ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Научная статья УДК 340.12 ГРНТИ 10.01.09 ВАК 5.1.1
ОСИ 10.35231/18136230 2023 2 8
"3
ОРЕ«/ПАССЕ!5
Вклад Л. И. Антоновой в науку теории и истории права
М. О. Акишин
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
В статье рассматривается научное наследие выдающегося российского теоретика права Л. И. Антоновой. Устанавливается, что она впервые в российской юридической науке разграничила понятия «нормотворчество», «правообразование» и «правотворчество», выделила в правотворческом процессе деятельность по подготовке законопроекта и собственно правотворческую деятельность компетентных государственных органов по принятию законов. Л. И. Антонова впервые в отечественной теории права разработала теорию локального правового регулирования, внесла большой вклад в разработку доктри-нальной основы создания правового государства в Российской Федерации. Ключевые слова: Л. И. Антонова, нормотворчество, правообразование, правотворчество, локальное правовое регулирование, правовое государство.
Для цитирования: Акишин М. О. Вклад Л. И. Антоновой в теорию права // Ленинградский юридический журнал. - 2023. -№ 2 (72). - С. 8-30. DOI 10.35231/18136230_2023_2_8
© Акишин М. О., 2023
THEORETICAL-HISTORICAL LEGAL SCIENCES
Original article UDC 340.12 CSCSTI 10.01.09 VAK 5.1.1
DOI 10.35231/18136230 2023 2 8
L. I. Antonova's Contribution to the Science of Theory and History of Law
Mikhail O. Akishin
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
The article examines the scientific legacy of the outstanding Russian legal theorist L. I. Antonova. It is established that for the first time in Russian legal science, she distinguished the concepts of "rule-making", "legal education" and "law-making", singled out in the law-making process the activity of preparing a bill and the actual law-making activity of the competent state bodies for the adoption of laws. L. I. Antonova for the first time in the domestic theory of law developed the theory of local legal regulation, made a great contribution to development of the doctrinal basis for the creation of a rule of law in the Russian Federation. Key words: L. I. Antonova, rulemaking, legal education, law-making, local legal regulation, the rule of law.
For citation: Akishin, M. O. (2023) Vklad L. I. Antonovoy v nauku teorii i istorii prava [L. I. Antonova's Contribution to the Theory of Law]. Leningradskij yuridicheskij zhurnal - Leningrad Legal Journal. No. 2 (72). Pp. 8-30. (In Russian). DOI 10.35231/18136230_2023_2_8
Введение
Вся жизнь Людмилы Ивановны Антоновой связана с юридической наукой и образованием. Кредо своей жизни, будучи уже авторитетным правоведом, она выразила словами: «Служение праву - святая обязанность юриста» [21, с. 73].
В 1961 г. Л. И. Антонова окончила юридический факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова (ныне - С.-Петербургский государственный университет). В 1964-1971 гг. занимала должность ответственного секретаря журнала «Правоведение». В 19711991 гг. работала в Высшей профсоюзной школе культуры (ныне - С.- Петербургский гуманитарный университет профсоюзов). В ЛГУ им. А. А. Жданова защитила кандидатскую (1965) и докторскую (1989) диссертации.
Л. И. Антонова стояла у истоков создания СевероЗападной академии государственной службы при Президенте РФ. В 1991 г. она была приглашена проректором в Политологический институт, который в том же году был преобразован в Северо-Западный кадровый центр, а в 1994 г. - в Северо-Западную академию государственной службы. Она вспоминала: «Академия создавалась как образовательное учреждение нового типа, призванное вести подготовку служащих государственного аппарата для обновленной России, которая ... провозгласила курс на утверждение в стране принципов правовой государственности» [21; с. 65-66].
После создания СЗАГС Л. И. Антонова заняла должность заведующей кафедрой частного права (позднее - кафедра гражданского и трудового права) и сыграла значительную роль в создании юридического факультета академии. Решая проблему подготовки преподавательских кадров для СЗГАС, Л. И. Антонова выступила инициатором создания Диссертационного совета К 502.007.01, председателем ко-
торого была свыше десяти лет. Затем в СЗГАС был создан еще один Диссертационный совет - Д 502.007.03, в котором она стала заместителем председателя. Под ее научным руководством было защищено более тридцати кандидатских и докторских диссертаций.
Вклад Л. И. Антоновой в развитие системы юридического образования России был отмечен присвоением ей почетных званий «Заслуженный юрист РФ» (2007), «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2007), «Почетный профессор СЗИУ РАНХиГС» (2018). Она была награждена медалями «Ветеран труда» и «В память 300-летия Санкт-Петербурга», почетным золотым знаком Северо-Западной академии государственной службы.
Л. И. Антонова внесла не менее значительный вклад в развитие юридической науки, чем в подготовку юристов. В течение всей своей жизни она занималась проблемами теории и истории правотворчества, стала одной из создательниц теории локального правового регулирования, в начале 2000-х гг. поставила проблему правовой ответственности государства перед частными лицами. Настоящая статья посвящена исследованию вклада Л. И. Антоновой в науку теории и истории государства и права.
Проблемы теории и истории правотворчества
В 1965 г. Л. И. Антонова под руководством А. И. Королева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Правотворческая деятельность высших органов государственной власти РСФСР в 1917-1922 гг. (организационно-правовые формы)» [3].
