Научная статья на тему 'Вклад академика А.В. Рындиной в изучение древнерусского и церковного искусства Нового времени'

Вклад академика А.В. Рындиной в изучение древнерусского и церковного искусства Нового времени Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
А.В. Рындина / древнерусское искусство / церковное искусство / искусствоведение / композиция / иконография / техника изготовления / A.V. Ryndina / Old Russian art / church art / art history / composition / iconography / manufacturing techniques

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Островская Тамара Алексеевна

В статье автор анализирует научные труды доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, художника Анны Вадимовны Рындиной, посвященные сложению иконографии, технике изготовления, анализу стиля, атрибуции предметов древнерусской мелкой пластики XIV–XV веков и деревянной церковной скульптуре XIV–XVIII веков. Целью работы является обобщение, анализ и оценка вклада академика А.В. Рындиной в развитие научного понимания древнерусского и церковного искусства Нового времени. Для достижения этой цели проведен обзор и анализ научных публикаций, монографий и статей, написанных искусствоведом, а также реализованных ею научно-просветительских проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contribution of Academician A.V. Ryndina to the study of ancient Russian and modern church art

The article presents an analysis of the scientific heritage of Anna Vadimovna Ryndina, Doctor of Art History, Professor, Honoured Art Worker of the Russian Federation, artist. The aim of the work is to analyse and evaluate the contribution of Academician A.V. Ryndina to the development of scientific understanding of Old Russian and church art of the new time. To achieve this goal, the author reviews and analyses scientific publications, monographs and articles written by the art historian, as well as scientific and educational projects implemented by her, devoted to the development of iconography, production techniques, style analysis, and attribution of objects of Old Russian fine plastic art of the 14th – 15th centuries and wooden church sculpture of the 14th – 18th centuries.

Текст научной работы на тему «Вклад академика А.В. Рындиной в изучение древнерусского и церковного искусства Нового времени»

Искусство Евразии. 2023. № 4 (31). С. 296–301. ISSN 2518-7767 (online)

Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2023, (4), pp. 296–301. ISSN 2518-7767 (online)

Краткое сообщение

УДК 7.072

DOI 10.46748/ARTEURAS.2023.04.019

Вклад академика А.В. Рындиной в изучение древнерусского и церковного искусства Нового времени

Островская Тамара Алексеевна

Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское – Измайлово», Москва, Российская Федерация

tomaostrov@mail.ru

Аннотация. В статье автор анализирует научные труды доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, художника Анны Вадимовны Рындиной, посвященные сложению иконографии, технике изготовления, анализу стиля, атрибуции предметов древнерусской мелкой пластики XIV–XV веков и деревянной церковной скульптуре XIV–XVIII веков. Целью работы является обобщение, анализ и оценка вклада академика А.В. Рындиной в развитие научного понимания древнерусского и церковного искусства Нового времени. Для достижения этой цели проведен обзор и анализ научных публикаций, монографий и статей, написанных искусствоведом, а также реализованных ею научно-просветительских проектов.

Ключевые слова: А.В. Рындина, древнерусское искусство, церковное искусство, искусствоведение, композиция, иконография, техника изготовления

Для цитирования: Островская Т.А. Вклад академика А.В. Рындиной в изучение древнерусского и церковного искусства Нового времени // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 4 (31). С. 296–301. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.04.019. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1065.

Short communications article

The contribution of Academician A.V. Ryndina to the study of ancient Russian and modern church art

Tamara A. Ostrovskaya

The Moscow State Integrated Art and Historical, Architectural and Natural Landscape Museum-Reserve, Moscow, Russian Federation

tomaostrov@mail.ru

Abstract. The article presents an analysis of the scientific heritage of Anna Vadimovna Ryndina, Doctor of Art History, Professor, Honoured Art Worker of the Russian Federation, artist. The aim of the work is to analyse and evaluate the contribution of Academician A.V. Ryndina to the development of scientific understanding of Old Russian and church art of the new time. To achieve this goal, the author reviews and analyses scientific publications, monographs and articles written by the art historian, as well as scientific and educational projects implemented by her, devoted to the development of iconography, production techniques, style analysis, and attribution of objects of Old Russian fine plastic art of the 14th – 15th centuries and wooden church sculpture of the 14th – 18th centuries.

Keywords: A.V. Ryndina, Old Russian art, church art, art history, composition, iconography, manufacturing techniques

For citation: Ostrovskaya, T.A. (2023) ‘The contribution of Academician A.V. Ryndina to the study of ancient Russian and modern church art’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (4), pp. 296–301. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.04.019. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1065. (In Russ.)

