Бобков В. А.
ВКЛАД ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА А. Н. ЛУКАШОВА В РАЗВИТИЕ
АРТИЛЛЕРИИ РОССИИ В КОНЦЕ НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА.
Много выдающихся людей развивали отечественную артиллерию. Имена одних из них широко известны, а другие по тем или иным причинам остаются мало растиражированными фигурами, хотя и являлись людьми заметными. В последние годы возрастает историографический интерес к воссозданию малоизвестных страниц биографий офицеров армии России, отличившихся в деле развития материальной части артиллерии нашего государства [3; 4; 6].
Настоящая статья призвана на основе новых данных продолжить работу в этом направлении и реконструировать жизнедеятельность генерал-майора Анатолия Николаевича Лукашова.
Анатолий Николаевич Лукашов (1857 - 1917 гг.), родился в Орловской губернии в семье потомственных дворян. Воспитывался в Михайловском артиллерийском училище и Михайловской артиллерийской академии по I разряду.
Создание в 1855 г. на основе артиллерийского училища в Петербурге Михайловской артиллерийской академии было новым этапом развития военно-артиллерийского образования. Уровень подготовки выпускников высших военных учебных заведений в России был высоким. «Военные академии выпускали офицеров, в большинстве своем способных работать в любых армейских структурах и звеньях, в том числе на высших командных должностях» [16, с. 33].
Анатолий Николаевич был участником Русско-турецкой войны 18771878 гг. После окончания военной компании он изменил вектор своей военной деятельности и направил свои усилия на работу в области технического совершенствования отечественной артиллерии.
Во второй половине ^З^в. в России сложилась развитая военная промышленность, к которой относили предприятия производившие порох, оружие и артиллерию. По характеру своего образования Анатолию Николаевичу была близка именно артиллерия, поэтому его выбор для
будущей работы предприятия производящее этот вид вооружения выглядит закономерным.
В рассматриваемый период времени наиболее крупными арсеналами были предприятия расположенные в Санкт-Петербурге, Киеве и Брянске. Арсеналы предназначались для изготовления, ремонта и хранения артиллерии, лафетов и т.д.
Анатолий Николаевич был не богатым дворянином, а жизнь в Киеве и тем более в столичном Санкт-Петербурге была сопряжена с дополнительными издержками. Вероятно, финансовая сторона вопроса стала определяющей, для службы был избран провинциальный Брянский арсенал.
В результате в 1886 г. Анатолий Николаевич поступает на Брянский арсенал в должность помощника начальника кузнечной мастерской. Карьера складывалась успешно и в 1896 г. А.Н. Лукашов временно исполнял обязанности помощника начальника Брянского арсенала по технической части. В деле развития производства должность помощника начальника по технической части была ключевой. Работа на Брянском арсенале была непростой. В этой связи показателен пример искреннего служения делу развития отечественной военной промышленности со стороны Анатолия Николаевича.
Будущему генерал - майору пришлось работать на Брянском арсенале не в лучшие десятилетия для старинного казенного предприятия г. Брянска и отрасли производящей артиллерию в частности. В конце XIX в. местные арсеналы России постепенно выходили из сферы интересов военного ведомства, и Брянский арсенал не был исключением, ему так же не уделяли пристального внимание. С выпуска артиллерийских орудий Брянский арсенал, переключился на выпуск артиллерийской принадлежности. Так, приказом по артиллерии за № 106 арсеналу представляли чертежи, описания, построительные таблицы принадлежностей для береговых, крепостных и осадных орудий, заряжаемых с казенной части. Но, как будет показано ниже и в эти сложные годы Анатолий Николаевич смог проявить свои изобретательские способности.