Прежде всего, Л. И. Антонова решила ряд дискуссионных теоретико-правовых проблем, связанных с правотворчеством. Развивая взгляды А. И. Королева, она разграничила понятия «нормотворчество» и «правотворчество». Придерживаясь теории диалектического материализма, она
доказывала, что «нормотворческая функция общества возникла еще в догосударственный период», а «.правотворчество появляется., когда вследствие раскола общества на антагонистические классы образуется государство» [1, с. 14]. Затем она различила понятия «правообразование» и «правотворчество»: «Правообразование охватывает весь процесс становления юридической нормы, который начинается с возникновения правовой мысли., включает в себя процесс формирования воли [господствующего] класса ... и завершается закреплением этой воли в нормативном акте. Термином правотворчество объединяется лишь комплекс мероприятий по возведению воли в закон». Также она выделяла «.понятие правотворчества в узком смысле как деятельность компетентных государственных органов по приданию предложенным законопроектам характера нормативных актов» [1, с. 17].
Наконец, Л. И. Антонова сформулировала позицию, согласно которой в правотворческом процессе следует «четко разграничивать деятельность по подготовке законопроекта и его предварительному обсуждению» и «правотворческую деятельность компетентных государственных органов по принятию законов» [4, с. 5].
На этой теоретико-правовой основе Л. И. Антонова провела историко-правовое исследование организационных форм правотворческой деятельности высших органов Советского государства в 1917-1922 гг. Она доказывала, что становление советских органов государственной власти и управления, «высокого качества советских законов» явилось результатом деятельности партии большевиков и личного участия В. И. Ленина [8, с. 51]. Она писала: «В. И. Ленин ориентировал правотворческие органы . на то, чтобы нормативные акты могли обеспечить достижение оптимальных результатов - как с точки зрения их политической направленности, экономической обуслов-
ленности, защиты интересов и гарантированности прав трудящихся, так и в отношении точности юридических формулировок, ясности и четкости языка» [8, с. 62].
Именно благодаря В. И. Ленину были сформированы правила правотворческой деятельности, в которых Л. И. Антоновой были выделены две группы. Правила первой группы устанавливали круг субъектов законодательной инициативы, определяли процедуру и основные стадии правотворческого процесса. Вторая регламентировала процедуру составления законопроектов. [8, с. 53].
Л. И. Антонова провела исследование компетенции правотворческих органов первых лет Советской власти - Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, ВЦИК, Совета Народных Комиссаров, Малого Совнаркома, Совета Труда и Обороны [5; 6]. Особое внимание она уделила организации работы по подготовке и предварительному рассмотрению законопроектов, роли в этой деятельности Отдела законодательных предположений и кодификации при Народном комиссариате юстиции РСФСР.
Л. И. Антонова установила, что принципами, «которыми руководствовался отдел законодательных предположений и кодификации, было соблюдение стабильности законодательства» [2, с. 118]. Она доказала, что большинство замечаний, «высказываемых Отделом по поводу представляемых на его рассмотрение законопроектов, касалось требований, предъявляемых к проекту с точки зрения законодательной техники: формы нормативного акта, структуры и логики его изложения, языка и стиля». Относительно юридического языка «„Отдел исходил ... из того, что законы Советской власти "должны быть понятны широким массам трудящихся, а не только замкнутой касте законоведов"» [2, с. 119].
На основе обширного корпуса историко-правовых источников, значительная часть из которых была впервые
введена в научный оборот в результате архивных разысканий, Л. И. Антонова провела исследование роли Отдела в подготовке проектов Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г., Кодекса законов о труде РСФСР 1918 г. и 1922 г., Земельного и Лесного кодексов РСФСР, Уголовного, Гражданского, Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов [19; с. 141-149].
В связи с изучением проблем правотворчества в первые годы Советской власти Л. И. Антонова провела исследование создания народных судов в 1917-1918 гг. Она доказывала, что, «возникая первоначально явочным порядком по инициативе революционного народа, эти суды воплощали в себе принципы социалистического судоустройства и судопроизводства», и заключала: «.к концу 1918 г. завершилось формирование единой системы революционных . судов, вставших на охрану завоеваний революции» [7; с. 85, 94].
Исследование Л. И. Антоновой, с одной стороны, основывалось на принципах объективности, историзма, всесторонности и комплексности, отличалось умелым владением методологией юридической науки; с другой - ею был привлечен обширный корпус историко-правовых источников. Несмотря на события середины 1980-х - начала 1990-х гг., которые привели к отказу от монополии марксистско-ленинской идеологии, исследование Л. И. Антоновой по истории правотворчества первых лет Советской власти сохранило не только научное значение, но и прикладную актуальность.
В условиях становления правовой системы Российской Федерации именно Л. И. Антонова сыграла значительную роль в обосновании преемственности и новаций между новой и советской правовыми системами. В 2008 г. она опубликовала статью, в которой провела исследование ко-
дификационных работ в 1920-х -1930-х гг. Подводя его итоги, она писала: «„давая ретроспективную оценку кодификационным работам, проводившимся в первые годы Советской власти, нельзя не отметить, что они, при всей их идеологической направленности, имели весьма высокий уровень организации. Юридическая техника их выполнения отличалась мастерством и совершенством, что особенно наглядно проявляется в сравнении с современным российским законодательством, которое отличается полным пренебрежением к ее требованиям» [19, с. 155].
Локальное правовое регулирование
Начало преподавания Л. И. Антоновой в Высшей школе профсоюзов совпало с Постановлением Президиума ВЦСПС от 9 февраля 1973 г. «О мерах по дальнейшему улучшению работы Высшей школы профсоюзов», что потребовало переработки учебной программы «Работа советских профсоюзов по контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда», действовавшей до 1973/74 уч. года.
