Научная статья на тему 'ВКЛАД А. Д. ГЛОТОЧКИНА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ВКЛАД А. Д. ГЛОТОЧКИНА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Е.А., Пономарева Д.И.

Статья посвящена Алексею Даниловичу Глоточкину (1925-2007) - известному ученому, который внес существенный вклад в развитие военной, социальной и пенитенциарной отечественной психологии. Методологические подходы А. Д. Глоточкина в современных условиях являются востребованными, находя свое воплощение в исследованиях нового поколения ученых. Доктор психологических наук, профессор, генерал-майор в отставке А. Д. Глоточкин относился к числу тех уникальных специалистов-практиков, кто начал многопланово исследовать сущность социально-психологических факторов межличностного взаимодействия в воинских коллективах. Его личный военный опыт в сочетании с талантом ученого имели огромное значение для актуализации изучаемых в армии психологических проблем. Он был одним из разработчиков системы методов эффективной психологической подготовки личного состава к боевым действиям, а также процедуры профессионального психологического отбора в армии. А. Д. Глоточкин провел широкомасштабный мониторинг социально-психологических аспектов межличностного и профессионального взаимодействия в войсковых частях и подразделениях. Полученные данные, впервые представленные в докторской диссертации в обобщенном и структурированном виде, стали уникальной научно-методической платформой для написания учебников и монографий [2; 12]. Многие поколения курсантов и слушателей имели возможность получения системных знаний в сфере психологии воинских коллективов, а также военной психологии и педагогики. Наряду с этим большой научный интерес для Алексея Даниловича представляла работа по созданию концептуального базиса пенитенциарной теории и практики. Написанные им в соавторстве учебные пособия для слушателей вузов МВД СССР по исправительно-трудовой психологии в течение многих лет были широко востребованы в образовательном процессе подготовки высококвалифицированных сотрудников отечественной уголовно-исполнительной системы. Учебные и методические пособия, монографии, статьи и научно-популярные очерки профессора А. Д. Глоточкина и в наше время являются актуальными для специалистов разных профилей. Его труды, переведенные на многие языки мира, изданы в США, странах Европы и Латинской Америки, Азии и Африки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пономарева Е.А., Пономарева Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. D. GLOTOCHKIN'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

The article outlines the main stages of the creative biography of an outstanding Russian psychologist, Academician Alexei Danilovich Glotochkin (1925-2007) - a famous scientist who made a significant contribution to the development of the military, social and penitentiary Russian psychology. Methodological approaches of A. D. Glotochkin in modern conditions are in demand, being embodied in the research of a new generation of scientists. Doctor of Psychology, professor, retired Major General A. D. Glotochkin was among those unique practitioners who began to explore the essence of the socio-psychological factors of interpersonal interaction in military teams. His personal military experience, combined with the talent of a scientist, was of great importance for the actualization of psychological problems studied in the army. Already in peacetime, more than ten years working as head of the military-pedagogical faculty of the Military-Political Academy. V. Lenin, he enjoyed a well-deserved prestige among his colleagues as a person possessing invaluable baggage of professional competencies. He was one of the developers of the system of methods for effective psychological preparation of personnel for combat operations, as well as procedures for professional psychological selection in the army. A. D. Glotochkin conducted a large-scale monitoring of the socio-psychological aspects of interpersonal and professional interaction in military units and subdivisions. The data obtained, first presented in a doctoral dissertation, in a generalized and structured form, became a unique scientific and methodological platform for writing textbooks and monographs [2; 12]. Many generations of cadets and trainees had the opportunity to obtain system knowledge in the field of the psychology of military teams, as well as military psychology and pedagogy. Along with this, the work on the creation of a conceptual basis of the penitentiary theory and practice was of great scientific interest for Alexey Danilovich. Over the years, written in co-authorship, textbooks for students of higher educational institutions of the USSR Ministry of Internal Affairs on corrective labor psychology have been widely demanded in the educational process of training highly qualified employees of the domestic penitentiary system. The USSR Ministry of Justice highly appreciated the work of scientists. Textbooks and methodic manuals, monographs, articles and popular science essays by Academician A. D. Glotochkin are still relevant for specialists of different profiles. His science works, translated into many languages of the world, have been published in the USA, countries of Europe and Latin America, Asia and Afri ca.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД А. Д. ГЛОТОЧКИНА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.07

