет соглашения о зонах свободной торговли с КНР, Японией, Кореей, Индией, а также Австралией и Новой Зеландией), приобщение к сообществу будет способствовать развитию тесных связей Лаоса с внешним миром и позволит привлечь иностранные инвестиции, увеличить туристический поток в страну. Это даст возможность оптимизировать экономическую базу страны и привести ее в соответствие с региональными стандартами, обеспечить конкурентоспособность выпускаемой в стране продукции за счет повышения качества производства. Кроме того, участие в различных программах АСЕАН создает

благоприятные условия для повышения профессионального уровня трудовых ресурсов в ЛНДР, обеспечивает получение доступа к новым научным и техническим разработкам. Наконец, население страны сможет приобретать товары более высо-

„4

кого качества по доступной конкурентной цене .

Вьентьян активно участвует в процессе формирования сообщества АСЕАН. На национальном уровне в целях подготовки к присоединению к сообществу ЛНДР последовательно и планомерно работает на пяти приоритетных направлениях, которые сформулированы в Постановлении Правительства ЛНДР № 04 от 3 апреля 2013 г.5

В этом важном документе перед государственными органами поставлены следующие задачи:

1. Способствовать популяризации Сообщества

В целях разъяснения целей создания Сообщества АСЕАН по каналам профильных министерств правительством ЛНДР была организована работа по распространению подробной информации о планах Ассоциации, организовывались семинары по тематике АСЕАН для чиновников в провинциях и в столице, а также для общественных организаций, предприятий частного сектора и образовательных учреждений. Кроме того, для этих целей были широко задействованы средства массовой информации.

2. Совершенствовать механизм и систему координации между профильными министерствами и местными властями

Министерство промышленности и торговли назначило ответственных сотрудников за экономическую интеграцию Лаоса в АСЕАН. Национальная Торгово-промышленная палата исполняет для делового сектора функции координационного центра по этой проблематике. Заинтересованные министерства также назначили сотрудников, ответственных за обеспечение эффективной координации. Страна находится также в процессе обновления сферы компетенции Национального комитета по координации экономической интеграции, которая будет согласована с планами участия Лаоса в экономическом сообществе АСЕАН.

3. Изучить потенциал Лаоса для производства товаров, продуктов и услуг, которые будут в состоянии конкурировать на рынке АСЕАН

Министерство промышленности и торговли в сотрудничестве с международными организациями провело исследование в области потенциальной экспортной продукции в страны АСЕАН, а также исследование в области доступа лаосских продуктов на рынки 6 диалоговых партнеров АСЕАН. В то же время министерство продолжит поиск возможных экспортных товаров, произведенных в северных, центральных и южных районах страны. Авторы исследования старались найти оптимальные условия для предпринимателей, позволяющие облегчить продвижение лаосских товаров на внешние рынки и разработать для них новые образцы конкурентоспособной продукции;

4. Совершенствовать законы и постановления, связанные с учреждением и деятельностью компаний, в целях повышения способности делового сектора увеличить производство конкурентоспособной продукции

Профильные министерства обновили соответствующие законы и постановления, чтобы они отвечали требованиям экономической интеграции страны в рамках АСЕАН.

5. Совершенствовать кадры профильных министерств и местных органов власти, чтобы гарантировать эффективное участие на всех уровнях в глобальных процессах экономической интеграции:

Министерство образования и спорта продолжает осуществлять вторую фазу национальной стратегии реформирования системы образования на 2009-2015 гг., главная цель которой совершенствование технического и профессионально-технического образования, включая расширение сети технических и профессиональных школ, развитие педагогического и высшего образования в соответствии с требованиями интеграции в этой области. Кроме того, Национальный университет Лаоса как часть ASEAN University Network (AUN) сосредоточил усилия на повышении качества образования, чтобы участвовать в схемах зачета оценок с университетами в АСЕАН и университетами других регионов в будущем.

Профильные министерства, ведомства и учебные центры также улучшили качество связанных с АСЕАН учебных планов профессионально-технического образования в различных областях, таких как гостиничное дело и туризм, развитие малых и средних предприятий (МСП) (включая организацию многочисленных консультативных центров развития МСП). Кроме того, центры международного сотрудничества регулярно проводят семинары, практикумы и другие мероприятия по профессиональному обучению населения основам бизнеса и содействию в организации семейных предприятий и других форм МСП6.