Именно Л. И. Антонова обосновала положения о том, что профсоюзы не только выполняют контрольные функции, но и являются субъектами правотворчества. Отсюда ясно, что необходимо преподавать и основы трудового законодательства, и деятельность профсоюзов в сфере правотворчества. В результате была введена новая учебная программа, согласно которой обучающиеся изучали правовое положение профсоюзов, их полномочия по участию в создании общегосударственных нормативно-правовых актов и локальном правовом регулировании.
Эти новации были вынесены Л. И. Антоновой на всесоюзное обсуждение в статье, опубликованной в журнале «Правоведение». Она доказывала, что в программах по трудовому праву для юридических вузов, учебниках
и учебных пособиях необходимо рассматривать проблематику повышения «.роли локальных норм в правовом регулировании трудовых отношений, возрастание роли профсоюзов в нормировании труда на предприятиях». Она обращала внимание на то, что локальными нормами «.руководствуются судебные органы при рассмотрении трудовых споров, прокуратура в процессе осуществления общего надзора., работники юридических предприятий и учреждений, . наконец, работники юридических служб комитетов и советов профсоюзов» [12, с. 102].
Тема локального правового регулирования стала новым предметом научных исследований Л. И. Антоновой. В 19701980-е гг. ею был опубликован ряд работ по вопросам правового положения профсоюзов и их участия в правотворчестве и локальном правовом регулировании [9; 11; 14; 16], становлении и развитии коллективного договора как формы участия трудовых коллективов в правотворчестве [10; 13; 15]. Эти исследования стали основой для монографии «Локальное правовое регулирование» [17], которая получила положительные отзывы в ведущих научных журналах Союза ССР (Правоведение. - 1986. - № 5. - С. 92-93; Советское государство и право. - 1987. - № 8. - С. 149-151 и др.).
В 1989 г. Л. И. Антонова защитила докторскую диссертацию «Вопросы теории локального правового регулирования» [18]. Она указывала, что исследования коллективного договора начались в 1920-х гг. и возобновились после начала экономических реформ в середине 1960-х гг., когда в науках трудового, хозяйственного и колхозного права появляется понятие локальных правовых норм. Под влиянием этих исследований С. С. Алексеев в 1982 г. одним из первых в общей теории государства и права включил локальные нормы в классификацию правовых норм. Однако, как констатировала Л. И. Антонова, «.целостной картины состояния локального регулирования до сих пор нет» [18; с. 5-6].
Л. И. Антонова впервые в отечественной юридической науке сформулировала теорию локального регулирования как самостоятельного исследовательского направления в рамках общей теории государства и права. Актуальность темы исследования она обосновывала усилением значения локального регулирования в условиях перехода от административно-командных методов управления к политике хозяйственной самостоятельности предприятий, перевода их на хозрасчет и самофинансирование [18; с. 7-9].
Л. И. Антонова впервые в юридической науке предложила различать правовое воздействие на общественные отношения и правовое регулирование как целенаправленную деятельность, сориентированную на достижение конкретного результата, что позволяет преодолеть «„этатизм в трактовке правового регулирования» [18, с. 21].
Рассматривая место и роль локального регулирования в общей системе правового регулирования, она указывала на то, что его объективным основанием является близость к динамике общественных отношений; учет не только их специфики, «но и микросреды, в которой эти отношения развертываются»; усиление значения «обратных связей», которые позволяют оперативно вносить коррективы в ее систему [18, с. 22].
Л. И. Антонова дала следующее определение: «Локальное регулирование - это самостоятельная форма реализации законодательных актов, которая, в отличие от других форм, предполагает осуществление нормотворческих функций трудовыми коллективами и связана с принятием нормативных актов и заключением соглашений, содержащих локальные правовые нормы, которые регулируют внутриорганизационные отношения на предприятиях и в кооперативах» [18, с. 14].
При этом она констатировала взаимосвязь локального и общегосударственного правового регулирования
и выделила следующие формы взаимодействия государства с предприятиями: «1) признание правомочий самоуправляющихся коллективов на локальное правовое регулирование внутриорганизационных отношений; 2) ориентирование содержания локальных правовых норм; 3) установление процедуры разработки и принятия локальных норм; 4) обеспечение законности в процессе локального регулирования» [18, с. 23].
Пределы локального регулирования Л. И. Антонова определяла следующим образом: «Локальные нормы не могут ни отменять, ни изменять положения, зафиксированные в общегосударственных правовых актах. Однако способны развивать, дополнять, конкретизировать положения законодательных актов, углублять и создавать новые, дополнительные правовые гарантии для трудящихся» [18, с. 25-26]. При этом необходимо обеспечить законность локального регулирования, в т. ч. с помощью превентивных мер (прокурорский надзор, правовая и техническая инспекции труда и т. д.) [18, с. 29].
Л. И. Антонова выделила основные формы участия трудовых коллективов в издании локальных правовых актов. Прежде всего она выделяла прямое участие трудового коллектива путем принятия локальных правовых норм на общем собрании и опосредованное - путем обсуждения и принятия локальных правовых норм представительными органами трудового коллектива (конференцией или собранием уполномоченных). Она рассматривала также нормотворческую деятельность администрации предприятия. Наконец, «признается в качестве самостоятельной формы нормотворчество профсоюзных комитетов» [18; с. 32-33].
