Научная статья на тему 'ВКЛАД КУПЕЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКА И АЧИНСКА'

ВКЛАД КУПЕЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКА И АЧИНСКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУПЕЧЕСТВО / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЗДАНИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ЗАВЕДЕНИЙ / ИСТОРИКО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КРАСНОЯРСК / АЧИНСК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прислонова Дарья Валерьевна, Ситникова Елена Владимировна

Исследованы здания с исторической культурно-просветительской функцией, построенные при участии купеческого сословия, для выявления подлинного вклада купцов в формирование архитектурного окружения и культурной среды городов Красноярска и Ачинска. Актуальность работы определяется недостаточной изученностью данной темы, что является препятствием для установления целостной картины этапов историко-градостроительного развития рассматриваемых городов и раскрытия культурного кода региона. В современной действительности это приводит к обесцениванию значимости и утрате исторических зданий. Целью работы является выявление объектов культурно-просветительской инфраструктуры, возведенных по инициативе и на средства купечества, анализ их исторической и архитектурно-градостроительной ценностей. Статья разработана на основе материалов библиографического, историко-архивного и натурного исследований с использованием методов комплексного и системного анализа. В результате исследования научно подтверждается факт участия купечества в появлении целой группы зданий культурно-просветительских учреждений, представляющих значительную историко-культурную ценность в современной градостроительной ситуации. В свою очередь, это подтверждает основную гипотезу о влиянии купеческого сословия на формирование архитектурного облика городов Красноярска и Ачинска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MERCHANTS' CONTRIBUTION TO THE CULTURAL AND EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE OF KRASNOYARSK AND ACHINSK

The paper analyzes buildings with cultural and educational functions, built with the participation of merchants to identify their contribution to the architectural and cultural environment of the cities of Krasnoyarsk and Achinsk. Research is determined by the lack of study of this topic, which prevents the identification of stages of historical and urban development of these cities and the cultural code of the region. Today, this leads to a depreciation of the historical significance of buildings. The aim of this work is to identify the objects of cultural and educational infrastructure built on the initiative and at the expense of merchants. The analysis is given to their historical and architectural contributions. Research is based on bibliography, historical and archival documents, field study, and complex and systems analysis. The paper confirms the participation of merchants in the emergence of buildings of cultural and educational institutions, which are of significant historical and cultural value. This, in turn, proves the main hypothesis of the merchant class influence on the formation of the architectural style of Krasnoyarsk and Achinsk.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД КУПЕЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКА И АЧИНСКА»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.035 Б01: 10.31675/1607-1859-2022-24-2-9-23

Д.В. ПРИСЛОНОВА, Е.В. СИТНИКОВА,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

ВКЛАД КУПЕЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКА И АЧИНСКА

Исследованы здания с исторической культурно-просветительской функцией, построенные при участии купеческого сословия, для выявления подлинного вклада купцов в формирование архитектурного окружения и культурной среды городов Красноярска и Ачинска. Актуальность работы определяется недостаточной изученностью данной темы, что является препятствием для установления целостной картины этапов историко-градостроительного развития рассматриваемых городов и раскрытия культурного кода региона. В современной действительности это приводит к обесцениванию значимости и утрате исторических зданий.

Целью работы является выявление объектов культурно-просветительской инфраструктуры, возведенных по инициативе и на средства купечества, анализ их исторической и архитектурно-градостроительной ценностей. Статья разработана на основе материалов библиографического, историко-архивного и натурного исследований с использованием методов комплексного и системного анализа.

В результате исследования научно подтверждается факт участия купечества в появлении целой группы зданий культурно-просветительских учреждений, представляющих значительную историко-культурную ценность в современной градостроительной ситуации. В свою очередь, это подтверждает основную гипотезу о влиянии купеческого сословия на формирование архитектурного облика городов Красноярска и Ачинска.

Ключевые слова: купечество; архитектурное наследие; здания культурно-просветительских заведений; историко-градостроительная среда; Красноярск; Ачинск.

Для цитирования: Прислонова Д.В., Ситникова Е.В. Вклад купечества в формирование культурно-просветительской инфраструктуры городов Красноярска и Ачинска // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2022. Т. 24. № 2. С. 9-23. Б01: 10.31675/1607-1859-2022-24-2-9-23

© Прислонова Д.В., Ситникова Е.В., 2022

D.V. PRISLONOVA, E.V. SITNIKOVA,

Tomsk State University of Architecture and Building

MERCHANTS' CONTRIBUTION TO THE CULTURAL AND EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE OF KRASNOYARSK AND ACHINSK

The paper analyzes buildings with cultural and educational functions, built with the participation of merchants to identify their contribution to the architectural and cultural environment of the cities of Krasnoyarsk and Achinsk. Research is determined by the lack of study of this topic, which prevents the identification of stages of historical and urban development of these cities and the cultural code of the region. Today, this leads to a depreciation of the historical significance of buildings.

