Научная статья на тему 'ВКЛАД БИБЛИОТЕК В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ'

ВКЛАД БИБЛИОТЕК В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
295
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое просвещение / правовые основы / роль библиотек / библиотечные программы / экология культуры / environmental education / legal foundations / role of libraries / library programs / ecology of culture

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А. А. Фомина

В статье рассматривается нормативно-правовая обеспеченность экологического просвещения. Она определяет содержание основных понятий «экологическая информация», «экологическое просвещение». Отечественные библиотеки разных типов и видов осуществляют экологическое просвещение в традиционном естественно-научном понимании с использованием разнообразных форм мероприятий. Анализ репертуара показывает, что мероприятия библиотеки в меньшей степени чем, например, музеи, заповедники активизируют поведение аудитории. Экологические акции не развивают интереса к чтению, анализу информации, не обучают противостоянию информационным угрозам. Автор разделяет мнение специалистов о том, что набирает силу информационно-гуманитарный (культурологический) подход к пониманию задач экологического просвещения. Представленный материал позволяет сделать вывод, что библиотеки на практике постепенно осваивают понимание экологии в контексте экологии культуры. За рубежом термины «экология библиотеки» и «экология информации» используют как синонимы. Автор полагает, что возможно развитие экологии информации как междисциплинарного знания. Отечественное законодательство и деятельность российских библиотек свидетельствуют об общественной потребности в обеспечении информационной безопасности читателя. Таким образом, нарастает значимость информационной составляющей экологии культуры как в практической библиотечной работе, так для совершенствования программ подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF LIBRARIES TO ENVIRONMENTAL EDUCATION

The article examines the regulatory and legal security of environmental education. It defines the content of the basic concepts of “environmental information”, “environmental education.” Domestic libraries of various types carry out environmental education in the traditional natural science understanding using various forms of events. The analysis of the repertoire shows that library events activate the behavior of the audience to a lesser extent than, for example, museums and nature reserves. Environmental actions do not develop an interest in reading, analyzing information, and do not teach how to counter information threats. The author shares the opinion of experts that the informational and humanitarian (cultural) approach to understanding the tasks of environmental education is gaining strength. The presented material allows concluding that libraries are gradually mastering the understanding of library ecology in the context of cultural ecology. Abroad, the terms “ecology of the library” and “ecology of information” are used synonymously. The author believes that it is possible to develop the ecology of information as interdisciplinary knowledge. Domestic legislation and the activities of Russian libraries indicate the public need to ensure the information security of the reader. Thus, the importance of the information component of the ecology of culture is increasing, both in practical library work and for improving training programs.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД БИБЛИОТЕК В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ»

УДК 379.8:378

Fomina A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

THE CONTRIBUTION OF LIBRARIES TO ENVIRONMENTAL EDUCATION. The article examines the regulatory and legal security of environmental education. It defines the content of the basic concepts of "environmental information", "environmental education." Domestic libraries of various types carry out environmental education in the traditional natural science understanding using various forms of events. The analysis of the repertoire shows that library events activate the behavior of the audience to a lesser extent than, for example, museums and nature reserves. Environmental actions do not develop an interest in reading, analyzing information, and do not teach how to counter information threats. The author shares the opinion of experts that the informational and humanitarian (cultural) approach to understanding the tasks of environmental education is gaining strength. The presented material allows concluding that libraries are gradually mastering the understanding of library ecology in the context of cultural ecology. Abroad, the terms "ecology of the library" and "ecology of information" are used synonymously. The author believes that it is possible to develop the ecology of information as interdisciplinary knowledge. Domestic legislation and the activities of Russian libraries indicate the public need to ensure the information security of the reader. Thus, the importance of the information component of the ecology of culture is increasing, both in practical library work and for improving training programs.