Л. И. Антонова дала определение локальной правовой норме - это норма права, «.принимаемая на основе закона непосредственно на предприятии (в кооперативе)
в пределах его специальной правоспособности самоуправляющимся коллективом (органами, его представляющими) в соответствии с его полномочиями, регулирующая внутриорганизационные отношения и действующая в пределах данного предприятия (кооператива)» [18, с. 34]. Формами выражения локальных норм являются локальные правовые акты и нормативные соглашения. Ответственность за нарушение локальных норм включает меры дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности [18, с. 36].
Исследования в сфере трудового права и права социального обеспечения Л. И. Антонова продолжила после проведения рыночных реформ, когда она уже работала в СЗАГС. Рыночные реформы привели к становлению и развитию частной собственности, что стало господствующим сегментом в экономике и привело к формированию новой правовой системы России.
Следует отметить ее статьи о Трудовом кодексе РФ. В них она констатировала, что «разработка проекта ТК велась в сложной идеологической обстановке». В Государственной Думе были обсуждены около 20 его проектов, но в итоге рассматривались только два: Совета Министров РФ, который был «составлен в расчете на регулирование трудовых отношений в условиях рынка», и Совета Федерации независимых профсоюзов, который был «ориентирован на сохранение завоеваний социализма в сфере труда». Эти проекты не получили необходимого для утверждения большинства голосов, и в результате «„почти механического [их] соединения» был разработан «„так называемый согласованный проект Трудового кодекса» [26, с. 170].
Л. И. Антонова отмечала множество ошибок юридической техники в Трудовом кодексе РФ [20; с. 81-82]. Сразу после его принятия, как она заметила, начался «процесс
"латания дыр", образовавшихся в результате соединения несоединимого». Только с февраля 2002 г. по июль 2015 г. было принято 84 федеральных закона, которыми в кодекс вносились изменения и дополнения [26, с. 171]. В результате Л. И. Антонова приходила к выводу о том, «что действующий Трудовой кодекс в силу присущих ему недостатков вряд ли может быть усовершенствован. Видимо, настало время заняться разработкой нового Трудового кодекса РФ» [20, с. 83].
Отдельную статью Л. И. Антонова посвятила пенсионному законодательству стран СНГ В ней констатировалось, что первоначально их пенсионное законодательство основывалось на советском принципе солидарности поколений. Однако в условиях становления рыночной экономики эта модель стала неэффективной и к 2018 г. уровень пенсионного обеспечения во всех странах СНГ перестал соответствовать минимальному международному стандарту размера пенсии на уровне 40 % утраченного дохода, установленного Конвенцией МОТ 1952 г. Более того, уровень пенсионного обеспечения «.не обеспечивает минимального физиологического прожиточного минимума» [34; с. 58-60].
В этих условиях в 2010-2018 гг. в странах СНГ началось реформирование пенсионного законодательства путем поэтапного повышения пенсионного возраста. Эти реформы позволили обеспечить некоторую стабилизацию финансового состояния пенсионных систем, но существенного влияния на уровень пенсионного обеспечения не оказали [34; с. 61-62]. Л. И. Антонова считала, что путем решения проблемы достижения странами СНГ минимального международного стандарта размера пенсии является переход к «принципу индивидуальной ответственности граждан за свое пенсионное благополучие», т. е. введение накопительных компонентов в пенсионную систему [34, с. 62].
Ответственность государства перед частными лицами
Становление правового социального государства в Российской Федерации требует доктринального обоснования. Л. И. Антоновой был внесен значительный научный вклад в решение этой проблемы. Прежде всего следует отметить ряд ее исследований, посвященных правотворческому процессу в Российской Федерации.
Л. И. Антонова приняла участие в обсуждении проектов федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» [28]. Первый проект этого закона был принят в первом чтении Государственной Думой 11 ноября 1996 г. и был снят с рассмотрения 12 мая 2004 г. В 2013 г. на всенародное обсуждение Правительством РФ был вынесен новый проект этого федерального закона. Л. И. Антонова поддержала этот проект, но в тоже время высказала ряд серьезных замечаний.
С темой правотворчества связана статья Л. И. Антоновой «О юридической природе законов о внесении поправок в Конституцию РФ» [25]. Автор исходит из положений о том, что Конституция РФ является учредительным законом государства. К законам о внесении изменений в Конституцию РФ относятся только федеральные конституционные законы, которыми устанавливается принятие в состав Российской Федерации и образование в ее составе нового субъекта, изменение конституционно-правового статуса субъекта федерации.
Как доказывала Л. И. Антонова, дополнения (внесение поправок) в главы 3-8 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ. Она выделила следующие особенности этих законов: во-первых, поправки рассчитаны на инкорпорирование в текст Конституции; во-вторых, процедура их разработки и принятия является более сложной, чем аналогичные процедуры для федеральных конституционных законов.
Отдельное исследование Л. И. Антонова посвятила юридической силе кодексов [29]. Она исходила из положения о том, что согласно Конституции РФ, в России существуют три вида федеральных законов: законы РФ о поправке к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы. Кодекс утверждается федеральным законом (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).
Однако, как отмечала Л. И. Антонова, в пределах соответствующей отрасли кодекс является основополагающим нормативно-правовым актом, нормам которого должны соответствовать нормы, относящиеся к данной отрасли и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации. Она доказывала, что «кодексы призваны играть роль своеобразной оси, вокруг которой должно формироваться все остальное законодательство отрасли, обеспечивая его целостность, стабильность и устойчивость». Отсюда, во-первых, недопустимо постоянное внесение новелл в кодексы, что ведет к нестабильности законодательства и, как следствие, - нестабильности в системе общественных отношений; во-вторых, норма о верховенстве кодекса в отраслевом законодательстве должна быть включена в Федеральный закон «О нормативных правовых актах в РФ» [29; с. 80-81].