The aim of this work is to identify the objects of cultural and educational infrastructure built on the initiative and at the expense of merchants. The analysis is given to their historical and architectural contributions. Research is based on bibliography, historical and archival documents, field study, and complex and systems analysis.

The paper confirms the participation of merchants in the emergence of buildings of cultural and educational institutions, which are of significant historical and cultural value. This, in turn, proves the main hypothesis of the merchant class influence on the formation of the architectural style of Krasnoyarsk and Achinsk.

Keywords: merchants; architectural heritage; cultural and educational institutions; historical and urban environment; Krasnoyarsk; Achinsk.

For citation: Prislonova D.V., Sitnikova E.V. Vklad kupechestva v formirovanie kul'turno-prosvetitel'skoi infrastruktury gorodov Krasnoyarska i Achinska [Merchants' contribution to the cultural and educational infrastructure of Krasnoyarsk and Achinsk]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universi-teta - Journal of Construction and Architecture. 2022. V. 24. No. 2. Pp. 9-23. DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-2-9-23

Настоящая статья освещает одну из сторон научного исследования, выполняемого в рамках работы над кандидатской диссертацией, посвященной изучению архитектурного наследия городов Красноярского края, возведенного на средства местного купечества.

Изучением истории купечества и вклада, внесённого им в формирование архитектурного облика городов Западной Сибири, занимались многие историки, краеведы, архитекторы. Данной тематике посвящены монографии томских исследователей: «Сибирское купечество и формирование архитектурного облика г. Томска в XIX - начале ХХ в.», 2008 г. [1], «Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX века). Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Новоникола-евск», 2011 г. [2], «Формирование архитектурного облика городов Западной Сибири в XVII - начале XX в. и местное купечество (Тобольск, Тюмень, Томск, Тара, Омск, Каинск)», 2017 г. [3]. Роль отдельных представителей красноярского и ачинского купечества упоминается в трудах исследователей Красноярского края: «Иллюстрированная история Красноярья (XVI - начало XX века)», 2012 г. [5], «Во славу любезного Отечества. Семья Кузнецовых в истории Красноярска

и России», 2010 г. [7], «Градостроительство Сибири», 2011 г. [8], «Ачинск: градостроительная история», 1992 г. [4] и др.

Научная новизна данной работы заключается в выявлении зданий культурно-просветительского назначения в городах Красноярского края - Красноярске и Ачинске, возведённых на средства купечества, анализе их влияния на формирование архитектурного облика и значения в объёмно-планировочной структуре рассматриваемых городов.

Основная часть элиты в Енисейской губернии (ныне Красноярский край) в XVIII - начале ХХ в. формировалась из представителей гильдейского купечества. Это была небольшая доля населения наиболее крупных городов губернии и по своему общему количеству уступала численности в других губернских центрах дореволюционной Сибири, таких как Иркутск, Томск и Тюмень. Кроме того, положение купцов не отличалось социальной стабильностью, что приводило к частым изменениям в составе [6, с. 166]. Численность купцов первой гильдии в 1860-90-е гг. в Енисейской губернии варьировалась от 6 до 20 чел. К наиболее устойчивым в своем сословном положении принадлежали купеческие династии: Гадаловы, Кузнецовы, Баландины, Щегловы, Юдины, Даниловы [5, с. 194].

С ростом капиталов и повышением уровня влияния на развитие региона у купечества возрастает потребность в самоопределении и самовыражении особенной роли своего сословия в социально-культурной и политической жизни. Одним из возможных путей самореализации становится меценатство. Преимущественная часть купечества имела крестьянское или мещанское происхождение и отличалась религиозностью, что отчасти повлияло на формирование их специфической мировоззренческой парадигмы, выражающейся в том числе в стремление уменьшить культурно-образовательный и экономический разрыв между сословиями.

Важным направлением филантропии была культурно-просветительская сфера. В середине XIX - начале XX в. повышается общий интерес сибиряков к искусству, истории и археологии, краеведению и геологии. Данный фактор подтверждается личными интересами представителей купечества, а также их активным содействием талантливым деятелям искусства, ученым и исследователям. Понимая культурную отсталость региональных городов от европейской части России, купечество стремилось внедрить в городскую инфраструктуру и сделать общедоступным такие учреждения, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки, клубы. Здания, построенные на средства купцов, по сей день эксплуатируются согласно исторической функции. Объекты стали наиболее узнаваемыми архитектурными и культурными символами городов Красноярска и Ачинска.

В середине XIX в. в г. Красноярске зарождается интерес к театральному искусству. Первоначально горожане довольствовались гастролирующими труппами под руководством таких антрепренеров, как Иосиф Маркевич и Александр Xаритонович Ярославцев (Астапов) из г. Ярославля и другими [9, с. 350]. Постановки не отличались высоким качеством и не удовлетворяли желание местной интеллигенции смотреть пьесы, поставленные по классическим произведениям.

