образования. К таким изменениям можно отнести: исчезновение некоторых старых профессий, появление новых профессий, изменение содержания старых профессий, возрастающая динамичность, тенденции к универсализации и общности рабочих функций.
Выводы. Таким образом, практическое обучение - это творческий процесс соединения учебной деятельности и трудовой, при котором обучение воздействует на характер труда обучающихся, вносит в него более современные технические приемы, а труд и практика углубляют, расширяют знания и являются критерием прочности знаний, средством оценки сформированности профессиональных компетенций, нравственного воспитания и общественной культуры обучающихся.
Наряду с формированием нравственных качеств формируются и эстетические качества в процессе соответствующей практической деятельности в производительном труде.
Эстетическое воспитание тесно связано с трудовым воспитанием обучающихся. Воспитание любви и уважения к труду предполагает эстетическое наслаждение процессом труда и его результатами. Превращение труда в первую жизненную потребность, психологическая подготовка обучающихся к труду возможно лишь в процессе эстетического воспитания.
Таким образом, взаимодействие нравственного и эстетического начал в практическом обучении имеет большое значение для подготовки будущих рабочих. Оно находит конкретное выражение в овладении нравственными и эстетическими понятиями на базе знаний, приобретенных в процессе теоретического обучения в формировании профессиональных компетенций в процессе практического обучения. С этой целью необходимо придать творческий характер их производительному труду, воспитать дружный коллектив; учитывать психологические особенности личности и ее поведения в коллективе.
Литература:
1. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А. Теоретические основы использования педагогических технологий при обучении студентов в системе среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. - С. 78-80.
2. Иляшенко Л.К., Лапшова А.В., Цыплакова С.А. Профессиональное самоопределение студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. - С. 206-209.
3. Лапшова А.В., Цыплакова С.А., Преснова А.К. Культурологический подход в теории и практике профессионального педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. - С. 160-163.
4. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. Т. 9. № 1. - С. 38.
5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Теория и методика профессионального образования как научная специальность и учебная дисциплина // Школа будущего. 2016. № 6. - С. 42-49.
6. Маркова С.М., Цыплакова С.А., Бекетова Ю.А. Сущность и содержание понятия «Профессиональное воспитание» // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2020. № 1. - С. 104-109.
Педагогика
УДК 371
аспирант Матюхина Наталья Сергеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ВКЛАД КРЫМСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ, ЯЗЫКА (КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВВ.)
Аннотация. В статье анализируется особый статус интеллигенции и подчеркивается их двойственная природа, поэтому интеллигенты способны занимать деструктивные или конструктивные позиции в общественной жизни. Выявлен вклад крымской интеллигенции в деле защиты и возрождения традиционной культуры.
Ключевые слова: интеллигенция, общество, маргинализация, кризис, отчуждение.
Annotation. The article analyzes the spécial status of the intelligentsia and emphasizes their dual nature, so intellectuals are able to take destructive or constructive positions in public life. The contribution of the Crimean intelligentsia to the protection and revival of traditional culture is revealed.
Keywords: intelligentsia, society, marginalization, crisis, alienation.
Введение. Современное общество находится в состоянии моральных преобразований. Изменение существующей базы часто имеет негативные последствия. Веками интеллигенция брала на себя роль совести и голоса народа. С его помощью устраняются устаревшие парадигмы и создаются новые. Именно поэтому в данной статье мы хотим рассмотреть значение интеллигенции в современной культуре.
Изложение основного материала статьи. Интеллигенция - чрезвычайно сложное, противоречивое и многогранное явление, и определить его точно непросто. Понятие произошло от латинского «intelligentia», что означает способность понимать, понимать, интерпретировать мысли и предметы; ум, разум, изначально носящий теологический характер. Г. Гегель писал в «Философии права»: «дух есть... интеллигенция» [3].