Разрабатывая теорию правового государства, Л. И. Антонова внесла большой вклад в исследование проблемы ответственности государства перед личностью. Она доказывала, что «ответственность государства перед гражданами признавалась еще в римском праве». Однако «эпоха феодализма в Европе была ознаменована абсолютным подчинением всех подданных государству (государю), власть которого (dominium) фактически была частной властью монарха как верховного собственника в пределах своей территории ... Вопрос же об ответственности верховного правителя ... даже не возникал» [23; с. 266-277].
Только в Новое и Новейшее время изменился характер отношений между государством и гражданами, что привело к становлению ответственности государства перед личностью [23; с. 266-267]. В законодательстве стран Западной Европы в XIX в. ответственность государства, выступающего в качестве субъекта отношений частноправового характера, была общепризнанной. Со временем стали принимать законы, предусматривающие ответственность государства в публично-правовых отношениях [23, с. 269]. Параллельно совершенствовался судебный механизм защиты субъективных публичных прав, что привело к становлению конституционной и административной юстиции [23; с. 274-277].
Становление публично- и частно-правовой ответственности государства перед личностью в Российской Федерации произошло после закрепления в Конституции РФ доктрины правового государства. Л. И. Антонова посвятила специальное исследование судебному оспариванию норм объективного права как способу защиты субъективных прав. Она доказывала, что защита субъективных прав и оспаривание нормативных правовых актов в Российской Федерации осуществляется в процедурах конституционного или административного судопроизводства [33].
Конституционный суд РФ осуществляет конституционный нормоконтроль законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ [22; 33, с. 71]. На основе процедур административного судопроизводства суды общей юрисдикции рассматривают дела об оспаривании подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления [33, с. 71].
Рассмотрев обширную судебную практику по оспариванию нормативно-правовых актов, Л. И. Антонова сформулировала ряд предложений по ее совершенствованию. Она считала, что необходимо «.создать действенный механизм судебного контроля за исполнением решения суда, наделив соответствующими полномочиями службу судебных приставов»; «.возложить на правотворческий орган обязанность внести в правовое регулирование соответствующие изменения по результатам выявленного нарушения законности в процессе нормотворческой деятельности» и т. д. [33; с. 87-88]. Ряд специальных исследований Л. И. Антонова посвятила защите трудовых прав членов профсоюза и их законных интересов, защите прав потребителей в сфере ЖКХ и др. [30; 31; 32].
В 2012-2013 гг. Л. И. Антонова выступила ответственным редактором двухтомной коллективной монографии «Ответственность государства перед частными лицами» [24], в которой было проведено исследование комплекса материально- и процессуально-правовых вопросов, касающихся обязательств публичной власти перед личностью в условиях правового государства.
Заключение
Теоретико- и историко-правовые исследования Л. И. Антонова проводила в условиях сначала существенных трансформаций советской правовой системы, а затем - становления правовой системы Российской Федерации. Однако познания в общей теории права обеспечили ее трудам 1960-2010-х гг. как научную, так и прикладную актуальность.
В исследованиях о правотворчестве первых лет Советской власти Л. И. Антонова впервые разграничила понятия «нормотворчество», «правообразование» и «правотворчество», выделила в правотворческом процессе деятельность по подготовке законопроекта и собственно правотворче-
скую деятельность компетентных государственных органов по принятию законов. Такой подход является общепризнанным в современной теории государства и права. Проведенное ею историко-правовое исследование правотворчества в первые годы Советской власти сохраняет не только научную, но и прикладную актуальность.
Создание Л. И. Антоновой теории локального правового регулирования как особого направления исследований в общей теории права и отраслевых юридических науках является одним из выдающихся научных достижений. Дело в том, что локальное регулирование играет значительную роль в деятельности не только социалистических предприятий и организаций, но и частных предприятий в правовых социальных государствах континентальной Европы (ФРГ, стран Скандинавии и др.). При становлении правового социального государства в Российской Федерации теория локального правового регулирования сохраняет свою прикладную актуальность.
Л. И. Антонова внесла большой вклад в разработку доктринальной основы создания правового государства в Российской Федерации. Она провела глубокие теоретико-правовые исследования, в которых обосновала необходимость системности и стабильности действующего законодательства, соответствия его требованиям юридической техники, что позволит обеспечить его правовую определенность. Ею была поставлена проблема и проведены серьезные исследования в сфере юридической ответственности правового государства перед личностью.
Список литературы
1. Антонова Л. И. Некоторые вопросы теории правотворчества // Правоведение. - 1963. - № 3. - С. 14-22.
2. Антонова Л. И. Отдел законодательных предположений и кодификации народного комиссариата юстиции РСФСР и его роль в предварительном рассмотрении законопроектов, 1917-1922 гг. // Правоведение. - 1965. - № 1. - С. 111-119.
3. Антонова Л. И. Правотворческая деятельность высших органов государственной власти РСФСР в 1917-1922 гг.: Организационные формы: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. - Л., 1965. - 20 с.
4. Антонова Л. И. О стадиях правотворческого процесса в СССР // Правоведение. - 1966. - № 1. - С. 3-11.
5. Антонова Л. И. О всероссийских съездах Советов в 1917-1922 гг. // Правоведение. - 1967. - № 2. - С. 7-19.