Key words: environmental education, legal foundations, role of libraries, library programs, ecology of culture

А.А. Фомина, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ВКЛАД БИБЛИОТЕК В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

В статье рассматривается нормативно-правовая обеспеченность экологического просвещения. Она определяет содержание основных понятий «экологическая информация», «экологическое просвещение». Отечественные библиотеки разных типов и видов осуществляют экологическое просвещение в традиционном естественно-научном понимании с использованием разнообразных форм мероприятий. Анализ репертуара показывает, что мероприятия библиотеки в меньшей степени чем, например, музеи, заповедники активизируют поведение аудитории. Экологические акции не развивают интереса к чтению, анализу информации, не обучают противостоянию информационным угрозам. Автор разделяет мнение специалистов о том, что набирает силу информационно-гуманитарный (культурологический) подход к пониманию задач экологического просвещения. Представленный материал позволяет сделать вывод, что библиотеки на практике постепенно осваивают понимание экологии в контексте экологии культуры. За рубежом термины «экология библиотеки» и «экология информации» используют как синонимы. Автор полагает, что возможно развитие экологии информации как междисциплинарного знания. Отечественное законодательство и деятельность российских библиотек свидетельствуют об общественной потребности в обеспечении информационной безопасности читателя. Таким образом, нарастает значимость информационной составляющей экологии культуры как в практической библиотечной работе, так для совершенствования программ подготовки кадров.

Ключевые слова: экологическое просвещение, правовые основы, роль библиотек, библиотечные программы, экология культуры

Актуальность работы связана с тем, что обращение к изучению вопроса об участии библиотек в экологическом просвещении обусловлено явно противоречивым положением в нормативно-правовых документах. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит библиотеки к организаторам экологического просвещения наряду с иными учреждениями культуры [1, ст. 74]. Однако в библиотеках работа с экологической информацией не приобрела статуса самостоятельного направления и, согласно регламентирующим документам, изучение, например, памятников природы ведется в рамках краеведческой деятельности, тематическими направлениями которой признаны «история изменения границ и административно-территориального деления территории; даты создания и изменения статуса или административно-территориальной подчиненности населенных пунктов; местные топонимы; хроника основных событий; генеалогия и история семей; история учреждений и предприятий; биографические сведения об уроженцах и жителях; памятники архитектуры, истории и культуры; местные промыслы и ремесла, обряды и обычаи местного населения; местный фольклор» [2, п. 12.3]. Накапливаемые ресурсы исследовательской информации позволяют библиотекам создавать комплекс справочных изданий, отражающих портрет локального социума и характер его взаимоотношений с окружающей средой в форме справочников, путеводителей, энциклопедий, а также календарей знаменательных дат, хроник событий, летописи населенных мест, интерактивных карт, виртуальных экскурсии, выставок, коллекций.

Как правило, эти материалы достойно представлены на официальных сайтах библиотек, выступая весомым аргументом в поддержку благотворного влияния «краеведческих, патриотических, благотворительных тем на расширение тематического горизонта экологической деятельности библиотек» в интересах развития экологического мировоззрения и сознания [3, с. 7]. Цель исследования опыта деятельности библиотек в области экологического просвещения направлена на выявление возможности интерпретации результатов практической работы в образовательных программах по специальности «библиотечно-информацион-ная деятельность» в качестве базы фактографических данных для читаемых дисциплин и перспектив положительного влияния на создание новых.

Конкретизация «путевой карты» достижения поставленной цели связана с обращением к положениям федеральных законов, регламентирующих содержание и условия доступа к экологической информации, изучением форм и тематики библиотечных мероприятий, пропагандирующих экологическую культуру. Логично среди задач выделить и изучение ключевых дефиниций, отражающих современное развитие науки об экологии, а также акцентировать внимание на экологизации библиотечного пространства.

Научная новизна статьи заключается в исследовании терминосистемы экология - экология культуры - экология библиотеки - экология информации.

Теоретическая значимость статьи связана с обоснованием постоянного характера обновления содержания термина «экология библиотеки» благодаря современным концепциям стирания противоречия в трактовке экологических проблем развития природы и общества.

Практическая значимость связана с выявлением устоявшихся и современных форм библиотек в области классического природоохранного экологического просвещения, выделения новых направлений, связанных с экологизацией информационного пространства и безопасностью читателя.