В январе 1873 г. купцы и почетные граждане Красноярска А.П. Кузнецов и И.С. Щеголев подали в городскую управу прошение об отводе места под строительство временного здания театра на Староострожной площади [7, с. 92]. Прошение было одобрено, площадь в дальнейшем было указано переименовать в Театральную, т. к. в будущем планировалось строительство постоянного здания театра.

В марте 1873 г. в городскую управу купцом А.П. Кузнецовым был представлен план местности, а также проект деревянного здания театра вместительностью до трехсот человек, и в скором времени было выдано разрешение на постройку. План здания и сметы на его постройку не сохранились. Известно только, что театр был построен на добровольные пожертвования, основными инвесторами выступили купцы А.П. Кузнецов и И.С. Щеголев. Общая сумма пожертвований составила 6785 руб. серебром [Там же, с. 92]. Распорядителями театра были назначены И.С. Щеголев, Зайцев, И. Данилов, А.П. Кузнецов и Рогожин, под их управлением театр находился до 1878 г., затем был принят в ведение города.

По сохранившимся иконографическим материалам можно судить об объёмно-пространственном решении и архитектурной композиции первого здания театра. Это было высокое одноэтажное деревянное здание на каменном цоколе с четырехколонным портиком, выступавшим на главном фасаде, и боковыми ризалитами (рис. 1). Предположительно, в результате более поздних реконструкций, вместо бокового ризалита устроен шестиколонный портик крыльца (рис. 2).

Рис. 1. Здание старого театра на Театральной площади в Красноярске. Конец XIX в. Автор съемки Н.А. Ставровский [23, д. 1387]

Рис. 2. Старый театр на Театральной площади в Красноярске. 1880-90-е гг. Автор съемки М.Б. Аксельрод [23, д. 3242/3]

Все работы производились под руководством енисейского губернского архитектора Г.Я. Судовского, после его смерти дело продолжил архитектор А.А. Лоссовский. Позднее гражданский инженер А.А. Фольбаум пристроил фойе и лестницы к зданию театра.

В 1887 г. в Красноярске создаётся Красноярское общество любителей драматического искусства, главной целью которого становится поддержка Красноярского городского театра. К концу XIX в. в обществе состояло 98 чел., среди которых были купцы: П.И. Гадалов, А.П. Кузнецов, И.Т. Савен-

ков и др. [5, с. 230]. С учреждением этой общественной организации здание театра переходит в ее распоряжение [17].

В октябре 1898 г., по невыясненным причинам, здание театра сгорело до основания. После трагедии от правления Красноярского общества любителей драматического искусства поступило обращение к городскому голове о размещении временного здания театра в бывшем холерном бараке с переносом его на Театральную площадь. Прошение было отклонено, однако поручено рассмотреть вопрос о строительстве каменного здания театра [18].

Новый проект здания Народного дома-театра, разработанный инженером Е.Н. Александровым, был представлен А.П. Кузнецовым на утверждение в Строительное отделение в июне 1900 г. (рис. 3) [11]. Выбрано новое место для строительства - участок по ул. Воскресенской (ныне пр. Мира). В феврале 1902 г. строительство завершилось, и новое здание театра было открыто для горожан (рис. 4).

& -<?г'тшк ш -f <f -f ~ <r «r <r es

Рис. 3. Чертежи фасадов Народного дома-театра. Автор инженер Е.Н. Александров. 1900 г. [11]

Капитал на строительство Народного дома сформировался из десяти тысяч страховых выплат за сгоревший театр, пятнадцати тысяч рублей, данных взаймы А.П. Кузнецовым, две тысячи пожертвовала супруга Кузнецова, и пять тысяч предполагалось собрать пожертвованиями [7, с. 93].

В первой половине ХХ в., в результате нескольких крупных реконструкций, подлинный исторический облик театра был утрачен. Первая реконструкция была выполнена после пожара, произошедшего в январе 1930 г. Для подготовки проекта по восстановлению пригласили красноярского архитектора В.А. Соколовского. Затем в 1946 г. был проведен конкурс на новый проект реконструкции театра, однако замысел не был осуществлён. Дошедший до настоящего времени облик здания имеет архитектурно-композиционное решение, приобретенное после реконструкции 1953 г. Автором проекта и руководителем авторского коллектива был академик архитектуры Геворг Кочар (рис. 5).

В 1889 г. в Красноярске был основан первый музей. Инициаторами и меценатами были супруги: купец 2-й гильдии И.А. Матвеев и Ю.П. Матвеева (дочь купца 1-й гильдии, мецената П.И. Кузнецова). Для открытия музея супруги пожертвовали 5000 руб. и организовали подписку среди родственников. Наиболее крупные средства внесли Е.П. Кузнецова, в размере 1000 руб., и А.П. Кузнецова, в размере 500 руб. Общая сумма пожертвований составила 7390 руб. [Там же, с. 86].

В период с 1889 по 1895 г. зданием музея являлся бывший жилой особняк купца М.А. Круковского (ныне ул. Каратанова, 11) на бывшей Старобазарной

площади (рис. 6). Здание жилого дома было построено в 1843 г. в стилистике классицизма купцом 3-й гильдии Матвеем Семеновичем Козьминым и является одним из первых каменных домов Красноярска. Объект сохранился и эксплуатируется по настоящее время, однако в результате реконструкции в начале 2000-х гг. исторический облик был искажен мансардной пристройкой.