6. Антонова Л. И. Организационные формы правотворческой деятельности Совета Народных Комиссаров, 1917-1922 гг. // Правоведение. - 1968. - № 3. -С. 96-105.
7. Антонова Л. И. Великая Октябрьская революция и создание народных судов, 1917-1918 гг. // Правоведение. - 1969. - № 3. - С. 85-94.
8. Антонова Л. И. В. И. Ленин об организационных формах правотворчества // Правоведение. - 1970. - № 2. - С. 51-62.
9. Антонова Л. И., Носач В. И. Правовые аспекты деятельности профсоюзов // Советское государство и право. - 1974. - № 11. - С. 145-147.
10. Антонова Л. И., Быкова С. Г. Коллективный договор на капиталистических предприятиях в первые годы НЭПа // Правоведение. - 1975. - № 2. - С. 89-100.
11. Антонова Л. И. Локальное нормотворчество в советском трудовом праве // Правоведение. - 1976. - № 5. - С. 47.
12. Антонова Л. И. О преподавании трудового права в высшей профсоюзной школе культуры // Правоведение. - 1976. - № 5. - С. 98-102.
13. Антонова Л. И. Участие трудового коллектива в правотворчестве на современном этапе // Общественно-политическая деятельность рабочего класса в условиях развитого социализма. - Л.: Изд. Ленингр. ун-та. (Рабочий класс СССР на современном этапе. Межвуз. сб. Вып. 7). - 1980.
14. Трудовой коллектив в политической системе развитого социализма (правовое исследование) / под ред. Л. И. Антоновой, Б. И. Кожохина. - Л.: ЛГУ, 1983. - 167 с.
15. Антонова Л. И., Быкова С. Г. В. И. Ленин о государственной дисциплине // Вопросы истории. - 1985. - № 6. - С. 84-94.
16. Антонова Л. И. Трудовой коллектив и первичная профсоюзная организация. - Л.: «Знание», 1986. - 15, [2] с.
17. Антонова Л. И. Локальное правовое регулирование: монография. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1986. - 152 с.
18. Антонова Л. И. Вопросы теории локального правового регулирования: Автореф. дисс. . докт. юрид. наук. - Л., 1988. - 39 с.
19. Антонова Л. И. Революционная кодификация законодательства РСФСР (1920-1930-е гг.) // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. - 2008. - № 4 (32). - С. 136-155.
20. Антонова Л. И. Необходимость совершенствования структуры Трудового кодекса Российской Федерации // Власть. - 2010. - № 6. - С. 80-83.
21. Антонова Л. И. Служение праву - святая обязанность юриста // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. - 2011. - № 4 (44). - С. 64-73.
22. Антонова Л. И. Нормативные правовые акты как объект конституционного контроля: понятие и система // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. - 2011. - Т. II. - Вып. 3. - С. 204-220.
23. Антонова Л. И. Правовое регулирование ответственности государства в деликтных правоотношениях: от становления концепции к ее практической реализации // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. - 2012. - Т.Ш. - № 1 (5). - С. 266-280.
24. Ответственность государства перед частными лицами (опыт комплексного исследования): монография в 2 т., 4 ч. / под ред. Л. И. Антоновой. - Т. 1-11. - СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2012-2013. - 840 + 474 с.
25. Антонова Л. И. О юридической природе законов о внесении поправок в Конституцию РФ // Управленческое консультирование. - 2014. - № 1 (61). -
С. 63-77.
26. Антонова Л. И., Калмыков О. П. Об изменениях в трудовом законодательстве // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. -2015. - Т. VI. - № 3 (20). - С. 170-182.
27. Антонова Л. И. Оспаривание профсоюзами нормативных правовых актов в суде // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2015. № 4 (56). - С. 113-124.
28. Антонова Л. И. К обсуждению проекта федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Управленческое консультирование. - 2015. - № 5(77). - С. 8-17; № 6 (78). - С. 8-15.
29. Антонова Л. И. О юридической силе кодексов Российской Федерации // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2015. -Т. VI. - № 3 (20). - С. 74-82.
30. Антонова Л. И. Оспаривание профсоюзами нормативных правовых актов в суде // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2015. - № 4 (56). - С. 113-124.
31. Антонова Л. И. Оспаривание нормативных правовых актов, нарушающих права органов местного самоуправления // Органы государственной власти
и местного самоуправления: традиции и современность (к 150-летию земской реформы в России). Материалы международной научно-практической конференции. - СПб., 2015. - С. 191-200.
32. Антонова Л. И. Судебное оспаривание нормативных правовых актов, затрагивающих права потребителей в сфере ЖКХ // Научные труды СевероЗападного института управления РАНХиГС. - 2016. - Т. VII. - № 4 ( 26). - С. 48-67.
33. Антонова Л. И. Судебное оспаривание норм объективного права как способ защиты субъективных прав // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2018. - Т. XIX. - № 1 (33). - С. 67-92.
34. Антонова Л. И., Орлова И. С. Пенсионное законодательство стран СНГ: проблемы, тенденции реформирования // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2018. - № 2 (24). - С. 58-63.
References
1. Antonova, L. I. (1963) Nekotorye voprosy teorii pravotvorchestva [Some questions of the theory of law-making]. Pravovedenie - Pravovedenie. No. 3. Pp. 14-22.
(In Russian).