© Островская Т.А., 2023

20 августа 2023 года закончился земной путь академика Российской академии художеств, выдающегося исследователя древнерусского и современного церковного искусства, крупного ученого, педагога и заслуженного художника РФ Анны Вадимовны Рындиной. Она родилась в 1937 году в Москве, в семье народного художника СССР, театрального сценографа В.Ф. Рындина (1902–1974) [1]. Первые уроки по рисунку, живописи и композиции юной Анне преподавал отец, развивая в девочке любовь к цвету, композиции, сочному мазку, контурной линии. Этот опыт постижения мастерства художника Анна Вадимовна помнила всегда и воспринимала его как дар. Параллельно с привязанностью к театру и живописи развивались ее увлечение отечественной историей и огромный интерес и любовь к древнерусскому искусству.

Рис. 1. Анна Вадимовна Рындина (1937–2023). Фото: Российская академия художеств

В 1955 году А.В. Рындина поступила на исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (кафедра искусствоведения) и в период обучения брала уроки живописи у известного советского художника, талантливого педагога В.В. Почиталова (1902–1973) [2]. В 1959 году, окончив университет с красным дипломом, поступила в сектор изобразительного искусства Института истории искусств АН СССР, который возглавлял академик В.Н. Лазарев (1897–1976) [3]. Вскоре под руководством доктора исторических наук, исследователя Лицевого летописного свода XVI века О.И. Подобедовой (1912–1999) [4] образовалась группа молодых и перспективных исследователей по изучению древнерусского искусства, куда вошла и Анна Вадимовна. В сферу ее научных интересов попала русская каменная мелкая пластика XIV–XV веков. Результатом исследования стала защита в 1975 году кандидатской диссертации на тему «Новгородская мелкая пластика: Новгород и Центральная Русь XIV–XV веков», где впервые рассматривалась ценность древнерусской миниатюрной пластики как цельного художественного явления, подчеркивались особенности техники резьбы по камню, обозначалась роль византийских традиций в работе русских мастеров-резчиков, анализировались иконография и стиль изображений. Особенное внимание уделялось роли крупных центров древнерусской культуры — Новгорода и Москвы. В 1978 году по материалам диссертации вышла монография «Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV–XV веков» [5].

В 1979 году издана книга «Живопись и прикладное искусство Твери. XIV–XVI века» ведущего специалиста в области древнерусского искусства Г.В. Попова, второй раздел был написан А.В. Рындиной и посвящен прикладному искусству. Впервые на материале тверской пластики малых форм были выявлены черты местного «массового» ремесла, сохранившего во многом традиции северо-восточной домонгольской культуры [6, с. 481]. В целом авторы ярко представили опыт систематизации явлений культурной жизни и художественного развития средневековой Твери.

С 1987 года А.В. Рындина работала старшим, а затем ведущим научным сотрудником Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (отделение искусствознания и художественной критики), была заведующей отделом древнерусского и церковного искусства. В 1990 году за работу «Художественный металл Москвы XIV–XV веков: типология и стилеобразование» [7] Рындиной была присуждена докторская степень в области искусствоведения. Среди задач, поставленных исследователем, — определение реального «адреса» отдельных групп памятников, обозначение русских ювелирных мастерских, исследование трансформации образца в условиях особой культурной среды. Основной целью научного исследования стало также выявление закономерности становления «московской школы» в мастерстве золотого и серебряного дела, обозначение типологических и стилеобразующих признаков московского художественного металла XIV–XV веков, введение его в историю древнерусского изобразительного искусства как полноценного художественного явления. В результате научные труды по истории древнерусской мелкой каменной пластики и металлопластики XV–XIX веков явились новой и важной ступенью для развития отечественного искусствознания.

В 1988 году в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси в Москве в залах РАХ состоялась масштабная выставка «К 1000-летию русской художественной культуры», в организации которой приняла активное участие А.В. Рындина. Основная идея выставки — обратить внимание общественности на культуру Древней Руси и «не столько показать путь, пройденный со времени принятия христианства, сколько наметить общее направление этого пути и обозначить силуэт одной из крупнейших мировых культур» [8, с. 23]. По итогам выставки был выпущен каталог с одноименным названием, научным редактором и автором вступительной статьи которого явилась А.В. Рындина.