ВКЛАД А. Д. ГЛОТОЧКИНА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Е. А. Пономарева,

МГПУ Москва,

PonomarevaEA@mgpu.ru,

Д. И. Пономарева,

МАИ, Москва, Di37tap1@mail.ru

Статья посвящена Алексею Даниловичу Глоточкину (1925-2007) — известному ученому, который внес существенный вклад в развитие военной, социальной и пенитенциарной отечественной психологии. Методологические подходы А. Д. Глоточкина в современных условиях являются востребованными, находя свое воплощение в исследованиях нового поколения ученых.

Доктор психологических наук, профессор, генерал-майор в отставке А. Д. Глоточкин относился к числу тех уникальных специалистов-практиков, кто начал многопланово исследовать сущность социально-психологических факторов межличностного взаимодействия в воинских коллективах. Его личный военный опыт в сочетании с талантом ученого имели огромное значение для актуализации изучаемых в армии психологических проблем.

Он был одним из разработчиков системы методов эффективной психологической подготовки личного состава к боевым действиям, а также процедуры профессионального психологического отбора в армии. А. Д. Глоточкин провел широкомасштабный мониторинг социально-психологических аспектов межличностного и профессионального взаимодействия в войсковых частях и подразделениях. Полученные данные, впервые представленные в докторской диссертации в обобщенном и структурированном виде, стали уникальной научно-методической платформой для написания учебников и монографий [2; 12]. Многие поколения курсантов и слушателей имели возможность получения системных знаний в сфере психологии воинских коллективов, а также военной психологии и педагогики.

Наряду с этим большой научный интерес для Алексея Даниловича представляла работа по созданию концептуального базиса пенитенциарной теории и практики. Написанные им в соавторстве учебные пособия для слушателей вузов МВД СССР по исправительно-трудовой психологии в течение многих лет были широко востребованы в образовательном процессе подготовки высококвалифицированных сотрудников отечественной уголовно-исполнительной системы.

Учебные и методические пособия, монографии, статьи и научно-популярные очерки профессора А. Д. Глоточкина и в наше время являются актуальными для специалистов разных профилей. Его труды, переведенные на многие языки мира, изданы в США, странах Европы и Латинской Америки, Азии и Африки.

Ключевые слова: воинский коллектив; военная психология; межличностные отношения; исправительно-трудовая психология; психологическое сопровождение; девиантное поведение; агрессия подростков; психическое здоровье; педагоги.

Для цитаты: Пономарева Е. А., Пономарева Д. И. Вклад А. Д. Глоточкина в развитие отечественной психологии // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 68-75. DOI: 10.25688/22236872.2019.31.3.07

Пономарева Елена Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: PonomarevaEA@mgpu.ru

Пономарева Диана Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института (Национального исследовательского университета), Москва.

E-mail: Di37tap1@mail.ru

© Пономарева Е. А., Пономарева Д. И., 2019

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.07

A. D. GLOTOCHKIN'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Е. A. Ponomareva,

MCU, Moscow,

PonomarevaEA@mgpu.ru,

D. I. Ponomareva,

MAI, Moscow,

Di37tap1@mail.ru

The article outlines the main stages of the creative biography of an outstanding Russian psychologist, Academician Alexei Danilovich Glotochkin (1925-2007) — a famous scientist who made a significant contribution to the development of the military, social and penitentiary Russian psychology. Methodological approaches of A. D. Glotochkin in modern conditions are in demand, being embodied in the research of a new generation of scientists.