В целом Лаос успешно выполняет (в части его касающейся) планы формирования Сообщества АСЕАН.

В сфере политики и безопасности, Лаос, демонстрирующий на протяжении последних десятилетий внутриполитическую стабильность, вносит свой вклад в подержание мира в регионе. Страна играет позитивную роль на международной арене, в том числе в рамках АСЕАН, в решении таких важных вопросов, как борьба за права человека, борьба с международной преступностью, терроризмом и с торговлей людьми .

В области социально-культурного сотрудничества, Лаос уделяет серьезное внимание реставрации и сохранению исторических памятников, имеющих важное научное значение и вызывающих неизменный интерес у туристов со всего мира. Система образования, средства массовой информации страны ориентированы не только на воспитание у граждан (прежде всего, у молодежи) таких качеств, как любовь к родине, знание национальной культуры, языка, уважение религии и традиций, но и на распространение информации об истории, культуре и искусстве других народов ЮВА. Правительство Лаоса всячески содействует культурному обмену со странами-членами АСЕАН, организации семинаров и экскурсий и т.п. .

Активно работая в этом направлении, Лаос одновременно решает и свои внутренние проблемы, пытаясь ответить на возникающие вызовы в области прав человека, женского равноправия, воспитания детей и молодежи, распространения информационных технологий9.

В области экономического сотрудничества большое внимание уделяется привлечению инвестиций для организации

производства и улучшению качества продукции. В целях поощрения предпринимательства ведется активная работа по совершенствованию законотворчества и развитию экономической инфраструктуры. К настоящему времени в Лаосе приняты законы о защите прав потребителей и об охране интеллектуальной собственности, выпущен указ о стратегии по конкуренции, заключены двусторонние соглашения с рядом стран об освобождении двойного налогообложения и совершенствовании НДС. В целях развития людских ресурсов, расширения сотрудничества в области торговли, инвестиций и услуг со странами АСЕАН и диалоговыми партнерами, а также для приведения в соответствие с региональными обязательствами и международным законодательством Лаос внес коррективы в 90 законов, касающихся торговли, оказания услуг, интеллектуальной собственности10.

Примером эффективного сочетания интересов национального развития и интеграции в рамках АСЕАН может служить развитие инфраструктуры страны. ЛНДР инвестировала значительные средства в эту отрасль, благодаря чему, в частности, введены в эксплуатацию 8 национальных шоссе, обозначенных как «маршруты ASEAN Highway» (АН) и 4 аэропорта, получившие статус «аэропортов АСЕАН». В результате за последнее время отмечается рост числа предприятий, занимающихся бизнесом в области грузового и пассажирский транспорта, а также связанными с ним услугами. Мощный стимул получил гостиничный бизнес, заметно увеличилось количество отелей, небольших гостиниц, ресторанов и кафе, торгово-развлекательных комплексов и туристических фирм. Все это свидетельствует о том, что Лаос способен внести свой вклад в развитие региональной экономической интеграции, превратившись в страну - важного поставщика услуг, в частности, по линии наземного транспорта в регионе11.

Строительство Сообщества АСЕАН продолжится после объявления об учреждении Экономического сообщества АСЕАН 31 декабря 2015 г. В АСЕАН идет работа над концепцией формирования Сообщества АСЕАН после 2015 г. по всем трем упомянутым выше направлениям.

Лаос считает, что в период после 2015 г., Ассоциация должна предпринять активные усилия по дальнейшему расширению взаимодействия стран-членов ассоциации в целях превращения АСЕАН в регион свободного движения товаров, услуг, инвестиций, квалифицированной рабочей силы и капиталов. При этом первостепенное внимание должно уделяться сокращению разрыва в экономическом развитии между ее членами12.