Можно сказать, что точное определение понятия интеллигенции может вызвать затруднения. Но необходимо выделить отличительные особенности этого слоя общественности. Интеллигенты обладают характеристиками амбивалентного сознания духа. Интеллигенты обладают духом творчества и исследования: в познании, на основе определения существования общества, в культуре. Интеллигенция является ключевой частью общества и не признает иерархической структуры подавления свободы. Она отрицает согласие социальных рабов на рабство.
Интеллигенты являются частью общества, на переднем крае естественной эволюции, ответственной за историю человечества, по словам Г. Гегеля, является «мыслящий разум», определяющий ход истории [4]. В России интеллигенция была носителем не только героизма и аскетизма, но и светских, то есть нецерковных религий. Интеллигенты были и остаются людьми социального класса, борющимися за рациональные идеалы человеческого сообщества. В понимании современных ученых, социологов и философов интеллигенция -это:
- большая социокультурная общность, социальный массив с положительным социальным статусом, специализирующийся на творческом интеллектуальном труде;
- большая социокультурная общность, социальный массив с положительным социальным статусом, специализирующийся на творческом интеллектуальном труде.
«Отцом» русской интеллигенции можно считать Петра I, создавшего условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально создание духовных ценностей осуществлялось в основном людьми аристократического сословия. Д.С. Лихачев называл «первыми типичными русскими интеллигентами» аристократов конца 18 века, таких как А.Н. Радищев и Н.И. Новиков. В XIX веке большую часть этой социальной группы стали составлять люди из неаристократического сословия общества («разночинцы»). Роль интеллигенции в формировании социальных парадигм. Основные научные установки, понятия и терминология в целом, их развитие и критика определяются этапами парадигмы общественного развития. Как правило, зрелая парадигма представляет собой институт и способна противостоять нападкам критиков. Роль интеллектуалов в ходе истории заключается в формировании новых идей. И его противоположная функция «могильщика», заключается в уничтожении устаревших идей. Роль интеллигенции в обществе состоит в том, что она играет роль своеобразного «мозга», который постоянно ищет противоречия в действительности, а значит, и в «конфликте с самим собой». Это своего рода точка бифуркации, точка, где одна ветвь к другой развивается в направлении развития. Эта точка бифуркации -постоянный процесс. Общество можно представить как организм с двумя уровнями разрешения видимых противоречий. Основной уровень: это инфраструктура государственной власти и государственного управления. Она должна быть обеспечена новыми идеями, созданными на втором «неофициальном» уровне, функции которого выполняют интеллектуалы. Что касается современной действительности, то определенная часть интеллигенции имеет авторитет в глазах общества и (хотя и ограниченно) входит в СМИ как площадка для культурной проповеди (поэтому мы берем их знание культурных аспектов жизни как площадку для культурной проповеди) [8].
М. Лотман, Д.С. Лихачев, Н.Н. Моисеев и ряд других деятелей русской интеллигенции являются носителями референтных характеристик и в связи с этим воспринимаются более или менее широким населением (его культурным слоем). Некоторые интеллектуалы, особенно художники, обладают достаточным материальным интеллектом в осуществлении культурной проповеди (постановка фильмов, театральных постановок, написание художественных произведений, в которых есть место для показа авторской картины мира и его понимания жизни), определенная часть интеллектуалов непосредственно участвует в осуществлении власти, работает в представительных, административных и судебных органах, входит в состав правящих и неправящих элит, оказывает непосредственное влияние на управленческие решения, в том числе на национальную культурную политику) [7]. Такие сотрудники достигают своей культурной миссии, участвуя в межкультурных обменах, делая бизнес-среду благородной. Только определенное число людей, идентифицирующих себя с интеллектуалами, изолированы в узких сообществах или фактически одиноки и не имеют достаточно разнообразных внешних контактов, чтобы стать каналами культурной проповеди. Из вышесказанного можно сделать вывод, что современная интеллигенция - это разделенный класс общества, способный вести людей к лучшей жизни, выражать свои желания на большой сцене, создавать культурный резонанс, и что понятие интеллигенции стало более расплывчатым, чем в предыдущие годы; разные представители современной интеллигенции видят цели своей деятельности и способы их реализации.