На Брянском арсенале А.Н. Лукашов, работал со знающими свое дело людьми, что не могло не стимулировать развитие и его самого как высокого профессионала в области производства предметов артиллерии. Так, С 1891 г. по 1893 г. Брянский арсенал возглавляет талантливый техник - артиллерист
Михаил Иванович Коробков. С 80-х годов XIX в. сварочное пудлинговое железо как материал стало вытесняться литым металлом и сталью, а М.Н. Коробков занимался научными исследованиями в этой области. В 1890 г. выходит его статья «О наилучшем и простейшем способе измерения тягучести и гибкости металлов» [1].
Работа обратила на себя внимание за границей, проба гибом «по Коробкову» стала достоянием испытательных станций. Продолжением работы являлась статья «о тягучести металлов», в ней Коробков отдал предпочтение в оценке механических качеств металла на разрыв величине сжатия бруска, сравнительно с его удлинением [15, с. 612]. Деятельность Коробкова не могла быть не замеченной, в 1893 г. его назначают начальником С.-Петербургского арсенала [5, с. 15].
А.Н. Лукашов будет рака об руку работать и с не менее талантливыми людьми, сотрудниками Брянского арсенала, такими как Н.Г. Высочанский, С.Н. Ванков, Л.А. Борович и др.
К концу XIX в. Брянский арсенал продолжали привлекать к производству предметов артиллерии. В 1900 г. в арсенале работ в мастерских «было немного, так старые, немногочисленные наряды были почти закончены, а годовой на 1901 год и наряды скорострельной артиллерии только что начинались» [18, л. 29].
В результате нехватки средств не только вольнонаемные работники Брянского арсенала, но и офицеры администрации не имели достаточного содержания. В итоге «военных реформ 60-70-х годов XIX в. офицерский корпус, несмотря на некоторые повышения денежного содержания, оказался в числе ущемленных в социальном плане слоев населения» [7, с. 159]. Это влияло на производство Брянского арсенала. Так 21 марта 1900 г. пороховое отделение Главного артиллерийского управления (ГАУ) по ведению дел по перевооружению армии предложило командировать на всемирную выставку в Париж офицеров от Брянского арсенала, в числе других офицеров от технических артиллерийских заведений России. В результате за свой счет на выставку никто не поехал, т.к. желающие посетить выставку для ознакомления с различного рода техническими вопросами и производствами должны были «отправится за свой собственный счет, без всякого пособия от казны» [8, л. 1].
За счёт государства разрешили выехать только двум лицам. В Париж сроком на один месяц Анатолий Николаевич направил ответственных начальников мастерских: гвардии капитана П.В. Укке и гвардии капитана В.Г. Померанцева.
Подобная работа по организации выставок, бесспорно, была положительным явлением в деле просвещения работников арсеналов России. В обязательном порядке на выставки направляли ведущих специалистов арсеналов для ознакомления с последними техническими новинками и демонстрацией собственных достижений.
4 июня 1900 г. высочайше была разрешена командировка в Германию и Францию, сроком на два месяца и самому в те годы еще гвардии капитану А.Н. Лукашову. Поездка была необходима для собирания сведений о наиболее совершенных станках и механизмах для приготовления гнутых косяков и для ознакомления с производством работ по приготовлению таких косяков.
Гвардии капитану Лукашову назначили заграничное содержание: подъемных на обзаведение партикулярной одеждой и дорожными вещами -300 рублей, путевых до Франции - 600 рублей, и суточных за 60 дней по 30 франков в день - 675 рублей, а всего 1575 рублей.
О важности подобной командировки свидетельствует тот факт, что в секретной части сопроводительных документов было отмечено, что в случае необходимости Анатолию Николаевичу будет оказана помощь от Российских военных агентов в Берлине и Париже.