Адаптация новых членов и выравнивание уровней развития в рамках АСЕАН на основе рыночной экономики является одной из самых главных задач, стоящих перед Ассоциацией. С целью ускоренного решения этих проблем главы государств АСЕАН еще на саммите 2000 г. приняли «Инициативу интеграции АСЕАН» (Initiative for ASEAN Integration), был создан специальный Фонд развития АСЕАН с добровольными вкладами государств и частного сектора. Через этот механизм экономически более развитые страны оказывают помощь тем, кто в ней особенно нуждается, мобилизуя ресурсы в целях выравнивания уровней развития стран-членов Ассоциации.

Со своей стороны правительство ЛНДР проводит активную работу, нацеленную, в частности, на поддержку и развитие торговли. Помимо снижения таможенных пошлин принимаются другие меры, направленные на либерализацию условий торговли, ликвидацию нетаможенных барьеров. Это, среди прочего, проработка административных регламентов, регулирующих торговую и производственную сферы, улучшение системы коммуникаций, включая создание транспортных артерий, упрощение таможенных процедур и обеспечение безопасности. В этом контексте также проводится работа по внедрению единых стандартов, что приведет к снижению непроизводственных затрат и позволит товарам, произведенным в различных районах страны, соответствовать требованиям АСЕАН13.

В рамках Зоны свободной торговли АСЕАН все страны-члены должны снизить и полностью обнулить налоговые пошлины. В отношении ЛНДР к настоящему времени таможенная пошлина сохраняется на 669 наименований товаров, предполагается введение нулевой таможенной пошлины к 2018 г. Помимо этого имеется отдельная группа важных стратегических то-

варов, таможенная пошлина на которые сохраняется в размере 0,5% (в первую очередь, это продукция, используемая в сельском хозяйстве - рис и зерновые, элитный скот, мальки для разведения рыбы и т.п.).

Из общего списка производственных товаров, включающего 9558 наименований (по классификации АСЕАН список AHTN), на 87 видов товаров, находящихся в постоянной списке, не предполагается введение нулевых таможенных пошлин (в этой группе товаров находятся слоновьи бивни, тигриные кости, оленьи рога, опий и химические наркотики, летальное оружие и другие запрещенные законом товары)14.

Важной составляющей частью развития экономики является открытие свободного рынка услуг, создающего значительное число рабочих мест. Свободный рынок услуг подразделяется на 12 основных направлений. 128 наименований услуг из числа охваченных ими должны быть освобождены от уплаты пошлин к концу 2015 г.15.

В настоящее время согласовано решение об освобождении пошлин по 9 основным направлениям, оно коснулось 92-х наименований, которые в ЛНДР уже соответствуют стандартам АСЕАН16.

Помимо этого ведутся переговоры о свободном предоставлении финансовых и банковских услуг (вопрос находится на рассмотрении Национального банка ЛНДР), а также о принципе «Единого открытого неба», который изучается Министерством транспорта ЛНДР.

Важным фактором экономического роста АСЕАН и сокращение разрыва в уровнях развития между ее членами, являются усилия по равному (соразмерному) экономическому развитию (equitable economic development) через содействие малым и средним предприятиям (МСП)17

Для Лаоса поддержка МСП чрезвычайно важна - на долю этих предприятий приходится 99,8% всего национального бизнеса. Содействие, в частности, касается улучшения делового климата, облегчения доступа к источникам финансирования, поддержки молодых предпринимателей, расширения предоставляемых услуг бизнесу, развития сотрудничества между МСП и крупным бизнесом, стимулирования притока иностран-

ных инвестиций, поддержки производства для повышения уровня качества и стандартов продукции и услуг МСП, помощь в обеспечении выхода на рынки и расширения рынков для МСП18.

Курс на поддержку МСП подразумевает создание для лаосских предприятий реальной возможности стать звеном глобальной производственной цепочки (global supply chain). В связи с этим правительство ЛНДР обращает особое внимание на оказание национальным МСП технической поддержки, предоставление им частичного финансирования. Вместе с тем, в Лаосе предпринимаются усилия для привлечения капитала международных организаций. Созданный в 2010 г. Фонд содействия и развития малых и средних предприятий получил 4 млн. долл. США от Азиатского банка развития и 12 млн. долл. от Всемирного банка. В рамках международной помощи осуществляется финансирование различных программ обучения и подготовки квалифицированной рабочей силы. На эти цели ежегодно выделяется до 300 тыс. долларов.