Период гражданской войны был одним из трагических периодов попыток сохранения и возрождения национальной культуры. Рушится культурный фундамент общества, что всегда связано с невосполнимыми потерями. Однако влияние революционных событий было не только на различные социальные слои российского общества, но и на различные территории бывшей империи. Если для культурных столиц (Петроград и Москва) годы революции и гражданской войны были годами упадка, то, например, тот же период южной части страны переживал небывалый, хотя и кратковременный культурный расцвет. Конечно, зона расцвета имела оттенок социальной катастрофы, но было ясно, что она вызвана грандиозным движением, вызванным переносом культурных сил из традиционных городских центров в новые городские центры, главным образом на юге и Востоке, где партия, отстаивающая традиционный государственный порядок, пыталась наладить нормальную общественную жизнь.
Во времена правления П.Н. Врангеля Крым был единственной территорией в Европе, где Россия имела устойчивые антибольшевистские силы. Крым никогда не испытывал такого наплыва элитарных зрителей, который имел место в 1918-1920 годах, и короткий период правления Врангеля по праву можно назвать периодом наивысшего культурного расцвета Крыма. Конечно, этот вывод может противоречить тому, как люди, пережившие его, оценивали это время. В большинстве мемуаров, посвященных ему, много было написано о чрезвычайно больших трудностях, с которыми столкнулась интеллигенция в Крыму, но это был момент наивысшей концентрации духовной энергии.
Интеллигенция, в широком смысле, включая представителей среднего и высшего классов бюрократии, на протяжении всего периода гражданской войны играла довольно важную роль в политической жизни Крыма. Политически организованная интеллигенция - служащие городов и местных органов власти, работники кооперации, профсоюзные деятели и т.д. - в основном придерживается либерально-социалистических взглядов, которые можно охарактеризовать как «правые» социалистов и «левые» стажеров. Общим знаменателем этого классового мировоззрения является крайне критическое отношение к любой власти, установленной на Крымском полуострове во время военных действий, будь то против большевиков или «правых».
Революция и гражданская война угрожали судьбе богатых музейных и архивных коллекций Крыма, собственности Империи и Великокняжеского дворца. Начали разрушаться памятники, увековечивающие память исторических личностей, которые теперь ассоциируются с «Проклятым прошлым». История
крымской интеллигенции в годы Гражданской войны - это в основном история попыток сохранить культурное наследие. Под давлением общественности все правительства, сменявшие друг друга в Крыму в годы гражданской войны - красные или белые, так или иначе, принимали меры по сохранению памятников культуры, музеев и архивных коллекций [5].
Во время Гражданской войны количество музеев даже увеличилось, потому что в условиях национализации это был единственный способ сохранить ценное имущество. Музейная коллекция была расширена за счет частных коллекций, реквизированных или подаренных владельцами (в частности, Ялтинский музей дополнил уникальную коллекцию Великого князя А.М. Романова). Однако большое количество предметов было продано за границу, как, например, нумизматы и археологи приобрели в Британском музее коллекцию А.Л. Бертье-Делагара. В 1919 году были созданы Центральные архивы Крыма, что позволило сохранить очень ценные архивные документы (в частности, архив С.П. Попова - секретарь Г.А. Потемкина, спасен Г.В. Вернадским). Его основателем был ученый только что созданного Таврического университета - профессор Б.Д. Греков и Г.В. Вернадский. Они собирали документы, пережившие Гражданскую войну, бесконечную смену правительства и разрушения. На личные средства Вернадский покупал у купцов бесценные документы «на вес»: на базаре их использовали как оберточную бумагу и мешки для семян. В 1921 году В.И. Вернадский писал: «... В этом новом архиве хранятся все основные архивы крымских общественных и государственных учреждений» [6].