С 2 по 29 июля Лукашов ездил на заводы, расположенные на юге и северо - западе Франции, знакомился с всемирной выставкой в Париже и ее отделением в Венсеке, а 29 июля отправился в восточную Францию в Арденны, откуда через Бельгию отправился в Германию, где осматривал заводы: 1 августа в Дюсельдорфе, 2 августа в Эссене, 4 авгута в Энзекаже, 5 августа в Эрфурте, 7 августа Дрездене, 9 августа в Ниберзерлице, 11 августа в Хемнице, 13 августа в Берлине, 14 августа был на заводе Леве, 16 августа был на заводе Гебе, 17 августа был на заводе Флен в Рейниленборфе Розенталь, 19 августа отправился из Берлина к месту своего постоянного служения, куда прибыл 24 августа, как написал в отчете сам А.Н. Лукашов.
В 1900 г. на Парижской всемирной выставке Лукашову была присуждена серебряная медаль за производство опытов и за постановку
работ по сгибу брусков для колес с гнутыми косяками. В настоящее время, медаль хранится в музее Акционерного Общества «Брянский арсенал». На одной стороне медали надпись: выставка универсальная 1900 г., с другой - герб Франции и надпись: Париж, Французская республика.
Не только награда привлекала Анатолия Николаевича, за границей он набирался бесценного опыта. Результатом поездки явилось продолжение работы по организации на Брянском арсенале валового изготовления гнутых косяков и колес полевой скорострельной артиллерии в 1901 г. [17].
После успешного начала работ уже на Брянский арсенал командируют людей для ознакомления с производством. По предписанию ГАУ от 8 февраля 1902 г. на Брянский арсенал отправляется начальник деревянной мастерской Санкт-Петербургского арсенала гвардии штабс-капитан С. Львов. Львов прибыл для «ознакомления с постановкой дела по производству гнутых косяков» [9, л. 1].
18 июля 1902 г. пороховое отделение ГАУ призывает сделать распоряжение о допущении заведываующего московскую обозную мастерскую полковника Терешенко к осмотру производства работ по изготовлению зарядных ящиков для скорострельной артиллерии.
21 июня 1902 г. ГАУ по ходатайству правления Акционерного Общества Мальцовских заводов распорядилось допустить инженера названных заводов для осмотра зарядных ящиков полевой скорострельной артиллерии образца 1900 года, изготовляемых в арсенале.
В начале XX столетия Брянский арсенал втягивался в водоворот военных и политических перипетий, происходящих с государством. В 18991903 гг. при активном участии Лукашова Брянский арсенал переоборудовали для новых нарядов. Старые механизмы были заменены механизмами новой конструкции, установили турбогенераторы, «расширили кузницу с установкой паровых молотов, механические цеха электрифицировали и пр.» [2, с. 167].
На арсенале ощущали и нестабильность политической обстановки. В 1905 г. эсеры распространяют на Брянщине прокламации с призывом к забастовкам. Из донесения Брянского полицмейстера Орловскому губернатору, следует, что 3 августа 1905 г. среди дровяных складов около Брянского арсенала, сторожами склада, найдена прокламация. Прокламация была под заглавием: «рабочим Брянского арсенала», от «Брянского рабочего
союза партии социал-революционеров» [12, л. 40]. Подобные прокламации распространялись в 1905 г. и на других промышленных предприятиях Брянщины, так мастерового Бежицкого завода Реутова обвинили в том, что он принес прокламации на завод [13, л. 1]. Рабочие втягивались в революционное движение. В результате участия в нём, в конечном итоге страдали не только рабочие, но и работа промышленных предприятий, в том числе и Брянского арсенала.
А.Н. Лукашов продолжал свою деятельность по производству и ремонту предметов артиллерии. В 1911 г. арсенал изготовил для батарей материальную часть 48 лн. гаубиц образца 1909 г. В частности: 1) сундуки для инструмента, 2) ящики железные для угля. 3) сундуки для материалов и поддонов, 4) жестяники для свечей к фонарям образца Круппа.