Отечественное законодательство, регулирующее общественные отношения в информационной сфере, характеризует документы открытых фондов библиотек и, в частности, содержащие экологическую информацию, как общедоступные [4, ст. 8 п. 4]. Её содержание традиционно определяется данными о состоянии окружающей среды. Это понятие детализируют уточнения об актуальности мониторинга - ретроспективного, текущего и прогнозируемого состояния, процессов и явлений; относя к угрозам загрязнения из-за воздействия деятельности человека; значимость мероприятий в области охраны окружающей среды [1, ст. 1]. Содержание экологического просвещения законодательно выходит за рамки принятой дефиниции и добавляет к информации «о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов» [там же, ст. 74] информированность об экологической безопасности в интересах формирования экологической культуры общества.

Характеристика экологической безопасности как состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [там же, ст. 1] выводит это положение на уровень концептуальной цели экологической деятельности, признанного стратегического приоритета государственной политики.

Возложенные на библиотеки функции информационных очагов экологического просвещения в начале 2000-х гг способствовали активизации и возрастанию внимания профессионального сообщества к формированию экологической культуры. В немалой степени этому способствовало проведение в библиотеках России тематических всероссийских конкурсов и акций под эгидой Российской государственной библиотеки для молодёжи и Государственной публичной научно-технической библиотекой России (ГПНТБ РФ). Создание экологического раздела сайта ГПНТБ России позволило консолидировать эколого-просветитель-ские инициативы библиотек страны [5].

Следует уточнить, что работа с экологической информацией ведется библиотеками не одно десятилетие. К примеру, многолетняя плодотворная деятельность ГПНТБ СО РАН по созданию информационных ресурсов соответствующего содержания начата еще в XX в. Сбор информации ведется со второй половины прошлого века и успешно продолжается в новейшее время для многих баз данных собственной генерации: «Биоразнообразие Северной Евразии (1985-2010 гг)», «Водные ресурсы Сибири (1979-1991 гг.)», «Рекультивация земель, нарушенных при разработке золоторудных месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке (1964-2016 гг.)» [6]. Они включают информацию о печатных изданиях монографического и аналитического характера, депонированных научных работах, патентах, библиографических пособиях, поступивших в составе обязательного экземпляра отечественной литературы, в рамках международного

книгообмена и подписных зарубежных источников, а также из доступных отечественных и зарубежных баз данных.

Заархивированная информация по-прежнему остаётся доступной потребителю. Например, сведения «Водных ресурсы Сибири (1979-1991 гг)» включены в действующую базу данных «Научная Сибирика». Доступ к другим предоставляется по индивидуальным запросам.

Крупнейшая из продолжающихся библиографических баз данных «Научная Сибирика: природа, история, экономика, культура, наука Сибири и Дальнего Востока (1988 г.)» включает сведения примерно об 1 286 662 документах, снабженные аннотациями, тематическими, предметно-географическими рубриками. Ежемесячное обновление информации отражает отечественные и иностранные произведения печати на разных носителях, поступающие в фонды академических библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук. Продолжается работа над пополнением информации базы данных «Загрязнение и охрана окружающей среды: справочные и информационно-библиографические издания (1985 г)», насчитывающей свыше 4 400 документов.

Активное участие общедоступных библиотек в осуществлении экологического просвещения в XXI в. получило общественное признание, что, в частности, подтверждается включением под особой рубрикой сообщений об эколого-про-светительской деятельности библиотек в государственный доклад министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [7, с. 806-807]. Перечень тематических мероприятий и форм их реализации Российской национальной, Российской государственной библиотеками, Государственной публичной исторической библиотекой, Российской государственной библиотекой для молодежи, Российской государственной детской библиотекой, Российской государственной библиотекой для слепых занимает первое, приоритетное место в разделе «Экологическое просвещение и формирование экологической культуры».

Учреждениями культуры экологическая проблематика трактуется прежде всего в классическом естественно-научном, природно-охранном ключе, что и находит отражение в формулировке просветительских программ и мероприятий: «Живая планета», «Красная книга», «Заповедный лес», «Экология почв», «Птицы Москвы и Подмосковья», «Друзья природы», «История мусора», «Рециклинг», «Энергосбережение», «Карты земель российского Севера: реальность и мифы», «У нас не заржавеет: город как инженерное сооружение», посвященных вопросам водоснабжения, гигиены, канализации.