Наблюдается усиление экономической взаимозависимости АСЕАН с внешним миром через создание зон свободной торговли (ЗСТ) между Ассоциацией и диалоговыми партнерами при сохранении ведущей роли АСЕАН. В практическом плане, в отношениях стран-членов АСЕАН с ее партнерами определены различные сроки для снижения торговых пошлин. Что касается Лаоса, то по итогам переговоров достигнуты договоренности снизить ставки ввозных пошлин во взаимной торговле до нуля с КНР (с 2015 г.), с Индией и Южной Кореей (с 2018 г.), с Австралией и Новой Зеландией (с 2021 г.) и Японией (с 2026 г.). Одновременно введены послабления в отношении ряда видов товаров, отодвигающие снижение пошлин на период 2018-2026 гг. в зависимости от конкретной договоренности АСЕАН с каждым партнером19.

Интеграция в мировую экономику подразумевает расширение экономического сотрудничества АСЕАН с ее партнерами через создание крупных региональных ЗСТ, что ставит страны-члены АСЕАН (в т.ч. Лаос) перед необходимостью решения новых задач. В связи с обязательством Лаоса по открытию рынка с АСЕАН и с 6 внерегиональными партнерами прави-

тельству необходимо провести тщательную работу по выработке переговорной позиции - особенно в части перечня товаров и сроков перехода к свободной торговле. Снизив ставки ввозных пошлин и широко открыв сектор услуг для одних партнеров, довольно затруднительно объяснить, почему этого нельзя сделать для других. В этих условиях особое значение приобретает деятельность законодателей, от которых зависит эффективность интеграции и сотрудничества в рамках, например, Всеобщего регионального экономического партнерства (Regional Comprehensive Economic Partnership-RCEP)20.

Таким образом, формирование Экономического сообщества АСЕАН создает многообещающие возможности для ускорения национального развития, но чтобы в полной мере воспользоваться плодами интеграции лаосскому бизнесу и лаосскому производителю предстоит преодолеть немало сложных проблем.

Однако, как показала практика АСЕАН, ее участники имеют достаточно мощные стимулы для дальнейшего экономического развития. Эти факторы обеспечили жизнеспособность Ассоциации, стойкость и умение в преодолении возникающих проблем. Лаос, которому страны-члены АСЕАН оказали большую честь, предложив стать очередным председателем Ассоциации и хозяином Саммита АСЕАН в 2016 г. готов внести свой вклад в построение успешного и процветающего региона ЮВА.

1 Доклад г-на Тхонгнул Пхонгпхайлат, председателя Социально-культурного сообщества АСЕАН в Лаосе, Департамента АСЕАН на семинаре в провинции Аттапы. 26-27 декабря 2014 (на лаосском языке).

2 Там же.

3 Там же.

4 Доклад Национального Секретариата АСЕАН при министре иностранных дел Лаоса. 2014 (на лаосском языке).

5 Постановление ЦК НРПЛ. 15.02.2012. С. 3 (на лаосском языке); Guideline: opportunity and challenge of Lao PDR for AEC, ASEAN's Department, MOFA. 1 April 2013.

6 Доклад Национального Секретариата АСЕАН при министре иностранных дел Лаоса о подготовке различных областей к вхождению в Сообщество АСЕАН, в частности, в Экономическое сообщество. Вьентьян. 22.09.2014 (на лаосском языке).

7 Там же.

8 Доклад Национального секретариата АСЕАН при министре иностранных дел Лаоса. 2014 (на лаосском языке).

9 Там же.

10 Там же.

11 Translation of the message by H.E. Thongloun SISOULITH, Deputy Prime Minister, Ministry of Foreign Affairs of Lao PDR on the Occasion of the 47th Anniversary of the Founding of ASEAN and the 17th Anniversary of Lao PDR's Accession to ASEAN. 2014.

12 Там же.

13 Доклад Национального секретариата АСЕАН при министре иностранных дел Лаоса о подготовке различных областей к вхождению в Сообщество АСЕАН, в частности, в Экономическое сообщество. Вьентьян. 22.09.2014 (на лаосском языке).

14 Там же

15 Там же

16 Там же

17 Там же

18 Там же

19 Там же

20 Там же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.