Вскоре началась I Мировая война. Наряду с мероприятиями по организации охраны арсенала, с 1914 г. , в виду предстоящих усиленных работ на арсенал приняты новые работники [11, л. 61]. В это время арсеналом командовал С. Н. Ванков. Опытный руководитель командовал в 1855 г. окружным артиллерийским арсеналом в Ташкенте, с 23 марта 1909 г. являлся командиром Хабаровского окружного арсенала, в октябре 1911 г. произведен генерал - майором [19, с. 60].
Под руководством генерал - майора Ванкова в это время в Брянске и находился его помощник и заместитель уже генерал - майор А. Н. Лукашов, а так же другие талантливые инженеры артиллеристы: и.д. старшего техника гвардии полковник Н. Г. Высочанский, и.д старшего техника гвардии капитан Г. П. Кузмин - Караваев, и.д. старшего механика инженер-технолог коллежский секретарь А. П. Чижевский [14, л. 140].
Именно им пришлось решать под руководством С.Н. Ванкова проблему снабжения русской армии снарядами. В связи с отъездом из Брянска С.Н. Ванкова и Н.Г. Высочанского исполняющим обязанности начальника Брянского арсенала назначают Анатолия Николаевича.
Лукашов руководил арсеналом в тяжелые годы. На Брянский арсенал продолжают нанимать работников, если в 1911 г. их было около 600, а по воспоминаниям работницы арсенала А. И. Иванюты-Киреевой в 1914 г. «работало не более 300 человек» [20, л. 1], то к 1917 г. количество работников увеличилось до 3145, из которых 2187 мужчины, 260 женщины, 188 подростки - 2 635 все вольнонаемные и 510 солдат.
В 1915 г. стараниями генерал - майора Лукашова для технического усиления мощности Брянского арсенала, возведены ряд новых построек: электрическая станция, механическая мастерская, литейная для тепловой обработки металлов, расширены и капитально перестроены старые мастерские, в результате общая площадь производственных зданий была увеличена больше чем вдвое. В механическом цехе установлены 170 новых станков, и мощность цеха увеличилась почти втрое. Для перестволения орудий установили станки, прессы для снимания с орудий кожухов и надульников, а также электрическую печь и т.д. «Станки для арсенала изготовлялись во время войны в Америке, откуда доставлялись в Россию через Англию, Японию, Францию» [2, с. 167].
Вместе с тем рост производства арсенала требовал квалифицированных специалистов. В частности: «артиллерийских хомутчиков - 5 человек, шорников ушивной - 5 человек, закальщиков инструмента - 2 человека, токарей - 43 человека, фрезеровщиков - 20 человек, хороших слесарей знакомых со сборкой и ремонтом материальной части артиллерии 20 человек». В Брянске было не возможно нанять вольнонаемных работников, тогда 8 июня 1916 г. генерал - майор Лукашов обратился в Петроградскую городскую и областную биржу труда. При участии ГАУ для работы на арсенале из Петрограда прибывает группа специалистов около 20 человек. Для жилья их разместили по семьям арсенальцев на положении «нахлебников». Так называли «рабочего - одиночку, живущего на положении квартиранта в семье арсенального рабочего» [20, л. 6].
Возникала потребность технических поставок для артиллерийского ведомства: металлов и материалов, необходимых для обеспечения деятельности технических артиллерийских заведений до первой половины 1917г. В этой связи во Францию командируют полковника Давыдова, им было заказано: пил круглых для дерева - 200 штук, слесарных 500000 штук, а также др. предметы. Их планировалось распределять между арсеналами, оружейными заводами и другими техническими заведениями [10, л. 22].
Общероссийские политические события влияли на работу Брянского арсенала. 4 марта 1917 г. генерал-майор Лукашов объявляет, что во исполнение распоряжения нового правительства, облеченного
доверием страны, призываю всех офицеров, классных чинов, военнообязанных, мастеровых и рабочих арсенала оставаться на своих местах и исполнять свой долг, дабы неустанной работой способствовать новому правительству скорее победить врага.