Рис. 4. Красноярский городской театр в день Рис. 5. Фотоальбом «Красноярский край». Го-

выборщиков в I Государственную ду- род Красноярск. Театр им. А.С. Пуш-

му. 23 апреля 1906 г. Автор съемки кина и гостиница «Енисей». 1957 г.

Л.Ю. Вонаго [23, д. 1015] [24, д. 11114/24]

С 1895 по 1904 г., в связи с быстрым ростом коллекции, музей переведен в дом наследников купца А.А. Светлакова (ныне ул. Дубровинского, 72). Затем музей вернулся на бывшую Старобазарную площадь, но уже в здание старого Гостиного двора (ныне ул. Карла Маркса, 6) (рис. 7). Помимо музея в здании также располагалось 2-е городское училище, а нижний этаж занимали склады военного ведомства [10, с. 330]. В 1910 г. вновь встал вопрос о строительстве нового музея из-за нехватки места для размещения и хранения обширных и постоянно пополняющихся музейных фондов. В результате было предложено строительство специального здания музея.

Рис. 6. Старый Красноярск. Дом на- Рис. 7. Старый Красноярск. Гостиный двор на старом следников Крутовского. Ста- базаре в Красноярске. Фото 1900-х гг. Автор

робазарная площадь. Фото до съемки А.Я. Тугаринов [24, д. 10426/230]

1919 г. Автор сьемки А.Я. Тугаринов [23, д. 5011]

В 1913 г. новым губернатором Енисейской губернии назначается И.И. Крафт, в значительной степени заинтересовавшийся судьбой музея. Под

руководством И.И. Крафта создается комитет по постройке музея. В конце этого же года окончательно утвердилось месторасположение будущего здания - перекресток Береговой улицы (ныне ул. Дубровинского) и переулка Гимназического (ныне ул. Вейнбаума). Здание предполагалось построить на пожертвования [19].

Проект здания музея разработал архитектор Л.А. Чернышев. В основу идеи архитектурного решения объекта в стилистике форм «ориенталя» лег проект для павильона Науки Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки, проведенной в 1911 г. в г. Омске. Стоимость строительства здания, по расчетам Л.А. Чернышева, должна была составить 90 тыс. руб. [16].

Основными меценатами строительства музея выступили: губернатор И.И. Крафт (1000 руб.), П.И. Гадалов (ежегодно 500 руб.), А.В. Телегин (8 тыс. кирпичей), К.С. Телегин (5 тыс. кирпичей), И.М. Беккер (15 тыс. кирпичей), Ц.Б. Рабинович (85 кубов бута), Е.А. Жоголев (леса разного на 500 руб.), Ф.Г. Лукин (1000 пуд. алебастра и 100 шт. плах для полов) [10, с. 331].

По причине начала Первой мировой войны в августе 1914 г. строительство здания приостановили из-за нехватки средств. Согласно отчету Л.А. Чернышева, к началу 1915 г. «стены возведены до крыши, уложены балки над проемами и прогоны перекрытия 1-го этажа. Уложены балки полов и черного потолка, установлены стропила, обрешетка» [19].

Недостроенное здание было переоборудовано под солдатские казармы. В годы революции и гражданской войны в нем был устроен военный госпиталь. В 1920 г. объект был освобожден. В конце 1924 г. было решено провести ремонт здания для дальнейшего устройства музея. Руководителем был назначен автор проекта Л.А. Чернышев. Из-за недостатка средств и материалов музей был достроен с отклонениями от проектного замысла, отказались от фонарей над центральным двухсветным пространством и боковыми залами второго этажа, балкона в аудитории, росписей интерьеров. Завершилось строительство в 1930 г. [10, с. 332] (рис. 8).

Рис. 8. Красноярский музей в стадии завершения ремонта. 1928-1929 гг. [24, д. 10426/405]

Строительство Коммунального моста в середине ХХ в. сократило бассейн видимости объекта и зону композиционно-видового влияния. Однако здание продолжает и в современной градостроительной ситуации быть пространственным ориентиром в застройке ул. Дубровинского и пластическим акцентом в панораме города, раскрывающейся с р. Енисей.

Другим крупным культурно-просветительским зданием, появившимся благодаря представителям красноярского купечества, является Дом просвещения, или Дом учителя.

По инициативе и непосредственном содействии купцов А.П. Кузнецова, Н.К. Переплетчикова и Н.А. Шепетковского в 1884 г. в Красноярске было открыто Общество попечения о начальном образовании, сыгравшее исключительную роль в создании доступного образовании. Первым председателем совета был Н.А. Шепетковский, на должность товарища-председателя был избран А.П. Кузнецов. В 1912 г. А.П. Кузнецова, по причине болезни, сменяет А.Р. Шнейдер.