2. Antonova, L. I. (1965) Otdel zakonodatel'nyh predpolozhenij i kodifikacii narodnogo komissariata yusticii RSFSR i ego rol' v predvaritel'nom rassmotrenii zakonoproektov, 1917-1922 gg. [Department of legislative assumptions and Codification of the People's Commissariat of Justice of the RSFSR and its role in the
preliminary consideration of bills, 1917-1922]. Pravovedenie - Pravovedenie. No. 1. Pp. 111-119. (In Russian).
3. Antonova, L. I. (1965) Pravotvorcheskaya deyatel'nost' vysshih organov gosudarstvennoj vlasti RSFSR v 1917-1922 gg. [Law-making activity of the supreme state authorities of the RSFSR in 1917-1922]: Organizacionnye formy: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. Leningrad. (In Russian).
4. Antonova, L. I. (1966) O stadiyah pravotvorcheskogo processa v SSSR [On the stages of the law-making process in the USSR]. Pravovedenie - Pravovedenie. No. 1. Pp. 3-11. (In Russian).
5. Antonova, L. I. (1967) O vserossijskih s"ezdah Sovetov v 1917-1922 gg. [About the All-Russian Congresses of Soviets in 1917-1922]. Pravovedenie - Pravovedenie. No. 2. Pp. 7-19. (In Russian).
6. Antonova, L. I. (1968) Organizacionnye formy pravotvorcheskoj deyatel'nosti Soveta Narodnyh Komissarov, 1917-1922 gg. [Organizational forms of law-making activity of the Council of People's Commissars, 1917-1922]. Pravovedenie -Pravovedenie. No. 3. Pp. 96-105. (In Russian).
7. Antonova, L. I. (1969) Velikaya Oktyabr'skaya revolyuciya i sozdanie narodnyh sudov, 1917-1918 gg. [The Great October Revolution and the creation of people's courts, 1917-1918]. Pravovedenie - Pravovedenie. No. 3. Pp. 85-94. (In Russian).
8. Antonova, L. I. (1970) V. I. Lenin ob organizacionnyh formah pravotvorchestva [Lenin on organizational forms of law-making]. Pravovedenie - Pravovedenie. No. 2. Pp. 51-62. (In Russian).
9. Antonova, L. I., Nosach, V. I. (1974) Pravovye aspekty deyatel'nosti profsoyuzov [Legal aspects of trade union activity]. Sovetskoe gosudarstvo i pravo - The Soviet State and law. No. 11. Pp. 145-147. (In Russian).
10. Antonova, L. I., Bykova, S. G. (1975) Kollektivnyj dogovor na kapitalisticheskih predpriyatiyah v pervye gody NEPa [Collective agreement at capitalist enterprises in the first years of the NEP]. Pravovedenie - Pravovedenie. No. 2. Pp. 89-100. (In Russian).
11. Antonova, L. I. (1976) Lokal'noe normotvorchestvo v sovetskom trudovom prave [Local rulemaking in Soviet labor law]. Pravovedenie - Pravovedenie. No. 5. P. 47.
(In Russian).
12. Antonova, L. I. (1976) O prepodavanii trudovogo prava v vysshej profsoyuznoj shkole kul'tury [On teaching labor law at the Higher Trade union School of Culture]. Pravovedenie - Pravovedenie. No. 5. Pp. 98-102. (In Russian).
13. Antonova, L. I. (1980) Uchastie trudovogo kollektiva v pravotvorchestve na sovremennom etape [Participation of the labor collective in law-making at the present stage]. Obshchestvenno-politicheskaya deyatel'nost' rabochego klassa v usloviyah razvitogo socializma. Rabochij klass SSSR na sovremennom etape [The working class of the USSR at the present stage]. Intercollegiate collection. Issue. 7. Leningrad: LSU. (In Russian).
14. Antonova, L. I., Kozhohin, B. I. (1983) (eds.) Trudovoj kollektiv vpoliticheskoj sisteme razvitogo socializma (pravovoe issledovanie) [Labor collective in the political system of developed socialism (legal research)]. Leningrad: LSU. (In Russian).
15. Antonova, L. I., Bykova, S. G. (1985) V. I. Lenin o gosudarstvennoj discipline [Lenin on state discipline]. Voprosy istorii. - Questions of History. No. 6. Pp. 84-94. (In Russian).
16. Antonova, L. I. (1986) Trudovoj kollektivi pervichnaya profsoyuznaya organizaciya [Labor collective and primary trade union organization]. Leningrad: Znanie. (In Russian).
17. Antonova, L. I. (1986) Lokal'noe pravovoe regulirovanie: monografiya [Local legal regulation: monograph]. Leningrad: LSU. (In Russian).
18. Antonova, L. I. (1988) Voprosy teorii lokal'nogo pravovogo regulirovaniya [Questions of the theory of local legal regulation]: Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. Leningrad. (In Russian).
19. Antonova, L. I. (2008) Revolyucionnaya kodifikaciya zakonodatel'stva RSFSR (1920-1930-e gg.) [Revolutionary codification of the legislation of the RSFSR (1920-1930s)]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. Aktual'nye problemy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya - Administrative consulting. Actual problems of state and municipal management. No. 4 (32). Pp. 136-155. (In Russian).
20. Antonova, L. I. (2010) Neobhodimost' sovershenstvovaniya struktury Trudovogo kodeksa Rossijskoj Federacii [The need to improve the structure of the Labor Code of the Russian Federation]. Vlast'- Power. No. 6. Pp. 80-83. (In Russian).
21. Antonova, L. I. (2011) Sluzhenie pravu - svyataya obyazannost' yurista [Service to law - the sacred duty of a lawyer]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. Aktual'nye problemy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya - Administrative consulting. Actual problems of state and municipal management. No. 4 (44).