16 марта 1917 г. генерал-майор Лукашов отмечал, что работа в некоторых мастерских идет не с той интенсивностью, с какой она должна была бы вестись в виду важности переживаемого момента. В результате появился приказ по Брянскому арсеналу №77 - принять самые энергичные меры к развитию работ в мастерских.
Даже при увеличении количества работников, рабочих рук не хватает из-за чего не возможно вести нормальную работу в третью смену. Решено: работать при двух сменах и при прежней продолжительности рабочего дня. Все работы свыше 8 часов должны оплачиваться, как сверхурочные, т.е. в полуторном размере, говорилось в протоколе заседания совета рабочих депутатов Брянского арсенала от 16 марта 1917 г.
Все эти политические коллизии и работа в непростые военные годы серьезно выматывали, а результатом перегрузок явилась преждевременная смерть генерал-майора Лукашова. Анатолий Николаевич почувствовал себя плохо во время выступления перед стихийным митингом рабочих. Он разъяснял, что необходимо продолжать работу до победы над Германией. После митинга его сердце не выдержало и остановилось.
Жизнедеятельность генерал-майора Лукашова не прошла бесследно, он оставил свой след в развитии артиллерии России, проявив себя как талантливого инженера-технолога, не менее успешной была и его административная деятельность.
Литература:
1. Артиллерийский журнал. 1890. № 10, 11.
2. Барсуков Е.З. Артиллерия русской армии (1900-1917гг.) Т.2 Ч. 3 Артиллерийская снабжение. М.1949.
3. Бобков В.А. Вклад генерал-майора Ф.Е. Бухмейера в развитие артиллерии русской армии в конце ^-—тачале '-♦-—века // Вестник Военного университета. 2011. №1(25).
4. Бобков В.А. Вклад полковника Ф.К. Гебгардта в развитие артиллерии России // Ученые записки Орловского государственного университета. №1(51). 2013.
5. Бобков В.А. Дворянин Курской губернии М.Н. Коробков - выдающийся техник-артиллерист // Курские тетради. Курск и куряне глазами ученых. Тетрадь пятая. Ч. 2. Курск. 2004.
6. Бобков В.А. Работа генерал-лейтенанта Ф.И. Апрелева по развитию артиллерии России // Studia ^етайопаНа. (Материалы международной научной конференции «Западный регион России в международных отношениях ^^н^^вв.» 22-24 июня 2011 г. - К 70 - летию начала Великой Отечественной войны) - Брянск. 2011.
7. Братющенко Ю.В. Военно-кооперативное движение в России // Вопросы истории 2000. №6.
8. ГАБО (Государственный архив Брянской области). Ф. 221. Оп. 1. Д. 2708.
9. ГАБО. Ф. 221. Оп. 1. Д.2870.
10. ГАБО. Ф. 221. Оп. 3. Д. 286.
11. ГАБО. Ф. 376. Оп. 2. Д. 284. Т. 1.
12. ГАОО (Государственный архив Орловской области). Ф.852. Оп.1. Д.18.
13. ГАОО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 216.
14. ГАОО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 791.
15. Крылов И. Воспоминания о генерал-лейтенанте М.Н. Коробкове // Артиллерийский журнал. 1914. № 5.
16. Новожилов В.Ю. Деятельность государственных структур по формированию духовной культуры армии императорской России (вторая половина XIX - начало XX века). Специальность 07.00.09. - Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. - М. 2007.
17. РГВИА (Российский государственный военно-исторический архив). Ф. 504. Оп.1. Д. 50. Журнал артиллерийского комитета /копия/ об установлении в Брянском арсенале валового изготовления гнутых косяков и колес полевой скорострельной артиллерии 18991901 гг.
18. РГВИА. Ф. 504. Оп. 15. Д. 152.
19. Черняк А. Я. Симеон Ванков. Военное издательство. - София. 1989.
20. ЦНИБО ГАБО (Центр новейшей истории Брянской области ГАБО). Ф. 451. Оп.1.Д. 40.