В 1913 г. от Общества попечения о начальном образовании поступает прошение о разрешении строительства собственного дома - «Дома просвещения для учителей Приенисейского края». Проект здания разработал городской архитектор С.Г. Дриженко (рис. 9). Городская дума утверждает проект и безвозмездно выделяет участок под строительство на Театральном переулке (ныне ул. Кирова) [14].

Стоимость строительства составила более 60 тыс. руб. Часть средств было выделено самим Обществом, в их основу легло крупное пожертвование Н.К. Переплетчикова в размере 25 тыс. руб., вклады купцов Гадаловых, Кузнецовых, Мельниковых. На 30 тыс. руб. была выделена ссуда мещанином С.С. Тропиным.

В январе 1915 г. здание Дома просвещения было торжественно открыто (рис. 10). Объект имеет архитектурно-художественное решение, соответствующее формам эклектики с применением мотивов ренессанса. В современной градостроительной ситуации здание является ценным элементом: участвует в формировании силуэта ул. Кирова, обладает признаками пластического акцента застройки.

Рис. 9. Проект дома Общества попечения Рис. 10. Дом просвещения Общества о народ-о начальном образовании. Автор ар- ном образовании. 1915 г. [23, д. 5011]

хитектор С.Г. Дриженко. 1913 г. [14]

Крупной и выразительной постройкой в Красноярске, возведенной на средства Купеческого общества, является здание Купеческого дома (клуба). Идея строительства здания возникла в 1898 г. Для Купеческого общества принципиальной позицией было возведение объекта на центральной Воскресенской улице (ныне ул. Мира). В результате решение вопроса по отводу земельного участка затянулось на продолжительное время. «<...> решение было найдено несколько парадоксальное. Дом купеческого общества был выстроен «на усадьбе, принадлежавшей 1-му приходскому училищу <...> которая вместе с каменным корпусом оценивалась не менее 50 тыс. рублей, так как находилась на углу, в центре города - на главной улице» [8, с. 490].

Автором проекта каменного Купеческого дома выступил архитектор Л.А. Чернышев. Трехэтажное монументальное здание было выстроено на углу Воскресенской улицы и Почтамтского переулка (ныне пр. Мира и ул. Перен-сона) в 1907-1908 гг. Архитектурный облик здания решен в формах эклектики с применением готических мотивов в декоративных элементах (рис. 11).

Рис. 11. Старый Красноярск. Проспект им. Сталина. Гостиницы Купеческого собрания (1908-1910 гг.) Автор съемки И.И. Балуева, 1930-е гг. [23, д. 12290]

Бывший Купеческий дом (клуб) в настоящее время является важным пространственно-планировочным элементом историко-градостроительной среды. Здание фиксирует перекрёсток пр. Мира и ул. Перенсона, участвует в формировании силуэта улиц, отличается выразительными формами и декоративно-пластической проработкой фасадов.

Благодаря купцам Гадаловым в Красноярске появились первые кинотеатры. Братья Петр Иванович Гадалов и Николай Николаевич Гадалов практически в одно время строят два крупных на тот период здания кинематографа.

В 1908 г. в Красноярск приезжает самарский техник Василий Александрович Поляков, представитель «иностранной кинофирмы» [8, с. 496] для демонстрации кинематографа. Получив большой успех, В.А. Поляков решает открыть в городе собственный кинотеатр. Для этой цели он строит деревянное здание кинотеатра, по проекту архитектора С.Г. Дриженко, на углу Городского сада [8, с. 496]. Однако демонстрация фильмов была возможна только в теплый период, т. к. здание было неотапливаемым. В скором времени В.А. Поляков заключает контракт с П.И. Гадаловым на открытие совместного кинотеатра «Патеграф» в доме купца, где уже имелось паровое отопление и электричество.

В августе 1910 г. П.И. Гадалов подает прошение в Строительное отделение при Губернском управлении о разрешении строительства здания кинематографа при собственном доме на углу ул. Воскресенской (ныне пр. Мира) и пер. Театрального (ныне ул. Кирова). Проект кинотеатра разработал губернский архитектор В.А. Соколовский. В этом же году кинотеатр открывают для зрителя (рис. 12) [12].

В настоящее время в здании располагается старейший кинотеатр в Красноярске «Дом кино». После революции объект подвергался неоднократным реконструкциям, последняя проведена в 1977 г. В результате кинотеатр полностью утратил подлинный облик.

В этот же период возводится здание кинотеатра «Художественный» Н.Н. Гадалова. В городской периодической газете «Енисей» от 1910 г. сообщалось, что проект кинотеатра был заказан в Париже. На доработку проекта был приглашен городской архитектор С.Г. Дриженко [8, с. 496]. Архитектурное решение здания было выполнено в стилистике европейского модерна. Фасады отличались изысканностью и пластичностью форм. Был создан по-настоящему выразительный и запоминающийся образ.