Библиотеки строят общение в форме интерактивных лекций, литературно-познавательных занятий, экспозиций и тематических выставок картографических, периодических изданий и фотографий с привлечением игровых технологий конкурсов, экоквеста, игры-путешествия, а также проведения фестивалей и организации экоклубов. В этой среде «апробированы многие современные интерактивные методы и формы работы (стендап, экологические деловые игры, исторические реконструкции, экологические батлы, мозговые штурмы, кейс-ста-ди, эвристические беседы, ресурсные круги и т. д.)» [3, с. 7].

В сравнении с музейной деятельностью, особенно музеев-заповедников на природоохранных территориях, мероприятиям библиотеки не хватает конкретизации действий, той опредмеченности, которая, например, естественно свойственна программам Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» (экскурсионный цикл «Экологическая тропа»), Всероссийского музея А.С. Пушкина (экологическая программа «Праздник птиц») [7, с. 807].

В поисках эффективных форм вовлеченности приглашенных на мероприятия экологической направленности библиотеки проводят акции по сбору макулатуры, поддерживают «Волонтерство в приюте для бездомных животных», но такие программы, обладая острой социальной актуальностью, не опираются на читательский потенциал посетителей, не поощряют интерес к чтению, не ценят достижений читателей по примеру творческих встреч с писателями, чтений вслух серии«Читаемвместес собакой», изучения устного-народного творчества («У сороки на хвосте: пословицы и поговорки народов России»). Примечательно, что московские детские библиотеки, соавторы проекта «Зелёная библиотека», предлагают оценивать «привлечение читателей-детей к созданию материалов эколого-информационной и эколого-просветительской направленности: закладок, памяток, листовок, буклетов, плакатов» в качестве критерия состояния собственной деятельности эколого-природоохранной направленности [8].

Отмечаемое тематическое и деятельностное разнообразие, привносимое в экологическое просвещение учреждениями культуры, на практике соответствует отмечаемому философами феномену в трактовке термина «экология», связанного с утратой былого противопоставления природы и культуры [9, с. 69].

Появившаяся на рубеже XX-XXI вв. экология культуры наращивает потенциал как область знания и практической деятельности и уже получила дисциплинарный статус раздела культурологии, хотя, по мнению Е.Н. Устюговой, еще не преодолены разночтения содержания самого понятия [там же, с. 64]. Отмечаемый характер толкований «по-разному, с разной степенью <...> конкретности и смысловой широты» [там же] свойственен библиотечно-информационной сфере, профессиональное сообщество которой восприняло термин «экология культуры» благодаря теориям ноосферы и устойчивого развития.

Атрибутивность экологии библиотек в контексте экологии культуры не противоречит сложившейся оценке последней как «совокупности сосуществующих

культурных сред» [там же, с. 67]. Использованию термина «экология библиотек» присущ декларативный характер, поскольку определение его содержания лишь намечено оргкомитетом форума публичных библиотек (2017 г), предложившим рассматривать библиотеку «как символический и одновременно реальный дом, который создает общество и государство для книг и их читателей в целях познания мира и просвещения нации <...>, наполняясь универсальными и национальными ценностями» [10, с. 11.]. Этот теоретический эскиз термина, несомненно, потребует конкретизации содержания. Представляется, что определённую поддержку можно почерпнуть в оценке М. Фридманом публичной библиотеки как самой распространенной модели экологической системы, «единственной миссией которой является обеспечение потребителям равный и справедливый доступ, бесплатно и (неограниченно) без любых ограничений» [11, с. 5-6].

М. Фридман распространяет свойство экологичности на все элементы библиотечной локации - «множество людей, физическое здание, книги, компьютеры, электронные ресурсы, доступные через эти компьютеры, и персонал библиотеки. Это целая взаимосвязанная система, составляющая информационную экологию библиотеки» [там же]. Акцентируя внимание на информационной доминанте экологии библиотек, М. Фридман интерпретирует предложения соотечественников об экологии информации.