Правительство П.Н. Врангеля также максимально занималось охраной культурного наследия, воссоздавая практику прежних имперских властей. Так, приказом от 30 сентября 1920 года при Гражданской администрации была организована государственная археологическая комиссия, Херсонесское бюро, ответственное за музей и раскопки Тавриды, Керченское музейное бюро, Генуэзский замок Судака, Генуэзская крепость и археологический музей Феодосии, Ханский дворец Бахчисарая, музей и памятник обороны Севастополя. Еще в апреле 1920 года П.Н. Врангель приказал всем воинским частям и учреждениям представить в специально созданную Комиссию по сбору военно-исторических сведений все материалы и предметы военно-исторического значения, связанные с «большевистской освободительной войной».
Выводы. Политика правительства П.Н. Врангеля в отношении интеллигенции показала, что в 1920-е годы правительство перешло от хаоса отношений между обществом и государством к широкой политике социальной интеграции, что привело к довольно впечатляющей картине культурной деятельности Крыма при П.Н. Врангеле, показавшей большой потенциал отечественной культуры [1].
Культура имеет прочное будущее. В связи с разрушением советской системы и строительством нового российского общества интеллигенция оказалась в ситуации потери прежнего лидерства. Перед ней стоит непростая задача: как сохранить первенство социальных духовных ценностей, объединив это общество под знаменем единой идеи, цели, а не дать ему развалиться на мелкие, но не очень части интеллигенции, изо всех сил пытающейся приспособиться к меняющимся условиям, в то время как другая часть проявляет неквалифицированное поведение. Комплаенс (способность индивида или группы адаптироваться к определенным социальным условиям и принимать правила поведения общественного развития) анализируется не только как мировоззренческая, но и как поведенческая составляющая в интеллектуальных ценностях. Таким образом, нонконформизм - это отказ от норм, ценностей и целей, которые преобладают в определенной группе или в определенном обществе.
В связи с этим необходимо уточнить понятие «ценностная ориентация». Это означает, что социальные ценности, разделяемые индивидом, как основные средства достижения жизненных целей, являются важнейшими факторами, регулирующими мотивацию личности и ее поведение. Возникнув в результате социально-религиозных поисков, интеллектуалы протестуют против ослабления связи между видимой реальностью и идеальным миром. Как справедливо отметил крымский ученый И.И. Кальной: «Возрождая себя, интеллигенция возродит и общество» [2].
Литература:
1. Еремеева А.Н. Художественная жизнь юга России в условиях гражданского противостояния (1917-1920 гг.): содержание и тенденции развития. М., 1999. Автореф. дис. ... докт. историч. наук (Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/krim-vrangel-1920-god11.html)
2. Интеллигенция: вчера и сегодня (сравнительный анализ): монография [Текст] // науч. ред. проф. И.И. Кальной, проф. А.В. Горбань. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2014. - С. 45.
3. Кемалова Л.И. Интеллигенция: особенности статуса [Текст] // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. №1(4). - С. 77-79.
4. Красильников С.А. Феномен и природа конформизма российской интеллигенции в XX веке [Текст] // Красильников С.А. / Известия Уральского университета. 1998. №8. - С. 51-57.
5. Мальгин А.В. Расцвет на крови // Брега Тавриды. 1996. № 1 (24). - С. 183-189
6. Поляков Ю. Зачинщица или жертва: Интеллигенция в эпохи смуты // Свободная мысль. 1996. № 2.
7. Слюсар В.Н. Интеллигенция как объект насилия в период трансформации общества // Современная интеллигенция: проблемы социальной идентификации: сборник научных трудов: в 3 т. / отв. ред. И.И. Осинский. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. Т. 1. - С. 181-189.
8. Гудков Л. Интеллигенты и интеллектуалы // Знамя. 1992. № 3/4.