Согласно архивной записи в журнале Красноярской городской управы, в мае 1911 г. строительство «каменного одноэтажного здания кинематографа на 400 человек» было одобрено [13]. В августе 1912 г. на перекрестке ул. Воскресенской (ныне пр. Мира) и пер. Почтамтского (ныне ул. Перенсона) был открыт новый кинотеатр (рис. 13).

К сожалению, здание кинотеатра также несколько раз перестраивалось и практически полностью утратило исторический облик.

В уездном городе Енисейской губернии Ачинске строительство культурно-просветительских учреждений велось менее активно. Наиболее значительными постройками в данной категории являются здания Общественного собрания и кинематографа «Новый» (рис. 14, 15).

Заказчиками здания Общественного собрания выступило одноименное общество. В начале ХХ в. председателем Ачинского общественного собрания был купец первой гильдии Г.Н. Максимов. В состав собрания входили ачинские купцы и крупные промышленники. В 1912 г. Городская дума безвозмездно уступает Ачинскому общественному собранию место под постройку здания в конце Троицкой улицы. Однако летом 1913 г. от имени Собрания поступает прошение об обмене места для строительства на участок на берегу р. Чулым.

После осмотра заявленного участка представителями Комиссии по благоустройству города и городским головой прошение было удовлетворено [21].

Автором проекта здания Общественного собрания выступил архитектор В.А. Соколовский. Архитектурно-композиционный облик каменного двухэтажного объема был решен в стилистике неоклассицизма. В 1913 г. проект был представлен на утверждение в Строительное отделение Енисейского губернского управления [15]. Строительство шло под авторским надзором архитектора. В декабре 1916 г. состоялось открытие здания Общественного собрания.

Рис. 12. Красноярск. Вход в кинотеатр. Рис. 13. Кинотеатр «Дом кино» Н.Н. Гадалова 1913 г. [24, д. 3070] в Красноярске. Автор съёмки Л.Ю. Вонаго.

10 ноября 1912 г. [24, д. 10426/200]

Рис. 14. Здание Общественного собрания. 1927 г. Рис. 15. Здание кинотеатра. Первая поло-[25, д. 2544/11] вина ХХ в. [25, д. 3525]

В 1925 г. в здании разместился действующий до настоящего времени Ачинский драматический театр. С начала 1950-х гг. на объекте проводилось

несколько реконструкций и ремонтов, в результате первоначальный облик и интерьеры здания были частично изменены. К наиболее существенным перестройкам относятся: возведение дополнительной двухэтажной пристройки, надстройка третьего антресольного этажа.

Бывшее здание Общественного собрания в настоящее время является одним из наиболее крупных общественных построек г. Ачинска начала XX в. и обладает высокой градостроительной ценностью. Постройка располагается на бровке террасы р. Чулым и является значимой для экстерьерного восприятия города. Противоположный фасад объема участвует в формировании панорамы города с реки. Перед зданием расположен исторический сад, что подчеркивает масштабность и увеличивает зону композиционно-видового влияния объекта. Здание является объемным и пластическим акцентом окружения, обладает признаками пространственного ориентира.

Рядом со зданием Общественного собрания располагается кинематограф «Новый». К сожалению, о здании известно мало фактов. По материалам ачинского краеведа М.И. Павленко, здание кинотеатра было открыто в 1912 г. и принадлежало купцу первой гильдии Г.Н. Максимову [22]. Проект здания был разработан архитектором В.А. Соколовским [20]. Архитектурный облик объекта также соответствует формам неоклассицизма, что придает «ансам-блевость» данному фрагменту застройки за счет стилистического единства.

В советское время в здании размещался детский кинотеатр «Орленок». В настоящий момент объект не эксплуатируется.

Анализ выявленных культурно-просветительских объектов начала ХХ в., построенных при участии и на средства представителей купеческого сословия в г. Красноярске и г. Ачинске, подтверждает их значительную пространственно-планировочную роль в формировании архитектурно-градостроительной среды и сохранении историко-культурного ландшафта городов. В настоящее время данные объекты сохраняют свое значение как основные многофункциональные просветительские учреждения, являющиеся ключевыми составляющими культурного каркаса городов. Таким образом, рассмотрев только данную группу зданий, можно подтвердить значительный вклад местных купеческих семейств в формирование исторической ткани городов и архитектурного облика застройки.

Библиографический список

1. Бойко В.П., Ситникова Е.В. Сибирское купечество и формирование архитектурного облика г. Томска в XIX - начале ХХ в. Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2008. 180 с.

2. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX века). Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Новони-колаевск / под ред. В.П. Бойко. Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2011. 480 с.

3. Бойко В.П., Ситникова Е.В., Богданова О.В., ШаговН.В. Формирование архитектурного облика городов Западной Сибири в ХУЛ - начале ХХ в. и местное купечество (Тобольск, Тюмень, Томск, Тара, Омск, Каинск). Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2017. 324 с.

4. Царев, В.И., Гринберг Ю.И. Ачинск: градостроительная история / Управление архитектуры и градостроительства исполкома городского Совета Ачинска. Красноярск : Строй-издат, 1992. 120 с.

5. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Безруких В.А. Иллюстрированная история Красноярья (XVI - начало XX века). Красноярск : РАСТР, 2012. 240 с.

6. Туман-Никифорова И.О., Туман-Никифоров А.А. 170 лет со времени появления перво-гильдейских купцов в Красноярске // Край наш красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2005 год. Красноярск : Кларетианум, 2004. С. 165-168.

7. Сысоева Л.А. Во славу любезного Отечества. Семья Кузнецовых в истории Красноярска и России. Красноярск : Сибирский печатный двор, 2010. 120 с.

8. Горбачёв В.Т., Крадин H.H., Крадин Н.П., Крушлинский В.И., Степанская Т.М., Царёв В.И. Градостроительство Сибири / под общ. ред. В.И. Царёва ; Рос. акад. архит. и строит, наук, НИИ теории и истории архит. и градостроит. НИИТИАГ РААСН. Санкт-Петербург : Коло, 2011. 784 с.

9. Мымликова И.А., Оленцов А.Е. Формирование профессионального театра в Сибири на примере Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина // Эпоха науки. 2021. № 28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-teatra-v-sibiri-na-primere-krasnoyarskogo-dramaticheskogo-teatra-im-a-s-pushkina (дата обращения: 03.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Куклинский И.В. Этапы строительства здания Красноярского городского музея // Балан-динские чтения. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-stroitelstva-zdaniya-krasnoyarskogo-gorodskogo-muzeya (дата обращения: 03.02.2022).

11. Дело об утверждении проекта на строительство Народного дома в г. Красноярске // Государственный архив Красноярского края (КГКУ). Ф. 595. Оп. 59. Д. 270. 1900-1906 гг.

12. Дело об утверждении проекта на постройку кинематографа при доме купца Гадалова в гор. Красноярске // Государственный архив Красноярского края (КГКУ). Ф. 595. Оп. 59. Д. 583.

13. Дело об утверждении проекта на постройку здания для кинематографа купцом Гада-ловым Николаем Николаевичем // Государственный архив Красноярского края (КГКУ). Ф. 595. Оп. 59. Д. 642.

14. Дело об утверждении проекта на строительство здания общества попечения о начальном образовании А.Р. Шнейдера // Государственный архив Красноярского края (КГКУ). Ф. 595. Оп. 59. Д. 789.

15. Дело об утверждении проекта и сметы на строительство каменного здания для общественного собрания в г. Ачинске // Государственный архив Красноярского края (КГКУ). Ф. 595. Оп. 59. Д. 809.

16. Проект по устройству в Красноярске городского музея и библиотеки // Государственный архив Красноярского края (КГКУ). Ф. 161. Оп. 1. Д. 662.

17. Дело об учреждении в г. Красноярске общества любителей драматического искусства, о передаче им городского театра на 5 лет и о ремонте театра // Государственный архив Красноярского края (КГКУ). Ф. 161. Оп. 2. Д. 1385.

18. Дело о сгоревшем театре и о постройке вместо него народного дома-театра // Государственный архив Красноярского края (КГКУ). Ф. 161. Оп. 2. Д. 2189.

19. Постановления и протоколы заседания строительной комиссии по сооружению здания музея Красноярского подотдела императорского географического общества // Государственный архив Красноярского края (КГКУ). Ф. 565. Оп. 1. Д. 1.

20. Разная переписка краевого комитета по вопросам промышленности и сельского хозяйства в крае // Государственный архив Красноярского края (КГКУ). Ф. П-26. Оп. 21. Д. 15.

21. Дело по ходатайству членов Ачинского общественного собрания об отводе участка земли под строительство здания для проведения собраний // Архив г. Ачинска (МКУ). Ф. 22. Оп. 1. Д. 71.

22. Документы об истории образования и деятельности кинематографов и отделения кинопроката в г. Ачинске (хроника, списки, вырезки из газет) // Архив г. Ачинска (МКУ). Ф. 709. Оп. 1. Д. 532.

23. Общий фотофонд // Красноярский краевой краеведческий музей (КГБУК).

24. Общий фотофонд // Ачинский краеведческий музей им. Д.С. Каргополова (МБУК).

References

1. Boiko V.P., Sitnikova E.V. Sibirskoe kupechestvo i formirovanie arkhitekturnogo oblika g. Tomska v XIX-XX vv. [Siberian merchants and Tomsk architecture in the 19th and early 20th centuries] Tomsk: TSUAB, 2008. 180 p. (rus)

2. Boiko V.P. (Ed.) Arkhitektura gorodov Tomskoi gubernii i sibirskoe kupechestvo (XVII -nachalo XX veka). Tomsk, Biisk, Barnaul, Kuznetsk, Kolyvan', Kamen'-na-Obi, Narym, Mar-iinsk, Novonikolaevsk [Architecture of the cities of the Tomsk province and Siberian merchants (17th - early 20th centuries). Tomsk, Biysk, Barnaul, Kuznetsk, Kolyvan, Kamen-on-Ob, Narym, Mariinsk, Novonikolaevsk]. Tomsk: TSUAB, 2011. 480 p. (rus)