Огромной заслугой искусствоведа, отмеченной многими исследователями, считается тот факт, что она начала заниматься проблемами изучения древнерусской резной деревянной иконы и церковной статуарной скульптуры. Дерево было излюбленным материалом древнерусского резчика-мастера, однако после принятия христианства в Древней Руси особенно храмовая деревянная скульптура оказалась не столь развитым видом искусства, так как православная церковь сопротивлялась проникновению круглой скульптуры в церковные интерьеры в связи с запретом на идолопоклонство, отталкиваясь от текста Ветхого Завета: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исход, 20:4–5). Тем не менее «иконы на рези», а именно резные деревянные образы святых, помещенные, как правило, в киоты, начиная с XV–XVI веков являлись частью церковного интерьера. Под редакцией А.В. Рындиной с начала 1990-х годов выпускались серии научных сборников «Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуция», в которых публиковались новые памятники деревянной резьбы, ставились задачи, очерчивался круг острых проблем, выявлялись особость и неповторимость древнерусской деревянной пластики и скульптуры.

В 2006 году Рындина совместно с искусствоведом Государственной Третьяковской галереи Г.В. Сидоренко явилась одним из авторов концепции зарубежной выставки «Деревянная скульптура земли Русской с древнейших времен до XIX века». Выставка проходила в Музее Капитолия, Палаццо Кафарелли и в художественной галерее в Палаццо Леони Монтанари в городе Виченца, в Италии. Одновременно с выставкой под редакцией А.В. Рындиной и Карло Пировано вышел каталог «Животворящее Древо» с коллективным сборником статей [9]. В настоящее время эстафету по изучению и публикации новых памятников деревянной пластики и скульптуры продолжает доктор искусствоведения, профессор М.А. Бурганова.

А.В. Рындина вела насыщенную, активную профессиональную деятельность. Большой заслугой был организованный и проводимый ею более 20 лет научный семинар по древнерусскому и церковному искусству с привлечением российских и зарубежных специалистов. За эти годы семинар заинтересовал как выдающихся, так и молодых ученых. Одновременно с проблемами русской деревянной пластики Рындину волновали вопросы современного церковного искусства, касающиеся написания икон, создания мозаики, фрески, церковного шитья. Она обращалась к таким проблемам, как исследование принципов архитектурно-художественной организации интерьера православного храма в условиях современности, отталкиваясь, прежде всего, от церковного канона. А.В. Рындина неоднократно повторяла, что церковное Предание и опыт Церкви способствуют сохранению цельного образа храмового пространства, поэтому активно участвовала в воссоздании церквей. В качестве эксперта по художественным и композиционным решениям при воссоздании живописных циклов приняла участие в восстановлении внутреннего убранства храма Христа Спасителя в 1994–2000 годах.

Под ее руководством на протяжении 30 лет коллектив отдела по изучению древнерусского искусства при РАХ, объединивший высококлассных специалистов, выступал ведущим звеном в фундаментальных научных исследованиях в области древнерусского и церковного искусства Нового и Новейшего времени. В 2004 году выпущен сборник статей «Русское церковное искусство Нового времени», ответственным редактором которого была Анна Вадимовна [10]. В 2012 году она также стала составителем и ответственным редактором сборника «Техники и технологии в сакральном искусстве. Христианский мир. От древности к современности» [11]. Его новаторство заключалось в освещении проблем, связанных с сохранностью древних памятников религиозного искусства, в привлечении специалистов, обладающих новыми методами реставрации, способными сохранить жизнь ранних артефактов.

Анна Вадимовна вела и педагогическую деятельность в МГАХИ им. В.И. Сурикова, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, а также преподавала основы декоративно-прикладного искусства в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, предварительно составив программу курса, по которой и в настоящее время учатся студенты. Она старалась передать накопленные фундаментальные знания о древнерусском художественном наследии, которые необходимы будущим искусствоведам и реставраторам, составляющим новую формацию историков христианского искусства, так как была уверена, что Богословский институт жизненно необходим и имеет большое будущее, сочетая светское образование с традициями Православия. Многие ее студенты и аспиранты стали ведущими специалистами в области древнерусского искусства.