Doctor of Psychology, professor, retired Major General A. D. Glotochkin was among those unique practitioners who began to explore the essence of the socio-psychological factors of interpersonal interaction in military teams. His personal military experience, combined with the talent of a scientist, was of great importance for the actualization of psychological problems studied in the army. Already in peacetime, more than ten years working as head of the military-pedagogical faculty of the Military-Political Academy. V. Lenin, he enjoyed a well-deserved prestige among his colleagues as a person possessing invaluable baggage of professional competencies. He was one of the developers of the system of methods for effective psychological preparation of personnel for combat operations, as well as procedures for professional psychological selection in the army. A. D. Glotochkin conducted a large-scale monitoring of the socio-psychological aspects of interpersonal and professional interaction in military units and subdivisions. The data obtained, first presented in a doctoral dissertation, in a generalized and structured form, became a unique scientific and methodological platform for writing textbooks and monographs [2; 12]. Many generations of cadets and trainees had the opportunity to obtain system knowledge in the field of the psychology of military teams, as well as military psychology and pedagogy.

Along with this, the work on the creation of a conceptual basis of the penitentiary theory and practice was of great scientific interest for Alexey Danilovich. Over the years, written in co-authorship, textbooks for students of higher educational institutions of the USSR Ministry of Internal Affairs on corrective labor psychology have been widely demanded in the educational process of training highly qualified employees of the domestic penitentiary system. The USSR Ministry of Justice highly appreciated the work of scientists.

Textbooks and methodic manuals, monographs, articles and popular science essays by Academician A. D. Glotochkin are still relevant for specialists of different profiles. His science works, translated into many languages of the world, have been published in the USA, countries of Europe and Latin America, Asia and Africa.

Keywords: military team; military psychology; interpersonal relations; corrective-labor psychology; psychological support; deviant behavior; adolescent aggression; mental health; teachers.

For citation: Ponomareva E. A., Ponomareva D. I. A. D. Glotochkin's contribution to the development of the Russian psychological science // Systems Psychology and Sociology. 2019. № 3 (31). P. 68-75. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.07

Ponomareva Elena Alekseevna, PhD in Psychology, docent, docent at the Department of pedagogical, developmental and social psychology at the Institute of psychology, sociology and social relations of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: PonomarevaEA@mgpu.ru

Ponomareva Diana Igorevna, PhD in Psychology, docent at the Department of sociology, psychology and social management at the Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia.

E-mail: Di37tap1@mail.ru

Введение

Великая Отечественная война повлияла на необходимость изучения таких психологических проблем, которые раньше не ставились перед психологической наукой. Опыт войны показал, что важно знать и понимать особенности поведения бойцов в условиях ведения боевых действий и при учебно-боевой подготовке. В каждое время встречаются люди, активно участвующие в решении сложных проблем, которые ставит страна. Таким человеком был Алексей Данилович Глоточкин (1925-2007) — один из выдающихся отечественных ученых, психолог-теоретик и психолог-практик, стоявший у истоков советской военной психологической науки. Будучи участником Великой Отечественной войны, находясь на различных командных постах, он наблюдал сложные отношения между людьми и старался помочь фронтовикам не терять бодрости духа. После войны он вернулся на Родину единственным выжившим из своей деревни военным, остался в армии и занялся научным изучением социальных отношений в воинских подразделениях.

Алексей Данилович Глоточкин

Межличностные отношения военнослужащих

В период с 1946 по 1992 г. в системе отечественных вооруженных сил были сформированы научные центры изучения проблематики психологического сопровождения

деятельности военнослужащих (Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований; Военно-политическая академия). Совершенствовалась система психологического образования военных кадров: был введен психологический отбор в военных училищах; во всех военных заведениях появилась новая учебная дисциплина «Военная психология и педагогика»1.