3. Boyko V.P., Sitnikova E.V., Bogdanova O.V., Shagov N.V. Formirovanie arkhitekturnogo ob-lika gorodov Zapadnoi Sibiri v XVII - nachale XX v. i mestnoe kupechestvo (Tobol'sk, Tyumen', Tomsk, Tara, Omsk, Kainsk) [Architecture of West Siberian cities in the 19th and early 20th centuries and local merchants (Tobolsk, Tyumen, Tomsk, Tara, Omsk, Kainsk)]. Tomsk: TSUAB, 2017. 324 p. (rus)

4. Tsarev V.I., Grinberg Yu.I. Achinsk: gradostroitel'naya istoriya [Achinsk: Urban history]. Krasnoyarsk: Stroyizdat, 1992. 120 p. (rus)

5. Bykonya G.F., Fedorova V.I., Bezrukikh V.A. Illyustrirovannaya istoriya Krasnoyar'ya (XVI -nachalo XX veka) [Illustrated history of Krasnoyarsk in the 16th and early 20th century)]. Krasnoyarsk: RASTR, 2012. 240 p. (rus)

6. Tuman-Nikiforova I.O. Tuman-Nikiforov A.A. 170 let so vremeni poyavleniya pervo-gil'deyskikh kuptsov v Krasnoyarske [170th anniversary of the first guild merchants in Krasnoyarsk]. In: Krai nash krasnoyarskii: kalendar' znamenatel'nykh i pamyatnykh dat na 2005 god [Our Krasnoyarsk region: Calendar of significant and memorable dates for 2005]. Krasnoyarsk: Klaretianum, 2004. Pp. 165-168. (rus)

7. Sysoeva L.A. Vo slavu lyubeznogo Otechestva. Sem'ya Kuznetsovykh v istorii Krasnoyarskai Rossii [For the glory of our dear Fatherland. The Kuznetsov family in the history of Krasnoyarsk and Russia]. Krasnoyarsk, 2010. 120 p. (rus)

8. Gorbachev V.T., Kradin H.H., Kradin N.P., Krushlinsky V.I., Stepanskaya T.M., Tsarev V.I. (Ed.) Gradostroitel'stvo Sibiri [Urban planning of Siberia]. Saint-Petersburg: Kolo, 2011. 784 p. (rus)

9. Mymlikova I.A., Olentsov A.E. Formirovaniye professional'nogo teatra v Sibiri na primere Krasnoyarskogo dramaticheskogo teatra im. A.S. Pushkina [Professional theatre in Siberia on the example of Pushkin Drama Theater in the Krasnoyarsk]. Epokha nauki. 2021. No. 28. (rus)

10. Kuklinsky I.V. Etapy stroitel'stva zdaniya Krasnoyarskogo gorodskogo muzeya [Construction stages of Krasnoyarsk City Museum]. In: Balandinskie chteniya (Coll. Papers in memory of S.N. Balandin 'Balandin Readings'). 2014. No. 1. Available: https://cyberle-ninka.ru/article/n/etapy-stroitelstva-zdaniya-krasnoyarskogo-gorodskogo-muzeya (accessed February 3, 2022). (rus)

11. State Archive of the Krasnoyarsk Krai, Form 595. List 59. P. 270. (rus)

12. State Archive of the Krasnoyarsk Krai, Form 595. List 59. P. 583. (rus)

13. State Archive of the Krasnoyarsk Krai, Form 595. List 59. P. 642. (rus)

14. State Archive of the Krasnoyarsk Krai, Form 595. List 59. P. 789. (rus)

15. State Archive of the Krasnoyarsk Krai, Form 595. List 59. P. 809. (rus)

16. State Archive of the Krasnoyarsk Krai, Form 161. List 1. P. 662. (rus)

17. State Archive of the Krasnoyarsk Krai, Form 161. List 2. P.1382. (rus)

18. State Archive of the Krasnoyarsk Krai, Form 161. List 2. P. 2189. (rus)

19. State Archive of the Krasnoyarsk Krai, Form 656. List 1. P. 1. (rus)

20. State Archive of the Krasnoyarsk Krai, Form R-26. List 21. P. 15. (rus)

21. State Archive of Achinsk, Form 22. List 1. P. 71. (rus)

22. State Archive of Achinsk, Form 709. List 1. P. 532. (rus)

23. General photography archive. Krasnoyarsk Museum of Regional Studies. (rus)

24. General photography archive. Kargopolov Achinsk Museum of Regional Studies. (rus)

Сведения об авторах

Прислонова Дарья Валерьевна, аспирант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, dasha.prislonova@yandex.ru

Ситникова Елена Владимировна, канд. архитектуры, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, elen-si@vtomske.ru

Authors Details

Darya V. Prislonova Research Assistant, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, dasha.prislonova@yandex.ru

Elena V. Sitnikova, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, elensi@vtomske.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.