Pp. 64-73. (In Russian).
22. Antonova, L. I. (2011) Normativnye pravovye akty kak ob"ekt konstitucionnogo kontrolya: ponyatie i Sistema [Normative legal acts as an object of constitutional control: concept and system]. Nauchnye trudy Severo-Zapadnoj akademii gosudarstvennoj sluzhby- Scientific works of the North-Western Academy of Public Service. Vol. II. Issue. 3. Pp. 204-220. (In Russian).
23. Antonova, L. I. (2012) Pravovoe regulirovanie otvetstvennosti gosudarstva v deliktnyh pravootnosheniyah: ot stanovleniya koncepcii k ee prakticheskoj realizacii [Legal regulation of state responsibility in tort legal relations: from the formation
of the concept to its practical implementation]. Nauchnye trudy Severo-Zapadnoj akademii gosudarstvennoj sluzhby - Scientific works of the North-Western Academy of Public Service. Vol. III. No. 1 (5). Pp. 266-280. (In Russian).
24. Antonova, L. I. (2012-2013) (ed.) Otvetstvennost' gosudarstva pered chastnymi licami (opyt kompleksnogo issledovaniya) [The responsibility of the state to individuals (the experience of a comprehensive study)]: monograph in 2 vols., 4 parts. Vol. I-II. St. Petersburg: RANEPA. (In Russian).
25. Antonova, L. I. (2014) O yuridicheskoj prirode zakonov o vnesenii popravok v Konstituciyu RF [On the legal nature of laws on amendments to the Constitution of the Russian Federation]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie - Administrative Consulting. No. 1 (61). Pp. 63-77. (In Russian).
26. Antonova, L. I., Kalmykov O. P. (2015) Ob izmeneniyah v trudovom zakonodatel'stve [On changes in labor legislation]. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANHiGS - Scientific works of the North-Western Academy of Public Service. Vol. VI. No. 3 (20). Pp. 170-182. (In Russian).
27. Antonova, L. I. (2015) Osparivanie profsoyuzami normativnyh pravovyh aktov v sude [Challenging trade unions of regulatory legal acts in court]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V. B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii -Scientific Letters of Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov. No. 4 (56). Pp. 113-124. (In Russian).
28. Antonova, L. I. (2015) K obsuzhdeniyu proekta federal'nogo zakona «O normativnyh pravovyh aktah v Rossijskoj Federacii» [To discuss the draft federal law "On regulatory legal acts in the Russian Federation"]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie - Administrative consulting. No. 5 (77). Pp. 8-17; No. 6 (78). Pp. 8-15. (In Russian).
29. Antonova, L. I. (2015) O yuridicheskoj sile kodeksov Rossijskoj Federacii
[On the legal force of the Codes of the Russian Federation]. Nauchnye trudySevero-Zapadnogo instituta upravleniya RANHiGS - Scientific works of the North-Western Academy of Public Service. Vol. VI. No. 3 (20). Pp. 74-82. (In Russian).
30. Antonova, L. I. (2015) Osparivanie profsoyuzami normativnyh pravovyh aktov v sude [Challenging by trade unions of normative legal acts in court]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V. B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii -Scientific Letters of Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov. No. 4 (56). Pp. 113-124. (In Russian).
31. Antonova, L. I. (2015) Osparivanie normativnyh pravovyh aktov, narushayushchih prava organov mestnogo samoupravleniya [Challenging normative legal acts that violate the rights of local self-government bodies]. Organy gosudarstvennoj vlasti
i mestnogo samoupravleniya: tradicii i sovremennost' (k 150-letiyu zemskoj reformy v Rossii). [State authorities of the Fatherland and local Self-government: traditions and Modernity (to the 150th anniversary of the Zemstvo reform Russia)]. Proceedings of the International Scientific Conference. Saint Petersburg. Pp. 191-200. (In Russian).
32. Antonova, L. I. (2016) Sudebnoe osparivanie normativnyh pravovyh aktov, zatragivayushchih prava potrebitelej v sfere ZHKKH [Judicial challenge of regulatory legal acts affecting the rights of consumers in the housing and communal services sector]. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANHiGS - Scientific papers of the Northwestern Institute of Management of the RANEPA. Vol. VII. No. 4 (26). Pp. 48-67. (In Russian).
33. Antonova, L. I. (2018) Sudebnoe osparivanie norm ob"ektivnogo prava kak sposob zashchity sub"ektivnyh prav [Judicial challenge of the norms of objective law as a way to protect subjective rights]. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANHiGS - Scientific papers of the Northwestern Institute of Management of the RANEPA. Vol. XIX. No. 1 (33). Pp. 67-92. (In Russian).
34. Antonova, L. I., Orlova, I. S. (2018) Pensionnoe zakonodatel'stvo stran SNG: problemy, tendencii reformirovaniya [Pension legislation of the CIS countries: problems, reform trends]. Evrazijskaya integraciya: ekonomika, pravo, politika -Eurasian Integration: Economics, Law, Politics. No. 2 (24). Pp. 58-63. (In Russian).
Об авторе
Акишин Михаил Олегович, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-00027363-4069, e-mail: [email protected]
About the author
Michael O. Akishin, Dr. Sci. (Hist.), Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 00000002-7363-4069, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 03.04.2023 Received: 03 April 2023 Принята к публикации: 05.05.2023 Accepted: 05 May 2023 Опубликована:30.06.2023 Published: 30 June 2023