А. Д. Глоточкин стал первым военным психологом, изучавшим психологическую проблематику воинских коллективов. Обобщая опыт Великой Отечественной войны, он занимался психологической подготовкой войск к боевым действиям и профессионально-психологическим отбором военных специалистов.

В 60-е годы двадцатого века Алексей Данилович Глоточкин изучал социально-психологические особенности межличностных отношений в малой социальной группе военнослужащих для определения специфики психологической атмосферы и оптимизации управления. По материалам этой работы им была защищена кандидатская диссертация (1964). Через несколько лет он без отрыва от службы защитил докторскую диссертацию по теме «Социально-психологические проблемы формирования первичного коллектива (на материалах воинских подразделений)»2. Работы Алексея Даниловича послужили становлению востребованного практикой научного направления — военной социальной психологии [2; 11; 13; 16]. Научные и практические разработки А. Д. Глоточкина вошли в основу монографии «Психология воинского коллектива» и учебников «Военная психология», «Военная психология и педагогика» [1; 10].

В монографии «Психология воинского коллектива» (1967) им впервые была обозначена проблематика актуальных социально-психологических аспектов межличностного и профессионального взаимодействия в военных подразделениях и частях. Опираясь

1 Глоточкин А. Д. Военная психология и педагогика. М.: Прогресс, 1987. 356 с.

2 Глоточкин А. Д. Социально-психологические проблемы формирования первичного коллектива (на материалах воинских подразделений): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., МГПИ, 1972. 43 с.

на данные исследований в области военной психологии, А. Д. Глоточкин разработал концепцию психологии первичного воинского коллектива, включающую структуру психологии воинского коллектива; психологию взаимоотношений военнослужащих; сущность и значение авторитета в воинском коллективе; особенности коллективного мнения в воинских подразделениях; коллективные настроения и традиции в воинских коллективах; психологию воинской дисциплины [1].

Значительный вклад он внес и в развитие общей, социальной психологии, психологии труда, пенитенциарной психологии. Действительный член МАПН, А. Д. Глоточкин являлся также почетным учредителем этой организации. Автор ряда психологических концепций, блестящий последователь Константина Константиновича Платонова, он всегда творчески подходил к воплощению основных концептуальных идей своего учителя в жизнь [6].

При его деятельном участии были сформулированы новые научно-методологические принципы совершенствования процесса психологического сопровождения и подготовки офицеров к выполнению боевых задач и разработаны критерии профессионального психологического отбора в рядах вооруженных сил.

Теоретический и практический вклад А. Д. Глоточкина состоит в том, что он вывел отечественную военную психологию на новый уровень качественных эмпирических исследований, опирающихся на научно-практическую базу и систематизированный военный опыт поколений. Алексей Данилович убедительно доказал необходимость овладения офицерами психологическим инструментарием для повышения эффективности осуществления управленческих функций в коллективах военнослужащих.

Военная психология и в наше время разрабатывает рекомендации как в определении технологий повышения психолого-педагогической грамотности командиров, оптимизации тактики приведения войск в состояние высокой боевой готовности, так и в последующем совершенствовании стандартов профессионального, межличностного взаимодействия солдат и офицеров, научной организации воинского труда.

Алексей Данилович Глоточкин (фото из домашнего архива)

Пенитенциарная психология

Во второй половине XX века наметилась тенденция дальнейшего развития юридической психологии. В нашей стране стали системно осуществляться комплексные эмпирические исследования в данной области (А. Д. Глоточкин, А. В. Дулов, М. И. Еникеев, А. Г. Ковалев, В. Ф. Пирожков, А. Р. Ратинов, В. В. Романов и др.); в юридическом сообществе сформировался социальный заказ на профессиональное психологическое обеспечение правоприменительной деятельности [8].

В связи с этим в нашей стране была сформирована отечественная пенитенциарная психологическая школа, в создании которой принял непосредственное участие А. Д. Глоточкин. Он стал одним из авторов первых учебных пособий по исправительно-трудовой психологии для слушателей вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации [5; 7].