Приоритет в использовании терминов «экология библиотек», «информационная экология библиотеки» или в более широком плане «экология информации» выявит развитие информационной среды и профильных социальных институтов. Использование понятия «экология информации», возможно, имеет преимущество, связанное с трансграничным (внеотраслевым) статусом информации и поэтому может объективно отразить смысловой синтез природно-семио-тической среды [9, с. 67]. По мнению А.П. Парахонского, сформировался запрос на «специальный междисциплинарный <...> раздел науки - информационная экология» [12, с. 25].

Несомненно, что для характеристики библиотечного пространства становятся актуальными экологические информационные критерии, параметры. В таком случае по аналогии с традиционной естественно-научной трактовкой экологии уместно говорить об информационной безопасности, распространяя ее на потребителя информации и обеспечивая её условия для посетителя библиотечной локации. Поиск решения этой проблемы представляет современное российское законодательство, наметившее переход от защиты информации к защите потребителя от информационных угроз. В законе «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью детей и их развитию» предложена аннотированная стратификация населения по возрасту с учетом типичных факторов возможного негативного воздействия [13, ст. 6. п. 3]. В контексте обсуждаемого экологичного пространства общедоступной библиотеки предложенный подход входит в противоречие с возрастной классификации читателей-детей, поскольку в её задачи входит обеспечение интеллектуального развития личности на основе учета условий восприятия информации, её усвоения для необходимого применения. Необходим взвешенный подход к использованию норм закона библиотеками. Положительный пример демонстрирует Российская государственная детская библиотека (РГДБ), соблюдающая при отборе ресурсов требования к безопасности информационной продукции, считая при этом его главным критерий «наличие интересного, содержательного, написанного хорошим литературным языком контента» [14].

Российские библиотеки творчески развивают содержание экологического просвещения с учетом наметившегося общественного интереса к его информационному направлению.

В программе по созданию безопасного виртуального пространства РГДБ отказалась от сомнительной пользы запретов и ограничений в пользу экспертного мнения специалистов из многих библиотек страны, в том числе профессиональных психологов, социологов и педагогов. Созданный онлайн-навигатор известен с 2012 г. как «ВебЛандия: лучшие сайты для детей». Это не просто портал «почти 2000 проверенных сайтов» [15]. Виртуальными средствами расширена библиотечная среда не только самой РГДБ, поскольку «каждая библиотека получила возможность вместо скромного списка ссылок разместить на своем сайте большой каталог детских (или подходящих детям) ресурсов, собранных совместными усилиями библиотекарей детских библиотек России» [15].

Российская государственная детская библиотека готова признать своим и включить в состав своей аудитории приверженца любой тематики, тем более что отбор сайтов для Вебландии открыт и для читателей. И если предложение «пройдет проверку на соответствие критериям, он тоже будет добавлен в базу» [там же]. Так происходит приобщение пользователей к паритетному участию в профессиональном создании экологичной информационной среды.

Новая среда оказалась открытой для игр, развлечений и обучения. ВебЛан-дия приняла не только читателя, но и нечитателей: тех, у кого в силу возраста навыки чтения еще несовершенны и тех, кто не склонен к чтению. Практически на каждом тематическом пазле из структуры ресурсов отражены материалы далеко не для традиционной библиотечной аудитории, а, например, для шахматистов или наоборот, любителей подвижных игр; аквариумистов или изучающих фотошоп, азы кулинарии, детский игровой фольклор (потешки, скороговорки, считалки, загадки) и «стишки, песенки, пестушки и колыбельные, то, что слушает и запоминает малыш, который еще не умеет говорить» [там же]. Арт-терапия в ресурсах ВебЛандии способствует открытости библиотечного пространства для

людей с особыми потребностями и для детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. В совместной работе детей и взрослых над сценарием мультфильма, изображением персонажей, их анимацией и озвучанием «дети включаются в творческий процесс, который играет важную роль в оказании психологической поддержки ребёнку» [там же].