А.В. Рындина выступила автором свыше 200 научных трудов и статей по проблемам истории древнерусского и современного церковного искусства, не раз являлась автором каталогов выставок русской иконы в России и за рубежом. Многие годы она входила в состав Ученых советов музеев Московского Кремля, Исторического музея, Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублёва и других научных учреждений. Являлась организатором выставок современного церковного искусства, членом экспертных советов. Организовывала и принимала активное участие в международных научных конференциях, выступала с лекциями, консультировала реставраторов и сотрудников музеев, в том числе зарубежных. Анна Вадимовна принадлежит к тем ученым, которые ставили цели и не боялись решать трудные и острые проблемы древнерусского и современного церковного искусства, тем самым формируя современную российскую науку.

Не менее важной представляется и яркая одаренность Анны Вадимовны, проявившаяся в любви к живописи, передавшейся ей от отца. Эту страстную увлеченность ярким цветом, густым мазком, четкой линией она пронесла через всю жизнь. Ее живописным полотнам были присущи театральность, эмоциональная насыщенность и романтический пафос. В 1960-е годы выступала художником по театральным костюмам, позднее и до самых последних дней жизни работала в области станковой живописи. Несколько лет назад в выставочных залах Академии художеств, в Музее древнерусского искусства А. Рублёва состоялись персональные выставки работ Анны Вадимовны, открывшие коллегам незаурядного, талантливого и трепетного художника. Деятельность А.В. Рындиной неоднократно была отмечена государственными и общественными наградами. С 1995 года она являлась членом Союза художников России.

В 2021 году, в разгар эпидемии, А.В. Рындина выступила организатором проекта «Музеи в гостях у Российской академии художеств», который предусматривал проведение цикла дистанционных онлайн-лекций сотрудниками отечественных и зарубежных музеев. Проект был организован с целью укрепления сотрудничества академии с отечественными и зарубежными музеями и знакомства с музейными собраниями, особенно региональными. Проект оказался настолько успешен и востребован, что продолжается до сих пор. В 2022 году под редакцией А.В. Рындиной вышла коллективная монография «Теория «Москва – Третий Рим» в словесных и визуальных образах. Легенды и реальность» [12], подготовленная по материалам Международной научной конференции «Истолкование концепции “Москва – Третий Рим” на Востоке и на Западе. От идеи к визуальным образам», состоявшейся в РАХ и Музеях Московского Кремля 23–25 марта 2016 года.

Последним прижизненным вкладом А.В. Рындиной в педагогическую науку стало научное пособие «Скульптурные образы в пространстве русского храма. Происхождение, сакральный смысл, материал. Эволюция технологии и стиля. От Средневековья к Новому времени» [13], адресованное историкам искусств, специалистам в области изучения церковной скульптуры и древнерусской пластики, студентам гуманитарных вузов, специалистам в области образования и культуры, широкому кругу любителей отечественной истории.

А.В. Рындина, продолжая традиции русской науки XIX – начала XX века, в течение долгих лет жизни скрупулезно и вдумчиво изучала древнерусскую пластику в различных материалах и видах, находя прочную связь с классическими ценностями восточно-христианской культуры и отмечая художественное своеобразие памятников. Трудам А.В. Рындиной были свойственны обширный диапазон охвата материала, интерес к художественным и историко-культурным процессам в искусстве, внимание к роли выдающихся исторических личностей, выделение сакрального смысла древнерусской пластики, связанного во многом с материалом и технологией изготовления предмета. Искусствоведа отличали широкая эрудиция, яркая увлеченность, редкая художественная восприимчивость и смелость суждений, прекрасная память, умение обобщать и анализировать материал. Огромным вкладом ученого является и введение в отечественную науку новых памятников, атрибуция и публикация которых позволила раздвинуть рамки источниковедческой базы исследований древнерусской пластики. Многие десятилетия Анна Вадимовна Рындина служила в Российской академии художеств, и слово «служила» было связано для нее не со службой, а со служением.

Список источников

1. Костина Е. Вадим Федорович Рындин. Биографии и мемуары. М.: Советский художник, 1995. 116 с.

2. Василий Васильевич Почиталов (1903–1973) : альбом / сост. О.В. Буткевич. Л.: Художник РСФСР, 1983. 159 с.

3. Подобедова О.И. Виктор Никитич Лазарев // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции : сборник статей / ред.-сост. О.И. Подобедова. М.: Наука, 1977. С. 5–11.

4. Попов Г.В. Ольга Ильинична Подобедова (1912–1999) // Археографический ежегодник за 1999 г. / ред. С.О. Шмидт. М.: Наука, 2000. С. 384–385.

5. Рындина А.В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV–XV веков. М.: Наука. 1978. 190 с.

6. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV–XVI века. М.: Наука, 1979. 640 с.

7. Рындина А.В. Художественный металл Москвы XIV–XV веков. Типология и стилеобразование : дис. … докт. искусствоведения. М., 1990. Т. 1. 379 с.; Т. 2: Альбом фотографий.

8. 1000-летие русской художественной культуры / сост. А.В. Рындина, В.Д. Белецкий и др. М.: [б. и.], 1988. 445 с.

9. Животворящее Древо. Русская деревянная скульптура с древнейших времен до XX века / под ред. А.В. Рындиной, Г.В. Сидоренко, К. Пировано. Милан: Electa, 2006. 179 с.

10. Русское церковное искусство Нового времени / отв. ред. А.В. Рындина. М.: Индрик, 2004. 320 с.

11. Техники и технологии в сакральном искусстве. Христианский мир. От древности к современности / сост. и отв. ред. А.В. Рындина. М.: Индрик, 2012. 392 с.

12. Теория «Москва – Третий Рим» в словесных и визуальных образах. Легенды и реальность / под ред. А.В. Рындиной. М.: Курс, 2022. 256 с.

13. Рындина А.В. Скульптурные образы в пространстве русского храма. Происхождение, сакральный смысл, материал. Эволюция технологии и стиля. От Средневековья к новому времени. М.: Курс, 2023. 25 с.

References

1. Kostina, E. (1995) Vadim Fedorovich Ryndin. Biographies and memoirs. Moscow: Sovetskiy khudozhnik. (In Russ.)

2. Butkevich, O.V. (comp.) (1983) Vasily Vasilyevich Pochitalov (1903–1973). Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (In Russ.)

3. Podobedova, O.I. (1977) ‘Viktor Nikitich Lazarev’, in Podobedova, O.I. (ed.) Old Russian art. Problems and attributions. Moscow: Nauka, pp. 5–11. (In Russ.)

4. Popov, G.V. (2000) ‘Olga Ilyinichna Podobedova (1912–1999)’, in Schmidt, S.O. (ed.) Archaeographic Yearbook for 1999. Moscow: Nauka, pp. 384–385. (In Russ.)

5. Ryndina, A.V. (1978) Old Russian small plastics. Novgorod and Central Rus' of the 14th – 15th centuries. Moscow: Nauka. (In Russ.)

6. Popov, G.V. and Ryndina, A.V. (1979) Painting and applied arts of Tver in the 14th–16th centuries. Moscow: Nauka. (In Russ.)

7. Ryndina, A.V. (1990) Art metal of Moscow of the 14th–15th centuries. Typology and style formation. Dr. Art sci. thesis. Moscow. (In Russ.)

8. Ryndina, A.V et al. (comp.) (1988) 1000th anniversary of Russian artistic culture. Moscow: s.n. (In Russ.)

9. Ryndina, A.V., Sidorenko, G.V. and Pirovano, K. (eds.) (2006) The Life-Giving Tree. Russian wood sculpture from ancient times to the 20th century. Milan: Electa. (In Russ.)

10. Ryndina, A.V (ed.) (2004) Russian church art of modern times. Moscow: Indrik. (In Russ.)

11. Ryndina, A.V (ed.) (2012) Techniques and technologies in sacred art. Christian world. From antiquity to modern times. Moscow: Indrik. (In Russ.)

12. Ryndina, A.V (ed.) (2022) The theory “Moscow the Third Rome” in verbal and visual images. Legends and reality. Moscow: Kurs Publ. (In Russ.)

13. Ryndina, A.V. (2023) Sculptural images in the space of a Russian temple. Origin, sacred meaning, material. Evolution of technology and style. From the Middle Ages to modern times. Moscow: Kurs Publ. (In Russ.)

Информация об авторе:

Островская Тамара Алексеевна, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства и книги, Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское – Измайлово», Москва, Российская Федерация, tomaostrov@mail.ru.

Information about the author:

Tamara Alekseevna Ostrovskaya, Head of the Department of Decorative and Applied Arts, Fine Arts and Books, the Moscow State Integrated Art and Historical, Architectural and Natural Landscape Museum-Reserve, Moscow, Russian Federation, tomaostrov@mail.ru.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 17.11.2023; одобрена после рецензирования 26.12.2023; принята к публикации 27.12.2023.

The article was received by the editorial board on 17 November 2023; approved after reviewing on 26 December 2023; accepted for publication on 27 December 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.