Авторы «Исправительно-трудовой психологии» — А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков — были награждены медалью Министерства юстиции СССР. В учебнике на высоком теоретическом уровне раскрыты социально-психологические проблемы исправительно-трудовой психологии: характеристика психологии групп и коллективов осужденных; социально-психологические явления в контактных общностях осужденных. Большое внимание уделялось в его трудах конфликтам в общностях осужденных и психологическим

предпосылкам их разрешения (в соавторстве с И. Б. Пономаревым и А. Н. Суховым); психологической подготовке и адаптации осужденных к жизни в новых условиях [7: с. 233-243].

В 90-е гг. XX в. А. Д. Глоточкин занимался изучением концептуальных социально-психологических подходов к изучению личности3. Им была разработана концепция личностного самоопределения как интрапси-хического процесса. Системное изложение данной концепции содержится в его фундаментальном труде «К вопросу о динамической функциональной структуре личности» [3]. В концептуальную модель К. К. Платонова (направленность личности, опыт, психические процессы, биопсихические свойства) Алексей Данилович включил подструктуру самоопределения, или внутренней ориентированности, в окружающей среде.

Ученый подчеркивал, что большую роль в социально-психологической структуре личности играют не только мотивы и отношения, но и самосознание. Согласно данной концепции «самоопределение, внутренняя ориентированность в среде выступает основанием направленности: чтобы адекватно определить и мотивировать свои намерения, наметить цели своих действий и поступков (направленность), человек должен сориентироваться, определиться в окружающем мире, в социальном пространстве и времени (психологическое время личности), уяснить степень достигнутого и достижимого в своей деятельности» [3: с. 38].

На рубеже XXI в. А. Д. Глоточкин осуществил новый цикл актуальных социально-психологических исследований в области педагогической практики. Он постоянно подчеркивал необходимость усиления психокор-рекционной работы учителей и психологов с неблагополучными учащимися в образовательных учреждениях4. Эти исследования

3 Глоточкин А. Д. О задачах социальной психологии // Проблемы психологии и эргономики. Вып. 4. М.: Губернская медицина, 1999. С. 23-24.

4 Глоточкин А. Д. О психологической помощи учащимся как важнейшей функции учителя // Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармоний в развитии личности подростков. Воронеж: ВГПИ, 1993.

С. 25-27.

и по сей день имеют большое значение для сохранения психического здоровья и полноценного развития подрастающего поколения, и результаты которых высоко оцениваются зарубежными авторами [12; 14; 15; 17-21].

В своих работах, посвященных проблеме агрессивности несовершеннолетних делинквентов, он утверждал, что одним из ведущих мотивов их отклоняющегося поведения является стремление преодолеть психологическую изоляцию в социально полезных группах, избавиться от контроля взрослых и таким образом адаптироваться к сложной ситуации [4: с. 47]. Содержательной основой социально-психологической адаптации А. Д. Гло-точкин считал понимание данного явления как процесса оптимального включения в новые условия жизнедеятельности, формальные и неформальные межличностные отношения, а также самоутверждения и приобретения в новой микросреде социального и личностного статуса5.

Алексей Данилович много труда вложил в развитие отечественной и зарубежной психологической науки в области профилактики и психологической коррекции девиантного поведения подростков [2; 4-7]. Он неоднократно подчеркивал необходимость повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения трудных подростков за счет системного воздействия, которое может быть осуществлено только в том случае, если у разных специалистов будут сформированы установки на содержательное сотрудничество. Его теоретические исследования стали основой для комплексных методических разработок в этой области [9].

На протяжении длительного времени он занимал должность профессора кафедр общей психологии и педагогики и психологии младших школьников Тверского государственного университета, являлся заместителем председателя докторского диссертационного совета Тверского государственного университета и кандидатского совета МГПУ. Его авторитет был высок

5 Глоточкин А. Д., Каширин В. П. Социально-психологические аспекты самоутверждения личности в коллективе // Психологический журнал. 1989. Т. 3, № 4. С. 67-77.