Творческий подход к вовлечению в экологичную среду библиотек разнообразных по информационным запросам читателей и нечитателей, приверженцев книг и информационных ресурсов, самостоятельных в своём выборе и находящихся под патронажем взрослых, присущ и вновь появившимся программам по изучению феномена информации. Так, в последние годы в таких программах, в том числе в формате общероссийских акций, внимание привлечено к историческим формам документирования («Книга из глины», «Свитки древнего Египта» и пр.) Изучение истории письменности не игнорирует примет современного рынка информации, вводя темы стихосушек, леттеринга, фактчекинга. Подобные программы в игровой форме знакомят аудиторию библиотек с формами борьбы за экологию информационного пространства против информационного смога, информационного шума, искажающих информацию и её восприятие.

Библиографический список

Изучение библиотечного подхода к экологическому просвещению показывает, что на отбор его содержания оказывают влияние общенаучные тенденции развития экологического знания, активизирующие безбарьерное сочетание естественно-научного, природоохранительного и информационного (культурологического) подходов к интерпретации задач экологии. Социум признает за библиотеками успехи в организации экологического просвещения, отмечает разнообразие форм воплощения и выдвигает новые требования, связанные с формированием безопасной среды для потребителя информации. Современная библиотека должна не только предоставлять информацию, но и формировать навыки её интерпретации.

Развитие экологической проблематики в библиотечной деятельности обогащает преподавание в вузах культуры краеведческой библиографии и способствует созданию интегративного курса, освещающего проблемы экологии информации. Введение новой учебной дисциплины потребует дальнейшей работы над экологической проблематикой библиотечно-информационного пространства, обращения к анализу содержания, в том числе производственных процессов, связанных с профессиональной экспертизой качества библиотечных фондов.

1. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

2. Руководство по краеведческой деятельности общедоступных (публичных) библиотек РФ. Владимир, 2018. Available at: http://www.rba.ru/content/about/doc/ruk_ kraev_pub.pdf

3. Лещинская В.В., Рыбальский Н.Г Эколого-просветительская деятельность библиотек. Природно-ресурсные ведомости. 2017; № 10-11: 7

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ. Available at: https: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61798/78b773a28f3ad19eb234697b20ab1d48c09f748a/

5. Экологический раздел сайта ГПНТБ России. Available at: https://ecology.gpntb.ru/

6. Библиографические базы данных собственной генерации ГПНТБ СО РАН. Available at: http://www.spsl.nsc.ru/o-biblioteke/osnovnye-strukturnye-podrazdeleniya/otdel-nauchnoj-bibliografii/informacionno-bibliograficheskaya-produkciya/bibliograficheskie-bazy-dannyx-sobstvennoj-generacii/

7. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году: государственный доклад. Москва: Минприроды России, 2019.

8. Критерии оценки деятельности детской библиотеки по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей и созданию экологичной среды в библиотеке. Available at: http://gaidarovka-metod.ru/index.php?option=com_contentSview=articleSid=594:-l-rScatid=127:2012-02-19-16-58-32SItemid=213

9. Устюгова Е.Н. Экология культуры: грани проблемы ВестниксПбГУ. 2013; № 3: 64-69.

10. Басов С.А. Публичная библиотека в России: исторические уроки, проблемы и решения, достижения и надежды: обзор материалов Информационный бюллетень РБА. 2017; № 81: 11-23.

11. Фридман М. Роль библиотек и информации в устойчивом развитии общества: экология информации Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса Симферополь, 2007. Available at: https://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2007/cd/39.pdf

12. Парахонский А.П. Формирование информационного общества и развитие информационной экологии Педагогика и современность. 2014; 3: № 20-28.

13. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_108808/6fca9c26908d9ea57af1348f34c9630d15533d16/

14. ВебЛандия: лучшие сайты для детей. Available at: https://rgdb.ru/megaproekty/veblandiya-luchshie-sajty-dlya-detej

References

1. Ob ohrane okruzhayuschej sredy: federal'nyj zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

2. Rukovodstvo po kraevedcheskoj deyatel'nosti obschedostupnyh (publichnyh) bibliotek RF. Vladimir, 2018. Available at: http://www.rba.ru/content/about/doc/ruk_kraev_pub.pdf

3. Leschinskaya V.V., Rybal'skij N.G. 'Ekologo-prosvetitel'skaya deyatel'nost' bibliotek. Prirodno-resursnye vedomosti. 2017; № 10-11: 7

4. Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i o zaschite informacii: Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N 149-FZ. Available at: https: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _61798/78b773a28f3ad19eb234697b20ab1d48c09f748a/

5. 'Ekologicheskijrazdelsajta GPNTB Rossii. Available at: https://ecology.gpntb.ru/

6. Bibliograficheskie bazy dannyh sobstvennoj generacii GPNTB SO RAN. Available at: http://www.spsl.nsc.ru/o-biblioteke/osnovnye-strukturnye-podrazdeleniya/otdel-nauchnoj-bibliografii/informacionno-bibliograficheskaya-produkciya/bibliograficheskie-bazy-dannyx-sobstvennoj-generacii/

7. O sostoyanii i ob ohrane okruzhayuschej sredy Rossijskoj Federacii v 2018 godu: gosudarstvennyj doklad. Moskva: Minprirody Rossii, 2019.

8. Kriterii ocenki deyatel'nosti detskoj biblioteki po 'ekologicheskomu vospitaniyu, prosvescheniyu, obrazovaniyu chitatelej i sozdaniyu 'ekologichnoj sredy v biblioteke. Available at: http://gaidarovka-metod.ru/index.php?option=com_contentSview=articleSid=594:-l-rScatid=127:2012-02-19-16-58-32SItemid=213

9. Ustyugova E.N. 'Ekologiya kul'tury: grani problemy VestnikSPbGU. 2013; № 3: 64-69.

10. Basov S.A. Publichnaya biblioteka v Rossii: istoricheskie uroki, problemy i resheniya, dostizheniya i nadezhdy: obzor materialov Informacionnyjbyulleten'RBA. 2017; № 81: 11-23.

11. Fridman M. Rol' bibliotek i informacii v ustojchivom razvitii obschestva: 'ekologiya informacii Biblioteki i informacionnye resursy v sovremennom mire nauki, kul'tury, obrazovaniya i biznesa Simferopol', 2007. Available at: https://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2007/cd/39.pdf

12. Parahonskij A.P. Formirovanie informacionnogo obschestva i razvitie informacionnoj 'ekologii Pedagogika isovremennost'. 2014; 3: № 20-28.

13. O zaschite detej ot informacii, prichinyayuschej vred ih zdorov'yu i razvitiyu: federal'nyj zakon ot 29.12.2010 N 436-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_108808/6fca9c26908d9ea57af1348f34c9630d15533d16/

14. VebLandiya: luchshie sajty dlya detej. Available at: https://rgdb.ru/megaproekty/veblandiya-luchshie-sajty-dlya-detej

Статья поступила в редакцию 20.02.24

УДК 747.012

Khabibova A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Khizhnyak E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Matyunina D.S., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

BUILDING A MULTIMEDIA PORTFOLIO AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVITY IN STUDENTS WHO MAJOR IN COMMUNICATION DESIGN. The

article discusses ways of using the portfolio method by a designer and the specifics of its creation while working on a design task in design practice. Researchers state that building portfolios during the learning process contributes to the development of creative thinking. Firstly, a portfolio allows one to organize stages of collecting information; secondly, it activates creative thinking and an element of reflection throughout the work on a particular creative project. Therefore, the portfolio method has great educational potential. This method allows for successful communication between student and teacher, as well as between students and the rest of the design community. The article specifies the optimal modern methods of creating and implementing creative ideas in the process of building a multimedia portfolio. The basic principles of design project planning are outlined taking into account the modern multimedia technologies. Based on analysis of the design process in communication design, the authors give recommendations on the use of various creativity techniques which will aid the students in this field developing a creative portfolio.

Key words: portfolio method, multimedia technologies, creative technologies, exhibition environment, design planning, communication design, visualization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.