как среди профессорско-преподавательского, так и среди студенческого (слушательского) состава, аспирантов и соискателей.

В последние годы жизни А. Д. Глоточ-кин являлся профессором Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ и работал над вузовским учебником «Прикладная социальная психология образования». Особенный акцент в профессиональной педагогической деятельности был сделан А. Д. Глоточкиным на выполнении высокоответственной функции наставника, учителя новых поколений ученых-исследователей6. Под его руководством были успешно защищены более тридцати кандидатских и четыре докторских диссертаций по психологическим наукам. Алексей Данилович Глоточкин всегда проявлял искренний творческий интерес к новым перспективным направлениям психологических исследований, отражающим широкий спектр социальных запросов общества, оставался флагманом коллективных научных открытий.

6 Пономарева Д. И. Профессиональная деятельность субъектов пенитенциарных учреждений по профилактике агрессивного поведения и психологической коррекции личности подростков-делинквентов: дис. ... канд. психол. наук. Тверь: ТвГУ 2003. 170 с.

Заключение

Научные идеи профессора А. Д. Глоточ-кина в области военной, пенитенциарной и социальной психологии и в настоящее время являются актуальными, находя свое продолжение в современных исследованиях его многочисленных учеников и последователей.

А. Д. Глоточкиным опубликовано свыше ста тридцати научных и научно-методических трудов. Занимая активную гражданскую позицию, он являлся членом Союза журналистов, постоянно публиковался в ряде центральных журналов: «Вопросы философии», «Военная мысль», «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Пограничник», «К новой жизни», «Новое время». Книги, монографии и многочисленные научные статьи академика А. Д. Глоточкина изданы в США, Германии, Польше, Югославии, Чехословакии, Болгарии, на Кубе, во Вьетнаме, Мозамбике, Никарагуа, Португалии и других странах мира.

Алексей Данилович всегда был на передовых рубежах инновационного психологического поиска, развивал новаторские идеи, стремился реализовать свой творческий и научный потенциал. Жизнеутверждающая энергия, масштабность интересов, удивительная работоспособность, креативный подход в научно-исследовательской и проектной деятельности — все это отражало незаурядность и талант выдающегося ученого Алексея Даниловича Глоточкина.

Литература

1. Военная психология: учебник / под ред. В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. М.: Военное издательство, 1972. 400 с.

2. Глоточкин А. Д. О формировании психологии первичного коллектива. М.: Знание, 1972.

45 с.

3. Глоточкин А. Д. К вопросу о динамической функциональной структуре личности. Славянск: Мистецтво, 1991. 185 с.

4. Глоточкин А. Д. Социальная психология и практика. (Избранные публикации). Уфа: УТИС, 2001. 120 с.

5. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. М.: Академия МВД СССР, 1974. 428 с.

6. Глоточкин А. Д. Развитие представлений К. К. Платонова о структуре личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований / под ред. А. Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 85-91.

7. Исправительно-трудовая психология: учеб. пособие для слушателей вузов МВД СССР / под ред. К. К. Платонова, А. Д. Глоточкина, К. Е. Игошева. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. 360 с.

8. Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: монография. М.: Изд-во Акад. управления МВД России, 2000. 270 с.

9. Пономарева Е. А., Пономарева Д. И. Психологическое сопровождение коррекционно-разви-вающего обучения подростков-делинквентов с агрессивным поведением // Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества. К 10-летию журнала «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы». М.: Социальное здоровье России, 2004. С. 67.

10. Психология воинского коллектива: монография / А. В.Барабанщиков, А. Д. Глоточкин, Н. Ф. Феденко, В. В. Шеляга. М.: Военное издательство, 1967. 252 с.

11. Психология XXI века: учебник / под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. 863 с.

12. Ahalt C., Haney Cr., Rios S., Fox Matthew P., Farabee D., Williams B. Reducing the use and impact of solitary confinement in corrections// International Journal of Prisoner Health, 2017. Vol. 13. Issue: 1. P. 41-48. URL: http://doi.org/10.1108/IJPH-08-2016-0040.

13. Ainspan N. D., Penk W., Kearney L. K. Psychosocial approaches to improving the military-to-civilian transition process // Psychological Services. 2018. Vol. 15 (2). P. 129-134. URL: http://dx.doi.org/10.1037/ ser0000259.

14. Bethune S. Teen stress rivals that of adults // Monitor on Psychology 2014. Vol. 45 (4). P. 20. URL: http://www.apa.org/monitor/2014/04/teen-stress.aspx.

15. Clay Z., Ravaux L., Waal Frans B. M., Zuberbühler K. Bonobos (Pan paniscus) vocally protest against violations of social expectations // Journal of Comparative Psychology, 2016. Vol. 130 (1). P. 44-54. URL: http://www.apa.org/pubs/journals/features/com-coma0040088.pdf.

16. Goodwin Gerald F., Blacksmith N., Coats, Meredith R. The science of teams in the military: Contributions from over 60 years of research // American Psychologist. 2018. Vol. 73 (4). P. 322-333. DOI 10.1037/ amp0000259/ URL: https://www.apa.org/pubs/journals/releases/amp-amp0000259.pdf.

17. Konold T., Cornell D., Huang F., Meyer P., Lacey A., Nekvasil E., Shukla K. Multilevel multi-informant structure of the authoritative school climate survey // School Psychology Quarterly. 2014. Vol. 29. P. 238-255. URL: http://dx.doi.org/10.1037/spq0000062.

18. Mok C., Weaver C., Rosenthal J., Pettis T., Wickham R. Augmenting Veterans Affairs policemental health response: Piloting diversion to health care as risk reduction // Journal of Threat Assessment and Management. 2018. Vol. 5 (4). P. 227-237. URL: http://dx.doi.org/10.1037/tam0000112.

19. Nekvasil E. K., Cornell D. G. Student threat assessment associated with safety in middle schools // Journal of Threat Assessment and Management. 2015. Vol. 2 (2). P. 98-113. URL:http://www.apa.org/pubs/ journals/features/tam-tam0000038.pdf.

20. Psick Z., Simon Jon., Brown R., Ahalt C. Older and incarcerated: policy implications of aging prison populations// International Journal of Prisoner Health, 2017. Vol. 13. Issue: 1. P. 57-63. URL:http://doi. org/10.1108/IJPH-09-2016-0053.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Shilpi P. Behavioral therapy for children with emotional disorders // SOJ Psychology 2017. Vol. 2. P. 1-2. URL: http://symbiosisonlinepublishing.com/psychology/psychology41.pdf.

References

1. Military psychology: a textbook / ed. by V. V. Shelyag, A. D. Glotochkin, K. K. Platonov. Moscow: Voyennoye izdatelstvo, 1972. 400 p.

2. Glotochkin A. D. On the formation of the psychology of the primary team. Moscow: Knowledge, 1972. 45 p.

3. Glotochkin A. D. To the question of the dynamic functional structure of personality. Slavyansk: Mistetstvo, 1991. 185 p.

4. Glotochkin A. D. Social psychology and practice. (Selected works). Ufa: UTIS, 2001. 120 p.

5. Glotochkin A. D., Pirozhkov V. F. Corrective labor psychology. Moscow: USSR AIM, 1974. 428 p.

6. Glotochkin A. D. The development of K. K. Platonov's ideas about the personality structure // Modern Psychology: the situation and perspectives of the researches / ed. by A. L. Zhuravlev. Moscow: Institute of Psychology RAS, 2002. P. 85-91.

7. Corrective labor psychology: Educational. manual for university students Ministry of Internal Affairs of the USSR / Ed. K. K. Platonova, A. D. Glotochkina, K. E. Igosheva. Ryazan: RVSH MIA USSR, 1985. 360 p.

8. Pozdnyakov V. M. Domestic penitentiary psychology: history and modernity: Monograph. Moscow: Publishing House Acad. Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2000. 270 c.

9. Ponomareva E. A., Ponomareva D. I. Psychological support of correctional and developmental education for adolescent delinquents with aggressive behavior // Psychological support for the prevention of social orphanhood and deviant behavior of children and youth. To the 10th anniversary of the journal Journal of psychosocial and correctional and rehabilitation work. Moscow: Social Health of Russia, 2004. P. 67.

10. Psychology of the military team: Monograph / A. V Barabanshchikov, A. D. Glotochkin, N. F. Fedenko, V. V. Shelyag. Moscow: Military publishing house, 1967. 252 p.

11. Psychology of the XXI century: the textbook / Ed. V. N. Druzhinin. Moscow: PER SE, 2003. 863 p.

12. Ahalt C., Haney Cr., Rios S., Fox Matthew P., Farabee D., Williams B. Reducing the use and impact of solitary confinement in corrections // International Journal of Prisoner Health, 2017. Vol. 13. Issue: 1. P. 41-48. URL: http://doi.org/10.1108/IJPH-08-2016-0040.

13. Ainspan N. D., Penk W., Kearney L. K. Psychosocial approaches to improving the military-to-civilian transition process // Psychological Services. 2018. Vol. 15 (2). P. 129-134. URL: http://dx.doi.org/10.1037/ ser0000259.

14. Bethune S. Teen stress rivals that of adults // Monitor on Psychology. 2014. Vol. 45 (4). P. 20. URL: http://www.apa.org/monitor/2014/04/teen-stress.aspx.

15. Clay Z., Ravaux L., Waal Frans B. M., Zuberbühler K. Bonobos (Pan paniscus) vocally protest against violations of social expectations // Journal of Comparative Psychology. 2016. Vol. 130 (1). P. 44-54. URL: http://www.apa.org/pubs/journals/features/com-coma0040088.pdf.

16. Goodwin Gerald F., Blacksmith N., Coats, Meredith R. The science of teams in the military: Contributions from over 60 years of research// American Psychologist. 2018. Vol. 73 (4). P. 322-333. DOI: 10.1037/ amp0000259/ URL: http://www.apa.org/pubs/journals/releases/amp-amp0000259.pdf.

17. Konold T., Cornell D., Huang F., Meyer P., Lacey A., Nekvasil E., Shukla K. Multilevel multi-informant structure of the authoritative school climate survey // School Psychology Quarterly. 2014. Vol. 29. P. 238-255. URL: http://dx.doi.org/10.1037/spq0000062.

18. Mok C., Weaver C., Rosenthal J., Pettis T., Wickham R. Augmenting Veterans Affairs policemental health response: Piloting diversion to health care as risk reduction// Journal of Threat Assessment and Management, 2018. Vol. 5 (4). P. 227-237. URL: http://dx.doi.org/10.1037/tam0000112.

19. Nekvasil E. K., Cornell D. G. Student threat assessment associated with safety in middle schools // Journal of Threat Assessment and Management. 2015. Vol. 2 (2). P. 98-113. URL: http://www.apa.org/pubs/ journals/features/tam-tam0000038.pdf.

20. Psick Z., Simon Jon., Brown R., Ahalt C. Older and incarcerated: policy implications of aging prison populations // International Journal of Prisoner Health. 2017. Vol. 13. Issue: 1. P. 57-63. URL:http://doi. org/10.1108/IJPH-09-2016-0053.

21. Shilpi P. Behavioral therapy for children with emotional disorders // SOJ Psychology. 2017. Vol. 2. P. 1-2. URL: http://symbiosisonlinepublishing.com/psychology/psychology41.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.